Весной 1926 г. поддержал претензии на высшую церковную власть Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского). Публичные выступления П. против заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) привели к разрыву общения П. с находившимися в Харькове высланными из своих епархий укр. архиереями. После отказа митр. Агафангела в июне того же года от претензий на полномочия патриаршего местоблюстителя П. вступил в переписку с руководителями григорианского раскола - архиепископами Свердловским Григорием (Яцковским) , Можайским Борисом (Рукиным) и Донским митр. Митрофаном (Симашкевичем) , но не согласился присоединиться к григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС). В течение неск. месяцев П., по его более поздним показаниям, «ни от кого не признавал административной зависимости и вел церковную работу самостоятельно», продолжал вести переписку с митр. Агафангелом. Резко отрицательно воспринял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного Синода РПЦ. Осенью 1927 г. обратился к митр. Агафангелу с письмом, в к-ром обвинил митр. Сергия в узурпации церковной власти. В ответном послании Ярославский архиерей поддержал эту позицию. После отделения митр. Агафангела и его викариев от митр. Сергия в февр. 1928 г. П., очевидно, принял решение о присоединении к «Ярославской оппозиции». В это время П. написал получившее известность среди церковной общественности письмо «Критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия», в к-ром отрицалась каноничность власти заместителя местоблюстителя и делался вывод: «...самое широкое самоуправление православных епископов до времени Собора, согласно постановлению Патриаршего Синода от 7/20 ноября 1920 года, вот по нашему мнению, правильный лозунг нашего времени». В апр. 1928 г. П. направил митр. Сергию заявление об отделении от него, после чего был запрещен в священнослужении постановлением заместителя местоблюстителя и Временного Синода.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

Прежде всего, нельзя не отметить знаменательного совпадения. Известный архиепископ Григорий [Яцковский] свою полемику против меня начал с отрицания моих полномочий. Точно так же и Ваше Высокопреосвященство, чтобы проложить путь к дальнейшим Вашим обо мне суждениям, начинаете с подрыва моих полномочий и делаете это посредством довольно искусной игры со словом «заместитель». Для меня лично, пишете Вы, не подлежит сомнению, что никакой заместитель по своим правам не может равняться с тем, кого он замещает, или совершенно заменить его. Заместитель назначается для распоряжения текущими делами и т. д. Действительно, по ходячему всем нам привычному представлению, «зам.» только подписывает бумаги за начальника и пропускает текущие дела, не смея касаться дел, требующих инициативы. Но это ходячее представление здесь не приложимо. Дело в том, что с титулом «Заместитель» произошло у нас то же, что и с титулом «Патриарший Местоблюститель». В завещании Святейшего Патриарха говорится только о переходе патриарших прав и обязанностей, и уже сам Владыка – митрополит Пётр решил именоваться «Патриаршим Местоблюстителем», по букве же завещания, его титул должен бы быть: «Исполняющий обязанности Патриарха». В свою очередь, и Владыка митрополит Пётр не называет меня в своём распоряжении «Заместителем», а говорит только о временном переходе ко мне прав и обязанностей Местоблюстителя. Значит, и мой титул собственно: «Временно исполняющий обязанности Патриаршего Местоблюстителя», и уже потом за мной установился титул «Заместитель». Было бы ни с чем не сообразно, пользуясь тожеством титула, применять ко Владыке – митрополиту Петру известное «Положение о Местоблюстителе», принятое на Соборе 1917–1918 гг., и называть превышением полномочий, например, обращение его с посланиями ко Всероссийской пастве или установления поминовения его имени по всем храмам (и то и другое, по положению, предоставлено обычному Местоблюстителю только совместно с Синодом). Но в той же степени несообразно и мои полномочия определять, играя на ходячем смысле слова «заместитель». Можно спорить, насколько удачно выбрано для моей должности такое наименование, но за разъяснением смысла этого наименования и какой размер полномочий в данном случае оно должно обозначать, всего прямее и вернее обратиться ко мне, как носителю этого наименования, или же к тексту распоряжения Местоблюстителя, а не затруднять себя довольно бесцельными исследованиями, что вообще может означать слово «заместитель». Это Ваша первая неправда.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Рассказывают, что Екатеринбургский архиепископ Григорий (Яцковский) – так называемый митрополит Григорий, основатель названного его именем григорианского раскола – после революции выступил с пламенной речью, в которой говорил о том, что Россия восходит на свою Голгофу, произносил прочие возвышенные и правильные слова. Но когда он побывал в тюрьме, то стал другим человеком: начал относиться к советской власти подобострастно. И своим соглашательством с советской властью он многих увлек и соблазнил. Куда же делись его правильные взгляды? Не нужно обольщаться насчет своей твердости и видеть кругом какие-то гонения. Гонений сегодня нет. В самом худшем случае человека могут уволить с работы. Но на самом деле это и не гонения: увольняют и за пьянство, и за недисциплинированность. Я считаю, что непринятие ИНН можно отнести именно к недисциплинированности. Конечно, человека могут уволить и потому, что начальник, например, оказался к нему несправедлив, но считать это гонением за Христа по меньшей мере глупо – хотя потеря работы, без сомнения, вещь неприятная и создает жизненные трудности. Повторю: сейчас никаких гонений нет, но поднимается необыкновенный шум, создаются мнимые, несуществующие враги и гонители, появляются и мнимые мученики. Никто никого не преследовал, никто никого в землю живым не закапывал, как было при советской власти, не топил в проруби, не расстреливал, а уже явились мученики. Говорят, сторонники ИНН воздвигают гонение на противников ИНН. А где же оно? Были лишь какие-то отдельные случаи увольнения с работы, по причине того, например, что начальник проявил в отношении человека, не принимающего ИНН, неразумную строгость. Но вокруг этих людей создается ореол мученичества, ореол преследования. Всемирное еврейское правительство, которого никто никогда не видел (и не увидит, потому что его не существует), заставляет русских патриотов принять ИНН, а они не поддаются. Вот какие они мужественные! Если же мы этот миф уберем, то увидим, что ничего, собственно, не происходит, кроме одной сплошной болтовни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

«Судя по письму митрополита Сергия к Местоблюстителю, можно полагать, что члены ВЦС осветили по-своему отношение митрополита Сергия к митрополиту Петру, представив его непокорным его воле и виновником разгорающейся церковной смуты; не забыли доложить ему и о том, что Заместитель незаконно подверг их запрещению [?! – из писем митрополита Сергия Страгородского «григорианам» усматривается как раз обратное. – Сост.]. Трудно сказать... по просьбе ли Местоблюстителя, или Заместителя, но, думается, менее всего по желанию архиепископа Григория [Яцковского], митрополит Сергий под арестом был привезён в Москву и в ГПУ написал митрополиту Петру объяснение, почему он не исполнил условную его резолюцию. Правилами священных канонов, а также ссылкою на недавнюю законную практику Патриарха и самого Местоблюстителя митрополит Сергий вполне доказал правоту своих действий. ... Митрополит Сергий, будучи уже Заместителем, признавал за узником Местоблюстителем... право [административного вмешательства в церковные дела. – Сост.], когда в ограждение свободы Церкви вместо ошибочно назначенной им [Местоблюстителем. – Сост.] коллегии рекомендовал никого не назначать Заместителем, а учредить при себе Священный Патриарший Синод и быть его Председателем .... “Единственно канонически правильным и в то же время обеспечивающим на- шей Церкви возможность легального существования выходом, – писал он [Заместитель. – Сост.], – является просто не назначать Вам Заместителя ни единоличного, ни коллективного, а оставить полномочие Местоблюстителя, впредь, до избрания нового Местоблюстителя (в случае Вашей кончины, отказа и под.) за Вами и образовать при Вас постоянно действующее собрание иерархов, которому присвоить по праву принадлежащее и более церковное название: «Патриарший (в отличие от обновленческого) Священный Синод». В состав его войдут намеченные Вами и, следовательно, одобренные гражданской властью архипастыри. Председателем Синода остались бы Вы, а в Ваше отсутствие – заместитель Председателя по Вашему назначению или по избранию Синода. Этому Синоду, когда он сорганизуется и соберётся, я с радостью передам свои полномочия, потому что я убеждён, что такой Синод спокойно будет принят и православным церковным обществом...»

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– А вот этого: «Бог даст» да «Боже мой» – при мне не надо! Не люблю. Разговор у нас с вами предстоит серьезный. Вскрылись новые обстоятельства, указывающие на вашу антисоветскую деятельность. Опешивший епископ промолвил: – Да помилуйте, я три года в исправдоме. В одиночке мыши и вши мне соседи, какая там антисоветская деятельность?! – Милый мой, – когда Тучков «заводился», он переходил на фамильярный тон, – не держите нас за дураков. Имеется в виду то, о чем вы на допросах не сказали, – о делишках ваших в двадцать втором году. – Не знаю, о чем вы. – Голос у старика задрожал. – Срок-то мне дали… И разве за один и тот же проступок дважды наказывают? – Во дает! Он со своими нас к стенке в голодный год припирал, бунт подымал, а мы ему ничего припомнить не моги! Отсидел за одно, а теперь, глядишь, посидишь и за другое – за то, что скрыл от нас. С последними словами Тучков резко встал. Епископу Григорию, затравленно глядевшему на своего собеседника, невольно подумалось: «У-у-у, здоровый мужик, отъелся на казенных харчах». Тучков прошел к окну – на столике рядом стоял графин с водой, налил себе полный стакан и, повернувшись в сторону архиепископа, крупными глотками выпил. Архиепископу при этом чудилось, что через стекло стакана его буравил колючий взгляд показавшегося поначалу столь милым человека в форме. Тучков подошел к нему и, глядя в глаза, проговорил: – Слово мое такое: скажешь, с кем, где и когда против власти советской смуту готовил, прошу. Не скажешь – дам три года ссылки в Нарым. А сейчас… – Тучков повернулся к часовому и поманил его пальцем. – В Бутырку его, в одиночку, на нары! Сникший, сбитый с толку, уходил из кабинета «гражданин Яцковский». В висках стучало, лицо горело, подкатывалась тошнота. «Укрепи, Господь, – призывал он, – дай силы, чтобы не пасть перед сатрапом… Да за что же это? Думал, со мной о свободе приближающейся говорить будут, а тут…» Часовой, крепко взяв его за локоть, вывел за двери. Тучков стоял в глубине кабинета, молча наблюдая за происходившим. В душе он торжествовал – первый акт задуманного им действа удался на славу. Старик сломлен и дезориентирован. Ожиданию близкой свободы нанесен удар. Оторвал его от размышлений резкий телефонный звонок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

коллегии для управления РПЦ и подтвердил прещения, наложенные митр. Сергием на архиеп. Григория (Яцковского) и др. учредителей самочинного ВВЦС. В ответ митр. Агафангел письмом от 12 июня поблагодарил П. за оказанное ему доверие, но принимать местоблюстительство окончательно отказался «ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья» (Там же. С. 475). Т. о. патриаршим местоблюстителем остался пребывавший в заключении П., а его заместителем - митр. Сергий. Не позднее 12 авг. 1926 г. П. был переведен из Москвы в Суздальский политизолятор ОГПУ. 5 нояб. 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ он был приговорен к высылке на Урал на 3 года. К месту ссылки в с. Абалак Тобольского окр. Уральской обл. был отправлен этапным порядком через пересыльные тюрьмы в городах Вятка, Пермь, Свердловск, Тюмень и Тобольск. По пути П. смог 1 янв. 1927 г. передать из пермской тюрьмы послание к РПЦ, в к-ром объяснил свои действия в связи с выступлениями архиеп. Григория и митр. Агафангела. 21 янв. П. имел встречу в свердловской тюрьме с архиеп. Григорием и призвал его прекратить производимую им смуту, связанную с учреждением ВВЦС. В февр. 1927 г. прибыл в Абалак (ок. 30 км от Тобольска). Однако вскоре власти посчитали это место недостаточно отдаленным, т. к. там П. мог практически ежедневно принимать посетителей и получать многочисленные письма. В апр. 1927 г. он вновь был перемещен в тюрьму в Тобольске, в к-рой провел 2 месяца с перерывом на период пребывания в больнице. В авг. 1927 г. П. через Обдорск (ныне г. Салехард) был переправлен в пос. Хэ Обдорского р-на Тобольского окр. (с 1930 в составе Ямальского (Ненецкого) нац. окр., ныне не существует). Поселок, бывш. миссионерский стан, располагался на побережье Обской губы, недалеко от Полярного круга. В сент. 1927 г. у П. начались приступы удушья, приковавшие его к постели, он просил перевести его в др. место, южнее, где была бы больница, но безуспешно. Жил П. в Хэ в снимаемом у местной жительницы-ненки домике, при этом никому из близких не было позволено поселиться вместе с ним и помогать ему.

http://pravenc.ru/text/2580122.html

с приглашением прибыть в Москву для принятия участия в работе ВВЦС Доклад Временному Высшему Церковному Совету члена оного, управляющего Владимирской епархией епископа Переяславского Дамиана [Воскресенского], о результатах своей поездки в Нижний Новгород к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию [Страгородскому] по вопросу о возникновении в Москве ВВЦС Телеграмма учредителей Временного Высшего Церковного Совета («григорианских раскольников») Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с приглашением его прибыть в Москву для участия в работе этого Совета Второе письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к архиепископу Екатеринбургскому Григорию [Яцковскому] и другим архипастырям – организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) Доклад Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС, органа «григорианского раскола»), поданный Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому], находящемуся в заключении Телеграмма епископа Елабужского Иринея [Шульмина] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому], в связи с запрещением в священослужении архиепископа Григория [Яцковского] Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра [Полянского] на докладе членов Временного Высшего Церковного Совета: архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского] и архиепископа бывшего Могилевского Константина [Булычева] об учреждении ими коллегии архипастырей для управления Православной Русской Церковью, – о временном учреждении коллегии архипастырей для управления Церковью в составе: архиепископа Владимирского Николая [Добронравова], архиепископа Томского Димитрия [Беликова] и архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковсхого] Телеграмма архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского] – главы ВВЦС, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с сообщением об освобождении последнего Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром [Полянским] от обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Заявление епископа Переяславского Дамиана [Воскресенского] Временному Высшему Церковному Совету (ВВЦС) о своём выходе из состава последнего Директива одному из московских благочинных, изданная московским викарием епископом Можайским Борисом [Рукиным] от имени григорианского Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) для привлечения под своё начало московского приходского духовенства Письмо возглавителя Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) архиепископа Екатеринбургского Григория [Яцковского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] с приложением копии резолюции Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого Петра [Полянского] от 19 января (1 февраля) 1926 г

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

14 декабря ему был доставлен обычный почтовый конверт. Развернув его и увидав знакомый почерк митрополита Петра, Сергий понял, что произошло что-то важное. Читая, он дошел до слов: «В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять мне обязанности патриаршего местоблюстителя, временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию (Страгородскому) , митрополиту Нижегородскому» – и осознал, что для него начинается время новых тяжких испытаний. В тот же день на имя епископа Клинского Гавриила (Красновского), временно управлявшего Московской епархией, он отправляет письмо, в котором сообщает о своем вступлении в должность временного (заместителя) местоблюстителя и просит уведомить о том епископов, проживающих в Москве и, по возможности, вне Москвы. До своего приезда в Москву он просит направлять в Нижний Новгород дела и материалы, относящиеся к ведению местоблюстителя. Понимая, что от его действий многое зависит в жизни церкви, Сергий рвется в Москву, испрашивая разрешения на выезд у соответствующих гражданских властей. Но его усилия наталкиваются на невидимое и неведомое для него препятствие – разрешение на поездку в Москву не дают. Вскоре причина прояснилась. Органы НКВД РСФСР и ОГПУ изолировали Сергия под «домашним арестом» в Крестовоздвиженском монастыре в Нижнем Новгороде, чтобы дать возможность группе иерархов во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) заявить о правах на власть. Тот, во исполнение договоренности с Е. Тучковым, прибыл в Москву еще в начале осени, вел неприметный образ жизни и одновременно тайно продолжал сколачивать группу заговорщиков. Как только митрополит Петр оказался в изоляции, Григорий выступил из тени, испросив разрешение у властей на созыв епископов в связи с чрезвычайными обстоятельствами в церкви. 22 декабря группа епископов во главе с Григорием Яцковским собралась в бывших покоях патриарха Тихона в Донском монастыре. Обсудив создавшееся положение: арест местоблюстителя, отсутствие публично объявленного его преемника, разброд и шатания среди духовенства и верующих, они заявили о создании коллегиального органа по управлению церковью в столь критическое для нее время. Им стал Высший временный церковный совет (ВВЦС) во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Как было сказано выше 7), в связи с последовавшим 27 ноября (10 декабря) 1925 г. арестом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра, в должность Заместителя вступил митрополит Нижегородский Сергий, не торопившийся (по понятным причинам) объявлять себя во всеуслышание Главой Церкви. Одновременно в бывших покоях Святейшего Патриарха Тихона, в Донском монастыре, по инициативе архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского Григория [Яцковского] и Московского викария епископа Можайского Бориса [Рукина], собирается самочинная группа православных иерархов в количестве девяти человек (из числа многих находившихся тогда в Москве епископов). Группа эта, с одной стороны, будучи неосведомлённой о наличии завещательного распоряжения Местоблюстителя от 23 ноября (6 декабря) 1925 г. и, с другой, – не чуждая властолюбивых тенденций, берет на себя обсуждение создавшегося, якобы безначального, положения в Церкви (в связи с проживанием митрополита Сергия Страгородского в Нижнем Новгороде) и, с разрешения соответствующих гражданских инстанций, выносит определение о создании из своей среды высшего органа церковного управления, названного ими Временным Высшим Церковным Советом (ВВЦС). Это организационное собрание происходило 9(22) декабря 1925 г. и включало в свой состав следующих иерархов-самочинников: инициатора – архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского Григория [Яцковского], архиепископа бывшего Могилевского и Мстиславского Константина [Булычева], епископа Ульяновского (Симбирского) Виссариона [Зорина], викария Владимирской епархии епископа Переславского (Переславль-Залесского) Дамиана [Воскресенского], епископа Усть-Медведицкого Тихона [Русинова], викария Московской епархии епископа Можайского Бориса [Рукина], епископа Уразовского Митрофана [Русинова] (родного брата епископа Тихона [Русинова]), епископа Каменского Иннокентия [Бусыгина], епископа бывшего Козловского (Мичуринского) Вассиана [Пятницкого]. Организовавшись таким самочинным способом, ВВЦС начинает свою (никем не порученную ему) деятельность по «руководству» Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Ульяновской епархии позиции григорианцев были наиболее сильными. В кон. 20-х гг. ок. половины приходов и большинство мон-рей епархии примкнули к ВВЦС, даже в соседнем епархиальном центре - Самаре В. подчинялись 2 церкви. В 1927 г. В. «хиротонисал» для своей епархии 3 викарных епископов: Ибресинского Анатолия, Буинского Гермогена (Кузьмина) и Виссариона (Григоровича), впосл. возглавившего григорианскую Ульяновскую епархию. Канонический еп. Герман (Коккель) , к-рому митр. Сергий (Страгородский) поручил управление Ульяновской епархией, подвергался преследованиям и даже физическим нападениям со стороны григориан; архиереи, не поддержавшие В. и не признавшие ВВЦС, вынуждены были переехать из Ульяновска в Мелекес. По поручению Григория (Яцковского) В. не раз ездил по городам Сибири, когда влияние григорианства там снижалось. По свидетельствам современников, В. любил торжественные богослужения и пышные разъезды по епархии, к-рые бывали обременительны для народа, но производили впечатление внешней торжественностью; В. характеризовали как человека с «широкими замашками по благоустроению своего личного положения». После отхода от дел Григория (Яцковского) В. в 1928 г. занял пост председателя ВВЦС, жил в Донском мон-ре, в покоях Патриарха Тихона. С 1927 г. носил титул «архиепископ Саратовский», затем был возведен в сан «митрополита Воронежского», с 1929 г. «митрополит Ярославский». В 1927 г. В. возвел в сан «митрополита» Бориса (Рукина) и Иоанникия (Соколовского) , в следующем году предложил Томскому архиеп. Димитрию (Беликову) войти в ВВЦС, архиеп. Димитрий согласился и также был возведен в сан «митрополита». После закрытия в 1929 г. всех храмов Донского мон-ря В. служил в григорианской ц. Сорока мучеников в Москве. В 1933 г. В. был удален от председательства в ВВЦС и управления епархией. 20 сент. 1937 г. арестован в Москве, заключен во внутреннюю тюрьму НКВД. Обвинен в создании и руководстве «всесоюзной антисоветской фашистской организацией церковников... через участников организации разваливал колхозы, занимался шпионской деятельностью в пользу иностранных государств... оказывал материальную помощь осужденным священнослужителям» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35593. Л. 152). В. признал себя виновным в том, что возглавляемый им ВВЦС являлся «нелегальным центром антисоветской организации церковников в союзном масштабе», задачами к-рой были «создание единого антисоветского фронта церковников на основе блока и на фашистской платформе всех существующих церковных течений (сергиевцев, обновленцев, иосифовцев, уфимских автокефалистов и независимых от этих течений)» (Там же. Л. 114-117, 120, 123). В. был расстрелян по постановлению тройки Управления НКВД по Московской обл. от 23 нояб. 1937 г.

http://pravenc.ru/text/158778.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010