А кто из пресвитеров и диаконов был помоложе, тех они продали иудеям, удостоившись участи и удавления Иудина» 30 . Славянская биография Наума рассказывает, что на рыночной площади Венеции, где торговали рабами, государственный чиновник византийского императора Василия выкупил учеников Мефодия. Некоторые из них, освободившись, вернулись на родину, но иные попросили отвезти их в Константинополь, где он их представил императору 31 . Между тем, в связи с преследованием учеников Мефодия, миссия в Моравии угасла. За смертью Святополка последовал и закат этого государства: между 906 и 910 гг. оно было окончательно упразднено новыми владельцами страны – мадьярами (венграми). Если бы кто-то захотел оценить результаты деятельности двух византийских миссионеров в начале X в., пришлось бы сказать о полной неудаче. Но здесь есть примечательный парадокс. Дело солунских братьев, провалившееся с внешней точки зрения, привело впоследствии к важнейшим для истории христианской миссии результатам. «Хлебное зернышко», которое, по притче Господней, упало в землю и умерло, принесло «плод мног» ( Ин.12:24 ). Из рассеянных учеников Мефодия одни миссионерствовали в Богемии, другие в Польше, но более всего – среди южных славян. Семь из них во главе с Климентом, который выделялся своей филологической деятельностью и апостольским духом, нашли убежище в Болгарии, где были с радостью приняты царем Борисом-Михаилом. Здесь было продолжено и расширено дело двух греческих миссионеров. Климент и его помощники основали монастырь с училищем и стали заниматься переводами греческих авторов для духовного возвышения болгарского народа. Многие храмы и источники до сих пор носят имя византийских миссионеров, им посвящен и митрополичий храм в Софии. Те из их преследуемых учеников, кто нашел убежище в Богемии, обучали там славянской письменности, знакомили со славянским текстом Литургии и заложили основы чешской культуры. Как отмечает Ф. Дворник, «жизненность нового учения, принесенного Кириллом и Мефодием, была такой, что, хотя они и были оторваны от своего источника Византии и подвергались непрестанным нападкам от латинских клириков, христианство в Богемии расцветало на протяжении всего X в. Пражский двор стал передовым культурным центром. Известно, что св. Вячеслав (герцог Богемии) знал латинский, славянский и греческий языки, а его мученичество в 929 г. было описано неизвестным учеником греческих миссионеров в жизнеописании, которое считается древнейшим памятником чешской литературы» 32 . Общее мнение историков выражает Фр. Гривек в своей характеристике св. Кирилла как «ревностного провозвестника веры по апостольскому образцу, носителя культуры, непревзойденного основателя славянской письменности и литературы», а св. Мефодия как «великого князя Церкви, подъявшего на свои рамена величайшее дело» 33 . Но предпосылками этого исторического дела были тяжелый труд, самоотверженность и безоглядное принятие креста.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

мон-ря Ксеноф на Афоне, 1757 г.?; Ватопедского мон-ря на Афоне, XVIII в.; Филантропион, 1542 г., и Иоанна Крестителя, 1789 г., на острове оз. Янина (Греция); Успения в Ератире, 1763 г. В Сербии эпизоды А. Богородице сохранились в нартексе ц. Богоматери Грачаницкого мон-ря , XVI в.; а также в росписях XVII в. нартексов болг. мон-рей Карлуковского, Елешницкого, Сеславского , ранний XVII в.; трапезной Бачковского мон-ря , 1643 г.; в нартексе ц. Рождества в Арбанаси , 1638 г. имеются также циклы А. Богородице, большая часть к-рых выполнена афонскими монахами (греками?). Эпизоды А. Богородице сохранились в росписях капеллы госпиталя мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1542 г. А. Богородице в молдав. церквах XVI в. обычно размещался на наружных фасадах: св. Марии мон-ря в Хуморе, 1535 г.; свт. Николая мон-ря Пробота, 1532-1535 гг.; Благовещения в Молдовице , 1536-1537 гг.; Усекновения главы Иоанна Крестителя в Арборе , 1541 г.; вмч. Георгия в Воронце , 1547 г.; вмч. Георгия, ок. 1547 г., и вмч. Димитрия, 1537-1538 гг.; в Сучаве; Вознесения мон-ря Сучевица , 1580-1595 гг., и др. Фрагменты цикла А. Богородице встречаются также на Украине и в Грузии: в ц. св. Онуфрия в Лаврове (Украина), XVI в.; ц. Богоматери в Ахали Шуамта (Грузия), 50-е гг. XVI в. " О всепетая Мати " (24-й икос). Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. " О всепетая Мати " (24-й икос). Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. Дионисий. 1502 г. Сравнительно недавно получил известность обширный круг поствизант. икон с А. Богородице: румын. икона «Богоматерь Одигитрия с Акафистом» из мон-ря Патерон в Зице (ныне в епископском дворце в Янине), XV в. (XVII ? в.); икона «Похвала Богоматери с Акафистом» мастера Георгия Клонцаса, кон. XVI в. (Греческий ин-т в Венеции); икона из скита св. Евстафия на Афоне (близ Ивирона), XVI-XVII вв.; икона «Богоматерь с Акафистом» мастера Иоанна Кастрофилакса из мон-ря Кенургиу (Крит), XVII в.; критская икона «Панагия Сиссиотисса с Акафистом» мастера Стефана Цангоролоса из мон-ря Сиссион в Кефалинии (Греция), ок.

http://pravenc.ru/text/63814.html

В этой грамоте они просят соборне рассудить о замеченных в русских богослужебных книгах разностях и новинах, причем перечисляют и самые новшества. В Константинополе немедленно составился большой Собор под председательством Паисия. Решение Московского Собора относительно исправления книг было одобрено и составлены ответы на все вопросы и недоумения Никона относительно разностей в церковных книгах и обрядах. Отправляя этот соборный ответ в Москву, Паисий послал Никону еще “свое частное письмо, в котором извещал о бывшем в Константинополе Соборе и посылаемых соборных ответах, просил передать эти ответы «всем священным лицам, да совершают последование и всякое священнодействие по чину великой Церкви, да не имеет ни единой разности, как чада одной и той же матери Восточной апостольской и соборной Церкви»” 469 . Между тем, еще до получения этого ответа, в Москве уже приступили к пересмотру и исправлению церковно-богослужебных книг. В начале 1655 года воротился на род[ин]у и Арсений Суханов , который вместе с рукописными богослужебными книгами Церквей Греческой и Сербской вывез также немало и книг, печат[ан]ных в Венеции, Париже и Риме. Еще раньше этого времени, т.е. в 1653 г., Арс[ений] Суханов привез с собою известный Проскинитарий, который есть не что иное, как путевой дневник его, в котором он отмечал все, что его интересовало. Этот Проскинитарий со своими примечаниями касательно богослужебной практики Церквей Восточных оказал, бесспорно, громадное влияние на те исправления, какие впоследствии были сделаны патриархом Никоном . Кроме привезенных книг Арсением Сухановым и его Проскинитария, патриархи Антиохийский и Сербский и многие восточные архиепископы прислали, вследствие просьбы из Москвы, до 200 различных книг. Для исправления книг, сличения их с греческими были избраны образованнейшие люди того времени, как, напр., Епифаний Славинецкий, Арсений Суханов , архимандрит Иверского Афонского монастыря Дионисий, старец Арсений Грек. “А для удобнейшего наблюдения за печатанием новоисправленных книг книгопечатный двор со всеми его учреждениями и справщиками был передан патриарху Никону в его непосредственное и полное распоряжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

– часть титла, бывшего на Кресте Господнем; Это титло было найдено св. Еленой в том же месте, где обретено было ею и Животворящее Древо Креста Господня. Оно лежало в земле несколько в стороне от самого Креста и имело вид белой дощечки, на которой письменами еврейскими, греческими и римскими было изображено, в соответствии с Евангелием: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» ( Ин. 19:19 ). Титло ею же было пожертвовано в базилику. Сохраниться в целости это титло не могло, частью от влияния времени, частью и от того, что многие частички были отдробляемы от него для рассылки их по разным местам. Из бывшей на нем надписи уцелели лишь слова: «Назарянин Царь» на греческом и латинском языках, от еврейской же надписи видны лишь одни следы букв. – гвоздь, один из числа тех, которыми пригвожден был ко кресту Царь мира и которые обретены были св. Еленой вместе с Животворящим Древом Креста Господня; Христос Спаситель был пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями. Затем несколькими гвоздями были прикреплены ко Кресту вышеупомянутое титло над главой Спасителя и подножка, на которую опирались Его пречистые ноги. Кроме того, в древние века для удовлетворения благочестивого чувства христиан делаемы были с подлинных священных гвоздей копии, в которые вкладывалась частица, иногда даже весьма незначительная, одного из вышеозначенных подлинников, и которые затем стали чествовать так же как и подлинники. Посему, гвозди от Животворящего Креста Господня имеются и вне Рима, например, в Милане, Венеции. Париже, Трире и в других местах. – два терна от венца, бывшего на главе Спасителя ( Мф. 27:29 ); Терновый венец не был снят с главы Спасителя при вознесении Его на крест и, по снятии Спасителя с креста, был зарыт в землю вместе с крестом, титлом, на нем бывшем, и гвоздями; все эти святыни вместе и были обретены св. Еленой. – большая часть креста разбойника благоразумного, который, по церковному выражению, «мал глас испусти на кресте, велию веру обрете, во едином мгновении спаслся, и первый райская врата отверз вниде»;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТОМОС О ГРЕЧЕСКОМ РАССЕЯНИИ 1908 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Томос о греческом рассеянии - был издан Константинопольским патриархом Иоакимом III 8 марта 1908 года. Томос явился ответом на положение приходов православных греков в рассеянии, лишенных установленной епархиальной структуры. В отношении греческих приходов в Северной Америке , томос послужил основой для игнорирования ими существования Алеутской и Северо-Американской епархии Русской Православной Церкви или отрицания её легитимности по отношению к ним. Томос был издан как «O Patriarchikos kai Synodikos Tomos», Ekklesiastike Alletheia, 3, 1908. Ниже перевод фрагментов с английского О даровании Святейшей Церкви Эллады привилегии канонической суверенной юрисдикции о духовном попечении и надзоре всех православных греков в рассеянии в Европе, Америке и иных странах, исключая лишь Православную Греческую Церковь Венеции ... Ибо очевидно, что ни Святая Церковь Эллады , будучи одарена нашим Патриархатом статусом автокефалии в строго определенных пределах юрисдикции, ни какая-либо иная Церковь или Патриархат, не может канонически распространять свой авторитет за пределы своей определенной юрисдикции, за исключением нашего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола ; и сие по причине данной ему привилегии посвящать епископов в варварских землях иже суть за определенными рубежами церковных юрисдикций, и по причине его старшинства в распространении своего высшего попечения упомянутым Церквам в чужих землях. ...   Приводится по FitzGerald, Thomas E., The Orthodox Church, Westport, Connecticut: Praeger, 1995, 134, note 13; Trempelas, Panagiotis, The Autocephaly of the Metropolia in America, Brookline, Massachusetts: Holy Cross School of Theology Press, 1974, 25-26 Редакция текста от: 17.03.2019 19:31:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/16116.html

Таже глаголют вси. И всех иже в надежди воскресения и проч. по обычаю яко же выше писано есть. И тако поклоншася отходят. 579 Мнимые старообрядцы говорят, что во святей литургии, юже прежде на седми просфорах служиша, Никон Патриарх отложи от них две просфоры яже за Царя и Патриарха выимашеся и за все священство; сия отложив, на пяти просфорах только литургию отправляти предаде (Российский виноград, в статье о Никоне). Отменил же две просфоры, т. е. Патриарха и царя для того, чтобы таким образом оставить священство и царство и смесить их воедино с простолюдинством (Российский виноград). Патриарх Никон подлинно признал достаточным для принесения на жертвенник пяти просфор. Но, отменив две просфоры, не оставил без ясного поминовения ни Священства, ни Царя, как то видно из Служебника, изданного им, в котором читаем: «Помяни, Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха нашего (имя рек)». «Помяни, Господи, Благоверного и Христолюбивого Государя нашего, Царя и Великого Князя» (имя рек). Но что поминовение царя и священства соединилось с простолюдинством – вины нет. Наш Господь за всех молился совокупно ( Ин.17:11, 20, 21 ), и апостол предписал молиться за вся человеки, а в том числе за царя и за вся, иже во власти суть ( 1Тим.2:2 ). Такого поминовения всех вместе требовали древнейшие греческие и славянские Потребники, именно XII, XIII, XIV и XV веков (например, харатейный Служебник Антония Римлянина XII века, хранящийся в библиотеке Новгородского Софийского собора; харатейные Служебники XIII, XIV и XV веков, находящиеся в той же библиотеке; печатные Служебники, изданные в Венеции 1519 и 1554 г.; Номоканон, печатанный в Киеве в 1624 году – см. правило 10) (Выписки из этих и других подобных книг см. в книге: Истин. древн. и ист. прав. Хр. Церк., ч. 2, стр. 196–199 и в книге: Выписки из старописм. и старопеч. книг, Озерского, ч. 2, стр. 108–141). Число пяти просфор на литургии начало в России изменяться на шесть, кажется, со времени Всероссийского митрополита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В более позднее время сюжет трактовался в историческом духе: святого пронзает копьями группа воинов, в состав композиции могли включаться фигуры мч. Луппа и ангела с венцом (росписи 10-х гг. XIV в. в ц. св. Апостолов в Фессалонике и сер. XIV в. в парекклисионе Д. С. в мон-ре Ксенофонт; упрощенный вариант - на выпущенном в Фессалонике медном ассарии Иоанна V, ок. 1365-1376; по мнению Ксингопулоса, подобная композиция описана в экфрасисе Иоанна или Марка Евгеника). Обычно сцена убиения святого входит в состав житийных или минейных циклов. Однако известны и отдельные иконы на этот сюжет, относящиеся в основном к поствизант. эпохе (критские иконы XV-XVII вв. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне и в Музее Бенаки в Афинах); та же сцена, вероятно под влиянием житийных икон, помещена на нижнем поле серебряного оклада иконы Д. С. на троне из мон-ря прп. Дионисия на Афоне (1-я пол. XV в.). Фрагмент изображения Д. С. в темнице (сцены убиения?), относящийся к XII в. (?), сохранился в крипте базилики святого в Фессалонике, отождествлявшейся с местом его заключения. В XVII-XVIII вв. создавались и отдельные иконы Д. С. в темнице, благословляющего мч. Нестора на бой с гладиатором Лием (иконы XVII в. из Протата и XVIII в. из ц. Неа-Панагия в Фессалонике). Редким примером отдельной иконы со сценой погребения Д. С. является образ XVI в. из собрания Греческого ин-та в Венеции, принадлежащий к числу распространенных в эту эпоху композиций, изображающих погребение святых с участием сонма духовенства и певцов на фоне храма. Иконография Д. С. на Руси имела широкое распространение. Ее особенности заключались в неравномерности развития и отсутствии ряда популярных в Византии и на Балканах иконографических вариантов и в появлении мотивов, неизвестных визант. искусству. Древнейшие примеры изображений святого, относящиеся к XI-XII вв., как правило, принадлежат к типу Д. С.-воина, что, очевидно, было связано с его особым почитанием князьями из дома Рюриковичей и их окружением.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. ап. и ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь , прославляя ев. Матфея как благовестника, между прочим, восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный» 1010 . Паримии в день ев. Матфея произносятся те же, что и в день св. ап. Андрея Первозванного; утреннее Евангелие и Апостол те же, что в день св. ап. Филиппа (Евангелие – Ин.21:15–25 ; Апостол – 1Кор.4:9–16 ); а литургийное Евангелие благовествует о призывании Матфея к апостольству ( Мф.9:9–13 ). День св. ап. и евангелиста Марка 25 апреля (8 мая) Св. ап. и ев. Марка из лика 70 апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей от колена Левиина, из племени священнического; мать его Мария жила в Иерусалиме; ее посещал ап. Петр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и чрез него сделался известен ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их апостольском путешествии ( Деян.12:25, 13:5:13 ). Когда Варнава отдельно от ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:24 ). Евангелист же Марк был эллин из Кирены, Пентаполя – города ливийского. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ) – конечно, в том смысле, что ап. Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизпь. Марк был спутником ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с ап. Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного ап. Петром благовестия об Иисусе Христе, написал через 10 лет по вознесении Господа на греческом языке св. Евангелие, «еже похвали Петр и Церкви предаде» 1011 . В Евангелии своем преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНТИН ОРМИДИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мученик Константин Ормидийский. Греческая икона Константин Ормидийский, Аламанский, Чудотворец (греч. Κωνσταντνος ν Ορμηδε, Αλαμνος, ο Θαυματουργς), воин, мученик Память 1 июля (Кипр. , Греч. ) и в Соборе Кипрских святых (Греч. ) По кипрскому преданию, Константин Ормидийский считается одним из 300 Кипрских (Аламанских) святых , переселившихся на Кипр из Палестины. В " Хронике " Леонтия Махераса (первая половина XV в.) говорится только о его мощах: в " Ормидии находится святой Константин воин " , тогда как в перечне чтимых на Кипре святых в рукописи Британского музея (XVI в., протограф XIII в. ) его имя пропущено. В синаксарном Житии в составе поздней службы, изданной в Венеции в 1779 году на средства Кипрского архиеп. Хрисанфа, говорится, что Константин Ормидийский подвизался в Иорданской пустыне в числе 300 подвижников, а по прибытии на Кипр проповедовал Христа язычникам вместе с тремя не названными по именам сотоварищами в местности Трахия (Τραχεα), расположенной между Ахной и Ормидией . Они были схвачены по приказу игемона Кипра Савина, исповедали перед ним христианскую веру, были подвергнуты бичеванию и брошены в темницу. На следующий день Константина и его спутников привели на допрос. После того как они отказались поклониться идолам, их подвесили вниз головой и подвергли жестоким пыткам, а затем положили на раскаленные железные доски. Милостью Божией они остались невредимы. Тогда мученикам забили в ноги гвозди и заставили бежать. Т. к. все попытки склонить их к вероотступничеству оказались тщетны, мучеников снова бросили в темницу. По прошествии нескольких дней Савин приказал привести заключенных и, видя, что они по-прежнему непоколебимы, велел отрубить им головы. Благочестивые христиане ночью погребли тела мучеников в с. Ормидия. Спустя некоторое время их мощи были обретены и от них стали происходить чудеса. Однажды правитель Кипра, страдавший от глухоты и к тому же заболевший дизентерией, пришел поклониться мощам Константина Ормидийского и других мучеников и получил исцеление. В знак благодарности он построил храм во имя Константина Ормидийского в Ормидии .

http://drevo-info.ru/articles/13680269.h...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Фото: Михаил Тынтарев Новые колокола подняты на звонницу Скорбященского храма Церковь эпохи гонений не имела своего голоса. Христиане избегали любой огласки мест своих собраний. Даже во времена Константина Великого христиане собирались на молитву под звуки деревянных досок (бил), железных полос (клепал) и даже труб. Церковь зазвучала колоколами только в VI-VII bekax. Создание первого колокола обычно связывают с именем святого Павлина, епископа города Нолы, где впоследствии развернулось производство колоколов. Говоря о «создании» колокола, я не оговорилась: первые колокола не отливались. Они имели четырехгранную форму, их стенки выковывались и спаивались, они были невелики по размерам и весили немного. Греческая церковь узнала колокола только в IX beke. При Василии Македонянине в Константинополь доставили первые 12 колоколов, отлитых в Венеции из сплава меди с серебром. Вскоре каждый храм Греческой Церкви старался приобрести хотя бы один колокол. В 1453 году турки взяли Константинополь и сразу же запретили христианам звонить в колокола. Противники веры во все времена связывали звон колоколов с голосом самой Церкви. На Руси западная и восточная колокольные культуры нашли настолько горячий прием и поддержку, что колоколов стало отливаться великое множество. И не стоит обвинять Петра I в том, что для военных нужд он переплавлял колокола на пушки. Ведь только московские монастыри имели тысячи колоколов, что сегодня кажется нам в общем-то невероятным. Из «лишних» колоколов были отлиты 100 больших и 143 малых пушки, 26 мортир и гаубиц, немало послуживших во славу России… Колоколами в России обзаводились даже домовые храмы. Это вызвало расцвет и в смежных областях, которые касались не только технологических моментов изготовления колоколов, но и самих школ звонов. Люди стали ценить именно искусство звонить - использование настроенных разновысотных колоколов и различие метроритмических основ звона. Было их настолько много, что сложился свой круг знатоков и ценителей. Появился в Русской Церкви и Устав колокольного звона.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/13...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010