Сочинения Ж.-Кл. Ларше Thérapeutique des maladies spirituelles. Paris: Éd. de l’Ancre, 1991; 2e éd., 1993; 3e éd. Paris: Éd. du Cerf, 1997; 4e éd., 2000; 5e éd., 2007. [Исцеление духовных болезней]. Thérapeutique des maladies mentales. L’expérience de l’Orient chrétien des premiers siècles. Paris: Éd. du Cerf, 1992. Рус. изд.: Исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков/Пер. с фр. иером. Савва (Тутунов), О. Пильщикова. М.: Сретенский монастырь, 2007; 2-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2008; 3-е изд. М.: Сретенский монастырь, 2011. Introduction à «Maxime le Confesseur. “Questions à Thalassios”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1992. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник . “Вопросоответы к Фалассию”»]. Introduction à «Maxime le Confesseur. “Ambigua”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1994. [Предисловие к изд.: «Прп. Максим Исповедник . “Амбигвы”»]. Introduction à «Grégoire Palamas. “Traités apodictiques sur la procession du Saint-Esprit”». Paris; Suresnes: Éd. de l’Ancre, 1995. [Предисловие к изд.: «Свт. Григорий Палама . “Об исхождении Святого Духа”»]. La Divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur. Paris: Éd. du Cerf, 1996. [Обожение человека согласно святому Максиму Исповеднику ]. «Ceci est mon corps». Le sens chrétien du corps selon les Pères de l’Église. Genève: Éd. La Joie de lire, 1996. [«Сие есть Тело Мое». Христианское понимание тела согласно отцам Церкви]. L’espace dans l’art de la Renaissance et dans l’iconographie orthodoxe//Hart A., Jevtic A., Larchet J.-Cl., Skliris S., Yannaras C. In un’altra forma. Percorsi di iniziazione all’icona, Sotto il Monte et Schio. Éd. Servitium et Interlogos, 1996 (en italien). [Пространство в искусстве эпохи Возрождения и православной иконографии]. Introduction à «Maxime le Confesseur. “Lettres”». Paris: Éd. du Cerf, 1998. Рус. изд.: Ларше Ж. -Кл. О письмах святого Максима: [предисловие]// Максим Исповедник , прп. Письма/Пер. Е. Начинкин; сост. Г.И. Беневич. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Святитель Григорий Палама – защитник исихазма Именно византийские исихасты верят в Русь, что она примет от гибнущего Второго Рима задачу сохранения истинного Православия и станет удерживающим заслоном от языческого Возрождения, к которому идет Запад. Митрополиты — и греки, и славяне с удивительным единодушием созидали Московскую Русь, способствуя ее становлению и своей жизнью, и своей смертью. 30 марта, 2013 Именно византийские исихасты верят в Русь, что она примет от гибнущего Второго Рима задачу сохранения истинного Православия и станет удерживающим заслоном от языческого Возрождения, к которому идет Запад. Митрополиты — и греки, и славяне с удивительным единодушием созидали Московскую Русь, способствуя ее становлению и своей жизнью, и своей смертью. Во вторую  неделю Великого Поста Русская Православная Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского. Свт. Григорий Палама известен как защитник исихазма – мистического учения, возникшего в монашеской среде Египта и  Синая  в IV веке (исихия – безмолвие). В споре о природе Фаворского света, произошедшем в Константинополе в 1437 году, он одержал убедительную победу над Варлаамом Калаврийским, стоящим на позиции рационализма в богопознании. Какое же значение имеет богослов-исихаст Григорий Палама, живший в далекой Византии более 600 лет назад, для Русской Православной Церкви, что ему посвящена 2-я неделя Великого Поста, сразу же после недели Торжества Православия? Если мы внимательно проследим историю становления Северо-Восточной Руси, то увидим, что именно благодаря поддержке византийских исихастов Северо-Восточная Русь смогла окрепнуть после татарского нашествия и объединиться вокруг Москвы. Патриарх Константинопольский – Григорий Кипрский (1283-1289гг), чье вероопределение предвосхитило богословские споры о Фаворском свете,  ставит на Киевскую митрополию греческого монаха-исихаста Максима. Св. Максим (1283-1305), митрополит Киевский, полностью поддерживает борьбу против латинской духовной агрессии, начатую св. блгв. кн.Александром Невским и св. митрополитом Кириллом (1249-1281). Максим переносит резиденцию митрополита из Киева во Владимир Суздальский, борется с попытками князей Юго-Западной Руси создать отдельную Галицкую митрополию. Наконец, завещает после смерти погрести себя не в Киеве, как все предшествующие митрополиты, а во Владимире, тем самым поднимая духовный авторитет Владимиро-Суздальской Руси.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Григорий Палама Омилия На Благовещение Андрей Рублев Благовещение     Свт Григорий Палама Омилия На Благовещение         Быть черною землей. Раскрыв покорно грудь, Ослепнуть в пламени сверкающего ока И чувствовать, как плуг, вонзившийся глубоко В живую плоть, ведет священный путь. Под серым бременем небесного покрова Пить всеми ранами потоки темных вод. Быть вспаханной землей... И долго ждать, что вот В меня сойдет, во мне распнется Слово. Быть Матерью-Землей. Внимать, как ночью рожь Шуршит про таинства возврата и возмездья, И видеть над собой алмазных рун чертеж: По небу черному плывущие созвездья. 1906 М Волошин     Омилия На Благовещение Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - это один самых удивительных текстов Византийской эпохи. Публикуем его несмотря на плохой перевод с древнегреческого, который мы сильно подправили и немного прокомментировали. Чтобы дистанцироваться от богословской болтовни на темы паламизма, мы постарались на конкретных примерах из рукописи показать в чем величие Паламы: он писал о том, о чем все боялись говорить, и теми словами, которые никто никогда не употреблял... - Гора Афон       Андрей Рублев Даниил Черный Благовещение         Перечисляя различные дела творения и созерцая в них премудрость Божию, Псалмопевец Пророк, всецело охваченный восхищением, среди писания воскликнул: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс.103:24).   Мне же ныне, покушающемуся по силам, с целью восхваления возвестить явление во плоти все сотворившего Слова, кто сделает речь отвечающей предмету? Потому что если все исполнено чуда, и то – что из несуществующего пришло в бытие, является божественным и славным делом, то насколько чудеснее и божественнее и еще более долженствует воспеваться нами то, что из разряда творений стало Богом, и не просто Богом, но тем именно, Что является истинно Богом, и это тогда, когда наше естество и не возмогло и не пожелало сохранить оное достоинство, в котором было создано и посему справедливо было отвержено в нижайший элемент земли?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=583

Подпишитесь на наш Телеграм Снова и снова на Крестопоклонной неделе рассуждаем, что такое крест: тяжкая ноша, которую мы несем всю жизнь? Высокая цель, предназначение, судьба? Святитель Григорий Палама , с творениями которого мы продолжаем знакомиться в этот Великий пост , видел крест как перекресток. Перекресток двух дорог. Дороги, по которой Бог нисходит к нам, когда становится человеком, принимает все свойственное человеку, включая смерть. И дороги, по которой мы можем подняться к Господу. Мы поклоняемся Кресту, потому что поклоняемся смерти Христа и Его воскресению В полемике с еретиками святитель Григорий Палама указывает на то, что его оппоненты должны быть последовательными: если они отказываются почитать Крест, то должны отрицать и то великое таинство, которое совершилось, благодаря Кресту. Итак, как нам не почитать и не пользоваться сим Божественным Победительным Знамением общего освобождения людского рода, которого и самый вид только приводит в бегство началозлобного змия и побеждает и посрамляет, возвещает поражение и сокрушение его, прославляет же и величает Христа, возвещая являет миру победу Его?! И если бы, действительно, Кресту не должно оказывать уважения по той причине, что на нем Христос приял смерть, и признать, что смерть эта не была священной и спасительной, то почему же, как говорит Апостол, в смерть Его мы крестились? Каким же образом и Воскресения Его мы будем участниками, если бы не стали сродни Ему и в подобии смерти Его? Кроме того, если бы кто покланялся знамению креста, не имеющему надписания имени Христова, то такой, быть может, справедливо был бы порицаем, как делающий нечто сверх должного, но когда пред именем Иисуса Христа преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, — а это покланяемое имя носит на себе Крест, — то какое безумие не преклонить колена пред Крестом Христовым?! Беседа 11 , о честном и животворящем Кресте Если Бог взошел на Крест, то тем более Он способен войти в наше сердце Свт. Григорий Палама указывает на очевидный факт: если Господь принял за нас позорную смерть, то что удивительного в том, что Он может вселиться в человека, соединиться с ним?

http://blog.predanie.ru/article/krest-et...

Содержание Часть 1     Святитель Григорий Палама, как всем известно, является великим светильником Православной Церкви, который преуспел в своём богословии, которое является плодом его жизни во Христе, направленной на то, чтобы в ту эпоху оживить и возродить православное богословие во всей его глубине. На Святой Горе говорят, что богословие свт. Григория Паламы покрыло все пустое и бесполезное прошлого и будущего. Святой Святогорец начинает свою жизнь на Святой Горе с нашего монастыря, места нашего покаяния, Великой обители Ватопед, обучается умному деланию и подвижническо-аскетической жизни у ватопедского старца прп. Никодима исихаста. Просвещенный, благодаря подвижнической деятельной жизни, Духом Святым, свт. Григорий стяжал духовную мудрость и стал совершенным учителем добродетелей и жизни по Богу.     Последуя подлинной святоотеческой традиции, он не восприял моралитической теории духовной жизни, которую некоторые пытались принести с Запада и навязать в православных странах.     Во всем святоотеческом предании подчеркивается, что покаяние не исчерпывается некоторыми определенными изменениями в поведении, ни уставом, или каким-то внешним образом, но оно принадлежит некоему глубочайшему и всецелому изменению человека. Это вовсе не скоро проходящая печаль из-за сопереживания совершенному греху, но некое уникальное духовное состояние, которое означает твердое непосредственное направление человека к Богу, и постоянное расположение к восстановлению, исправлению, уврачеванию и начало духовной брани. Покаяние является новым образом мышления, верным духовным направлением, которое должно сопровождать человека до момента его смерти. Покаяние является динамичным изменением из состояния противного природе, подверженности страстям и греху, в состояние согласное природе — стремлению к добродетели, оно и является окончательным уклонением от греха и путем обращения к Богу.     Эту истину свт. Григорий Палама повторно отмечает. «Покаяние, — говорит он, — есть ненависть ко греху и возлюбление добродетели и уклонение от зла и сотворение блага». Из этого определения становится ясным то, что Святитель не может взирать на покаяние лишь как формальное и механическое изменение, поскольку оно определяется сущностным обновлением человека. И по этому точному слову сам факт покаяния не может лишь вместиться в рамки некоего безличностного рецепта или тактики, но оно всегда остается допустимым потенциальным личностным откровением. «Кающийся от души человек тем, что имеет благое произволение и отступил от греха, приходит к Богу» (Ομιλα 3η P.G. 151, 44Β).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Хорошо бежать со Христом гонимым Как нам поймать край сияющей бездны 14 сентября, 2017 Как нам поймать край сияющей бездны «Человек приходит в мир из небытия – он не помнит себя, он не знает, что было до него, вся история человечества словно начинается опять с него». Ольга Шульчева-Джарман о вечном человеческом пути. Ольга Шульчева-Джарман Один ученый, биолог, на заре 90-х говорил нам, студентам, что Книга Бытия описывает возникновение человека в утробе матери – возникает среди вод единственной клетки, уже ставшей человеком, а не просто клеткой, разделение на верх и низ, далее идет дробление, деление, размежевание – дифференцировка тканей, органов, и, наконец, человек рожден. «Потому и нет ничего до начала этого гимна в начале Книги Бытия, что ничего не существует до того, как из отцовской и материнской клеток образовался новый человек, новое творение Бога – из ничего, из ничтожества. И тот удивительный танец хромосом мейоза, после которого образовалось множество клеток, в том числе и отцовская, и материнская, остается как бы за кадром – словно танец ангелов, о котором Бог говорит Иову, вспоминая о творении мира», – говорил он, а мы (среди нас были и атеисты, и агностики) внимательно слушали. И он цитировал Екклесиаста: «Все соделал Он прекрасным и вложил мир в сердце их». Другая наша преподаватель медицинской генетики на последнем занятии цикла по этому предмету призналась нам, что тот восторг, который вызывал у нее танец хромосом и тайна кода ДНК и РНК, окончательно убедил ее в юности (а это были 70-е) в том, что Бог – есть. И еще она сказала, что свт. Григорий Богослов говорил: «Человек – великий мир в малом». Каждый человек – это мир, что огромнее, чем Вселенная! Можно по-разному относиться к попыткам соединить тексты Библии и открытия современной науки, но те занятия запомнились всем студентам нашей группы.   Человек приходит в мир из небытия …Да, человек приходит в мир из небытия – он не помнит себя, он не знает, что было до него, вся история человечества словно начинается опять с него. «Человек – это большой мир в малом, является средоточием воедино всего существующего, возглавлением творений Божиих», – писал свт. Григорий Палама.

http://pravmir.ru/horosho-bezhat-so-hris...

На «Пастир» пройшов в позитивний негативний 11 липня 2020 р. 15:11 9 июля 2020 года на онлайн-площадке портала для священнослужителей «Пастырь» состоялся онлайн-семинар «Психология в душепопечении: положительный и отрицательный опыт». В мероприятии приняли участие архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем , епископ Переславский и Угличский Феоктист и более 40 священников из России, Украины, Казахстана и Коста-Рики. Мероприятие открыл модератор встречи, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов. Отец Николай представил докладчиков и озвучил регламент семинара, акцентировав внимание на том, что все поднимаемые вопросы планируется обсудить именно с позиции душепопечения — т.е. насколько священнику в его пастырской работе уместно использовать те или иные инструменты, традиционно относящиеся к психологическому консультированию. С первым докладом выступил настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов. Будучи психологом по образованию, отец Георгий обозначил основную проблематику психологии, точки ее пересечения с богословием и пастырским душепопечением. «Лично я убежден, что что психология может быть полезна священнику в его служении, но только при двух условиях, — отметил докладчик. — Первое — это определенная обработка психологического знания, о котором говорил свт. Григорий Палама в " Триадах " , а второе — использование психологического знания при взаимодействии с человеком только до определенного момента времени, после которого взаимоотношение пастыря и пасомого переходит в качественно другое состояние». Проанализировав отношение к психологии в духовном образовании XIX века, в частности, сославшись на свт. Феофана Затворника, который преподавал психологию и логику в Новгородской семинарии, отец Георгий постарался дать ответ на вопрос, почему сейчас отношение к психологии в кругу духовенства весьма неоднозначное. Также докладчик предложил слушателям наглядную модель того, что по, его мнению, представляют из себя некоторые психотерапевтические подходы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5662564...

На портале «Пастырь» прошел онлайн-семинар «Психология в душепопечении: положительный и отрицательный опыт» Москва, 11 июля 2020 г.      9 июля 2020 года на онлайн-площадке портала для священнослужителей «Пастырь» состоялся онлайн-семинар «Психология в душепопечении: положительный и отрицательный опыт». В мероприятии приняли участие архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, епископ Переславский и Угличский Феоктист и более 40 священников из России, Украины, Казахстана и Коста-Рики, сообщает Патриархия.ru . Мероприятие открыл модератор встречи, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов. Отец Николай представил докладчиков и озвучил регламент семинара, акцентировав внимание на том, что все поднимаемые вопросы планируется обсудить именно с позиции душепопечения — т.е. насколько священнику в его пастырской работе уместно использовать те или иные инструменты, традиционно относящиеся к психологическому консультированию. С первым докладом выступил настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов. Будучи психологом по образованию, отец Георгий обозначил основную проблематику психологии, точки ее пересечения с богословием и пастырским душепопечением. «Лично я убежден, что что психология может быть полезна священнику в его служении, но только при двух условиях, — отметил докладчик. — Первое — это определенная обработка психологического знания, о котором говорил свт. Григорий Палама в " Триадах " , а второе — использование психологического знания при взаимодействии с человеком только до определенного момента времени, после которого взаимоотношение пастыря и пасомого переходит в качественно другое состояние». Проанализировав отношение к психологии в духовном образовании XIX века, в частности, сославшись на свт. Феофана Затворника, который преподавал психологию и логику в Новгородской семинарии, отец Георгий постарался дать ответ на вопрос, почему сейчас отношение к психологии в кругу духовенства весьма неоднозначное. Также докладчик предложил слушателям наглядную модель того, что по, его мнению, представляют из себя некоторые психотерапевтические подходы.

http://pravoslavie.ru/132550.html

Подпишитесь на наш Телеграм В неделю Марии Египетской самое время поговорить об одиночестве. Учение святителя Григория Паламы об уединении парадоксально. С одной стороны, этот певец исихазма, уединенной и безмолвной жизни призывает христиан к бегству от мира и его соблазнов. С другой стороны, он показывает, что уединенная жизнь предполагает общественную, предполагает заботу о мире и стремление к его преображению. Первая причина искать одиночества — противодействие страстям Свт. Григорий Палама считает, что обычному человеку невозможно взаимодействовать с многочисленными соблазнами мира и не поддаться им. Раз уж Адаму и Еве не удалось, то нам и подавно. Ева выслушала злостный совет лукавого; увидела, вкусила, съела, погибла, обольстила мужа, сделала его сообщником и вкушения и падения. Они не могли противостать единственному искушению; тотчас же представили свой слух обманчивым словам; были побеждены одним приятным видом запрещенного плода, хотя еще и не знали страстей, но были бесстрастны и обитали в месте чистом от страстей; а мы ужели возможем в течение всей жизни вращаясь в мире, не потерпеть зла от многовидных страстных видов и зрелищ и многословных и не менее постыдных рассказов и бесед, и не ранить и не причинить тяжкого вреда нашему внутреннему человеку? Нет, это невозможно! Поэтому-то Отцы, подражая Предтече благодати, отвергались мира, и бежа от совместного жительства с приверженными ему, одни возъобитали в пустыне и привлекли к ней также и многих, бывших после них; а другие, обитая в священных оградах, установили духовные купножительства в них, которым мы так или иначе подражая по духу их рвения, проводим нашу жизнь в этих священных оградах (монастырях). Беседа 40 о всечестном Христовом Предтече и Крестителе Иоанне Одиночество — это обретение себя, а в себе — Бога Преодоление страстей для свт. Григория Паламы всего лишь способ увидеть самого себя, увидеть собственный образ, не искаженный сигналами внешнего мира. Следующий шаг — в этом образе увидеть Самого Бога и говорить с Ним.

http://blog.predanie.ru/article/odinoche...

Подпишитесь на наш Телеграм Кого осуждает Церковь, провозглашая анафемы в первое воскресенье Великого поста ? Не столько каких-то конкретных «еретиков», сколько взгляды, противоречащие самой сути христианской веры, отрезающие человека от возможности спасения. Краткие характеристики вот этих осуждаемых взглядов — а всего их шесть — попали в Синодик в XIV веке благодаря святителю Григорию Паламе. Большую часть своих сочинений он посвятил Фаворскому свету — божественной энергии, которую анафематствуемые еретики считали плодом нашего воображения. Что сегодня «освещает» нетварный свет? Что мы отрезаем как неверные взгляды, мешающие нашему спасению? Рассуждения святителя могут показаться сложными, но, если разобраться, все они об одном: доказательстве, что Бог хочет соединения, непосредственного общения с нами. Мы подобрали отрывки из сочинений свт. Григория Паламы , которые раскрывают суть его учения о Фаворском свете. Анафемы в русском переводе можно посмотреть здесь . Что такое Фаворский свет? Это Сам Бог Свт. Григорий Палама говорит о том, что свет, который видели апостолы на горе Фавор, который видели святые и который можем увидеть мы во время молитвы, — это Сам Господь. Как мечтательный воображаемый свет есть самый лукавый, который, будучи мраком, притворяется светом, так освещающий истину свет ангелов и ангелоподобных людей есть Сам Бог, Который, будучи поистине таинственным светом, и видим как свет, и преображает в свет чистые сердца. Почему называется светом не только как гонитель тьмы незнания, но и как сияние душ, по святому Максиму и Григорию Богослову . Что это сияние не просто знание или добродетель, но запредельно всякой человеческой добродетели и знанию, ты узнаешь от святого Нила: «Ум», говорит он, «сосредоточиваясь в самом себе, видит уже не что-то чувственное или рассудочное, но обнаженные умные смыслы и божественные воссияния, льющиеся миром и радостью». Триады в защиту священнобезмолвствующих Чем сущность Божия отличается от Его энергии? Сущность — это то, что принадлежит Богу и только Ему одному. То, что человек не может познать, то, с чем он не способен соединиться. А энергия, или действие, Божие — это Его проявление вовне. Это Сам Бог, который доступен и для познания, и для соединения.

http://blog.predanie.ru/article/soedinit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010