Между тем преосвященный Игнатий, епископ Брестский викарий Литовской епархии, четвёртый уже год помещается весьма неприлично и с крайним стеснением в ветхом, деревянном, клонящемся к разрушению Гродненском Борисоглебском монастыре, и церковь для себя и вместе для монастыря устроил в собственных тесных кельях того же монастыря. В начале прошлого 1851 года возобновлены сношения с помещиком Валицким о приобретении для духовного Православного ведомства упомянутого выше собственного его дома в городе Гродно, и Валицкий подал преосвященному Игнатию, от 20 января того же года, объявление о готовности продать этот дом за 20.000 рублей серебром. Но, после архитекторского освидетельствования, находя нужным некоторый ремонт сказанного дома, а с другой стороны принимая во внимание, что Валицкий уступал его в 1847 году за 17.000 рублей, я поручал преосвященному Игнатию склонить владельца к продаже своего дома и ныне за сию последнюю сумму. За отсутствием за границу помещика Валицкого, поверенный его, коллежский советник Рогоза не согласился на таковую уступку; но ныне, по возвращении Валицкого, тот же Рогоза подал преосвященному Игнатию объявление, от 24 истекшего февраля, о последовавшем согласии помещика Валицкого продать дом за 17.000 с принятием на себя издержек, при совершении купчей требующихся, и на условиях, изложенных в объявлении 20 января 1851 года. За сим, находя означенный дом Валицкого совершенно соответственным предназначенной цели и выпрошенную за него цену весьма сходною, покорнейше прошу посредства вашего сиятельства: 1) чтобы сей дом приобретён был для помещения в Гродно Православного архиерея с подведомым ему штатом и свитою за 17.000 рублей серебром, на условиях, предложенных помещиком Валицким и его поверенным; 2) чтобы вместе с тем отпущено было 3.000 руб. серебром на необходимые переделки и ремонтные исправления, соответственно новому назначению того дома. При сём долгом считаю приложить: а) инвентарное описание дома помещика Валицкого с планами на двух листах, в одной переплетённой книге, – и кроме того, особый план и фасад того же дома на одном большом листе;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В 1910 году А.В. Щусеву было присвоено звание академика архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII века, то есть с пониженными подпружными арками. Все надежные древние части руин включены в новую кладку без изменений. Купол, две башни и апсиды покрыты свинцовыми листами, основная крыша - листовым железом. Купол позолочен. Вместо деревянных (как в древности) установлены железные связи (для имитации дерева обшиты досками). Кирпич древнего образца изготовлялся на местном заводе. Наново выложены ступени на хоры в башнях. Ход в южной стене сделан по подобию северного, который частично сохранился. Полы уложены на уровне древнего порога и вымощены местным кварцитом. Возле сохранившихся стен уложены древние шиферные плиты. Скобянка выполнена на основании старинных рисунков и образцов. Сооружение четырехстолпное, трёхалейдное, крестовокупольное, одноглавое. К западному фасаду примыкают две круглых в плане лестничные башни - уникальное явление для XIIb. Башни и апсиды расчленены профилированными вертикальными тягами, а фасады - пучковыми пилястрами сложного профиля и декорированы рядами поребрика и аркатурными поясами. В сооружении использован интересный приём декорации фасадов - инкрустация стен камнями, утопленными в кирпичную кладку и отшлифованными с лицевой поверхности. Этот приём, известный гродненским зодчим, - свидетельство связи двух городов на Киевском торговом пути. Вдоль северной и южной стен нтерьера сохранились галереи, которые имели оборонное назначение (аналогии в Борисоглебской церкви в городе Гродно). В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В.Н. Максимова. Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указа Св. Синода 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины.

http://sobory.ru/article/?object=16547

Б) Вторые литовские викарии, епископы брестские (называвшиеся прежде пинскими) 1) Антоний Зубко, из униатов, с 1833 по 1840 год; переведен на минскую кафедру; 2) Михаил, из униатов, с 1840 по 1848 год, перемещен в Минск; 3) Игнатий, с 1848 по 1855 год, также из униатов, бывший настоятель гродненского Борисоглебского монастыря. 8) Подольской архиепископии 1) Евгений, с 1836 года, из ректоров минской семинарии, умер в 1841 году; 2) Иустин, с 1841 по 1842 год, из ректоров черниговской семинарии, переведен викарием в Новгород; 3) Афанасий, с 1842 по 1847 год, из ректоров с.-петербургской духовной академии, перемещен на саратовскую кафедру; 4) Евсевий, с 1847 по 1850 год, оттуда же, переведен в Самару; 5) Макарий, с 1850 по 1855 год, также из ректоров с.-петербургской духовной академии. 9) Волынской епископии 1) Анатолий, с 1841 по 1844 год, из пермских викариев, переведен в Могилев; 2) Иерофей, с 1844 по 1855 год, из архимандритов волынского Дерманского монастыря. 10) Пермской епископии 1) Евлампий, с 1833 по 1840 год, из ректоров вифанской семинарии, перемещен на орловскую кафедру; 2) Анатолий, с 1840 по 1841 год, из ректоров новгородской семинарии, переведен викарием в Волынь; 3) Мелхиседек, с 1841 года, из ректоров псковской семинарии, умер в 1846 году; 4) Иона, с 1846 по 1855 год, из ректоров екатеринославской семинарии. 11) Викарии грузинского экзарха 1) Стефан, архиепископ горийский, с 1826 года; 462 умер в 1839 году; 2) Никифор, с 1839 года, из архимандритов Шуамтвинского монастыря, умер в 1851 году; 3) Иоанн, с 1852 года 463 по 1855 год, из настоятелей Давидгореджийской пустыни. Викарные епископы викариатств, открытых в царствование Николая I, но потом или обращенных в самостоятельные кафедры, или закрытых 1) Волынское викариатство в Варшаве 1) Антоний, с 1833 года, из наместников Почаевской лавры, в 1840 году назначен самостоятельным архиепископом варшавским. Вместе с этим закрыто волынское викариатство в Варшаве и открыто в Остроге. 2) Псковское викариатство в Риге 1) Иринарх, с 1836 по 1841 год, из тверских викариев, переведен на воронежское викариатство; 2) Филарет, с 1841 по 1848 год, из ректоров московской духовной академии, перемещен на харьковскую епископию; 3) Платон, с 1848 года, из литовских викариев, в 1850 году назначен самостоятельным рижским архиепископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) работы по устройству Роснянской церкви с колокольней и помещениями для причта в бывшем Мариинском монастыре совершенно окончены в 1870 году. 2) Остринская церковь еще не устроена потому, что потребовалось составление новой сметы, каковая определилась в сумме довольно большой, в счет коей отпущено уже 3000 р.; работы по этой церкви будут мною разрешены, если ее положено оставить самостоятельной приходской, о чем сведения затребованы от Вилейского губернатора 16-го сего мая за 5164. 3) На починку Бытенской церкви предположено испросить особый кредит, смета же необходимым исправлениям не была составлена вовремя, за смертью архитектора, на которого возложено было это поручение. 4) Ввиду вызываемого настоящим положением Государственного Казначейства сокращения церковно-строительных расходов, к устройству церквей в Вязыне, Носилове, Лотыголе, Маркове и Быстрицах никаких распоряжений делаемо не было и, по совещании с преосвященным Иосифом, епископом Ковенским, дело это на некоторое время отложено. 5) На устройство Турейской церкви утверждена смета в сумме 11.838 р. 78 к., и работы по ней разрешены к производству предложением моим от 29 минувшего апреля, за 4460. 6) Исправление Шумской церкви совершенно окончено, по Островецкой же церкви составлена дополнительная смета, находящаяся ныне в рассмотрении. 7) На починку Гвозницкой церкви предположено испросить особый кредит; исправление Бельского собора совершенно окончено; на Вязовецкую церковь испрашивается кредит в сумме 9.223 р. 46 коп., в счет которых —431— уже отпущено 6.000 руб., а к производству работ церковно-строительное присутствие обязано приступить в текущее лето. Рендиновский и Рогожненский костелы переделаны в церкви, освящены и сданы в духовное ведомство 23 мая 1870 г. Что же касается обязательства помещика Ельского возобновить Высоцкую церковь , то из представления Гродненского губернатора оказывается, что помещик сей никогда не выдавал обязательства на поддержание починками сей церкви, почему ныне заставить наследников его, по требованию Литовской Духовной Консистории от 27 апреля и 24 сентября, за 7106 и 7762, поддерживать эту церковь нет законных оснований, тем более, что заботливость об этом по силе 226 ст. XII т. Ч. 1 Уст. Строит, и 178 ст. Полож. 19-го февраля 1861 г. относится к обязанности прихожан, но, так как исполнение сего для прихожан было бы затруднительным, то об устройстве этой церкви сообщено Гродненскому церковно-строительному присутствию, о чем уведомлена уже консистория.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архимандрита же Иону многи скорби постигоша, и людскаго имения истязуем бе, и едва от сих освободися; протопопу же любимый сын преставися, певец бывый царскаго величества. Сия старец изрече, иже добродетелию и достоинством известный, яко дар благодати от Бога имея, хотящая последи быти преди глаголаше, еже и сбыстся во свое время. Сия же от старца слышавшу Ионе Чудовскому и Успенскому протопопу Гурию, глаголаху: старец сей великия ради старости смысла пременися, яко же мнозем сице случается престаревшимся деньми. Преподобный же рече: простите мя господие мои, яко стар аз есмь и грешен, еже глаголах, и паки глаголю: никто же усумнися о блазем сем Божии рабе, но сотворите о нем, якоже достоит и еже повелено есть вам, якоже Святый Дух наставит вас. И преложиша мощи блаженнаго князя Андрея в новый гроб обвивше новыми плащаницами, и се чудно видети аще бо тело его и причастно тлению, но обаче составы костей его вкупе бяху и не разсыпашеся, такожде и власи главнии и брада ничимже вреждени бывше. И отпевше узаконенный погребению службы, и погребше его честно, возвратишася кийждо во свояси». Аминь. 6. Преосвященный Симеон митрополит Смоленский, основатель кафедрального собора в г. Смоленске Исполнилось двухсотлетие (4 января 1899 г.) со дня блаженной кончины преосвященного митрополита Симеона, а потому прилично вспомянуть его жизнь и деяния, совершенные на пользу Церкви Божьей. Он происходил из купеческого рода Молюков и родился в г. Тобольске. Сделавшись иноком, он некоторое время жил в Ростовском Борисоглебском монастыре, а потом, как выдающийся разнообразными высокими дарованиями, поставлен был в архимандрита Нижегородского Печерского монастыря. Здесь он так прославился своею доброю деятельностью, что его перевели (в 1674 г.) в Москву в настоятели Андрониева монастыря, где он вскоре снискал особое расположение царя Алексея Михайловича и его семейства. Когда в 1675 году Смоленский архиепископ Варсонофий был переведен на Крутицкую кафедру, то Смоленская кафедра была предоставлена Симеону.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

47 коп. отнести на счет Строительного по Государству капитала. 3). Архиерейский дом в Севске со всеми угодьями оставить загородным домом, так как в Орле нет угодий, кои бы могли заменять положенный к архиерейским домам угодья. 4). Угодья Орловского Успенскаого монастыря, за обращением его в Архиерейский дом, и за перемещением монашествующих в Мценский монастырь, который имеет свои угодьи, обратить в казенное ведомство. По получении сего указа Преосвященный Иона озаботился скорейшим своим перемещением и перемещением Консистории в г. Орел. По прибытии в Орел Преосвященный поместился в покоях бывшего настоятеля Успенского монастыря Архимандрита Владимира, где в настоящее время помещается канцелярия Его Преосвященства Преосвященнейшего Никанора, Епископа Орловского и квартира эконома, а консисторские чиновники в противоположных комнатах того же корпуса. Консистория помещена была в смежном одноэтажном каменном корпусе, где прежде была монастырская трапезная. Кафедральным собором сделан был Борисоглебский храм. 5). Прибыл Преосвященный в Орел 29 февраля 1820 года. На другой день отправлено было благодарственное молебствие с водосвятием, а 2-го Марта открыто и самое присутствие Консистории, что видно из рапорта Святейшему Синоду от 4 Марта 1820 года. Работы по устройству Архиерейского дома начались с весны 1821 года, а окончены в конце 1824 года. Преосвященный Иона предполагал осенью 1821 г. видеть дом свой вчерне оконченным, но еще в Июле месяце состоялось Высочайшее распоряжение о перемещении его в Тверскую епархию Архиепископом. Таким образом Архиерейский дом, и разные экономические при нем здания окончены были при Преосвященном Гаврииле, преемнике Преосвященного Ионы, что видно из его предложения Консистории от 16-го Сентября 1824 г., относительно дополнительного числа священноцерковнослужителей к новой Крестовой церкви. При епископе Ионе в Семинарии произошло отделение низших классов в училища. Торжественное открытие преобразованной Орловской Семинарии происходило в Сентябре 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Похожий план имеет Пречистенская церковь , уцелевшая на высоту около одного метра, но и здесь центральная апсида также прямоугольная, со скругленными углами. Как и в Нижней церкви, на скругленных углах здания не было пилястр, а наружное убранство стен – такое же, исключая прорисовку лопаток, членящих стены, которые здесь получили скругления и стали похожими на полуколонны. Борисоглебский храм на Коложе, сохранивший свои стены и столпы, но утративший завершение, находится за пределами древнего детинца, на городском посаде. Западные опоры, выявленные раскопками, – круглые, причем их шесть (не считая прямоугольных столпов в алтаре – скорее всего, межалтарных стенок). Столпы становились крестчатыми лишь в самой верхней зоне, можно думать, нечто подобное имело место и в других гродненских памятниках. Подкупольный квадрат здесь занимает центральное положение, наверное, это можно связывать с тем, что алтарь обрел традиционную развитую форму и состоял из трех полукружий. Центральная апсида имеет обычные заплечики, а боковые чуть развернуты в стороны от центральной оси. Благодаря скруглению столпов и отсутствию хор внутреннее пространство (подкупольный квадрат 5 м., боковые нефы – 3 м.) приобретало ярко выраженный зальный характер. Стены облегчены огромным количеством голосников, уложенных незамурованными отверстиями 622 внутрь храма начиная с уровня 1,5 м. Вряд ли такое их количество диктовалось требованиями акустики, скорее – конструктивной необходимостью, а также специфическим способом декоративного оформления интерьера, лишенного росписи. Такое использование голосников в Коложской церкви объясняет огромное количество их обломков, найденных при раскопках Нижней церкви: очевидно, там существовал аналогичный способ внутренней декорации храма. Наружные пилястры стали уступчатыми, но скругление (полуколонны) сохранилось, уступчатыми стали и порталы. На западных углах в Коложской церкви – обычные пилястры, а убранство наружных стен еще богаче. Из глазурованных керамических плиток здесь выложены узоры, кресты; декоративные камни, инкрустированные в стены, уменьшают свой размер по мере удаления вверх, причем оттенки камней – редкие: бирюзовые, желтые, розовые. Плинфяная кладка Коложской церкви более аккуратная и регулярная по сравнению с кладкой в Нижней церкви. Но, так же как и там, полихромия фасадов сочеталась с богатством фактуры: полосатая плинфа чередовалась с крупными, значительно выступающими валунами, более плоский рельеф керамических плиток блестел от стеклянной поливы. По единодушному мнению исследователей, архитектура Гродно обязана своим происхождением мастерам Волыни, явственно связываясь с Туровом и Полоцком. С другой стороны, и сама гродненская школа оказала влияние на убранство храмов Смоленска и Овруча. Редкий прием декора стен голосниками впоследствии найдет применение в храмах Псковской земли, также, как правило, не расписывавшихся. Мозаики и фрески

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевская митрополия в XVI в. К оглавлению В 1501 г. произошло объединение польской и литовской корон и единым монархом стал Александр с титулом «короля Польского и великого князя Литовского». После смерти митрополита Иосифа (Болгариновича) митрополитом Киевским был назначен Иона II (1503—1507), бывший архимандрит Минского Вознесенского монастыря, духовник княгини Елены. Митрополит Иона был весьма активен в защите Православия, в его правление исчезли все следы унии. В конце XV — начале XVI в. между Литвой и Москвой произошли военные столкновения: первое — в 1492—1494 гг., второе — в 1499—1503 гг., третье — в 1507—1508 гг. Во время перемирия 1503—1507 гг. положение русского населения Литвы улучшилось. Король Александр, обеспокоенный отъездом православных князей из приграничных земель в Московию, решил проявить благосклонное отношение к Православию. Так, он выделил большие земельные наделы Гродненскому Борисоглебскому монастырю, Киевскому Пустынскому монастырю и другим обителям. 16 июля 1503 г. были подтверждены все права Витебска с сохранением права перехода его жителей из католичества в Православие. 1 марта 1505 г. король Александр дал жалованную грамоту Смоленску. В ней подтверждались все права города, и прежде всего непритеснение из-за православной веры и невмешательство в жизнь монастырей. Ранее, около 1500 г., православный князь Александр Иоаннович Ходкевич основал Супрасльский Благовещенский монастырь, причем сам король (а тогда — великий князь) Александр написал грамоту Патриарху Константинопольскому, испрашивая благословения на новосозданную обитель и на ее строителя. После смерти Александра в Вильно (1506) польско-литовским королем стал его родной брат Сигизмунд (1506—1548). Он не ограничивал прав юго-западной Церкви на протяжении всей своей жизни, за исключением последних лет его правления. Православной княгине Елене, вдове Александра, он дал в пожизненное владение г. Бельск. Благосклонное отношение Сигизмунда к Православной Церкви выразилось в пожертвованиях («наданьях») Спасскому и Иоанно-Богословскому монастырям в Смоленске, Киевскому Никольскому Пустынскому монастырю, в заботах о православном населении Луцка. Сигизмунд пожаловал защитнику Православия князю Константину Иоанновичу Острожскому богатый Жидичинский монастырь в Гродно и ряд других поместий, в том числе и замок в Дубне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

Миловиды. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:Между 1863 и 1867. Адрес: Беларусь, Брестская область, Барановичский район, Миловидский сельсовет Координаты: 52.901381, 25.851086 Проезд:С трассы М-1 от посёлка Сосновый бор по трассе Р-43 на Слуцк 28 км, поворот налево по ул. Советской, у кладбища. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1863-1867 г.г. из кирпича подрядчиками Н. Бутковским, Ш. Скидельским, А. Прехнером. На ее строительство было выделено 6991 рубль 69 копеек. Является памятником архитектуры ретроспективно-русского стиля. Четырехэлементную объемно-пространственную композицию формирует 3-ярусная 4-гранная колокольня, трапезная, поперечный прямоугольный в плане молитвенный зал, апсида. В силуэте доминирует сферический купол колокольни. Фасады расчленены арочными оконными проемами, оформленными рустованными архивольтами. При церкви в 1891 г. было основано братство, работала церковная школа и народное училище. В деревне Миловиды первая церковь была построена еще в 1680-1682 г.г. По инициативе шляхтичей Бакановского и Корсака на окраине деревни была построена деревянная униатская Борисоглебская церковь. Позднее на ее месте была возведена церковь в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы. С предыдущих церквей в современной церкви сохранились храмовые иконы. Памятные книги Гродненской губернии сохранили имена некоторых настоятелей церкви в Миловидах: Андрей Жебровский (1877), Антоний Новицкий (1882), Василий Кудревцов (1888), Яков Ильюкевич (1909-1915). Известно, что в церкви в Миловидах в 1931-32 г.г. служил священномученик Матфей (в миру Матфей Александрович Крицук). Во времена польского государства в 1921-39 г.г. здание церкви выполняло функцию геодезического пункта. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46690

Мост через Неман плавно соединяет исторический центр Гродно с современными кварталами      — Несколько храмов-новостроек в вашей епархии возводятся по проектам польского архитектора Ежи Устиновича — на первый взгляд, если честно, не вполне традиционным... — Не могу согласиться с такой оценкой, поскольку абсолютно во всех храмах, спроектированных профессором Устиновичем, прослеживается современное прочтение архитектурных канонов как древнерусского, так и византийского храмостроительства. Именно поэтому один из его проектов победил в Москве в конкурсе архитекторов, проводимом при поддержке Финансово-хозяйственного управления Мос­ковского Патриархата. Должен также сказать, что этот польский зодчий предоставляет нам свои чертежи совершенно бесплатно, за что мы ему весьма благодарны. Вообще же мы считаем основополагающим первозданный облик Борисоглебской Коложской церкви. Никто не знает, правда, как он выглядел целиком, так как вид его купола нам неизвестен. Но очевидно: этот храм XII века возводился в лучших традициях византийской архитектуры. Имея в виду внешний облик наших церквей, мы хотели бы закрепиться на образе Коложи, тем более что ее архитектурные элементы входят в епархиальную геральдику. И вот, к примеру, храм в честь Собора всех Белорусских святых у нас построен так, как автор его проекта представил себе один из возможных вариантов первоначального вида Коложской церкви. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий родился 25 апреля 1952 г. в Минске. Учился в Белорусском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. В 1976 г. после демобилизации поступил в Ленинградскую духовную семинарию, в 1979 г. — в Ленинградскую духовную академию, где окончил три курса. С 1979 г. исполнял различные послушания при Успенской церкви г. Олонца (Карелия). В 1982 г. рукоположен во диаконы. В 1982–1984 гг. служил в минском храме св. блгв. кн. Александра Невского. Рукоположен во иереи 24 марта 1984 г. Пострижен в монашество 3 января 1996 г., 8 января того же года возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафед­ральном соборе Минска хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского, 18 июля 2012 г. возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/122538.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010