22. Архимандрит Хрисанф Клементьев родился в 1862 году. В 1925 году был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Скончался в 1930 году. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г. 23. Сергей Журавлев — председатель Никулинского волостного комитета. В свое время был осуждён за воровство. Незадолго до описываемых событий убил человека при реквизиции хлеба. Постоянно угрожал народу, что закроет все церкви. По его распоряжению были обобраны церкви в селах Гнездово, Ерзовка и Петровское–Новостанское. 24. Смирнову 25. Преображенскому 26. Печатание газетами обвинений против митрополита Петра не было, конечно, действием случайным. Советские власти и ГПУ приняли решение об уничтожении митрополита. 11 ноября 1925 года комиссия по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК партии большевиков постановила:«Поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев… В целях поддержки группы (архиепископа Григория Яцковского), стоящей в оппозиции к Петру… поместить в»Известиях»ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого материалами недавно закончившегося обновленческого собора. Просмотр статей поручить тт. Стеклову И. И., Красикову П. А. и Тучкову. Им же поручить просмотреть готовящиеся оппозиционной группой (архиепископа Григория.) декларации против Петра. Одновременно с опубликованием статей поручить ОГПУ начать против Петра следствие». 27. Будущие григорианцы 28. Страгородский 29. Ермаков 30. Петровых 31. Уже некоторое время епископ Дамаскин искал человека, который мог бы поехать к больному Местоблюстителю для передачи ему материальной помощи, а также и для ухода за ним, так как митрополит Петр часто болел. Летом 1929 года из Чернигова в Стародуб, где жил в то время вернувшийся из ссылки епископ, приехала монахиня Ирина Бурова. Она была родом из Сибири, и ее владыка попросил поехать к митрополиту Петру. Он передал ей письмо к Местоблюстителю, в котором просил ответов на многие вопросы церковной жизни, и, в частности, о границах полномочий митрополита Сергия. Вместе со своим письмом епископ передал и копии писем митрополита Кирилла к митрополиту Сергию, а также письма архиереев, выражавших свои суждения относительно декларации.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

По рассказам отца Андроника, епископ Павлин совершал богослужения почти во всех храмах епархии. Настоятели храмов любили его. Благочинные жаловались на недостаток священнослужителей, и он иногда посылал иеромонахов или иеродиаконов служить в приходских храмах. В это время владыка предложил отцу Андронику посвящение в сан иеродиакона. Отец Андроник отказался, считая себя недостойным, а также боясь, что владыка поставит его на приход, на котором ему потом, в случае перемещения владыки, придется остаться совсем. Видимо, выросший и воспитанный в монастыре, он не мыслил себя в приходской жизни. Однако епископ отвечал ему: «Не для служб тебя посвятить я хочу: ты мой келейник и прислужник как иподиакон. Мне нужно что- то с престола подать или положить на святой престол митру или панагию – вот для этого я и посвящаю тебя». И 23 января 1925 года монах Андроник был посвящен в сан иеродиакона. Являясь послушником активного, деятельного епископа, отец Андроник был вовлечен в сложную церковную политику того времени. На Благовещенье 1925 года умер патриарх Тихон. По его завещанию местоблюстителем стал митрополит Крутицкий Петр (Полянский) . Два других преемника – митрополиты Кирилл (Смирнов) и Агафангел (Преображенский) – находились в ссылке. Митрополит Петр активно боролся со сторонниками соглашательских реформ – обновленцами и 10 декабря был арестован. По его распоряжению заместителем местоблюстителя стал митрополит Сергий (Страгородский) . В результате возникла путаница в отношении того, кто будет возглавлять Церковь до законных выборов патриарха. Появились кандидаты и органы, альтернативные митрополиту Сергию, в частности – Временный высший церковный совет во главе с архиепископом Григорием (Яцковским), митрополит Агафангел, «своевременно» возвращенный властью из ссылки. Эти нестроения активно подпитывались советской властью, заинтересованной в расколе Церкви. Осенью 1926 года среди епископата появилась идея провести тайные выборы патриарха. Их инициаторами были архиепископ Корнилий (Соболев) и епископ Павлин, назначенный 14 октября 1926 года на Полоцкую и Витебскую кафедру. Митрополит Сергий, хотя и с сомнением, согласился на проведение этой акции. Епископ Павлин взял на себя ее практическое осуществление. Для этого посланники епископа Павлина объезжали православных архипастырей и собирали сведения о том, за кого из кандидатов на патриарший престол они отдали бы свой голос. Среди этих посланников – иеромонах Таврион (Батозский) , отец и сын Кувшинниковы (миряне из купцов). Предполагают, что был также четвертый помощник, имя которого осталось неизвестным. Судя по всему, это был именно отец Андроник. Подавляющее большинство опрошенных епископов высказалось в пользу митрополита Казанского Кирилла (Смирнова). Об этих выборах быстро стало известно ГПУ, их едино-

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда святейшему впервые доложили об этом проекте, он сказал: «Надоел я вам, братцы, возьмите мешалку и гоните меня». На совещании в Донском монастыре архиепископ Уральский Тихон высказался за принятие предложенных условий. Против компромиссной линии возражали митрополит Казанский Кирилл, архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский). Закрытым голосованием проект соглашения с евдокимовским синодом был отвергнут. Весной 1924 г. с патриархом Тихоном вел переговоры о воссоединении коновод «Живой церкви», отделившийся от обновленческого Синода лжепротопресвитер В. Красницкий. Благодаря твердой позиции, занятой тогда митрополитами Кириллом, Петром (Полянским) , временно управляющим Петроградской епархией епископом Венедиктом, переговоры эти были прерваны и окончились ничем. Ареной самой ожесточенной борьбы обновленчества с Православной Церковью стал очаг раскола – Петроград. В 1923 г. из 123-х петроградских храмов 113 были захвачены раскольниками. Самой большой из православных церквей, которую удалось отстоять, был Спасо-Преображенский собор на Литейном, где настоятелем служил протоиерей Сергий Тихомиров . Храмы, отнятые обновленцами, стояли полупустыми, а православным негде было собираться для молитвы, некому было совершать для них требы. В городе осталась горсть священников и ни одного православного архиерея. 23 сентября 1923 г. в Москве по просьбе делегации православной петроградской паствы состоялась хиротония во епископа Лужского Мануила (Лемешевского) . При наречении святитель Тихон сказал ставленнику: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоем, но мужайся и верни мне епархию». По приезде в Петроград епископ Мануил совершил богослужение в маленькой церквушке Святых Бессребреников Косьмы и Дамиана и зачитал обращение патриарха к петроградской пастве. Сердца смятенных, запуганных людей – пастырей и мирян – воспрянули. Деморализованные священники, подчинившиеся обновленческому ВЦУ, стали приносить покаяние и возвращаться под первосвятительский омофор. В октябре 1923 г. в отступничестве пред епископом Мануилом покаялась братия Александро-Невской лавры. Церкви, в которых служил епископ Мануил, всегда были переполнены молящимися. Люди стояли в притворе, на паперти, на улице за оградой. Богослужения продолжались по три-четыре часа, а потом еще часами архипастырь благословлял народ. Проповеди его были немногословны, безыскусны. Говорил он, по воспоминаниям современников, кратко, отрывисто, часто повторял одно и то же. Неустанно призывал паству к терпению, молитвенному бдению, к верности Христу. «Дайте пост уму, – призывал он, – бросьте хоть на время увеселения, кинематографы, театры, пока наша Мать- Церковь так страдает». Благодаря его пастырской и исповеднической ревности к декабрю 1923 г. из 113 обновленческих храмов 85 вернулись в православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Между тем в Москве 22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание десяти архиереев, которые знали о назначении митрополита Сергия временным Заместителем Местоблюстителя, но считали, что после ареста митрополита Петра Церковь осталась без возглавления. Инициаторами совещания были те самые архиереи, которые обращались к митрополиту Петру с призывом во что бы то ни стало оправдаться в глазах властей. Они не доверяли Местоблюстителю, подозревая его в нежелании созвать Собор, поэтому, как только представилась возможность, образовали Временный высший церковный совет (ВВЦС) в составе шести архиереев под председательством архиепископа Григория. Участники совещания обратились к всероссийской пастве со своим посланием: «Верующие пастыри и пасомые в самом начале революции собрались на церковный Собор 1917 г. с тем, чтобы упорядочить жизнь церковную. С тою же целью они возглавили Русскую Церковь Святейшим Патриархом Тихоном... Патриарх Тихон был человек и как человек не мог не ошибаться среди бурного течения революции. Естественно было искать исправления ошибок. Но исправление оказалось хуже самих ошибок. За исправление взялись люди с нечистыми руками и нечистым сердцем и повели Церковь по строптивым, нечистым путям, чем оттолкнули от себя и от своего дела верующий народ и вынудили Патриарха Тихона взять в свои руки кормило церковного правления... Чувствуя приближение кончины и предвидя невозможность канонического избрания себе преемника, Патриарх Тихон назначил Местоблюстителями патриаршей кафедры митрополитов: Казанского Кирилла, Ярославского Агафангела и Крутицкого Петра. Собрание православных епископов, участвовавших в погребении почившего первосвятителя, за отсутствием двух первых вручило права патриаршего Местоблюстителя митрополиту Крутицкому Петру. Но не угодно было Господу успехом благословить труды сего святителя. За время правления его нестроения и бедствия святой Церкви лишь усугубились... Она как бы вернулась к самым темным временам своего бытия. Вся воля святой Церкви как бы затмилась единою человеческою волею. Ввиду сего мы... решили избрать Временный высший церковный совет для ведения текущих дел Русской Православной Церкви и для подготовки канонически правильного Собора... При этом мы твердо решили не входить ни в какие отношения и общение с обновленцами и обновленчеством во всех его видах... Вместе с тем мы считаем своим долгом засвидетельствовать нашу совершенную законопослушность предержащей власти правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

10 декабря 1925 года митрополит Петр был арестован. Однако предчувствуя свой скорый арест, владыка издал 6 декабря акт о временной передаче своих обязанностей: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности Патриаршего местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей высокопреосвященнейшему Сергию, митрополиту Нижегородскому. Если сему митрополиту не представится возможным осуществить это, то будет… экзарх Украины высокопреосвященнейший митрополит Михаил, а если он будет лишен возможности… то высокопреосвященнейший Иосиф, архиепископ Ростовский. Возношение моего имени, как Патриаршего местоблюстителя, остается обязательным» . Именно этот акт архиепископ Григорий трактовал как нарушение соборности и попрание церковной воли. Он полагал, что управление в Церкви должно быть коллегиальным, и, следовательно, никаких единоличных решений митрополит Петр принимать не может. В поисках будущей коллегии архиепископ Григорий обрел для себя группу единомышленников среди находившихся тогда в Москве епископов, которые в свою очередь занимались подобной деятельностью. В эту группу входили епископы Можайский Борис (Рукин), Переяславский Дамиан (Воскресенский), Ульяновский Виссарион (Зорин), Каменский Иннокентий (Бусыгин) и другие . 9/22 декабря 1925 года десять епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) прибыли в Донской монастырь, где отслужили панихиду на могиле Патриарха Тихона. После этого ими было созвано совещание, результатом которого стало создание Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), Малого Собора епископов, в который вошли шесть архиереев, а также выработан так называемый «наказ», согласно которому ВВЦС наделялся правом заведовать всеми церковными делами на всей территории страны . Власти поспешили зарегистрировать ВВЦС. Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), узнав о сборище в Донском монастыре из газеты «Известия ЦИК», запросил Екатеринбургского архиепископа о случившемся. Архиепископ Григорий в письме пояснил, что эта группа архиереев более не признает митрополита Сергия заместителем местоблюстителя, но все же они приглашают его в ВВЦС для управления Церковью коллегиально. Между тем они утверждали, что якобы митрополит Сергий утаил факт передачи ему полномочий митрополитом Петром. В целях уточнения данного факта с вышеупомянутым письмом в Нижний был отправлен епископ Дамиан. Обратно епископ Дамиан вернулся с запрещением и лишением сана для всего «освященного сборища» во главе с архиепископом Григорием .

http://pravoslavie.ru/31301.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

— Молитва твоя услышана: ступай на морской берег и там найдешь ты людей, которые возьмут тебя с собою к святым местам. Григорий тотчас встал и, ничего никому не сказавши, ранним утром отправился к морю и, пришедши к берегу, нашел там корабль и спросил корабельщиков, куда они плывут. Они отвечали, что — в Карфаген и он упросил их взять его с тобою. Все взошли на корабль и чрез три дня благополучно приплыли к Карфагену. В Карфагене Григорий пробыл несколько дней, при чем часто ходил в церковь святого мученика Иулиана. Когда однажды он находился в этой церкви и занимался чтением Св. Писания, вошли три черноризца, благообразные видом, и начали молиться. По окончании молитвы, один из них сел, а два остальные стали около него. Григорий, увидев их, поклонился им. Инок, который сидел, взглянув на Григория, сказал: — Что делаешь ты здесь, раб Божий Григорий, избравший благую часть, которая не отнимется у тебя, по слову Господню? (Лк.10:42). Услышав свое имя, Григорий пришел в ужас и, поклонившись старцу в землю, сказал: — Прости меня, отче и помолись за меня грешного и нерадивого. Старец отвечал: — О, если бы я имел твои грехи, сын мой Знай, — прибавил он, — что милосердый Бог открыл нам о тебе всё и возрадуйся, ибо Он послал нас взять тебя и проводить до святых мест, как ты желаешь, — мы и сами идем туда же. Тогда Григорий, в умилении, воскликнул: — Благословен Бог, устрояющий всё ко благу нашему! Затем все четверо отправились в путь. Дорогою старец, испытывая Григория, однажды спросил его: — Чадо Григорий! Не скучаешь ли ты по своих родителях? — Господь наш сказал, — отвечал Григорий: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Но всё-таки, отче, будем молиться Богу, чтобы он и родителям моим (утратившим меня) подал благоутешение, и меня, грешного, сохранил бы от вражеских сетей. После многодневного пути они приблизились к святому граду и зашли в один монастырь, встретившийся по дороге. Между тем наступил пост св. Четыредесятницы, и потому они не пошли дальше, а остались в том же монастыре до Страстной седмицы. Здесь Григорий увидел строгий пост иноков и их бодрствование: многие из них не принимали пищи и не спали всю седмицу. Здесь он увидел людей, живущих подобно ангелам и беспрестанно славящих Бога, как славят Его на небесах; увидел иноков, проливающих слёзы потоками и весь день и ночь стоящих на молитве, увидел и другие их труды и неимоверные подвиги, и пришел в ужас и бил себя в грудь, восклицая:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010