С начала 1830-х годов во многих униатских монастырях и храмах началась подготовка к воссоединению с Православием. В 1838 году в Борисоглебский монастырь прибыл священник Лонгин Шавурский, занявшийся подготовкой к воссоединению обители с православием, что произошло на следующий год. Обитель определили во второй класс. В 1845 году Коложский храм закрыли из-за угрозы обвала стен. В ночь с 1-го на 2-е апреля 1853 года южная и часть западной стены всё-таки обрушились. В 1854 году Борисоглебский монастырь перебрался на новое место, после чего Коложская церковь, серьёзно пострадавшая во время оползня правого берега Немана, случившегося снова в 1889 году (обрушилась апсида), пребывала в запустении (первый проект реконструкции Коложской церкви был предложен академиком архитектуры Иваном Ивановичем Горностаевым ещё в 1864 году). Через двадцать лет в уцелевшей алтарной части была устроена часовня, где в летнее время совершались богослужения. Недостающая стена была заменена деревянной (в январе 2018 года была восстановлена находившаяся в аварийном состоянии эта деревянная часть стены, в качестве материала использована термодифицированная сосна). В 1906 году в храме вновь освятили престол во имя Бориса и Глеба. С 1920 по 1939 год Гродно находился в составе Польши. Более сорока лет гродненская Борисоглебская церковь не являлась домом молитвы, как то было ей уготовано изначально. Однако нельзя сказать, что время без литургии стало для храма совсем напрасным или, тем паче, губительным. В отличие от многих других храмов, Коложская церковь находилась под охраной, её оберегали и изучали. В 1947 году епископ Гродненский Варсонофий сообщал о Коложской церкви в статье, написанной им для " Журнала Московской Патриархии " : " Много раз церковь была полуразрушаема и своими и чужими, не пощадили её и стихии. Но всё же она, хотя не в прежнем основном виде, с разными переделками, существует доныне, находясь в ведении местного археологического музея и православного собора, духовенство которого вместе с местным женским монастырём пользуется и прилегающем к нему огородом в 6 га...

http://sobory.ru/article/?object=03898

В дистанционном режиме принимают участие такие иерархи, как Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин , митрополит Рижский и всея Латвии Александр , митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай ( Грузинская Православная Церковь ), иерархи Кипрской Православной Церкви митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор и митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Воронежский и Лискинский Сергий , митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий ,  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим , архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , управляющий Берлинско-Германской епархией архиепископ Рузский Тихон , архиепископ Севастийский Феодосий ( Иерусалимская Православная Церковь ), архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий (Православная Церковь Чешских земель и Словакии), епископ Бачский Ириней ( Сербская Православная Церковь ), ректор Киевских духовных академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Бронницкий Савватий , епископы Гатчинский и Лужский Митрофан , Городецкий и Ветлужский Августин , Гродненский и Волковысский Антоний , Сочинский и Туапсинский Герман . Конференция продлится до 17 сентября. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5843619.ht...

Графу Протасову, 8 июля 1845 года 1662 (конфиденциально). Долгом поставляю препроводить при сем к Вашему Сиятельству рапорт Св. Синоду, об исполнении порученного мне осмотра некоторых епархии. Кажется, в общих видах рапорт этот достаточен, входить же, в частности, было бы довольно деликатно. Ваше Сиятельство оцените всю затруднительность моего положения. если обратите внимание, с одной стороны, на щекотливость преосвященных, подвергнутых контролю равного им лица и по сану и по положению, а с другой, на опасение моё ослабить влияние епархиальных начальств ближайшим разбором их действий. По необходимости, я должен был соблюдать в последнем отношении особенную осторожность. Многое видел, но исправить старался только частными наедине замечаниями и указаниями преосвященным; иного же не желал видеть, или показывал, что не вижу. Константин Степанович 10 намекнул мне о предстоящей надобности в преосвященном Ковенском для одного важного места. Действительно, для места сего едва ли можно найти человека более соответственного. Между тем, я его предполагал для Гродна. С другой стороны, известные Вашему Сятельству причины требуют назначения другого места и преосвященному Михаилу; да притом пора бы умирить также разнородные элементы Полоцкой епархии, ещё не пришедшие в порядок от весьма неровного характера преосвященного Василия. Если бы преосвященному Анатолию открылась приличная вакансия, то хорошо бы в Могилёв перевести преосвященного Василия. При твёрдом уже устройстве сей епархии, неровность его характера не могла бы вредить, а между тем, его здесь пребывание имело бы благодетельное влияние на слитие с общею массою воссоединённого здешнего духовенства, стоящая теперь как-то отдельно. Для Полоцкой епархии был бы тогда соответствен преосвященный Михаил. На место сего последнего я просил бы для себя убедительнейше в викарии ректора Минской семинарии архимандрита Геласия, с наименованием Гродненского и предоставлением в его ведение тамошнего второклассного Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Таким образом, предстоит надобность в больших издержках на постройку не только монастыря, но и самой церкви, так как монастырь в губернском городе Гродно необходим. Стесняемый всеми этими обстоятельствами, архимандрит Гродненского монастыря Игнатий, ободрённый разнёсшимся на месте слухом, что Гродненский кармелитский заштатный монастырь, имеющий ныне налицо только 6 иноков, будет закрыт, обратился ко мне рапортом об исходатайствовании, чтобы монастырь сей, стоящий на главной улице, вместе с его костёлом и монастырским домом, к костёлу пристроенным, отдан был на помещение Гродненской второклассной Православной обители. Просьбу сию архимандрит Игнатий основывает ещё и на том, что кармелитскому монастырю Униатским митрополитом Киприаном Жоховским отдана была древняя русская Крестовоздвиженская церковь , через улицу против монастыря находившегося, в коей кармелиты и отправляли богослужение до постройки нынешнего костёла, впоследствии же упразднили и оставшийся после неё плац отдали недавно по контракту городу для постройки казарм, с увольнением их за сие от всех городских повинностей. В городе Гродно, кроме сказанного кармелитского монастыря, имеются ещё два Римско-католические монастыря бернардинов и бернардинок, да притом отличнейший по-иезуитский приходской костёл; следовательно, отдача Православному ведомству того монастыря вовсе не стеснит тамошних Римских Католиков, да ещё и облегчит их от ненужных издержек содержания, необходимых после оставления монастыря в заштате. Для Православного же ведомства монастырь этот обеспечит помещение Борисоглебской обители в самом городе, вместо прежнего на предместии, Коложею называемом, да при том облегчит весьма важные издержки на постройку нового монастыря и церкви. С переведением таковым Борисоглебского монастыря в самый город, прежний на Коложе монастырь и древняя церковь оного, после укрепления по возможности берега реки, остался бы приписным к городскому монастырю, тем более, что при сём последнем монастыре не имеется ни сада, ни простора для хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Мера эта, важная и необходимая в отношении самого монастыря, окажется ещё полезнейшею в случае помещения в Гродно, как губернском городе, одного из викариев Литовской епархии, а впоследствии, вероятно, и особого епархиального управления. Посему долгом поставляю просить покорнейше посредства вашего сиятельства, чтобы означенный выше монастырь кармелитов с церковью оного и пристроенным к ней домом переданы были для помещения Гродненской Православной Борисоглебской обители, хотя бы с некоторым вознаграждением Римско-католического духовного ведомства, если не может быть отдан даром. Святейшему Правительствующему Синоду, от 25 февраля за 347, об отпуске суммы на укрепление берега реки Немана, на котором стоит древняя Борисоглебская в Гродно церковь Гродненского Борисоглебского второклассного монастыря древняя, едва ли не с XIII столетия, церковь стоит на обрывистом свыше 12-саженном берегу реки Немана. Берег этот весенними и осенними полноводиями с течением времени час от часу более подмывается к фундаментам церкви и угрожает её падению, так что ко мне было уже представление о запечатании сей Церкви. По моему распоряжению, епархиальный архитектор Тышецкий отправлялся на место для осмотра и предпринятия мер к отвращению угрожающей опасности. Он доносит, что церкви действительно угрожает опасность; но она происходит не столько от подмывки берега рекою Неманом, сколько от почти перпендикулярного обвала, сделанного стоком воды, имеющим направление к одному из углов церкви, так что обвал сей приблизился уже к тому углу на две сажени, и без скорого отвращения сей опасности церковь по необходимости разрушится. Архитектор Тышецкий нашёл нужной для сего планировку прилежащего к церкви берега, которою укрепится самый берег, засыплется угрожающий церкви провал, и дано будет другое направление стоку воды, от которого сей провал последовал. Для планировки таковой сделан архитектором чертёж и смета, по которой требуется на этот предмет 1.026 руб. 60 коп. серебром. Находя необходимым произвести предполагаемые епархиальным архитектором работы для сохранения древней Борисоглебской церкви в губернском городе Гродно, долгом поставляю представить при сём означенные выше чертёж и смету с пояснительною запиской того же архитектора и покорнейше просить Святейший Синод как о разрешении на производство тех работ, так и об отпуске требующихся на оные 1.026 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

5) Начальники монастырей Литовской епархии получают содержание весьма разнообразное. Древлеправославные монастыри Виленский Святодухов и Пожайский Успенский, имеют штаты, известные Святейшему Синоду, и начальники оных архимандриты Платон и Парфений состоят на окладах, сими штатами им присвоенных. По нахождению Пожайского монастыря среди иноверного населения, архимандрит Парфений не может иметь никакого, или почти никакого дохода, кроме штатного положения; но архимандрит Платон, кроме небольшого штатного жалованья, может иметь до 500 руб. сер. в год из следующей ему третьей части дохода от монастырских имений, домов и плацов, а также церковной кружки, и кроме того получает 1.000 руб. сер. в год по Высочайшему соизволению, изъясненному в указе Святейшего Синода, от 10 марта 1841 года за 2785. Настоятель Сурдецкого заштатного, тоже древлеправославного монастыря иеромонах Моисей, по бедности монастыря, не может иметь значительного содержания, но о количестве такового я не имею нужных сведений. Содержание начальников воссоединённых монастырей Виленского Святотроицкого и Бытенского Петропавловского показано выше под пунктами 1 и 2. Начальником Тороканского Святотроицкого монастыря есть преосвященный Антоний, архиепископ Минский, и мне неизвестно, какой им получается доход от сего монастыря. Начальник Супрасльского Благовещенского монастыря архимандрит Игнатий получает от монастыря продовольствие в натуре и содержание от монастыря, а жалованья получает только 650 р. асс. по званию ректора тамошнего уездного духовного училища. Начальник Гродненского Борисоглебского монастыря архимандрит Игнатий, по бедности монастыря и местным потребностям оного, сколько мне известно, не может даже получать третьей части дохода, впрочем неопределённого, от скудного монастырского фундуша, состоящего только из 127 душ крестьян и 4,500 р. сер. капитала. Наконец, начальник Борунского Покровского монастыря игумен Андрей получает от монастыря продовольствие в натуре и жалованья 650 р. асс. по званию смотрителя тамошнего уездного духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

с) принадлежащих монастырям: Виленскому Святотроицкому, Виленскому Святодухову, Бытенскому, Тороканскому, Гродненскому Борисоглебскому, Борунскому, Сурдецкому и Вольнянскому; 2) сдачу всех сих имений поручить: а) трёх моих фольварков, Варатыцка, Тышкевич и Былинка, наместнику Тороканского монастыря Иануарию Стульгинскому, а четвертого фольварка Тришина, в Брестском уезде состоящего Высоколитовскому благочинному Будзиловичу, b) имений семинарии и Жировицкого собора, членам правления семинарии и чиновникам оного по назначению самого правления, и с) имений, принадлежащих помянутым выше восьми монастырям, управляющим теми же монастырями настоятелям или наместникам; 3) для надлежащего присутствования при сдаче сказанных имений назначить духовными депутатами местных благочинных белого духовенства, так чтобы каждый из них находился при сдаче тех имений, которые состоят в пределах его благочиния; 4) составить ведомость, особо по каждой губернии, всех имений, к сдаче предназначенных, с названием самых имений и уездов, в которых они находятся, равно с показанием, которое из них находится в аренде, а которое в непосредственном духовном управлении, кому поручена сдача в казённое ведомство каждого имения и кому назначено быть духовным депутатом при таковой сдаче, и ведомости сей один экземпляр отправить немедленно в местные палаты государственных имуществ, другой препроводить от имени преосвященного Михаила к местным начальникам губерний, а третий представить мне для препровождения к г. синодальному обер-прокурору; 5) засим, ко всем лицам, для сдачи имений предназначенным, а также к духовным депутатам, долженствующим находиться при сдаче, отправить по одному печатному экземпляру инструкции на сей предмет составленной, при моём предложении препровождаемой, и предписать им, чтобы по соглашению с чиновниками, назначенными для приёма помянутых имений, прибыв непременно на назначенный срок, сдали без всякого промедления те имения в казённое ведомство, на точном основании сказанной инструкции;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

в) чтобы о подробностях местного исполнения доносил Святейшему Синоду через каждые три месяца. Получив о сём указ Святейшего Синода, от 14 истекшего августа за 12712, препровождаю при сём 26 печатных экземпляров указа Святейшего Синода, а также помянутых Высочайше утверждённого положения и Высочайше утверждённых правил, и предлагаю консистории: 1) принять в надлежащее руководство и привести в точное исполнение означенный Высочайше утверждённые положение и правила; 2) войти в сношения с местными начальниками губерний, чтобы против нынешних церковных штатов: а) церкви наделены были узаконенной пропорцией земли, где таковой ещё не имеется, б) чтобы для причтов построены были новые дома или приобретены таковые от нынешних священнослужителей, в) чтобы учреждена была от прихожан обработка земли, положенной для священников, и г) чтобы назначаемым вновь священникам производимо было положенное от прихожан пособие; 3) по моему отсутствию из епархии, означенные сношения с начальниками губерний производить от имени преосвященного Михаила, Викария Литовской епархии; 4) по сей же причине, от имени преосвященного Михаила представлять Святейшему Синоду и предписанные им через каждые три месяца донесения о подробностях местного исполнения по настоящему предмету; 5) в губернские комитеты, учреждаемые для приведения в действо выше изъяснённых мер, назначить следующих духовных для присутствования в них вместо преосвященного: в Виленский архимандрита Виленского Святодухова монастыря Платона, в Гродненский архимандрита тамошнего Борисоглебского монастыря Игнатия и в Белостокский архимандрита Супрасльского Благовещенского монастыря Никодима; 6) к архимандритам сим препроводить по одному печатному экземпляру означенных Высочайше утверждённых положения и правил, и предписать им: а) чтобы в действиях своих, под собственною ответственностью, строго придерживались того положения и правил, б) чтобы о действиях своих доносили консистории ежемесячно и в) чтобы в сомнительных случаях требовали разрешения консистории;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

За сим я полагал бы: 1) Тороканский третьеклассный Богоявленский монастырь закрыть и монашествующих в оном перевести на имеющиеся вакансии в других монастырях; 2) при монастырской Богоявленской церкви учредить особый приход, с отчислением к нему до 2.000 прихожан от ближайших приходов Антопольского, Зиоловского и Тороканского Пречистенского; 3) к по-монастырской Богоявленской Тороканской церкви перевести штатный третьеклассный причт, состоящий ныне при Тороканской Пречистенской церкви; 4) при сей последней церкви, по уменьшенному числу прихожан до 100 дворов, учредить новый причт шестого класса, употребив нужные на сей предмет 160 рублей серебром из штатной суммы упраздняемого Тороканского монастыря; 5) усадебная и другие земля сего монастыря обратить в пользование причта по-монастырской Церкви, с добавлением от казны, если будет не доставать до узаконенной пропорции; 6) часть монастырских зданий обратить на помещение причта, а остальные предоставить распоряжению управления казённых имуществ, так как ведомства сего крестьяне составят почти без исключения новый приход; 7) за сим поддержание Тороканской по-монастырской церкви и помещения для причта оной оставить на общем положении сельских церквей; 8) из штатной суммы упраздняемого Тороканского монастыря перечислить 965 рублей серебром к Гродненскому Борисоглебскому второклассному монастырю, и монастырь сей возвести в первый класс; и 9) остальную за тем штатную сумму упраздняемого Тороканского монастыря 415 руб. серебром приписать навсегда к Борунскому третьеклассному монастырю на ремонт великолепной его каменной церкви и монастыря. Таким образом, упразднением излишнего Тороканского монастыря: 1) сбережётся требующаяся ныне на починку оного значительная сумма 16.050 руб. серебром, и поддержание его в будущем экстренными средствами; 2) учредится новый приход без требования на сие особых средств; 3) возвысится достоинством и средствами Гродненский Борисоглебский монастырь, состоящий в виду иноверцев в губернском городе и предназначенный на помещение местного преосвященного; и

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

е. с пониженными подпружными арками. Все надежные древние части руин включены в новую кладку без изменений. Купол, две башни и апсиды покрыты свинцовыми листами, основная крыша — листовым железом. Купол позолочен. Вместо деревянных (как в древности) установлены железные связи (для имитации дерева обшиты досками). Кирпич древнего образца изготовлялся на местном заводе. Наново выложены ступени на хоры в башнях. Ход в южной стене сделан по подобию северного, который частично сохранился. Полы уложены на уровне древнего порога и вымощены местным кварцитом. Возле сохранившихся стен уложены древние шиферные плиты. Скобянка выполнена на основании старинных рисунков и образцов. Сооружение четырехстолпное, трех алей дное, крестовокупольное, одноглавое. К западному фасаду примыкают две круглых в плане лестничные башни — уникальное явление для XII в. Башни и апсиды расчленены профилированными вертикальными тягами, а фасады — пучковыми пилястрами сложного профиля и декорированы рядами поребрика и аркатурными поясами. В сооружении использован интересный прием декорации фасадов — инкрустация стен камнями, утопленными в кирпичную кладку и отшлифованными с лицевой поверхности. Этот прием, известный гродненским зодчим, свидетельство связи двух городов на Киевском торговом пути. Вдоль северной и южной стен интерьера сохранились галереи, которые имели оборонное назначение (аналогии в Борисоглебской церкви в г. Гродно).      В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В 1910—1911 гг. храм расписан худож. А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви. Одну из композиций выполнил худож. Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок.      В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архит. В. Н. Максимова Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр.

http://sobory.ru/article/?object=16547

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010