Пространная история Иерусалимской Церкви. Период III. Часть 3 (1757-1910) (версия для печати)/Православие.Ru Пространная история Иерусалимской Церкви. Период III. Часть 3 (1757-1910) Православие.Ru , 8 ноября 2002 г. Часовня Гроба Господня / Укрепление Братства Святого Гроба Господня Событие 1757 года сыграло важную роль в дальнейшей деятельности Иерусалимской Православной Церкви. Нечаянное возвращение утраченных, казалось бы уже навсегда, Святых Мест вдохнуло в Братство Святого Гроба новые силы. Как мы убедились, в тот период времени борьба за Святые Места являлась основным составляющим деятельности Святоградской Церкви. Утрата Святых Мест влекла за собой ослабление и постепенное исчезновение Православной Церкви Иерусалима и одновременно с этим расцвет и торжество представителей других христианских конфессий, главным образом католиков. Погашение долгов Братства развязало Иерусалимской Церкви руки и дало свободу действий. Появилась возможность восстанавливать пришедшие за многие годы в плачевное состояние храмы и монастыри. Первым делом была отреставрирована братская обитель. На ее территории была возведена гостиница для стекавшихся со всех сторон паломником. Был восстановлен Воскресенский храм, обновлена крипта со Святым Гробом, были сооружены крипта на гробе Пресвятой Богородицы в Гефсимании и иконостас в Вифлеемском храме. В Назарете была возведена новая церковь в честь Пресвятой Девы Марии. Восстанавливая и благоустраивая святыни, Братство обрело былую силу и снова утвердилось на Святых Местах. С приходом покоя и благоденствия Братство Святого Гроба начали терзать внутренние раздоры. С целью разрешить эту опасную проблему патриарх Парфений по окончании в 1764 году на Святых Местах восстановительных работ приступил к реорганизации Братства. В 1765 году он издает подробнейший устав Братства Святого Гроба. Помимо хранения на Святых Местах православной веры, членам Братства предписывалось строгое соблюдение христианской этики и благочестия. Они должны были выступать миротворцами и непорочно и смиренно ходить пред лицом Всевышнего. Поскольку в Братстве практиковался устав общежительного монастыря, от его членов требовалось строгое послушание, полное отречение от собственной воли соблюдение обета нестяжания. Запрещалось удаляться из монастыря, отверзать уста без важной на то причины и, наконец, за проступки на нарушителей устава налагались строгие наказания и епитимьи.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

- В другой раз, спасибо! - Значит, и вы тоже приехали на Пасху?.. Только сейчас я поняла, что сегодня большинство гостей Старого города - иностранцы, прибывшие в Израиль с одной-единственной целью: вознести молитву в самом священном для христиан месте. И действительно, пробиться в Храм Гроба Господня оказалось делом непростым: все подходы к этому величественному сооружению плотно забиты людьми. Повсюду звучит русская речь. Молодые священнослужители в черных рясах, монахини с прекрасными лицами - одухотворенными, отрешенными. Группа верующих гречанок. Головы покрыты косынками, на глазах - слезы радости и умиления. Храм Гроба Господня носит еще и другое название: Храм Воскресения Христова! Это - самая главная из всех христианских святынь: именно здесь находятся гора Голгофа, где был распят Иисус Христос, а также и Гроб Господень, где Его Тело три дня пребыло во Гробе. В этом храме также расположено много других святынь, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя. Начало строительства храма относится к 326 году, ко времени посещения Иерусалима святой императрицей Еленой; постройка была завершена в 335 году. В 336 г. храм посетили участники собора в Тире, он был украшен и освящен. 13 сентября 614 года в период нашествия персов Храм подвергся разрушениям. Но в 626–629 годах Иерусалим был отвоеван войсками византийского императора Ираклия, который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил на Голгофе Святой Крест. В том же 629 году игумен монастыря св. Феодосия Модест заново воздвиг храм Воскресения Христова, но с 636 г. Иерусалимом и храмом овладели арабы-мусульмане. Православное богослужение, однако, не прерывалось, что было утверждено особой охранной грамотой, выданной халифом Омаром ибн-Хаттабом в 637 г. Иерусалимскому Патриарху Софронию. Кувуклия - священная часовня над Гробом Господним в храме Воскресения Христова Строительные работы в храме Воскресения Христова проводились вплоть до XIX века, что и определило его своеобразный облик. У входа в храм находится знаменитая колонна с трещиной от Благодатного Огня, сошедшего сюда, когда Православной Церкви не было позволено служить на Пасху в Кувуклии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В. Перов. 1880. Возвращение крестьян с похорон зимою.      Погребальный обряд это одно из тех скромных на вид семян, из которых вырастает могучее дерево развитой культуры. Само представление о смысле жизни, о ее продолжении за гробом, то есть сама основа того или иного мировоззрения связана с типом погребения. Без сомнения, связаны с надгробным плачем архитектура и поэзия, историческая память народов и наличие у них общепризнанных святынь. Согласно Александру Сергеевичу, наше сердце обретает пищу в «любви к родному пепелищу» и в «любви к отеческим гробам». Его герои то и дело являются на кладбища, причем в основном на смиренные сельские кладбища, чтобы помолиться, уронить слезу, вспомнить. И ничего бы не утратила фабула «Онегина», не будь в ней срок об отце Татьяны и Ольги. Но сильно обеднел бы текст без этих, казалось бы, второстепенных строчек: Он был простой и добрый барин И там, где прах его лежит Надгробный памятник гласит: Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир Под камнем сим вкушает мир. Увы, свои претензии к Богу лично и к Божьему миру вообще человек все чаще проявляет нежеланием лежать под камнем. «Ваш прах может быть развеян в любимом саду или на лужайке для гольфа. Есть услуга развеивания праха с вертолета или с телевизионной башни. Он может быть высыпан в море, в той точке, которая будет оговорена заранее» И так далее. Текст, заставивший бы еще недавно стоящего сесть, а сидящего лечь, сегодня в лучшем (худшем) случае взывает на лбу испарину и учащает сердцебиение. Это официальная услуга, не из дешевых, между прочим – кремация с последующим высыпанием праха по ветру в оговоренном месте. Развеян прах Майи Плисецкой. Где-то в Германии. В Калифорнии развеян прах недавно скончавшегося писателя Лурье. Конечно, таких примеров не счесть. Просто на заметных людях заметны общие тенденции. Когда теперь в Калифорнии дунет ветер, и у прохожего заскрипит песок на зубах, трудно будет этому прохожему не выстроить вдруг в голове цепочку странных рассуждений. Это если он знает статистику недавно сожженных и развеянных в его штате.

http://pravoslavie.ru/81877.html

В храме Христа Спасителя состоялось очередное заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря 5 июня 2006 г. 17:31 В Трапезных палатах храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Алексия прошло заседание Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В заседании приняли участие Управляющий делами митрополит Калужский и Боровский Климент , наместник монастыря епископ Троицкий Панкратий , В.И. Якунин, А.А. Козицын, Е.М. Примаков, М.В. Баглай. На заседании выступил Святейший Патриарх Алексий. Его Святейшество поделился своими впечатлениями от поездки на Валаам в августе прошлого года и отметил, что восстановление порушенных в прошлом святынь, храмов и сотен обителей свидетельствует о том, что возрождаются духовные начала в жизни нашего народа Епископ Троицкий Панкратий в своем выступлении рассказал о ходе восстановительных работ в обители. Объем сделанного за прошедшие годы велик: летом прошлого года освящен верхний храм величественного Спасо-Преображенского собора, поднимаются скиты, возрождается  сельское хозяйство  этой северной обители. За прошедший год была отреставрирована и заново написана на высоком художественном уровне  живописные композиции в западной части собора, на хорах, на лестнице, ведущей на колокольню. Полностью восстановлен  золоченый резной иконостас. На предприятии «Софрино» по сохранившимся образцам были воссозданы центральное паникадило, подсвечники, престол, жертвенники. В прошлом году занял свое место в первом ярусе соборной колокольни освященный 18 августа 2005 г. Святейший Патриархом Андреевский колокол. Продолжает восстанавливаться храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,  разрушенный в 1940 году от прямого попадания авиационной бомбы. В августе прошлого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий  освятил нижний храм Воскресенского скита во имя апостола Андрея Первозванного. Восстанавливать уникальный скит (здесь сооружено подобие Иерусалимской Кувуклии с Гробом Господним) помогает Уральская горно-металлургическая компания. Иконостас восстанавливаемого верхнего храма изготовлен из фарфора в Екатеринбурге.

http://patriarchia.ru/db/text/117829.htm...

Великий Устюг. Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста 29 мая (11 июня) 1494 года в Устюге скончался второй популярный местный юродивый Иоанн (канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года), который был похоронен на территории Соборной площади между Успенским и Прокопьевским соборами. Спустя несколько лет над гробом Иоанна устюжанин Федор Тутыгин построил церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, с приделом посвященным Иоанну (соборным храмом стала с 1683 года). Эта церковь стала третьей святыней соборного комплекса. Как и все остальные храмы, церковь эта неоднократно горела и восстанавливалась. 8 февраля 1656 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы, иждивением купца Никифора Ревякина на месте деревянной церкви заложена каменная церковь во имя Происхождения Честного Креста с приделом во имя праведного Иоанна Устюжского. Строительство закончено в 1663 году. Храм имел пять куполов и пристроенную с южной стороны колокольню с шестью колоколами. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора (так же как и колокольня Прокопьевского собора). В 1830 году Иоанновский собор подвергся перестройке, переделан купол, полностью заменены главы. В 1859 году с западной стороны пристроена обширная трапезная. 15 января 1909 года произошел обвал свода, жертв не было, иконы не пострадали. 13 мая 1912 года заложен придел в честь великомученика и целителя Пантелеймона и святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. До 1917 года в Иоанновском соборе находилась гробница праведного Иоанна Устюжского Христа ради юродивого. Из древних икон бывших в храме можно отметить: образ Живоначальной Троицы; образ Происхождения древ Честного и Животворящего Креста Господня; - образ святого праведного Иоанна; большой древний образ святого праведного Иоанна устюжского чудотворца, в молении, с житием и чудесами. На передней стороне образа на серебряной дощечке надпись: «лета 7110 сей образ домовой церковной с окладом и с кистью и с пеленою, поставленье Никиты Григорьева сына Строганова». На задней стороне надпись: «лета 7110 Июня в 14 день составил сей образ на Устюге Великом на посаде у чудотворнаго гроба Святаго Праведнаго и Христа ради Юродиваго Иоанна Устюжскаго чудотворца Никита Григорьев сын Строганова» Блаженный Иоанн, устюжский чудотворец.

http://sobory.ru/article/?object=06411

Голгофа: что это, где находится? Слово «Голгофа» в переводе с древнеарамейского означает «череп» или «лоб». Но нам это слово знакомо, в первую очередь, как название холма, на котором был распят Иисус Христос. 8 июня, 2012 Слово «Голгофа» в переводе с древнеарамейского означает «череп» или «лоб». Но нам это слово знакомо, в первую очередь, как название холма, на котором был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» в переводе с древнеарамейского означает «череп» или «лоб». Но нам это слово знакомо, в первую очередь, как название холма, на котором был распят Иисус Христос. Голгофа. Что это? Слово «Голгофа» в переводе с древнеарамейского означает «череп» или «лоб». Но нам это слово знакомо, в первую очередь, как название холма, на котором был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним, Голгофа — одно из мест паломничества и святынь христианского мира. Считается, что название Голгофа дали холму из-за черепов казненных преступников, которые оставались там же, на холме. Есть и другая версия: скалистый откос Голгофы напоминал по своей форме череп. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса — Иоан. 19:17-18 Слово Голгофа часто употребляется и в символическом значении. Так говорят об испытаниях, которые выпали на долю человека. «Это его Голгофа», — говорят о горе и тяготах, чтобы подчеркнуть их значение и то, что они даны не напрасно. Голгофа — это путь к Небу. Где находится Голгофа? Сейчас Голгофа — это часть территории, на которой находится и Гроб Господень, высеченный в скале. Голгофа относится к центру западной части Иерусалима. Ранее Голгофа располагалась за пределами города. В начале I века это место было вне городских стен, на северо-западе от города. Современная Голгофа отличается от той, что описана в Евангелии. Не только тем, что уже многие годы там не проводятся казни, а место стало святыней. Значительная площадь Голгофы превращена в храм. Кроме рукотворной части этого храма, там в застекленных проемах, можно увидеть серый камень нерукотворной Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27, 51) Значение Голгофы для христиан

http://pravmir.ru/golgofa-chto-eto/

Завершилась реставрация Кувуклии Гроба Господня 24 марта 2017 г. 20:01 22 марта 2017 года в Храме Гроба Господня в Иерусалиме состоялась официальная церемония, ознаменовавшая собой окончание реставрационных работ в Кувуклии. На церемонии присутствовали представители Поместных Православных Церквей, религиозные лидеры различных конфессий, премьер-министр Греции Алексис Ципрас и другие государственные и общественные деятели. С приветственными речами к присутствующим обратились Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III , Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей , францисканский Кустод Святой Земли священник Франческо Паттон, Армянский Патриарх Иерусалима архиепископ Нурхан Манугян и Апостольский администратор Иерусалимского католического Патриархата архиепископ Пьербаттиста Пиццабала. Были оглашены послания префекта Конгрегации Восточных Церквей кардинала Леонардо Сандри и Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. На торжество в Храме Гроба Господня прибыла делегация во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием , которого сопровождали управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий и митрополит Хустский и Виноградовский Марк . По приглашению Иерусалимской Патриархии на официальной церемонии по случаю окончания реставрационных работ в Кувуклии присутствовала делегация Русской духовной миссии во главе с ее начальником архимандритом Александром (Елисовым) . Решение о начале реставрационного процесса в Кувуклии было принято по результатам технического обследования, выполненного по поручению Иерусалимского Патриархата специалистами Афинского национального технического университета. Сегодняшнее сооружение над Гробом Господним было создано в 1810 году по проекту греческого архитектора Н. Комниноса после разрушительного пожара в храме Воскресения, происшедшего в 1808 году. Реализованный тогда проект Кувуклии был особенным, поскольку перед архитектором стояла сложная задача сохранения всех исторических деталей подлинного Гроба Господня и последующих сооружений, которые возводились над ним христианами на протяжении столетий.

http://patriarchia.ru/db/text/4842496.ht...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ - СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА Свидетельство Игоря Мещана о схождении Благодатного Огня в Великую Субботу 2002 г. В течение шестнадцати веков в иерусалимском храме Воскресения Христова перед каждой Пасхой происходит великое чудо. На месте, где после смерти на Кресте был погребен Иисус Христос, совершается схождение Благодатного Огня. Это событие приковывает к себе внимание всего мира, о нем снимают фильмы, пишут в газетах и даже показывают по телевизору. Первые свидетельства о схождении Огня относятся к IV веку. С того времени Огонь нисходит ежегодно в Великую Субботу по молитве православного патриарха. Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая празднуется в иной день, чем у других христиан. Около 10 000 человек разных конфессий и вероисповеданий собираются в ожидании сошествия Огня. Церемония происходит под строгим контролем еврейской полиции. В храме гасят все свечи и лампады. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. После строжайшего осмотра еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается. Православный Патриарх входит в Кувуклию в одном полотняном подряснике, при этом видно, что он не проносит с собой в пещеру чего-либо, способного зажечь огонь. Первое время после появления Огонь не жжет ни кожи, ни волос, хотя свеча от свечи загорается быстро. Через 10-15 минут после схождения Благодатный Огонь начинает жечь, как обычное пламя. Схождение Огня вызывает споры между верующими и скептиками: первые видят в этом явное чудо, вторые же просто не знают, как возможно это объяснить, ведь появление Огня не зависит от физических законов нашего мира. Человеку всегда остается право выбирать. Снова и снова люди возвращаются к этому событию, пытаясь осмыслить и понять его. Не вступая ни с кем в дискуссию, предлагаем вниманию читателей рассказ очевидца, наблюдавшего схождение Благодатного Огня на Пасху 2002 года.

http://zavet.ru/smv/zh/004.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Земля - пятое Евангелие 29.03.2011 449 Время на чтение 9 минут Недавно настоятель нашего храма игумен Пахомий вернулся из паломнической поездки по Святой Земле, где поклонился величайшим святыням, которые дороги сердцу каждого христианина. Впечатления от паломничества - глубоко личные переживания. Каждый видит святые места по-своему. Отец Пахомий рассказывает читателям нашей газеты о том, что его удивило и заинтересовало в Палестине. Святая Земля - пятое Евангелие Каждый христианин, оказавшись на Святой Земле, по-новому - ярче и глубже - начинает воспринимать события Священного Писания. Здесь человеку предоставляется удивительная возможность пройти по тем горам и долинам, по которым ходили в свое время Господь и апостолы, а самое главное - лучше понять библейские события. Когда стоишь на Елеонской горе, с которой открывается вид на Иерусалим, на Храмовую гору - единственное место на земле, где в древности приносили жертву Истинному Богу, на Иосафатову долину, где, по слову пророка Иоиля, должен произойти Страшный Суд (Иоиль 3, 12), сердце охватывает священный трепет. Когда прикладываешься к Голгофе, к Камню Помазания, к Гробу Господню, возникает ощущение полной ирреальности, вызванной созерцанием величайших христианских святынь. Здесь сердцем понимаешь, что Иерусалим - духовный центр Вселенной. В Храме Гроба Господня есть место, расположенное на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию (часовню над Гробом Господним), которое носит название «пуп Земли». Это символический центр мира, по слову Псалтири: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73, 12). И хотя сегодня Иерусалим населяют в основном иудеи и мусульмане, а христиан в нем - меньшинство, это глубоко религиозный город. Недаром в Израиле существует поговорка: «Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает». В Палестине я сердцем понял и принял фразу «Святая Земля - пятое Евангелие», которая в России мне казалась несколько надуманной. Человек, оказавшись на Святой Земле, может глубже и лучше понять Священное Писание и приобрести бесценный опыт. Дело в том, что мы воспринимаем библейские события очень по-русски. Если посмотреть на старинные русские иконы, можно отметить, что пейзажи, облачения священников, вооружение воинов воспроизводят детали русской жизни того времени. Такое восприятие свойственно и для других народов. К примеру, на европейских картинах, написанных на евангельские сюжеты, Христос, поучающий народ, изображается стоящим на голландском парусном судне, в европейской одежде, народ и апостолы также одеты в европейскую одежду, а воины облачены в мундиры конкистадоров. На Святой Земле события Священной Истории обретают историческую определенность и географические подробности. Знакомые образы

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Игумен земли Русской. К 900-летию хождения игумена Даниила в Святую Землю Игумен Даниил перед Гробом Господним. Картина худ. И.Г. Мошкова «Игумен земли Русской» – эти слова прочно связываются в сознании православных христиан России с именем великого подвижника – преподобного Сергия Радонежского. Но с полным на то основанием их можно отнести и к замечательному предшественнику преподобного – южнорусскому (вероятно, черниговскому) игумену Даниилу, в котором еще за два столетия до рождения мальчика Варфоломея (будущего святого Сергия) молодая Русская Церковь и вся Русь обрели усердного молитвенника. В начале XII века игумен Даниил совершил паломничество в Палестину. Он оставил описание своего путешествия – знаменитое «Хожение» («Хождение»), ставшее не только древнейшим русским описанием паломничества в Святую Землю, но и одним из наиболее ярких произведений древнерусской литературы в целом. Уже в первых строках «Хожения» Даниил заявляет о себе как о представителе всей Руси: «Се аз, недостойный игумен Данил Руския земля…». И впоследствии Даниил предстает перед нами не только и не столько как частное лицо, но как общерусский молитвенник. Так, он добивается разрешения на исключительную привилегию – в Великую субботу поставить на Гробе Господнем лампаду, причем не от себя лично, не от имени правящего князя или митрополита, но «от всея Русьскыя земля». «Хожение» игумена Даниила, очень популярное на Руси (сохранилось более 150 его списков) и ставшее образцом для всех последующих русских произведений жанра «хождений», между тем практически не содержит никаких сведений о личности своего создателя, безусловно незаурядной и колоритной. Несмотря на точность и ясность описания паломничества в «Хожении», на множество интереснейших и увлекательных подробностей, неизвестны ни точные годы паломничества игумена, ни его продолжительность. Ничего не сообщают об игумене-паломнике Данииле и другие средневековые источники. Гроб Господень. Миниатюра XVII века из единственного иллюстрированного списка «Хожения» (ГИМ. Хлуд. 249) Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой игумен Даниил был клириком Черниговской земли (по всей видимости, не случайно из шести русских князей, записанных им для поминовения в лавре святого Саввы, трое принадлежали к черниговскому княжескому дому). Не исключается и гипотеза, высказанная еще Н.М. Карамзиным, о том, что впоследствии «сей путешественник мог быть Юрьевским епископом Даниилом (древнерусский город Юрьев находился к юго-востоку от Киева. – А.Т.), поставленным в 1113 году» и умершим 9 сентября 1122 года. Наиболее вероятное место пострижения Даниила в монахи – Киево-Печерский монастырь. Паломничество Даниила могло продолжаться от шестнадцати месяцев до двух с лишним лет. Прежде его относили к 1113–1115 годам, затем была сделано предположение, что паломничество проходило в 1104–1106 годах. Однако ныне большинство исследователей придерживаются мнения, что хождение относится ко времени между 1106 и 1108 годами.

http://pravoslavie.ru/511.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010