ч. от императора. В Центр. Италии церковную реформу поддерживали сочетавшиеся браком маркгр. Беатриса Тосканская и герц. Годфрид Лотарингский. Их усилиями на Папский престол был избран Николай II (1058-1061). Созванный папой Латеранский Собор (апр. 1059) осудил симонию и передал прерогативу выборов Римского понтифика коллегии из 12 кардиналов, тем самым ограничив участие рим. знати в выборах; император как патриций Рима сохранил право утверждать уже избранного папу. При Николае II произошли изменения во взаимоотношениях с норманнами: гр. Рикард Капуанский при посредничестве мон. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII (1073-1085)), помог Николаю II пленить антипапу Бенедикта X (1058-1059), а папа по Мельфийскому соглашению (авг. 1059) признал за норманнами все завоеванные ими территории в обмен на вассальную клятву. Движение обновления монашества, начавшееся в X в. в рамках клюнийской и лотарингской реформ, в И. распространилось только в XI в. В Юж. Италии (Калабрия, о-в Сицилия) сохранялась визант. монашеская традиция, влияние к-рой распространялось на север вплоть до Рима (число греч. монахов в Риме возросло в период иконоборческого кризиса в Византии, когда многие бежали с Востока в И.). Известностью пользовался рим. мон-рь святых Алексия и Вонифатия, основанный бежавшим с Востока в 977 г. Сергием, митрополитом Дамасским. Здесь проживали и лат. монахи, из этого мон-ря вышли миссионеры святые Адальберт и Бруно Кверфуртский . Греч. монахи пользовались расположением имп. Феофано, жены имп. Оттона II, по распоряжению к-рой был основан мон-рь Спасителя (989). Наибольшую известность приобрел Криптоферратский мон-рь ( Гроттаферрата ), основанный в 1004 г. св. Нилом Россанским и его учеником, прп. Варфоломеем . Греч. обители существовали в районах И., традиционно связанных с Византией,- близ Неаполя, Амальфи, Гаэты. При папе Григории VII более радикальное толкование клюнийских принципов свободы Церкви (libertas ecclesiae) воплотилось в григорианской реформе , когда консолидирующаяся вокруг папства католич.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Многие члены судебного трибунала лишь из угождения новому императору предали патриарха и лицемерно изменили свое отношение к нему. «Путь лежал через Геллеспонт, на европейском берегу Геллеспонта расположен был город Мадит, в котором почивали мощи угодника Божия Евфимия, источавшие благовонное миро. Причалили к Мадиту, Керулларий вошел в храм, приложился к мощам святого, и так как был вечер, то весь кортеж расположился на ночлег. Во сне явился Керулларию святой Евфимий и возвестил ожидающее его в скором времени преставление в лучшую жизнь, о чем, проснувшись, патриарх и сообщил сначала караулившему его солдату, а потом еще нескольким спутникам. Взойдя на корабль, поплыли дальше и пристали наконец к месту назначения. Но не привелось Собору судить патриарха. Исполнилось бывшее ему в Мадите предсказание: изнуренный телесно голодом и лишениями во время приконисского заключения, еще более потрясенный душевно, с разбитыми идеалами, носителем которых и неодолимым защитником почитал он себя, Керулларий скончался, молясь в последнюю минуту за свой народ, им любимый и ему преданный; рука его так и застыла в форме для благословения, в чем его современники видели чудесное знамение», – описывает Скабаланович последние дни патриарха . Новый патриарх Константин Лихуд, ближайший друг и последователь Михаила Керуллария, был возведен на престол в конце января – начале февраля 1059 года. Поэтому хотя день смерти патриарха Михаила Керуллария не сохранили документы, историки предполагают, что он приходится на последние числа декабря 1058 года или первые числа января 1059 года, что по новому стилю соответствует январю 1059 года. Несколько слов о других, негативных, оценках личности патриарха Михаила Керуллария. Они опираются как на греческие, так и римские источники. Греческие представляют собой документы, собранные для суда над святителем по указанию императора Исаака Комнина, и потому хотя они, вероятно, и говорят о некоторых недостатках характера и поступков патриарха, однако, несомненно, в основном пристрастны.

http://pravoslavie.ru/29011.html

7. Михаила Керуллария (1043–1059): а) Синодальное решение 1052 г. 1429 , составленное Никитой Хартофилаксом, запрещающее брак в 7 степени кровного родства 1430 ; b) послание о запрещенном браке в 6 ст. свойства 1431 ; с) послание о том, как поступать в случае прелюбодеяния жены священника 1432 ; d) послание о том, какие служебные обязанности могут исполнять священники, живущие в недозволенных браках 1433 ; е) послание о запрещении брака в 7 ст. кровного родства 1434 . 3. От Керуллария до латинского завоевания. – 8. Константина Лихуда (1059–1064): два определения от 1059 года: а) о продаже епископу великой церковью раскаявшегося убийцы-раба и условиях ее и b) о священнике, совершившем убийство и изверженном 1435 . 9. Иоанна Ксифилина (1064–1075): два определения (1066 и 1067 г.) об обручении, в которых оно приравнивается к браку 1436 , одно о запрещенном браке в 5-й ст. свойства 1437 и одно о священниках, принимающих на себя ходатайство в суде за других лиц 1438 . 10. Евстратия Гариды (1081–1084) о расторжении брака двух троюродных братьев с матерью и дочерью 1439 . 11. Николая Грамматика (1084–1111): а) определение (1087) о «ставленной пошлине», по предложению Алексея Комнена 1440 , b) разрешение (1087) пустынножительства св. Христодулу 1441 ; d) два протокола (1092 или 1107) о сомнительности брака в шестой степени свойства дяди и племянника с теткой и племянницей 1442 , е) постановление (1092 или 1107) о действительности последующего брака для клирика, если первое обручение или было не законно, или не состоялось 1443 ; f) постановление (1094 или 1109) о запрещении брака в 5-й степени духовного родства 1444 ; h) постановление (1095 или 1110) о диаконах, удаляющихся от служения седмиц 1445 ; g) ответ о посте в августе месяце 1446 ; постановление, воспрещающее брак на троюродной сестре своей жены 1447 , и к) послание к царю Алексею Комнену, на основании канонов и законов доказывающее незаконность отделения епископий от митрополии 1448 . Ответы Николая Грамматика афонским монахам пользовались большим уважением 1449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Но победа реформаторов была далеко не полной, поскольку многие жители Рима, присягая новому понтифику, поднимали вверх левую руку, открыто демонстрируя, что их правая рука все еще сохраняет верность Бенедикту X. Таким образом, партия реформ несколько неожиданно для себя обнаружила, что по-прежнему, как еще до папы Льва IX, папство целиком и полностью зависит от результата борьбы аристократических партий и субъективных предпочтений отдельных правителей. В таких условиях Гильдебранду и его товарищам приходилось рассчитывать лишь на самих себя. Поэтому он немедленно снесся с норманнами, которые предоставили ему отряд из 500 рыцарей, и взял штурмом Галерию. Папа Бенедикт X был подвергнут пыткам, лишен сана и помещен в богадельню, где вскоре и скончался 131 . Развивая успех, Гильдебранд инициировал через своего ставленника-папу принятие эпохального решения на Соборе в Латеранском дворце 13 апреля 1059 г. о том, что отныне избрание Римского понтифика является неотъемлемой прерогативой коллегии кардиналов. Это стало настоящей пощечиной и для Западного императора, и для римской аристократии, но за Гильдебрандом стояли норманны, а потому все дружно молча проглотили обиду. В ответ апостолик направился на Юг Италии, где в торжественной обстановке объявил своего недавнего спасителя Ричарда (1059–1078) князем Капуанским, а Роберта Твискара (1059–1085) – герцогом Апулии. В ответ норманны признали себя его вассалами 132 . Для малолетнего Генриха IV это стало неприятным ударом (не говоря уже о Константинополе – это разумеется само собой), поскольку новый акт папы кардинально менял старую практику назначения понтифика императором Западной империи, как она сложилась со времен Карла Великого. Дальше – больше. Парижский Собор 1060 г. распространил данный принцип на процедуру избрания епископов. Естественно, Королевский двор Германии посчитал свои права нарушенными, а потому созванный приказом короля Собор немецких епископов в Вормсе в 1060 г. объявил понтифика Николая II (1058–1061) низложенным, как избранного без участия императора 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, это общество не имело определённого устава и не регламентировало своей деятельности какими-либо предписаниями формального свойства. Но оно обнаруживало постоянную жизненность, питалось неизменным интересом к науке, господствовавшем в Византии, заявляло о своём существовании и всякий раз, когда царский престол занимал басилевс-меценат, или среди общества возникало философское или богословское научное движение, сосредоточивавшее на себя всеобщее внимание учёных. Тогда все выдающиеся деятели науки собирались во дворце, устраивали научные заседания, читали силенции или рефераты, произносили речи, вступали в прения, вели продолжительные споры и пр. А так как в нашу эпоху подобные явления из истории просвещения наблюдались и авторитетно засвидетельствованы относительно императоров Льва Мудрого (886–911), Константина Порфирородного (912–959), Романа III Аргира (1028–1034), Константина IX Мономаха (1042–1054), Исаака Комнина (1057–1059), Константина X Дуки (1059–1066), Михаила VII Дуки (1071–1078), Алексея (1081), Иоанна (1118) и Мануила Комнинов (1143–1180), Uoahha III Дуки Ватаци (1222–1254), Феодора II Ласкариса (1254–1258), Михаила VIII Палеолога (1261–1282), Андроника II Старшего (1282– 1328), Андроника III Младшего (1328–1341), Иоанна VI Кантакузина (1341–1355), и Мануила II (1391–1425), то есть полное основание говорить об особом учёном обществе в Византии, существовавшем в течение почти всей нашей эпохи. Оно, как и все византийское просвещение, носило преимущественно церковно-богословский характер, интересовалось, главным образом, богословскими науками и содействовало развитию, прежде всего, богословия. В эпоху Комнинов это Учёное общество представляло как бы Византийскую Академию наук. Оно являло собой коллегию учёных – в числе двенадцати, обязанностью которых было следить за общим ходом просвещения, руководить деятельностью школ и дидаскалов, подавать свой авторитетный голос по научным вопросам и разрешать недоумения и споры, какой бы области знания они не касались.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Пример редкого благополучия смиренного патриарха, по-видимому, должен был назидательно повлиять и на его преемника, Михаила I Керуллария (1043–1058 г.). Приняв участие в заговоре против императора Михаила VI Стра- —674— тиотика, вынужденного принять пострижение, патриарх подготовил вступление на престол полководца Исаака Комнина (1057–1059 г.) и первоначально, действительно, пользовался его расположением. Но когда Комнин для восполнения государственной казны предпринял секуляризацию церковных и монастырских имуществ, патриарх, стойкий борец за чистоту католической веры, не мог безучастно отнестись к этому предприятию императора. В лице Керуллария и Комнина сошлись две одинаково упругие натуры: один отстаивал престиж патриарха, другой – с прямолинейностью солдата – не признавал власти выше императорской. Сторона, оказавшаяся физически слабейшей, должна была уступить и этот печальный жребий выпал Керулларию. По приказу Комнина он был заключен в отдаленный монастырь и в ожидании соборного суда изнуренный физически, потрясенный крушением своих идеалов, вскоре скончался на пути в столицу, до последней минуты молясь за любимый им и преданный ему народ 917 . Энергия византийских императоров при защите своего абсолютизма в значительной степени достигла, наконец, желанной цели. Позднейшие патриархи, за редкими исключениями, всегда почти были смиренными исполнителями императорской воли. Преемник Керуллария, образованный, добрый и милостивый Константин Лихуд (1059–1063 г.) и самое патриаршество получил от Исаака Комнина под условием возвращения в казну своего земельного владения. Благодаря осторожности, гибкости и мягкости своего характера, этот патриарх, однако скоро умерший, и с малоспособным 918 императором, Константином Дукой, умел поддерживать добрые отношения 919 . Просвещенный и аскетически настроенный патриарх Иоанн Ксифилин (1064–1075 г.) при этом императоре и его ближайших преемниках, занятых борьбой с внешними врагами империи:, 920 продолжал по- —675— литику Лихуда, оберегая главным образом свое право печалования 921 . Но и он под влиянием придворных партий по смерти Константина Дуки вынужден был то отклонять его супругу Евдокию от второго брака, то советовать ей это, с чем она, на свое горе, наконец, и согласилась 922 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

к ней были пристроены 2 нефа, так что все здание приобрело форму базилики в технике клуазонне (с использованием большого количества камня). К X в. относится мон-рь ап. Иоанна Богослова с 3-нефной базиликой, возведенной в той же технике, и известные только по надписям на печатях церкви Пресв. Богородицы, великомучеников Феодоров и Христа Спасителя. II. Во 2-й пол. средневизант. периода (1059-1210), после нового кризиса, у К. были тесные торговые отношения с Венецией, Генуей, Пизой, что подтверждают клад, состоявший из множества визант. монет 1036-1067 гг. с добавлением 69 вост. монет и монеты крестоносцев 1095 г., обнаруженный в районе театра, раскопанные клады времени имп. Исаака I (1057-1059) и Алексея I Комнинов (1081-1118), а также относящиеся к походу (1147) на Грецию сицилийского кор. Рожера II (4 клада времени имп. Мануила I Комнина, 1143-1180). В этот политически сложный период в К. шло очень активное строительство. Первое большое здание построено в эпоху Алексея I на зап. стороне нижней агоры, перед террасой (прежде здесь был ряд храмов, многие из к-рых еще стояли), линия лавок появилась в центре юж. части нижней агоры. В сер. XII в., после разграбления города Рожером II, при Мануиле I, эти здания заменены новыми, в зап. краю нижней агоры, прямо на руинах, возведен мон-рь, а на руинах лавок у трибуны - дворец с лоджией. Особенно активно застраивалась открытая площадь агоры, в центре к-рой остался лишь небольшой участок, окруженный лавками, постоялым двором, таверной, адм. зданием, церковью и мон-рем. От него во всех направлениях расходились торговые улицы с мастерскими, банями, жилищами, со зданиями смешанных функций. У коринфян уже не было ни сил, ни нужды поддерживать торжественную архитектуру площадей прошлого или ставить памятники, они переселялись из предместий в тесный центр города, где жили без всякой роскоши. Когда после взятия К. Рожером II в 1147 г. на Сицилию были увезены ремесленники, начинается экономический упадок города, связанный также с оживлением пиратства. Судья (претор) фем Эллада и Пелопоннес был перемещен в Афины, а К. остался лишь адм. центром округа. В 1203 г. военачальник Лев Сгур поднял восстание против императора, через год скрылся от крестоносцев на Акрокоринфе. После его гибели и взятия города большая часть жителей покинула К., и он окончательно утратил свое прежнее значение. (О периодах лат. и тур. владычества в К. см. в ст.: Коринфская, Сикионская, Земенская, Тарсская и Полифенгская митрополия .)

http://pravenc.ru/text/2458653.html

Со второй половины IX в., после распада державы Каролингов, когда замещение папского престола стало очень динамичным (в 850–1050 гг. средняя продолжительность понтификата составляла всего 4 года), папские ординации совершались далеко не всегда с согласия императора, начало чему было положено при интронизации Сергия II (844–847) и Льва IV (847–855). В то же время уже в 963 г. император Оттон I попытался связать римлян клятвой в том, что они никого не изберут папой до того, как кандидат будет утвержден императором. Император Оттон III содействовал избранию саксонца Григория V (996-­999) – первого папы-неитальянца после 752 г. и француза Сильвестра II (999­-1003), а Генрих III оказал влияние на исход выборов саксонца Климента II (1046–1047), баварца Дамаса II (1048), эльзасца Льва IX (1048–1054) и немца Виктора II (1055–1057). Лев IX, правда, узнав о своем «избрании», прибыл в Рим в одеянии паломника и сохранял свой титул епископа до тех пор, пока не был провозглашен папой кардиналами и народом Рима. Папе Адриану III (884–885) приписывается декрет, согласно которому не требуется присутствие послов императора при посвящении нового папы, – это было прямое наступление Святого престола на императорское право утверждения папского избрания, и оно было реализовано впервые уже при избрании преемника папы Адриана – Стефана V (VI) (885–891). Но уже при папе Иоанне IX (898–900) Римский собор, созванный в 898 г. в базилике св. Петра, десятым каноном установил необходимость обязательного присутствия императорских легатов при посвящении новоизбранного папы. На соборе епископов, созванном в Латеране папой Николаем II в 1059 г., был сделан существенный шаг в деле реформ. В булле In nomine Domini от 13 апреля 1059 г. (она же стала и декретом Латеранского собора) Николай II установил новый порядок избрания пап. Кардиналы-епископы устанавливались как единственные выборщики папы Римского – с согласия (как определено кардиналами-епископами) кардиналов-диаконов и кардиналов-священников (разделяемого мирянами и императором Священной Римской империи): Cardinales Episcopi, cum religiosis clericis, Catholicisque laicis, licet paucis, jus potestatis obtineant eligere Apostolicae sedis pontificem, ubi cum rege congruentius judicaverunt.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский V. Правление столичной чиновной аристократии (1025–1081) Источники На первое место следует поставить «Хронографию» Михаила (Константина) Пселла 710 . Пселл (род. 1018) был не только крупнейшим ученым и выдающимся умом своего времени, но и человеком искусства. Его «Хронография» является наиболее выдающимся мемуарным сочинением Средневековья, несравненным по своей интеллектуальной свежести, живости описания, тонкости психологического чувства и достоверности совершенных с художественной точки зрения характеров. Как государственный деятель, занимавший высокие посты, Пселл не только наблюдал вблизи историю своего времени, но также и делал ее. Этим, однако, объясняется предвзятость его изложения, которое многое замалчивает, а многое даже искажает. Произведение распадается на две части. Первая часть написана по настоянию друга, предположительно Константина Лихуда, примерно в 1059–1063 гг. и описывает время от Василия II до отречения Исаака Комнина. Повествование, которое в части, посвященной Василию II, чрезвычайно кратко, становится от царствования к царствованию все подробнее, особенно со времени Михаила V (1041–1042), при котором Пселл оказался при дворе в качестве императорского секретаря. Вторая часть, охватывающая время Дук (1059–1078), написана по высочайшему повелению еще при жизни Михаила VII, что сказывается на ее сильно тенденциозном характере. Далее, большое историческое значение имеют многочисленные письма, речи и сочинения по разным темам, принадлежащие перу Пселла 711 . Для интеллектуальной истории XI в. важными являются письма, проповеди и стихи ученого Иоанна Мавропода , митрополита Евхаитского 712 . На очень высоком уровне написано также историческое сочинение Михаила Атталиата , который занимал высокое положение при дворе и в качестве очевидца описал историю с 1034 по 1079 г. 713 В то время как Пселл был представителем гражданской партии, Атталиат был сторонником военно-феодальной аристократии; свой труд он посвятил Никифору Вотаниату (1078–1081). Его возвышение началось при Романе Диогене (1068–1071), и со времени царствования этого императора его изложение становится содержательней, но субъективнее. Большой ценностью обладает также заключительная часть уже упомянутой выше хроники Иоанна Скилицы , которая доводится до восшествия на престол Исаака Комнина. К ней примыкает составленное неизвестным автором продолжение для 1057–1079 гг., которое в целом восходит к труду Атталиата, подчас использует также и Пселла, однако в некоторых местах (например, при описании восстания славян в 1072 г.) от них независимо. Хроника Иоанна Зонары в соответствующих частях заимствует материал у Скилицы и Пселла, в меньшей степени у Атталиата. Наряду с ними Зонара также использует не дошедший до нас ценный источник, и это обстоятельство, а также его самостоятельность в использовании своих источников сообщает его труду значительную ценность 714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Андроник II Палеолог (1282-1328) задолго до смерти наметил передачу власти внуку Андронику III Младшему (1328-1341), а права на трон сына царя от первого брака – Константина практически не учитывались . Василевс мог передать власть не старшему сыну и даже вообще не сыну, а дальнему родственнику или постороннему человеку. Так, например, поступил Исаак I Комнин (1057-1059), назвавший своим преемником не сына, а Константина X Дуку (1059-1067) . Царь Феодосий III (715-717) передал императорский венец Льву III Исавру (717-741) . Хотя и вынужденно, но тем не менее Михаил I Рангаве (811-813) отрекся от трона в пользу совершенно постороннего для себя с точки зрения родства человека - Льва V Армянина (813-820). Хрестоматийный пример косвенного династического родства явило соправление Андроника I (1083-1085) и юного Алексея II Комнина (1080-1083), когда общество во имя «общего блага» согласилось признать дядю царственного мальчика полноправным императором. Зато Михаил VIII Палеолог (1261-1282), ставший соправителем малолетнего Иоанна IV Ласкариса (1258-1261), был выдвинут по своим личным качествам. Он приходился лишь дальним родственником правящей династии Ласкаридов, каковых в то время насчитывалось немало. Иоанн VI Кантакузен (1347-1354) вообще не являлся родственником царя Андроника III Палеолога (1328-1341), но по «праву духовного родства» с покойным василевсом он считался вполне легитимным преемником его власти. При условии, конечно, сохранения права на царство юного Иоанна V Палеолога (1341-1391), сына своего царственного друга и покровителя. Когда императорский трон захватил Никифор III Вотаниат (1078-1081), Алексей I Комнин (1081-1118), посчитав, что нарушены законные права наследника – юного Константина Порфирородного, брата свергнутого царя Михаила VII Дуки Парапинака (1067-1078), предложил Никифору признать Константина соправителем, а по достижении совершеннолетия передать тому единоличную власть . Согласимся, едва ли возможно усмотреть в этой конструкции наследственное преемство «по крови».

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010