Работы должны начаться через несколько недель, а именно после празднования православной Пасхи 25 марта. ПРАВМИР. Во вторник 22 марта было объявлено о начале масштабной реставрации Кувуклии Гроба Господня. Об этом сообщил Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил, выступая в храме Воскресения Христова.  Решение о проведении реставрации было принято по результатам технического обследования Кувуклии, выполненного по поручению Иерусалимского Патриархата специалистами Афинского национального технического университета, сообщает  сайт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Реставрационный проект согласован с францисканской Кустодией Святой Земли и Армянским Патриархатом, которые, согласно действующему в храме статус-кво, также имеют права на Кувуклию. Реставрация будет проводиться специалистами Афинского национального технического университета в координации с сотрудниками Флорентийского университета и экспертами из Армении. Работы должны начаться через несколько недель, а именно после празднования православной Пасхи, которая будет отмечаться 1 мая. Продолжаться они будут не менее восьми месяцев. Завершение реставрационного проекта запланировано на начало 2017 года. По словам Иерусалимского Патриарха Феофила, доступ паломников к святыне во время проведения работ сохранится. Нынешнее сооружение над Гробом Господним было создано в 1810 году по проекту греческого архитектора Н. Комниноса после разрушительного пожара в храме Воскресения 1808 года и с тех пор не реставрировалось. В течение нескольких десятилетий сооружение подвергалось влиянию погодных условий, поскольку до 1868 года купол ротонды над Кувуклией имел открытое отверстие в своде. В 1927 и 1934 годах серьезные повреждения Кувуклии нанесли землетрясения, первое из которых было 6-балльным. Это привело к потере устойчивости сооружения и угрозе его частичного обрушения, а потому в 1947 году в качестве временной меры вокруг Кувуклии были установлены стальные опоры. Негативное влияние на сооружение оказывает и повышенная влажность, вызванная присутствием и дыханием миллионов паломников и туристов, которые ежегодно посещают главную святыню христианства, а также тепловое воздействие свечей.

http://pravmir.ru/v-ierusalime-nachnetsy...

Разделы портала «Азбука веры» Крестовые походы — военные походы периода XI–XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы). Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь , противоречит Божественным Заповедям , учению о Церкви и Царстве Божием . Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев. Какова предыстория крестовых походов? Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним , установилось господство мусульман. Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду. Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении. Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться. Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной? Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.

http://azbyka.ru/krestovye-pohody

Скажи: чем бесславна смерть Крестителя Господня Иоанна? Не все ли равно лишиться головы, перестать жить от какого бы то ни было убийцы, от знатного или не знатного, от доброго ли человека или от спекулятора? Не бесславнее ли была смерть Господа на кресте умершего медленной, но мучительной смертью, а не кратковременной, и при том на горе, в виду жителей многолюдного города Иерусалима, а не в темнице? Скажешь: «здесь бесславия больше, ибо он умер по желанию распутной девицы»? Так ли? Да ты мне не докажешь ничем, чтобы смерть Иоанна была допущена по желанию одной девицы или же диавола, не по попущению ли Божию. Ибо смерть и жизнь всех человеков в руках Божиих, тем более рождение и смерть такого величайшего праведника: он еще во чреве матери был исполнен Духа Святого, о нем пророк предсказал за четыреста лет. Ему нужно было предварить Господа в аде, где он должен был узникам проповедывать о покаянии. Так что ты скажешь на это? Дерзаешь ли утверждать, что Иоанн умер от рук развратной плясавицы? Так и она думала, но не думала о том, что она была только орудием диавола в смерти его: именно для того, дабы вполне заслужить адские муки за развратную жизнь. Иуда не за то наследовал погибель, что продал Христа, а за то, что крепко пристрастился к деньгам. Мало ли в людях страстей столь сильных, что иной из-за денег, из-за какой-нибудь развратницы, из-за чаши пьянственной, из-за гордости готов отказаться от Христа и от вечного блаженства? Мы думаем, что и Господь, и сам Креститель желал себе такой смерти и, как пророк, мог даже предвидеть ее. Если бы не так, то иудеи убили бы его, и все же он умер бы не своей смертью. И что он потерял, умерши от рук спекулятора? Что теряет и каждый святой и мученик, который умирает подобной или еще лютейшей смертью? За гробом его ожидает слава, да еще какая. Такая, которой на земле никто и вообразить не может. За смертью ожидали его ангелы, подняли на руки, как Лазаря, отнесли его в рай. Теперь: какими венцами драгоценными украшена его глава? Какими райскими благами он наслаждается? Подумай об этом всякий, кто только может представить себе как-нибудь эту пренебесную славу. Думай и раздумывай, но ничего не выдумаешь. Иоанн Креститель теперь царствует на Небе со Христом. Ему служат Ангелы, Архангелы, пред ним открыты все райские блага. Он забыл бедственную земную жизнь свою, он забыл о своей бесчестной смерти. Он только непрестанно радуется. Украшенный светозарными венцами, он видит лицом к лицу Христа, Бога, Которого он крестил на земле, на Которого указал на земле человекам, учение, Которого провозглашал он среди иудеев и говорил: «се: Агнец Божий, вземляй грехи мира, покайтеся! Приблизилось бо Царствие Небесное» 130 , покайтеся, ибо секира уже при корени древа лежит, а всякое дерево, не приносящее плода, будет брошено в огонь неугасимый». О, христиане! принесем Богу покаяние и все мы, дабы сделаться нам причастниками тех же нетленных и вечных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Среди паломников российская делегация Фонда Андрея Первозванного 7 апреля. ПРАВМИР. В Иерусалиме начались крестные ходы к часовне над Гробом Господним. К храму Воскресения Христова по улицам города движутся тысячи паломников со всех стран. Главный участник церемонии получения Благодатного огня — патриарх Иерусалимский Феофил III — прибудет в храм Гроба Господня крестным ходом от здания Иерусалимской патриархии. Среди паломников в процессии к храму Воскресения Христова направляется и российская делегация Фонда Андрея Первозванного. Ее возглавляет председатель попечительского совета фонда Владимир Якунин и епископ Красногорский Иринарх, викарий патриарха Московского и всея Руси. Из Иерусалима они доставят Благодатный огонь в Россию. Крестным ходом в Иерусалиме идут и прихожане из захваченных храмов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Благодатный огонь –  это огонь, выносимый из Гроба Господня на ежегодном особом богослужении, совершаемом в Великую субботу, накануне празднования Пасхи по юлианскому календарю в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Огонь, символизирующий нерукотворный свет Воскресения Христова. Он появляется  именно в канун православной Пасхи, по молитвам православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и десятков тысяч паломников в храме Гроба Господня и у его стен. Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 апреля, 2010 15 апреля, 2012 13 марта, 2018 15 апреля, 2023 10 мая, 2021 1 мая, 2021 29 апреля, 2021 28 апреля, 2021 27 апреля, 2021

http://pravmir.ru/v-ierusalime-nachalis-...

Схождение Благодатного огня      Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха. Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой. В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены. Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха. Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня. Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

http://pravoslavie.ru/105245.html

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 15/28 августа Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая . Акафист Успению Пресвятой Богородицы В день Успения Матери Божией воспроизведем в памяти последние годы пребывания Ее на земле. После смерти Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, до самой кончины Своей Она, как известно, жила в доме горячо любимого ученика Христова, Иоанна Богослова, усыновленного Ей распятым на Кресте Спасителем мира. Большую часть времени Она проводила в молитве к Сыну Своему и Богу о том, чтобы он взял Ее от земли в Небесное Царство славы Своей. Особенно часто посещала Она те места, которые были освящены событиями из жизни возлюбленного Сына Ее: подолгу оставалась Она в Гефсиманскому саду, где Христос молился до кровавого пота перед Своими Страданиями, приходила на Голгофу, на которой Он страдал и умер за грехи рода человеческого, посещала гору Елеонскую, куда часто всходил Иисус Христос для молитвы и откуда Он Вознесся на небо. Однажды, когда Пресвятая Дева усердно молилась на горе Елеонской, явился Ей Архангел Гавриил и возвестил о Ее Успении через три дня. В знамение торжества Ее над телесной смертью, которая не будет иметь власти над Ней и от которой Она, как от тихого сна, должна перейти в Царство блаженной жизни, он вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева и сказал, чтобы эту ветвь несли перед гробом во время погребения Ее Пречистого тела. Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и горячо возблагодарила Творца и Сына Своего. Возвратившись с горы Елеонской, Матерь Божия сообщила радостную весть о приближающемся дне Ее Успения Иоанну Богослову, показала ему финиковую ветвь и завещала нести ее впереди при погребении Ее тела. О приближающейся кончине Богоматери Иоанн Богослов немедленно известил Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского, родных и близких знакомых. Все родственники и множество христиан пришли в дом Иоанна Богослова, чтобы присутствовать при Успении Пречистой Девы. Дом Иоанна Богослова наполнился плачем и рыданиями. Все умоляли Матерь Божию не оставлять их сирыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Чудо схождения Благодатного огня Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены…. 21 апреля, 2006 Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены…. Благодатный огонь на Пасху в Иерусалиме Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени. Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

http://pravmir.ru/chudo-sxozhdeniya-blag...

Закрыть itemscope itemtype="" > Две природы храма Воскресения Христова 27.04.2016 498 Время на чтение 15 минут На протяжении почти 17 столетий главный христианский храм - Воскресения Христова в Иерусалиме - не раз разрушался и восставал из пепла. Касающиеся его исторические факты переплетены с вековыми преданиями, а уцелевшие святыни многие века скрыты под каменной облицовкой. Но главной тайной храма остается Святой Огонь, сходящий с небес в Великую Субботу по соборной молитве Церкви и верующих. Свет невечерний Первые упоминания о ежегодной церемонии сошествия Благодатного Огня в храме Воскресения Христова появляются в мусульманских источниках начала IX в. Наиболее древние свидетельства со стороны христиан рассказывают о чудесном возжигании лампад, поставленных непосредственно на камне Гроба Господня. «И когда миновал девятый час, - писал игумен Даниил, - и начали петь песнь проходную «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над Гробом и очень намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое. Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери Гробные, взял свечу у короля Балдуина (Иерусалим в это время принадлежал крестоносцам. - Ред.), вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света святого... от свечи короля мы зажгли свои свечи... Свет Святой не такой как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится». Храм Воскресения Христова Существуют и более детальные повествования, например, Трифона Коробейникова (1583) о «ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк... Патриарх же... приступает ко Гробу, держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи, и абие в патриаршеских руках вожгошася свещи. Тогда же и кандила христианские сами вожгошася, иже над Гробом Господнем... Прочих же вер ни едино кандило не зажжется. И потом все прочие взимают огни от христианских кандил».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Сретение: вспомнить, что тебе предстоит личная встреча со Христом Каждому человеку предстоит встреча со Христом. Она может произойти в детстве, в юности, в зрелом возрасте, в старости, в последнюю минуту жизни, а может уже и за гробом, но обязательно произойдет. Вопрос, как отнесется к ней человек. 15 февраля, 2013 Каждому человеку предстоит встреча со Христом. Она может произойти в детстве, в юности, в зрелом возрасте, в старости, в последнюю минуту жизни, а может уже и за гробом, но обязательно произойдет. Вопрос, как отнесется к ней человек. Смысл Ветхого Завета заключался в подготовке к встрече со Спасителем. Об этом накануне праздника Сретения Господня Правмиру рассказал профессор кафедры патрологии и систематического богословия ПСТГУ, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, протоиерей Борис Левшенко. — Отец Борис, многие момент встречи старца Симеона с младенцем Христом называют встречей Ветхого и Нового Завета. Соответствует ли это утверждение действительности? — Я не совсем согласен с этой формулировкой. Ветхий Завет встречает новое — воплотившегося Бога. В этом и было предназначение ветхозаветной религии — подготовить народ к встрече со Спасителем. Мы знаем из Предания, что царь Птолемей захотел познакомиться с еврейской религией и попросил перевести ее священную книгу — Ветхий Завет — на греческий язык. Старцу Симеону, мудрецу из первосвященников израильских, выпало переводить книгу пророка Исайи. Он сталкивается с текстом: «Дева во чреве приимет, и родит Сына» (Ис., 7, 14). Рука автоматически выводит «Парфенос», то есть не просто «Дева», а совершенная. Но это ему не нравится, потому что по законам природы молодая дева не может принять во чреве и родить сына, и он собирается исправить и написать «Женщина». Ангел его останавливает и говорит, что он сам встретит этого Младенца. И бедному Симеону приходится жить долгие-долгие годы. Не случайно это же повторяется в Евангелии от Матфея: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Мф., 1, 23). В том же самом написании — «Парфенос». Так по-гречески называли не просто девственниц, но тех, кто обязан быть девственницами всю жизнь — служительниц богини Весты, весталок. Евангелие от Матфея было обращено к евреям. Значит, в то время это место у пророка Исайи толковалось именно так — ожидали Спасителя, уже при рождении Которого будет явлено чудо, а именно — родит Его Совершенная Дева.

http://pravmir.ru/sretenie-vspomnit-chto...

Отношение католиков к Благодатному огню Величайшее чудо христианского мира – схождение Благодатного огня на Пасху – на протяжении веков поражает умы людей. И всё это время делаются попытки развенчать чудо, обвинить православных в мистификации. Сколь серьёзными были эти попытки, говорит тот факт, что всевозможные проверки предпринимали не только мусульмане, но, как это ни странно, христиане-католики. В сегодняшнем праздничном «Вертограде» мы печатаем исследование кандидата географических наук И.Н.Рубанова, состоящее из двух частей. В первой – говорится о несостоятельности критики Пасхального чуда. Во второй – о некоторых малоизвестных фактах, которые сопровождают чудо и отметают какие-либо сомнения в его истинности. Благодатный огонь нисходит от Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова в канун православной Пасхи и только в присутствии православных священнослужителей. Однако свидетелями чуда являются отнюдь не одни православные, которые на протяжении веков живут среди иноверцев и принимают Огонь в храме, разделённом между представителями различных деноминаций и вероисповеданий. В силу исторических причин ни одной из христианских конфессий не приходилось так много писать о Благодатном огне и так основательно задумываться о сущности являемого, как Римско-Католической Церкви. Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет в своём итинерарии: «В Святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся “Господи, помилуй!” до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом». Отпадение Римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого света того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документов средневековья – свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I.

http://pravoslavie.ru/30104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010