М. П. принял монашество в конце лета или осенью 1054 г., после перенесенной им тяжелой болезни, а после смерти имп. Константина IX в нач. 1055 г. отправился в мон-рь на Олимпе Вифинском. Однако, пробыв в мон-ре несколько месяцев и не найдя в себе сил для аскетического подвига, М. П. воспользовался настойчивыми приглашениями имп. Феодоры, чтобы вернуться в столицу. К 1056 г., уже будучи монахом, он вновь занял видное положение при дворе, несмотря на то что нек-рые жители К-поля и придворные осуждали его за столь противоречивший его сану образ жизни ( Mich. Psell. Chron. P. 212-213). При имп. Михаиле VI Стратиотике (1056-1057) М. П. оказался в центре политических событий. Летом 1057 г. теряющий поддержку константинопольцев и военного сословия император поручил М. П., Константину Лихуду и Феодору Алопу отправиться на переговоры с полководцем Исааком I Комнином (император в 1057-1059), поднявшим мятеж в М. Азии. Миссия не увенчалась успехом, т. к., с одной стороны, Исаак не пошел на к.-л. значимые уступки, а с другой - вернувшись в К-поль, сановники обнаружили, что в городе уже началось восстание против Михаила VI. Спустя неск. дней Исаак вошел в К-поль и был провозглашен новым императором. Тем не менее М. П. вновь сумел сохранить свое положение при дворе, стал одним из важнейших советников Исаака, и тот возвел его в сан проэдра синклита - высший гражданский чин в империи. В 1059 г. М. П. сыграл одну из ведущих ролей в передаче власти от смертельно больного Исаака Комнина к представителю рода Дук. Новый имп. Константин X Дука (1059-1067) оказался многим обязан М. П. В период его правления М. П.- наиболее влиятельный сановник, с которым император советуется по множеству вопросов, доверяет ему воспитание своих сыновей (старший из них, Михаил VII, визант. император в 1071-1078). В 1064 г., после смерти патриарха Константина Лихуда, по совету М. П. Константин X возводит на Патриарший престол Иоанна VIII Ксифилина. Правлению Константина X посвящены наиболее восторженные главы «Хронографии» М. П.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР III ВОТАНИАТ Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Νικηφρος Βοτανειτης] (ок. 1002, Лампе, Фригия - 10.12.1081, К-поль), визант. император (24 марта 1078 - 4 апр. 1081). Выходец из очень знатной семьи армянского происхождения, принадлежавшей к кругу провинциальной военно-феодальной элиты визант. М. Азии. Фамилия Вотаниатов известна по источникам с VI в. Близкий ко двору Н. В. историк Михаил Атталиат возводил происхождение семьи к древнерим. роду Фабиев. Напротив, Михаил Пселл , принадлежавший к партии противников Н. В., писал о скромном происхождении Н. В. и его возвышении при имп. Михаиле VII ( Mich. Psell. Chron. II 183). Оба мнения следует считать преувеличениями. Первым из семьи занял высокий пост дед Н. В. Никифор Вотаник, ставший архистратигом при имп. Василии II Болгаробойце на рубеже X и XI вв. Его сын Михаил также дослужился до звания стратига, в нач. XI в. командовал войсками в Фессалонике и Абасгии. В XI в. Вотаниаты владели имениями во Фригии. Из др. родственников Н. В. упоминается его внук Михаил, который был помолвлен с дочерью Мануила Комнина, младшего брата имп. Алексея I Комнина (ODB. Vol. 1. P. 314-315). Как и все его родственники, Н. В. поступил на военную службу. В период правления имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) он уже командовал соединениями визант. армии. В 1057 г. активно участвовал в военном мятеже Исаака I Комнина , в результате к-рого был свергнут имп. Михаил VI Стратиотик , а военно-служилая знать впервые, хотя и на время, пришла к власти в империи. В 1064 г. вместе с Василием Апокавком Н. В. оборонял дунайские границы от нападений тюрок-огузов, но был ими разбит и попал в плен. После вторжения огузов на Балканы среди них началась эпидемия, они были вынуждены бежать и освободили всех пленников, в т.

http://pravenc.ru/text/2565522.html

Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1057 г. ( Mich. Psell. Chron. VII 38-39). Исаак приблизил к себе К. Л.: по свидетельству Пселла, в 1058 г. тот имел возможность обратиться к императору только через К. Л. ( Σθας. ΜΒ. Τ. 5. Σ. 262-263). После кончины свт. Михаила I Кирулария (21 янв. 1059) К. Л. был избран патриархом К-польским, рукоположен во пресвитера, однако его возведение в архиепископский сан было отложено из-за порочащих К. Л. слухов, к-рые дошли до императора. Оказавшись перед угрозой специального соборного обсуждения каноничности его поставления в епископский сан, К. Л. был вынужден отказаться от прав на управление Манганами, дарованных ему имп. Константином IX ( Zonara. Epit. hist. XVIII 5; Τσολκης. 1968. S. 106). К. Л. сыграл важную роль в отречении имп. Исаака от престола в нояб. 1059 г., убедив его принять монашеский постриг ( Mich. Psell. Chron. VII 79). Возможно, это было частью интриги, организованной Пселлом ( Скабаланович. 1884. С. 396). Предположительно в нач. 1060 г. К. Л. установил ежегодное поминовение своего предшественника свт. Михаила Керулария. На одном из первых подобных торжеств у могилы Керулария в присутствии имп. Константина X Дуки (1059-1067) и имп. Евдокии Пселл произнес специально составленный по этому случаю энкомий (RegPatr, N 887a). К периоду правления имп. Константина X также относится участие К. Л. в имущественной тяжбе между афонскими мон-рями св. Ипатия и Ватопедом (Actes de Vatopedi. 2001). История отношений К. Л. с Римом не может быть точно реконструирована. Во вступлении к краткому полемическому соч. «Против заблуждения греков об исхождении Святого Духа» кард. св. Петра Дамиани сказано, что некий «господин блаженнейший патриарх Л.» обратился к папе Римскому Александру II (1061-1073) с просьбой разъяснить позицию «латинян» по вопросу об исхождении Св. Духа, ответом на эту просьбу и стало сочинение, написанное Дамиани. В. Грюмель предположил, что автором послания папе был К. Л. ( Grumel. 1942; RegPatr, N 889), однако, возможно, в действительности речь идет об Александрийском патриархе Леонтии (ок. 1052 - ок. 1059) ( Бармин. 2006). Согласно сообщениям Михаила Сирийца, к 1-й пол. 1063 г. относятся антимонофизитские меры К. Л. Так, он приказал сжечь все священные книги «сирийцев и армян» (RegPatr, N 890-891). Патриаршество К. Л. длилось 4 года 6 месяцев ( Zonara. Epit. hist. XVIII 9), и его кончина повергла в уныние весь К-поль. Новым патриархом по совету Пселла был избран Иоанн VIII Ксифилин.

http://pravenc.ru/text/2057020.html

Родившийся в Константинополе в семье чиновника, Пселл с пяти лет стал посещать школу, прошел необходимый курс наук вплоть до занятий риторикой у знаменитого византийского ритора и педагога Иоанна Мавропода. Затем началась самостоятельная деятельность, ученая и литературная, Пселла и его успешное карьерное продвижение по этапам государственной службы. При императоре Михаиле V (1041–1042) он оказывается при дворе в качестве императорского секретаря, а при Константине IX Мономахе (1042–1055) он уже приближенный советник василевса, фаворит правителя. Вскоре Михаил Пселл становится ипатом философов – главой философской школы константинопольского «университета», получив тем самым высший научный титул в Византии. Ученая и государственная деятельность успешно сочетаются в жизни историографа, философа и политика. Хотя сам Пселл оценивал свои занятия историей как нечто второстепенное и побочное, отдавая предпочтение риторике, философии, преподавательской деятельности, политической теории и практике, именно «Хронография» стала одной из вершин византийской историографии и литературы. Сочинение охватывает столетний период византийской истории (976– 1075), как бы продолжая «Историю» Льва Диакона и завершаясь описанием правления Михаила VII. Композиционно «Хронография» распадается на две части, первая из которых, подразделяющаяся в свою очередь на семь разделов – «томов», оканчивается историей Исаака Комнина (1057–1059); вторая, не имея подобного внутреннего членения, начинается с Константина Дуки (1059–1067). Первую часть Пселл начал, по-видимому, писать осенью 1057 г., завершив ок. 1059–1063 гг.. над заключительной же работал в 1071–1075 гг. Рассказ о правлении Василия II (976–1025) и Константина VIII (1025–1028) основан на письменных источниках, возможно, общих со Скилицией; далее следует повествование о событиях, непосредственным участником и свидетелем которых был сам Пселл. Неслучайно поэтому образ автора занимает в «Хронографии» центральное место. Пселл создает своего рода автобиографию, вплетенную в повествование об исторических событиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киприана: до принятия крещения (246) он был богатым карфагенским ритором. С началом (249) гонения Деция, причиной которого послужило требование повсеместного признания имп. культа, возросло число отрекшихся от веры. Существовало 2 категории отпавших (lapsi): те, кто принесли жертву богам (sacrificati), и те, кто с помощью подкупа получали libellus - удостоверение в том, что они якобы совершили все необходимые языческие церемонии (т. н. либеллятики, libellatici). Многие, включая еп. Киприана, предпочли скрыться из города (Ibid. 15. 3; 5. 2). Он продолжал руководить Церковью через послания и доверенных лиц - африкан. епископов Калдония и Геркулана и пресвитеров Рогатиана и Нумидика, а управлять церковным имуществом и распределять милостыню в свое отсутствие на Пасху 251 г. поручил мирянину Фелициссиму. Вернувшись в К. через 14 месяцев, еп. Киприан столкнулся с проблемой отпавших, многие из к-рых после прекращения гонения желали вернуться в Церковь, но при этом требовали сократить для них время положенного покаяния. Епископ сделал послабления для либеллятиков, к-рые проявили малодушие, но их нельзя было обвинить в прямом отречении от Христа и языческих жертвоприношениях. Против еп. Киприана выступила часть общины во главе с пресвитерами и исповедниками прежних гонений, в т. ч. Лукианом, занявшими более радикальную позицию: они отказывались принимать в общение отпавших, кроме как перед самой смертью. Эта группа обвиняла еп. Киприана в бегстве во время гонения. Ревнители пытались добиться содействия в Риме, но там в это время также назревал раскол по вопросу об отпавших (см. Новациане ), и епископы Киприан и св. Корнелий поддержали друг друга. Имп. Константин I Великий. Монета. 306–337 гг. Аверс, реверс Имп. Константин I Великий. Монета. 306–337 гг. Аверс, реверс Во главе противников еп. Киприана вскоре встали Фелициссим и пресв. Новат . Последний еще в период отсутствия еп. Киприана побывал в Риме и сообщил о том, что кафедра К. стала вакантной из-за бегства предстоятеля.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

46, al. 47, in Matth. XIII, 29]. 25 О. Seeck, Das Toleranzedikt von Mailand, в Zeitschrift für Kirchengeschichte, XII, 1891, S. 381—386. От своего мнения Seeck не отказывается и в Geschichte des Untergangs der antiken Welt. B.I. 3 Aufl. Berlin 1910. S. 498–499 (А. Б.) — 110. 26 «Пусть будет наследницей, но как мать сыновьям, т. е. как церковь своей пастве» (лат.). — 112. 27 В автографе В. В. Болотова, относящемся к первым годам его профессорства, стоит 125000, так как солид полагается равным 3 р. 75,5 к. а не 5 р. 81, 25 к. (А. Б.) — 113. 28 Theophanes, a. D. 324; δ ν " Αντιχεια εκκλησα λμβανεν στου μοδους . 36,000 модиев=1500 четвертей. Юлиан в Галатии думал завести многочисленные странноприимницы, ξενοδοχεα, в каждом городе и на содержание их (вполне безбедное) ассигновал 30000 модиев пшеницы (1250 четвертей) и 60000 секстариев вина (2666 ведер). 29 В автографе стоят цифры: 82 1 / 2 т., 405000, 2160000, 2700000 (А. Б.) — 113. 30 Е. Kuhn, Die städtische und bürgerliche Verfassung des Römischen Reichs bis auf die Zeiten Justinians. I—II. Leipzig 1864. Ср. также J. Marquardt, Römische Staatsverwaltung. I—II. 3. Aufl. Leipzig 1884. III. 2 Aufl. Leipzig (в Handbuch der römischen Alterthümer von J. Marquardt та Th. Mommsen). (А. Б.) — 117. 31 «Да не налагают ни на кого обязательств сверх возможного» (лат.)122. 32 «Церковные земли уплачивают имущественный налог» (лат.). — 131. 33 При всяких переводах византийских денег надо принимать за норму солид Феодосия, равнявшийся нашим 5 руб. 81 1/4 коп. золотой монетой. 34 Mansi, VI, 929; Elias, episcopus Hadrianopolis, definiens subscripsi per Romanum, episcopum Myroram, eo quod literas ignorarem. VI, 931; Cajumas, episcopus Phainus, definiens subscripsi per coepiscopum meum Dionysium [Sycamazo–lensem], propter quod literas ignorem. 35 «Я, Илия, епископ Адрианополя, определивши, подписал рукой Романа, епископа Мир, по причине незнания грамоты»; «Я, Каюма, епископ Фено, определивши, подписал рукой моего соепископа Дионисия [Сикамазонского], потому что не знаю грамоты» (лат.). — 151. 36

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Юлиана. И. возглавил отступление главных сил рим. армии из Месопотамии на северо-запад и достиг г. Дура на левом (вост.) берегу Тигра. Здесь в сер. июля 363 г. по предложению персидского царя Шапура II И. был вынужден заключить мир на 30 лет. В обмен на право свободного отхода с персидской территории римляне передавали Персии г. Нисибин и ряд областей в Сев. Месопотамии: Арзанену, Моксоэну, Забдицену, Регимену и Кордуэну. Рим также отказывался от союзных соглашений с Арменией. И. внес пункт, оговаривающий право жителей этих областей на переселение на территорию Римской империи. Тяжелые условия договора вызвали всеобщее недовольство И. на Востоке, в т. ч. в Антиохии. В города устремились беженцы. В авг. 363 г. И. прибыл в Антиохию, к-рая стала его резиденцией на неск. месяцев. Здесь он предпринял первые шаги по укреплению своей власти внутри империи. И. был крайне обеспокоен возможным появлением заговоров, по его приказу был казнен нотарий Иовиан, тезка И., за которого на выборах выступили некоторые из офицеров. В то же время родственник имп. Юлиана Прокопий, которого, по слухам, Юлиан хотел назначить своим преемником, не вызывал подозрения у И.; он поручил Прокопию сопровождать тело Юлиана для погребения в г. Тарс (Киликия). Золотой солид имп. Иовиана. Аверс, реверс. Сер. IV в. В религ. сфере И. в основном продолжал политику веротерпимости, провозглашенную Юлианом, но при этом отказался от радикальных мер, к-рые предпринимал его предшественник ( Themistius. Or. 5; Socr. Schol. Hist. eccl. III 25). В качестве знамени рим. армии был вновь введен лабарум с изображением греч. букв Χ и Ρ (Христос). И. объявил о возвращении из ссылок всех христ. епископов, изгнанных ранее (большинство из них вернулись на свои кафедры уже при Юлиане). В сент. 363 г. в Александрию возвратился свт. Афанасий I Великий , с к-рым И. обменялся почтительными письмами и подтвердил его права на Александрийский архиепископский престол. По утверждению Созомена, в Антиохии И. встречался со свт. Афанасием ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/578216.html

Леовигильд поддержал арианскую церковь; с именем этого короля связано последнее и наиболее жестокое гонение на правосл. христиан. Попытка Леовигильда объединить население И. на основе арианства окончилась неудачей и привела к конфликтам не только между германцами и испано-римлянами, в т. ч. церковными иерархами, но и среди правящей верхушки (восстание Эрменегильда). После смерти короля его сын и наследник Реккаред I (586-601) отказался от поддержки арианства и в 587 г. перешел в Православие. В 589 г. на III Толедском Соборе православное исповедание было провозглашено обязательным для христ. населения королевства. После недолгого сопротивления арианских епископов и нек-рых представителей знати (мятежи в Эмерите Августе, Нарбоне) в вестготской И. утвердилось единое правосл. исповедание. В результате вестгот. правители смогли опереться на те адм. структуры, к-рые сохранились от Римской империи, в частности на системы фиска и суда (эти институты во мн. крупных центрах королевства контролировались церковными иерархами). Сохранилось деление И. на 5 провинций (кроме них в состав Вестготского королевства входила пров. Септимания, или Готская Галлия), которыми управляли ректоры, или судьи, провинции (iudices provinciae); со 2-й пол. VI в. наместниками провинций стали дуксы (dux), объединившие высшую военную и судебную власть. Провинции делились на территории (territoria), сменившие рим. муниципии. Солид кор. Леовигильда. Ок. 580–583 гг. Солид кор. Леовигильда. Ок. 580–583 гг. Сильное политическое влияние церковных иерархов в королевстве вестготов определило характер королевской власти в VII в. С одной стороны, власть монарха распространялась на все стороны жизни испано-вестгот. общества, в т. ч. на некоторые вопросы церковного управления; с др. стороны, Церковь в И. не подчинялась королю, его власть была ограничена вестготским правом и во многом зависела от позиции вестгот. знати. Не претендуя на имп. власть, короли стремились упрочить свое положение через возрождение нек-рых рим.

http://pravenc.ru/text/674995.html

VIII. Вместе с диадемою найдены были: семь серебряных слитков или, так называемых, киевских гривен, изображённых на таблице IX, рис. 1 – 7 129 ; один золотой (рис. 15): гладкий, но скрученный легкою спиралью шейный обруч или гривна, по-видимому, женский 130 ; один (рис. 14) такой же обруч, плетеный и перетянутый сканною нитью, из дурного серебра и также женский; один золотой массивнный 131 гладкий браслет (рисун. 9), с утолщенною среднею частью, из дрота; один, скрученный из двух дротов, серебряный браслет, со сбитыми плоско наглавниками, в виде змеиных головок (рис. 8); один золотой перстень с овальным гнездом, в котором вставлена темная яшма (рисун. 12) и другой золотой же перстень с печатью, на которой в средине вырезан Архангел, а по венцу византийские орнаменты, наведенные чернью (рис. 13); перстень этот издается нами здесь особо в точных снимках на рисунках 86 и 87; остатки ожерелья из серебряных полуцилиндриков (рис. 17), всего 13 неполных звеньев; бордюр от серебряной серьги в типе колта или колодочки, исполненный ажурными петельками (рис. 16); обрывки серебряных серёг, прежде украшенных тремя бусами (рис. 18 – 25), и, наконец, две золотых византийских монеты: 1.Золотой солид византийского императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 года). На лицевой стороне: император, в мантии, с лабаром в правой руке и сферою; вверху десница, его венчающая: Надпись . На обор.: Христос на престоле, с Евангелием. ХС. Златник снабжён ушком. 2.Золотой солид, с ушком, императора Иоанна Комнина (1118 – 1143). Император по пояс, венчаемый Богородицею, которая держит с ним крест. Надпись . На обороте: Христос на престоле, благословляющий. Кусочек золотой парчи, длиною в четыре сантиметра. В окрестностях г. Черкасс в 1890 г. (рис. 2 на табл. ХУ) найден находящийся теперь в Минц-Кабинете Киевского Университета, 681 132 медный медальон или скорее подвесная бляшка от ожерелья, при всей своей грубости, очень любопытная, так как она украшена эмалью по византийскому способу, т. е. перегородчатою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010