Скачать epub pdf С самого начала своего бытия Русская Православная Церковь поддерживала тесные отношения с Православными Церквами Востока, прежде всего с Константинопольской и Иерусалимской. Через Царьград лежал путь русских паломников в Палестину – колыбель христианства. Паломники из славянских стран стали появляться в Палестине начиная с VI–VII вв. Самое раннее письменное свидетельство о таком паломничестве в Иерусалим, совершенном монахом Варлаамом, относится к 1062 году. Все они стремились в Иерусалим, к тому месту, которое является святыней для каждого христианина – храму Воскресения Христова и находящимся ныне в его стенах Голгофе и Гробу Господню. История создания этого храма уходит в глубокую древность. Члены первой христианской общины с благоговением чтили Голгофу и Гроб Господень – места, связанные с крестными страданиями и Воскресением Спасителя. В 70 г. по Р. Х. Иерусалим был разрушен римскими войсками и снова стал восстанавливаться в 136 г. при императоре Адриане (117–138), который приказал построить на Голгофе храм Венеры, а на месте Воскресения Христова – храм Юпитера. Но усилия императора-богоборца предать забвению христианские святыни были тщетны, и в течение многих десятилетий христиане приходили сюда, чтобы тайно поклониться святым местам. И когда в 326 г. в Иерусалим прибыла царица Елена, мать принявшего христианство императора Константина, то она легко отыскала место распятия и погребения Спасителя по тем статуям Юпитера и Венеры, которые поставил над Голгофой и пещерой Гроба Господня император Адриан. Именно тогда, после упразднения языческих капищ, началось здесь возведение храма над Гробом Господним по приказанию святого императора Константина и его святой равноапостольной матери Елены. «Святая Иерусалимская Воскресения и Гроба Христова церковь по построении своем освящена была по Рождестве Иисусе Христове в 335 г., царствования же Великого Константина 30 года» 1 , – писал один из русских паломников в конце XVIII века. Этот храм был подробно описан современником Константина, историком Евсевием Памфилом . Из его описания видно, что император желал воздвигнуть над Гробом Господним такой храм, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений» 2 . Быть может, по образцу первого храма над Гробом Господним был сооружен и величественный храм в Херсонесе, близ Севастополя, над тем местом, где по преданию в X веке принял крещение святой равноапостольный князь Владимир 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Слово при погребении председателя Харьковского уголовного суда, коллежского советника и кавалера, Григория Федоровича Квитки, сказанное в Благовещенской церкви 10 августа 1843 г. «Блажен путь, в онь же идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения!» Так возглашает при гробе каждого христианина Святая Церковь ; возглашает для того, дабы напоминанием о блаженном упокоении, уготованном для представльшихся, преподать утешение тем, кои остаются еще после них на странствование по земной юдоли. А мы страшимся сего блаженного пути, как величайшего несчастья! А мы плачем и рыдаем о тех, которые отходят на это место упокоения! Что значит это? Неверие гласу и свидетельству Святой Церкви? Благодарение Господу, в нас нет сего неверия! Опасение за вступающих на путь сей, что они не приготовлены еще к этому месту успокоения? Если бы в самом деле нас тревожило у гроба это святое опасение, и ничего более! Но и тогда потребны были бы не вопли и рыдания, а тихая и пламенная молитва за усопших. Увы, мы и при гробе ближних наших платим дань не вечному, а временному, не духу, а плоти! Мрачный вид гроба и тления, столь противоположный светлому кругу радостей житейских; разлука – вечная, как обыкновенно называют ее, хотя на самом деле она так же временна, как и все прочие разлуки, – с теми, которые составляли как бы некую часть нашей собственной жизни; неизвестность, окружающая новый образ бытия умерших и невозможность следить за ними не только взорами и слухом, но самым воображением; лишение того, что они в продолжение жизни составляли для нас, и прекращение того, чем мы служили для них, – вот главные причины нашего смущения и воплей при гробе! Будем ли винить безусловно эту слабость нашей природы? – Нет, такой суд был бы слишком строг и несправедлив. Мрак гроба ни для кого не может быть радостен уже потому, что он есть следствие нашего падения и наказание за грех; производимая смертью разлука на всю остальную жизнь с ближними нашими не может не исторгать слез уже потому, что нередко превращает 120 собою весь порядок нашей жизни, уносит с собою источник чистых радостей душевных.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Тайна Святого Огня Скачать epub pdf Из всех богослужений Страстной Седмицы и Пасхи в Иерусалиме наиболее известным и наиболее привлекающим внимание иерусалимских верующих и паломников из всех православных стран является, несомненно, «литания Святого Огня», или, как говорили в XIX веке русские богословы, «торжестве освящения огня на Гробе Господнем». Таинство схождения Огня в иерусалимском храме известно с древнейших времен. Его прообраз видят в ветхозаветном повествовании об освящении воздвигнутого Соломоном храма, когда на приготовленные жертвы сам собой пал с неба огонь. Что касается новозаветного таинства, самое раннее свидетельство о нем сохранил церковный историк Евсевий Памфил . По его рассказу, когда однажды не хватило лампадного масла, Патриарх Нарцисс благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба Огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Храм Воскресения, или, как называют его преимущественно в современных путеводителях, храм Гроба Господня – это, по сути, не храм, а целый большой архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду с часовней Гроба (Кувуклией), кафоликон, то есть кафедральный храм Патриарха Иерусалимского, принадлежащий армянам храм святой равноапостольной Елены и, наконец, подземный храм Обретения Животворящего Креста. Слово «кувуклия» (греч. «кувуклион») означает «ложница, царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово употребляется в единственном месте на земле – в храме Гроба Господня, где Царь царствующих и Господь господствующих был положен для тридневного сна. Здесь Он воскрес, Первенец из мертвых, открывая всем нам путь к воскресению. Сейчас, стоя перед Кувуклией, под величественным куполом ротонды, трудно представить себе, что если бы мы перенеслись в евангельскую эпоху, то оказались бы на месте небольшой горы близ Иерусалима, почти сразу за его стенами, которая еще с IX века до Р.Х. служила каменоломней. Скала, которую евангелист называет Голгофой, несколько возвышалась над нею. К началу нашей эры карьер давно был заброшен и превратился в загородный сад, по склонам которого устраивали захоронения (в пределах храма Воскресения археологами обнаружено несколько древних гробниц). Вход в ту из них, которой суждено было стать Гробницей Господа, находился у подножия западного склона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Триодь Цветная Святая великая неделя Пасхи На утрени стихира, гл. 6. Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Тропарь: гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Ирмосы канона, гл. 1. Песнь 1-ая. Воскресения день, просветимся, людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых. –      Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное. –      3. Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся. –      Ныне вся иснолнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в нем же утверждаемся. –      Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави Спасе, во царствии Твоем. Ипакои. гл. 4. Предварившия утро яже о Марии, в обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сушаго, с мертвыми что ищете яко человека? видите гробныя пелены; тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. –      4. На Божественней стражи, Богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен. –      Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся. –      Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Великая пятница. Что поется в этот день в храме. Утреня Великой Субботы. Чин выноса Плащаницы. 5 апреля, 2007. Редакция " Правмира " Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Во святую и Великую Субботу клеплет ко Утрени в седмый час нощи. Начинаем Утреню по обычаю. И по шестопсалмии ектениа великая. На Б ог Господь: тропарь, глас 2: Б лагообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Слава: Е гда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. И ныне: М ироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. И, кадящу священнику весь храм, начинаем пети Непорочны со сладкопением: такожде по коемуждо стисе и похвалы. И абие поем тропари сия, во глас 5: Б лагословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. А нгельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смерти же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Б лагословен еси, Господи: П очто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Б лагословен еси, Господи: З ело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите: Воскресение же апостолом рцыте. Б лагословен еси, Господи: М ироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба. Слава, Троичен: П оклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во Едином Существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. И ныне, Богородичен: Ж изнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси: падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-chto...

Пленение Креста Господня и его возвращение в Иерусалим История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня публикуем отрывок о событиях пленения персами этой святыни и возвращения ее императором Ираклием в Иерусалим, которые также вспоминаются в этот день. Император Ираклий взошел на престол в 610 году в разгар войны ромеев с сасанидским Ираном. В ходе этой войны ромеи терпели неудачи: персы успешно действовали в Сирии, города которой один за другим переходили под их контроль. Весной 614 года после 20-дневной осады пал Иерусалим. Построенный святой Еленой храм Гроба Господня был сожжен, а Животворящий Крест вывезен в Ктесифон. Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя – Копие, отправленное туда по распоряжению шаха. За падением святого города последовал погром христиан, учиненный местными иудеями, действовавшими под покровительством персидского гарнизона. Патриарх Иерусалимский Захария был вместе с тысячами других пленников отправлен в Персию. Многие из христиан Иерусалима и других городов Палестины бежали в Египет, где о них позаботился патриарх Александрийский святой Иоанн Милостивый. Между тем Ираклий не смирился с поражением и не утратил надежду возвратить в лоно империи утраченные провинции. В течение весны и лета 622 года он проводил военные учения, одновременно погрузившись в книжное изучение военной теории, разрабатывая стратегию войны и оттачивая приемы боевой тактики, а осенью он повел армию в Каппадокию и там нанес персам, которыми командовал их лучший полководец Шахрбараз, поражение, вынудив их уйти из понтийских провинций в Армению.

http://pravoslavie.ru/97351.html

Православная церковь 4 августа празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины, одной из жен-мироносиц, которая удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Православная церковь 4 августа празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины, одной из жен-мироносиц, которая удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась Мария Магдалина в местечке Магдалы в Галилее, жители которой отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине: Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. Впрочем, из Евангелия нам известно, что с юности она страдала тяжким недугом — беснованием. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним. Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами. Придя ко гробу Спасителя, она увидела отваленный от пещеры камень и в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

http://pravmir.ru/den-pamyati-ravnoapost...

Титло с Животворящего Креста Господня В иерусалимском храме Гроба Господня, справа от каменной лестницы на Голгофу, – 29 широких ступеней, которые ведут вниз, в армянский подземный храм XII века во имя равноапостольной царицы Елены. В правом углу этой бывшей крипты базилики равноапостольного Константина имеются другие, железные, ступени, ведущие еще ниже – в придел Обретения Креста Господня, иначе называемый «Пещерой Обретения». Это самая низкая точка храма Гроба Господня. В первой половине IV века в этом месте византийской императрицей Еленой по просьбе ее царственного сына производились раскопки – шли поиски святого Креста, послужившего орудием казни Спасителя. Под потолком придела виднеется прорубленное окно, через которое, по преданию, святая Елена наблюдала за раскопками в пещере. В ней и состоялось обретение вожделенного святого Креста, небесное явление которого явилось для императора Константина знаком победы над противником. Глубокая «Пещера Обретения» представляет собою бывшую цистерну под языческим святилищем Венеры. Сюда после распятия были сброшены кресты, которые засыпали мусором. Святая Елена повелела разрушить храм Венеры и раскопать это место. Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, сообщают историки, оно имело место в 325 или 326 годах. Во время раскопок были обнаружены три креста, гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к орудию казни, а также лежащая в стороне табличка с надписью (см.: Ин. 19: 19–22). Сократ Схоластик в 17-й главе своей «Церковной истории» называет ее «дощечкой Пилата, на которой распятого Христа провозглашал он в разных письменах Царем Иудейским». Обретение Честнаго Креста и гвоздей святою царицею Еленою в Иерусалиме Русская Церковь празднует 6/19 марта. Явить Крест Христов, как известно из преданий, помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Все собравшиеся прославили тогда Бога, указавшего на величайшую святыню. В истории обретения Креста, рассказанной Амвросием Медиоланским (340–397) в «Слове на кончину Феодосия» (395), говорится, что «царица Елена нашла истинный Крест по надписи “Иисус Назорей, Царь Иудейский”». Эта же история в разных вариациях описана и другими его современниками: Руфином (345–410), Сократом Схоластиком (ок. 380 – 440), Феодоритом Кирским (386–457), Сульпицием Севером (ок. 363 – 410) и др. Сходные истории обретения Крестного Древа содержатся и в русском апокрифе «Слово о Крестном Древе» (XV–XVI вв.) и в широко известной на Западе «Золотой легенде» («Legenda Aurea», ок. 1260), составленной доминиканским епископом из Генуи Яковом Ворагинским.

http://pravoslavie.ru/30088.html

213. Голос Божий в нашей совести у Гроба Христова Поучение над плащаницею Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих – вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих; мужа, суща на одре, возставих... Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? Глубоко трогательно это печальное церковное песнопение, трогательно и поучительно, возлюбленный чада Церкви Христовой, ныне умом и сердцем предстоящие кресту и гробу Господа Иисуса! Безмолвствовал устами, ни слова не говорил Своим мучителям страждущий Господь наш, претерпевая оплевания, заушения, биения, всякие поношения, умирая позорною смертью на кресте; но святая Церковь , яко таинница дел Божиих (Прем. Сол. 8:4), от лица Господа, словами пророка Михея (6:3) обличает их заснувшую совесть, в которой должен бы звучать голос Божий: людие Мои, народ Мой избранный! Что сотворих вам? Чем Я отягощал вас? Ужели тем, что слепцам вашим подавал зрение, прокаженных исцелял, расслабленных с постели поднимал? Кто из вас обличит Меня в неправде? ( Ин. 8:46 ). Кто найдет какое-либо зло, Мною вам причиненное? Напротив: Я делал вам одно только добро и добро, и чем же вы платите Мне за это добро? За манну, какою питал Я вас некогда в пустыни, за эту пищу ангельскую, вы подаете Мне желчь; за сладкую воду, чудесно источенную для вас в той же пустыни, – оцет; вместо того, чтобы платить Мне любовью, вы пригвоздили Меня к ужасному кресту!.. Но настанет для вас грозный час: не может оставаться безнаказанною нераскаянность ваша, и истощится Мое долготерпение, и отвращу лице Мое от вас, и призову другие народы, и уже не вы, а они прославят Меня со Отцом и Духом Святым. И сбылось, братие мои, сбылось все это на несчастном народе еврейском во всей точности! Где ныне государство их, где чистая вера богооткровенная, где самый язык их? Рассеяны они между всеми народами земли; подменили они свою веру талмудическими измышлениями; говорят на языке совершенно чужом и притом искаженном донельзя; стали они поношением у всех народов, самое имя их, историческое имя, стало бранным словом, которым сами они гнушаются и, когда их называют сим именем, – обижаются. Какое ужасное отвержение! Какой позор! Сбылось слово, ими же самими на себя, в минуту опьянения злобою противу Господа, произнесенное: кровь Его на нас и на детях наших!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима. В истории настоящего праздника, весьма кратко рассказанной св. евангелистом Лукою (2:22–39), едва ли не самое видное место отведено св. праведному Симеону Богоприимцу. О нем боговдохновенный писатель замечает: „И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведный и благочестив, чая утехи Исраилевы, и Дух бе свят в нем. И бе ему обещано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. И прииде духом в церковь : егда введоста родителя отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о нем. И той прием его на руку своею и благослови Бога и рече: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко“... И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемых о нем. И благослови я Симеон и рече к Марии матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили и в знамение пререкаемо: и Тебе же самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления“. Ни до этого знаменательного события в земной жизни нашего Спасителя раньше, ни после него мы более не встречаемся с этою высокоправедною и пророчески-вдохновенною личностью иерусалимского старца Симеона в книгах Священного Писания . Кто были родители св. старца, из какого колена они происходили, где он жил в Иерусалиме, какое общественное положение он занимал, когда скончался и где погребен – все это покрыто мраком неизвестности, и на многие из этих вопросов, волнующих пытливые умы, возможны ныне ответы лишь предположительные, гадательные. Даже повод, почему ему „обещано Духом святым не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня“, – с величайшею трудностью, и то лишь до некоторой степени, уясняется церковным преданием. Праведный Симеон Богоприимец был для своего времени весьма образованным человеком, прекрасно владевшим языками еврейским и греческим. Некоторые предполагают, что он был сыном еврейского патриарха Гилеля и якобы отцем знаменитого законоучителя апостола Павла Гамалиила. За свои глубокие богословские познания и широкое лингвистическое образование праведный Симеон был приглашен в числе прочих семидесяти двух старцев в Александрию известным любителем просвещения, египетским царем Птоломеем Филадельфом, для перевода св. Библии с еврейского языка на греческий. Перевод этот впоследствии получил название перевода семидесяти толковников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010