Venetiis, 1570. В греческом подлиннике издано только окончание, обнимающее время от Исаака Комнина до Никифора Вотаниата включительно: Paris, 1647; Venet., 1729; Воппае, 1839. Издание сделано в виде прибавления к Кедрину в том превратном убеждении, разделявшемся не только первым издателем Фабротом (Cedr., 1, praei., IX), но и некоторыми из последующих ученых (напр.: Gibbon. History of the decline and fall oi the roman empire. London, 1836, 1058; Gjrorer. Byzantinische Geschichten, 1877, HI, 273, 621), что Скилица дословно списал Кедрина. 136 Cedr., I, 4: καθ’ μς πατος των φιλοσφων κα περτιμος Ψελλς (наш современник, ипат философов и ипертим Пселл). Должность его была «великий друн-гарий виглы», как показывает заглавие хроники, а также поданная им императору Алексею Комнину в марте 1092 г. реляция: πομνησις το κουροπαλτου κα μεγλου δρουγγαρου της βγλης ωννου το Θρακησου. μετ τν περ μνηστεας νεαρν γενο– μνη… (Реляция куропалата и великого друнгария виглы Иоанна Фракийца, прилагаемая к новелле о помолвке). Zachariae, III, 376. 137 Взгляд о составлении хроники в два приема, в разное время, и произошедших отсюда двух редакциях – а) до 1057, б) с 1057 до 1081 – разделяют: Lambecius. Commentarii de aug. Bibliotheca caes. Vindobonensi, II, 578; Fabri-cius. Bibl. graeca, ed. Harles, VII, 723; Scholl. Gesch. d. griech. Litter., Ill, 255; Hase. Iohannes Lydus de magistratibus, ed. Bonn., XXII; Brunet de Presle. Attal., ed. Bonn., X; Nicolai. Ersch u. Gruber, Encykl., LXXXVII, 339; Васильевский. Ж. М. H. Пр., CLXXVI, 108; Muralt. Essai de chronogr. byz., XXV, почему-то пределом первой редакции полагает не 1057, а 1048 г. Несколько замечаний о неосновательности этого взгляда сделал Hirsch. Byzantinische Studien. Leipz., 1876, 359. 139 Если искать его между писателями, названными Скилицей в предисловии, то можно делать выбор между четырьмя: Сикелиотом Дидаскалом, Никифором Фригийским, Феодором С-идским и Иоанном Лидийским. 140 Сопоставляем страницы, из которых сделаны заимствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Ответ логофета гласит так: „Как здоровье святейшего епископа Рима, духовного отца нашего святого императора? Как здоровье всех епископов, священников, диаконов и всего остального клира святой церкви римлян?“. Так же строго, различались по степеням обращения и формы писем, обращенных к духовным и светским государям. Римскому папе отправлялась золотая булла, стоимостью в один солид с надписью: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа, нашего единого, истинного Бога. Лев и Александр верные в Боге императоры римлян. Сергию, святейшему папе Рима и нашему духовному отцу». Точно так же писалось и остальным патриархам, только при этом отбрасывался почетный титул „духовный отец“. – Напротив того, Эмиру – аль –Омра посылалась булла стоимостью в четыре солида, с обращением: „Светлейшему, высокорожденному, высокознатному X., первому тайному советнику и правителю агарян, от Льва и Александра, верных самодержцев, августов и великих императоров римлян. Особенно нежны были обращения и посланиях к болгарскому царю, который в дни Константина Багрянороднаго связал себя тесными родственными узами с императорским домом: супруга болгарского царя Петра была дочерью Романа и первой царицей римской крови: Во имя Отца . . . . . императоры Константин и Роман, во Христе Боге нашем благочестивые самодержцы и императоры римлян, нашему дражайшему духовному сыну, Петру, царю Болгарии“. – Если такой иностранный государь не удовлетворялся письмом, а являлся в столицу лично, то церемониям буквально не было конца. Византийцы не щадили ни времени, ни трудов, чтобы поддержать хорошее расположение духа влиятельных представителей иностранных властителей. Наиболее важной была своя собственная посольская служба. Только испытанные люди, безгранично преданные интересам императора и государства могли быть с пользой привлечены к этому делу. В большинстве случаев посол ставил свою жизнь на карту в поездках до диким, враждебным и опасным местностям. К тому же для высокомерного ромея вовсе не считалось мелочью сносить все грубости какого-нибудь Аттилы, какого-нибудь аварского кагана или болгарского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

– Собрание Национального заповедника «Херсонес Таврический», б. Фрагмент. D – около 29 mm. Толщина пластинки – 1,5 mm. Аналоги: Алексеенко H.A., Смычков К.Д. Несколько новых печатей византийского Херсона//Хсб. – 1999. – Вып.Ю. – С.367, 11. Аверс. Крестообразная инвокативная монограмма призыва божественной помощи. В углах тетраграмма: TW – С [W]/ΔΔ – [ΛW], Θεοτκε βοθει τ σ[] δο[λ], Сверху и снизу небольшие шестиконечные звездочки. Изображение заключено в ободок из слившихся в одну линию точек. Реверс. Крестообразная монограмма имени владельца с литерой W. В углах надпись: [K] – МЕР [ХЕР] – CWN [Γεοργ] [κου]μ(μ)ερ(κιαρι) [Χερ]σν(ος). Сверху и снизу надписи небольшие шестиконечные звездочки. Сохранившаяся литера омега в монограмме, как и на предыдущих экземплярах, предполагает имя владельца Георгий. В первую очередь рассматриваемые печати обращают на себя внимание типом инвокативной монограммы и достаточно краткой легендой, что не совсем характерно для моливдовулов Херсона. Аналогичная монограмма встречается не часто и у исследователей нет единого мнения относительно датировки таких печатей. В. Лоран буллы с данным типом относил к IX–X вв. 1985 В. Зайбт экземпляр из Венского собрания датирует 50–60-и гг. X в. 1986 Такой же тип монограммы имеет на своей печати известный по письменным источникам первой половины X в. Судья Фессалоники Самона 1987 . Очень близки по стилю нашим печатям и моливдулы стратига Стримона Стефана, турмарха Херронеса Иоанна и анаграфевса Никиты, датированные издателями X в. 1988 Абсолютное же сходство мы находим на моливдуле Варды, стратига Анатолийской фемы, просходящем из коллекции Н.П. Лихачева, который исследователь отнес к X в. 1989 Г. Закос датировал параллельный экземпляр из своей коллекции серединой X столетия. 1990 Интересно отметить, что на буллах Варды кроме типа монограммы совпадают даже украшения сверху и снизу тетраграммы. Таким образом, херсонские памятники, несомненно, принадлежат X в. И, скорее всего, их следует отнести ко времени около середины или начала второй половины столетия. Достаточно близкую датировку, видимо, предполагает и использованный мелкий шрифт с различными по высоте и начертанию литерами, получивший широкое распространение со второй половины X в. 1991

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

191 Спустя год, потеряв оставшихся двоих сыновей, убитый горем Синезий в еще большей степени возжелает смерти. Ср.: Письмо 134 (16). 192 Речь идет о Магне – местном аристократе, отвечавшем за сбор налогов в той курии, к которой принадлежал и Синезий. Ср.: Письма 13 (42) и 14 (72). Андроник, будучи сам низкого происхождения, как представитель центральной власти обошелся жестоко и бесцеремонно с представителем власти местной – уважаемым и влиятельным человеком высокого происхождения, что до глубины души возмутило Синезия и как политика, и как человека, и как представителя местной аристократии. 193 Статир – золотая монета классической Греции. Синезий – любитель аттизмов – называет этим словом солид: современную ему золотую монету. 195 Из Письма 14 (72) мы знаем, что Магн, дабы удовлетворить финансовые притязания Андроника, в результате «продал свои земли не людям Андроника, но военному губернатору». Вероятно, подобные ситуации возникали при Андронике нередко: в Письме 15 (79) упоминается некий Левкипп, также вынужденный продать свое имущество. В этом правление Андроника радикально отличается от правления его предшественника Геннадия Сирийца. Ср.: Письмо 7 (73). 196 См. ниже Письмо 13 (42). Там же приводятся упомянутые дерзкие слова Андроника: «Напрасно этот человек надеется на церковь , никто не избегнет рук Андроника, даже если бы сумел с мольбой припасть к коленям Самого Христа!». 197 Ср.: Гомер. Илиада, 4. 443, где аналогичное выражение используется по отношению к Распре, сестре и подруге Ареса. Ср. также: Письмо 15 (79), 7. 199            В оригинале стоят производные от глагола «прясть». До Синезия это выражение не встречается (по крайней мере, в дошедших до нас источниках). Однако позднее мы находим его у многих авторов вплоть до XIV в. (ср., например: Иоанн Филопон. Комментарий на «Физику» Аристотеля, 1.2; Феофилакт Ахридский, РС 126, 2286; Георгий Пахимер. Declamatio, 8; Феодор Метохит. Личные заметки и наблюдения, гл. 26). 204            Высказывание, хорошо известное со времен Платона и широко используемое платониками. Ср.: Платон. Федон, 67b. Синезий и сам не единожды цитирует его. Ср., например: Письмо 79 (137), 49–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Спас Еммануил. Имп. Феодор I Ласкарь. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1204–1241 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Основателем Н. и. был Феодор I Ласкарь , зять имп. Алексея III Ангела Комнина , к-рый с 1203 г. имел сан деспота и был одним из организаторов обороны К-поля во время нападения крестоносцев. После падения К-поля он бежал в Вифинию, где начал собирать войско, чтобы попытаться освободить К-поль. Никея первоначально не приняла его, но Феодор нашел поддержку в Прусе (ныне Бурса) и в регионе зап. побережья М. Азии, вокруг Смирны (ныне Измир). Феодор использовал родство с Алексеем III как одно из оснований своих политических претензий. В кон. 1204 - нач. 1205 г. латиняне предприняли наступление в Вифинии и Геллеспонте, захватили несколько приморских городов и едва не уничтожили владения Феодора. Ему с трудом удалось удержать Прусу, но он лишился контроля над вост. берегом прол. Геллеспонт (Дарданеллы) и вынужден был заключить союзный договор с иконийским султаном Кей-Хосровом I, который также выступил против латинян. В 1206 г. находившийся в Дидимотихе К-польский патриарх Иоанн X Каматир объявил в послании Феодору о своем отречении, но лично поддержать Феодора отказался. Отречение Иоанна X еще больше обострило религ. конфликт в распавшейся Византии, поскольку крестоносцы в К-поле уже летом 1204 г. возвели на престол своего патриарха Томмазо (Фому) Морозини , а в 1205 г. его избрание получило санкцию от папы Римского Иннокентия III . Латиняне требовали от покоренных византийцев принять примат Римской Церкви и подчиняться в религ. делах лат. духовенству. Поражение крестоносцев от болгар в 1205 г. дало Феодору необходимую передышку, чтобы завершить формирование своего гос-ва. Весной 1207 г. в Никею из К-поля прибыл богослов Николай Месарит , прежде пытавшийся быть посредником между греками и латинянами и вынужденный бежать из К-поля, где нарастало противостояние латинянам. Месарит и многие др. бывшие жители империи разного чина искали в лице Феодора возможного защитника православных (к-польский ипат философов Димитрий Карик, историк и богослов Никита Хониат , риторы Константин Стильб и Георгий Вардан, а также семьи Никифора Влеммида и Арсения Авториана ). Спустя десятилетия Никифор и Арсений будут видными деятелями культуры Н. и. Мн. интеллектуалы визант. мира, такие как митр. Афинский Михаил Хониат , были на стороне сопротивлявшегося Феодора, который решился воссоздать основные институты империи и К-польской Церкви в изгнании на подвластной ему территории М. Азии. В нач. 1208 г. в Никее был созван церковный Собор, 20 марта избравший К-польским патриархом Михаила IV Авториана . В день Пасхи, 6 апр. 1208 г., в базилике Св. Софии в Никее патриарх Михаил короновал Феодора как визант. императора.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

соправителем Константином, и между 2 императорами сложился союз. Однако постепенно взаимоотношения соправителей обострялись: в 316 г. между ними началась 1-я война и войска Константина вторглись в подконтрольную Л. Паннонию. 8 окт. 316 г. в битве при Цибалах (ныне Винковци, Вост. Хорватия) Л. был разбит и, отступая на восток, потерял контроль над Паннонией и Иллириком. Пытаясь укрепить свое положение на Балканах, он вскоре провозгласил цезарем Гая Аврелия Валерия Валента, командующего дунайским лимесом. Однако переломить ход войны в свою пользу Л. не удалось. 1 марта 317 г. в ходе мирных переговоров в Сердике, уже захваченной Константином, Л. был вынужден согласиться на мирный договор на невыгодных для себя условиях. Занятые Константином земли переходили окончательно под его власть; Валент был казнен по требованию Константина, а новыми цезарями были провозглашены сыновья Константина Крисп и Константин Младший, а также малолетний сын Л. Лициниан, родившийся от брака с Констанцией в 315 г. Имп. Лициний. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 320 г. Мирное соглашение было непрочным, и в последние годы своего правления Л. постоянно находился под угрозой новой конфронтации с Константином. О его политике в это время известно лишь немногое. Первоначально провозглашенная Л. толерантность благоприятно сказалась на развитии христ. Церкви. Гонения были прекращены на длительное время; положение общин, их иерархия и повседневная жизнь стабилизировались. Мн. известные епископы крупных общин Востока были возведены на кафедры в 313-314 гг. (Евсевий Памфил, Макарий Иерусалимский, святители Александр Александрийский, Иаков Нисибинский, Александр I К-польский, Виталий I Антиохийский и др.). Однако в последние годы правления Л. стал преследовать христиан. Вероятно, причиной гонений была поддержка христиан со стороны Константина, в результате чего все христ. общины на Востоке Л. и его советники постепенно начали воспринимать как неких агентов влияния врага. Ок. 320 г. Л. издал 2 эдикта, существенно ограничивавшие права христиан.

http://pravenc.ru/text/2110627.html

Церковь на пути к V Вселенскому Собору. Часть 1 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие части, относящиеся к эпохе святого императора Юстиниана: Полемика вокруг богословской формулы «Один от Святыя Троицы распят» Имп. Юстин I. Солид. В 519 году, в правление императора Юстина, в Константинополь из Малой Скифии прибыли монахи во главе с Иоанном Максенцием. В ту пору уже не существовало скифского этноса: в Скифской, или Томитанской – по ее главному городу, провинции после великого переселения народов проживали разные этносы. В.В. Болотов полагает, что ставшие знаменитыми скифские монахи имели готское происхождение . Среди них был также Леонтий, которого некоторые историки ошибочно отождествляют со знаменитым богословом Леонтием Византийским. Известно, что Леонтий из Скифии был родственником могущественного тогда полководца Виталиана – ревнителя Православия, учинившего неудачный мятеж против покровительствовавшего монофизитам императора Анастасия, вначале возвышенного, а потом устраненного при Юстине. В столицу они пришли, чтобы там разрешить свой спор с епископом Томитанским Патернусом. И как оказалось, у этого спора была богословская подоплека: Патернус отвергал проповедуемую этими монахами формулу: «Один от Святыя Троицы распят», которую он считал теопасхитской. Не добившись поддержки в столице, монахи самовольно покинули ее и отправились в Рим. Юстиниан, тогда еще только патриций, а не император, написал папе Гормизде в Рим грамоту, в которой обвинил беспокойных монахов в том, что они сеют рознь и проповедуют новое учение. В послании, отправленном позже, он потребовал принудительно вернуть их в Константинополь. Монахи категорически отказались возвращаться из Рима, ссылаясь на то, что в этом случае их жизни угрожает опасность, а папа медлил с исполнением требования Юстиниана.

http://pravoslavie.ru/64995.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Константин V. Монета. Аверс, реверс. VIII в. (сент. 718 - 14.09.775), визант. император-иконоборец (18 июня 741 - 14 сент. 775). Уничижительные прозвища как приложение к имени: Копроним (греч. Κοπρνυμος, от κπρος - «навоз», слав. «лаиноименитый», «гноеименитый»), Кавалин (Καβαλλνος, от позднелат. caballus - «конь»), Мам(м)она (Μαμ(μ)ωνς), Ирод (Ηρδης). Источники Практически все тексты о К., дошедшие до наст. времени, в той или иной степени неблагожелательны по отношению к нему, поэтому верификация сведений, относящихся к его богословским взглядам, церковной, внутренней и внешней политике, а также к его деятельности как полководца, представляет собой очень сложную источниковедческую задачу. По-видимому, между 775 и 784 гг. было составлено историческое сочинение антииконоборческой направленности, описывавшее царствование Льва III и К., фрагменты которого сохранились в «Бревиарии» и «III Антирретике» патриарха К-польского Никифора I , «Хронографии» прп. Феофана Исповедника и «Краткой хронике» Георгия Амартола . Несмотря на ярко выраженную полемическую направленность, последнее произведение претендовало на правдивость ( Theoph. Chron. P. 413), благодаря чему стала известна важная информация о победах К. над болгарами и арабами. Наиболее объективным источником считается «Бревиарий» патриарха Никифора, доведенный до 767 г. Биография К. род. в сент. 718 г. у имп. Льва III Исавра и его жены Марии и был крещен на Рождество того же года патриархом К-польским свт. Германом I . Согласно позднейшему преданию (негативно передающему факты биографии К.), во время крещения младенец обмарался в купели, за что и получил прозвище Копроним (Ibid. P. 400). 31 марта 720 г. К. был коронован как соправитель отца. Ок. 731/2 г. женился на хазарской принцессе Чичак (Цветок), получившей при крещении имя Ирина. От этого брака у К. 25 дек. 750 г. род. сын Лев (впосл. имп. Лев IV, коронован как соправитель 6 июня 751). После смерти Ирины К. женился на Марии († 751). Неизвестно, были ли дети от этого брака. От 3-го брака с Евдокией у К. было 6 детей: Христофор, Никифор, Никита, Анфим, Евдоким и Анфуса (см. Анфуса Омонийская , прп.).

http://pravenc.ru/text/2057044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Печать кн. Лазаря. Аверс. 1379–1380 гг. [Серб. Лазар] (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель 2-й (после Неманичей) серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых. Л. происходил из неродовитой семьи землевладельцев, к-рая возвысилась в правление кор. Стефана Уроша IV Душана (с 1346 царь). О предках Л., исключая отца, ничего не известно, родовое прозвище Хребелянович зафиксировано лишь поздними (не ранее рубежа XVI и XVII вв.) источниками. Встречающиеся в поздних (XVI-XVIII вв.) родословах сербских указания, что Л. был незаконным сыном кор. Стефана Душана «от некой княгини» (Родослов Руварца) или что его отец был женат на дочери кор. Стефана Уроша II Милутина и визант. принцессы Симониды (Троношский родослов XVIII в.; этот династический брак был бездетным), не заслуживают внимания, т. к. отражают стремление безымянных книжников посмертно легитимизировать занятие князем-мучеником серб. престола, на к-рый он не имел прав, не будучи отпрыском предшествующей династии. Отец Л., Прибец, имел невысокий придворный чин логофета (правителя канцелярии), позднее был повышен до «слуги» (или чашника) и «великого слуги». Его земельные владения (вероятно, родовые), размеры и границы к-рых неизвестны, располагались в районе г. Ново-Брдо, их центром был г. Прилепец (не сохр.). Сведения о Л. до 70-х гг. XIV в., когда он стал самостоятельным правителем, крайне скудны, что отчасти объясняется состоянием источников сер.- 3-й четв. XIV в. Он поступил на придворную службу еще во время правления царя Душана, чему способствовало положение отца. Тогда же, судя по возрасту дочерей, Л. женился на Милице (в монашестве Евгения), дальней родственнице (5-юродной сестре) царя Душана, прапраправнучке старшего сына св. Симеона Сербского вел. кн. Вукана . В браке у них было 5 дочерей и 3 сына: Стефан (впосл. деспот; см. ст. Стефан Лазаревич ), Вук и Добровой (ум.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Климент XII, папа Римский. Аверс медали. 1730 г. (7.04.1652, Флоренция - 6.02.1740, Рим; до избрания папой - Лоренцо Корсини), папа Римский (с 12 июля 1730). Род. в знатной семье, старший сын гр. Бартоломео Корсини и Элизабетты Строцци, племянник кард. Нери Корсини и двоюродный брат буд. кард. Джамбаттиста Патрици. Начальное образование получил у иезуитов во Флоренции; с 1667 г. проживал в Риме в доме дяди, кард. Н. Корсини, учился в папском Григорианском университете . После переезда дяди в нач. 1672 г. в Тоскану покинул Рим и продолжил учебу в Пизанском ун-те, где в 1675 г. получил степень д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro). По возвращении во Флоренцию Корсини пожелал начать церковное служение, однако не получил одобрения отца; после его смерти отказался от права наследования и, вероятно, в 1685 г. был рукоположен в сан пресвитера. В том же году переехал в Рим, где получил должности регента папской канцелярии и клирика Апостольской палаты. В февр. 1690 г. папа Римский Александр VIII сделал Корсини префектом Апостольской сигнатуры милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви ). 10 апр. того же года назначен архиепископом Никомидийским in partibus infidelium. 18 июня епископское рукоположение Корсини совершил Флавио Киджи, кардинал-епископ Порто и Санта-Руфины. 1 июля 1690 г. был назначен апостольским нунцием при дворе императора Свящ. Римской империи герм. нации, но так и не выехал в Вену из-за разногласий между папой Александром VIII и имп. Леопольдом по вопросу о его назначении. 6 дек. 1695 г. папа Римский Иннокентий XII передал Корсини должность генерального казначея и сборщика Апостольской палаты, к-рую ранее занимал его дядя, кард. Н. Корсини. С 9 дек. суперинтендант замка Св. ангела и генеральный комиссар моря. На финансовой службе в Апостольской палате Корсини проявил себя как талантливый финансист: провел реформы для централизации системы финансового управления в Папской области, собрал средства на организацию обороны г. Комаккьо, который находился под угрозой захвата имперскими войсками. 15 июля 1704 г. папа Римский Климент XI назначил его комиссаром Апостольской легатуры Феррары.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010