Петр. Если, отче, этот брат пришел из сего мира только ради молитв св. Анастасия, хотя и не был призываем к тому гласом, то нельзя ли отсюда заключить, что великие угодники Божий могут иногда по своей молитве получить даже то, что не предопределено Богом? Григорий. Нет; что Богом не предопределено, того они получить никак не могут; но что получают по своей молитве, то так и предопределено, т. е., так и должно совершиться по молитве. Даже самое наследование Царствия Небесного так предопределено всемогущим Богом, что избранные получают оное за подвиги, смотря по тому, как возмогают они молитвою стяжавать себе дары, предопределенные им прежде век всемогущим Богом. Петр. Прошу тебя, отче, изъясни мне вполне: как это молитва может содействовать предопределению? Григорий. Сказанное мною я могу тебе, возлюбленный Петр, объяснить в кратких словах. Ты, без сомнения, знаешь, что Бог сказал некогда Аврааму: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт 21.12); и в другом месте: ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17.5). Еще дано было ему следующее обетование: Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих (Быт 22.17). Эти обетования ясно показывают, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама чрез Исаака; а между тем, вот что читаем в другом месте: И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его (Быт 25.21). Если было предопределено, что потомство Авраама распространится чрез Исаака, то почему же жена его была неплодна? Но это-то и показывает, что предопределение совершается молитвою: ибо тот, кому предопределено было распространить семя Авраамово, только по молитве получил детей. Петр. Слова твои, отче, раскрыли мне тайну, и теперь никакое сомнение меня не смущает. Григорий. Не угодно ли, я расскажу тебе и о св. отцах, живших в Тусции чтоб тебе известно было, какие и там были подвижники и как они своим познанием приближались к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О прозорливом пустыннике Сергие Монах Георгий Армянин рассказывал, что о. Григорий, игумен лавры много раз просил его указать путь к о. Сергию пустыннику, подвизавшемуся в стране Мертвого моря. Однажды я привел его к старцу Сергию, который принял его весьма любезно, облобызав омыл ноги его и целый день беседовал с ним о спасении, а на другой день отпустил его. По отшествии игумена Григория, я сказал о. Серию: знаешь что Отче, я соблазнился ныне поступком твоим, я приводил к тебе священников и архиереев, и никому не обмывал ты ноги, а Григорию обмыл. Старец ответствовал: я не знаю, что за человек о. Григорий, но только знаю, что я его принял как патриарха в келлии своей, ибо видел на нем омофор и Евангелие в руке его. Мы не взираем на лицо по внешности, но видим сокровенное по дару свыше. И действительно после сего чрез пять лет игумен Григорий получил сан Патриарха. О том, кто есть совершенный христианин Истинный христианин имеет правую веру и творит добрые дела, христианин есть дом Христа, живущего в нем, дом составляемый и обновляемый добродетелью. Истинная вера познается от дел, так что вера без дел мертва есть, равно как мертвы суть и дела без веры. А посему всеми силами следует хранить чистоту свою от всего нечистого, дабы о нас нельзя было сказать: они говорят, что знают Бога, а дела их показывают, что они отрицаются Его. Господь сказал: аще кто любит Мя, слово Мое сохранит и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем в обитель у него сотворим. Из сего видно, что верою и делами добрыми создается дом в душе христианина, способный принять в себя Христа. Диаволу неизвестно, держит ли кто в уме своем память о Христе. Если сатана видит тебя постоянно преданным разнообразным грехам, тогда заключает, что ты удаляешься Христа Господа. Тогда, как тать вкрадывается сатана в сердце твое, дабы обокрасть твою душу, не находя себе препятствия. Но да избавит нас от сего своею благодатью и человеколюбием Христос Господь, Ему же слава со Отцом и Святым Духом, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. 16 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий не касается здесь проблематики «двух действий» в Иисусе Христе, которая была не актуальна в его время: он лишь говорит о прямой связи между действиями Сына и волей Отца. Однако при разборе следующего текста – слов Христа «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин. 6:38 ), Григорий затрагивает вопрос о человеческой воле Христа и весьма недвусмысленно утверждает, что у Христа нет воли, отличной от воли Отца, но что Его воля едина с волей Отца. С другой стороны, говоря о том, что воля Сына и Отца едина, Григорий не забывает и о том, что Христос как человек обладает всей полнотой и всеми свойствами человеческой природы: Если бы это было сказано не самим Сшедшим, мы бы сказали, что это слово отображает человека, и не такого, которого представляем мы в Спасителе, – ибо Его воля не противна Богу как всецело обоженная (thethen holon), – но подобного нам, ведь человеческая воля не всегда следует воле Божией, но очень часто противоречит и противоборствует ей. В этом смысле мы понимаем и слова: «Отче,.. если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но» Твоя воля да пересилит (Ср. Мф. 26:39 ), – ибо невероятно, чтобы Он не знал, что возможно, а что нет, и чтобы противополагал одну волю другой. Но поскольку это слова Воспринявшего, а не воспринятого, – ведь Снисшедший и значит Воспринявший, – мы так ответим: слово это сказано не потому, чтобы у Сына была Своя собственная воля, помимо воли Отца, но что такой воли вообще нет; так что все это вместе означает: «Не для того, чтобы творить волю (thelma) Мою, ибо нет у Меня воли, отдельной от Твоей, а есть только общая Тебе и Мне, у Которых как Божество одно, так и воля (boulsis) одна». 856 Молитва Христа в Гефсиманском саду была одним из текстов, которые становились предметом спора в разные эпохи. Во времена Григория евномиане обращались к ней для доказательства того, что Христос был немощным человеком, боявшимся смерти, и следовательно – не Богом. В VII в., напротив, на эту молитву ссылались в доказательство того, что Христос, будучи Богом, не имел человеческой воли, так как она была в Нем поглощена божественной волей. Этому учению, получившему название монофелитства, противоставлялась такая точка зрения, согласно которой молитва Христа доказывает наличие в Нем двух воль. При первой интерпретации молитва рассматривается в ее целокупности как свидетельствующая о том, что, хотя Христос и страшился смерти как человек, Его воля полностью сливалась с волей Отца, и потому: «не как Я хочу, но как Ты». При второй интерпретации часть молитвы ( «если возможно, да минует Меня чаша сия») рассматривается как проявление человеческой воли, тогда как другая часть («впрочем, не как Я хочу, но как Ты») – как подтверждение того, что человеческая природа и воля Христа подчинены Отцу: поскольку Господь поистине стал человеком, Его душа испытывала страх смерти, однако она была укреплена божественной волей и встретила смерть мужественно. 857

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иначе приходит к подобной же мысли св. Григорий Нисский . 60=12×5. Двенадцать – число колен Израилевых. По пять грозных оружеборцев взято в ополчение окрест одра Соломонова от каждого колена. Почему именно по пять? Пять органов чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. У каждого оруженосца оружие его на бедре его, то есть отсекли страсти, входящие в сердце через сии чувствия. «Меч ока – всегда взирать ко Господу, смотреть прямо и не оскверняться никаким нечистым зрением. Оружие также слуха – слышание божественных учений и то, чтоб не принимать никогда слухом суетного слова. Так можно и вкус, и осязание, и обоняние вооружить мечем воздержания, обороняя, чем следует, каждое из чувств». Вот какое ополчение сильных Израилевых окрест одра Соломона! Св. Григорий Нисский приводит еще интересную мысль. Когда избирался жезл, то прозяб только один от двенадцати колен Израилевых. Когда при Иисусе Навине двенадцать колен переходили через Иордан, то было взято по одному камню во имя каждого колена и ни один не был отринут. А в ополчение Соломона было взято уже по пять оруженосцев от каждого колена. Это говорит о преуспевании в уразумении и исполнении предписаний Закона в народе Израилевом. Во времена Давида-Соломона Израиль достиг своего наивысшего могущества и духовного расцвета. Сильны эти оруженосцы Божественного Соломона-Христа вси имуще оружия, научени на брань против дьявола и сил и козней его. Как о том и блаженный апостол говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы всем можно было стать против козней диавольских... Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукаваго; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» ( Еф. 6:12.14–16 ). И если эти шестьдесят означают в ближайшем смысле ветхозаветных праведников, то сказанное о них, конечно, применимо и к Новому Израилю христиан, как на это указывает и св. Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ланиты и появляющийся на них стыдливый румянец означают стыдливость и целомудрие невесты. Этим в особенности указывается на лик праведных жен, как в полном целомудрии и девстве подвизавшихся, так и чистый и целомудренный брак хранивших, а также и честных вдов. Это все праведные жены «чистое, богобоязненное житие... в нетленной (красоте) кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» проводившие. Это те «святые жены, уповавшие на Бога, (которые) украшали себя, повинуясь своим мужьям» ( 1Пет. 3:2.4–5 ). Бл. Феодорит: «Похваляет еще он (Жених. – Г.Ф.) и ланиты лица ея вещая: Яко оброщения шипка (гранатового яблока) ланиты твои, кроме замолчания твоего. А сим означает, что таковой цвет невесты происходит от ея скромности, для которой она благоразумное сохраняет молчание, сокрывая со смиренномудрием таинственные речи так, как кожа шипка (гранатового яблока) сокрывает его зерна». Подобно этому толкует и св. Григорий Нисский : «Ибо Слово... под видом румянца, цветущаго на ланитах, приличным образом хвалит целомудрие, украсив стыдливостью под загадочным именем шипка... Ибо как вяжущий вкус оброщения шипка питает и сберегает сладость заключающегося в нем плода: так жизнь воздержанная, суровая и изнуренная бывает стражем доброт целомудрия». Сим завершил Жених восторженное описание лица и главы Невесты и далее говорит о шее ее: 6 . Яко столп Давидов выя твоя, создан в Фалпиофе; тысяща щитов висит на нем, вся стрелы сильных. Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных. Что означает созерцание шеи Невесты? Грацию и крепость, устремленность ввысь. Если голова Невесты – «свет Христов», то шея ее – «подсвечник» по словам Христа: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» ( Мф. 5:15 ). Помимо (эстетического) созерцания красоты шеи Невесты, св. Григорий Нисский дает, если можно так выразиться, «анатомическое» рассмотрение. Он указывает на такие признаки и части шеи: держит на себе голову, поддерживается позвоночником, содержит в себе дыхательное горло, пищевод и голосовые связки. Подробно их описав, св. Григорий находит в том духовный смысл:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таким образом, Христовыми заповедями являются непрестанная молитва , участие в божественной литургии, трезвение, то есть внимание ума, чистота сердца и так далее. «...Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» ( Рим.7:12 ). Евангелист Иоанн, ученик любви, подчеркивает для христиан: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «Я познал Его », но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин.2:3–5 ). Тот же евангелист уверенно подчеркивает: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» ( 1Ин.5:3 ). «Такова цель нашей иерархии: насколько это достижимо, уподобиться Богу нашему и соединиться с Ним. А этого, как учат божественные речения, мы, по словам святителя Дионисия Ареопагита , достигнем только любовью к досточтимейшим заповедям и священнослужениями» (PG.T.3. Col.592A). Святитель Григорий Палама учит, что познание сущего достигается деланием добродетелей. И, задавая вопрос, в чем цель делания добродетелей, отвечает: «Единение с Богом и уподобление Ему» (Свт. Григорий Палама . Триады... С.260). Делание добродетелей соединяется с исполнением заповедей. Кроме того, святой исихаст указывает, что любовь к Богу «достигается лишь через святое делание божественных заповедей» (там же, c.260–261). Теперь мне хотелось бы привести некоторые высказывания отцов, свидетельствующие о значении заповедей Божиих. «Цель заповедей Спасителя та, чтобы освободить ум от невоздержания и ненависти» (Св. Максим Исповедник . Добр. Т.3. С.221). «Заповеди Божий выше всех сокровищ мира. Кто стяжал их, тот внутри себя обретает Бога» ( Исаак Сирин . Указ.соч. С.293). «Соблюдение заповедей рождает бесстрастие; бесстрастие же души блюдет в е дение» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.298). Послушание заповедям Божиим – это «воскресение мертвых» (Добр. Т.3. С.298). Преподобный Григорий Синаит , описывая два основных способа, в которых обретается действие Духа, тайно получаемое нами в святом крещении, считает исполнение заповедей одним из них. «И, поскольку мы исполняем заповеди, постольку оно яснее являет в нас свое сияние» ( Φιλοκαλα T. Δ. Σ67,3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Григорий отвечает на этот вопрос категорическим различением этих сил по самой сущности их. По его мнению, если в данном случае и происходило усовершенствование типов бытия, то не путем естественного развития чрез изменение и превращение изначала данных сил, а путем прибавления новых сил чрез акт творения. Поэтому, животное существенно отличается от растения чрез свою чувствующую силу, которая тоньше грубой материи и по своей сущности приближается к духу; равным образом, и человек существенно отличается от животного по своей разумной сущности, которая есть чистый дух. Но человек совмещает в себе, как в венце творения, всю полноту жизни: он и растет, и ощущает, и мыслит по трем существенно различным силам жизни, потому что материальный организм, чувствующая сила и сила разумная существенно отличны друг от друга, хотя в человеке и связаны вместе 669 . Эту чисто философскую теорию космической связи св. Григорий пытался обосновать и на почве библии. С этою именно целью он указывал на слова св. апостола Павла в послании к Солунянам V, 23: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. По его мнению, Апостол говорит здесь о трех частях человеческой природы, „питательную часть называя телом, чувствующее означая словом – душа, а разумное словом – дух“ 670 ; с этою же целью он указывает и на слова Спасителя, сказанные законнику: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею… и всем помышлением твоим ( Луки Х, 27 ). „Мне кажется, – говорит он, – что и здесь писание обозначает туже самую разность, называя сердцем состояние телесное, – душою среднюю природу, – а разумением высшую, разумную и творческую силу“ 671 . Правда, вслед за этими ссылками и даже в связи с ними св. Григорий указывает на различение плоти, души и духа, как на различение нравственных ступеней совершенства человека, – но это указание не только не опровергает собою трихотомии, а напротив, в ней-то и имеет свой истинный корень.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Пророческий смысл этих слов ( Иов. 38:17 ) в их латинской версии, пусть и выраженный не так ярко, как в греческой, также весьма значим и вполне очевиден и для западных Святых Отцов – в качестве свидетельства о грядущем сошествии Христа во ад. Так, святитель Григорий Великий видит в них два уровня их пророческого содержания. С одной стороны, по убеждению святителя Григория, в них прообразовательно свидетельствуется о сошествии Христа – в Его Воплощении – в бездны нашей смертности и поврежденности грехом; здесь говорится и о Его вступлении в затененную, злом область борьбы с бесовскими кознями против человека. Двоеслов пишет, комментируя Господне библейское речение (Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? – Иов. 38:17 ) так: « " Врата смерти» суть враждебные силы. Их, нисходя [в мир], Господь «отворил», потому что их крепость победил Своею смертью. Они в другом случае называются «вратами тени», потому что, пока их нельзя видеть [нам] по причине [их] тайных козней, они открывают путь смерти для заблудших умов. Эти «врата тени» Господь видит, потому что [Он] видит и попирает коварную злобу нечистых духов. Если бы Он, «видя» их, не сдерживал злых духов, [в то время], когда мы не знаем их [замыслов], наш ум ничего бы не ведал об их коварствах и, будучи плененным этими коварствами, погиб бы. Мы же «видим» эти врата тьмы, когда просвещаемся лучами горнего света. Почему [Господь] и через пророка говорит: Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих ( Пс. 117:7 ). А Он видит врагов наших – [Тот], Который Своей милостью делает их для нас видимыми» 1011 . Но в то же самое время святитель Григорий, подобно восточным Отцам, обнаруживает в этих Господних словах – как бы на втором уровне их типологического значения – пророчество о сошествии Христа во ад. Святитель Григорий пишет: «Или же, конечно, тогда Господь видит... врата тени ( Иов. 38:17 ), когда [Он в Своем сошествии в преисподнюю,] сотряся засовы ада, поразил ужасных духов и Своей смертью осудил начальников смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Хотя Я конечно же знаю и о том, что у тебя для этого недостаточно сил. Однако то, что человек не способен совершить теперь – в ветхозаветной реальности, – он окажется в силах некогда осуществить во Христе: в Боге, ставшем Человеком. Ибо Сам Христос, не только совершенный Бог, но и совершенный Человек, Новый Адам, будучи свободен от власти греха, исполнит все это по Своему Человечеству. Тем самым здесь, в этом Божием монологе (Излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою – Иов. 40:6–8 ) заключен обращенный к человеку – прежде всего к Новому Адаму – Христу, а в Нем и ко всем Его святым, к Его церковному Телу – призыв победить сатану. Но в то же время здесь содержится и само прямое обетование о Грядущем Спасителе, способном все это исполнить. Тем самым, как мы видим, перед Иовом открывается еще одна грань Тайны Христовой. Вместе с обетованием грядущей победы Христа, а во Христе – и всех праведников над сатаной (см.: Иов. 40: 6–8 ) Господь (немногим ранее) свидетельствует Иову и об иных обстоятельствах, которые будут сопровождать властное и всесильное пришествие в мир Сына Божия: о грядущем явлении Его Божественной славы. Святитель Григорий Великий находит пророчество об этом в Господних словах: Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие ( Иов. 40:5 ). Святитель Григорий Великий пользуется здесь чтением Вульгаты, в соответствии с которым Господь призывает Иова облечься в славу, как будто в красивые одежды ( Иов. 40:5 ; Вульгата). По убеждению Двоеслова, драгоценной одежде Спасителя, в которую ныне – в новозаветную эпоху – Он облечен, следует уподобить Церковь , сияющую славой Христа. Святитель Григорий вспоминает в связи с этим образом слова Псалмопевца: Господь царствует; Он облечен величием ( Пс. 92:1 ; в славянском переводе – Господь воцарися, в лепоту облечеся), а также ...Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Отделившись от единой вселенской Церкви, последователи этих церквей поступили вопреки учению Спасителя и заблудились ко вреду для спасения. Мы не должны поступать так, но должны всячески заботиться о том, чтобы всегда быть в единении с матерью нашею Церковью. Мы всегда должны помнить, что мы члены тела Церкви и что вне ее мы не можем жить, подобно тому, как член обыкновенного тела не может жить, будучи отделен от тела. Кроме этого, мы должны заботиться также о том, чтобы жить в мире и согласии со всеми другими членами Церкви. В обыкновенном теле члены не восстают один против другого, не вредят друг другу, но поддерживаются и охраняются один другим. Так должно быть и в Церкви. Мы не должны восставать друг против друга, должны уступать друг другу и жить в мире со всеми. Эту обязанность, налагаемую на нас единством Церкви, внушает святой апостол, говоря: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг к другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». Здесь мы приведем замечательный пример заботливости о мире Церкви, которым и закончим настоящий урок. Святой Григорий Богослов первоначально проводил уединенную жизнь. Между тем император Феодосий и множество епископов во главе с патриархом Антиохийским Мелетием стали призывать его на патриарший престол в Константинополе. Святой Григорий долго отказывался от этих предложений, но наконец принужден был уступить воле царя и епископов. Вскоре после этого умер святой Мелетий, и многие из епископов, преимущественно египетских и македонских, восстали против святого Григория и стали упрекать его в том, что он будто незаконно вступил на патриарший престол. Начались раздоры. Как же поступил в этом случае святой Григорий? Видя, что он служит причиною раздора в Церкви, он пришел в собрание враждующих против него и сказал им: «Пастыри святого стада Христова! Стыдно вам других учить миру и любви, а между собою воздвигать брань; ибо увещания к согласию и единодушию не только не действительны, но и обращаются в посмеяние, когда происходят из сердца, обуреваемого раздорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010