Скачать epub pdf Слово на обновление иерусалимского храма Воскресения Христова 5761 Память 13 сентября В настоящий день мы празднуем Обновление преславного и превеликого храма в Иерусалиме, – не того, который воздвиг царь Соломон на горе Мориа, но того, который пречудно устроил благочестивый царь Константин с достохвальною матерью своею Еленою на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием. После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый царь римский Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного Титом 5762 , город, он повелел засыпать Гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над Гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса 5763 , так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил. Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену , вложил им в сердца желание обновить Святый Град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Лукии Память 13 декабря Когда слава святой мученицы Агафии распространилась по всей Сицилии и жители Сиракуз 8381 стекались в Катану 8382 на поклонение святому гробу мученицы, случилось одной девице, по имени Лукии, благородного происхождения и пользовавшейся уважением у всех сиракузян, пойти на праздник вместе с другими и с матерью своею Евтихиею, которая страдала кровотечением уже четыре года и не могла исцелиться никаким врачебным средством. Во время совершения церковной службы при гробе мученицы читалось то Евангелие, в котором воспоминается кровоточивая женщина, исцелившаяся от прикосновения к краю одежды Христовой. Во время чтения Евангелия Лукия сказала своей матери: – Если ты веришь, матушка, тому, что читается: то верь и тому, что святая Агафия, пострадавшая за имя Христово, удостоилась предстоять Тому, за Чье Имя она пострадала. Итак, прикоснись ко гробу ее с верою, и ты исцелишься. Когда, по окончании церковной службы, народ разошелся, мать с дочерью пали пред гробом святой мученицы и со слезами начали умолять ее о помощи. Долго молились они, и, наконец, Лукия уснула и во сне увидела святую мученицу Агафию посреди Ангелов, украшенную драгоценными камнями. Она сказала Лукии: – Сестра моя Лукия, дева Господня! Зачем просишь ты от меня того, что сама можешь подать сейчас же? Твоя вера приносит помощь твоей матери и она уже здорова. И как мною славится город Катана, так тобою будут красоваться Сиракузы, ибо ты в своем девстве уготовала Христу благоугодное жилище. Лукия тотчас пробудилась, в трепете встала и сказала матери: – Матушка, матушка! Ты исцелилась! Умоляю же тебя именем той святой, которая исцелила тебя своими молитвами: не напоминай мне больше никогда о женихе (она уже была обручена) и не желай видеть смертного плода от моего грешного тела; но всё, что ты назначила дать мне, для выхода замуж за смертного человека, отдай мне, чтобы идти к Бессмертному Жениху Христу Господу, Хранителю моего девства. Мать отвечала ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сколько может сделать человек,когда с ним Бог? Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Есть на Русском Севере (возможно одно из многих) красивое и по-своему уникальное место с плавным и тягучим названием Во-о-омы. Или по-другому — Воломы. В начале XVII века пришел сюда, в дремучие вологодские леса, на берег реки Кичменги инок по имени Симон. Пришел и поселился, неведомый никому. А пять лет спустя Господь благословил его сотворить на сем месте малую обитель. И вырос у воды храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Но враг рода человеческого ополчился на славящих Бога. Крестьяне из ближних деревень решили прогнать Симона, разорить обитель, и деревянный храм загорелся факелом. Поскорбела братия, но преподобный Симон не унывал; он отправился в Ростов, дабы испросить новый антиминс и благословения Божия на строительство новой церкви. И была построена церковь. Дважды крестьяне, ведомые врагом, нападали на Преподобного, жестоко избивали его, и, наконец, доведенные до исступления, предали мученика смерти. Преподобный принял кончину, славя Бога, завершив мученически земной век свой… Но не закончилась на этом история обители. Число братии росло. И молва о Крестовоздвиженской Воломской пустыни покатилась по всей земле Вологодской и дальше, за ее пределы, ибо стали совершаться чудеса над гробом Преподобного… В 1764 году Екатерина II, сокращая численность монастырей, закрыла и сию малую обитель. А советская власть довершила начатое — в 1934 году была закрыта и церковь. Над могилой Преподобного обосновался склад. В 70-е годы опустели деревни, когда-то образовавшиеся вокруг монастыря. Дороги порастали лесом, пашни и могилы — высокой травой, ветхие избы смотрели на яркую зелень пустыми глазницами разбитых окон и утопали в крапиве и высоком иван-чае. В 1997 году нас встретили руины… Поврежденные росписи, разбитые плиты пола… Вместо сводов, вместо купола — прогнившие доски деревянного настила крыши, рухнувшая стена алтарной апсиды, следы несуществующего более придела — трапезной, два яруса колокольни… Мерзость запустения…

http://pravmir.ru/skolko-mozhet-sdelat-c...

Слово в неделю Ваий. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних ( Матф. 21:9 ). Представим, возлюбленные, в уме нашем, как Господь наш Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, как с ветвями в руках встречал Его народ, а дети восклицали: „Осанна!“ Представим то место, где совершалось это, вспомним, как совершалось, и духовными очами посмотрим на все. Шествие Христа Спасителя нашего началось от горы Елеонской или, другими словами – масличной (греческое слово „Елеон“ на нашем языке значит „масло“), называвшейся так от того, что масличные деревья густым лесом покрывали ее; находилась эта гора на восточной стороне от Иерусалима и отстояла от старого города на пять стадий, т. е. на одну версту. Это – путь субботы, как пишется о том в Деяниях Апостольских: возвратишася Апостоли во Иерусалим от горы нарицаемыя Елеон, иже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь ( Деян. 1:12 ); а путь субботы был пять стадий. По повелению своего закона, иудеи так почитали свою субботу, что даже дальнего пути нельзя было идти им в субботу, кроме пяти стадий, то есть одной версты, что и называется путь субботы. Таким образом, гора эта была невдалеке от старого Иерусалима, но была довольно высока, и считалось от самого верха горы той до Иерусалима шесть стадий, а от подгория – пять: ибо была целая стадия восхождения на ту гору; между горою и Иерусалимом лежала долина Иосафатова (именуемая так потому, что древле Иосафат, царь иудейский, создал себе в той дебри прежде времени гроб, и над гробом пирамиду или предивный столб: с того времени дебрь та прозвалась долиною Иосафатовою); глубока была та долина, и посреди ее протекал поток Кедрский. Та долина называлась иначе долиною плача: поскольку там было кладбище всего Иерусалима, ибо евреи не погребали мертвецов своих в городе, но вне города: износили мертвецов своих в долину Иосафатову к погребению, и по обычаю плакали над мертвецами, и потому долина Иосафатова прозвана была юдолию плача. В той-то юдоли Писание и святые отцы предвозвещают и страшный суд Христов. Над тою юдолию от восточной страны есть гора Елеонская.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Светлой пасхальной седмице Ныне вся исполнишася света: небо, и земля, и преисподняя… Христос Воскресе! Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: “Христос воскресе!” Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру. И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: “Христос воскресе!” Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью, особой радостью выделяется праздник Светлого Христова Воскресения – праздников праздник и торжество из торжеств! Нет в нашей Православной Церкви службы более величественной, более проникновенной, чем пасхальная утреня. И потому так стремятся все верующие в храм Божий в пасхальную ночь. Пасхальное богослужение воистину подобно великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома. Вдумайтесь в содержание “Огласительного слова” святителя Иоанна Златоуста ! С отеческой лаской и радушием приемлет Господь тех, кто возлюбил Его всем своим существом. “Блажен, кто от первого часа делал есть”, – это те, кто от юности своей идут неукоснительно по Его Божественным стопам. Но не отвергает и тех, кто, преодолев в своей душе сомнения, приблизился к Богу только в зрелом и даже преклонном возрасте. “Да не устрашатся они своего замедления, Господь с любовью приемлет последнего, так же, как и первого, – и дела приемлет и намерения целует”. Несомненно, все вы, кто был в храме в пасхальную ночь, испытали необыкновенный восторг... Души наши ликовали, преисполненные чувством благодарности к нашему Господу Спасителю за дарованную Им всем нам вечную жизнь. Ведь Воскресший Христос возвел род людской от земли к Небу, придал существованию человека возвышенный и благородный смысл. Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет ее... И потому к светлой заутрени так стремятся люди в храм Божий. И не только верующие, но и те, кто своим сознанием далек от христианской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Слово перед Благодарственным Молебствием об избавлении от губительной болезни и по случаю свирепствовавших в г. Могилев пожаров He бывайте несмысленни, но разумевайте, что есть воля Божия... Благодаряще о всех о имени Господа нашего Иисуса Христа Богу и Отцу. ( Еф. 5:17, 20 ). По словам Апостола значит, надлежало бы нам столько же благодарить Бога за бедствия, сколько и за благоденствие; столько, например, за посещение нас губительной болезнью, от которой мы только что освободились, сколько за избавление от нее. Так и поступали Святые. Праведный Иов, лишенный богатого имения и детей, пораженный, сверх того, жестокою проказою, лежа на гноище, говорил: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно во веки ( Иов. 1:21 )! Апостолу Павлу смерть не только не страшна, но даже вожделенна была до того, что он взывал: мне еже жити Христос, а еже умрети приобретение есть ( Филип. 1:21 ). Первенствующие Христиане летели на мучения и смерть за имя Христово, как пчелы на цветы медоносные! А мы или столько животолюбивы, пристрастны к настоящей жизни, или столько страшимся суда Божия, ожидающего нас за гробом, что нас побудило собраться для принесения благодарности Богу только прекращение губительной болезни во граде нашем! Но слава Богу и за то! слава Богу, что хотя прошедшее бедствие произвело в нас живое сознание, что наша жизнь есть дар Отца небесного, что продолжением ее мы одолжены всещедрой милости Божией! Чем же мы засвидетельствуем благодарность Богу за сохранение жизни нашей? He ужели одними словами, или молитвами священнослужителей святой Церкви? Но подобного рода благодарностью возгнушались бы и земные наши благодетели, зная, что мы, благодаря устами, непризнательны в сердце, не думаем благоугождать им. Тем паче перед лицом Бога всеведущего, изъявление благодарности за сохранение жизни нашей должно состоять – в посвящении остатка ее покаянию и прославлению Бога; в противном случае, мы снова привлечем на себя гнев Божий. Стечение наше для принесения Богу благодарности за спасение наше от губительной болезни доказывает, что человек никогда столько не дорожит жизнью, как избавившись от очевидной опасности потерять ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Смертное зрелище, предлежащее очам нашим в нынешние светлые пасхальные дни, двойное пробуждает чувство в душах наших. С одной стороны, тяжело и прискорбно смотреть на лежащую во гробех по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну и не имущую вида. Это, и вообще нежеланное и страшное зрелище, кажется особенно неуместным и безвременным теперь, когда радость воскресении Христова не сходят у нас с уст, и в песнях церковных громогласно и непрерывно возвещается попрание смерти и притупления ее жала Христовою смертию. Но с другой стороны, если вспомнишь, что смерть есть неизбежный удел наш, что рано-ли поздно-ли, тогда иди в другое время, а придется таки всем нам до единого возлечь на смертном одре; то желалось бы умереть именно во дня подобные настоящим, потому что страх смертный кажется для всякого умирающего должен несколько слабеть и умеряться, по причине этого самого светлого торжества церкви о воскресшем Спасителе, и торжество это, – веруем мы, должно же непременно отзываться чем-нибудь светлым и отрадным в самом царстве духов, почивших о Господе. И значит, некая милость и особенное устроение Божие случилось над почившим отцом нашим, если Господь позвал его к себе именно в такое время, когда от имени Господа святая церковь всех чад своих приглашает царствия Христова приобщиться в нарочитом дни воскресения Христова. Не есть ли это уверительный залог для почившего и для тех, кому он особенно был близок и дорог на земли, что двери царствия небесного не закрыты а отворены для него и на том свете, что долголетняя иерейская служба его пред престолом Господним на земли близко привела его к престолу Божию и на небе, и к отверстым дверям украшенных чертогов райских? Ей и аминь. Да будет так – по нашим чаяниям, и да удостоит Господь почившего войти в эти двери, по молитвам церкви Господней, которой усердно и благоговейно служил он столь долгое время! Да и сама жизнь почившего старца – пастыря церкви Божией не лишена крепких оснований для успокоительных надежд о загробной его участи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Со страниц Евангелия Иерехонский слепец. (Лк. 18:35–43) В дни праздника Крещения Господня мы многократно слышали: «Явился еси днесь вселенной и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: «Пришел еси, и явился еси, Свет неприступный " ». А вскоре, в дни приближающегося Великого поста, будем слышать: «Свет Христов просвещает всех». В жизни же нашей мы чаще, пожалуй, видим тьму – грех и недостатки окружающих нас. Свет Христов мы видим плохо. Почему? Да потому что очи души нашей плохо видят, потому что часто живем мы как духовные слепцы. Что делать? Пример Иерихонского слепца, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, может нам помочь. Этот слепец, сидя у дороги и прося милостыню, услышал, что идет Иисус Христос. Тогда он начал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня ( Лк 18:38 ). Ему мешали, заставляли молчать, но он продолжал кричать еще громче: помилуй меня ( Лк. 18:39 ). Иисус Христос услышал, остановился, подозвал к Себе слепца и исцелил его. Вот и нам, духовным слепцам, надо молиться: «Господи, помилуй, исцели душу мою». Многое мешает молитве нашей – трудности жизни, суета, спешка. Но, как и иерихонский слепец, которому мешали, которого заставляли молчать, будем и мы не обращать внимания на то, что мешает молитве нашей, и молитвой стремиться к Свету. И еще одно, что должно помочь нам видеть Свет и жить во Свете, – это борьба за чистоту жизни, борьба с грехом, «духовная брань», ибо, по слову Господа, чистые сердцем ... Бога узрят ( Мф. 5:8 ). «Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, дай нам в Свете Твоем узреть Свет и стать сынами Света». Закхей. (Лк. 19:1–10) Каждая неделя приближает нас теперь к Великому посту. В прошлое воскресенье читалось Евангелие об Иерихонском слепце. Думали о слепоте. Какое это несчастье! Но слепота бывает не только физическая, но и душевная. Душевно слепой человек не видит своих грехов и прегрешений, но обычно хорошо замечает действительные или воображаемые грехи и прегрешения других людей. Душевная слепота еще страшнее физической, потому что она сопровождает человека в жизнь вечную за гробом и до Страшного суда. Вот почему скоро начнем мы повторять слова дивной молитвы преподобного Ефрема Сирина : «Даруй ми зрети моя прегрешения». Евангельское чтение прошлой недели звало нас искать у Господа духовного прозрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Содержание I II III IV Приложение А Учреждения в Святой Земле А. Протестантской общины Б. Латинской общины В. Православных Приложение Б Отчет патриарха иерусалимского Свод миссий латинского патриархата в Иерусалиме Учреждения и миссии, не содержимые патриархатом, но находящиеся в его заведывании     Для большинства нас, русских, нет более знакомой и в тоже время менее знакомой страны – как Святая земля. С первым детским лепетом, привыкли мы произносить священные имена: Иерусалима, Иордана, Назарета, Вифлеема и имена эти, в нашем детском воображении, сливаются как-то, с родственными для нас именами: Киева, Москвы, Владимира и Новгорода. Кто из нас, сидя еще на школьной скамейке, не следил за странствованиями ветхозаветных патриархов, за судьбами народа иудейского, наконец, за событиями человеческой жизни Того, кто ради божественной любви к роду человеческому не остановился перед смертью – смертью же крестною. Но именно эта масса священных воспоминаний, с которыми мы с детства сжились, делает, что для одних Иерусалим земли иудейской, как бы сливается с Иерусалимом горним; для других же вся Святая земля представляется как бы застывшею в минуту Вознесения Спасителя и с тех пор неизменившеюся. Нельзя отвергать, что в том и другом представлении Святой земли есть своя доля правды. Правы те, которые нынешний Иерусалим отождествляют с Иерусалимом горним, и справедливость этого представления поймут лишь те, на долю которых выпало счастье, в ночной тиши, молиться на Голгофе, падать ниц перед гробом Господним и в молитвенном настроении, приближающем вас к Богу, забывать все земное. Не менее правы и те, для которых Святая земля представляется тою же, какою была за тысячелетия назад. Когда вы стоите на горе Елеонской, вы можете утвердительно сказать: да, на этих горах и долинах покоился взор Богочеловека при Его Вознесении. Когда вы смотрите на исполинские камни, опоясывающие Святую Святых, вы опять с уверенностью можете сказать: да, на эти камни указывал Спаситель своим ученикам, когда плакал над грядущею судьбой Иерусалима. Когда произносилась нагорная проповедь , перед глазами Говорившего и слушавших, расстилалась та же, как и теперь, гладкая лазурь Тивериадского озера. Вот гробница Рахили, колодезь Иакова, погребальная пещера Авраама. Все это воочию олицетворяется перед вами, все это существует, как существовало тысячелетия назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Тирский собор 335 г. А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) B 335 г. наступил 30-летний юбилей единодержавного царствования Константина. K этому сроку подгонялся ряд торжеств. Заканчивалась постройка базилики над гробом Господним в Иерусалиме. Константин созывал епископов на собор в Иерусалиме не только для торжества освящения базилики, но и для решения «египетских споров.» Успех в свое время собора в Никее был для Константина незабываемым и переживался им мистически. Все, что загадочно «не клеилось» y него в церковной области, ему, казалось, удастся разрешить мистикой собора, в мистической атмосфере восстановления гроба Господня. Но предваряющий богослужебные церемонии деловой собор назначался все-таки в недалеком, но удобном для размещения гостей приморском Тире. Все враги Афанасия, почти два года тому назад раздосадованные неудавшимся собором в Кесарии, были теперь налицо. B императорском письме-указе поручалось устроить искомый церковный «мир» (стократно мелькающий мираж и манящий римское сердце Константина на pax romana). Гармония сердца Константина тут дополнялась и властным аккордом угрозы, что нежелающие явиться на соборное разбирательство будут доставлены силой. Намек в сторону Афанасия. A его представитель Макарий, которого обвинение рисовало насильником, даже прямо был в Александрии взят под арест и в легких кандалах доставлен в Тир. Замещать лицо императора на соборе был назначен комит («граф») Флавий Дионисий. Афанасий понимал, что теперь и пред императором он поставлен в положение подсудимого. Противясь этой искусственно создаваемой роли, Афанасий прибыл на собор в окружении своих 50 египетских епископов. Так ему подобало по его местному архиепископскому положению. B других архиепископских округах (Иерусалим, Эдесса, Антиохия, Кесария Каппадокийская, Ефес, Ираклия) епископы этих областей не все одинаково тяготели к своим областным (диоцезальным) центрам. Нравы и обычаи Египта были другие. Здесь свой столичный Александрийский архиепископ мыслился уникальным, несравнимым для всех прочих главой. Все другие епископы мыслились в стиле древних хорепископов. Это была своего рода пресвитерская масса около одного вождя. Но от комита — заместителя императора получилось указание, что в данном случае этой соборной полноты от Египта не требуется и этой египетской массе не будет дано голоса.

http://sedmitza.ru/lib/text/434984/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010