VII. О граде Иерусалиме и окрестностях его, Земле Обетованной Богородица, помоги мне. 1. Так как ты, по благому своему произволению и просьбе, желал знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходил Господь наш Иисус Христос , Пресвятая Богородица, Св. Апостолы, пророки и прочие Святые, я дарую тебе это письменное описание, дабы ты имел его на спасение души и телесное укрепление. 2. Знай это, любезный брат, и очисти ум, слух и разумение. Начнем о Св. Гробе. Храм Св. Гроба находится посредине города Иерусалима и имеет два купола. Один купол некрыт и кругом покрыт свинцом; а под ним хоры и кругом 12 мраморных колонн, и к стене прикреплены красные мраморные плиты, и под ним 8 колонн и пол устлан мраморными плитами. Среди него находится живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и кругом его мраморная обшивка. У Св. Гроба 30 неугасимых лампад и перед ним камень, где сидел ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба 2436 . Там висят и четыре лампады и вокруг Св. Гроба снаружи висят 8 лампад. 3. Вокруг него под хорами имеют свои церкви и еретики, проклятые Армяне, Ариане, Яковиты, Несториане, Латиняне, Марониты. 4. Нам православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон), а Грузинам принадлежит Голгофа, они также православные христиане. 5. Сходит священный огонь в Св. и великую Субботу, в час вечерни, во славу Христову. 6. Вокруг Св. Гроба 10 колонн с позолоченым верхом. В Св. Гробе три белые мраморные плиты и другие на стене, колонн 15. И есть над Св. Гробом кувуклий крытый свинцем, поддерживаемый 12 желтыми столбами, и внутри он росписан мозаикою: Вознесение Господа нашего И исуса Христа. 7. Перед Св. Гробом есть колонна, росписанная мозаикою, и тут Вознесение. 8. Немного перед ним храм, т.е. крытый храм православных христиан. На полу его Пуп земли, или середина мира, как говорит тропарь: Спасение соделаша посреди земли, Христе Боже. И пророк говорит: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли 2437 . А пол мозаичный. Висят четыре лампады. Есть и четыре пилястра храма. Алтарь храма росписан мозаикою: Воскресение, а кругом буквы из мозаики. Внизу 12 колонн и престол патриарха. Висят кругом 6 лампад и над Св. престолом висят еще 3 лампады.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

И.П. Ювачев XXVII. В Иерусалимском храме Ночное пребывание у Гроба Господня. – Страстная пятница у католиков. – Запущенность храма. – «Мерзость на святом месте». – Литургия на Гробе Спасителя. – В трапезной у греческих монахов. – Иерусалимские геронтиссы. – Шествие в Гефсиманию. – Вымогательство греков. – Пещера Гроба Божией Матери.– Единение христиан под кровом Богоматери. Прибытие галилейского каравана в Иерусалим по времени вполне отвечало древним путешествиям евреев из Галилеи в Иудею на праздник Пасхи. Мы опередили православное воспоминание прихода Самого Христа в Иерусалим 22 всего лишь на два дня. В пятницу, 31-го марта, т. е. накануне Лазарева воскресения, вновь прибывших паломников греки пригласили на ночное бодрствование в храме Гроба Господня, с тем, чтобы на утро проводить их в Гефсиманию, к месту погребения Божией Матери и на Елеонскую гору. Часы дня у Гроба Господня строго распределены между разными христианскими исповеданиями. Ровно в полночь начинают здесь свою литургию греки, затем армяне, после них католики и т. д. А так как храм Воскресения турки держат всю ночь на запоре, то желающие прослушать здесь литургию греков должны приходить в храм накануне с вечера и ночевать в нем до утра. Давно желая провести ночь у Святого Гроба, я с радостью принял предложение греков и вместе с другими паломниками часов в пять пополудни отправился в храм Воскресения. В том году Пасха у католиков праздновалась на неделю раньше, чем у православных, и в эту пятницу у них происходило торжественное воспоминание снятия со креста Спасителя. В присутствии европейских консулов и массы паломников Иерусалимское католическое духовенство в полном составе совершило грандиозный крестный ход в стенах храма. Перенесение изображения снятого с креста Господа, помазание миром на известном камне у входных дверей, положение во гроб – все это было представлено очень наглядно и эффектно. Один из молодых каноников сказал блестящую речь у камня миропомазания. На этот раз, вероятно, за особую плату турки сделали исключение и, по окончании богослужения католиков, выпустили их среди ночи из храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Б. Мансуров В конце 1884 года Русским Палестинским Обществом обнародован был 7-й выпуск Православного Палестинского Сборника, в котором отдавался отчет о результатах раскопок, предпринятых Обществом в 1883 г. в Иерусалиме на Русском участке близ Храма Гроба Господня В 1885 году появилась в печати книга моя «Базилика Императора Константина в св. гр. Иерусалиме по поводу Русских раскопок близ Храма Гроба Господня». В этой книге я позволил себе оспаривать некоторые выводы, сделанные авторами и редакторами 7-го выпуска Палестинского Сборника, и опровергать ту систему реставрации Константиновской базилики, которую поддерживали Иерусалимский археолог г. К. Шик и главный деятель Палестинского Общества В. Н. Хитрово . Возбужденный этими изданиями археологический литературный спор обогатился с 1884 г. поныне появлением ряда статей и трудов, которые имеют прямое отношение к рассматриваемым в тех книгах историческим и топографическим вопросам. В России были напечатаны: 1) В Журнале Министерства Народного Просвещения (1886 г. Февраль) статья г. П. Р. под названием «Базилика Императора Константина и пр.»; 2) В Журнале «Христианское чтение» (1886 г., Март Апрель) статья г. профессора Н.В. Покровского под заглавием «Раскопки на Русском месте в Иерусалиме»; 3) В сообщениях Палестинского Общества: а)      1 Октября 1885 г Прибавление к раскопкам на Русском месте близ Храма Воскресения в Иерусалиме, без имени автора; б)      28 Ноября 1885 г доклад В. Н. Хитрово , читанный им в заседании отделения ученых исследований и изданий, под заглавием «По поводу книги Базилика Императора Константина»; в)      7 Декабря 1885 г. статья В. Н. Хитрово под названием «Научное значение раскопок, произведенных православным Палестинским Обществом на Русском месте близ Храма Гроба Господня в Иерусалиме» и 4) В 1886 году 11-й выпуск Палестинского Сборника, под редакцией профессора В. Г. Васильевского заключающий в себе безусловно замечательный и капитальный для Иерусалимской топографии труд, – труд, которым могла бы гордиться и опередившая нас западная наука.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hram-s...

Иерусалим - Старый город. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:Между 1887 и 1896. Архитектор:Г. Франгья, Н.Г. Вальсамаки Адрес: Orthodox Palestinian Society 25 Dabbagha Street P.O.Box 991 91009 Jerusalem Israel Координаты: 31.77823, 35.23058 Проезд: От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из воро ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Яффских ворот Старого города на восток по ул. Давида 100-150 м. Поворот налево на Христианскую ул. (рхов ха-Ноцрим, шаре аль-Масихийе), по ней на север 250-300 м. до поворота направо к Храму Гроба Господня. Спуститься на площадь перед южным входом в Храм Гроба Господня, пересечь ее, выйти из ворот в юго-восточном углу площади и дале 100 на восток ул. Ряд Красильщиков (Сук ад-Даббагха). Последняя дверь слева перед поворотом самой улицы налево - вход в Александровское подворье. Изменить описание объекта Благодаря средствам этих жертвователей построен Храм Александра Невского, проведены раскопки, православные Росии имеют возможность посетить русское Александровское подворье на месте ворот древнего Иерусалима. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Археологические раскопки на этом месте проведены на деньги православных из дореволюционной России. " Порог Судных врат " находится перед Распятием Христовым, слева - знаменитое " Игольное ушко " , через которое можно было попасть в Иерусалим при закрытых городских воротах. Николай и Надежда Гусевы 31 декабря 2011 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александровское подворье находится на участке, выбранном в 1859 г. для покупки на имя российского правительства чиновником по особым поручениям Морского министерства Борисом Павловичем Мансуровым (по другим источникам, по инициативе русского дипломата в Иерусалиме В.

http://sobory.ru/article/?object=08671

Воскресение Приход жен-мироносиц ко гробу. Явление Господа Марии Магдалине. Подкуп стражи гроба. Явление ученикам на пути в Эммаус. Явление десяти ученикам. Неверие Фомы. Явление при Тивериадском море. Восстановление апостола Петра. Явление в Галилее. Вознесение Господне. Повествуя о величайшем событии Воскресения Христова, все четыре Евангелиста ничего не говорят о таинственной и непостижимой для нас стороне этого события, не описывают, как именно оно произошло, и как Воскресший Господь вышел из гроба, не нарушив его печатей. Они говорят только о происшедшем землетрясении, вследствие того, что Ангел Господень отвалил камень от двери гроба (уже после того, как Господь воскрес, что подчеркивается и в наших церковных песнопениях, а не так, как обыкновенно думают, будто Ангел отвалил камень для того, чтобы Господь мог выйти из гроба), о речи Ангела, обращенной к пришедшим ко гробу женам-мироносицам, и затем о целом ряде явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам и ученикам Его. Приход жен-мироносиц ко гробу (Матф. 28:1-8; Марка 16:1-8; Луки 24:1-12 и Иоан. 20:1-10). Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, на первый день недели, уже на рассвете, поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к своему Возлюбленному Учителю. Воглаве этих глубоко преданных Господу женщин, вошедших в историю с именем «жен-мироносиц,» как свидетельствуют об этом все четыре Евангелиста, была Мария Магдалина; за ней следовала «другая Мария,» или Мария Иаковлева, Саломия и другие жены, последовавшие Господу от Галилеи (Лук. 23:55). Это был целый сонм жен, из которых одни шли быстро, почти бежали, быть может, другие шли медленнее, не с такой большой поспешностью. Нет ничего удивительного поэтому, что и время их прихода ко гробу у Евангелистов определяется различно, чем, на первый взгляд, и создается впечатление как бы некоторого противоречия между ними, которого, в действительности, нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/430499/

Разделы портала «Азбука веры» В детстве одной из самых любимых моих книг была «Книга для чтения по Истории Средних веков». В этой книге, в частности, красочно описывались крестовые походы на Святую Землю для освобождения Гроба Господня и других святынь Иерусалима, находившихся под властью мусульман. Детская память цепка, в ней ярко и образно запечатлеваются прочитанные страницы книг. Огненная проповедь папы Урбана в ноябре 1095 года с ярким описанием бедственного положения христиан на Святой Земле, поругания святынь Иерусалима, что является позором для христиан и т.п. Халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся паломников развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование. «Как вы, военные люди, на это можете спокойно смотреть?!» — обращался папа к слушателям. Папа обещал прощение грехов участникам похода. Народ рыдал и тут же нашивал кресты на свои плащи и выражал готовность выступить в поход. Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II„ а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно, о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом, идея распространилась весьма широко и стала популярной.

http://azbyka.ru/o-krestovyh-pohodah-na-...

     В последнее время в средствах массовой информации наблюдается особая активность вокруг вопроса о реставрации Кувуклии Гроба Господня, проводимой в Иерусалиме. В общем информационном потоке можно видеть и весьма смелые публикации о якобы бывших над Иерусалимом знамениях – трубящих ангелах и сверхъестественных явлениях на небе, что является откровенно ложными информационными вбросами, поскольку таковые явления в действительности не имели места. Поскольку в церковном сообществе до сих пор наблюдаются различные сомнения, мы как живущие и осуществляющие свое служение непосредственно в Иерусалиме хотели бы помочь нашим читателям правильно расставить акценты в этом вопросе, понимая, что эти сомнения естественным образом рождаются от недостатка адекватной информации. Однако прежде, чем мы приступим к изложению фактов, необходимо условиться о терминах, так как от правильного обозначения вещей зависит и их правильное понимание. Нам надо четко понимать, что реставрационные работы в Кувуклии нельзя в принципе называть «вскрытием Гроба». Термин «вскрытие Гроба» рождает невольные ассоциации со вторжением в некую сакральную неприкосновенную область и даже с осквернением. И если в иных случаях это может быть справедливо по отношению к гробницам, хранящим человеческие останки, то ни в какой мере не может экстраполироваться на погребальное ложе Христа – здесь просто нет гробницы в обычном понимании, как места, которое заключает в себе человеческий прах. Гробница Христа пуста – Христос воскрес, " несть зде, се место, идеже положиша Его " (Мк. 16, 6). Таким образом, мы говорим не о «вскрытии Гроба Господня», а о временном снятии с погребального ложа Христа мраморных плит, защищавших его от вандализма паломников. Более того, если это не было бы сделано в наши дни и сам камень погребального ложа и окружающей его скалы, который элементарно является фундаментом сооруженной на нем Кувуклии, не был бы тщательно укреплен современными средствами, то процесс разрушения скального основания Кувуклии принял бы необратимый характер.

http://pravoslavie.ru/99279.html

К.А. Панченко Глава VII. Святые места Латинский церковник... на пол бросил Евангелие с православного престола. Уже дрались между собою подсвечниками оба кандиловозжигателя, а латинский поп в белом облачении безмолвно стоял у Яслей. Митрополит Дионисий, не входя в Пещеру, понуждал поклонников идти туда бить латин, иеромонах же его вынес из соборного алтаря палки и дубинки и роздал их поклонникам. Один грек схватил кованное из серебра Евангелие наше, подскочил к попу в белой одежде и, прокричавши: «так вы бесчестите наше Евангелие», – начал бить его по голове этою книгою со всей мочи и окровавил. Порфирий Успенский , 1848 год. Христианские общины у мест поклонения. Истоки конфликта: кто виноват? XVI век. Феофан и Паисий: греческий прорыв. Взлет и падение Досифея Нотары. XVIII век: маятник качается. Пожар храма Гроба Господня. Попытка осмысления. Христианские общины у мест поклонения Святая земля, Палестина на протяжении всей истории Христианской цивилизации была ее сакральным центром, объектом благоговейного почитания, точкой устремления миллионов паломников. Места, связанные с жизнью и смертью Спасителя, другие памятники библейской и евангельской истории были извечным «яблоком раздора» между христианскими церквями. Обладание Св. местами Палестины той или иной конфессией в огромной степени увеличивало ее вес в христианском мире, подкрепляло притязания на правоверие, «первородство», лидерство и прямое преемство с прославленной эпохой раннего христианства. В силу этого, борьба христиан разных толков за Св. места стала чуть ли не основным содержанием истории православной церкви на Арабском Востоке на протяжении столетий. Главными объектами соперничества являлись храм Гроба Господня в Иерусалиме и церковь Рождества в Вифлееме. Храм Св. Гроба (называемый также церковь Воскресения) в османскую эпоху представлял собой хаотичное скопление построек, над которыми доминировали полуразрушенная колокольня греческой патриархии и два купола – ротонда Св. Гроба и греческий храм Воскресения (кафоликон), примыкавший к ротонде с востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погребение Господа нашего Иисуса Христа ( Мф. 27:57–66 и парал.) Архим. Фотий. «Духовная беседа», т. 17 Получив отрадное дозволение от Пилата – снять со креста тело Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский спешит исполнить священное желание своего сердца: снимает драгоценное для него тело благоговейно чтимого Учителя своего (Пророка, как он думал, конечно, о Спасителе) и, купив плащаницу чистую, или чистое полотно, приуготовил ее для сего погребения. В это время приходит и присоединяется к нему друг по служению, и наипаче по духу, Никодим, также ученик Иисуса Христа, дабы вкупе устроить погребение Умершему. У богатого Иосифа, невдалеке от Голгофы, был сад, и в нем иссеченный в камени – в каменистом месте или скале – новый гроб (то есть пещера), в котором еще никто не был погребен и который приготовил было Иосиф для себя самого. Сей-то самый гроб уступает он для погребения тела высокочтимого им Мертвеца Сего. А Никодим приносит для сего драгоценные ароматы или благовонные вещества в весьма значительном количестве – соединение смирны и алоя. Уготовив все это, они приемлют тело Иисусово, обвивают его чистою плащаницею, покрытою ароматами, – как было в обычае у иудеев совершать погребение – и полагают пречистое тело в новом гробе. Потом, возвалив камень велий над двери гроба, отходят. Полагается камень по тому же обычаю: это служило заграждением входа во гроб и памятником гроба. Видно, что и эти приближенные и преданные к Спасителю ученики не думали о скором воскресении Погребаемого, и погребали Его навсегда, до последнего дня мира. Обвивают тело плащаницею, обложенною ароматами, тоже по обычаю погребения у иудеев. Так погребен был и Лазарь, которого воззвал из гроба всесильным, животворящим гласом Своим Господь Спаситель, и мертвый воскрес и пошел из гроба, обязан, сказано, рукама и ногама укроем или платом, – сповитый весь, как младенец. Добрый и знаменательный обычай! Погребаемый представляется здесь как бы младенцем, повитым пеленами, а гроб – как бы колыбелью его. Смерть, действительно, есть переход, как бы рождение души в новую, высшую жизнь; и само тело человека верующего вселяется во гроб, на уповании воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf Камень при двери гроба ( Мф. 27:62–66 ) Никодим и Иосиф Аримафейский предали погребению святое тело Христа. Ученики Иисуса после смерти своего возлюбленного Учителя и Господа погрузились в тяжелую и безотрадную печаль. Первосвященники же и фарисеи злорадно ликовали, ибо довели до конца свое злое дело и уничтожили своего столь ненавистного им врага. Но вскоре при наступлении ночи их радость сменилась новыми опасениями. Они испугались, как бы не лишиться плодов своей победы и не потерять то, чего они с таким трудом добились. Христос в гробе доставлял им еще больше мучений, чем живой. Поэтому они спешат к Пилату, чтобы, насколько возможно, упрочить за собой победу. В Евангелии об этом повествуется так: «На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин, мы вспомнили, что обманщик Тот, еще будучи в живых сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из гроба. И будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: вы имеете стражу, пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать». Многие из народа, бывшие свидетелями великих чудес в час смерти Иисусовой, возвращались домой с сокрушенным сердцем и бия себя в грудь. Но у первосвященников и фарисеев мы не находим ни малейшего следа раскаяния. Они, как и всегда, были полны ненависти к Господу Иисусу. Они называют Спасителя мира обманщиком и говорят о первом и последнем обмане в его жизни и деятельности. В этих словах заключается для нас печальное напоминание о тяжелых страданиях Искупителя. Наше сердце трепещет в груди от негодования, когда мы читаем или слышим эти слова. Как? Иисус – обманщик? Иисус, Который во всех делах Своих искал только славы Отца и спасения Своих братьев? Который говорил только слова истины и жизни, Который совершил чудо божественной милости и благоволения? Святой в Израиле, вся жизнь Которого сияет блеском высочайшей чистоты и святости, может быть назван обманщиком? О нем пророк Исаия, вдохновляемый Духом Божиим, пророчествовал, что «Он не сделал греха и не было лжи в устах Его» ( Ис. 53, 9 ). Апостол Петр, также по внушении Св. Духа, пишет о Нем: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет. 2, 22 ). И эти люди осмеливаются называть Его обманщиком и говорить о сделанных Им будто бы обманах? И правитель молчит и не опровергает их ни одним словом? Ужели он забыл, что его собственная жена называла Иисуса Праведником ( Мф. 27, 19 ). Ужели он забыл, что сам, когда присудил Иисуса к смерти, умыл свои руки и сказал: «Не виновен я в крови Праведника Сего» ( Мф. 27, 24 ). И теперь он не возражает ни одного слова, чтобы опровергнуть лживых обвинителей с их недостойными обвинениями?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010