А. Конев Библиография Фундаментальные источники Григорий Палама , Триады в защиту священно-безмолвствующих, Москва 1995 idem, Сто пятьдесят глав, Краснодар 2006 idem, Трактаты, Краснодар 2007 idem, Избранные творения, Москва 2008 Фома Аквинский, Сумма Теологии, Москва 2006 idem, Сумма против язычников, Долгопрудный 2000 Литература Жильсон Этьен, Избранное: Том 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского, Москва – Санкт-Петербург 2000 idem, Избранное: христианская философия, Москва 2004 Зайцев Евгений, Учение В. Лосского о теозисе, Москва 2007 Керн Киприан, Антропология св. Григория Паламы , Москва 1996 Лосский Владимир , Богословие и боговидение, Москва 2000 idem, Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие, Москва 1991 Мандзаридис Георгий , Обожение человека, Свято-Троицкая Сергиевская Лавра 2003 Мейендорф Иоанн , Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы, Минск 2001 idem, Жизнь и труды свт. Григория Паламы . Введение в изучение, Санкт-Петербург 1997 idem, Святой Григорий Палама и православная мистика, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003 Рансимен Стивен, Великая Церковь в пленении, Санкт-Петербург 2006 Уильямс Роуэн, Богословие В. Н. Лосского : изложение и критика, Киев 2009 Bradshaw DaVId, Aristotle East and West: Metaphisics and the DiVIsion of Christendom, Cambridge 2007 Chae Isaac, Justification and Deification in Augustine, Illinois 1999 Clucas Lowell, The Hesychast Controversy in Byzantium in the Fourteenth Century: A Consideration of the Basic EVIdence, University of California 1975 Himmerich Mauris, Deification in John of Damascus, Milwaukee 1985 Kharlamov Vladimir, “The Beauty of the Unity and the Harmony of the Whole”: Concept of Theosis in the Theology of Pseudo-Dionysius The Areopagite, New York 2006 Owen William, Seeing God: Theology, Beatitude and Cognition in the Thirteenth Century, Iowa City 2006 Pentecost Scott F., Quest for the DiVIne Presence: Metaphysics of Participation and the Relation of Philosophy to Theology in St. Gregory Palamas " s Triads and One Hundred and Fifty Chapters, Washington 1999

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Патрология и церковная литература ГРАФФЕН Франсуа (1905 - 2002), франц. ориенталист, исследователь сир. лит-ры, директор издательской серии «Восточная патрология» ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ГРИМЛАК (рубеж IX и X вв.), зап. церковный писатель, автор монашеского устава для затворников, известного под названием «Regula Solitariorum» (Иноческое правило) ГРОСВИТА (930/5 - ок. 975), нем. религ. писательница, поэтесса, канонисса мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония) ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель ДИОНИСИЙ (II в.), еп. Коринфский, сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания

http://pravenc.ru/rubrics/121220_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сотериология (Учение о Боге - Спасителе и Искупителе) БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВОЛЯ сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к-рой оно стремится достигнуть желаемого ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы

http://pravenc.ru/rubrics/122432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) (см. также " Священное Писание. Евангельская история. Жизнь Господа Иисуса Христа " ) БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122434.html

Самоуничижение Почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим, что означает великое превосходство, – и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть (другого) почитаемым; даже если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его лучшим себя; бранить ли тебя он станет – снесешь; зло ли какое причинит – стерпишь молча. Когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя, то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Тем, которые гораздо выше, никто не завидует, потому что каждый думает, что высшим все принадлежит (свт. Иоанн Златоуст , 54, 260). Почитай себя грешнейшим паче всякого человека (старец Симеон Благоговейный , 93, 66). Источник. Всем чувством почитай себя муравьем и червем, чтобы сделаться человеком Богосозидаемым: ибо если не будет того прежде, не последует и это (прп. Феогност, 91, 377). Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к... богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят: молчание, смиренное о себе думание, смиренное говорение, смиренное одеяние, самоуничижение, сокрушение и последность (иметь себя во всем последним) (прп. Григорий Синаит , 93, 206). Со смирением души всегда сопребывает самоуничижение; а оно вначале в сильнейшее напряжение приводится страхом мук вечных, перед очи представляя страшнейшее оное в одном мучилище сопребывание со врагами, и к сему прибавляя еще страх и от помышления о том, что муки те неизреченны, – что нет слов для выражения их; а нескончаемость их какого еще наддает ужаса! (прп. Григорий Синаит , 93, 274). ...Самоуничижение и одно само по себе, как некое мысленное точило для умной части души, тяжело гнетет и сокрушает, и спасительное выжимает вино, веселящее сердце человека, внутреннего нашего человека (свт. Григорий Палама , 93, 275). Чем грешнее себя чувствовать будете, тем путь ваш правее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 180). Много есть добрых чувств, но чувство негожества есть основное; так что коль скоро нет его, все не впрок (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 180). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Содержание От автора Бог Предопределение Грех Иисус Христос Мухаммед Как мусульмане учат о Мухаммеде? Почему христиане не считают Мухаммеда пророком? Священное Писание: Коран или Библия? Как мусульмане учат о Коране и о Библии? Чем это отличается от христианского учения о Библии и о Коране? Краткие сведения о Коране Краткие сведения о Библии Как мусульмане учат о Коране и о Библии? Что такое Библия? Критерии Корана Посмертная жизнь Как стать православным христианином? Символ веры     От автора Православная Церковь учит, что все люди созданы Богом по образу Его и родственны друг другу, и что заповеди Христовы о любви к ближнему не имеют границ. Поэтому святой Феодосий Печерский говорил: “Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то иудей или мусульманин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных” (“Завещание”). При этом надо понимать, что уважение, милосердие и личное расположение, которое православный христианин оказывает человеку иной веры, не означает симпатии или согласия с теми убеждениями, которые этот человек разделяет. Между Православием и исламом существуют непреодолимые вероучительные расхождения по целому ряду догматов. Однако, как указывал святитель Николай Мистик в письме к халифу ал-Муктадиру, “из-за того, что образом жизни, нравами и предметом поклонения мы разделены, разумеется, не следует быть расположенным враждебно и лишать себя общения” (1 письмо). Многие христианские святые имели знакомство и беседы о вере с мусульманами, например, прп. Иоанн Дамаскин , св. Константин Философ, свт. Феодор Эдесский , свт. Самон Газский, свт. Григорий Палама . Следуя их примеру, Православная Церковь приветствует диалог с мусульманами, направленный на прояснение и свидетельство веры перед лицом иноверцев, с целью устранения заблуждений и недопонимания, по слову св. Василия Великого : “если между учениями есть какое взаимное сродство, то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства, то изучать разность учений, сличая их между собой, немало послужит к подтверждению лучшего учения” (Беседа 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Список источников и литературы Источники Андрей Критский , свт. Гомилии на Рождество Пресвятой Богородицы//Избранный слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 3. Монреаль, 1974. Иоанн Дамаскин , преп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997. Щетин (Попович), преп. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы//Вестник Германской епархии. Берлин, 2006. 4. Николай Кавасила , св. прав. Слово на Преславное Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Альфа и Омега. М., 2000. 25. Сергий Менее, сщмч. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//«Друг друга тяготы носите...»: жизнь и пастырский подвиг сщмч. Сергия Мечёва . М., 2012. Слова иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского. Сан-Франциско, 1994. Феодор Студит , преп. Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы//Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. Фотий, патриарх Константинопольский , свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//Альфа и Омега. М., 1998. 47. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio I//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Andreas Hierosolymitanus, Sancti. Oratio IV//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1865. T. 97. Nicolas Cabasilas. Sermo in Nativitatem Deiparae// Patrologia Orientalis . Т. XIX, fascicule 3. Paris, 1925. Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J. P. Migne. Paris, 1891. T. 96. Αγου Ιωννου Δαμασκηνο. Η Θεοτκος. Τσσερεις θεομητορικς, ομιλες. Κεμενο – Εισαγωγ – Σχλια. Ιερομναχος Αθανσιος Γιβτιτς. Αθνα, 1970. Φωτου ομιλαι. κδοσις κειμνου, εισαγωγ και σχλια. Θεσσαλονκη, 1959. Литература Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Т. 14. М., 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы Если временная земная жизнь каждого христианина является не чем иным, как приготовлением к вечному бытию, начатки которого могут раскрываться до кончины, все это в самой превосходной степени приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами Своего Пресвятого бытия Она более других приуготовлялась к Царству Небесному. Но особый нравственный подъем в Ней должен был произойти после Воскресения и Вознесения Ее Божественного Сына. И об этом обстоятельно рассказано в многочисленных святоотеческих гомилиях, приуроченных к празднику Успения: «По восшествии на небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слова, величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о мире, ободрениями проповедников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию евангельскому» (свт. Григорий Палама ) 99 . И, предчувствуя смерть, Богоматерь не могла не желать в последний раз увидеть столь близких Ей по собственным воспоминаниям, а главное – по воспоминаниям о Христе апостолов. Прп. Феодор Студит восклицает: «Пусть предстанут, – должна была молиться Она Сыну, – для утешения Моего рассеянные по концам земли проповедники и служители Евангелия Твоего». И вот по Ее горячей молитве прибыли «самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и Его Матери и получить от Нее, как пречестное и дорогое наследие, благословение». Кроме того, «предстал и богоизбранный чин иерусалимлян: надлежало, чтобы участие в погребении приняли отрасли древних патриархов, предвозвестивших плотское рождение Слова Божия» (прп. Иоанн Дамаскин ). Чувства Богоматери в самый момент кончины святые отцы в удивительном единодушии представляют в качестве драматически умиротворенного диалога Ее с Сыном. Богородица просит: «Простри Божественные руки и прими душу Матери, Ты, Который на Кресте предал дух в руки Отца. Прими Мою любящую Тебя душу, которую Ты сохранил невинной. Тебе, а не земле Я предаю Свое тело: сохрани целым сие тело, в котором Ты благоволил обитать и которое Ты по рождении сохранил девственным» (прп. Иоанн Дамаскин ). Господь говорит: «Смело положи в веси Гефсиманской тело Твое, где Я, пред страданием по-человечески, преклонил колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен пошел к животворящей и вольной Крестной смерти Моей, так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни» (свт. Герман).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Наше дело не проклинать, но благословлять Епископ Бронницкий Савватий (Загребельный)   15:48 21.03.2022 440 Всенощное бдение (19.03.2022) Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, был родом из Константинополя и происходил от благородных и благочестивых родителей, которые старались научить его с юных лет как человеческой, так и в особенности Божественной премудрости и всякой добродетели. В ранней юности он потерял отца; мать же Григория позаботилась дать ему, равно как и всем его братьям и сестрам, разумное и доброе воспитание, в духе закона Господня и Божественного Писания. Она устроила жизнь их среди мудрых учителей, дабы сын ее научился от них премудрости; он же, отличаясь природными умственными дарованиями и прилежанием, в короткое время преуспел в изучении философских и других известных тогда наук. Но, не доверяя собственной своей памяти, он положил за правило – перед каждым уроком класть по три земных молитвенных поклона перед иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая споспешествовала благочестивому отроку, быстрые успехи которого обращали на себя всеобщее внимание. Сам царь принимал живое участие в святом Григории и отечески заботился о его воспитании... Ссылка на видео Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Пара из Новосибирска оскандалилась на всю Россию своим делом В России умер мужчина весом 400 килограмм: спасали через окно В доме убийцы байкера в Москве нашли более 72 миллионов рублей На Кубани семья жестоко издевалась над детьми: что они делали Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2022/03/21/nash...

Разделы портала «Азбука веры» В православии есть два тезиса: 1) Неопалимая Купина (горит, но не сгорает); 2) О снисхождении благодатного огня (огонь, но не обжигает). Есть ли каноническое/библейское объяснение родства/сходства/связи этих огненных явлений или это независимые с точки зрения теологии понятия? 5 Ответов Библейского объяснения благодатного огня нет, поскольку в Библии он никак не описан. Канонического объяснения также нет, не существует канонов, связанных с благодатным огнем. К тому же благодатный огонь все же обжигает. Сравнение огня купины и благодатного огня некорректно. Наверное, точно также неправильным будет сравнение света первого дня творения и обычного солнечного света. Огонь купины — видимый образ Бога, это — Богоявление, причем однократное событие. Благодатный огонь — регулярно появляющийся огонь, часть ежегодного богослужебного ритуала, причем вполне вещественный. Профессор Н. Д. Успенский в свое время аргументированно выразил точку зрения о вещественном характере этого огня (см. актовую речь 1949 года ). Многие верят в его сверхъестественный характер, однако это верование не является обязательным, это такой аспект, который относится к области личного благочестия и миросозерцания. Свидетельства множества паломников убеждают (вопреки мнениям отдельных профессоров), что в первые минуты благодатный огонь не обжигает и что он загорается сам, без посредства обычного огня. Поэтому вполне можно говорить о действии здесь благодати Божией, возжигающей вещественный огонь, который вначале не обжигает. Моисею явился Сын Божий, но в огне божественной благодати. Вот как пишет о божественном свете свт. Григорий Палама : Свет этот — божественный и невещественный огонь, просвещающий души. Он, если снова сказать словами святого Василия, действовал в апостолах, когда они говорили огненными языками ( Деян. 2,3–4 ); и он же, озарив Павла, помрачил его зрительное чувство ( Деян. 9, 8 ), но просветил его сердечные очи, потому что телесное зрение не вмещает силу такого света. Огонь явился Моисею в купине ( Исх. 3,2 ); он в образе колесницы восхитил Илию от земли ( 4 Цар. 2,2 ); его энергии взыскуя, блаженный Давид воскликнул: “Испытай меня. Господи, и искуси меня, очисти огнем недра мои и сердце мое” ( Пс. 25,2 ). Этот огонь разжег сердце Клеопы и его спутника, когда Господь говорил с ними после воскресения из мертвых ( Лк. 24, 34 ). И ангелы и прислуживающие духи причастны этому огню, как сказано в Писании: “Творящий ангелами Своими духов и служителями Своими огненное пламя” ( Пс. 103,4 ).

http://azbyka.ru/vopros/est-li-svjaz-ogn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010