Аминь. Тропарь преподобным Антонию и Феодосию, глас 3 Двоицу начальных Российских светил почтим, Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, осветиша отечествия нашего вся концы, и путь к Небеси правый многим показаша, и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Божества Свету, молятся о душах наших. Ин Тропарь преподобным Антонию и Феодосию, глас 4 Звезды мысленныя, просиявшия на тверди Церковней, иноков Российских основание, песньми, людие, почтим, радостныя похвалы сим воздающе, радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым, присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу. Кондак преподобным Антонию и Феодосию, глас 8 Двоицу великих отец и правило иноков светлое, умныя зари онебесившия Российскую Церковь кто по достоянию хвалами воспоет, тии бо Престолу Божию предстоят: но яко имущии дерзновение к Святей Троице, Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне, молитеся о молебная к вам приносящих, и любовию песньми вас ублажающих. Приложение 1 И. К. Смолич. Появление первых монастырей в Киевской Руси В древнейших русских источниках первые упоминания о монахах и монастырях на Руси относятся лишь к эпохе после крещения князя Владимира; их появление датируется временем правления князя Ярослава (1019–1054). Современник его, Иларион, с 1051 года Киевский митрополит, в своем знаменитом похвальном слове, посвященном памяти князя Владимира, – «Слове о законе и благодати», которое он произнес между 1057 и 1045 годами, будучи священником при дворе , – говорил, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася» . Противоречие это можно объяснить двояко: вполне вероятно, что монастыри, которые упоминает Иларион, не были монастырями в собственном смысле, а просто христиане жили в отдельных хижинах вблизи церкви в строгой аскезе, собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, не давали иноческих обетов и не получали правильного пострижения , или – другая возможность – составители летописи, которая включает в себя «Свод 1059 года», имеющий весьма сильную грекофильскую окраску, склонны были недооценивать успехи в распространении христианства в Киевской Руси до прибытия туда митрополита Феопемпта (1057), вероятно, первого в Киеве иерарха греческого поставления и греческого происхождения .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

полномочия, тем более что формула отлучения была произнесена от имени уже скончавшегося Льва IX. Основным источником сведений о событиях в К-поле является составленная Г. вскоре после этого «Brevis et succinta commemoratio eorum quae gesserunt apocrisiarii sanctae Romanae et apostolicae sedis in regia urbe» (Краткая и сжатая памятная записка о том, что делали апокрисиарии Римского апостольского престола в Константинополе), в к-рой он умалчивает о том, что не все члены посольства были согласны с такими крутыми мерами. В частности, Фридрих Лотарингский не хотел доводить дело до открытого раскола: став папой, он пытался ликвидировать последствия событий 1054 г. Шаги к примирению Церквей предпринимались позднее папами Николаем II, Григорием VII и др. По возвращении делегации в Рим Г. и мон. Гильдебранд были направлены ко двору герм. имп. Генриха III , к-рый должен был утвердить избрание нового папы Виктора II. В сент. 1056 - февр. 1057 г. Г. сопровождал папу в поездке по Германии. Монахи Монте-Кассино без ведома папы избрали нового аббата, что вызвало протест Виктора II. В мон-ре началось смятение, и папа послал туда Г.; при его поддержке новым аббатом был избран Фридрих Лотарингский, к-рого потом Г. сопровождал в Тоскану к папе ( Leo Marsicanus. Chronicon Cassinense. II 94-96). После смерти Виктора II (28 июля 1057) Г. рассматривался как один из претендентов на Римский престол, однако выбор пал на Фридриха Лотарингского. В 1058 г. Г. председательствовал на выборах нового аббата Монте-Кассино Дезидерия (впосл. папа Виктор III ). Не признав каноничности избрания Бенедикта X , Г. удалился в Беневенто и вернулся в Рим только после избрания Николая II, при к-ром исполнял функции библиотекаря Римской Церкви. На Соборе в Риме 1059 г., где обсуждалось учение Беренгара Турского о Евхаристии, Г. от лица папы изложил основные положения Беренгара ( Lanfrancus Cantuariensis. Adversus Berengarium. 2). Современники на Западе высоко оценивали деятельность Г. Петр Дамиани назвал его человеком «высочайшего авторитета» ( Petri Damiani Ep.

http://pravenc.ru/text/168294.html

  вдовство кафедры    (702-742)     Стефан III    (742-744)     Феофилакт бар Канбара    (744-750)     Феодор I   (751 - ок. 773)     Феодорит   (ок. 777 - ок. 794)     вдовство кафедры   (до 813)     Иов   (813-844)     Николай I   (847-869)     Стефан IV   (870)     Феодосий I    (870-890)     Евстафий     Симеон I ибн Зарнак    (892 - ок. 904)     Илия I   (ок. 905 - 24.07.934)     Феодосий II    (авг. 936 - ок. 942)     Макарий     Феохарист   (ок. 943/44 - ок. 946...48)     вдовство кафедры    (до 953)     Агапий I   (953-960)     Христофор   (960 - 22.05.967)     Феодор II    (23.01.970 - 29.05.976)     Агапий II    (22.01.978 - сент. 996)     Иоанн III   (4.10.996 - июнь 1021)     Николай II    (17.02.1025 - 7.11.1030)     Илия II   (1.04.1031 - 8.09.1032)     Феодор III Ласкарь    (3.03.1034 - 24.09.1042)     Василий II   (ок. 1043 - ок. 1052)     Петр III    (после июня 1052 - после авг. 1056)     Иоанн (Дионисий)   (1056-до 15.08.1057)   Феодосий III Хрисоверг (до 30.08.1057 - после 1059)     Эмилиан   (до 1074-1079/80)     Никифор Мавр   (1079/80-?)     Иоанн IV Оксит    (ок. 1091 - окт. 1100)     Феодосий IV      Аристарх     Лука   (1137/38-1156)     Сотирих Пантевген    (1156 - 1.05.1157)     Афанасий I   (1157 - 22.06.1171)     Илия III   (?), в К-поле     Христофор II   Феодор IV Вальсамон (1185 - ок. 1203)     Иоаким (I)     Дорофей (Иерофей)     Симеон II ибн Абу Шаиб    (1206 - ок.1240)     Давид   (после 1240 - после 1247)     Евфимий I   (после 1247-1273/74)     Феодосий V Виллардуэн    (июнь 1275 - ок. 1283/84)     Арсений I   (ок. 1284/85-1285/86)     Кирилл II    (26.09.1287-1308)     Дионисий I   (ок. 1309 - после 1316)     Кирилл III    (?- ?)     Дионисий II    (?- ?)     Софроний   (?- ?)     Иоанн VI      Марк     Игнатий II    (до нояб. 1344 - до 1359), переехал в Дамаск     Пахомий I   (до 1359-1368)     Михаил I   (1368 - 17.08.1375)     Пахомий I, вторично    (авг. 1375 - сер. 1377)     Марк I   (сер. 1377 - 10.04.1378)     Пахомий I, в 3-й раз   

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ефрем, очевидно, мог пойти на оправдание Луки только под давлением княжеской власти. Пребывание в течение нескольких лет в Киеве заставило митрополита-грека примириться с мыслью, что ему придется считаться с тем или иным волеизъявлением Изяслава Ярославича. Есть основания полагать, что киевский князь, стремясь к возвращению ставленника своего отца на Новгородскую кафедру, руководствовался в том числе и заботой о судьбе новгородского княжеского стола. Согласно ранней, конца XI – начала XII в., части списка новгородских князей, его малолетний сын Мстислав Изяславич (род. около середины XI в.) оказался на княжении в Новгороде «по преставлении Володимере» . Владимир Ярославич скончался в 1052 г. Однако между ним и Мстиславом не было непосредственной преемственности, поскольку несколько лет спустя после кончины Владимира светскую власть в Новгороде представлял назначенный Изяславом его родственник посадник Остромир–Иосиф, о чем известно из записи писца диакона Григория в рукописи Остромирова Евангелия 1057 г. Очевидно, старший сын Изяслава был еще слишком мал, чтобы сразу после 1054 г. занять новгородский стол, и потому Изяслав в то время «предрьжащу обе власти: и отца своего Ярослава, и брата своего Володимера» (т. е. и Киев, и Новгород) . Важно заметить, что посадничество Остромира полностью или частично приходится на тот период, когда епископ в Новгороде отсутствовал, будучи в заточении в Киеве; неудивительно поэтому, что заботу о Софийском соборе взял на себя посадник, заказавший для него иллюминированное пергаменное Евангелие-апракос. Мстислав, таким образом, принял княжение не ранее 1057 г., после гибели Остромира во время похода на чудь, ошибочно относимой летописями НСГ к 1054 г. Представляется поэтому вполне вероятной связь между внезапным оправданием Луки в Киеве в 1058/59 г. и восстановлением княжения в Новгороде с отправкой туда юного Мстислава Изяславича . Однако из-за скорой кончины Луки иметь с ним дело Мстиславу в Новгороде, видимо, почти не пришлось. Лука, возвращаясь из Киева, скончался «на Копысе» (переправа через Днепр на расстоянии около 700 км от Новгорода) 15 октября 1059 г. и был погребен за Софийским собором (в НК1 имеется добавление: «Того же месяца и гробу предан бысть своим клиросом» ; это первое в источниках упоминание новгородского софийского

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

В последующие столетия уход царственных особо и членов их семей в монашество принял самые широкие масштабы, вследствие чего необходимость в домыслах и догадках отпала напрочь. В частности, монахами стали: дочь императора Константина V Исавра (741-775) св. Анфуса, царица Мария, супруга императора Константина VI (780-797), и его дочь Ефросинья, царица св. Ирина (организатор VII Вселенского Собора 787 г.), царь Ставракий (811) , император Михаил I Рангаве (811-813) с супругой Прокопией и детьми (в том числе с будущим Константинопольским патриархом св. Игнатием), Афанасий, внучатый племянник императрицы св. Феодоры, супруги императора св. Юстиниана I Великого (527-565) , императрица св. Феодора («Торжество Православия», 843 г.) и ее дочери Мария, Фекла, Анна, Анастасия, Пульхерия. Продолжая список «царственных монахов», упомянем св. Сосипатру, дочь императора св. Маврикия (582-602), императоров Леонтия (695-698), Филиппика (711-713), Анастасия II (713-715) , Феодосия III (715-717), патриарха св. Стефана (память 18 мая), сына императора Василия I Македонянина (867-886), царицу св. Феофанию (память 16 декабря), первую жену императора Льва VI Мудрого (886-912), царя св. Михаила Болгарского (864-889), императрицу Зою Карбонасину, четвертую супругу императора Льва VI Мудрого, Стефана и Константина, сыновей императора Романа I Лакапина (919-944), самого Романа I Лакапина, царицу Елену, супругу императора Константина VII Порфирородного (913-959), и ее дочерей Зою, Агафью, Феодору, Анну, Феофанию, царицу Софью, вдову императора Христофора (921-931), сына Романа I Лакапина. Лишь ранняя и неожиданная смерть не позволила императору св. Никифору Фоке (963-969) исполнить свою мечту стать монахом Святой Горы, где ему уже была приготовлена келья . А председателем иконоборческого Собора 754 г. стал митрополит Феодосий Эфесский, сын бывшего императора Тиверия II (698-705). Далее следует назвать царственных лиц более позднего периода: царя св. Петра Болгарского (927-969, память 30 января) , сына Болгарского царя Симеона Гордого (919-927), царевну Евдокию, дочь императора Константина VIII (1025-1028), императоров Михаила IV Пафлогон (1034-1041) , Михаила V Калафата (1041-1042), Исаака I Комнина (1057-1059), его супругу царицу Екатерину и дочь царевну Марию, императоров Михаила VI Стратиотика (1056-1057), Никифора III Вотаниата (1078-1081) , Михаила VII Парапинака (1071-1078) и его дочь Елену, царицу Евдокию (1067), супругу царя Романа IV Диогена (1068-1071), самого Романа IV Диогена, дочь Алексея I Комнина (1081-1118) царевну Евдокию .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

обрядам, титуловании «Вселенским» и анафематствовании Римского престола «среди своих сынов». Принципиально важным пунктом было обвинение в удалении из Символа веры слов об исхождении Св. Духа и от Сына (см. Filioque ), что связывалось с ересью духоборчества. 16 июля 1054 г. легаты от имени папы Льва IX († 19 апр. того же года) объявили анафему М. К., архиеп. Льву, Константину «и всем их последователям». Кард.-еп. Гумберт и др. члены делегации сочли необходимым отделить других анафематствованных от имп. Константина IX и проч. жителей Византии, заявив: «Что касается столпов империи и ее почтенных мудрых граждан, то государство (civitas) является христианнейшим и православным» (Acta et scripta. 1861. P. 153-154). В ответ сами легаты были подвергнуты отлучению К-польским Собором 1054 г. за самоуправство (см. в ст. Константинопольские Соборы ). Конфликт, носивший характер личной ссоры, казалось, был исчерпан, но связанные с ним споры выявили столько богословских, обрядовых и иных расхождений между греческой и латинской традициями, что полное примирение оказалось невозможным. Роль М. К. в Великой схизме Востока и Запада остается предметом научной дискуссии. Одни исследователи видят в нем главного виновника обострения ситуации, другие, напротив,- невольную жертву политических обстоятельств. Сам М. К. винил в происшедшем визант. наместника в Италии Аргира, к-рый якобы подделал папские письма и организовал поездку самозваных легатов. Так или иначе патриарх с самого начала занял в отношении Рима крайне жесткую позицию и не проявил ни малейшей склонности к компромиссу, как, впрочем, и кард. Гумберт. В итоге византийско-рим. союз был обречен, и уже через 27 лет византийцы лишились всех своих владений в Италии. Успех М. К. в противостоянии латинянам увеличил его популярность. Ни Константин IX, ни его преемница имп. Феодора не имели возможности влиять на патриарха. В правление престарелого имп. Михаила VI Стратиотика (1056-1057) М. К. обладал большим авторитетом и способствовал переходу власти к Исааку I Комнину (1057-1059), провозглашенному императором в ходе заговора против Михаила VI.

http://pravenc.ru/text/2563664.html

Прот. Городцев: Объяснение евангельских чтений на Рождество Христово. (6 внебогослужебных бесед). И. Булгаков. Стр. 1032. Хроника. Миссионерство, секты и раскол. Тамбовское сектантство и борьба с ним. Социальные воззрения молокан-толстовцев: понятие о власти, войне, быте и просвещении крестьян; взгляды на школы, на земские повинности и на земельную собственность. Нравственная жизнь. Прозелитизм секты и ее покровители. Сектанты в роли сельских должностных лиц. II. Штунда, время его появления, первые нынешние пропагандисты, главные штундовые общины, вероучение современный культ штунды, нравственная жизнь штундистов, прозелитизм секты и средства пропаганды. Борьба со штундой сельских и полицейскигх властей. III.Жuдobcmbo: Жидовствующие толки, главные общины и их организация; религиозные воззрения секты; обряд погребения умерших, прозелитизм сектантов. Миссионерские беседы со старообрядцами в С.-Петербурге. Стр. 1033–1045. И. Айвазов. Миссионерские беседы со старообрядцами в С.-Петербурге. Стр. 1045–1048. Н. Гринякин. Корреспонденция “Миссионерского Обозрения”, известия и заметки. С Дону. Миссионерская экскурсия воспитанников Донской духовной семинарии. Стр. 1049–1050. Преосвященный Ириней, епископ Орловский и Севский. (Некролог). Стр. 1051–1056. П. Козицкий. Присоединение к православной церкви раскольничьего монаха. Стр. 1056. Переход униатов в православие. Стр. 1056–1057. Киевские уездные миссионерские съезды. Стр. 1057–1058. Высочайшая награда. Стр. 1058. (Прав. Вести). Зловещий случай в Кронштадте. Стр. 1058. (Гражд.) Отклики. Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения гр. Льва Толстого. Стр. 1059–1062. Со скрижалей сердца. Из личных воспоминаний о почившем епископе Иринее-Орде. Стр. 1063–1072. В. Скворцов. Содержание (1904. 9) Май Новейшее антихристианство. В. Сенатов. Стр. 1073–1079. При каких условиях мог бы наступить «вечный мир» между людьми? Проф. А. Бронзов. Стр. 1080–1093. К вопросу о способах обличения неправды раскольничьей. Миссионер А. Зверев. Стр. 1094–1104.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1041.12.10 Смерть Михаила IV. Императором стал его племянник  Михаил V Калафат . Норманно-византийская война. 1041.12–1042.04 Массовые репрессии и казни всех родственников Михаила V.  1042.04 Арест, ссылка и постриг в монахини императрицы Зои. Восстание против Михаила V. Империатрицу доставили в Константинополь. 1042.04.20 Народ провозгласил младшую сестру Зои,  Феодору  империатрицей. Патриарх Алексей Студит немедленно ее короновал. Бегство Михаила и его дяди Константина в Студийский монастырь. Арест, ослепление обоих по приказу Феодоры. 1042.06.11 Возвращенный из ссылки  Константин IX Мономах  женится на Зое и провозглашается императором. Сербия окончательно утвердила свою независимость от Византии. 1042–1043 Восстание Георгия Маниака. Норманы начали завоевывать Южную Италию у Византии. Наступление русских войск. Разгром русского флота у Константинополя. Присоединение царства Ани к Византии. В Македонии Лев Торник провозгласил себя императором. Осада им Константинополя, но армия его была рассеяна, а сам Лев пленен и ослеплен. Первое вторжение сельджуков в Византийскую Армению. При нападении на Византию печенегов им дал отпор болгарский феодал Михаил со своей дружиной. 1054.07.16 Разделение христианской церкви на Западную – римско-католическую и Восточную – греко-католическую (православную). В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви. 1055.01 Смерть Константина IX Мономаха. Правление перешло к Феодоре. 1056.08.31 Смерть Феодоры. Императором стал  Михаил VI Стратиотик . 1057.04 Ссора Михаила V с Исааком Комнином.  1057.06 Заговор против Михаила V во главе с Исааком. 1057.08 Переговоры между Михаилом и Исааком. Восстание в Константинополе. Отречение Михаила и постриг в монахи. Императором стал Исаак I Комнин. Нормандцы захватили Апулию и Калабрию. Вторжение сельджуков в Каппадоки и Сирию. Союз римского папы с норманнами. Смерть бывшего императора Михаила VI.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Мирославовом Евангелии (Белград, Народный музей. 1536, 1180-1190 г.) на л. 1 в качестве заставки помещены изображения апостолов Иоанна, Марка и Луки в обрамлении аркатурно-колончатого фриза, при многочисленных инициалах - небольшие миниатюры, изображающие проповедующего Иоанна Крестителя («Жвань Батиста»), Марию Магдалину, пишущего евангелиста Марка и др. Серб. Вуканово Евангелие (РНБ. F. n. I. 82, ок. 1200 г.) содержит миниатюры пишущего евангелиста Иоанна и Христа Еммануила, вероятно, из сцены беседы с книжниками в иерусалимском храме («Преполовение»); миниатюры с изображением остальных евангелистов, очевидно, утрачены. Позднейшие болг. и серб. Евангелия-апракос иллюстраций не содержат. Евангелист Марк. Миниатюра из Остромирова Евангелия. 1056–1057 гг. Евангелист Марк. Миниатюра из Остромирова Евангелия. 1056–1057 гг. Древнейшие рус. Евангелия-апракос - Остромирово Евангелие (РНБ. F. п. I. 5, 1056-1057 гг.) и Мстиславово Евангелие (ГИМ. Син. 1203, до 1117 г.) - украшены изображениями евангелистов (в Остромировом Евангелии нет миниатюры с евангелистом Матфеем, но для нее оставлено место), орнаментальными заставками и инициалами. Иконография изображений и типы орнамента в рукописях могут различаться, но принцип украшения большинства иллюминированных рукописей XII-XVI вв. остается тем же в Добриловом Евангелии (РГБ. Рум. 103, 1164 г.), Симоновском Евангелии (РГБ. Рум. 105, 1270 г.), Спасском Евангелии (ЯМЗ. 15690, XIII в.- евангелисты Матфей и парное изображение Луки и Марка), Евангельских чтениях (ГИМ. Чуд. 2, нач. XV в.- евангелисты Иоанн, Марк, Лука и Матфей на одном листе в 4 клеймах), Евангелии Хитрово (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657, нач. XV в.), Евангелии Успенского собора (Оружейная палата ГММК. 11056, нач. XV в.). В 2 последних рукописях помимо евангелистов на отдельных листах изображены их символы. Ангел — символ евангелиста Матфея. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Нач. XV в. (Л. 44) Ангел — символ евангелиста Матфея. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Нач. XV в. (Л.

http://pravenc.ru/text/209475.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010