2) Добро–Николаевский, каменный, построенный в 1807 г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с каменною колокольнею, во втором этаже которой помещается малая теплая церковь во имя св. великомуч. Варвары. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Добрым. 3) Притиско–Николаевский, каменный, построенный в 1631 г. на месте прежнего, существовавшего с XVI в., с двумя приделами – Космо–Дамиановским и Сретенским. Святыню храма составляет чтимый древний образ святителя Николая, именуемого Притиским потому, что икона, по сохранившемуся преданию, „притиснула» одного нечестивца, обокравшего церковь и хотевшего вылезть в церковное окно. 4) Воскресенский, каменный, построенный в конце XVII в. на месте прежней, существовавшей с начала XVI в., с двумя приделами; 5) Никольско–набережный (на берегу р. Днепра), каменный, построенный в 1770–х годах на месте прежней церкви, существовавшей уже в XVI в., с приделом во имя свв. великом. Пантелеймона и Иоанна Воина; кроме того, в 1863–1864 г.г. пристроена теплая каменная Благовещенская церковь . Святыню храма составляет древний чтимый образ святителя Николая; 6) Покровский каменный, построенный в 1772 г. на месте прежней деревянной церкви, сооруженной на фундаменте бывшего армянского храма, с двумя приделами – во имя св. ап. Иакова и св. великомуч. Иоанна Воина; 7) Петропавловский училищный, переделанный в XVIII в. из бывшего доминиканского костела, построенного в XVI в. и обращенного в православный храм в 1691 г., с приделом во имя св. Алексия Божия Человека; 8) Царе–Константиновский, построенный в 1734 г. и расширенный в 1899 г., с двумя приделами – во имя святителя Феодосия Черниговского и Димитрия Ростовского ; 9) Крестовоздвиженский, сооруженный в 1839 г. на месте старинной деревянной церкви, сгоревшей в 1811 г., с двумя приделами – Казанским и Михайловским; 10) Рождество–Предтеченский, обыкновенно именуемый Борисоглебским, построенный в 1691 г., с двумя боковыми приделами – Борисоглебским и Николаевским, устроенными в 1904 г.; 11) Христо–Рождественский, сооруженный в 1810–1814 г. г. на месте древней церкви, существовавшей с XVI в., с приделом Сергиевским, устроенным в 1843 г.; 12) Ильинский, построенный в 1692 г., с приделом Предтеченским; 13) Введенский и 14) Николаевско–Иорданский, – оба сооружены в XIX в. 15) Щекавицкая кладбищенская церковь на горе Щекавице, возвышающейся над Подолом, построенная в 1783 г. и расширенная в 1905 г., с главным престолом во имя Всех Святых и боковым во имя Марии Магдалины, устроенным в 1857 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

По этим причинам Никанор изменил и метод преподавания. «Боясь, чтоб ко мне опять не придрались, я перестал говорить в академической аудитории, а начал только читать писанные лекции по тетрадке. Эта трусость доходила иногда до забавного. Иногда, желая дать возражение отвечающему студенту, я останавливался на полуслове. К чему? Еще проговоришься? Скажешь что-нибудь лишнее». Никанор был не единственным мыслящим педагогом, оказавшимся в таком нравственном положении. В 30-х годах  Платону (Городецкому), будущему митрополиту, а в ту пору профессору и инспектору Санкт-Петербургской Духовной Академии его ректор архим. Виталий, как повестствует Никанор, «внушал: " Боже тебя сохрани! Боже тебя сохрани писать что-либо от себя " ... Пугали обыкновенно Филаретом [Московским - Н.Г.]. То было время бедственных историй протоиерея Павского, протоиерея Красноцветова, протоиерея Сидонского, перевода Библии на русский язык и т.д. Одни труженики науки пострадали в своем положении; труды других просто не прошли и легли навсегда в цензурных архивах, а все прочие были запуганы». Позднее в ряде вопросов сам Никанор встал на точку зрения «ригористического православия», но не столько по причине пережитого страха, а вследствие известного разочарования в самом духе критицизма... Архиепископ Никанор (1826-1890) принадлежал к тому поколению русских людей, детство, юность и первые самостоятельные шаги которых пришлись на николаевскую эпоху. Он всего пятью годами моложе Ф.М.Достоевского, двумя - А.М.Бухарева, почти ровесник К.П.Победоносцева,  на два-три года старше Иоанна Кронштадского, Л.Н.Толстого, Н.Н.Страхова, Н.Ф.Федорова... Именно его поколению пришлось переживать драматическую ломку национального самосознания в связи с поражением в Крымской войне, с изумлением и тревогой наблюдать закат царствования Николая I. В церковном же отношении Никанор возрастал в эпоху обер-прокурора графа А.Д.Протасова и московского святителя Филарета (Дроздова), к которому испытывал противоречивые чувства... В научно-богословском отношении он делал первые шаги, когда утверждалось почти безраздельное господство Макария (Булгакова) - знаменитого церковного историка и догматиста, с 1879 - московского митрополита. Это был живой классик николаевско-протасовской эпохи.

http://bogoslov.ru/article/293390

чудотворца Николая. Лицемер Корнилий и несколько человек его единомышленников, за оказанное сопротивление власти, сосланы были в закавказские области; из престарелых три монаха препровождены в Саратовский Спасопреображенский монастырь, а другие трое – в Петровский-Николаевский. По устроении монастыря, архимандрит Зосима возвратился в свой Высоковский единоверческий монастырь, а исправление должности настоятеля Николаевско-единоверческого монастыря поручено было достойнейшему иеромонаху, казначею Воскресенского единоверческого монастыря, Арсению. Но Никольский монастырь не долго оставался мужским: в 1843 году, по Высочайшему повелению, он обращен в женскую единоверческую обитель, на содержание которой назначены доходы с угодий и хозяйственных заведений прежнего монастыря. 22 Обращение в единоверие Верхне-спасо-преображенского раскольнического монастыря совершилось тихо, без всяких особенных понуждений со стороны Правительства. Монастырские жители, выслушав объявленную им Высочайшую волю, изъявили полную готовность сдать как монастырь, так и все имущество, ему принадлежащее, в ведение единоверческого начальства, а на увещание принять единоверие отвечали, что они еще не приготовились к этому. Тоже было и с Покровским женским монастырем; настоятельница, монастыря и белицы удалились из обители, продали свои дома и заведения, так что вскоре на месте монастыря осталась лишь часовня, из которой в 1843 году построена в г. Николаевске церковь во имя св. Иоанна Предтечи. Обращение иргизских раскольнических монастырей к единоверию было весьма благодетельно не только для саратовской губернии, но и для всей России. Ни упорные раскольники, ни дерзкие преступники законов и вредные члены общества теперь уже не имели возможности скрывать свои преступления в иргизских монастырях, под личиною старой веры. С обращением их к единоверию, из саратовской губернии выбыли в большом числе самые упорные и грубые монахи и монахини, которые поддерживали раскол деньгами, гостеприимством, склонностью заводить непозволительные связи и другими преступными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Севастиан (Пилипчук) был уволен на покой. Указом Синода на Кировоградскую и Николаевскую кафедру был назначен прот. Всеволод (Васильцев) по пострижении в монашество (см. Василий (Васильцев) ), его епископская хиротония состоялась 1 окт. 1989 г. При еп. Василии жизнь епархии заметно активизировалась. Одной из задач нового архиерея была подготовка кандидатов на рукоположение, за время своего служения он рукоположил более 100 священников. Важнейшим событием стала передача Церкви в 1991 г. Преображенского собора в Кировограде и Касперовского собора в Николаеве. 10 июля 1991 г. был зарегистрирован новый устав Кировоградской епархии как части образованной в февр. 1991 г. Украинской Православной Церкви . К нач. 1992 г. в епархии действовало 178 приходов. Решением Свящ. Синода УПЦ от 20 июня 1992 г. епархия была разделена на две: Кировоградско-Новомиргородскую и Николаевско-Вознесенскую (см. Николаевская и Очаковская епархия ). Еп. Василию был усвоен титул «Кировоградский и Новомиргородский» (28 июля 1994 он был возведен в сан архиепископа, с 27 дек. 1994 имел титул «Кировоградский и Александрийский»). Ко времени разделения епархии в ней насчитывалось 214 приходов: 110 - в Кировоградской обл., 104 - в Николаевской обл. К 1994 г. в Кировоградской обл. имелось 129 приходов, из них 13 были открыты в 1993 г. В 1997 г. в с. Диковка Знаменского р-на был создан Богоявленский жен. мон-рь. 1 июля 1996 г. начал издаваться печатный орган епархии - газ. «Православное слово», в кон. 90-х гг. из-за финансовых трудностей газета перестала выходить. В 1991 г. в Кировоградской и Николаевской областях были зарегистрированы первые общины Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), они широкого распространения в регионе не имели. В отчете в Московскую Патриархию в кон. 1991 г. еп. Василий писал: «Рост авторитета УПЦ проявился прежде всего в неприятии пропагандистских акций т. н. УАПЦ. Собрания «автокефалистов» в г. Кировограде и г. Николаеве посещали, главным образом, люди, далекие от Церкви, занимающиеся по преимуществу политической деятельностью.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

После архимандрита Порфирия настоятелями были: Иона, Иосиф I, Павел II, (1732–1734), при котором и была чрезвычайная вышеописанная буря 32 , Геннадий II (1744–1756), Леонтий, Александр I, Вассиан, Иринарх, Петр (1761–1762) и Антоний (1762–1768). При архим. Антонии весьма много хлопот и неприятностей Николаевско-Корельскому монастырю доставило пребывание в нем ссыльного бывшего митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . Ссылке и опале Арсений Мацеевич подвергся вследствие резкого порицания правительства за отобрание им в коллегию экономии церковных и монастырских имений, в зависимость от которых он ставил существование самих монастырей и архиерейства. «Тогда» (т. е. по отнятии имуществ), писал Арсений, «возымеется нужда быть прежде поповщине, а после беспоповщине и государство может обратиться в раскольническое, лютерское, кальвинское или атеистское государство». Арсений был сослан в Никольский монастырь 15 апреля 1763 года, а вывезли его оттуда в Ревель в 1767 г. 27 декабря; следовательно, содержался он в монастыре более четырех лет 33 . В 1767 году, по доносу монаха Филарета Батогова «о похвальных речах» иеродиакона Иоасафа Лебедева, возникло довольно запутанное дело. Монах Арсений, по показанию Иоасафа, говорил, что имп. Екатерина II не природная государыня, и что ей «не надлежало бы российского престола принять»; эти слова он говаривал с ведома настоятеля монастыря архим. Антония. Последнего потребовали к ответу и он, «по довольному увещанию о показании истины» со стороны присутствующих, дал показание, что монах Арсений действительно говорил, что имп. Екатерина Алексеевна не природная государыня и не тверда в законе. Письмо «о гонящих церковь », поставленное в вину Арсению, точно, говорил настоятель, выписано из служебника Арсения, но полагал ли он в числе гонящих Ее Императорское Величество, о том не слыхивал. Это показание архим. Антония было подтверждено свидетельствами и других лиц. Хотя Арсений и объявил, что архим. Антоний и вся братия Николаевского Корельского монастыря ведут «нетрезвое житие» и делают донос с той целью, чтобы выжить его – свидетеля их зазорной жизни – из монастыря, однако вина Арсения была несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Состав братии оставлял желать много лучшего. Так, сам настоятель архим. Антоний, как отмечалось в вышеназванным высочайшем указе, «объят был всегдашним пьянством». Иеродиакон Лебедев оказался болтуном, кляузником, «бесчестным человеком» и «нетрезваго жития»; монах Филарет за «нетрезвое житие» был наказываем даже плетьми 34 . 1764 год в истории монастырей всегда останется памятным. В этом году особая комиссия, учрежденная Екатериной II, из духовных и светских лиц, составила опись всех церковных и монастырских земель и изъяла их из духовного ведомства в ведение коллегии экономии. Вместо отобранных угодий и владений, Николаевско-Корельский монастырь получил сначала шесть десятин земли для огорода и сенокоса, а потом остров Шатун для сенокоса; для рыбной же ловли монастырю отведены места по Северной Двине, расстоянием на 5 верст вверх и вниз от монастыря. В 1850 году, когда последовал Высочайший указ о наделении монастырей лесом, для Никольского монастыря было отведено из Кудьмозерской казенной дачи 150 десятин леса 35 . По штату 1764 года Николаевский Корельский монастырь отчислен к разряду третьеклассных и настоятелями его должны быть игумены. Содержание, отпускавшееся монастырю по штату, было скудное: на строение и на церковь отпускалось 240 рубл., братии – 218 р. 66¾ коп.; служителям 145 р. 10 коп.; в жалованье настоятелю 240 рубл., на конюшню – 40 р., а всего 848 р. 61¼ к. 36 Ограниченная сумма, положенная на содержание монастыря и небольшое количество отведенной ему земли, не могли конечно удовлетворить в полной мере монастырские нужды и нужды братии; хозяйство монастыря заметно ухудшилось. Вследствие этого стараниями настоятелей для обители был открыт новый источник доходов. В Архангельске, на месте, купленном у живших там пушкарей и называвшемся «Юрьев звоз», еще в 1719 году при епископе Варнаве была построена часовня, обращенная в 1869 году при епископе Нафанаиле I в храм для богослужения. Чудотворный образ святителя Николая и святой животворящий крест (5 арш. 2 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Принесенное с Афона, из русского Свято-Ильинского скита духовное наследие, через учеников и последователей преп. Паисия, было с благодарностью воспринято и впитано русским обществом. Поэтому без преувеличения можно сказать, что русский Афонский Свято-Ильинский скит, хоть и опосредованно, через духоносных старцев и их учеников, оказал решающее влияние на то, что мировой культуре были явлены такие имена, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент), В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, П.И. Чайковский, М.А. Максимович, П.Д. Юркевич, Н.Н. Страхов, Е.Н. Погожев (Поселянин), К.Э. Циолковский, Л.В. Чижевский и многие-многие другие. Все они в той или иной мере испытали на себе духовное влияние учеников школы преп. Паисия, а потому тоже являются теми «семенами», что были щедро засеяны из далекого русского на Афоне Свято-Ильинского скита. Имела эта обитель и прямое отношение к возрождению русского монашества на самом Афоне. Поскольку к XVIII веку древний русский Свято-Пантелеимонов монастырь («Русик») на Святой Горе был заселен греками и русские иноки больше не имели собственной обители на Афоне, то Свято-Ильинский скит и был основан преп. Паисием (Величковским) в 1757 г. в качестве временной замены утерянному Нагорному Русику. Прозорливость и промыслительность такого поступка преп. Паисия раскрылись лишь в XIX веке, когда часть братии из Свято-Ильинского скита стали вновь селиться в бывшей русской обители святого Пантелеимона («Русике»), а позже основали на Афоне еще и русский Свято-Андреевский скит. Так было положено начало возрождению Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и в целом русского монашества на Святой Горе. Плоды такого возрождения не заставили себя долго ждать. Если на момент прибытия на Афон преп. Паисия здесь пребывало не более нескольких десятков русских монахов, то уже к 1912 г. в возрожденном Свято-Пантелеимоновом монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, а также 82 келлиях и 187 каливах подвизалось около 5000 русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона (для сравнения, в это время на Святой Горе пребывало 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина). В самом Свято-Ильинском скиту на тот момент подвизалось около 500 русских монахов.

http://bogoslov.ru/article/4162969

Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь (Никольское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырьмонастырь Украинской Православной Церкви. Основан в 1998 году схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Волновахского района Донецкой области. Монастырь объединяет в себе две обители — мужской Свято-Васильевский (зарегистрирован в 2002 году) и женский Свято-Николаевский (зарегистрирован в 2001 году) монастыри. Является самым большим из вновь основанных монастырей на Украине. При обители есть гостиница. Содержание История [ править править код ] Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри расположены в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался. Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, здесь откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестилка с настоятельскими покоями и паломническая гостиница с трапезной. В 1990 году игумен Савватий был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году - пострижен в схиму с именем Зосима. Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличивалось. Был построен братский корпус, устроена богадельня ( Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми). А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году - зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь. Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) образовать Свято-Духовский мужской монастырь Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (г. Днепр, поселок Краснополье). 2) принять и зарегистрировать Устав Свято-Духовского мужского монастыря Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (г. Днепр, поселок Краснополье). 3) утвердить архимандрита Иеронима (Ермоленко Игоря Владимировича) на должности наместника (игумена) Свято-Духовского мужского монастыря Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви (г. Днепр, поселок Краснополье). Ж У Р Н А Л 38 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Горловского и Славянского Митрофана о создании Свято-Покровского женского монастыря Горловской епархии Украинской Православной Церкви на месте Свято-Покровского скита Свято-Сергиевского женского монастыря (г. Лиман Донецкой области) и утверждении монахини Ионы (Федоровой Светланы Павловны) в должности настоятельницы указанного монастыря с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) образовать Свято-Покровский женский монастырь Горловской епархии Украинской Православной Церкви на месте Свято-Покровского скита Свято-Сергиевского женского монастыря (г. Лиман Донецкой области). 2) принять и зарегистрировать Устав Свято-Покровского женского монастыря Горловской епархии Украинской Православной Церкви (г. Лиман Донецкой области). 3) утвердить монахиню Иону (Федорову Светлану Павловну) в должности настоятельницы Свято-Покровского женского монастыря Горловской епархии Украинской Православной Церкви (г. Лиман Донецкой области) с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности. Ж У Р Н А Л 39 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Черновицкого и Буковинского Мелетия о создании женского монастыря в честь блаженной Ксении Петербургской Черновицко-Буковинской епархии Украинской Православной Церкви на месте скита в честь блаженной Ксении Петербургской при Свято-Вознесенском Банченском монастыре (с. Молница Герцаевского района Черновицкой области) и утверждении монахини Феодоры (Игнат Анжелы Ивановны) в должности настоятельницы указанного монастыря с возведением ее в сан игуменьи и возложением наперсного креста по должности.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в г. Юрьев Польский Владимирской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Назначить иеромонаха Сергия (Горского) настоятелем Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьев Польский Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Иулиании (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иулианию (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. СЛУШАЛИ: 3. Рапорт Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Елены (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Рапорт Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и о назначении игумена Тихона (Меркушева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь. 2. Назначить игумена Тихона (Меркушева) наместником Свято-Преображенского Никольского мужского монастыря с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1470092...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010