Слово Божие светится смирением. Проповедь в день памяти иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святителя Григория Богослова Проповедь в день памяти иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и святителя Григория Богослова Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы слышали три Евангелия: одно – Богородичное, другое – святительское и третье – сегодняшнему дню. И Апостолы читались соответствующие. Если мы будем вникать умом в то, что читается в храме, и не просто вникать, но и стараться жить духовной жизнью по слову Божию, проходить эти слова опытом, то убедимся, что все слышанные нами тексты говорят об одном и том же: о необходимости стяжания тех качеств, с которыми только и возможно войти в Царствие Небесное – о необходимости смирения и терпения. Но все дело в том, что это стяжание требует от нас внутреннего подвига. Внешний подвиг имеет значение только при внутреннем подвиге, при внутреннем усилии. Внешне каждый из нас находится в определенных обстоятельствах и как-то вынужден трудиться, а вот внутренняя работа уже во многом зависит от нас. И только внутренний подвиг дает разумение того, что содержится в Священном Писании. И если вы будете читать творения святых отцов: святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, или близких к нам святителей Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, или Оптинских старцев – вы увидите, что все они говорят об одном и том же: о необходимости выработки в себе смирения и терпения. Посмотрим письма Оптинских старцев. «Вот ты пишешь, жалуешься, что трудно слушаться, а вот Господь, Творец всего, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8)». И в другом месте: «В терпении вашем стяжйте душа ваша (Лк. 21, 19). Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20, 26). Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14)». Как светится алмаз, грани которого тщательно отполированы, так и Священное Писание, слово Божие, со всех сторон светится смирением, везде говорит о смирении.

http://pravoslavie.ru/2905.html

" Выходной день в воскресенье - это заповедь Божия " - братия афонского монастыря Григориат Монастырь Григориат. Фото: Romfea      Монастырь Григориат на Святой Горе Афон высказался в отношении отмены воскресного выходного дня, пишет " Святая Гора " со ссылкой на Romfea , греческий портал, опубликовавший письмо братии. " Греческий парламент принял в этом году еще один антихристианский закон. Полным ходом идет дальнейшее разрушение православной христианской идентичности новогреческого государства, вопреки воле героев греческого восстания, своей кровью заплативших за его создание. Отдельной похвалы заслуживает реакция профсоюзов и общественных организаций, которые на себе ощутили действие этого закона. Нас также утешил и протест со стороны Преосвященных архипастырей и духовенства Элладской Церкви. Однако сегодня, после того, как депутаты проголосовали за принятие данного закона, ответственность за его исполнение ложится на плечи православных христиан. Хотя применяться он будет ограниченно лишь в некоторые воскресенья года. Выходной день в воскресенье является нашим основным долгом, потому что представляет собой заповедь Божию: «шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему» (Исх.20: 9). Кроме того, мы должны соблюдать эту заповедь, прежде всего, потому, что, являясь членами Церкви, обязаны каждое воскресенье участвовать в величайшем событии Божественной литургии и почитать день Воскресения Господня. Те, кто сегодня настоял на отмене воскресного выходного дня, не хотят сохранения христианских установлений, потому что им нужен не Христос, а антихрист, согласно словам Самого Господа: « Я пришел во имя Отца Моего , и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Преподобный Косма Этолийский претерпел мученическую кончину через удавление именно за то, что убедил христиан перенести базарный день с воскресенья на субботу, чтобы почтить святой день Воскресения Господня. Необходимость, продиктованная любовью к Богу, заставляет нас сегодня преодолевать антихристианские законы верою и любовью ко Христу, подобно тому, как поступали первые христиане, о которых анонимный автор Послания к Диогнету писал: «Они находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся; они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют».

http://pravoslavie.ru/65700.html

Григорий Богослов , 16, 45). Источник. ...Ты, Христе, часть моя, и лучше Тебя иметь, нежели все то, что есть у всех. Ты единственное твердое и свободное стяжание, которого не лишит меня никакая зависть (свт. Григорий Богослов , 17, 70). ...Спаситель наш Иисус Христос есть Сын Божий, и называется так по естеству, а не именуется только Сыном, в не собственном смысле сего слова, как мы, будучи тварию; что Он не имеет начала, но вечен; почему по самой Ипостаси Своей Он и в бесконечные веки будет царствовать с Отцем (свт. Григорий Нисский , 24, 2). ...Мы, руководимые Священным Писанием, говорим, что Христос есть всегда, и умопредставляется совечным Отцу. Источник. Ибо как Единородный Бог есть всегда Бог, а не соделывается таковым через причастие (Божеству), или через какое-либо восхождение из низшего состояния до Божественности. так и сила, и мудрость, и всякое боголепно именуемое совершенство совечно Его Божеству, так что не прибавилось к славе Его естества ничего, чего бы не было в Нем от начала. Имя же: Христос, мы особенно почитаем приличным прилагать Единородному от вечности, будучи приводимы к такому мнению самым значением сего Имени: ибо исповедание сего Имени заключает учение о Святой Троице, потому что в сем наименовании богоприлично обозначается каждое из исповедуемых нами Лиц. А чтобы не показалось, что мы говорим что-нибудь от себя, присовокупим пророческие слова: Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего; возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Пс. 44, 7–8 ). В сих словах Писания престол указывает власть Его над всем; жезл правости означает нелицеприятие Его суда; елей же радости изображает силу Святаго Духа, Которым помазуется Бог от Бога, – т. е. Единородный от Отца, поскольку возлюбил правду и возненавидел беззаконие (свт. Григорий Нисский , 24, 182–183). ...Христом Он назван потому, что облекся в плоть; назван Иисусом Христом – имя Его по плоти; назван Словом потому, что слово – от кого-либо; Сыном потому, что от Отца; Единородным потому, что один только и от одного только Бога; Богом потому, что Творец (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Небеса достойно да веселятся,/земля же да радуется,/да празднует и весь мир,/как видимый, так и невидимый:/ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса по достоинству пусть возвеселятся, а земля возрадуется, пусть же празднует мир, и видимый весь, и невидимый, ибо Христос восстал, веселье вечное. Небеса достойно да веселятся, земля – да радуется, и да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселие вечное. Небеса убо достойно да возвеселятся, земля же да радуется – заимствовано из Слова свт. Григория на Рождество Христово, где он говорит следующее: « И чтобы сказать вместе: да возвеселятся небеса и да возрадуется земля ради Небесного, потом Земного » (то есть Христа), а Богослов, в свою очередь, заимствует это из Пс 95:11: « Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его ». Да празднует же мир, видимый же весь и невидимый – заимствовано из Слова свт. Григория на Пасху, где показан явившийся святому ангел, который говорит: « Ныне спасение миру, видимому и невидимому » . Христос бо воста – заимствовано из того же Слова: « Христос из мертвых (то есть восстал) – Совосстаньте с Ним и вы ». Эта мысль свт. Григория – аллюзия на слова ап. Павла « Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших » (1 Кор 15:20), « Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения » (Рим 6:5), « Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас » (Рим 8:11), « Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею » (1 Кор 6:14) и « Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем » (2 Тим 2:11). Веселие вечное – заимствовано из Слова свт. Григория на Пятидесятницу, где Христос называется праздником и радованием: « В Самом Слове и Боге и Господе нашем Иисусе Христе, истинном празднике спасаемых и радовании ». Песнь 3, ирмос Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

(...) Поэтому когда хорошие супруги жаждут либо преумножить заслуги, либо загладить вину прежней жизни, то им подобает обязать себя к воздержанию и стремится к лучшей жизни. Если же тому воздержанию, к которому стремится муж, не следует жена или [оттого], к которому стремится жена, отказывается муж, не следует расторгать брак, ибо написано: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ). Июль 601 г. Григорий Епископу (англов) Августину 14 Августин: «До какого колена верные должны сочетаться браком со своими родственниками, и следует ли сочетаться браком с мачехами и когнатами». Григорий: Ведь и земной закон в римском государстве позволяет, чтобы соединялись сын и дочь либо брата и сестры, либо двух кровных братьев или двух сестер. Однако, по опыту мы знаем, что от таких браков не может прибывать потомство, и священный закон запрещает раскрывать стыд кровного родства. Вот почему необходимо, чтобы только третье или четвертое поколение верных сочеталось свободно. А совокупляться с мачехой есть тяжкое злодеяние, ибо и в законе написано: «Не раскрывай стыда отца твоего» ( Лев.18:7 ). И действительно сын не может раскрыть стыда отца, но, так как написано: «Будут двое одной плотью» ( Быт.2:24 ), тот, кто дерзнул раскрыть стыд мачехи, являющейся с отцом одной плотью, в действительности раскрыл стыд отца. (...) Но так как в народе англов есть многие, которые, пока до сих пор находились в неверии, как говорят, смешивались этими нечестивыми браками, на пути к вере должны наставляться в том, чтобы воздерживаться [от этого] и признавать, что это является тяжелым грехом, бояться Страшного суда Божия и не стремиться к мукам вечной пытки за плотскую любовь. Однако за это дело они не должны лишаться причастия священным телом и кровью Господней, чтобы не казалось, что их карают за то, в чем они провинились по незнанию до крешальной купели. В одно и то же время Святая Церковь что-то исправляет благосклонностью, другое с кротостью выносит, третьим по размышлении пренебрегает и таким образом переносит и пренебрегает, что, перенося и пренебрегая, часто обуздывает зло, которому она противостоит. Все же те, кто уже пришли к вере, должны наставляться в том, чтобы не дерзать на что-либо подобное. Совершившие пусть лишаются причастия телом и кровью Господней, ибо то, что должно быть до некоторой степени терпимым в тех, кто провинился по незнанию, следует решительно преследовать в тех, кто не страшится сознательно грешить. Август 603 г. Григорий Дефенсору Иоанну, направляющемуся в Испанию 15

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

И спали они 5 дней и 5 ночей, пока блаженный, призвав братию, не разбудил их, говоря: «долго ли будете вы стеречь напрасно, думая обокрасть меня! Идите теперь по своим домам». Они встали, но не могли идти: так изнемогли от голода. Блаженный дал им поесть и отпустил. Узнал об этом властелин города и велел мучить воров. И затужил Григорий, что из-за него осуждены они. Он пошёл, отдал властелину свои книги, а воров отпустил. Другие же книги блаженный продал, а деньги роздал убогим, «чтобы, говорил он, опять кто-нибудь не впал в беду, думая украсть их». Господь сказал: не собирайте себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут 77 . Где, сказано, сокровище ваше, там и сердце ваше будет 78 . Чудо же, бывшее с ворами, привело их к покаянию, и они более не возвращались к прежним делам, но, пришедши в Печерский монастырь, предали себя на работу братии. Имел этот блаженный Григорий маленький огородец, где росли, посеянные им, овощи и плодовитые деревья. И на это опять пришли воры. Взяли они на плечи бремя, хотели идти и не могли. И стояли они два дня неподвижно, под гнётом своего бремени. Наконец начали они кричать: «господин наш Григорий, пусти нас! Мы не будем больше делать так и покаемся в грехах своих». Услышали это монахи, пришли и перехватали их, но не могли свести с места. И спросили они воров: «когда пришли вы сюда»? Воры же отвечали: «мы стоим здесь два дня и две ночи». Монахи же сказали: «Как же мы постоянно выходили и не видали вас»? Воры же сказали: «если бы и мы вас видели, то со слезами молили бы отпустить нас. Но вот уже изнемогши, начали мы кричать. Молите теперь старца, чтобы он отпустил нас». Тогда пришёл Григорий и сказал им: «так как вы всю жизнь праздны, крадёте чужие труды, а трудиться не хотите; то теперь стойте здесь праздно прочие лета до конца жизни». Они же со слезами молили старца, обещая, что не сделают в другой раз такого греха. Умилился старец и сказал: «если хотите работать и от труда своего других питать, я отпущу вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А вот послушай, что Сам Господь говорит Ангелу Церкви – запомни это – Пергамской: «знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое и не отрекся от веры... Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама... покайся...» ( Откр. 2, 12–16 ). Отсюда видим, что пергамская Церковь состояла также не из одних верных слуг Христовых, но «в ней» были и «держащиеся учения Николаитов», которое Господь «ненавидел» ( Откр.2, 15 ). – Ну, так за Церковью Колосской вы не можете указать никакого пятна. Да и в Откровении всё же виднеется одна непорочная Церковь филадельфийская . Ангелу ее вон какую похвалу объявляет Господь: «ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... За то и Я сохраню тебя от годины искушений, которая придет на всю вселенную...» ( Откр. 3, 7–10 ). Этому возражению Григорий придал великую важность. Он ухватился за него, как утопающй за соломинку. Поняли и баптисты, что для них настал решительный момент . Они радостно и дружно зашумели: «нашли святую Церковь , нашли»!.. Я согласился, что за Церквами колосской и филадельфийской Св. Писание не указывает пороков, хотя, может быть, они и были, да не написано про них. Это верно. Но также верно и то, что из семи христианских обществ, называемых в Откровении Церквами ( Откр.1:11 ), только одна филадельфийская община оставлена без обличений Господних. Значит: общества с согрешающими членами называются и могут быть названы Церквами? Григорий молчал. Он чувствовал, что я отнимаю у него опять почву из-под ног; потому и медлил с ответом. Я настаивал на вопросе. Тогда, побуждаемый православными и своим «дьячком», Григорий сознался, что в Св. Писании, и особенно в Откровении, согрешающие общества, точно, называются Церквами . – Только это не настояшие Церкви... Вы не торжествуйте! – обратился Григорий к православным. – Настоящая Церковь Христова – вот такая, как филадельфийская. Это – Церковь Божия! А те – так себе, одно название... Я попросил Григория, от строки оправдать его понятие о «настоящей» Церкви. Если Церковь филадельфийская есть «настоящая», а ефесская, пергамская, коринфская и другие Церкви «не настоящие», «так себе», – то зачем Апостолы и Сам Господь усвояют им это священное наименование? В Божием Писании ведь ничего по-пустому не употребляется, и каждое слово в нём имеет свое определенное «значение» (ср.: 1Кор. 14, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Петр. Сей св. муж, кажется, проникал в тайны Самого Божества, потому что предвидел, что этот клирик предан будет диаволу, если дерзнет вступить в священное сословие. Григорий. Как же не знать тайны Божества тому, кто сохранил заповеди Божии, когда написано (у апостола Павла): «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». ( 1Кор 6.17 ). Петр. Если един дух бывает с Господом прилепляющийся к Господу, то почему тот же славный проповедник говорит в другом месте: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим 11.34 ). Несообразным представляется сделаться едино с кем-нибудь и не разуметь его ума. Григорий. Святые мужи поскольку едино суть с Богом, не неразумевают ума Господня. Ибо тот же самый апостол говорит: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». И чтобы показать, что он знает Божия, присовокупил: «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» ( 1Кор 2.12 ). Посему еще говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Нам Бог открыл это Духом Своим» ( 1Кор 2.9–10 ). Петр. Итак, если сему апостолу Дух Божий открыл яже суть Божия, то каким образом он выше приведенных мною слов говорит: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим 11.33 ). И опять при этих словах рождается у меня новый вопрос. Пророк Давид говорит ко Господу: «устами моими возвещал я все суды уст Твоих» ( Пс 118.13 ). Если бы менее трудным делом было знать, нежели провозвещать, то почему св. Павел утверждает, яко неиспытани судове Божий, а Давид свидетельствует, что он не только все судьбы Божий знал, но и возвестил устами своими? Григорий. На то и другое я выше уже ответил тебе кратко, сказав, что св. мужи, поскольку едино суть с Господом, не разумеют ума Господня. Ибо все последующие Господу путем благочестия на этом пути и соединяются с Ним; но как обремененные еще тяжестью плоти, не могут быть постоянно с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Петр. Если, отче, этот брат пришел из сего мира только ради молитв св. Анастасия, хотя и не был призываем к тому гласом, то нельзя ли отсюда заключить, что великие угодники Божий могут иногда по своей молитве получить даже то, что не предопределено Богом? Григорий. Нет; что Богом не предопределено, того они получить никак не могут; но что получают по своей молитве, то так и предопределено, т.е., так и должно совершиться по молитве. Даже самое наследование Царствия Небесного так предопределено всемогущим Богом, что избранные получают оное за подвиги, смотря по тому, как возмогают они молитвою стяжавать себе дары, предопределенные им прежде век всемогущим Богом. Петр. Прошу тебя, отче, изъясни мне вполне: как это молитва может содействовать предопределению? Григорий. Сказанное мною я могу тебе, возлюбленный Петр, объяснить в кратких словах. Ты, без сомнения, знаешь, что Бог сказал некогда Аврааму: «ибо в Исааке наречется тебе семя» ( Быт 21.12 ); и в другом месте: «ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт 17.5 ). Еще дано было ему следующее обетование: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих» ( Быт 22.17 ). Эти обетования ясно показывают, что всемогущий Бог предопределил распространить семя Авраама чрез Исаака; а между тем, вот что читаем в другом месте: «И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» ( Быт 25.21 ). Если было предопределено, что потомство Авраама распространится чрез Исаака, то почему же жена его была неплодна? Но это-то и показывает, что предопределение совершается молитвою: ибо тот, кому предопределено было распространить семя Авраамово, только по молитве получил детей. Петр. Слова твои, отче, раскрыли мне тайну, и теперь никакое сомнение меня не смущает. Григорий. Не угодно ли, я расскажу тебе и о св. отцах, живших в Тусции чтоб тебе известно было, какие и там были подвижники и как они своим познанием приближались к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

«Таинства потому так и называются, что они – не видимое просто, но являются чем-то духовным и сокровенным; ибо об этом Господь сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало» ( Ин.6,63 ); если будешь смотреть только на видимое, не получишь никакой пользы; если же на духовное, то есть духовно воззришь на этот предложенный хлеб, то, приобщаясь, будешь оживотворен». Святитель Григорий Палама Далее святитель Григорий говорит, что одного лишь Крещения недостаточно, необходимо также соблюдение заповедей Божиих, то есть подвижническая жизнь. Причем подвижническая жизнь отнюдь не предполагает непременно монашеский образ жизни, это именно соблюдение заповедей Божиих всеми последователями Христа. Наше усердие в выполнении заповедей Божиих и есть подвиг о Христе. По Воскресении Христос сказал Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28,19–20 ). Отсюда следует, что Апостолы должны были учить народы, во-первых, «крестя», а во-вторых – «уча их соблюдать» поведенное. Вот почему святитель Григорий подчеркивает, что недостаточно одного лишь Крещения для того, чтобы сделать человека последователем Евангелия, необходимо еще и соблюдение Божественных заповедей. Святитель Григорий Палама – вселенский учитель и отец Церкви. Все отцы Церкви являются вселенскими, ибо взгляды их никогда не были однобокими, позиции – разобщенными, они не возводили в абсолют одну составную часть истины, пренебрегая другой; им было присуще духовное равновесие именно потому, что они были обновлены Святым Духом. «Вселенскость» святителя Григория нашла выражение в его позиции по отношению к распространенным в то время двум еретическим мнениям, исказившим духовную жизнь, – по вопросу о Таинствах и о подвижничестве. Носителями одного из них были мессалиане, древние еретики, которые возродились в эпоху святителя Григория. Согласно их мнению, Таинства Церкви – Святое Крещение и Божественная Евхаристия – не столь важны для спасения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010