И это происходит лишь однажды за все “веки веков” — “при Понтийстем Пилате”. Христос — “последний ( Адам” (1 Кор 15:45). После Него не потребуется никаких “новейших заветов”. Если бы Христос спасал людей проповедью — действительно, можно было бы принять идею “аватар”, вновь и вновь приходящих в мир, чтобы научить людей, забывших заповеди. Но Христос пришел, чтобы соединить с Богом человечество. Этого соединения не смогло разорвать даже распятие. Неужели же просто ход времени сможет так истереть эту связь человека с Богом, что понадобится “новое Воплощение”? Нет, апостол Павел свидетельствует — “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим 8:35,38–39). Итак, “ни настоящее, ни будущее”, ни веки веков не могут разделить человечество с Искупителем, который однажды принес “в жертву Себя Самого” (Евр 7:27). Свт. Григорий Нисский (напоминаю для рериховцев — это ученик Оригена!) также пишет о Христе: “Единожды вошедший во вселенную” 30 . Свт. Григорий Богослов, которого Елена Рерих тоже любит рекламировать как своего единоверца, говорит о том же: совершилось “очищение не малой части вселенной и не на малое время, но очищение всего мира и очищение вечное” 31 . Да, правду говорит невольно А. Клизовский: “Темные признали Христа так, чтобы закрыть возможность признания следующего Учителя, ибо формула «такого как Христос не было и не может быть» закрывает человеку дальнейшее движение вперед, а темным только это и нужно, для этого они и признают Его” 32 . “Темные” Святые Отцы, невежественные почитатели Оригена свтт. Григорий Нисский и Григорий Богослов, подобно апостолу Павлу, были убеждены, что Воплощение и Жертва Христа делают ненужным какие бы то ни было явления “аватар” в будущем. Как сказал апостол Павел, “Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее” (Евр 7:24) и не переходящее ни к какому “грядущему Майтрейе” или “Владыке Шамбалы”.

http://pravmir.ru/tainstvo-iskupleniya/

Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее ( Иов. 36:26–33 ). Многие из этих слов Иова святитель Григорий Великий рассматривает как пророчества о жизни Новозаветной Церкви, о бытии человека в спасенном Христом мире. Так, обращаясь к словам Елиуя о том, что Господь покрывает дно моря ( Иов. 36:30 ), святитель Григорий видит в них свидетельство о том, что произошло ныне – в дни проповеди по всей вселенной имени Христова христианскими святыми: описываемое здесь Елиуем «как мы видим, действием Бога уже произошло. И верно, всемогущий Господь покрыл пределы моря мерцающими облаками, ибо блистательными чудесами Своих проповедников Он привел к вере даже края земли...» 973 Обращаясь же к словам Елиуя Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии ( Иов. 36:31 ), святитель Григорий подчеркивает: «Этими словами проповедников, то есть каплями с облаков и молниями чудес, Бог судит народы. Он призывает к покаянию их устрашенные сердца. Действительно, когда они слышат небесные слова, когда видят чудесные Деяния, они быстро возвращаются к своему сердцу и, раскаиваясь в своих прежних бесчестиях, устрашаются вечных мук» 974 . Святитель Григорий Великий , оценивающий личность Елиуя, пожалуй, гораздо более негативно, чем любой другой из древних толкователей книги Иова, в то же время решительно утверждает наличие у этого самовлюбленного гордеца ниспосланного ему от Бога пророческого дара. Его дар парадоксальным образом сочетается в сердце Елиуя с непомерной гордыней. Двоеслов пишет об этом так: «Елиуй воспринял грядущие события духом пророчества, он возвышенно высказал многие истины, но человек надменный, истощенный грузом своей гордыни, не способен нести ношу того, о чем говорит» 975 . По убеждению святителя Григория, Елиуй будет нести перед Богом сугубую ответственность за то, что сам не соответствовал – по личным нравственным качествам – дару, что был им получен из рук Самого Творца: способности доносить до людей Божественное Откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ ПЕСНОПИСЕЦ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иосиф Песнописец Иосиф Песнописец (греч. Ιωσφ μνογρφος; + 883 / 886 ), преподобный Память 4 апреля Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес . В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит посетил монастырь и заметил молодого инока. Он взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Феофила (829-842) - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобные Григорий и Иосиф безбоязненно отстаивали почитание святых икон. Они проповедовали на площадях города, посещали дома православных, утверждая их против еретиков. Положение Константинопольской Церкви было крайне тяжелое: не только император, но и патриарх были иконоборцами. В то время римские епископы были в единстве со Вселенской Церковью, и папа Лев III , неподвластный византийскому императору, мог бы оказать большую помощь православным. Православные иноки избрали посланником к папе преподобного Иосифа как наиболее стойкого и красноречивого. Преподобный Григорий благословил его ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит . Там они передали его иконоборцам. Преподобный Иосиф был заключен в темницу. Мужественно перенося все лишения, он поддерживал и других узников. По молитвам преподобного один православный епископ, начавший было колебаться, настолько укрепился духом, что мужественно принял мученическую кончину.

http://drevo-info.ru/articles/10027.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРЬЕВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Петр Григорьев В конце марта 1930 года о.Петр был переведен в курский Домзак. Прихожане обратились в Курское ОГПУ с " Заявлением-прошением " , под которым собрали более трехсот подписей: " ...Верующие остались без служителя, нашего доброго человека. А другой священник, немощный старик более 80 лет, при старости своих лет не может исправлять обязанности служителя культа. При верующих хотя и есть прикомандированный священник, но мы его не желаем, и он один не в состоянии исполнять все требы... [О.Петр] против Закона не учил, проповедей против Советской власти не говорил, а учил нас подчиняться власти. Был добрым человеком, помогал бедным и последнюю копейку отдавал неимущим. И для нас, верующих, он... является незаменимым наставником. Мы просим Окружное ГПУ сделать распоряжение об освобождении его из-под стражи с отдачей его нам на наше поручительство " . 16 июня 1930 года следствие по делу о.Петра было прекращено " за недостаточностью материалов для предания суду " , и на следующий день он был освобожден. Вскоре после освобождения, в 9-ю пятницу после Пасхи - в день празднования Курской Коренной иконы Божией Матери " Знамение " в Курске состоялась встреча о. Петра с архиепископом Курским Дамианом (Воскресенским) . Вернувшись в Обоянь, о. Петр рассказывал, что владыка говорил ему о " терпении, терпении и терпении " , а о сроке, до которого нужно терпеть - ничего не сказал, но это было и так ясно - надвигалась новая волна репрессий, во время которых " претерпевший же до конца, спасется " ( Мф. 10, 22 ). Отец Петр продолжил служить в Обоянском Смоленском храме . 23 марта 1931 года был арестован обоянский благочинный о. Герман Руденко . О.Петр ежедневно передавал о. Герману в тюрьму обеды. После ареста о. Германа владыка Дамиан принял решение официально не назначать благочинных, чтобы не " подсказывать " властям очередность арестов, а неофициально возлагать функции благочинных на наиболее способных к этому священников. О. Петр, по поручению владыки Дамиана, взял на себя дополнительное послушание - выполнять неформальные функции благочинного .

http://drevo-info.ru/articles/13676818.h...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Архим. Григорий Дохиарский. О Церкви и смирении Архим. Григорий Дохиарский. О Церкви и смирении Архим. Григорий Дохиарский призывает вернуться к истиному Православию. На минуте 0.58 он говорит:«Охи проволес». Переводчик не перевел этого слова. Имеется в виду: «Церковь не должна выставляться на видное место, лезть вперед всех, делать напоказ…». Видите, не зря прп. Паисий Святогорец призывал всех выучить древнегреческий язык, убеждая в особенной пользе этого языка. Ну, что же, переводчик еще молод, будем надеятся, что у него все еще все впереди... Комментарии Всего комментариев: 11 2015/06/22, 18:45:46 а много ли мы по жизни говорим : я люблю тебя Отец . валериан 2015/06/22, 14:35:56 Православному: Жизни основа Церковь Христова Охи проволес (χι προβολες) Подвижность твоя Будь смиреннопроста На камне стоя Торь дорогу Христа. От неги беги И комфорт не цени Стада береги Дух аскезы цели. Не зная покоя Готовься для боя Отца следуй Воле Отринь показное… P.S. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=211...

Правило 4 (5) Григория Неокесарийского Никто да не обольщает себя тем, яко нашел что либо: ибо не позволительно корыстоватися и найденным. Второзаконие глаголет: Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего; тако глаголет Второзаконение ( Втор.22:1–3 ). В книге же Исхода, не токмо ο найденной кем-либо собственности брата, но и врага, речено: возвращением да возвратиши оную в дом господина ея ( Исх.23:4,5 ). Аще же не позволительно в мире корыстоватися от небрежнаго и роскошествующаго, и ο своей собственности не пекущагося брата или врага: то кольми паче от бедствующаго, избегающаго врагов, и по нужде оставляющаго собственность . ( Григория Нисск. 6 ). Нам известно предписание 2-го правила того же святого отца, по которому от церкви отлучается каждый, кто уличен будет в лихоимстве, или кто каким бы то ни было образом стремится присвоить себе то, что не его, на что он законного права не имеет. Настоящим правилом осуждается и тот, кто присвоил бы себе какую-либо вещь, найденную в дороге и не ему принадлежащую. В подтверждение святой отец приводит два места из Ветхого Завета. Подобное деяние наказывают гражданские законы, как старого, так и нового времени. За всякое незаконное присвоение того, что нам по праву, не принадлежит, Антиохийский Собор, своим 25-м правилом, присуждает членов клира вообще и епископов в частности к каноническому наказанию. О том же предмете говорят еще 5, 9 и 10 правила этого святого отца. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Святая Троица Троица Святая . Слово «Троица» в Свящ. Писании, собственно, не встречается; но учение о Святой Троице так ясно и открыто предложено в нем, что составляет основную и существенную, отличительную черту христианской веры. Самое слово «Троица» читается: у Феофила Антиохийского , Тертуллиана , Григория Чудотворца , у Оригена , Афанасия Александрийского и др. и постоянно употребляется в Православной Церкви во время богослужения в молитвах, песнях и священнодействиях церковных. В Свящ. Писании о Св. Троице многократно говорится и в Ветх. Завете, только не так ясно. Например: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Nc. XXXII, 6 ). Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы его ( Uc. VI, 3 ). Но особенно ясно, определенно и раздельно о Св. Троице говорится в Новом Завете. По явлении Иисуса Христа в мир тайна Св. Троицы открывается при самом вступлении Господа в открытое служение спасению человеков – при крещении от Иоанна. Когда Господь, крестившись, вышел из воды, тогда отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ( Mф. III, 16–17 , Mk. I, 10–11 , Лk. III, 21–22 ). По воскресении Своем, посылая апостолов на проповедь, Господь сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Mф. XXVIII, 19 ). И Церковь постоянно исполняет сию заповедь в таинстве Крещения, крестя верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, обязывая таким образом веровать в Триипостасного Бога, Ему единому служить и Его единого прославлять всей своей жизнью и делами. Ап. Петр, преподавая от Бога благодать и мир верующим, называет их избранными по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа ( I Nem. I, 1–2 ). Св. Иоанн Богослов пишет: Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Св. Дух: и все три суть едино ( I Uh. V, 7 ). Наконец, учение о Св. Троице постоянно сохранялось и возвещалось и доселе свято хранится и возвещается в св. Церкви от самых времен апостольских. Так читаем мы в древних Символах веры , напр. апостольском, известном в Римской церкви, и читаем в Постановлениях апостольских, в Символах у Иринея Лионского , Тертуллиана , Оригена . В Символе св. Григория Неокесарийского со всей точностью определяются отношения Лиц Св. Троицы: «Един Бог – Отец Слова живого, премудрости самосущей, един Господь, – Бог от Бога – образ и выражение Божества, и един Св. Дух, от Бога происходящий и чрез Сына явившийся, т. е. людям. Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни приходящего. Ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа; но Троица непреложна, неизменна и всегда одна и та же» (Соч. Григория Неокес. с. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

     В сегодняшнем апостольском чтении обращает на себя внимание двукратное упоминание апостолом Павлом святых семейств. Предлагая заключительные наставления коринфянам в конце своего Послания, Павел говорит: «Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» (1 Кор.16:15–16). И далее: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19). Стефана и его семью апостол именует «начатком Ахаии». Ахаией в древности называлась либо область на севере Пелопоннеса, южного полуострова Балканского полуострова, либо вся Греция. Очевидно, Стефан со своим семейством не только были крещены первыми в Греции, но именно от них вера распространялась и далее по всей территории страны. Возможно, Стефан носил епископский сан и в его доме проходили христианские молитвенные собрания. Акила и Прискилла – также очень значимые имена в новозаветной истории. Эта супружеская пара непрестанно проповедовала Евангелие, устраивала богослужения в своем доме, принимала живое участие в нуждах Церкви. Они помогали в благовестии самому Павлу и не раз рисковали жизнью за него. Апостол неоднократно с любовью упоминал о них в своих письмах (см. Рим. 16:4; 2 Тим. 4:19). Выражение «с домашнею их церковью» указывает как на детей и ближайших родственников Акилы и Прискиллы, так и на всех тех, кто молился в их доме. Как прекрасно, что из множества христиан Павел выделяет два этих семейства. Очевидно, на таких «домашних церквях» держалась Церковь целого города и даже страны. Надо сказать, история христианства сохранила память о многих подобных семьях, имеющих большое значение в жизни Церкви. Например, семья святителя Василия Великого, где было десять детей, шестеро из которых прославлены как святые. Это сам Василий, его братья-епископы Григорий Нисский и Петр Севастийский, еще один брат Навкратий и сестры Макрина и Феозва. К лику святых причислены также отец и мать святителя – Василий и Емилия, а также бабка Макрина. В подобном окружении вырос и святитель Григорий Богослов. Его святые родственники: отец-епископ Григорий Назианский, мать Нонна, брат Кесарий Назианзин и сестра Горгония.

http://pravoslavie.ru/106131.html

То, что мы называем опытом святоотеческой традиции, является результатом процесса непрерывного Богооткровения и имеет для людей универсальный характер, отличаясь полнотой воли Божией, исключающей появление иных откровений. В силу этого попытка привнесения какого-либо иного опыта автоматически ставит его носителя вне традиции, что не всегда сразу, но рано или поздно становится явным и в случае необходимости получает статус церковной оценки. Неповрежденность опыта фактически означает личное принятие Откровения в той форме, как этого желает Господь, усвоение его для себя и свидетельство в доступной форме для других; иными словами – предоставление себя в орудие, движимое волей Желающего открыть Себя. Таким орудием был преподобный старец Силуан, таким орудием стал отец Софроний, раскрывший духовный опыт Старца, сделав его явным для множества людей, и описавший свой собственный опыт Богопознания, во многом отвечающий, как нам представляется, учению об обожении человека и Нетварном Свете святителя Григория Паламы , который, в свою очередь, во всем преемствовал предшествующим Отцам, ничего от себя не добавляя и не изменяя. В настоящей работе рассматриваются некоторые аспекты богословия отца Софрония в контексте экзистенциального православного мышления, изначально свойственного христианству, поскольку реальность единения с Богом нельзя познать иначе, как сделавшись ей причастным. Евангельскую “радость приносят не слова и буквы, а Весть, воспринимаемая на опыте” 4 . Как видим это в Прощальной беседе Господа с учениками: “Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то” ( Ин 13:13 ). Подобно тому и свидетельство апостола Павла о себе: “Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими” ( 2Кор 12:2–5 ). В дальнейшем наиболее ярко экзистенциальное мышление проявляется у священномученика Иринея Лионского (его богословие называли “богословием событий” 5 ): “Итак, ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог , если бы он действительно не был Бог” 6 , у святителя Василия Великого 7 , у блаженного Августина : “Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? И откуда придешь Ты ко мне?” 8 , у гимнотворцев: святителя Григория Богослова 9 , преподобных Ефрема Сирина 10 , Симеона Нового Богослова 11 , а также у преподобного Максима Исповедника 12 uvre de Maxime le Confesseur/Studia Patristica 7. Berlin: Akademie Verlag, 1966. – Р. 355–361. и, в особенности, у святителя Григория Паламы 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

И после того, как он пробыл у них некоторое время, тогда вышел, чтобы посетить свой диоцез. И когда он шел своею дорогою, вот, тогда сказали два человека из народа иудейского друг к другу свойственным им коварным образом: «вот проходит Григорий; обманем его немного и получим от него милостыню». И они сказали: «каким образом»? И один сказал другому: «ты ложись как бы мертвым, а я буду плакать над тобою»! И случилось: когда Григорий подошел к ним, то муж, который [там] стоял, бросился пред ним ниц и сказал: «прошу тебя, господин, сжалься надо мною. Мы шли своим путем, когда этот мой товарищ лег [мертвым]. Удели мне столько, сколько необходимо для его погребения». Григорий тотчас отрезал половину своего плаща и бросил ее на него; и тотчас вышла его душа из его тела. И таким образом ложь их ясно обнаружилась. Когда Григорий ушел от них далеко, тогда подошел муж к [только что] умершему, дотронулся до него и сказал: «ну, вставай! Вот мы посмеялись над мужем и получили от него милостыню». Но когда он увидел тело, которое теперь действительно сделалось трупом, то побежал к блаженному Григорию и сказал: «имей милосердие ко мне, господин, ученик Христа», сообщивши ему наперед о всей своей лжи. И он сказал: «по бедности своей, господин, он сделал это. И как твой Господь, господин, Который Свою благость показал по отношению к негодному нашему народу, так яви и к нам свою благость. Ибо он имеет жену и детей, и они ожидают его». И когда муж Божий услышал это, он возвратился с ним и стал над умершим, и молился к Господу и сказал: «Христе, Спасителю мира! Так как Ты добровольно пришел в царство мертвых, чтобы Адама, Твой образ, возбудить от тления смерти, и избавил его от греха преступления заповеди в Эдеме и вывел его плененного, сидевшего плененным уже с [первого] поколения мира; также и Лазаря, мой Господи, когда Ты воззвал его, смерть вынесла, положила пред Тобою,– Ты, Господи, также и теперь умилосердись над этим юношей и повели его душе возвратиться в его тело». И когда он окончил свою молитву, он взял его за руку и сказал ему: «тебе, душа, творение Божие, я говорю во имя Господа Иисуса Христа: возвратись в свое место и снова обитай в своем теле; подобно тому, как ты прежде сего была в нем». И тотчас встал юноша, и всякий, кто там был, прославил Бога за чудеса, которые он совершает в людях чрез своих избранников. Также и эти иудеи тотчас приняли крещение и сделались верными монахами (буквально: обитателями монастыря). 5. Изгнание демона-прорицателя и обращение языческого жреца 6

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010