Понятие души Мытарства преподобной Феодоры. Фрагмент Слово «душа» (греч. ψυχ) часто упоминается в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета, в большинстве случаев ассоциируясь с понятием «жизнь», являясь его синонимом . Обладать душой, быть одушевленным – значит быть живым. Не обладать душой, быть неодушевленным – значит быть мёртвым. В узком богословском смысле слова душой называется бесплотная, бессмертная, духовная природа человека, объединённая с его телесной природой. Согласно свт. Григорию Нисскому, «…душа есть сущность сотворенная, живая, мыслящая, сообщающая собой органическому и чувственному телу жизненную силу и способность чувственного восприятия» . По Анастасию Синаиту, «…душа есть сущность мыслящая, безымянная, непознаваемая, разумная, оживляющая и созидающая тело. Она есть сущность тонкая, нематериальная, не имеющая формы, образ и отпечаток Божий. Она… своим действием оживляет тело» . По Максиму Исповеднику, душа есть «сущность бестелесная, мыслящая, обитающая в теле, причина жизни» . Прп. Иоанн Дамаскин предлагает следующее обобщающее определение души: «Итак, душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная и разумом, и умом, не имеющая формы, пользующаяся снабженным органами телом и доставляющая ему жизнь, и приращение, и чувствование, и производительную силу, имеющая ум, не иной по сравнению с нею самой, но чистейшую часть ее, ибо как глаз в теле, так ум в душе [одно и то же]; независимая и одаренная способностью желания, также и способностью действования, изменчивая, то есть обладающая слишком изменчивой волею, потому что она – и сотворенна, получившая все это естественно от благодати Сотворившего ее, от которой она получила и то, что существовала, и то, что была таковой по природе» . Душа есть главенствующая, начальствующая часть человеческого существа Душа есть главенствующая, начальствующая часть человеческого существа; в её свободном самовластии (κατ τ ρχειν, ατοκρτορος) непосредственно отражается образ Божий. Поэтому в Священном Писании словом «душа» часто обозначается весь человек . Из-за её начальственного положения свт. Григорий Палама называл душу «возницей» (νοχος) .

http://pravoslavie.ru/155684.html

Подпишитесь на наш Телеграм «Преображение Крестом» Игумен Силуан (Туманов): если ты готов отказаться от себя как мерила всех вещей, тогда ты открываешься для других людей. И это довольно тяжелое открытие. «Неделя свт. Григория Паламы: мы не обречены на монолог» Игумен Силуан (Туманов): одна мысль из того, что говорил святой Григорий, для нас особенно важна: мы не одиноки. Мы не брошены на этой земле и не обречены на бесконечный монолог. «Покаянный кондак Христу отчаявшихся» Игумен Силуан (Туманов): покаянный кондак, составленный игуменом Силуаном (Тумановым), может стать утешением людям, чье состояние нестабильно и порой близко к отчаянию, и помочь увидеть луч надежды. «Подлинные ценности» Александр Дягилев: мы нуждаемся в деньгах, никто не спорит. И кто бы ни сказал, что Церковь учит отказываться от денег, — это не так. Но в Евангелии есть слова: «Не можете служить Богу и маммоне». «Про тщеславие» Марина Филоник: если я вхожу во взгляд Божьей любви, если я могу проживать, что я просто драгоценен и любим сам по себе, то это может исцелять мою раненость и делать более независимым от оценки других людей. « Крест — это пересечение двух дорог» Тимур Щукин: святитель Григорий Палама видел крест как перекресток двух дорог. Дороги, по которой Бог нисходит к нам, когда становится человеком, принимает все свойственное человеку, включая смерть. И дороги, по которой мы можем подняться к Господу. «Как стать святым? Трудиться, поститься и молиться» Тимур Щукин: читаем те отрывки из сочинений святителя Григория Паламы, которые посвящены вопросам христианской практики. То есть тем правилам христианской жизни, которым следовал сам святой. « Тот, кто не отшатнулся от горящего угля» Владимир Сорокин: даже крупица нечистоты сделает пребывание перед Престолом славы, а значит, и в Царстве, невозможным. Тут требовалось кардинальное изменение всей жизни, а к этому были готовы очень немногие. «Высота, которой достигает человек, — это он ли сам?» Владимир Сорокин: горы большой высоты могут разрушаться от собственного веса. То же самое верно и в отношении человека: он тоже может рухнуть от собственного величия, от «высоты», на которую претендует.

http://blog.predanie.ru/article/tserkov-...

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная. Свт. Григорий Палама Чудотворная икона Божией Матери Одигитрия Смоленская. Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься. Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!… Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии «именуемой Смоленская», хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы. Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской. Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

http://pravoslavie.ru/1909.html

Жертвы маммоны, или Не можете служить двум господам 03.05.2015 16:46:57 Светлана Коппел-Ковтун Год прошёл, но и сейчас трудно писать об одесской хатыни. Оцепенение, сковавшее тогда душу, длится до сих пор. И дело, думаю, не только в пережитом ужасе или страхе, но и в природных особенностях души. Сознание отказывается наблюдать ад, отказывается осмыслять немыслимое с человеческой точки зрения. Словно какая-то преграда стоит на пути ума и чувства — мол, туда нельзя, там зона сумерек, там можно повредиться. Порой кажется странным, что после 2 мая 2014 года жизнь продолжается и течёт как прежде, потому что во многих душах она замерла, кончилась — остались только боль и гнев. Боль длится и длится, она не заканчивается и наверное всегда будет вопить в нас — к небу. Жуткая трагедия Украины разворачивается на наших глазах, а причина её банальна донельзя — сребролюбие. О власти говорить не будем, ибо её продали американцам, отказавшись от суверенитета в их пользу. Украинская т. н. элита сначала разворовала советское наследство, обокрав народ, а теперь заложила даже людские души во славу маммоны. « Сребролюбие является причиной всех зол : корыстолюбия, скупости, скаредности, черствости, неверия (или вероломства), человеконенавистничества, грабежа (или агрессивной алчности), неправды, жадности, ростовщичества, обмана, лжи, клятвопреступления и всего сходного с этими пороками»  (Свт. Григорий Палама). И касается это в равной степени бедных и богатых, потому что и бедняк может быть развращён, как олигарх, только у него возможностей набедокурить меньше.  «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.  Не можете служить Богу и маммоне»  (Матф. 6:24). Помню, как наши несознательные или даже вернее сказать бессознательные знакомые ездили на майдан ради заработка. Таким образом они поправляли своё финансовое положение, руководствуясь очень простой логикой: пока олигархи разбираются между собой, есть возможность поживиться за их счёт. Дальше этого не мыслили. Так и промайданили страну, словно в анекдоте: «три рубля нацарювалы и…» сами себя продали. И что получили в результате? Повышение тарифов ЖКХ, развал экономики, обнищание, войну. Думаю, на АТО многие попадают так же как на майдан — не сознавая, в надежде «нацарювать» копеечку.

http://radonezh.ru/analytics/zhertvy-mam...

Из поучений свт. Григория Паламы: «Помни будущий век и поучайся во всех заповедях и поучениях Господних» Если есть кто враждебно к тебе расположенный — отвечай любовью ему. Таким образом ты и его примиришь с собою и победишь благим злое, как повелевает тебе Христос. 10 марта, 2012 Если есть кто враждебно к тебе расположенный — отвечай любовью ему. Таким образом ты и его примиришь с собою и победишь благим злое, как повелевает тебе Христос. Предлагаем читателю познакомиться с поучениями одного из величайших богословов и проповедников Православной Церкви — святителя Григория Паламы (1296 — 1359), память которого совершается в этот день. Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6,4), во Отце и Сыне и Духе Святом познаваемый: во Отце не рождённом, в Сыне рождённом безначально, безвременно и бесстрастно, как Слово, Который помазав Собою принятое Им от нас, наименовался Христом, и в Духе Святом, так же из Отца не рожденно, но исходно происходящем. Сей единый есть Бог истинный, в Троице ипостасей – Господь един, естеством, волею, славою, силою, действом и всеми свойствами Божества не разделяемый. Его единого возлюби и Ему единому послужи, всем помышлением твоим, всем сердцем твоим и всею крепостию твоею; и да будут слова Его и заповеди Его в сердце Твоём, чтобы творить их и поучаться в них, и говорить о них сидя в доме твоём и идя дорогою, и ложась и вставая(Втор. 6,5-7). Всегда помни Господа Бога твоего и бойся Его единаго, и никогда не забывай Его и заповедей Его; и даст Он тебе силу творить волю Его. Ибо Он ничего другого не требует от тебя, как только бояться (оскорбить) Его, любить Его, и ходить всеми путями Его (Втор. 10,12). Святитель Григорий Палама Он хвала твоя, и Он Бог твой. Не дивись без меры бесстрастию и невидимости  премирных Ангелов, ни крайнему лукавству низпадших оттуда сил, их хитрости и злокозненности на прельщение нас, и не дерзай думать что в них есть что либо равночестное Богу. Не засматривайся на величие неба, ни на блеск солнца, ни на светлость луны, ни на сияние звёзд, ни на многополезность моря и земли. Ибо всё это Его творение, словом Его из небытия к бытию воззванное. Ибо Он сказал, — и сделалось: повелел, — и явилось (Пс.32, 9).

http://pravmir.ru/iz-pouchenij-svt-grigo...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Вторая часть: Клевета Паисий Святогорец Видение Панагии Отец Иоанникий Отец Иосиф, юный уроженец Кипра       Клевета       А тем временем зловредный диавол, который не мог выносить жительства по Богу, и увидел как все его козни против Старца оказались тщетными, а именно, что он потерпел поражение, воздвиг против Иосифа многих монахов Святой Горы. К Старцу приходили многие, не удосуживаясь даже поинтересоваться о его распорядке, и когда им отказывали, то они поднимали шум. Старец говорил: «Кто бы это ни был, всякий, кто придет утром, изменяет, ограничивает наш распорядок». Онажды кму-то ожидающему приема он крикнул: – «Будь ты и сам ангел, в этот час я тебя не приму!» Только в редких случаях, крайней необходимости, которые определял сам Старец, он открывал дверь после полудня – до вечера. Но такое происходило весьма-весьма редко, потому что каждый час был на счету и для того, чтобы поговорить с благовременным посетителем, необходимо было «ломать устав». Один послушник Старца недоумевал об его упорстве в выполнении устава и однажды заметил: – «Геронда, потому именно, что вы имеете такую «любовь» и оказываете столь «великое снисхождение» ко всем посетителям, так что никогда не принимаете никого вне распорядка, этим самым Вы их и подвигаете к соблазну». На что Старец ответил: – «Мой опыт показал, что мне нужно делать именно так, потому что иначе я не мог бы сохранить ту чуткость , через которую Бог ведет меня». Другими словами, стремление старца Иосифа к безмолвию, не было своеволием, но он понял, что это – призвание свыше, полученное им через непрестанную умную молитву. Так он и объяснял: – «Притязания людей на то, чтобы монахи принимали их в любое время, – это новый путь, который умножается здесь, на Святой Горе. Куда бы ты ни пошел, отцы тебя гостеприимно примут. А наш долг – продолжать трезвенное предание свв. Отцов, таких как свт. Григорий Палама. Когда он подвизался здесь, на Афоне, он убегал и скрывался в ущельях и пещерах, любым образом усиливаясь достичь уединения, чтобы умело возделывать умную молитву, строго сохраняя свой безмолвный устав».

http://isihazm.ru/index.php?id=152

Подпишитесь на наш Телеграм Вторая неделя Великого поста посвящена самому свт. Григорию Паламе . В прошлый раз мы говорили о его богословской теории, о том, как он понимает обожение, соединение с Богом. Сегодня мы будем читать те отрывки из сочинений святителя, которые посвящены вопросам христианской практики. То есть тем правилам христианской жизни, которым следовал сам святой. И практика эта стоит на привычных нам столпах: труде, посте и молитве. В чем цель жизни? В тишине перед лицом Божиим Святитель Григорий Палама объясняет, как работает механизм богопознания. Человеческий ум обращается на самого себя, очищаясь от страстей и случайного содержания, и в этой глубине обретает тишину (исихию), в которой может встретиться с Богом. Именно эта тишина и является целью христианской жизни. Когда ум удалится от всего чувственного, вынырнет из водоворота смятения, который кружится вокруг чувственного, и вглядится во «внутреннего человека», — тогда, узрев отвратительный грим, приставший к нему из-за блуждания долу, спешит смыть его скорбью. А как только это безобразное покрывало сдернуто, — именно тогда, когда душа не разрываема различными низкими привязанностями, — ум вряд ли успокаивается, нет, он воистину соединяется с исихией, пребывает наедине с собой, и, насколько это вмещает, считает сам себя, вернее себя выше себя, — Богом, ради Которого существует… Отсюда происходит боговидный и непревзойденный навык к добродетели и совершенная непреклонность или неудобопреклонность к пороку, а также чудотворение, прозорливость и провидение и дар рассказывать о том, что происходит где-то далеко, как о том, что происходит на глазах у повествующего. Однако поистине превыше всего то, что все эти дары не являются целью тех блаженных людей, но, как если кто посмотрит на солнечный луч и различит взвешенные в воздухе частицы, хотя вовсе не они являются целью для смотрящего, так и блаженные, общаясь в чистоте с божественными лучами, — которым по природе свойственно откровение обо всем, — попутно получают сверх того истинное знание не только о настоящем или прошлом, но даже о будущем.

http://blog.predanie.ru/article/kak-stat...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство А.Л. Дворкин, священник Георгий Максимов Ванга. И тут она сорвалась на бешеный крик… " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" data-ll-status="" sizes="" srcset="" > ( 27  голосов:  4.3 из  5) Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал приехать. “Мне кажется, что «бывших афонских монахов» не бывает. Если человек был насельником афонского монастыря, если он принял там монашеский постриг, он навсегда остается святогорцем, где бы он ни нес свое послушание — в Салониках, как свт. Григорий Палама , в далекой России, как преп. Максим Грек , в Молдавии, как преп. Паисий Величковский , или в Болгарии, как герой моего следующего рассказа — митрополит Неврокопский Нафанаил — человек строгой монашеской жизни, аскет, подвижник и настоящий пастырь, любящий своих овец и готовый положить за них жизнь (кстати, он был учителем — аввой — епископа Саратовского и Вольского Лонгина). Несмотря на свой высокий сан, владыка очень прост в общении и готов даже физически послужить любому человеку. Никогда не забуду, как он дал мне подержать свой епископский жезл и полез по крутому склону горы, собирая мать-и-мачеху, чтобы заварить их от моего бронхита. Так вот, широко известная «прорицательница и провидица» Ванга проживала на территории Неврокопской епархии, предстоятелем которой является владыка Нафанаил. До сих пор многие считают Вангу православной и уверяют, что она действовала с благословения и согласия священноначалия. Именно для таких людей и предназначен этот рассказ. Однажды, незадолго до смерти Ванги, к митрополиту Нафанаилу прибыли посланцы от нее и передали ее просьбу приехать к ней. Ванга сообщала владыке, что очень нуждается в его совете и нижайше просит его снизойти к ее старости и болезни и приехать к ней. Владыка, надеясь, что, может быть, она желает покаяться, обещал приехать. Это вполне естественный поступок для доброго пастыря, пекущегося о каждой овце своего стада, тем паче о заблудшей.

http://sueverie.net/i-tut-ona-sorvalas-n...

Жизнь свт. Григория Паламы (ок. 1296 — 14 ноября 1357): к 650-летию со дня преставления 26 листопада 2007 р. 19:46 14 ноября (27 ноября по новому стилю) Православная Церковь празднует память свт. Григория Паламы. В настоящее время учеными принята датировка смерти святителя — 1357 г. (см.: Rigo A. La canonizzazione di Gregorio Palama (1368) ed alcune altre questioni//Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1993 Vol. 30 (N. S.). P. 159. Not. 9); прежняя общепринятая дата — 1359. Новая дата была внесена также в официальный календарь РПЦ 2008 г. Таким образом, 14/27 ноября 2007 исполняется 650 лет со дня преставления свт. Григория. В ознаменование этой даты портал Патриархия.ru публикует раздел, посвященный житию святителя, из статьи «свт. Григорий Палама», содержащейся в XIII алфавитном томе «Православной Энциклопедии», автором которой является М.М. Бернацкий. Статья публикуется с сильно сокращенным справочным аппаратом . См. также раздел «Гимнография» , написанный диаконом Михаилом Желтовым и опубликованный на нашем портале.  Жизнь. Детство и учеба. Свт. Григорий Палама (далее — Г. П.) был первым ребенком в семье сенатора Константина Паламы. Семья принадлежала к аристократическому роду, который эмигрировал в кон. XII в. из М. Азии в Константинополь. Имп. Андроник II Палеолог доверил Константину Паламе, который входил в ближайшее окружение императора, воспитание своего внука, буд. имп. Андроника III Палеолога. После кончины Константина (1301), принявшего на смертном одре постриг ( PG. 151. Col. 558), имп. Андроник II взял Г. П. под покровительство. Тогда же будущий святитель сблизился с юным Андроником III, который впоследствии, став императором, оказывал ему содействие. Г. П. получил классическое образование, закончив общеобразовательную программу в императорском университете, где изучал грамматику, физику, риторику и логику. Свт. Филофей (Коккин) сообщает о его глубоком знании сочинений Аристотеля ( Philotheus . Encomium//  PG. 151. Col. 558–560). О том же свидетельствует рассказ Г. П. в ответ на адресованное ему Никифором Григорой обвинение в «неграмотности» и оставлении учебы в 15 лет (Против Григоры//ΓΠΣ. T. 4. Σ. 242), как он еще в 17-летнем возрасте привел в восторг придворных мудрецов своим природным дарованием, произнеся в императорском дворце речь о логике Аристотеля. И позже, в соч. «150 глав», Г. П. демонстрировал знакомство с естественнонаучными сочинениями Аристотеля, ссылался на его «Метафизику», упоминал о теореме Евклида). В то же время изучение сочинений Платона не входило в общеобразовательную программу, а т. к. Г. П. не продолжил обучения (против воли Андроника II, который готовил ему светскую карьеру), то, вероятно, на тот момент не был знаком с ними.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205969...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ [греч. Τιμου Προδρμου Σκτη, Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Πιερων, Σκτη Βροιας], мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 10 км от г. Верия (средневек. Веррия ), на высоте 220 м на склоне ущелья, по к-рому протекает р. Альякмонас (Альякмон). Точное время основания И. П. с. неизвестно. Также не установлено, когда мон-рь получил название скита (в любом случае это произошло ранее 2-й пол. XIV в.). Скит св. Иоанна Предтечи близ Верии Скит св. Иоанна Предтечи близ Верии В естественных пещерах, образовавшихся в туфовом склоне горы, издавна жили отшельники. По местному преданию, здесь принял монашеский постриг равноап. Климент Охридский († 916), ученик равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия . В XII в. (по др. сведениям, в поствизант. период) его честная глава была привезена в И. П. с. ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европейской Турции. Каз., 1848. С. 98) и украшена золотой маской, происходящей из македонских гробниц, расположенных недалеко от древнего г. Эги (ныне Вергина). С главой равноап. Климента совершались крестные ходы по окрестным селениям для исцеления людей и предотвращения падежа скота. В Х в. в окрестностях И. П. с. в одной из пещер жил прп. Антоний Новый Веррийский (2-я пол. Х - нач. XI в. или ранее 1000). Жития этого святого содержат противоречивые сведения: по одной версии, И. П. с. был основан на месте подвигов прп. Антония, по другой - перед тем как стать отшельником, он 20 лет прожил в И. П. с. ( Παντελεμων (Καλπακδης), μητρ. Ο πολιοχος τς Βροιας σιος Αντνιος Νος. Βροια, 1996. Σ. 24, 41, 63, 89, 95, 116, 142). Ок. 1326 г. в И. П. с. пришел свт. Григорий Палама , к-рому явился вмч. Димитрий Солунский и велел подвизаться в этом месте. Вместе с Григорием Паламой в И. П. с. поселились его ученики - братья Макарий и Феодосий (впосл. скончавшийся в этой обители). Григорий Палама прожил в И. П. с. ок. 5 (по мнению др. исследователей, 10) лет. Он организовал живших в пещерах подвижников-аскетов в единую монашескую общину: каждые субботу и воскресенье они собирались в И. П. с. для совершения богослужения и общей трапезы.

http://pravenc.ru/text/577924.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010