Имеется в виду Серафимо-Знаменский женский скит (Подольский уезд, Московская губерния), устроен в 1912 г. настоятельницей московской Покровской общины игуменией Ювеналией (Марджановой). Закрыт в 1924 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 258–258 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 290–291. Подлинник. Рукопись Анастасий (Грибановский; 1873–1965 гг.), см. о нем примечание 11 к вводной статье. Василий (Преображенский; 1854–1915 гг.), см. о нем примечание 12 к вводной статье. Константин Петрович Зверев (1845–1912 гг.), протоиерей, с 1890 г. настоятель Александро-Сергиевской церкви в доме московского генерал-губернатора, духовник великой княгини Елизаветы Федоровны, с 1905 г. настоятель Петропавловской церкви Малого Николаевского дворца в Московском Кремле. Служил в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича в московском Чудовом монастыре. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 349–349 об. Подлинник. Рукопись. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.), известный русский художник. Автор картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Один из основоположников русского модерна. Автор памятного креста на месте гибели великого князя Сергея Александровича. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 152–153. Подлинник. Рукопись Орловский Введенский монастырь, основан в 1685 г. на левом берегу реки Орел, на месте древнего Афанасьевского погоста. В 1844 г. избрано новое место – за городом Орлом при приходской Христо-Рождественской церкви, в 1848 г. состоялось официальное открытие монастыря. В 1923 г. закрыт, перестроен под рабочий городок железнодорожников, соборный храм снесен. В 1993 началось восстановление монастыря. В этот день (27 августа 1913 г.) отмечалось празднование 800-летия со времени мученической кончины сщмч. Кукши. См. также: Паломничество великой княгини Елизаветы Федоровны в Орловскую и Калужскую губернии в 1899–1916 гг. Нижний Новгород, 2012. С. 67–102. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6782, л. 217–218 об. Подлинник. Рукопись. Макарий (Невский; 1835–1926 гг.), 12 февраля 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, с 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский, с 1906 г. архиепископ; с 1912 г. митрополит Московский и Коломенский. После февраля 1917 г. жил под Москвой в Николо-Угрешском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Иннокентий (Александров Илия Федорович; 1793–1869), епископ. В 1832 г. хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. С 1835 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. Содействовал миссионерским трудам протоиерея И. Вениаминова, будущего митрополита Московского. С 1838 г. епископ Екатеринославский и Таганрогский. В 1853 г. уволен на покой в Старо-Харьковский Куряжский Преображенский монастырь, где и скончался. Иннокентий (Зельницкий Георгий Иванович; 1886–1968), архиепископ. В 1947 г. зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1949 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С 1949 г. хиротонисан во епископа Винницкого и Брацлавского. С 1951 г. епископ Курский и Белгородский. С 1957 г. архиепископ. С 1958 г. архиепископ Ростовский и Новочеркасский, в 1961 г. Архангельский и Холмогорский, в 1962 г. Тамбовский и Мичуринский. Иннокентий (Неронович, Нерунович; ск. 1746), епископ. В 1732 г. хиротонисан во епископа Иркутского. Создавал школы для новокрещеных, строил церкви. Совместно с духовенством епархии окрестил большое количество язычников, которые назывались «неруновскими». В Якутии учредил школу для детей духовенства. Иннокентий (Сокаль Иоанн Иоаннович; 1883–1965), епископ. Эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). В 1921 г. в сане иерея служил в Призренской духовной семинарии. В 1922–1924 гг. преподавал в сербских духовных семинариях. Затем служил священником в Св.-Троицкой церкви в Белграде. С 1940 г. настоятель этой церкви. Сразу после отъезда 7 сентября 1944 г. русских архиереев во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским) и с канцелярией Архиерейского Синода в Германию, направил письмо от имени всех духовных лиц, оставшихся и пребывающих в Белграде, на имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего престола митрополита Алексия (Симанского) с просьбой о воссоединении с Московской Патриархией и возвращении на Родину. В 1945 г. делегация РПЦ во главе с епископом Сергием (Лариным) провела воссоединение. Благочинный всех русских церквей в Югославии. В 1946 г. принял советское гражданство. В 1950 г. выехал в СССР. С 1950 г. ректор Саратовской духовной семинарии, затем ректор Минской духовной семинарии, ректор Одесской духовной семинарии. С 1957 г. настоятель Смоленского Успенского собора. Овдовев, пострижен в монашество, в 1959 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Иоанн Оно, протоиерей, родился в 1872 году в префектуре Сидзуока, которая находится в центральной части острова Хонсю. В 1885 году принял святое крещение и по благословению святителя Николая поступил в Духовную семинарию в Токио. После окончания семинарии в 1892 году он начал работать катехизатором в церквах Сиракава (северной части-острова Хонсю), Одавара (центральной части), Такасаки (там же). 19 марта 1905 года святителем Николаем был посвящен в сан священника и назначен настоятелем храма в г. Такасака. В том же году в связи с русско-японской войной был временно назначен пастырем в лагерь русских военнопленных в городок Хаматера недалеко от города Осака. За заботу о русских военнопленных 6 февраля 1907 года награжден наперсным золотым крестом от императора Николая II и украшенным напрестольным Евангелием от Святейшего Синода. В 1925 году архиепископом Сергием (Тихомировым) возведен в сан протоиерея. В 1939 году был переведен в Воскресенский собор в Токио и временно назначен настоятелем храма в Йокогаме. В 1939 году в Японии был принят закон, по которому все религиозные организации должны были пройти регистрацию для получения статуса юридического лица. Иностранные граждане не могли возглавлять христианскую общину, и митрополит Сергий (Тихомиров ; † 1945) лишился права руководить Японской Православной Церковью. На Соборе 1940 года владыка Сергий передал временное управление Церковью Арсению Ивасава Хэйкити, который не был священнослужителем и наотрез отказался стать главой Церкви. Вскоре в адрес временного управляющего делами Японской Церкви Арсения Ивасава поступила телеграмма из Югославии от митрополита Анастасия (Грибановского ; † 1965), о необходимости скорейшего канонического назначения главы Церкви. Митрополит Анастасий, глава Русской Зарубежной Церкви, был одноклассником Арсения Ивасава по Санкт-Петербургской духовной академии. Церковным комитетом был выдвинут кандидатом в епископы старейший японский протоиерей, воспитанник святителя Николая протоиерей Иоанн Оно. Церковный комитет подготовил документы для хиротонии, и 27 февраля 1941 года отец Иоанн Оно в сопровождении диакона Эндо выехал в Харбин, где был пострижен в монашество с именем Николай. В Харбине 14 марта 1941 года по благословению митрополита Анастасия митрополитом Харбинским и Маньчжурским Мелетием (Заборовским; †1946) и иерархами Русской Зарубежной Церкви была совершена хиротония Николая (Оно). Главой Японской Церкви стал епископ Токийский и Японский Николай (Оно). С того времени и до настоящих дней предстоятелями Японской Православной Церкви являются японцы. 27 марта 1946 года владыка Николай подал прошение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию (Симанскому; † 1970) о воссоединении его и Японской Церкви с Матерью-Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

История возникновения данной юрисдикции тесно связана с именем небезызвестного иерарха РПЦЗ епископа Вашингтонского и Флоридского Григория (Граббе). Путь его восхождения к вершинам церковной власти начался Германии в годы II Мировой Войны, когда Первоиерархом РПЦЗ был стареющий митрополит Анастасий (Грибановский) (1936–1964 гг.). Став управляющим делами «карловацкого» Синода в сане протоиерея, Георгий Граббе проводил непримиримую политику в отношении Русской Православной Церкви Московского Патриархата 523 . Его влияние на митрополита Анастасия со временем настолько расширилось, что приобрело практически неограниченный характер. В годы возглавления РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским) (1964–1985 гг.) позиции протоиерея Георгия настолько усилились 524 , что даже в 1987 г. многие зарубежные иерархи были «обязаны Граббе своим саном и положением» 525 . Не меньшую роль сыграл он и в формировании официальной идеологии РПЦЗ, заключавшейся в громком пафосе борьбы за очищение Русского Православия от «ересей» «сергианства» и экуменизма 526 . Одиозность фигуры протопресвитера Георгия, являвшегося синодальным секретарем, управляющим делами Синода и управляющим синодальным Отделом Внешних Сношений, проявилась в скандально известном венчании им в 1965 г. неправославной немки и поляка-католика Голеневского, выдававшего себя за Алексея Николаевича Романова, сына покойного цесаревича Алексея Николаевича Романова 527 . Произошедший подлог был раскрыт и это настроило большинство епископата против протопресвитера, однако по личному настоянию митрополита Филарета в мае 1979 г., постриженный в монашество с именем Григорий, бессменный временщик был рукоположен во епископа Манхеттенского, впоследствии получив титул епископа Вашингтонского и Флоридского. Профессор Д. В. Поспеловский предполагает возможность личного сотрудничества епископа Григория (Граббе) с ЦРУ 528 . По оценке профессора-протоиерея Владислава Цыпина , идеологическая деятельность епископа Григория имела своей задачей поддержку и апологетику американской внешней политики 529 . Данные выводы могут быть подтверждены и тем, что, в 1966 г. широкой общественности стал известен скандальный факт получения Синодом РПЦЗ, управляющим делами которого являлся протопресвитер Георгий, крупных финансовых перечислений от американской контрразведки 530 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Косик В.И. Русская Церковь в Югославии (20-40-е гг. XX века). М., 2000. С. 105-106; «Чему свидетели мы были»: переписка бывших царских дипломатов 1934-1940 гг. Сборник документов в 2-х книгах. М., 1998, кн. 2. С. 187, 201, 209. Окружное послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей от 15/28 августа 1932 г.//Архиепископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк, 1961. Т. VII. С. 286-293; AA, VIa, R62190. Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Белград, 1939. C. 581. Серафим (Лукьянов Александр Иванович), митрополит. Родился 23 августа 1879 г., в 1904 г. окончил Казанскую Духовную академию. 7 сентября 1914 г. хиротонисан во епископа Сердобольского, с 1920 г. архиепископ Финляндский и Выборгский. В 1927-1945 гг. возглавлял Западно-Европейскую епархию РПЦЗ, с 1938 г. в сане митрополита. 31 августа 1945 г. воссоединился с Московским Патриархатом, с 9 августа 1946 по 15 ноября 1949 г. экзарх Московского Патриарха в Западной Европе. С 17 мая 1954 г. проживал в СССР на покое. Скончался 18 февраля 1959 г. в Гербовецком монастыре. Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич), митрополит. Родился 6 августа 1873 г. В 1897 г. окончил Московскую Духовную академию. 29 июня 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, 6 мая 1916 г. возведен в сан архиепископа Кишиневского и Хотинского. В 1919 г. эмигрировал из России. 28 июля 1936 г. избран главой РПЦЗ в сане митрополита. До сентября 1944 г. проживал в Белграде, затем эвакуировался в Германию. Осенью 1950 г. переселился в Нью-Йорк. 27 мая 1964 г. отказался от руководства РПЦЗ, остался ее почетным главой. Скончался 22 мая 1965 г. в США. Церковная жизнь. 1938. 5-6; Православная Русь. Джорданвилль. 1947. 12. С. 1-2, 1993; 11. С. 4. Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Нью-Йорк. 1945. С. 34. Григорий (Граббе Георгий Павлович), епископ. Родился 8 апреля 1902 г. в семье графа, в 1923-1926 гг. обучался на богословском факультете Белградского университета. С 12 августа 1931 г. управляющий Синодальной канцелярией РПЦЗ в Югославии. 12 июня 1944 г. в Германии рукоположен в сан иерея. С 1950 г. проживал в США, в 1960 г. возведен в сан протопресвитера. С 5 июня 1967 г. заведующий отделом внешних сношений РПЦЗ. 12 мая 1979 г. хиротонисан во еп. Манхэттенского. С 1986 г. на покое, скончался 7 октября 1995 г. в США.

http://bogoslov.ru/article/6024224

О Московской Патриархии святитель отзывался так: «Русская За рубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединившие их». Понимание того, что разделение между Церковью в отечестве и Церковью в эмиграции не имеет под собой глубокой основы, имело место и в Московском Патриархате. Показательным стал факт служения панихиды по митрополиту Антонию (Храповицкому) патриархом Алексием I при посещении им Белграда в 1957 г. Тем временем глава РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) угасал и в 1964 г. заявил об уходе на покой. Часть эмигрантской паствы желала видеть следующим Председателем Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископа Иоанна (Максимовича) , часть – архиепископа Никона (Рклицкого) . Споры между сторонниками этих архиереев на Соборе 1964 г. грозили расколоть Русскую Зарубежную Церковь . По этой причине святитель Иоанн решил снять свою кандидатуру и предложил сделать то же самое архиепископу Никону. Последний дал на это согласие. Выход из тупика был найден почти уникальный: первоиерархом было решено избрать самого младшего по хиротонии архиерея Русской Зарубежной Церкви. Таковым оказался епископ Брисбенский Филарет (Вознесенский) , управлявший Зарубежной Церковью в 1964–1985 гг. Митрополит Анастасий скончался 22 мая 1965 г. Панихиду возле тела усопшего иерарха совершил представитель Вселенского Патриархата архиепископ Иаков (Кукузис). На отпевании митрополита присутствовали представители Константинопольской и Сербской Церквей. Архипастырь был погребен в усыпальнице Троицкого собора в Джорданвилле. Спустя год, 2 июля 1966 г., во время поездки по своей епархии отошел ко Господу другой выдающийся святитель – архиепископ Иоанн (Максимович) . О погребении этого святого иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Это было не обычное прощание с усопшим, даже с иерархом. Было ощущение присутствия тайны, – тайны святости. Пришедшие были твердо убеждены, что пришли хоронить святого. Каждый внезапно ощутил себя сиротой».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Освобожден в июне 1941 года. Возвращаясь к семье в Ленинград, попал в плен к немцам возле ст. Малая Вишера Новгородской области, выдал себя за священника, отбывавшего наказание. Стал служить священником в церквах г. Шлиссельбурга, пос. Мга и Лезье. В январе 1942 г. эвакуирован немцами во Псков. Выдав себя перед руководством Православной миссии за священника, направлен митрополитом Сергием священником в с. Ушаки. Благочинный Гатчинского (Прифронтового?) округа. Писал доносы в Службу безопасности (СД) Германии. Шесть раз арестовывался немецкими властями по подозрению в том, что не является священником, а умышленно подослан большевиками. Слета 1942 г. отстранен от должности. Продолжал ходить по деревням, служил в домах и где придется. В 1943 г. вновь допущен к совершению богослужений, по май 1944 г. продолжал служить, не задерживаясь подолгу на одном месте, в церквах пос. Тосно, Сиверская (Санкт-Петербургская епархия) и с. Торошино, Любятово, Камно, Пальцево (Псковская епархия). В мае 1944 г. арестован немецкой полевой жандармерией и направлен этапом в Таллинн. Освобожден из тюрьмы в Таллинне советскими войсками 23 сентября 1944 года. В октябре 1944 г. приехал в Ленинград, где был арестован. Приговорен Военным трибуналом войск НКВД Ленинградского округа 15 января 1944 г. к 20 годам лишения свободы. После освобождения в 1954 г. проживал в Ленинграде. Анастасий (Грибановский Александр Александрович) (1873–1965), митрополит. Родился в семье священника. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1897). Кандидат богословия. Постригся в монахи в Тамбове (1898). Архимандрит и ректор Московской духовной семинарии (1901). Епископ Серпуховской, викарий Московской епархии (1906), Холмский и Люблинский (1914), Кишиневский (1915). Архиепископ Кишиневский и Хотинский (1916). Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., председатель отдела церковного имущества и редакционного отдела, председатель комиссии по выработке порядка избрания патриарха и его настолования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При малочисленной братии освоение приобретенной земли шло достаточно медленно: устроили ферму, построили часовню, заложили фундамент Свято-Троицкого храма и наконец закончили строительство маленького деревянного храма. «В день Святого Духа, 17 июня 1935 года, в обитель приехал архиепископ Виталий (Максименко) и многочисленные гости, дабы участвовать в торжестве освящения нового храма. Накануне освящения братия и богомольцы молились до полуночи. Благолепно прошел чин освящения храма. И вдруг в конце литургии, когда архиерей вышел на проповедь, кто-то закричал: “Огонь!” В считанные минуты здание было объято пламенем. Только по милости Божией никто не пострадал. Можно представить, что творилось тогда в душах иноков: ведь на их глазах погибало то, чему они отдавали свои силы и свою любовь в последние годы. Многие из нас после подобного происшествия впали бы в отчаяние и пришли к выводу, что Богу не угодно сие дело. Но не таковы были те иноки. Спустя несколько лет, когда были накоплены необходимые средства, а из Словакии почти в полном составе прибыли иноки Иовлевского печатного братства, джорданвилльцы построили-таки новый собор. Но уже не деревянный, а каменный!» – вспоминает инок Всеволод (Филипьев). Действительно, по переезде владыки Виталия в Америку работы по освоению Джорданвилльского участка активизировались. Покинувшая Ладомирово братия из 13 монахов при содействии владыки Виталия 15 декабря 1946 года прибыли в Джорданвилль, сюда же поступило и печатное оборудование братства. С 1948 года владыка Виталий стал настоятелем братства и настоятелем Свято-Троицкого монастыря. В Джорданвилле вскоре была построена духовная семинария, в которой владыка преподавал Ветхий Завет и литургику, он же был ее первым ректором. Он руководил строительством Троицкого храма. 14 ноября 1948 года архиепископом Виталием (Максименко) на нижнем этаже собора был освящен храм во имя преподобного Иова Почаевского. 26 ноября 1950 года состоялось освящение всего Троицкого собора, которое возглавил первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский,1965).

http://pravoslavie.ru/4409.html

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Василий Надеждин (память 19 февраля по старому стилю) С вященномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича и его супруги Софии Павловны Надеждиных. Он был пятым из шести детей — трех сыновей и трех дочерей. В роду Надеждиных многие служили в церкви псаломщиками, а отец Федора Алексеевича был диаконом. По семейному преданию, отрок Василий как–то проводил до дому старенького батюшку, который благословил его иконой святителя Николая и предсказал, что он тоже станет священником. Примером веры и благочестия для мальчика с юных лет были родители, воспитывавшие детей в христианской вере. Его отец уже в преклонных летах писал:«В старину я слышал изречение»Дети — благословение Божие». Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Семья Надеждиных состояла в приходе Покровской церкви в Большом Левшинском переулке. Федор Алексеевич многие годы был старостой этого храма, и кончина его последовала в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1935 года. Василий с четырнадцати лет пел в церковном хоре Покровского храма, а впоследствии и регентовал, организовав хор из прихожан. В 1910 году по окончании Заиконоспасского духовного училища он поступил в Московскую духовную семинарию. Большое участие в будущем пастыре принял его родственник архиепископ Анастасий (Грибановский; U 1965 г.). В 1914–1915 годах юноша ездил к нему в Холмскую епархию. В это время он сблизился и с архимандритом Сергием (Королевым) из Яблочинского Онуфриевского монастыря, впоследствии архиепископом Казанским и Чистопольским (U 1952 г.), о чем писал родителям в мае 1915 года:«Мы с ним не расставались, ходили пешком в их Белоозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое озеро… переплыли его на лодке…

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Путь его восхождения к вершинам церковной власти начался Германии в годы II Мировой Войны, когда Первоиерархом РПЦЗ был престарелый митрополит Анастасий (Грибановский) (1936–1964). Став управляющим делами карловацкого Синода в сане протоиерея, Георгий Граббе проводил непримиримую политику в отношении Русской Православной Церкви Московского Патриархата 473 . Его влияние на митрополита Анастасия со временем настолько расширилось, что приобрело практически неограниченный характер, В годы возглавления РПЦЗ митрополитом Филаретом (Вознесенским) (1964–1985) позиции протоиерея Георгия настолько усилились 474 , что даже в 1987 году многие зарубежные иерархи были «обязаны Граббе своим саном и положением» 475 . Не меньшую роль сыграл они в формировании официальной идеологии РПЦЗ, заключавшейся в громком пафосе борьбы за очищение Русского Православия от «ересей» «сергианства» и экуменизма 476 . Одиозность фигуры протопресвитера Георгия, являвшегося синодальным секретарём, управляющим делами Синода и управляющим синодальным Отделом Внешних Сношений, проявилась в скандально известном венчании им в 1965 года неправославной немки и поляка-католика Голеневского, выдававшего себя за Алексея Николаевича Романова, сына покойного императора Николая Александровича Романова 477 . Произошедший подлог был раскрыт и это настроило большинство епископата против протопресвитера. Однако по личному настоянию митрополита Филарета (Взнесенского) он был пострижен в монашество с именем Григорий и в мае 1979 года рукоположен во епископа Манхэттенского, впоследствии получив титул епископа Вашингтонского и Флоридского. Профессор Д.В. Поспеловский предполагает возможность личного сотрудничества епископа Григория (Граббе) с ЦРУ 478 . По оценке профессора – протоиерея Владислава Цыпина , – идеологическая деятельность епископа Григория имела своей задачей поддержку и апологетику американской внешней политики 479 . Эти выводы могут быть подтверждены и тем, что, в 1966 году широкой общественности стал известен скандальный факт получения Архиерейским Синодом РПЦЗ, управляющим делами которого являлся протопресвитер Георгий, крупных финансовых перечислений от американской контрразведки 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010