Григория Нисского



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Святитель Григорий, епископ Нисский / ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Григорий, епископ Нисский Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января) . Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии. Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году ... далее ...
Святитель Григорий, епископ Нисский : ...Искать в Источникеmospat.ru
... Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой ... далее ...
святитель Григорий НисскийИскать в Источникеazbyka.ru
... на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины. По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью. Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий. Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала ... далее ...
ГРИГОРИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... eccl. XI 19; XII 11, 13 ( , свт. Фотия, патриарха К-польского ) Phot. Bibl. Cod. 6, 7, 138, 222, 228-233, 257 и др. (. Житие Г.) BHG, N 717 (, сохранившееся в 3 рукописях X в., до сих пор не издано.) Детство и юность. Образование Г., младший брат свт. Василия Великого, род., по мнению одних исследователей, в 331 г. (Aubineau. P. 38) в г. Неокесария пров. Понт (Greg. Nyss.) De vita Macr. 8. 15-16; ср. : Aubineau. P. 38; Κωνσταντίνου. 1964. Σ. 754 (, где его отец, Василий Старший, служил ритором) Greg. Nyss. De vita Macr. 21. 9-14 (. Др. полагают, что он род. в 335 г. в Кесарии Каппадокийской) см. : Can é vet. P. 972; Meredith. P. 1; Quasten. P. 254 (. Г. был 3-м ребенком в семье. Назван он был в честь свт.) Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского. Так же как и его старший брат свт. Василий Великий, он скорее всего не был крещен в младенчестве. Первоначальное воспитание получил в семье от бабки Макрины (Старшей) и матери прп. Емилии, стремившихся воспитать детей прежде всего в духе христ. благочестия (Greg. Nyss.) Ep. 204. 6; 210. 1; 223. 3 (. Немаловажную роль в воспитании Г. сыграли его брат свт. Василий и сестра прп. Макрина, к-рую он неоднократно называл своей ... далее ...
Святитель Григорий, епископ Нисский | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой ... далее ...
Избранные творения / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Избранные творения Избранные творения Сост. диакона Александра Гумерова. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 384 с. — (Духовная сокровищница) Вниманию читателя предлагаются избранные произведения святителя Григория Нисского (ок. 335–394) , младшего брата святителя Василия Великого и близкого друга святителя Григория Богослова, составившего вместе с ними круг величайших богословов IV века, так называемых Великих Каппадокийцев. Из обширного корпуса творений святителя Григория Нисского для настоящего издания были выбраны сочинения, посвященные вопросам духовной жизни и нравственного совершенствования христианина, а также проповеди на великие церковные праздники. Приводим отрывок из книги: О том, что значит имя и название «христианин» К Армонию Как поступают в отношении к правительству обязанные платить ежедневно подати, если не внесут деньги за многие дни, так поступлю и я по отношению к твоей святости. Они, как скоро представится кому удобный случай, выплачивают что были должны по частям, вдруг, соединив долг в одну сумму; и я, будучи должен посылать тебе письма непрерывно (потому что для христиан обещание — долг) , невольное опущение переписки за прошедшее ... далее ...
В поисках могилы святого Мефодия : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Таким образом, отец Павел считает возможным интерпретировать два металлических предмета, традиционно считавшиеся частью военного снаряжения, как атрибуты епископского облачения. При этом он настаивает на том, что если все же будет однозначно доказано, что в могиле находились меч и кинжал, то гипотезу о захоронении здесь архиепископа следует отбросить. «Канонические правила Православной Церкви не только запрещают клирикам убивать, но даже поднимать руку на кого-либо», — напоминает протоиерей Павел. Он приводит тексты 27 апостольского правила, 9 правила Двукратного собора, 5 правила святого Григория Нисского, 55 правила святого Василия Великого, на основании которых показывает, что «церковные каноны запрещают клирикам даже естественную самооборону физическим способом». Вывод ясен: «Никто из учеников не мог положить ему (святому Мефодию — В. Б.) в гроб меч, символ сражения и убийства». В-третьих, профессор Алеш предлагает свою интерпретацию свидетельства «Проложного жития» о месте захоронения святого Мефодия. Прежде всего он старается преодолеть западный взгляд на церковную архитектуру, распространенный в чешской археологической науке. Отец Павел привлекает к исследованию данные ... далее ...
Международная конференция и выставка «Святые ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... и выставка «Святые Каппадокии и христианские святыни в Турции», организованная научно-исследовательским отделом рукописей РГБ. Гости конференции рассказали о святых и святынях Каппадокии, о памятных местах отцов-каппадокийцев в древней и современной Турции, о проблемах современного паломничества и книгоиздания. Кроме того, в Румянцевском зале открылась выставка рукописных книг, которая будет работать до 29 марта. В 2014 году исполняется 1635 лет со дня кончины святителя Василия Великого; 1685 лет со дня рождения Григоря Богослова; 1680 лет со дня рождения и 1620 лет со дня кончины Григория Нисского. В этом году также отмечается 810-летие падения Константинополя. Конференция стала поводом поговорить не только об отцах-каппадокийцах и их последователях, но и о других христианских подвижниках, которые проповедовали, творили и жили в Малой Азии. В РГБ на конференцию приехали гости из Черногории и Турции, на территории которой находится множество памятных для христиан мест. В концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей Дома Пашкова собралось около 70 человек, среди докладчиков были доктора и кандидаты наук, представители Русской Православной Церкви. Конференция ... далее ...
Современная теория библейского перевода и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... потому и разные метафоры порой даже как будто противоречат друг другу: свет не приносит плодов, а лоза ничего не освещает. Но если рассматривать их совокупно, то «многие и различные имена, взятые в собственном значении каждого, составляют понятие, конечно, темное и весьма скудное в сравнении с целым, но для нас достаточное. Из имен же, сказуемых о Боге, одни показывают, что в Боге есть, а другие напротив, чего в Нем нет. Ибо сими двумя способами, то есть, отрицанием того, чего нет, и исповеданием того, что есть, образуется в нас как бы некоторое отпечатление Бога» 13. В трактате Св. Григория Нисского “Опровержение Евномия” мы найдем намного более подробное рассуждение о языке богословия, в особенности о его метафоричности. Он категорически отвергает мнение, что имена отражают самую сущность вещей или что они были даны непосредственно Богом: «Болтовня и суетность иудейская, совершенно чуждая возвышенности образа мыслей христиан, думать, что великий, и вышний, и превысший всякого имени и мысли Бог, единою силой изволения все обдержащий и изводящий в бытие и в бытии сохраняющий, – сей, как бы некоторый грамматик, сидит, занимаясь тонкостями такого установления имен» 14. Из ... далее ...
«Догматы – основание жизни христианина» / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... ислам ересью и относит к ересям. Ну, и, наконец, третья часть – «Точное изложение православной веры» – важнейшее догматическое сочинение. – «Точное изложение православной веры» – первая попытка создать стройную систему православного богословия. Этот труд по праву считается образцовым догматическим сочинением. С чем связан его успех? И почему богословы берут за основу именно его? – Уточню: преподобный Иоанн не был в этой области первым – какие-то попытки создания богословской системы, изложения церковных догматов делались и до него. Вспомним хотя бы «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского или «Краткое изложение божественных догматов» блаженного Феодорита Киррского. А первой, самой древней, но неудачной попыткой – по понятным причинам – являлся трактат «О началах» Оригена, который пытался сделать какое-то такое философско-богословское обобщение христианского учения, но этот текст еретический. На Западе попытки создания богословских систем древние церковные писатели тоже делали, например блаженный Августин. Однако первым обширным и удачным плодом такого догматического творчества является как раз «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Григория Нисского
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"