– За что же вас арестовали? – спросил владыка прибывшего в лагерь игумена одного из монастырей. – Да служил молебны у себя на дому, когда монастырь закрыли, – ответил тот, – ну, собирался народ, и даже бывали исцеления... – Ах вот как, даже исцеления бывали... Сколько же вам дали Соловков? – Три года. – Ну, это мало, за исцеления надо бы дать больше, советская власть недосмотрела...» Далеко был ныне владыка от церковных событий. В лагере он узнал о смерти великого святителя Русской Церкви Патриарха Тихона, здесь же узнал, что во главе Русской Церкви стал высокопреосвященнейший Петр, митрополит Крутицкий, к которому архиепископ Иларион относился с огромным уважением и почтением, и был рад таковому избранию Божию. В это время советское правительство и ОГПУ планировали новый раскол в Церкви. На этот раз его должен был возглавить архиепископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский), с которым Тучков уже провел переговоры и тот выразил согласие возглавить соответствующую группу иерархов. В эту группу желательно было ввести архиерея, обладавшего бесспорным авторитетом, за которым пошли бы другие иерархи. И, конечно, лучше было бы, если бы этот архиерей в данный момент находился в заключении, то есть длительное время был лишен всей полноты сведений о происшедших церковных событиях, тогда его можно было бы ограниченно ставить о них в известность, даже и с помощью подлинных церковных документов. Желая вовлечь архиепископа Илариона в раскол, Тучков распорядился перевести его из Соловков в Ярославское ОГПУ, предоставить ему отдельную камеру, возможность заниматься научной работой, вести деловую переписку и получать любые книги с воли, а тем временем хотел попытаться уговорить его на сотрудничество с ОГПУ. 5 июля 1925 года архиепископ Иларион был перевезен из Соловецкого лагеря в Ярославский политический изолятор. Из тюрьмы он писал своей родственнице: «Ты спрашиваешь, когда же кончатся мои мучения? Я отвечу так: мучений я не признаю и не мучаюсь. При моем “стаже” меня ведь тюрьмой не удивишь и не испугаешь.

http://fond.ru/kalendar/1510/ilarion/

Для того чтобы повысить авторитет ВВЦС, архиеп. Григорий попытался заручиться поддержкой находившегося в заключении Верейского архиеп. Илариона (Троицкого) , который пользовался большим уважением среди православных архиереев и верующих. Ранее архиеп. Иларион высказывался за создание временного церковного органа для последующего созыва Собора, что григорьевцы ошибочно могли расценить как поддержку их выступления. На предложение возглавить ВВЦС архиеп. Иларион ответил решительным отказом. Архиепископу Григорию удалось склонить на свою сторону Томского архиепископа Димитрия (Беликова) . После Декларации митрополита Сергия от 29 июля 1927 года в состав ВВЦС вошел Новооскольский епископ Серафим (Игнатенко) . В течение 1927 года к расколу также примкнули Скопинский епископ Смарагд (Яблонев) , бывший Раненбургский епископ Иоанн (Киструсский) , бывший Алатырский епископ Назарий (Андреев) , бывший Белыничский епископ Николай (Судзеловский) и " епископ Уманский " лубенского поставления Макарий Крамаренко. 15-18 ноября 1927 года в московском Донском монастыре под председательством архиеп. Григория состоялся так называемиый предсоборный съезд епископов и мирян в составе более 100 делегатов. Среди присутствовавших был глава лубенского раскола Феофил (Булдовский) . На съезде в основном обсуждались вопросы о взаимоотношениях ВВЦС с другими церковными течениями и государством. Первостепенной задачей съезд поставил борьбу с митр. Сергием, который назывался «скрытым обновленцем» и «узурпатором церковной власти». Архиеп. Григорий (Яцковский) был возведен в сан митрополита. Вскоре он передал исполнение должности председателя ВВЦС еп. Виссариону (Зорнину) , который также принял сан митрополита. Впоследствии были возведены в сан митрополита еп. Борис (Рукин) , архиеп. Димитрий (Беликов) и еп. Иоанникий (Соколовский) . Состав григорьевского епископата увеличивался прежде всего за счет новых архиерейских хиротоний. Весной 1927 года, когда раскольническая позиция сторонников ВВЦС определилась окончательно, в григорианстве было 15 архиереев: 13 канонического и 2 григорьевского поставления. К началу 1929 года в расколе находились 26 архиереев: 16 канонического, 9 григорьевского и 1 лубенского поставления. В том же году было проведено еще 3 хиротонии, а в 1930-х гг. их состоялось не менее 11. Всего же в разное время в расколе пребывало не менее 55 архиереев, из них половина - канонического поставления.

http://drevo-info.ru/articles/27034.html

В октябре 1927 года был рукоположен епископ Детскосельский (впоследствии Лодейнопольский) Сергий (Зинкевич), арестован в 1934 г. Таким образом, в промежуток между 1925-29 гг. на территории Питерской епархии служило 14 епископов. Если учесть, что с 1 декабря 1925 года, после ареста патриаршего местоблюстителя Петра Крутицкого, центральной церковной власти до мая 1927 года фактически не было, что в Питере также отсутствовал митрополит, а у каждого епископа была самостоятельная позиция в церковной ситуации, то не трудно представить себе ту невероятную путаницу, которая существовала в Питерской епархии. Эта путаница усиливалась еще тем, что каждый из епископов имел своих приверженцев как среди духовенства, так и среди верующих; каждый имел свое окружение, фанатичных почитателей, неистовых кликуш, которые относились с дикой нетерпимостью ко всем, кто почему-либо и в чем бы то ни было не соглашался с «нашим владыкой». Питерская епархия была зеркалом русской церкви, ибо и по всей Руси происходило нечто подобное. После ареста митрополита Петра возник еще новый раскол — «григорианский». Церковную власть оспаривали друг у друга митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) и Высший Церковный Совет во главе с архиепископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским). Вскоре, однако, выяснилось, что огромное большинство верующих идет за митрополитом Сергием. Тогда (осенью 1926 г.) митрополит Сергий был арестован. На короткое время во главе церкви очутился архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых), арестованный через два месяца. После этого верховная церковная власть неожиданно перешла к простому викарному архиерею Ярославской епархии: Угличскому епископу Серафиму (Самойловичу). Власть его была чисто номинальной: никто о нем ничего не знал и никто к нему никогда ни за чем не обращался. Для иллюстрации церковной неразберихи приведем следующее документальное свидетельство. Вот перед нами «Протоколы епархиального съезда Семипалатинской области». (Семипалатинск, 1926г.) Открывая съезд, один из протоиереев (епископа в этот момент в городе не было) докладывает, что руководящая группа духовенства разыскивала, у кого теперь находится церковная власть (sic!). С этой целью священники обратились с запросом к бывшему епископу Бийскому Иннокентию, проживающему на покое в Николо-Угрешском монастыре, под Москвой. Епископ Иннокентий ответил, что он обращался по этому вопросу к епископу Серпуховскому Алексию (Готовцеву), который сообщил, что церковная власть находится у епископа Угличского Серафима. Таким образом, целая епархия разыскивает церковную власть, точно иголку в стоге сена. Ясно — власти в русской церкви фактически не было.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Заявление Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] и митрополита Уральского и Покровского Тихона [Оболенского] о подлинности послания Святейшего Патриарха Тихона от 25 марта (7 апреля) 1925 г. (“Предсмертного завещания”) Послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] об отношении к обновленчеству Послание Блаженнейшего Григория 15 [Аль-Хаддада], Патриарха Антиохийского и всего Востока, по вопросу об отношении к «Живой Церкви» Завещание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра [Полянского] на случай своей кончины Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Наказ, выработанный организационной группой епископов учреждаемому Временному Высшему Церковному Совету (ВВЦС) Послание Временного Высшего Церковного Совета ко всем верным чадам Святой Православной Церкви Послание митрополита Варшавского «и всея Польши» Дионисия [Валединского] на имя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] с извещением о состоявшемся провозглашении «автокефалии» Православной Церкви в Польше (02.01.1926). 2/2. Справка административного отдела Народного комиссариата внутренних дел о разрешении деятельности вновь учреждённого Временного Высшего Церковного Совета (высшего церковного управления григорианских раскольников) Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к организаторам Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), или «григорианского раскола» с сообщением о передаче высшей церковной власти Местоблюстителем митрополитом Петром [Полянским] автору сего письма Ответное письмо Председателя Временного Высшего Церковного Совета архиепископа Григория [Яцковского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] на его письмо от 1(14) января 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Митрополит Кирилл находился под плотным наблюдением ГПУ, и при обыске у него обнаружили письмо епископа Дамаскина (Цедрика) и на допросе требовали выразить свое отношение к его содержанию. Митрополит Кирилл, пытаясь как можно доходчивее объяснить суть проблемы, обсуждаемой в письмах, упомянул имена епископов Дамаскина и Афанасия и этого было достаточно для обвинения митрополита Кирилла в действиях по созданию «нелегальных ячеек церковников, которые должны были явиться массовой базой организации». Митрополита Кирилла арестовали 14 июля 1934 г. и отправили в Москву в Бутырскую тюрьму. В конце года он был отправлен в ссылку в Казахстан 308 . Григорианский раскол сохранял влияние в 30-х гг. лишь в некоторых епархиях Поволжья и Урала, более всего в Свердловской и Ульяновской. 26 апреля 1932 г. скончался первенствующий в расколе архиепископ Григорий (Яцковский). В 1933 г. по репутации григорианской группировки нанесен был серьезный удар самоубийством ее видного деятеля – епископа Бориса (Рукина), который в 1923 г. был рукоположен во епископа Можайского еще Патриархом Тихоном, а у раскольников титуловался митрополитом. Его влияние среди единомышленников было настолько значительно, что по-другому этот раскол называли «борисовщиной», особенно в Москве, где жил преосвященный Борис. После этой трагической смерти из руководителей григориан оставался в Свердловске архиепископ Петр (Холмогорцев), которого там любили за простоту нрава и красноречивые проповеди. В 30-х гг. репрессии впервые коснулись видных деятелей обновленчества. В 1934 г. в Иваново-Вознесенске был арестован и скончался в заключении Александр Боярский, которого в раскол привлекла, вероятно, увлеченность социальными проблемами, занимавшими его еще в дореволюционные годы, когда он служил священником в Колпине, на Ижорском заводе. В 1922 г. он единственный из обновленцев выступил свидетелем защиты на процессе митрополита Вениамина (Казанского) и других питерских священномучеников, но был скоро устранен от участия в суде. Арестовали священника Тихона (Попова) (у обновленцев он титуловался митрополитом Воронежским). До революции он участвовал в работе Государственной думы в составе фракции националистов, поддерживал Столыпина и к обновленчеству примкнул не по искренним убеждениям, а из житейских соображений. Он был осужден на 10 лет лишения свободы и освобожден уже только во время Отечественной войны. В 1944 г., вернувшись в каноническую патриаршую Церковь , был принят в сане протоиерея и назначен ректором Богословского института. А Александр Иванович Введенский, главный предводитель раскола, и в страшные 30-е гг. вел благополучную жизнь человека из светского общества, украшал себя драгоценными митрами и панагиями, разводился и женился, посещал театры и концерты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В ночь на 10 дек. 1925 г. митр. Петр был арестован. Вскоре после ареста митр. Петра председатель Совета викариев еп. Серафим (Звездинский), видимо из-за вмешательства ОГПУ, удалился из Москвы в Аносин монастырь в Звенигородском у. Впрочем, после этого еп. Серафим неск. раз приезжал в Москву и обсуждал епархиальные дела с еп. Гавриилом (Красновским) и представителями московского духовенства. 14 дек. митр. Сергий (Страгородский), к-рый не мог из-за взятой у него подписки выехать из Н. Новгорода, отправил в Москву письмо «Преосвященнейшему владыке, временно управляющему Московской епархией» с уведомлением о вступлении в исполнение обязанностей заместителя патриаршего местоблюстителя (письмо было получено еп. Гавриилом (Красновским)). В подготовленном ОГПУ обзоре политического состояния СССР за дек. 1925 г. после сообщения об аресте митр. Петра было отмечено: «Согласно завещанию Петра, его заменил епископ Нижегородский Сергий, руководство верными ему приходами пытается взять в свои руки викариальное епархиальное управление». В кон. 1925 г. при поддержке ОГПУ в Москве возник григорианский раскол, одним из организаторов и руководителей к-рого стал еп. Борис (Рукин). 22 дек. на совещании 10 архиереев в Донском монастыре был организован Временный высший церковный совет (ВВЦС) во главе со Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) и с еп. Борисом. 30 дек. 1925 г. митр. Сергий (Страгородский) назначил управляющим М. е. находившегося в Москве Старицкого еп. сщмч. Петра (Зверева) . 2 янв. 1926 г. ВВЦС получил от адм. отдела НКВД справку о легализации его деятельности. 3 февр. ВВЦС принял определение об устранении еп. Петра (Зверева) от управления М. е. и о назначении управляющим ею еп. Бориса (Рукина). На следующий день еп. Борис направил циркуляр московским благочинным о вступлении в управление епархией и вызвал их к себе на совещание. Свои претензии на управление М. е. еп. Борис, занимавший Можайскую кафедру, пытался обосновать решением Поместного Собора от 8 дек. 1917 г. о титуле наместника Патриаршей области - архиерей «Коломенский и Можайский». Сторонникам еп. Бориса удалось занять в Москве всего 5 храмов и неск. часовен. В их ведении оказались соборы бывш. Донского и Сретенского монастырей, захваченный в 1924 г. обновленцами храм Владимирской иконы Божией Матери в Китай-городе, также контролировавшийся ранее обновленцами храм «Трех радостей» на Покровке (Троицкий собор на Грязех), бывш. центр движения иосифлян - Крестовоздвиженский собор на Воздвиженке (с 1931), а также часовня Христа Спасителя у Москворецкого моста и мемориальная часовня в Китай-городе. С 1929 г. еп. Борис стал титуловаться как «митрополит Московский», а его кафедрой стал Троицкий собор на Грязех (его движение в Москве было известно как борисовщина).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

«Удивляет меня очень успех григорианского раскола. Чем могут люди увлекаться? Ведь у григориан нет особой идеологии ни по какому вопросу, отличной от Православия. Григориане отличаются от православия только своей неканоничностью, своею преступною незаконностью, лживостью. Признают григориане митрополита Петра, а этот последний считает их, григориан, раскольниками. Мне сильно, сильно больно, что мой бывший келейник, обученный мною Матфей Долиндо, является главным заправителем неправого григорианского раскола. К моему горю, сам Григорий (Яцковский) ведь мой келейник по Киевской Академии. Два года мы жили с ним в одной келье. Что поделаем, Владыко святый, исполняются над нами слова Божественного Евангелия. Будем молить Господа, чтобы он, Небесный наш Пастыреначальник, сохранил бы нас в Своей истине до конца! Об этом я постоянно взываю к Нему — Всеблагому и Всемилостивому Господу нашему. Да поможет Вам Всемогущий вернуть заблудших в ограду Святой Церкви». Для поддержания духа верующих епископ Герман собирал сведения о находящихся в местности близ Алма-Аты мощах апостола и евангелиста Матфея с целью прославления этой местности. К исследовательской работе по этому вопросу он старался привлечь профессуру и образованное духовенство, отбывающих ссылку в Алма-Ате. На Литургии ссыльным священникам Владыка благословлял причащаться в алтаре в полном облачении. И нередко алтарь Николаевской церкви был переполнен духовенством — от диаконов до архиереев. Среди последних в Алма-Ате находились архиепископ Херсонский и Николаевский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). При их участии в начале весны 1932 года игумен Феоген был возведен в сан архимандрита. Анастасия Нагибина рассказывает: «Владыка Герман был слаб здоровьем. Многолетний строгий пост, с одной стороны, и текущие тревожные политические и внутрицерковные события, с другой, изнуряли его до крайней степени. Кроме того, духовенство и миряне ежедневно целыми семьями или тайком в одиночку шли к Владыке, желая получить от него поддержку и совет: «Куда деваться? Как жить?» Всех он принимал, благословлял, утешал, помогал, как мог, материально. У Владыки сдавали нервы. Он предчувствовал, что вот-вот его арестуют, и ждал ареста. Отец Александр опасался за его здоровье и часто говорил: «Я боюсь за Владыку. Он очень худой, очень нервный. Ему бы врача надо». Владыка рассказывал, что, засыпая, положив голову на подушку, он слышит разговор о своем аресте.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

4. «По запискам моим тогда и поймут меня…» Чем щедрее оделяет Господь избранника Своего небесными дарами, тем горячее горнило испытаний, сквозь которое проводит Он его на земле. Так было и с митрополитом Мануилом. Господь доверил ему великую миссию – отстоять чистоту Православия от обновленческой ереси в самой ее цитадели. Об этой миссии ему было предвозвещено еще в дни юности, когда он, студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, писавший романы и мечтавший о литературной славе, только начинал задумываться об истинном служении Богу. Первый раз – в ноябре 1908 года, когда после двух знаменательных видений Спасителя Виктор Лемешевский обратился за вразумлением к некоему старцу (имя его нам неизвестно), и повторно – 13 июля 1922 года, после того, как, отказавшись присоединиться к обновленцам, он впервые оказался за решеткой. На этот раз иеромонах Мануил услышал предсказание из уст Московского святителя Филарета (Дроздова) . И оба раза вестники Божии предостерегали будущего Исповедника, что если его жизнь окажется недостаточно высокой, то миссия будет снята с него и передана более достойному. Но о какой конкретно миссии шла речь, юноше было непонятно... ...Когда новопоставленный епископ Мануил прибыл, по поручению Святейшего Патриарха Тихона, в сентябре 1923 года в Петроград, там, в среде духовенства и причта верными Патриарху оставалось лишь 93 человека, а из 123 приходов в «живую церковь » не перешли только 8. Но пламенные и доходчивые проповеди Святителя, уста которого благословил Дух Святой, отстояли Истину, вернули заблудших сыновей и дщерей российских в лоно Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Господь благословил Своего Святителя и на великое стояние в вере против многочисленных расколов, терзавших Русскую Православную Церковь в 20–30-е годы: григорианского – по имени митр. Григория (Яцковского), ярославского – во главе с митр. Агафангелом (Преображенским), иосифлянского – связанного с митр. Иосифом (Петровых) , викторианского – возглавленного Глазовским еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

21 января 1927 года на свидание к митрополиту Петру в пересыльную Екатеринбургскую тюрьму пришел архиепископ Григорий (Яцковский) , и в беседе с ним митрополит подтвердил, что между ними нет молитвенно-канонического общения, что архиепископ вместе со своими сторонниками учинили раскол, который не может быть терпим в Церкви. Тогда же местоблюстителю Патриаршего Престола удалось передать свое обращение на волю, и оно стало широко известно в церковных кругах. Повторный арест и ссылка за Полярный круг Местом ссылки митрополита Петра назначено было село Абалак . В феврале 1927 г. узник был доставлен туда; ему велено было поселиться на территории закрытого Абалакского монастыря . Пока ремонтировали отведенную ему комнату в монастыре, святитель жил в поселке. Монахиня Иоанновского монастыря Евгения (Манежных) помогала владыке по домашнему хозяйству, но ежедневную работу 65-летний старец выполнял сам - топил печь, варил пищу, убирал жилье. Прожил он там, в относительном покое, недолго. В начале апреля его снова арестовали и доставили в Тобольскую тюрьму. Участь арестованного решал ВЦИК, по постановлению которого он был сослан за Полярный круг, на берег Обской губы в поселок Хэ . Там, лишенный всякой медицинской помощи, уже тяжело больной, он был обречен на медленное умирание. Местные священники, обдорский, абалакский и хэнский, были обновленцами , и к сосланному местоблюстителю относились неприязненно. Митрополит Петр в обновленческие храмы не ходил, а глядя на него, перестали их посещать и другие верующие, которые раньше, из-за отсутствия православных храмов, ходили к раскольникам. В конце 1928 года срок трехлетней ссылки закончился, но 11 мая 1928 года постановлением Особого совещания ОГПУ срок ссылки был продлен на два года. Здоровье святителя становилось все хуже; он с трудом переносил лютый северный климат, особенно в зимние месяцы в связи с полярной ночью. 15 июля 1928 года он направил заявление в ОСО ОГПУ и во ВЦИК: " ... Оставление меня в селе Хэ Обдорского района, далеко за Полярным кругом, среди суровой обстановки слишком пагубно отражается на моем здоровье, которое после моего годичного проживания здесь пришло в окончательный упадок. Дальнейшее оставление меня в настоящем, трудно переносимом климате,... равносильно обречению на смерть " .

http://drevo-info.ru/articles/3885.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010