вернулся во Владимир, ок. месяца являлся епископом Владимирским и Суздальским. В июне того же года определен архиепископом Свердловским и Ирбитским. Назначение последовало после того, как предыдущий Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) стал организатором поддержанного властями григорианского раскола и был запрещен заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) в священнослужении. Большинство храмов Свердловска (ныне Екатеринбург) оказалось у обновленцев и григориан, однако в марте 1926 г. было образовано Свердловское благочиние Патриаршей Церкви с центром в Крестовоздвиженском храме, в к-ром постоянно служило более 10 священников, перешедших сюда из др. церквей города. В состав благочиния также входили еще 5 пригородных приходов. 12 апр. на собрании церковной общины Свердловска было принято решение обратиться к митр. Сергию с прошением о назначении на кафедру нового епископа, которым стал К. После его приезда в Свердловск 19 июня 1926 г. приходский совет Крестовоздвиженской ц. подал в адм. отдел Свердловского исполкома ходатайство о регистрации К. в качестве правящего архиерея епархии. Однако в то время структурам управления канонической Церкви в отличие от обновленческих и григорианских орг-ций не предоставлялась офиц. регистрация. Епископ совершал богослужения в Крестовоздвиженском храме, ставшем кафедральным собором епархии, однако вскоре выехал во Владимир, где 16 июля был вновь арестован и этапирован в Москву. 18 авг. того же года по решению Коллегии ОГПУ освобожден из-под ареста под подписку о невыезде из Москвы. Осенью 1926 г. К. вместе с Полоцким и Витебским еп. сщмч. Павлином (Крошечкиным ; впосл. архиепископ) стал инициатором заочного тайного избрания патриарха путем письменного опроса архиереев. Узнав об этом, ОГПУ провело по стране массовые аресты среди епископата. Всего было арестовано ок. 40 чел., в т. ч. заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий. Принявший на себя временное управление Церковью Ленинградский митр.

http://pravenc.ru/text/2458709.html

Осенью 1925 г. в ГПУ был разработан план устранения сщмч. Петра от должности Местоблюстителя и организации нового церковного разделения. Решено было воспользоваться честолюбием неск. архиереев во главе с Б. и Екатеринбургским архиеп. Григорием (Яцковским) . Представители ГПУ предложили Б. образовать инициативную группу и подать от ее имени ходатайство во ВЦИК о легализации Высшего церковного управления (ВЦУ) и одновременно опубликовать обращение к пастве, в к-ром будет особо подчеркнуто сочувственное отношение Церкви к политике советского правительства. После этого, уверяли Б., ВЦУ, епархиальные управления и правосл. приходы будут легализованы. Б. согласился с предложением, но заявил, что один он ничего сделать не сможет, и обратился через сотрудника ГПУ к Патриаршему Местоблюстителю, рекомендуя митр. Петру принять предложение. Несмотря на то что сщмч. Петр отверг его предложение, Б. не прерывал переговоры с ГПУ. Одновременно он требовал от митр. Петра созвать архиерейский Собор, на к-ром планировал отстранить его от Местоблюстительства. Митр. Петр отвечал, что власти не допустят свободного собрания правосл. архиереев, не говоря уже о Поместном Соборе. 9 дек. 1925 г. Патриарший Местоблюститель был арестован. 22 дек. в Донском мон-ре, где тогда находилась резиденция Патриархии и где пребывал викарный еп. Московской епархии Б., под председательством Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 архиереев. Они постановили образовать Временный высший церковный совет (ВВЦС) в составе 6 архиереев под председательством архиеп. Григория, в ВВЦС вошел и Б. На следующий день сторонники Григория (Яцковского) обратились в НКВД с прошением о легализации своего учреждения и через 10 дней получили справку, выданную «гр. Григорию Яцковскому, Рукину Борису, Булычеву К., Бусыгину И., Воскресенскому Д., Пятницкому В., Русинову Т., Русинову М., Зорину В. в том, что к открытию деятельности Временного совета впредь до утверждения такового со стороны НКВД препятствий не встречается». Узнав об образовании ВВЦС, митр. Сергий (Страгородский) запретил архиеп. Григория и сторонников ВВЦС в священнослужении и объявил о предании их церковному суду.

http://pravenc.ru/text/153161.html

В окт. 1925 г. К. принял участие в работе 2-го обновленческого «Поместного Собора», на к-ром среди прочего было принято постановление, что настоятелями кафедральных соборов должны быть правящие архиереи. К. попытался занять место настоятеля кафедрального Богоявленского собора в Свердловске, однако встретил сопротивление со стороны духовенства и общины собора, сославшихся на то, что «митрополит» находится в постоянных разъездах по епархии и поэтому содержать его должна вся епархия. По этой причине К. был вынужден стать настоятелем свердловского Екатерининского собора. 14 нояб. 1925 г. свердловское обновленческое епархиальное управление назначило К. настоятелем Богоявленского кафедрального собора. 9 февр. 1926 г. УралОМЦУ постановило считать К. почетным настоятелем кафедрального собора, а 26 февр. К. решил принять настоятельство в обоих соборах. В связи с образованием Уральской обновленческой митрополии местные обновленцы предполагали просить синод о возведении Екатерининского собора в степень областного кафедрального, поскольку он являлся основным центром обновленчества на Урале. В марте 1926 г. в Свердловск прибыл руководитель григорианского раскола Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) . Авторитет архиеп. Григория на Урале в то время был высок, и нек-рые обновленческие приходы перешли в юрисдикцию григорианского Временного Высшего Церковного Совета . Обновленческий архиерей и глава григориан обменялись письмами. К. выразил надежду, что архиеп. Григорий признает обновленческий синод «правящим органом, как признанный Православными Восточными Патриархами», и пригласил прибыть к себе для переговоров по этому поводу. В ответном письме архиеп. Григорий приветствовал «искание мира» со стороны К., однако явиться для переговоров отказался, заявив: «Ваш Синод и все обновленчество заблуждаются… и не нам к Вам, а Вам к нам придется идти» ( Лавринов. 2007. С. 75-76). 29 сент. 1926 г. под председательством К. в Свердловске открылся 2-й обновленческий Уральский церковный собор. Во время его проведения было получено известие о назначении 22 сент. К., согласно избранию обновленческого Воронежского областного съезда, «митрополитом Воронежским и всей Центральной Черноземной области». 5 окт. К. отбыл в Воронеж. Состоял членом президиума обновленческого синода. В февр. 1927 г. принял участие в обновленческом 1-м Всесоюзном миссионерском съезде по борьбе с сектантством (Москва), на к-ром был избран членом центрального миссионерского совета при обновленческом синоде, 1 апр. 1931 г. был награжден обновленцами правом предношения креста за богослужением.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

В 1925 году на месте бывшей монастырской заимки (ныне – холодный ключ в районе поселка Заря Востока) скрывалась большая группа активных тихоновцев, которых духовно окормлял священник Казанского прихода Евфимий Круговых. Внучка отца Евфимия Муза Георгиевна (ей в то было время 8 лет), рассказала: «Большой группой мы пошли на бывшую монастырскую заимку, так как прибывший к нам с печальными известиями пожилой казак сказал: «многих там погубили безбожники». Мы увидели пятерых повешенных мужчин, среди них дедушка, а еще пятеро были расстреляны и порублены шашками». Ценой жизни 10 человек храм удалось отстоять. В церкви остался один настоятель, но ему довольно часто сослужили иерей из Тастака Яков Якушев и оставшиеся без места, но не примирившиеся с обновленчеством, протоиереи Михаил Ковалев и Александр Хлебников. В конце 1925 года небольшая группа иерархов, придерживавшаяся тихоновской ориентации, но выступавшая против патриаршей формы правления, а, следовательно, и против патриаршего местоблюстительства митрополита Сергия, создала новый орган церковного управления – Временный высший церковный совет во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). Местные григорианцы – священники Коржов и Бударин с прибывшим в город архиепископом Константином (Крошевичем) подали иск в Алма-Атинский Горсовет о передаче им Казанского храма, но им был передан Введенский. 28 ноября 1928 года народный комиссар внутренних дел КазССР Панков выслал в административный отдел Алма-Атинского окружного исполкома предписание о закрытии прихода. А 7 декабря в НКВД была послана ответная депеша с тем, что вопрос о закрытии Малостаничной церкви не возбуждался, за исключением нескольких заметок в газетах, и приход закрыть они не могут. В 1929 году в Алма-Ату начали ссылать духовенство. Казанский храм приютил у себя четыре обездоленные семьи, разделив с ними хлеб, собранный со своего участка и данный прихожанами за исполнение треб. Власти обвинили настоятеля церкви отца Димитрия Поливкина в укрывательстве излишков хлеба и агитации прихожан против закрытия Малостаничного прихода и опубликовали это в прессе. Отец Димитрий был приговорен к 1,5 годам тюремного заключения и дополнительной сдаче 50 пудов зерна. Но за свое смирение и труд был освобожден досрочно через 8 месяцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_в_честь_...

Сщмч. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Курский. Фотография. Нач. XX в. 24 сент. 1920 г. Владимирским губернским ревтрибуналом «за хранение рукописей контрреволюционного характера» Д. был приговорен к тюремному заключению «на все время гражданской войны». 4 июля 1921 г. предписанием ВЦИК бессрочное заключение заменено на 3 года лишения свободы. Амнистирован и досрочно освобожден 13 янв. 1922 г. Вернулся в переславль-залесский Данилов мон-рь, выразил протест в связи с изъятием церковных ценностей из мон-ря. В июне того же года Д. вслед за Владимирским митр. Сергием (Страгородским) формально признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). По словам Д., он «шел за Сергием в порядке иерархического подчинения и личного доверия к нему» (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-6401. Л. 198 об.), соглашаясь с ограничениями, поставленными митр. Сергием условием своего признания ВЦУ. Обращенные к нему распоряжения ВЦУ по церковно-адм. вопросам Д. игнорировал, не скрывал своего мнения, что с программой «Живой церкви» правосл. сознание мириться не может. В церквах Переславля-Залесского и Александрова продолжалось поминовение во время богослужений имени Патриарха Тихона, что вызывало доносы на Д. местных священников-обновленцев. 5 дек. 1922 г. Д. был арестован Владимирским отделом ГПУ по обвинению в «будировании масс на религиозной почве». Виновным себя не признал. В обвинительном заключении был назван «ярым реакционным элементом» и «сторонником Тихона». 23 февр. 1923 г. Комиссией НКВД по адм. высылкам приговорен к 2 годам ссылки, к-рую отбывал в пос. Теджен (ныне город в Туркмении). После отбытия срока вернулся в Переславль-Залесский. В нояб. 1925 г. назначен временно управляющим Владимирской епархией. 22 дек. 1925 г. участвовал в собрании архиереев в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и, не зная о принятии Нижегородским митр. Сергием (Страгородским) временного исполнения обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, вошел в состав Временного высшего церковного совета (ВВЦС), тем самым невольно стал одним из инициаторов григорианского раскола .

http://pravenc.ru/text/168758.html

В нояб.-дек. 1922 г. в Уфе были хиротонисаны викарные епископы Трофим (Якобчук) - на Бирскую кафедру, Марк (Боголюбов) - на Стерлитамакскую, Аввакум (Боровков) - на Староуфимскую и Иоанн (Поярков ; впосл. архиепископ) - на Давлекановскую кафедру. 27 дек. 1922 г. постановлением Совета Союза приходов в Уфе управление Уфимской епархией до возвращения из заключения епископов Бориса (Шипулина) и арестованного в нач. дек. Андрея (Ухтомского) было временно поручено Собору викарных архиереев. В тот же день был арестован Староуфимский еп. Аввакум. В связи с этим Собор епископов принял решение об учреждении викариатства Нижегородской слободы и избрал П. кандидатом на замещение новой кафедры. 3 янв. 1923 г. епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) хиротонисали его во епископа Нижегородской слободы. Кафедральной для П. стала Крестовоздвиженская ц. Уфы. Деятельность правосл. епископов Уфимской епархии находилась под пристальным надзором ГПУ и обновленцев, усилиями к-рых в янв. 1923 г. был ликвидирован Совет Союза приходов, а затем прекратила существование и епархиальная канцелярия. Тем не менее противостояние правосл. архиереев расколу продолжилось. Их присутствие в Уфе дало возможность соседним епархиям присылать туда кандидатов для рукоположения. По просьбам приходов г. Н. Тагила и единоверческих приходов Екатеринбургской епархии уфимский Собор епископов дал согласие на хиротонию 2 викариев для Екатеринбургской епархии, получивших благословение находившегося в заключении Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского). П. участвовал в совершении обеих хиротоний. 8 февр. 1923 г. вместе с еп. Давлекановским Иоанном он рукоположил во епископа Нижнетагильского иером. Льва (Черепанова), а 9 февр. вместе с еп. Львом совершил хиротонию во епископа единоверческого Кушвинского архим. Иринея (Шульмина). П., как и др. викарии Уфимской епархии, имел огромное влияние на верующих. Захваченные в Уфе при поддержке гос. властей обновленцами храмы пустовали, в то время как Крестовоздвиженская, Никольская и неск.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

9 декабря 1925 года состоялось заседание комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП(б). Прослушали информацию ОГПУ о внутрицерковных группах: как расколоть Церковь, кому помогать, кого уничтожать. В тот же день по решению комиссии митрополит Петр был арестован. Крестный путь митрополита Петра Незадолго до ареста митрополит Петр записал свои мысли о предстоящем ему пути и об острых проблемах современной ему Церкви: «Меня ожидают труды, суд людской, скорый, но не всегда милостивый. Не боюсь труда — его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого — неблагосклонность его испытали не в пример лучшие и достойнейшие меня личности. Опасаюсь одного: ошибок, опущений и невольных несправедливостей, — вот что пугает меня. Ответственность своего долга глубоко сознаю. Это потребно в каждом деле, но в нашем — пастырском — особенно. Не будет ни энергии, ни евангельской любви, ни терпения в служении, если у пастырей не будет сознания долга». Формально владыку арестовали за то, что он не лишил сана митрополита Киевского Антония (Храповицкого): поскольку митрополит Антоний уже был «изобличен» властями как контрреволюционер, то значит, контрреволюционером должен был быть и митрополит Петр. Митрополита Петра почти год содержали в одиночной камере, сначала во внутренней тюрьме на Лубянке, затем в Суздальском политизоляторе. Тучков требовал от митрополита Петра отказа от местоблюстительства и санкции на учреждение подконтрольного советской власти ВВЦУ (просоветски настроенный Всероссийский Высший Церковный совет во главе с епископом Григорием (Яцковским) — так называемый григорианский раскол, участники которого ратовали за упразднение патриаршества и установление «коллегиального управления» Церковью). Митрополит Петр отвечал решительным отказом. На допросе 18 декабря 1925 года он заявил, что сотрудничать с революционерами не будет ни при каких условиях: «Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может. Лишь война ещё может быть благословлена Церковью, поскольку в ней защищается отечество от иноплеменников и православная вера».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

В тюрьме владыку использовали для еще одной манипуляции. Ее суть состояла в том, чтобы не допустить митрополита Сергия (Страгородского) в Москву, поскольку его лояльность властям была под подозрением. Зато лояльной была группа епископов во главе с Григорием (Яцковским). Им удалось обманом заполучить благословение на создание органа церковного управления. Благословение было дано с условием передать всю полноту власти митрополиту Сергию, когда он сможет прибыть в столицу. Священномученик Петр не знал, что его обманули, но это распоряжение внесло смуту в ряды верующих — параллельно некоторое время действовало две законные иерархии — Григорианская и Сергианская. Масла в огонь плеснули еще и тем, что из ссылки освободили владыку Агафангела, которого власть уверила, что он — законный местоблюститель (по завещанию патриарха Тихона, так оно и было). Таким образом, возникли не две, а три «законных» Церкви. Но замысел спецслужб удался не до конца — Сергию и Агафангелу хватило мудрости раскрыть планы властей и объединить свои усилия. Но местоблюстителем митрополит Сергий себя не объявлял вплоть до смерти владыки Петра. Сам же митрополит Петр был властями отправлен в Тобольск, затем — в Свердловск, и в конечном итоге — в Верхнеуральск. Содержали его в тюрьмах, секретно, без права сношения с внешним миром. Постоянно предлагали отречься от звания местоблюстителя, сулили свободу в обмен на то, чтобы святитель стал осведомителем. От всех этих сделок мученик отказывался, он терпел до последнего, несмотря на с каждым днем таявшее здоровье. В письме, которое ему удалось передать на волю, писал: «Я постоянно стою перед угрозой более страшной, чем смерть. Меня особенно убивает лишение свежего воздуха, мне еще ни разу не приходилось быть на прогулке днем; не видя третий год солнца, я потерял ощущение его. Болезни все сильнее и сильнее углубляются и приближают к могиле. Откровенно говоря, смерти я не страшусь, только не хотелось бы умирать в тюрьме, где не могу принять последнего напутствия и где свидетелями смерти будут одни стены».

http://foma.ru/mitropolit-petr-polyanski...

В то же время противодействие расколу набирало силу и в соседней Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). В дек. 1922 г. собрание приходов Нижнетагильского у. приняло решение об открытии уездной кафедры «на началах самоуправления» и избрало кандидатом во епископа свящ. Леонида Черепанова (см. Лев (Черепанов) , еп.). Единоверческие приходы Н. Тагила с согласия др. крупных единоверческих общин постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру, кандидатом для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин ; впосл. архиепископ). На автокефалию, учреждение новых викарных кафедр и хиротонию избранных кандидатов было получено благословение Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) , находившегося в тюрьме кафедрального центра. По свидетельству архим. Иринея, архиеп. Григорий одобрил его избрание при свидании в тюрьме, подчеркнув, что «хиротония во епископа должна быть совершена епископами, не признавшими ВЦУ,- верными святому Православию и Патриарху Московскому». В ответ на просьбу православных Н. Тагила управлявшие Уфимской автокефальной епархией епископы Трофим и Иоанн дали согласие на совершение хиротоний для Екатеринбургской епархии. Перед отъездом в Уфу архим. Ириней был предупрежден ГПУ, что в случае возвращения в Екатеринбург он будет арестован. В этих обстоятельствах собор уфимских викариев предложил ему, как избранному кандидату во епископы, все же принять сан, а затем вступить во временное управление приходами бывш. Мензелинского у., территория которого в 1921 г. была разделена на Мензелинский и Челнинский кантоны. В церковном отношении оба кантона по-прежнему относились к Уфимской епархии и должны были войти в состав учреждаемого М. в. Прот. Николай Орлов, избранный ранее кандидатом на Мензелинскую кафедру, к тому времени находился в расколе (в марте 1923 он был поставлен обновленцами во «епископа Уфимского и Мензелинского»). 9 февр. 1923 г. архим. Ириней в Уфе был рукоположен во епископа единоверческого Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии (см. Кушвинское викариатство ). По поручению еп. Иоанна (Пояркова) хиротонию совершили еп. Нижегородской слободы Петр (Гасилов) и рукоположенный накануне Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов). Еп. Ириней был назначен временно управляющим новоучрежденным М. в. До отъезда в Мензелинск он вместе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) совершил 2 тайные хиротонии для Бирского вик-ства: 1 марта архим. Серафим (Афанасьев) был рукоположен на кафедру в с. Аскино (см. Аскинское викариатство ), 2 марта архим. Вениамин (Фролов) - на кафедру в с. Байки (см. Байкинское викариатство ) Бирского кантона.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

Более двадцати лет прошло с того дня, когда Богоявленский храм вернули верующим. Многие сомневались тогда, что ему удастся восстать буквально из пепла. Но это произошло - ныне Богоявленский храм, получивший статус кафедрального собора, является подлинным украшением центральной площади Томска. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Богоявленский собор, г. Томск, пл. Базарная (современный адрес - пл. Ленина, 7), время постройки: 1777-1784 гг. Имеет больше четырех престолов: во имя святого пророка Илии; во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь иконы его, именуемой «Нерукотворный Образ»; во имя святого архистратига Михаила. Материал постройки - камень (кирпич), архитектурный стиль - барокко. Храм построен вместо старой деревянной «Христокрещенской» церкви (упоминалась в 1633 году, на ее месте в середине XIX века была воздвигнута часовня Иверской иконы Божией Матери). В Богоявленской церкви 6 августа 1804 года было провозглашено образование Томской губернии. Каждый год 6 января из храма в честь престольного праздника устраивался крестный ход на реку Томь для совершения обряда Великого водоосвящения. В 1892 году при храме открылось церковно-приходское попечительство, в 1898 году - церковно-приходская школа, в которой обучалось 87 человек. В церковной библиотеке имелось до 400 книг. Прихожан обоего пола 128 чел. (в 1910 г.). На церковной земле находились каменные двухэтажные лавки, сдававшиеся в наем. На эти средства содержался храм и причт. В 1920 году храм был национализирован и передан по договору в пользование приходской общине. В 1922 году во время конфискации церковного имущества в помощь голодающим были обвинены в сокрытии ценностей и арестованы священник Константин Лебедев и староста П.Нестеров. После захвата обновленцами в 1922 году церковной власти в Томске храм в течение трех лет находился под их управлением. 15 октября 1925 года община храма приняла решение вернуться в каноническую церковь под начало архиепископа Дмитрия Беликова. С 1928 года Богоявленский приход находился в юрисдикции Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), сторонники которого по имени инициатора екатеринбургского епископа Григория (Яцковского) в народе назывались «григорианцами».

http://sobory.ru/article/?object=03578

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010