Предисловие Издавая в третий раз мое путешествие ко Святым местам, я старался отчасти исправить недостатки слога, которые или сам заметил, или мне указали благосклонные читатели. Уважая также их отзыв о необходимости планов для пояснения внутреннего устройства главнейших святилищ палестинских, я приложил к новому изданию подробные планы: Храма Воскресения, где находится Св. гроб, Вифлеемского собора, с подземным вертепом Рождества, и Гефсиманской пещеры, заключающей в себе гроб Богоматери, и присоединил к ним карту моего путешествия. Мне хотелось также дополнить то, что осталось у меня неописанным по краткости моего пребывания в Палестине, выписками из прежних странствований русских в Святую землю, которые начиная с одиннадцатого века, частью сохранились в рукописях, частью напечатаны. Для сего предлагаю, в начале моей книги, краткий обзор всех Русских паломников, из коего, хотя и неудовлетворительно, однако можно видеть переменные обстоятельства Иерусалима, в течение восьми последних столетий, и постепенное запустение некоторых из его святилищ. В конце же книги я поместил переведенный отрывок из путевых записок Архиепископа Грузинского Тимофея, который подробно описывает все обители, сооруженные грузинами в Палестине. Будучи в Иерусалиме видел я меч и шпоры короля Готфреда, коими и доныне многие благородные посетители св. мест производятся в орден рыцарей Св. гроба, с возложением на них креста и цепи короля Балдуина. Не одно любопытство, но и уважение к сим двум великим освободителям Св. гроба и к памяти крестоносцев, оставивших по себе неизгладимые следы в Палестине, побудило меня исследовать о начале ордена Св. гроба, и вместе со сведениями, которые я мог заимствовать по сему предмету из иностранных писателей, представить здесь саму присягу рыцарей и чин посвящения в орден, списанные с латинского подлинника в Иерусалиме. Предлагая еще однажды книгу мою снисходительному вниманию соотечественников, я почту себя совершенно счастливым, если чтение оной возбудит участие к бедственному положению святыни иерусалимской и гроба Господня, а участие сие обнаружится милостынею палестинской церкви, от лица коей архиепископу Фаворскому высочайше дозволено собирать ныне подаяние по России.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Русские паломники у Гроба Господня Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 45; 2005, 2006 С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь рус­ских паломников в Палестину — колыбель христианства. Паломники из сла­вянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иеруса­лим, совершенном монахом Варлаамом, от­носится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина — храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень — мес­та, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими вой­сками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова — храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной ма­тери Елены. “Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года” 1 , — писал один из рус­ских паломников в конце XVIII века.

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Чудо Благодатного огня Господь наш Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей кончины. Где находилась гора Голгофа — место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и произошло Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница — пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в небольшой скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Святой Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем — аркосалием, — и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу святой равноапостольной Елены над местом Голгофы и Святой Гробницы был воздвигнут великолепный храм — Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и сейчас известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле находится специальная часовня — Кувуклия. Слово «Кувуклия» означает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово применяется в единственном на земле месте — в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, располагается под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, в настоящее время состоит из двух комнат: небольшая «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем — аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Святой Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.

http://pravoslavie.ru/4942.html

В Иерусалиме торжественно отмечают праздник Святой Троицы Иерусалим, 16 июня 2008 г. Торжественно отмечает Святой град Иерусалим праздник Святой Живоначальной Троицы, который, по давно установившейся традиции, продолжается здесь, на Святой земле, 3 дня, с воскресенья по вторник. В первый день Святой Троицы духовенство Иерусалимской Православной Церкви совершило ночное Богослужение на Голгофе, в Храме Гроба Господня. В нем приняли участие многочисленные паломники, сообщает Седмица.Ru . Затем утром уже у самого Гроба Господня службу возглавил Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. По принятому обычаю литургия служилась в приделе Святого Ангела Кувуклии Гроба Господня, украшенной многими горящими свечами и лампадами. Среди священнослужителей, сослуживших Патриарху Феофилу, были арабы и русские, в частности — начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), читавший в чине Троицкой вечерни с коленопреклонениями положенные в этот день молитвы на церковно-славянском языке. В это же утреннее время в Иерусалиме торжественные богослужения состоялись и в русском Горненском женском монастыре, принадлежащем Московской Патриархии, в женском Русском Гефсиманском монастыре и Русском монастыре Вознесения Господня, находящихся в ведении РПЦЗ, а также в русском Троицком соборе Русской Духовной миссии. К своему главному храмовому празднику Троицкий собор был благолепно украшен цветами и пальмовыми ветвями. Зеленью были оформлены и большие иконы в алтарной части храма, среди которых — величественные образа Святой Троицы и Сошествия Святого Духа на Апостолов. Торжественное праздничное богослужение в Троицком соборе возглавил митрополит Днепропетровский и Павлогорадский Ириней. Ему сослужили прибывшие с ними с Украины священники и духовенство Русской духовной миссии. Стройное пение небольшого по составу хора Русской Духовной миссии, доставило истинное утешение многочисленным паломникам, специально прибывшим на праздник из России, Украины, стран ближнего и дальнего зарубежья.

http://pravoslavie.ru/26890.html

И.П. Ювачев XXXVII. Пасха в Иерусалиме Обязательность ветхозаветного паломничества. – Пасхальная утреня у Гроба Господня.– «Пуп земли». – Розговенье в подворье Палестинского общества. – Емма- ус.–Путешествие в Горнюю. – У источника Иоанна Крестителя. – Католический монастырь. – У русских инокинь в Палестине. – Жалобы на строгие порядки. Мы, христиане, многое заимствовали из ветхозаветных установлений, но почему-то мало обратили внимания на следующую заповедь: ,, Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». И известно, что родители Христа каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Наконец, сам Христос ежегодно приходил к Пасхе из Галилеи в Иерусалим. Посещать святые места, или «являться пред лице Владыки Господа Бога», вложено в самую природу человека, что мы можем видеть из многочисленных странствований нашего народа. Точно какая-то неведомая сила подымает весною и старых и молодых, и мужчин и женщин, и толкает их сходить куда-нибудь на богомолье. И я, повинуясь этому внутреннему голосу, тоже достиг святых мест и явился «пред лице Господа» в священный день воспоминания воскресения Христова у самого Его Гроба. Пасха в Иерусалиме! Каким благоговейным восторгом должно наполниться здесь сердце верующего человека! С сознанием важной минуты, вечером, в Великую субботу, я приоделся и отправился в храм Воскресения, чтобы провести эту в своем роде единственную ночь у Гроба Господня. Если мы другие храмы называем православными, католическими, лютеранскими, армянскими, тο этому храму, главным образом, приличествует название христианский в широком смысле этого слова. Среди густых масс народа я едва пробрался до южных дверей греческого придела. Сзади меня стояли турецкие солдаты с ружьями и не пропускали публику в переполненный храм. Произошла обычная в этом случае борьба. Солдаты как-нибудь еще умели сдерживать мужчин, но пред женщинами и они были бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ [Греч. μνμη τν γκαινων τς γας το Χριστο μν Αναστσεως; церковнослав.                  ], один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата. Терминология Термин «обновление» в названии праздника - библейского происхождения и восходит к древнеевр. глаголу   - наставлять, освящать дом (Втор 20. 5) или храм (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5), от которого происходит существительное   - «освящение, посвящение», также использующееся в отношении дома или храма (2 Пар 7. 9) (BDB. P. 335). В греч. переводе LXX для передачи этого термина используется глагол γκαινζω и существительное γκαινισμς или τ γκανια (мн. ч.) (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5, 9). В греч. тексте 1 Макк, описывающем очищение Второго храма и освящение жертвенника в 165 г. до Р. Х., данные действия, в подражание освящению Первого храма, обозначаются термином γκαινισμς (1 Макк 4. 56, 59). Вероятнее всего, именно зимний праздник 25 Кислева (Ханука, т. е. Обновление), установленный в честь очищения храма Маккавеями, и подразумевается под термином (во мн. ч.) τ γκανια в Евангелии от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме (праздник) обновления, и была зима» (Ин 10. 22). Глагол γκαινζω употребляется дважды в Послании к Евреям: в контексте заключения ВЗ, который «был утвержден (νεκεκανισται) не без крови» (Евр 9. 18), и в описании «нового пути» в небесное святилище, к-рое «обновил» (νεκανισεν) Господь Иисус Христос (Евр 10. 20). Происхождение праздника Согласно Евсевию Кесарийскому, строительство храма в Иерусалиме на месте Воскресения Христова было начато по указанию св. имп. Константина I Великого вскоре после завершения I Вселенского Собора в Никее (325) ( Euseb. Vita Const. 3. 25). В процессе строительства «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения», т. е. «священнейшая пещера» Св. Гроба Господня (Ibid. 3. 28). В письме еп. Иерусалимскому Макарию имп. Константин повелевает на «святом месте, очищенном от постыдных принадлежностей капища», создать храм «великолепнее всех храмов» (Ibid. 3. 30-31). Храм-базилика на месте Гроба Господня, называемый Евсевием «новый Иерусалим», был построен напротив «древнего Иерусалима», т. е. руин Второго храма, разрушенного в 70 г. по Р. Х.,- вероятнее всего, чтобы подчеркнуть противопоставление нового христ. храма ветхозаветному (Ibid. 3. 33). Упоминая об обретении пещеры св. Гроба Господня, Евсевий обходит молчанием обретение Честного Креста, что нек-рые ученые (напр., П. У. Л. Уокер, С. Боргехаммар) связывают с оригенистским богословием самого Евсевия ( Walker. 1990. P. 122-130; Borgehammar. 1991. P. 115-119).

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Пасха Господь наш Иисус Христос воскрес рано утром, по прошествии субботы. При гробе Господа сделалось великое землетрясение. Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба; стража пришла в ужас и стала как мертвою ( Мф. 28:2–4 ). На рассвете дня Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Соломия пришли ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисусово ( Мф. 28:1 ; Мк. 16:1–4 ). Но Мария Магдалина, увидев, что камень отвален от гроба, подумала, что тело Господа взято, поспешила к апостолам Петру и Иоанну ( Ин. 20:1:2 ) и объявила им о том. Прочие же жены вошли во гроб, увидели там ангела и, получив от него весть о воскресении Спасителя, с радостью пошли возвестить ученикам ( Мк. 16:5–8 : Мф. 28:5–8 ). Между тем Петр и другой ученик (Иоанн), услышав от Марии Магдалины, что камень отвален от гроба, пришли ко гробу и, не найдя в нем тела Иисусова, пошли назад ( Лк. 24:12 : Ин. 20:3–8 ). Мария же Магдалина, следовавшая за Петром и Иоанном, остановилась возле гроба и плакала. Наклонившись во гроб, она увидела двух ангелов; потом, оборотясь назад, увидела и Самого Господа Иисуса. Сначала она приняла Его за вертоградаря (садовника), но потом узнала и поспешила возвестить об этом явлении ученикам ( Ин. 20:11–18 ; Мк. 16:9 ). На пути она присоединилась к другим женам, шедшим известить учеников о воскресении Христовом. В это время Сам Господь встретил их и сказал: «Радуйтесь». Они все пали к ногам Его ( Мф. 28:9–10 ). Потом Господь явился двум ученикам, шедшим в Эммаус. Когда эти ученики возвратились в Иерусалим, чтобы рассказать прочим о явлении Господа, их известили, что Господь явился и Петру ( Лк. 24:13–35 ). В тот же первый день вечером Господь пришел в дом, в котором все ученики, кроме апостола Фомы, заперлись из опасения от иудеев, и беседовал с ними ( Ин. 20:19–24 ). Праздник Воскресения Господня называется Пасхою, именем ветхозаветного праздника, установленного в память избавления иудеев от египетского рабства. Тогда ангел-истребитель, поражая смертию всех первенцев египетских, мимо проходил (по-еврейски «пасах»; отсюда – Пасха) домы иудеев, на которых видел кровь агнца ( Исх. 12:7–23 ). Господь наш Своим воскресением освободил нас от рабства греха и диавола: «Пасха наша есть велия и священнейшая: Христос за ны пожрен бысть» ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Поуч. 2-ое. Первый день Пасхи. (Уроки назидания из евангельского повествования о воскресении I. Христа). I. Побеседуем, братие и сестры возлюбленные во Христе Иисусе, о всерадостном событии воскресения Господа нашего из мертвых. а) Когда воскрес Господь? По предречению пророков и Самого Господа ( Мф. 12, 40 ) в третий день, не ранее первых послеполуночных часов дня после субботняго. (Сл. на Пасху м. Филар.). б) Какою силою Господь восстал из мертвых? Славою Отчею ( Рим. 6, 4 ) и собственною силою, как Бог ( Иоан. 10, 18 ). в) Как совершилось и открылось воскресение Господне? Совершилось в глубочайшей тайне, запечатану гробу. Только внезапное сильное потрясение земли могло бы сказать умеющему разуметь глас природы, что из сердца ее исходит Первенец умерших. После сего сошел с неба ангел возвестить людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег ( Матф. 28, 3 ). «Отвалив камень от гроба, он привел в ужас и тем удалил стражей, чтобы открыть свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам» (Филар.). Утром рано, еще сущей тьме, спешили несколько благочестивых жен ко гробу, чтобы помазать благовонным миром тело Спасителя. Любовь к Господу придавала слабым бодрость, мужество, силу. Оне не знали не только о совершившемся событии, но даже и о печати архиерейской и страже римской. Их смущала только мысль: кто нам отвалит камень от дверей гроба? Бе бо велий зело! Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина далеко упреждает прочих, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба! Подавленная тяжкою мыслию: где Господь, она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. «Унесли Господа», сказала она им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его, и не знали, что бы это значило. Прочия же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее сих апостолов, входят во гроб и слышат от ангела: «что вы ищете живого между мертвыми; Его нет здесь, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» ( Матф. 28, 1–7 , Марк. 16, 1–7 ; Лук. 24, 1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Неделя святой Пасхи. 1. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В день Светлаго Воскресения Христова скажем несколько слов о сем всерадостном событии. Когда воскрес Господь? По предречению пророков и самого Господа ( Матф. 12, 40 ) в третий день, «не ранее первых после полуночных часов дня после субботняго» (Сл. на Пасху Митр. Филарета). Какою силою Господь возстал от мертвых? Славою Отчею ( Рим. 6, 4 ) и собственною силою, как Бог ( Иоан. 10, 18 ). Как совершилось и открылось воскресение Господне? Совершилось в глубочайшей тайне, запечатану гробу. Только внезапное сильное потрясение земли могло бы сказать умеющему разуметь глас природы, что из сердца ея исходит Первенец умерших. После сего сошел с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид Его был, как молния, одеяние бело, как снег ( Матф. 28, 3 ). «Отвалив камень от гроба, он привел в ужас и тем удалил Стражей, чтобы открыть свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам» (Митр. Филар.). Утром рано, еще сущей тьме, спешили несколько благочестивых жен ко гробу, чтобы помазать благовонным миром тело Спасителя. Любовь к Господу придавала слабым бодрость, мужество, силу. Оне не знали не только о совершившемся событии, но даже и о печати архиерейской и страже римской. Их смущала только мысль: кто нам отвалит камень от дверей гроба? Бе до велий зело! Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина далеко упреждает прочих, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба! Подавленная тяжкою мыслию: где Господь, она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. Унесли Господа, сказала она им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его, и не знали, что бы это значило. Прочия же мироносицы, пришедши ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшия ранее сих апостолов, входят во гроб и слышат от Ангела: «что вы ищете живаго между мертвыми? Его нет здесь; Он воскрес. Вот место, где он был положен. Идите скорее, скажите ученикам его и Петру, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» ( Матф. 28, 1–7 ; Марк. 16, 1–7 ; Лук. 24, 1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Кому прежде всех явился Господь Иисус Христос по воскресении? В. Певчицкий. «Воскресное чтение», 1883 По евангельским сказаниям, первое явление Господа по воскресении было Марии Магдалине. Евангелист Марк прямо говорит: Воскрес Иисус заутра в первую субботу, явися прежде Марии Магдалини, из неяже изгна седмь бесов. От же шедши возвести с Ним бывшим, плачущимся и рыдающим ( Мк. 16:9–10 ). Со свидетельством Марка согласуются повествования о явлениях воскресшего Господа, читаемые нами в Евангелиях Иоанна (20:11–18) и Матфея (28:9–10). Но Святая Церковь хранит благочестивое предание о другом явлении воскресшего Господа, бывшем раньше явления Его Мари и Магдалине. По ее верованию, прежде всех по воскресении из гроба Господь явился Пресвятой Богоматери, и Ей же прежде других сообщена была ангелом радостная весть о восстании Сына Ее из гроба. Она ближе всех из земнородных была к Господу Иисусу Христу, и сердце Ее более других было поражено невыразимою сердечною скорбью, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рожденного и воспитанного и связанного с Нею самыми тесными кровными узами. По предречению праведного Симеона, во дни страданий Господних оружие пронзило Ее душу, и раны Ее сердца были гораздо тяжелее тех кровавых ран, какие наносит меч или стрела. Господь видел со креста страдания Своей Матери, и в нежной сыновней заботливости о Ней в предсмертные минуты поручил Ее попечениям Своего возлюбленного ученика. Можно ли предположить, чтобы этот необыкновенный Сын необыкновенной Матери забыл о Ней, когда открылся и настал день Его славы и когда Он с торжеством явился на земле победителем смерти и ада? Можно ли думать, чтобы Ему угодно было продлить минуты страданий Той, от Которой Он принял плоть Свою, которая Им жила и дышала и в Которой Он находил утешение и отраду в дни земной жизни Своей? В Иерусалиме, в храме Воскресения, до сих пор указывают место явления воскресшего Спасителя Пресвятой Богоматери, недалеко от кувуклии, или бывшего гроба Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010