I Со времени кончины Константина Великого и вступления на престол Констанция в истории церкви начинается поворотный пункт, новая эпоха в ея существовании. Если первые три века апостольская церковь вела борьбу против гонителей христианства – ея внешних врагов, борьбу, которая завершилась полным торжеством церкви и признанием не только законности ея существования, но и ея главенства, то в IV веке ей готовилось еще более тяжкое испытание, вышедшее из ея же недр – это борьба с ересями. Среди различных ересей, появившихся в ней, самой опасной оказалось арианство, как по распространению его среди народных масс, так и по тому сочувствию и могучей поддержке, которые оказывали ему многие императоры, занимавшие престол после Константина. Св. мученики приняли вызов язычества, и смерть их была победой, их кровь – семя новых христиан, то семя, из которого должно было вырости могучее древо церкви. Когда же в самой церкви возникли ереси, стремившияся погубить ее, то Господь ей дал силы побороть эти ереси и выйти из них еще более могучей и окрепшей. По Божию изволению в местах, особенно пораженных ересью, являются великие светильники церкви, вооруженные силой веры и знания, и в жизни, и в творениях истинные учители и пастыри Церкви. Поэтому IV век – по истине век отцов церкви. Каждый из них силой истины, своего дарования, данного ему Богом, и примером своей жизни ограждал свою паству от нападений ариан и был один в состоянии сохранить данную ему церковь . Православная Галлия обязана была своим существованием Св. Иларию, Египет – св. Афанасию, Малая Азия дала трех великих каппадокийцев – Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского, наконец, мать всех церквей – церковь Иерусалимская имела свим учителем и руководителем св. Кирилла, великого светильника Церкви, мужа высоких дарований и нравственных качеств, в признании которого сходятся все церкви Востока и Запада. Биографические сведения о св. Кирилле Иерусалимском очень скудны и хронологические даты о некоторых выдающихся событиях в его жизни могут быть установлены лишь приблизительно, в известных пределах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Авторитет Августина, епископа Иппонского, в области христианского богословия по суду древних христианских писателей Источник Бл. Августин, епископ иппонский (354–430), – бесспорно выдающаяся личность в истории христианского богословия. Его значение коренится главным образом в его многочисленных литературных произведениях, в которых он старается дать ответ положительно на все злобы дня современной ему богословской и философской мысли. Академический скептицизм с его отрицанием возможности познать истину, манихейство с его дуалистической системой религиозного-философского миросозерцания, донатизм с его своеобразным ригористическим взглядом на жизнь церкви и ее задачи, пелагианство и полупелагианство с их деистическим рационализмом в решении вопросов христианской антропологии, арианство и духоборчество с их лжеучением, низводящим личность Сына и Духа на положение простых тварных существа, иудейство с его узко-националистическими тенденциями и мечтами, язычество с его горделивым отношением к откровенной христианской мудрости и целый ряд других вопросов 1 нравственно-религиозного самосознания современного ему общества – все это было предметом глубоких, обстоятельно научных размышлений для всестороннего гениального ума знаменитого иппонца. Отсюда естественно, что имя Августина очень скоро завоевало себе почетное положение в истории христианской мысли не только запада, его родины, но и чуждого ему востока. Его значение в области богословия можно сравнить с тем широким влиянием, каким пользовался александриец Ориген . Подобно тому, как сочинения Оригена были настольными книгами для Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Нисского , Григория Богослова , Амвросия Медиоланского , Иеронима Стридонского , подобно этому сочинения Августина легли в основу богословствования многочисленных писателей последующего времени. Особенно же усердно сочинения Августина изучались во времена средневековой схоластики и мистики, во времена реформационных движений Лютера и Меланхтона. Замечательно, что богословы самых разнообразных направлений старались прикрыть свои богословско-философския рассуждения авторитетом Августина. И в данном случае, по справедливому замечанию немецкого историка Гергенротера 2 «с Августином произошло то же самое, что и с апостолом Павлом: его учение много раз объяснялось, как его друзьями, так и противниками, и при этом различным образом – с точки зрения односторонних предвзятых мнений различных религиозных партий». Августину его тенденциозными комментаторами навязывались самые противоположные мысли и богословские положения. Особенно антропологическое учение знаменитого епископа иппонского в ученой богословской литературе составляет предмет самых противоположных суждений. Вероисповедные особенности католичества и протестантства, –которые, нужно заметить, создались по преимуществу на почве антропологического учения, отразились и на толковании августиновской антропологии 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

Архиепископ Василий (Кривошеин) посвятил много лет своей долгой жизни изучению наследия Отцов Церкви. Жизнь Владыки Василия совпала с тем временем, когда в церковной и научной среде Европы начал возрождаться интерес к святоотеческому наследию. Это движение возникло не только среди православных, но и среди католиков. Архиепископ Василий начал систематически заниматься изучением святоотеческого наследия, еще будучи монахом Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 1 Афон является не только уникальной монашеской республикой, где на протяжении вот уже более тысячи лет существует и развивается аскетическая и духовная жизнь, но это также и место уникального собрания христианских рукописей, которое, пожалуй, не имеет аналогов в мире. Многие афонские монастыри, в том числе и Русский Свято-Пантелеимонов монастырь обладают богатейшими коллекциями рукописей, которые в те годы, когда владыка Василий жил на Афоне, практически еще не были изучены, не были каталогизированы, не были известны научному миру. Владыка Василий, будучи простым монахом афонского монастыря, имел возможность работать в этих библиотеках и посвящать свое время изучению древних рукописей. Уникальность владыки Василия заключается в том, что он был не просто человеком церковным и не просто человеком ученым. Он сочетал в себе эти две ипостаси, которые надо сказать, к сожалению, в православной традиции сочетаются довольно редко. И когда владыка Василий оказался в Западной Европе, то он сотрудничал с многими светскими учеными-патрологами, не имевшими того духовного опыта, которым обладал владыка Василий, проведший более 20 лет на святой Афонской горе. Объектом научного интереса владыки Василия (Кривошеина) были греческие Отцы Церкви. Он написал специальные исследования о святителе Василии Великом , 2 о святителе Григории Нисском , 3 о «Макариевских беседах», 4 о преподобном Симеоне Новом Богослове 5 и о святителе Григории Паламе . 6 Но именно эти два последних автора – прп. Симеон Новый Богослов и свт. Григорий Палама стали объектом наиболее детального изучения со стороны владыки Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

архимандрит Иоасаф (Морза) Скачать epub pdf Жизнь Дидима Литературные произведения Дидима Слепца   В церковной истории IV век – это время великих мужей, великих соборов, великих богословских споров, это эпоха расцвета Церкви. Именно тогда святоотеческая письменность прославилась отцами и писателями, равных которым не было до тех пор. Достаточно упомянуть в области богословия имена таких великих писателей, как святитель Афанасий Александрийский , трех великих Каппадокийцев – святителей Василия Великого , Григория Нисского и Григория Богослова , славного учителя и проповедника Иоанна Златоуста ; церковных учителей и богословов святого Кирилла Иерусалимского , Дидима Слепца Александрийского, Серапиона Тмуитского и Амфилохия Иконийского . Не менее прославились экзегет и переводчик Библии блаженный Иероним Стридонский ; проповедник преподобный Ефрем Сирин , историк и знаток Писания Евсевий Кесарийский ; ересеолог святитель Епифаний Кипрский ; на Западе появляются богословы Иларий, епископ Пиктавийский и святитель Амвросий Медиоланский . Это же столетие дает зарождение монашеско-аскетической литературе, где прежде других должны быть упомянуты преподобный Антоний Великий , преподобный Макарий Великий , Евагрий Понтийский и другие. Цель предлагаемого обзора – показать образ и деятельность Дидима Слепца , одного из виднейших богословов Церкви IV века, родившегося и подвизавшегося в Александрии. Почему именно его? Ведь о нем говорено и написано достаточно много, к тому же он не имеет для нас такого авторитета, как, например, святой Афанасий Великий . Во-первых, тщательное исследование учения Дидима, используемых им догматических и философских определений и понятий, а также его вклада в богословие является необходимым подспорьем к пониманию той особой роли, которую сыграл Дидим в окончательном утверждении вероучения Православной Церкви. Явившись связующим звеном между богословской мыслью Александрии и Каппадокии, он во многом предопределил замечательные по точности определения отцов-каппадокийцев. Во-вторых, недавно (в 1941 году) в Египте были открыты ценнейшие рукописи с творениями Дидима и Оригена . И хотя в этих рукописях мы не находим никаких дополнительных сообщений ни о самом Дидиме, ни о его деятельности как церковного писателя, но в них содержится богатый материал, позволяющий точнее определить богословскую систему этого знаменитого в свое время подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Афанасий Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Василий Великий , Григорий Богослов Том 1 Том 2 Том 3 Содержание От составителя Общая библиография Святитель Афанасий Александрийский Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, оригинальный текст Слово o воплощении Бога-слова и o пришествии его к нам во плоти Окружное послание. Поместным сослужителям, возлюбленным господам К Серапиону, епископу Тмуисскому, послание 1 Пасхальные послания Святитель Кирилл Иерусалимский Жизнь Творения Библиография. Творения, оригинальный текст Слова тайноводственные Святитель Василий Великий Жизнь Творения. Догматические Библиография. Творения, русский перевод Святитель Григорий Богослов Жизнь Творения. Слова на догматические темы Библиография. Творения, оригинальный текст Слово 11. Говоренное брату Василия Великого, святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к св. Григорию Богослову, по рукоположении его в епископы Слово 18. Говоренное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово Слово 20. О поставлении епископов и о догмате Святой Троицы Слово 21. Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому Слово 27. Против евномиан и о богословии первое, или предварительное Слово 28. О богословии второе Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое Слово 30. О богословии четвертое, о Боге Сыне второе Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе Слово 40. На святое Крещение Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской Слово 44. На неделю новую, на весну и на память мученика Маманта Слово 45. На Святую Пасху Песнопения таинственные. 1. О началах Стихотворения. Стихи о самом себе, в которых св. Богослов скрытным образом поощряет и нас к жизни во Христе Послание к пресвитеру Кледонию против Аполлинария – первое Послание к Кледонию против Аполлинария – второе Послание к Нектарию, епископу Константинопольскому     Настоящее издание осуществляется в рамках реализации программы Круглого стола по религиозному образованию в Русской Православной Церкви, созданного Отделом Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

богословское направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим , свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (т. н. великими каппадокийцами) - отцами Церкви, осуществившими философско-богословское обоснование догмата о Св. Троице. Наименование дано по месту их служения в малоазийской пров. Каппадокия . Иногда к представителям К. ш. причисляют свт. Амфилохия Иконийского («четвертого каппадокийца»). Время жизни и деятельности отцов-каппадокийцев характеризуется значительным подъемом в греч. богословии, связанным прежде всего с победой христианства над язычеством и с активным изучением христианами классической античной лит-ры (отцы-каппадокийцы в своих творениях широко и творчески использовали достижения античной философии и науки). Др. особенность этого времени, непосредственным образом сказавшаяся на развитии К. ш., состояла в более полном освоении лит. наследия Оригена , влияние к-рого на каппадокийцев было обусловлено также живым преданием: через прямого ученика Оригена - свт. Григория Чудотворца , еп. Неокесарийского, во 2-й пол. III в. христианство широко распространилось в Понте (малоазийской области), откуда происходили предки свт. Василия Великого и его брата свт. Григория Нисского (свт. Григорий Чудотворец был духовным наставником их бабки по линии отца - св. Макрины Старшей ). В сочинениях каппадокийцев имеются свидетельства о том, какое влияние на их религ. образование имел Символ веры свт. Григория Чудотворца ( Basil. Magn. Ep. 204; Greg. Nyss. De vita Greg. Thaum.). Вероятно, свт. Григорий Чудотворец пробудил у каппадокийцев интерес и к самому Оригену. По свидетельству древних историков, свт. Василий Великий и свт. Григорий Богослов составили выборку из творений Оригена - «Филокалию» ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26; Sozom. Hist. eccl. VI 1). Вместе с тем Ориген по-разному влиял на представителей К. ш.: свт. Василий Великий, наиболее критичный, менее подвергся этому влиянию; значительно больше оно отразилось на свт. Григории Богослове и особенно на свт. Григории Нисском. В то время как влияние Оригена определило общий характер и дух богословия К. ш., а также сообщило ему ряд понятий и терминов, содержание богословского учения К. ш. было основано на никейском вероопределении. Отсюда проистекала связь К. ш. с богословием свт. Афанасия I Великого , главного защитника никейской веры в предшествующий период, а через него - с малоазийским богословием (преимущественно сщмч. Иринея Лионского). Влияние малоазийского богословия удерживало каппадокийцев от одностороннего увлечения метафизическими проблемами и побуждало проявлять внимание к религиозно-практическим вопросам (этому способствовало также церковное служение каппадокийцев).

http://pravenc.ru/text/1470349.html

Бычков В. В. Содержание Введение Часть первая. Христианские апологеты. II-III века Глава I. Основные тенденции развития позднеантичной культуры и эстетики 1. Перекресток культурных традиций 2. Попытка эллинистического синтеза Глава II. Культурология ранней патристики 1. Критика античной культуры Религия Этика Науки. Философия 2. Философско-богословская концепция ранней патристики Глава III. Религиозно-этическая доминанта художественной культуры 1. Концепция человека 2. Эстетика отрицания Изобразительные искусства Словесные искусства Зрелища 3. Предпосылки новой теории искусства Глава IV. Новая эстетическая проблематика 1. Творение как творчество 2. Прекрасное 3. Образ Глава V. Эстетическое в первой системе христианского вероучения 1. Неформализуемый гносис 2. Эстетика космического бытия Часть вторая. Эстетика блаженного Августина вводные замечания Вводные замечания Глава I. Жизнь как зеркало истории Глава II. Два града Глава III. Не ratio единым Глава IV. Порядок Глава V. Ритм Глава VI. Красота и прекрасное Глава VII. Творчество Глава VIII. Искусство Глава IX. Знак Глава X. Восприятие эстетического Заключение Список сокращений Указатель произведений отцов церкви Августин Аристид Арнобий Афинагор Гермий Философ Дионисий Александрийский Ерм Ипполит Римский Ириней Лионский Киприан Климент Александрийский Лактанций Минуций Феликс Ориген Татиан Сириец Тертуллиан Феофил Антиохийский Иустин Философ Псевдо-Иустин Zusammenfassung Summary RÉSUMÉ     Введение AESTHETICA PATRUM, эстетика Отцов Церкви – кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским... Публика, интересующаяся духовной культурой, важной составной частью которой и является эстетика, хорошо знает, что существует античная эстетика, средневековая эстетика (западноевропейская, византийская, русская и т. п.), эстетика Возрождения и, само собой разумеется, разнообразные эстетические учения Нового и Новейшего времени по наш век включительно. Изучению этих этапов истории эстетики посвящены многочисленные научные труды 1 . Однако среди них и по сей день нет специального исследования по эстетике Отцов Церкви, хотя вскользь иногда и упоминается об эстетических суждениях отдельных представителей патристики. Как правило, с них начинается разговор о средневековой европейской эстетике 2 . Больше всего в этом плане повезло Блаженному Августину . Его эстетическим взглядам посвящен ряд специальных работ, на которых мы остановимся подробнее во второй части книги. Что касается других Отцов Церкви, историки эстетики упоминают лишь имена «великих каппадокийцев» ( Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ), безымянного автора «Ареопагитик» да иногда еще Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/es...

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 1 . Именно в этот период (а точнее эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира. Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально-чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства. Хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как проповедничество и толкования на Священное Писание (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого Александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твёрдый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одарённого проповедника 2 . В Святой Земле расцвёл внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блаж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В истории Церкви, церковной словесности и богословия период от Никейского Собора (325 г.) до Собора Халкидонского (451 г.) занимает исключительное положение. Не случайно он получил устойчивое наименование золотого века святоотеческой письменности, будучи одновременно и золотым веком святоотеческого богословия 2 . Именно в этот период (а точнее, эпоху – ввиду значительности указанного периода), когда Церковь подверглась мощному натиску ересей (арианской, аполлинаристской, несторианской и зарождающейся монофизитской), соблазнивших немалое число архипастырей, пастырей, монахов и мирян, в лоне Тела Христова, по благодати Божией, появился целый сонм выдающихся святостью и богомудрием мужей, которым Бог даровал преизобильный дар молитвы, слова, мысли и тайнозрения. Они появляются в различных областях христианского мира.Так, на греческом Востоке засияли звезды двух великих александрийцев – свт. Афанасия и свт. Кирилла, из которых первый был не только кристально чистый защитник Православия, ниспровергающий все хитросплетения арианствующих, но и мудрый апологет, неутомимый подвижник и добрый архипастырь. Что же касается второго, то обычно в свт. Кирилле видят главным образом несокрушимого борца против несторианства, и хотя в общем это верно, но нельзя оставлять в тени такие важнейшие грани его творчества, как толкования на Священное Писание и проповедничество (не говоря уже об апологетике), где богословский талант этого александрийского святителя раскрылся даже более полно, чем в его полемических трудах. В созвучии с великими александрийцами раздавался и триединый глас не менее великих каппадокийцев: святителей Василия Великого , Григория Богослова и Григория Нисского , которых поддержал хотя и менее богатый оттенками, но твердый голос свт. Амфилохия Иконийского – ученика св. Василия и одаренного проповедника 3 . В Святой Земле расцвел внешне скромный, но глубокий талант свт. Кирилла Иерусалимского , «защитника апостольского учения», как назвал его блж. Феодорит; по определению отца Георгия Флоровского , он «не был самостоятельным богословом, но был замечательным учителем и свидетелем Истины» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Василий Великий (Кесарийский) (ок. 330–379) — друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев (собственно, их лидер). Василий Великий вошел в историю по многим заслугам: за борьбу с ересями, за свой монашеский устав и многое другое. Именно благодаря нему Символ веры обрел современную форму и более важно — благодаря ему Церковь нашла нужную терминологию для описания догмата Троицы. Перед Каппадокийцами, и особенно перед Василием, стояла задача адекватного описания единства и различия Лиц в Троице — этого главного догмата на котором держится вся мысль и жизнь Церкви: Василий описал его как различие усии и ипостаси, природы и личности. Именно в этих спорах, именно в трудах Василия человечество обрело возможность говорить о личности, то есть в первый раз за всю историю, человек смог говорить о самом себе (потому что смог говорить о Боге — о Триличном Боге). Личность и общение личностей стали пониматься как фундаментальные понятия философии. Богословие Василия Великого, так сказать, «утилитарно», полемично, никакой системы он не создавал, только отвечал на вызовы времени. Василию принадлежит главный пневматологический трактат Церкви («О Святом Духе»), великая философия языка и познания (в основном «Против Евномия» — Василий Великий, полемизируя с еретиком Евномием, заложил основы апофатики, богословия «имен Божьих», создал нетривиальную эпистемологию и теорию языка), один из самых авторитетных иноческих уставов: наследие святителя огромно. Следует упомянуть его «Шестоднев», где Василий Великий в популярной форме, на языке тогдашней философии, доносит библейскую веру в творение мира. Этот труд Василия Великого, один из самых читаемых святоотеческих источников, дал классическую форму христианской космологии (как синтеза античных и библейских представлений: трансцендентность Бога, тварность мира — Библия; двуплан умопостигаемого и чувственного с их единством в свете, вечность как основа времени — античная философия; через «Шестоднев» в Средневековье проникли многие естественно-научные представления греков).

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010