Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей Содержание И.И. Евлампиев. Религиозный идеализм С. Н. Булгакова: «За» и «Против» I. Воспоминания и документы С. Н. Булгаков. Автобиографическое Моя родина Мое безбожие Пять лет (1917–1922) Мое рукоположение (24 года) С.Н. Булгаков. Ялтинский дневник С.Н. Булгаков. Из «Дневника» С.Н. Булгаков. Письмо к П.А. Флоренскому I II III IV V VI В.И. Герье. Вторая Государственная дума Е.К. Герцык. Воспоминания О.К. Локтева. С.Н. Булгаков в Киеве осенью 1918 года Приложение. [С. Н.] Б[улгаков?]. Свобода и церковь М.А. Колеров. С. Н. Булгаков в Крыму осенью 1919 года Vegetus. Неделя о Булгакове (Письмо из Симферополя) Материалы следственного дела профессора священника Сергея Николаевича Булгакова (1921–1922 гг.) II. Полемика Кн. Евгений Трубецкой. Из частной переписки. Памяти В.С. Соловьева С.Н. Булгаков. Без плана Священник Н. С. Открытое письмо С.Н. Булгакову С.Н. Булгаков. Религия и политика П.Б. Струве. Несколько слов по поводу статьи С.Н. Булгакова С.В. Лурье. Сектантство и партийность Е.Н. Трубецкой. Два слова по поводу полемики г. Лурье и С.Н. Булгакова С.Н. Булгаков. Три идеи В.П. Соколов. Открытое письмо С.Н. Булгакову С.Н. Булгаков. Ответ В.П. Соколову С.Н. Булгаков. Афонское дело С.В. Троицкий. Об именах Божиих и имябожниках I II III С.Н. Булгаков. Смысл учения св. Григория Нисского об именах I II С.В. Троицкий. Учение св. Григория Нисского об именах Божиих и «относительное» поклонение III. Критика Н.И. Кареев. Экономический материализм и закономерность социальных явлений В.И. Ленин. Аграрный вопрос и «критики Маркса» I. «Закон» убывающего плодородия почвы II. Теория ренты А.В. Луначарский. Русский Фауст I II Im Weiterschritten findet er Qual und Gluck , III IV А.И. Богданович. Критические заметки А.И. Богданович. Критические заметки А.А. Богданов. Новое средневековье М.Б. Ратнер. Проблемы идеализма в русской литературе III IV А.С. Волжский. Литературные отголоски Евг. Воронов. Сергей Булгаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Об определениях Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 От переводчика Проблема авторства. Трактат Ргоп (“Об определениях”) 1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений) 2 . В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому, так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”) 3 этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому. Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” ( см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний — это перифраз, местами дословный, второй главы “Путе­водителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путево­ди­теле”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях” 4 . Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата Ргоп святителя Афанасия Великого, равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит 5 или кто-то из его ближайшего окружения. I. 1. Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церквисобранные от Климента 6 и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.

http://pravmir.ru/ob-opredeleniyah/

Скачать epub pdf От переводчика Проблема авторства. Трактат “Об определениях” 1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому , хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений) 2 . В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому , так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”) 3 этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому . Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” (см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний – это перифраз, местами дословный, второй главы “Путеводителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путеводителе”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях” 4 . Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата «Путеводитель» святителя Афанасия Великого , равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит 5 или кто-то из его ближайшего окружения. I. 1 . Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церкви, собранные от Климента 6 и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Слово на день Светов, в который крестился Господь наш. Св. Григория, епископа Нисского Ныне Христос Господь крещается от Иоанна, дабы очистить оскверненное, свыше низвести Духа и вознести на небеса человека, – дабы восстановить низверженного и посрамить низвергнувшего. И не удивляйся, если мы стали для Бога предметом такого попечения, что Сам Он соделал спасение человека: заботою злодея мы потерпели насилие; попечением Зиждителя спасаемся. Злой клеветник, вводя в род наш неизвестный дотоле грех, облекся в достойный своего намерения покров – в змия, как нечистый, вошедши в подобного себе, как земной и перстный, по свойству своей воли, вселившись в пресмыкающегося. Христос же, исправляя его лукавство, восприемлет совершенного человека и спасает человека, и становится образом и начертанием для всех нас, дабы освятить начаток каждого дела и оставить рабам для ревностного исполнения несомненное предание. Итак, крещение есть очищение грехов, прощение прегрешений, причина обновления и возрождения; возрождение же разумей мыслью созерцаемое, очами не видимое. Ибо, подлинно, не изменяется старец в отроча (по слову еврея Никодима и его грубому разумению), и не превращается убеленный сединами в нежное и новорожденное дитя, и не возвращается человек опять в утробу матери; но запятнанный грехами и состарившийся в злых навыках царскою благодатью возвращается к невинности младенца. Как новорожденное дитя свободно от вины и наказаний, так и чадо возрождения, по дару Царя получив отпущение наказания, не подлежит ни за что ответственности. Но такое благодеяние дарует не вода (ибо она была бы тогда совершеннее всего сотворенного); а повеление Божие и наитие Духа, таинственно нисходящего для нашего освобождения; вода же служит для указания очищения. Поскольку тело, оскверненное грязью и нечистотою, мы обыкновенно делаем чистым, омывая его водою, то посему она же употребляется и в таинственном действии, чувственным предметом обозначая не телесную чистоту. Остановимся на исследовании вопроса о бане (крещения), начав как бы с некоторого источника, с заповеди Писания: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие ( Ин. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Святого Григория, епископа Нисского Вострубите в новомесячии трубою, во благознаменитый день праздника вашего, взывает Давид ( Псал. 80:4 ). Повеления Богодухновенного учения составляют непременный закон для слушателей оного; посему при наступлении благознаменитого дня праздника нашего исполним и мы закон, и вострубим в священномесячие трубою. А труба законная, как повелевает нам разуметь Апостол, есть слово: ибо, по словам его, звук трубы должен быть определенный, дабы был вразумителен для слушающих ( 1Кор. 14:19 ). Издадим же и мы, братия, звук ясный и удобовнятный, не уступающий звуку трубному. Закон, предызображая истину в образах сени, учредил звук трубный в праздник скинотворения; а причина настоящего торжества есть таинство истинного скиноустроения. Ныне Облекшийся для нас в образ человека водружает скинию человеческую; ныне скинии наши, разрушенные смертью, снова восставляются Тем, Кто изначала устроил нашу храмину. Воспоем же и мы псаломскую песнь, сликовствуя громогласному Давиду: Благословен грядый во имя Господне ( Псал. 117:26 )! Но каким образом грядет Он? – Грядет не на колеснице, и не путем моря, но переходить в жизнь человеческую чрез нетление девическое. Се – Бог наш, се – Господь явился нам, чтобы составить для нас праздник сей. Итак, приидите, настроим души наши к духовному веселию, поставив Давида начальником, предначинателем и главою ликовствования нашего. Воскликнем с ним сладостную песнь, которую мы недавно воспели, и повторим ее снова. Ибо сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он ( Псал. 117:24 ). Ныне мрак начинает умаляться, и свет, увеличиваясь более и более, сокращает пределы ночи. Не случайно, братия, и не без причины стеклось это обстоятельство ко времени настоящего празднества, когда Божественная жизнь облеклась в жизнь человеческую. Этим явлением своим природа дает видеть проницательнейшим некое таинство: она научает способного слушать голос ее, и едва не изъясняет ему словом, почему именно в пришествие Господа день увеличивается, а ночь уменьшается.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Святую Пасху. Святого Григория, епископа Нисского 6 Если какое благословение, данное (древним) патриархам Духом Божиим, подтверждено, – если какому прообразованию истины в исторических гаданиях верили праведники, – если какой пророческий голос благовествовал о сверхъестественном: то все это относится к настоящей благодати. От каждого из Богодухновенных указаний можно заимствовать что-либо приличествующее настоящему празднеству. Вот тебе – благословенная суббота первого Мироздания ( Быт. 2:3 ): в той субботе познай сию субботу, сей день успокоения, который Бог благословил преимущественно пред прочими днями. В этот день Единородный Бог, воистину, успокоился от всех дел Своих, почив во плоти спасительной смертью и чрез воскресение паки возвратившись туда, где был, – соделавшись жизнью, воскресением, востоком и днем для сидящих во тьме и сене смертней ( Ис. 9:2 ). (Священная) история полна примерами подобного благословения. Отец Исаака, не пощадивший сего возлюбленного сына своего, и единородный сын, соделавшийся приношением и жертвой, и агнец вместо его закланный ( Быт. 22:1–13 ) – в этом повествовании можно видеть всю тайну благочестия ( 1Тим. 3:16 ). Агнец висел на древе, держимый рогами, – и единородный нес на себе дрова для всесожжения: видишь ли здесь, как Носяй всяческая глаголом силы Своея ( Евр.1:3 ) Сам и несет бремя наших дров (т. е., грехов) и на древо возносится, – нося, как Бог, и возносясь, как Агнец? Так Дух Святой прообразовательно распределил великую тайну между обоими, между возлюбленным сыном и указанным вместе с ним агнцем, чтобы в агнце показать таинство смерти, а в единородном жизнь, неразрушаемую смертью . Если же возьмешь в пример Моисея, который распростертием рук изображает крест и сим самым изображением обращает в бегство Амалика ( Исх. 17:11–13 ), то ныне можешь видеть осуществление сего прообразования – видеть Амалика, поражаемого крестом... Наиболее же очевидное и ясное указание (благодати настоящего дня) мы получаем от Пророка, чрез которого ясно прообразована великая тайна: именно, от Ионы, который безвредно был поглощен китом и безболезненно изшел из него, и который пребыванием во чреве китовом, в продолжение трех дней и стольких же ночей, преднаписал пребывание Господа во аде ( Ион. 2:1–11 ) В настоящем торжестве весь закон и пророцы висят (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Сретение Господне. Святого Григория, епископа Нисского Приготовляя к принятию Царя славы торжество, достойное настоящего праздника Господня, апостол Павел благоустрояет ряды церковного собрания и говорит: 6ратие! не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте ( 1Кор. 14:20 ). Ибо в таком случае (т. е. с совершенным умом) священное собрание будет служить к чести и славе Бога Всесовершенного, Которому мы празднуем ныне, от Которого – всякий дар и совершенство, Которому мы соделались стелесниками и сонаследниками. Как тогда, когда войска приготовляют царю торжественное шествие, прилично, чтобы избранные для несения его на копьях воины были преукрашены, и чтобы пред царем несли изящное изображение его лица: так и нам необходимо встречать спасительные и духовные праздники, преображаясь обновлением ума нашего и отлагая ветхого человека и нося в себе, насколько это возможно людям, подобие Божественного образа. Самый сонм горних духов, услаждаясь спасением человеков, празднует вместе с земнородными, когда последние на земле лобызают ангелоподобную жизнь. И тогда, когда (если можно так выразиться) в началообразный день настоящего праздника во образе Божии сый и зрак раба Принявший, исполняя предписание закона, будучи сорокадневным младенцем, приходит в храм с Рождшею и Приносящею установленные жертвы: тогда чиноначалия бесплотных, склонивши выи, как рабы, невидимо приготовляют богоприличное торжество и покланяются неизреченной премудрости, ожидая откровения тайны, сокрытой в Боге, все сотворившем. Воспоминание сего ныне празднуя, будем, подобно бесплотным умам, питаться духовными созерцаниями, станем причастниками их достоинства, не закрывая ока душевного тенью закона, но открытым лицем взирая на славу Господню ( 2Кор. 3:18 ). Изречение закона: всяк мужеский пол, ложесна разверзаяй, свят Богу, – не могло исполниться ни на ком ином, как только на воплотившемся Боге. Он один, неизреченно зачатый, – единственный в духовном смысле мужеский пол (представитель мужеского пола) и достойно именуется святым, как и (архангел) Гавриил, благовествуя Богородице о животворящем рождестве, а равно и упоминая о законоположении, к Нему одному относившемся, сказал ( Лук. 1:35 ): темже и раждамое свято, наречется Сын Божий (ибо наименование святого вполне соответствует Божественному чудодействию, разверзающему девственную утробу).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Статистика Несмелов Виктор (1863-1937), русский православный богослов и философ. Окончил Саратовскую ДС и Каз.ДА (1887), где впоследствии состоял профессором. Важнейшие работы Н. посвящены учению свт. Григория Нисского и христ. антропологии. Н. развивал своеобразную богосл.-филос. систему, к-рую можно отнести к категории экзистенциалистских. Наиболее полно она выражена в его капитальном труде «Наука о человеке», выдержавшем неск. изданий (т. 1-2, Каз., 1898-1903). Исходным пунктом мысли Н. является самопознание человека, к-рый непосредственно открывает в себе духовную реальность, несводимую к физическому бытию. От этой субъективной реальности духа Н. восходит к объективной реальности духовного мира и Божества. 2-й том «Науки о человеке», к-рый называется «Метафизика жизни и христианское откровение», рассматривает вопрос о мировом зле и спасении. В связи с этим Н. дает богосл.-филос. экзегезу библ. учения о зле и библ. согласно Н., не было актом злой воли, а заблуждением, к-рое «извратило богоустановленный порядок бытия и разрушило Божию мысль о бытии». Путь ко спасению заключается в осознании человеком своего греха и ответе на это Божьей любви, к-рая проявилась в Боговоплощении. Через Боговоплощение Творец соединился с нашим миром и тем самым открыл для него возможность преображения и конечного возвращения на пути, указанные Богом. Использованы материал, опубликованные по адресу Несмелов Виктор Иванович 1937), философ, богослов. Родился в с. Курдюма Саратовского у. Саратовской губ. Окончил Казанскую духовную академию (1887). Профессор по кафедре философии и логики Казанской духовной академии, в которой преподавал вплоть до ее закрытия большевиками в 1919. Летом 1931 был арестован. Первые занятия философией склоняли Несмелова в сторону эмпиризма; он сначала отрицал возможность метафизики, скептически относился к «разумному» обоснованию религиозной веры. Позже, готовя свою диссертацию («Догматическая система св. Григория Нисского»), Несмелов углубился в проблемы философской антропологии, — и в этих занятиях определилась его основная интуиция христианства, легшая в основание системы, которую он выразил в двухтомном труде: «Наука о человеке» (т. 1: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни; т. 2: Метафизика жизни и христианское откровение). Позже он выпустил небольшую книгу под названием «Вера и знание».

http://lib.cerkov.ru/authors/579

иеромонах Кирилл (Зинковский) Содержание Обзор литературы Человек как высшая часть творения Божия, как соединение земного и небесного Изначальная «доброта» телесной природы человека Происхождение зла и его действие в природе человека Древо познания добра и зла Понятие «кожаных риз» Обожение плоти и ее воскресение Выводы     В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был. Этот анализ особенно актуален ввиду крайней спиритуализации воззрений святителя на воскресшее тело человека в работах современных исследователей. Даже у православных авторов мы встречаем мнение о том, что появление чувственного в космосе и в природе человека у свт. Григория имеет характер исключительно вынужденного действия Промысла божия в предвидении грехопадения Адама. Такие оценки богословского наследия святителя представляют его как последовательного Оригениста. На самом деле, если Ориген может быть назван богословом обновления, понимаемого как преодоление плоти и материи, то церковное учение, которому остался верным свт. Григорий, проповедует обожение целого человека. В отличие от Оригена , святитель признавал материальную природу человека изначально задуманной богом как «икона иконы». Подчеркивается, что неверно говорить об онтологически негативном качестве телесного состава человека в мировоззрении святителя. Показана верность святителя библейской холистической антропологии на примере использования таких антропологических формул как «земной слепок» и «словесное животное». указано на мысль свт. Григория о предназначении человека как единства «духовной сущности души» с «землянистою частью» тела для прославления Бога и его творения. Понятие «кожаных риз» у святителя также ярко отражает его отход от Оригенизма. Если у Оригена «кожаные хитоны» (быт 3. 21) это само материальное тело человека, то у святителя это понятие отражает приобретение материей тела негативных качеств. Это также и страстное состояние души, склонной к порокам. Понятие это включает в себя все негативное и трудное для человека в его теле и в окружающем мире и есть действие творца, «содействовавшего» стремлению Адама к наслаждению одним материальным. Через промыслительное отступление благодати выявились онтологические свойства неустроенности вещества, дабы человек обратился к богу как источнику гармонии и красоты. Однако плоть человека призвана к участию в обожении и в воскресении и сохраняет в одухотворенном состоянии свою базисную природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Подпишитесь на наш Телеграм В Православии не существует жёсткого списка «учителей Церкви» как у католиков. Святые Отцы — в общем и целом просто канонизированные богословы, а иногда просто авторитетные богословы древности. Тем не менее, можно посмотреть каких Отцов особо чтили на Вселенских Соборах. На Третьем Вселенском Соборе читали сочинения Александрийцев — Петра, Афанасия, Феофила; Аттика Константинопольского; Каппадокийцев — двух Григориев, Василия и Амфилохия; латинян — Киприана и Амвросия. На Четвертом Вселенском соборе кроме них обращались к Августину, Златоусту, Кириллу Александрийскому, Иларию Пиктавийскому. Пятый Вселенский Собор своим третьим деянием утвердил особый «список Отцов», коим участники Собора обещали придерживаться во всем, что « они изложили о правой вере и об осуждении еретиков ». В список внесли Афанасия, Василия, Назианзина, Григория Нисского, Амвросия, Златоуста, Кирилла Александрийского, Прокла Константинопольского, Льва Великого, Августина, Илария, Феофила Александрийского. Давайте присмотримся к перечисленным Отцам повнимательней.   Василий Великий Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Василий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия).

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010