Последствия григорианского раскола в Томской епархии ввиду авторитета и влияния архиеп. Димитрия, а также известности в Томске архиеп. Григория (Яцковского) , бывшего там ранее ректором духовной семинарии, проявились в большей степени, чем в других регионах Сибири. За архиеп. Димитрием пошло более половины приходов и священнослужителей епархии. 19 марта 1928 года на съезде признавшего ВВЦС духовенства сибирских епархий Димитрий (Беликов) был избран митрополитом Сибирским . После закрытия в 1930 году томского Троицкого собора он служил в Благовещенском соборе . Скончался 10 августа 1932 года в Томске , вне общения с канонической Церковью. Был похоронен вблизи алтаря Благовещенской церкви. В 1934 году, после решения властей о сносе и этого храма, останки архиерея перезахоронили на Преображенском кладбище Томска, а после ликвидации этого кладбища - на городском Южном кладбище. Сочинения Автор ряда научных трудов по истории Сибири. Наибольшую известность получила его докторская диссертация " Томский раскол " , в которой рассматривались различные аспекты истории распространения, развития и внутреннего состояния томского старообрядческого раскола , факторы, способствовавшие его сохранению и развитию, анализировались правительственные мероприятия, направленные на борьбу с расколом, их осуществление местными властями и причины их неэффективности. Работа была встречена неоднозначно. Рецензенты профессора Ф. В. Благовидов и Н. И. Ивановский , отмечая значительный объем вводимых в научный оборот архивных материалов, отметили как существенный недостаток работы невысокий уровень ее аналитической научной обработки. Отмечалось, что автор не использовал обширную научную литературу по истории раскола, в результате чего, по словам проф. Благовидова, диссертация " представляет собой скорее простую систематизацию разнообразных данных, извлеченных из двух местных архивов, чем действительное, широко поставленное исследование по истории раскола Томского края, основанное, по возможности, на всех печатных и рукописных материалах " .

http://drevo-info.ru/articles/13678564.h...

-За что же вас арестовали? – спросил владыка прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей. – Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, – ответил тот, – ну, собирался народ, и даже бывали исцеления… – Ах вот как, даже исцеления бывали… Сколько же вам дали Соловков? – Три года. -Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела… Далеко был ныне владыка от церковных событий. В лагере он узнал о смерти великого святителя Русской Церкви Патриарха Тихона, здесь же узнал, что во главе Русской Церкви стал высоко- преосвященнейший Петр, митрополит Крутицкий, к которому архиепископ Иларион относился с огромным уважением и почтением, и был рад таковому избранию Божию. В это время советское правительство и ОГПУ планировали новый раскол в Церкви. На этот раз его должен был возглавить архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), с которым Тучков уже провел переговоры и тот выразил согласие возглавить соответствующую группу иерархов. В эту группу желательно было ввести архиерея, обладавшего бесспорным авторитетом, за которым пошли бы другие иерархи. И, конечно, лучше было бы, если бы этот архиерей в данный момент находился в заключении, то есть длительное время был лишен всей полноты сведений о происшедших церковных событиях, тогда его можно было бы ограниченно ставить о них в известность, даже и с помощью подлинных церковных документов. Желая вовлечь архиепископа Илариона в раскол, Тучков распорядился перевести его из Соловков в Ярославское ОГПУ, предоставить ему отдельную камеру, возможность заниматься научной работой, вести деловую переписку и получать любые книги с воли, а тем временем хотел попытаться уговорить его на сотрудничество с ОГПУ. 5 июля 1925 года архиепископ Иларион был перевезен из Соловецкого лагеря в Ярославский политический изолятор. Из тюрьмы он писал своей родственнице: «Ты спрашиваешь, когда же кончатся мои мучения? Я отвечу так: мучений я не признаю и не мучаюсь. При моем " стаже " меня ведь тюрьмой не удивишь и не испугаешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

« Церковь Христова, простодушие которой эксплуатируют Тихоны и Иларионы и на нем откармливаются, лежала избитой и израненной. Ходили ее путями чванные родовитой преемственностью, стародавними мандатами на благодать – священники и левты – Тихоны и Иларионы, и от их «патентованного» охаживания ничего, кроме горя и бед, церкви Божией не приходило, а пришли Антонины– обновленцы, которых тихоновцы называют «самарянами», и нашли общий язык и дружбу с революцией, нашли пластыри и стали залечивать церковные раны...». В ноябре Тучков вызвал к себе лично Святейшего Патриарха Тихона (до этого все переговоры велись Иларионом) и резко потребовал от него принять Евдокима и выработать совместно декларацию о примирении. Патриарх, которого продержали в приемной Тучкова целый день, предложение резко отверг 444 . Через несколько дней после этого (15–28 ноября 1923 года) архиепископ Иларион был арестован вновь 445 и по приговору ОГПУ от 7–20 декабря выслан на 3 года на Север (Соловки–Ярославль – м. б. вновь Архангельс–Соловки) 446 . Сначала, в январе 1924 года, он попал на пересыльный Попов остров, а в июне, при открытии навигации, – на Соловецкий, где работал на Филимоновой рыболовной тоне 447 в десяти верстах от главного лагеря вместе с еще двумя епископами. —125— «В конце лета 1925 года из Соловецкого лагеря архиепископ Иларион вдруг неожиданно был изъят 448 и отправлен в Ярославскую тюрьму. Весной 1926 года архиепископ Иларион опять был с нами», – писал один из соузников. В Ярославле Иларион был сначала помещен в политический изолятор – отдельное помещение, где он пользовался относительной свободой и довольно приличными харчами, и где, самое главное, имел возможность читать присылаемые ему книги. Здесь его «навестил» один или два раза Е.Тучков с тем, чтобы склонить архиепископа присоединиться к новому расколу, так называемому, григорьевскому. Заключив Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Петра в тюрьму, ГПУ попыталось возглавить Церковь послушным «органам» архиепископом Григорием (Яцковским) и его Высшим Церковным Советом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зам. Нач. Центр. Адм. Управления НКВД – Зайцев. За зав. Адмотд. – Фрейман. [Печать ] 1. Документы, относящиеся к образованию Высшего Временного Церковного Совета е Москве/Сост. архиеп. Григорий [Яцковский] (Брошюра) Москва, 1926 2. Архив составителя Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), или «григорианского раскола» с сообщением о передаче высшей церковной власти Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским] автору сего письма Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Григорию, архиепископу Свердловскому Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец! В 5 “Известий” от 7 января с. г., под общим заглавием «Среди церковников» напечатано, якобы с Ваших слов, что на днях должен открыть в Москве, в Донском монастыре свои занятия возглавляемый Вашим Высокопреосвященством Высший Церковный Совет, в составе Преосвященных: бывшего Могилевского Константина [Булычева], Можайского Бориса [Рукина], Ульяновского [Симбирского] Виссариона [Зорина], Переяславского Дамиана [Воскресенского], Каменского Иннокентия [Бусыгина] и Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], причём предметом занятий Совета будет управление Русской Православной Церковью. Ввиду чрезвычайной важности сообщаемого решаюсь утруждать Ваше Высокопреосвященство покорнейшей просьбой не оставить меня. по возможности в непродолжительное время, уведомлением: 1) соответствует ли напечатанное в “Известиях” действительности, в частности – вошли ли в состав Совета и продолжают ли в нем оставаться вышеуказанные Преосвященные; 2) имеете ли Вы и сочувствующие Вам образовать некоторую особую религиозную группу, отдельную от нашей Православной Церкви, хотя, может быть, и не отличную от нас в учении и обряде, вроде, например, Лубенского раскола на Украине и вроде существующих по местам автокефалистов – или же такового отмежевания от Православной Церкви Вами не предполагается; 3) если же последнее, то в какие отношения предполагаете Вы стать к законной, по церковным понятиям, православно-русской иерархии, временно, впредь до возвращения митрополита Петра к обязанностям Патриаршего Местоблюстителя, возглавляемой мною (в силу распоряжения Местоблюстителя от 6 декабря 1925 [н. ст.], т. е. предполагаете ли Вы действовать совершенно независимо от нашей иерархии и помимо её, или же общения с нею Вы прерывать не намерены;

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ВВЦС, орган григорианского объединения, легализируется гражданской властью в начале 1926 г. с сохранением за собою именования «староцерковнического». От одного канонического преступления – созыва незаконного Собора вопреки ... Григорий, запрещённый архиепископ, перешёл к другим. Он позволил себе не считаться с запрещением, на него возложенным двумя первенствующими митрополитами, а кроме того, сам с группою своих сотоварищей позволил иным лицам не считаться с запрещениями, возложенными другими епископами и духовниками и в неподведомых ему областях, чем пренебрёг заповедь Спасителя: «что свяжете на земле, будет связано и на небесах» 177 – и заповедь церковную: что один духовник суд другого духовника решити не может. К нему примкнули те, кто недоволен был прещениями церковными. Велика опасность усугубить раскол свой тем лицам, которые не видят раскола в общении своём с Андреем [Ухтомским], бывшим Уфимским епископом. Раскол этот состоит в противлении порядку законного иерархического преемства. Следствие его: дробление Тела Церкви, отмирание целых частей сего Тела. Слышите и разумейте. Подлинный подписал: епископ Иоанн, управляющий Уфимской епархией. С подлинным верно: Член Уфимского епархиального совета (подпись). 10 августа [н. ст.] 1927 г. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Отклик неизвестного на Декларацию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нём Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г. ...Делая то, что он делает, митрополит Сергий, во всяком случае, обязан был выполнить то, чего он сам требовал от митрополита Агафангела [Преображенского], от бывшего архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского] и прочих претендентов на создание новых ориентаций, испросить благословения своего иерархического начальства. Ведь митрополит Сергий только и. д. Местоблюстителя, т. е. лицо не самостоятельное, долженствующее действовать во всяком случае не вопреки указаниям того, чьё имя он сам возносит на Божественной Литургии, как имя своего «Господина». Поэтому он должен был запросить митрополита Петра [Полянского] о его отношении к предпринимаемому им весьма важному и ответственному шагу и только с благословения того действовать. Между тем ни в протоколах синодских заседаний, ни в самом воззвании [Декларации. – Сост.] нет и следов указаний на то, что так было сделано и что благословение получено. Наоборот, обоснование на покойном Патриархе Тихоне даёт всякое основание заключить, что санкция от митрополита Петра не получена. А если так, то это уже крупное самочиние. Насколько важно было для митрополита Сергия получить благословение митрополита Петра, показывает то соображение, что в случае несогласия его с деятельностью своего Заместителя (митрополита Сергия), этот последний сразу становится таким же «похитителем» власти, как и те лица, о которых он упоминает в своём воззвании...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4) если же общения с нашей иерархией Вы прерывать не намерены, то какими каноническими основаниями Вы оправдываете своё начинание и какой канонически бесспорный источник Ваших полномочий Вы можете указать, чтобы возглавляемый Вами “ВВЦС” по своему происхождению и каноническому достоинству существенно отличался от бывшего «ВЦУ» и чтобы Православная русская иерархия могла сохранить с Вами общение, а верные чада Святой нашей Церкви могли бы безопасно за Вами последовать. С братскою во Христе любовию и с искренней к Вам и сочувствующим Вам благожелательностью остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский·. 1(14) января 1926 г. 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Ответное письмо Председателя Временного Высшего Церковного Совета архиепископа Григория [Яцковского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] на его письмо от 1(14) января 1926 г. с приглашением прибыть в Москву для принятия участия в работе ВВЦС Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. На письмо Ваше от 1(14) сего января, полученное мною 6(19) числа, имею долг ответить. 1) Напечатанная в «Известий» от 7 января 1926 г. заметка «Среди церковников» соответствует в общем действительности, в частности, вошедшие в состав Совета Преосвященные продолжают в нем оставаться. 2) Никакой особой религиозной группы, отдельной от Св. Православной Церкви в каком бы то ни было отношении образовать мы не намерены и отмежёвываться от Неё не предполагаем. 3) Указанных в завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополитов Кирилла [Смирнова], Агафангела [Преображенского] и Петра [Полянского] признаем канонически законными преемниками Его власти, в виду того, что первые два намечены волею и изволением Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., а последний утверждён собранием епископов, бывших на погребении Святейшего. Относительно Вас такого соборного решения мы не знаем, a передачу церковного управления и власти по единоличному письму считаем не соответствующим духу и букве свв. канонов. Действовать независимо от иерархии Всероссийской Церкви мы не предполагаем и общения с нею прерывать не намерены, в частности, при богослужении мы возносим и намерены возносить имя митрополита Петра впредь до решения о нем канонического суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Зачем же так поносить человека, которого уже простил Бог и приняли с особенною любовию те Первоиерархи, верностью которым прикрываются григорианцы? И если этот человек, по выражению авторов, как проказой покрыт одними только язвами и недостоин наречься никаким добропорядочным именем, то зачем же ВВЦС и письменно через архиепископа Григория и устно через епископа Дамиана [Воскресенского] приглашал его к себе в сотрудники, даже, как пишет составитель донской брошюры, в «председатели», – зачем тогда неоднократно архиепископ Григорием восхвалялась его «всем известная опытность, мудрость» и т. е. (переписка архиепископа Григория Яцковского с митрополитом Сергием Страгородским ]? Когда григорианцы больше лицемерили и лгали – тогда или теперь? И как им верить вообще при таких многочисленных подтасовках фактов? Получается впечатление, что обе брошюры и те, кто за ними стоят, стремятся во что бы то ни стало просто дискредитировать в глазах масс имя митрополита Сергия, подорвать доверие к законности его прав в Российской Православной Церкви... Когда, как и при каких обстоятельствах возник ВВЦС и где лежит основание его бытия? Ответ на этот вопрос освещает собою и все те рассуждения, и приёмы григорианцев, какие мы только разобрали. Григорианский ВВЦС возник ровно через 16 дней после распоряжения Местоблюстителя о передаче дел митрополиту Сергию, то есть 9(22) декабря 1925 г.; совещания же с целью его учреждения начались тотчас же в первый день после изъятия митрополита Петра, даже в тот же вечер, когда был удалён митрополит Пётр. Такая быстрота свидетельствует о преднамеренной, ещё при свободе митрополита Петра сорганизованности григорианской группы. Отсюда и ссылка на «молчание» митрополита Сергия явно тенденциозна, особенно если принять во внимание, что митрополит Сергий в ту пору жил в Нижнем Новгороде. Существование ВВЦС в качестве инициативной группы, или так называемого «малого Собора», как хотят его представить защитники и инициаторы этого учреждения, могло бы быть лишь в том единственном случае, когда парализован центр или утрачена связь с ним, и Церкви грозит анархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 . Архиепископы Григорий [Яцковский], Борис [Рукин] и их единомышленники, может быть, несознательно производят раскол, так как. пытаются возглавить Церковь , не получивши на то ни от Собора епископов, ни от законной церковной власти в междусоборный период (Патриаршего Местоблюстителя или его Заместителя) поручения. Толковать резолюции и распоряжения митрополита Петра так, как они толкуют, нет никаких оснований ни в самих этих распоряжениях, ни в обстоятельствах церковной жизни. Они пытаются «спасать Церковь от анархии», тогда как анархии ещё нет, и повторяют ту же ошибку, которая была проделана Антонином [Грановским], Красницким, Введенским, Евдокимом [Мещерским]... быть может, с тем различием, что у последних мотивом было властолюбие и горделивое намерение реформировать Церковь по своему плану, а у этих (т. е. Григория Яцковского и его единомышленников) таких задач нет, а есть желание создать более или менее прочную (как им кажется) церковную организацию, связанную органически и исторически с законным патриаршим строем церковного управления. Но как у тех, так и у этих в итоге получается явный раскол: разница лишь та, что первые обновители (Введенский и др.) не успели перейти границы от раскола к ереси, потому что им не позволил это сделать верующий народ, а последние и не думают не только о еретичествовании, а даже о том, чтоб производить раскол: напротив, они теперь готовы объявить раскольниками тех из православных иерархов, которые остаются на единственно правильном пути исторической и канонической связи с патриаршим строем, как его создал Собор 1917–1918 гг. (см. последнее письмо архиепископа Григория Яцковского к митрополиту Сергию). Но ведь вопрос решается не спорами на словах, а самим поведением: кто сошёл с линии Собора 1917–1918 гг. ясно из ранее сказанного, что митрополит Пётр, лишённый свободы, передал свои права митрополиту Сергию – факт не оспариваемый даже архиепископом Григорием. A если это так, то возможно ли без предварительного сношения с митрополитом Сергием организовывать какое-то новое коллегиальное управление, а этому последнему начинать «управлять» и распоряжаться вопреки воле законного Заместителя Местоблюстителя Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Неудивительно, что результаты Вашего выступления оказались поистине плачевными. На Ваш зов собралось всего девять архиереев, из них два бесправных (архиепископ Константин Булычев и епископ Вассиан Пятницкий, находящиеся в отставке, по постановлению 3 Вселенского Собора), три неполноправных (викарные епископы Борис Рукин, Митрофан Русинов и Иннокентий Бусыгин), два временно неполноправных (епископы Дамиан Воскресенский и Тихон Русинов, управляющие временно епархиями) и только два вполне полноправных (епархиальные архиепископы Григорий Яцковский и Виссарион Зорин). И с такими сомнительными средствами Вы решились составить Всероссийский Церковный Синод! Девять человек избрали из своей среды семь и признали себя Высшим Управлением Русской Церковью. Это уже не смелость ревнителей, а дерзость похитителей, подлежащая наказанию по правилам Церкви. В своём первом к Вам обращении, ставя вопрос о том, не хотите ли Вы образовать отдельную от Православной Церкви группу, не намерены ли Вы прервать общение с нашей православной иерархией, я хотел напомнить Вам о той опасности, в какую завлекает Вас Ваше начинание. К сожалению, моё напоминание осталось бесплодным; Вы и Ваши соучастники не только не пришли к мысли оставить своё начинание, распустить Всероссийский Церковный Синод, но и меня самого приглашаете и в письме, и в телеграмме принять участие во Всероссийском Церковном Синоде. Усматривая в этом вполне и окончательное созревшее решение, учитывая крайнюю опасность Ваших действий для церковного мира и единства, сознавая, наконец, и свою великую ответственность за бездействие, когда нельзя оставаться бездеятельным, я признаю необходимым именем Господа нашего Иисуса Христа и от имени единомышленной со мной православной русской иерархии, принять нижеследующие меры: 1 . Преосвященных: архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского], архиепископа Константина [Булычева], епископов Ульяновского Виссариона [Зорина], Переяславского Дамиана [Воскресенского], Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], Каменского Иннокентия [Бусыгина] и епископа Вассиана [Пятницкого], участвовавших в организации ВЦС, вошедших в его состав и самочинно присвоивших себе высшую власть в Русской Православной Церкви, – предать соборному суду архиереев за нарушение правил Апостолов 34 и 35 и Антиохийского Собора 10 и 11 и др., аналогичных приведённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

При составлении списка новые языки в общий счёт предметов не вводятся. В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжение четырёхлетнего академического курса». 3) Студенту Алексею Целебровскому, по определению Совета Академии от 18 мая сего года, утверждённому Его Высокопреосвященством, дозволено подать семестровое сочинение по пастырскому богословию после летних —166— каникул. 4) Студент Н. Цыганков не оставался на второй год ни в одном курсе. 5) Указом Святейшего Синода от 16 января сего года за 212 Совету Академии вменено в обязанность дозволять студентам подачу семестровых сочинений после летних каникул только в особо уважительных случаях, а на перенесение устных экзаменов каждый раз испрашивать особое разрешение Его Высокопреосвященства. Определили : 1) Студентов III курса: 1. Ивана Попова, Ивана Николина , Павла Борисовского, Ивана Тюрнина, 5. Ивана Андреева , Николая Князева, Евгения Цветкова, Василия Георгиевского , Николая Брянцева, 10. Александра Прозоровского, Николая Арсеньева, Михаила Шувалова, Геннадия Спасского, Александра Ленорского, 15. Петра Ярустовского, Василия Грекова, Михаила Дядькова, Григория Орлова, Аркадия Азбукина, 20. Ивана Воронцовского, Алексея Волкова, Алексея Виноградова, Евгения Бречкевича, Алексея Сосновского, 25. Виктора Федотова, Алексея Тихова, Николая Козлова, Якова Элпидинского, Павла Европина, 30. Александра Яхонтова, Петра Полянского , Сергея Троицкого , Василия Сибирского, Константина Несмелова , 35. Сергея Верещагина, диакона Павла Сосновского, Якова Яцковского, Дмитрия Андреева, Алексея Боголюбова, 40. Александра Тарелкина, Дмитрия Ромашкова, Якова Матусевича, Евфимия Апостолиди, Владимира Булгакова, 45. Николая Патакина, Алексея Нечаева и Петра Исикамэ перевести в следующий курс. 2) Принимая во внимание, что студенты Константин Богданов и Сергей Добров не представили семестровых сочинений, а Николай Цыганков и Александр Товаров не держали испытаний и не представили семестровых сочинений вследствие болезненного состояния, подтверждённого свидетельствами академического и других врачей, – студентам К.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010