Скачать epub pdf 1. Детство Я родился в селе Матвееве, Костромской губернии, Кологривского уезда, в лето от Рождества Христова 1834-е, февраля 28-го. Отец мой – священник села Евсигний Федорович Песков 1 . Не один раз при мне маленьком мать моя со смехом рассказывала, что я явился на свет не совсем при обычной обстановке. Почему-то матери нельзя было родить меня в избе: 28 февраля в 1834 году было в среду на масленице и, вероятно, к нам уже наехали масленичные гости – родственники из ближайших сел; как бы то ни было, но не имея возможности родить меня в избе, мать ушла родить на двор, в коровий хлев, в котором при появлении на свет я прежде всего должен был познакомиться с мерзлым коровьим пометом... Очень рано я начал помнить себя, хотя и не могу с точностью обозначить времени. Первое мое воспоминание есть то, что сижу я в зыбке (колыбели), держусь обеими руками за покромки, на которых она повешена, и усиливаюсь сам себя качать; против меня на лавке сидит моя нянька, крестьянская девочка лет 8–10, и жестами поощряет меня действовать энергичнее. Из дальнейшего ряда первоначальных отрывочных воспоминаний приведу два воспоминания. Сижу я в избе за столом на закате солнца, совершенно один. Так как в избе становится темно, то мне одному делается страшно и я собираюсь зареветь. Вдруг слышу шум у нашего крыльца, затем топот ног по лестнице в сенях; расхватываются двери избы, вбегают в избу мать и бабушка (материна мать) и по дороге от дверей к печке торопливо говорят одна другой: «Ты бери ухват, а я возьму сковородник»... Что было далее, не помню: вероятно, я уснул, и меня сонного снесли в постелю. На другой день я узнал, в чем было дело. Священство наше (а его у нас было три священника, два диакона и шестеро дьячков с пономарями) возвратилось из деревни с мольбы и, по обычаю, пьяным; у пьяных людей завязался о чем-то спор, который не замедлил перейти в драку: так вот, мать и бабушка, считавшие нужным принять участие в баталии (вероятно, потому, что и другие женщины сделали то же, так что сражение выходило вообще мужско-женским), чтобы поддержать своих (отца и дедушку- материного отца, бывшего пономарем при отце) и прибегали в избу за оружием...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Но еще более не согласовалось с общежительным уставом совместное жительство монахов и монахинь в так называемых мужско-женских монастырях, и пребывание игуменов и духовников в женских монастырях из черного духовенства. Против таких порядков вооружался еще митрополит Фотий; кроме того, и на соборе 1503–1504 г. было постановлено, чтобы впредь чернецам и черницам в одном монастыре не жить, в женских монастырях служить и быть духовниками попам-бельцам и т. п. 19 . Но все эти постановления не помогали и не соблюдались, и спустя слишком двадцать лет после собора 1503 г. Новгородский архиепископ снова должен был принимать меры против этого бесчиния. На соборе 1528 г. Макарий объявил, что он отделяет 8 монастырей для черниц и назначил во все эти монастыри игумений вместо прежних игуменов, которых перевел в мужские монастыри. Вместе с тем богослужение в женских монастырях он велел совершать не монахам, а женатым священникам 20 . Неизвестно, как соблюдалось это постановление в Новгородской епархии, но в остальной России мужеско-женские монастыри процветали еще долгое время. Одновременно с улучшением монастырского быта Макарий обратил внимание и на водворение и распространение христианства между северно-русскими инородцами. В XVI веке в пределах его огромной епархии, к которой кроме собственно Новгородских и Псковских земель принадлежала Волоколамская область и Вологодский край, было еще много язычников, особенно между северными Финскими племенами; христианство там стало распространяться только в XV веке, благодаря деятельности основателей Соловецкого монастыря Германа, Зосимы и Савватия, первых обрусителей северных окраин России. Дело их довольно ревностно и успешно продолжалось при Макарии, который всеми зависящими от него средствами старался способствовать его успеху. В 1526 году Лопари с Кандалажской губы просили через уполномоченных великого князя Василия Ивановича прислать им священников. Великий князь обратился к Макарию и велел исполнить их просьбу, вследствие чего и был отправлен из Новгорода священник, который крестил многих Лопарей и построил у них церковь во имя Иоанна Крестителя 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Петра (Кучера) от обязанностей наместника Свято-Боголюбского мужского монастыря поселка Боголюбово Суздальского района Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о преобразовании Константино-Еленинского прихода г. Владимира в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь, о переводе в него Свято-Боголюбского мужского монастыря из поселка Боголюбово Суздальского района и о назначении настоятеля обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Константино-Еленинского прихода г. Владимира в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь. 2. Перевести Свято-Боголюбский мужской монастырь поселка Боголюбово Суздальского района в Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь г. Владимира. 3. Утвердить настоятелем Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира игумена Авраамия (Павличенко), освободив его от должности настоятеля Свято-Васильевского мужского монастыря г. Суздаля Владимирской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении иеромонаха Гавриила (Крускопа) настоятелем Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Гавриила (Крускопа) настоятелем Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г. Гороховца Владимирской области. СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Епископа Кагульского и Лапушнянского Анатолия о благословении на открытие Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить духовником-администратором Свято-Владимирского женского монастыря г. Кагул Республики Молдова протоиерея Михаила Урсаки, клирика Кагульско-Лапушнянской епархии. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония о благословении на открытие Свято-Вознесенского женского монастыря п. Кочергино Курагинского района Красноярского края и о назначении настоятельницы обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/429517/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. М. Концевич. Фотография. 3-я четв. XX в. Иван Михайлович (19.10.1893, Полтава (по др. сведениям, 13.10.1893, Варшава) - 6.07. 1965, Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), историк Церкви, публицист, брат Сиэтлского еп. РПЦЗ Нектария (Концевича). Из семьи чиновника судебного ведомства (впосл. податного инспектора). После окончания Полтавской гимназии поступил на математический фак-т Киевского ун-та. В 1915 г., во время первой мировой войны, при эвакуации ун-та из Киева перешел в Харьковский ун-т. В Харькове жил в доме свящ. Николая Загоровского, к-рому прислуживал в церкви. В 1916 и 1917 гг. К. приезжал в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , где, по его словам, «родился духовно», пользовался руководством оптинского старца прп. Нектария (Тихонова) . К. стремился к монашеству, но старец не благословил его на этот путь и посоветовал продолжать образование. Впосл. они поддерживали связь через переписку. Во время гражданской войны К. ушел с 4-го курса ун-та и вступил в Добровольческую армию. Принимал участие в боевых действиях, был контужен. Побывал в Балаклавском во имя вмч. Георгия Победоносца мон-ре . В 1920 г. вместе с войсками Белой армии эвакуирован из Крыма. В лагере для интернированных рус. военных в Галлиполи окончил Николаевско-Алексеевское инженерное уч-ще, был произведен в офицеры. Позднее работал на прокладке туннеля в Болгарии, затем переехал во Францию. В 20-х гг. XX в., когда появилась возможность посылать письма в Советскую Россию, смог возобновить переписку с прп. Нектарием и до самой его смерти пользовался непосредственным духовным руководством одного из последних подвижников Оптиной пуст. В 1930 г. К. окончил физико-математический фак-т в Сорбонне, а затем парижскую Высшую физико-электрическую школу, получил специальность электроинженера. Занимался проведением электролиний на юге Франции. В 1935 г. женился на Елене Юрьевне Карцевой (1893-1989). Их обвенчал в г. Алжир прот. В. В. Шустин, с к-рым они поддерживали связь в дальнейшем. Невеста была племянницей камер-фрейлины Е. А. Озеровой, жены известного религиозного писателя С. А. Нилуса . Е. Ю. Концевич стала помощницей и продолжателем дела своего мужа. У супругов Концевичей оказались нек-рые рукописи Нилуса, они занимались публикацией этих текстов, использовали их в своих произведениях. Во время второй мировой войны К. поступил в парижский Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского , который окончил в 1948 г. Был удостоен звания кандидата богословия за диссертацию, к-рая была написана под рук. проф. А. В. Карташёва . В 1952 г. в Париже была издана подготовленная на материале диссертации главная работа К., кн. «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Работа над книгой проходила при поддержке Свято-Сергиевского богословского ин-та, предоставившего К. стипендию, и при помощи Троицкого еп. Серафима (Иванова ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2057170.html

Некоторые из вышеуказанных монастырей я посетил по два : Иверский, Дохиарский, Ксенофонтский и даже по три (например, Зографский монастырь) раза. Во многих из греческих монастырей я оставался более одного дня: Ватопедский, Зографский, Каракальский, Константиновский, Павловский и Дионисиатский. В русских: монастыре святого великомученика и целителя Пантелеимона, скитах (Андреевском и Ильинском) и келлиях (Артемьевской, Георгиевской, Керашанской, Николаевско-Белозёрской) – я проводил все дни, свободные от поездок по греческим монастырям и скитам, а также и по русским келлиям. При посещении монастырей, скитов, келлий я всегда присутствовал при богослужениях и во все праздничные и воскресные дни (неопустительно я сам совершал богослужение (стр. 3) с братиею обители, причём всегда произносил беседы и поучения применительно к праздничным воспоминаниям и очередным евангельским чтениям, или же к вопросам и нуждам той или другой обители. На некоторых русских келлиях (например, Георгиевской Керашанской) я нарочито оставался по нескольку дней, присутствовал на всех службах и сам совершал богослужение. В Преображенском храме, находящемся на вершине горы Афонской, состоящем в ведении Лавры святого Афанасия, сильно запущенном, я служил 22 июня молебен. В греческих, а также в Хиландарском и Зографском монастырях, когда я присутствовал при богослужении, я читал Символ веры и молитву Господню. 9 и 10 июля, в день памяти преподобного Антония Киево-Печерского, я совершал богослужение в Кирилло-мефодиевском храме скита Ксилургу, принадлежащего русскому святому Пантелеимонову монастырю и населённому преимущественно болгарскими монахами. На основании всего мной виденного и слышанного я излагаю настоящий отчёт, главнейшая конечная цель которого заключается в том, чтобы определить важнейшие и неотложные современные нужды русского монашества на Афоне и указать способы, какими могли бы быть наилучше и справедливо удовлетворены эти потребности и запросы. Для того чтобы заключительная речь о современных нуждах русского монашества на Афоне и закономерных способах их удовлетворения была возможно более понятною, я признаю необходимым этой речи предпослать самые общие и краткие сведения об истории, устройства, управлении и быте афонского монашества – всего вообще и, в частности, русского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, 7 декабря Служба безопасности Украины заявила , что проводит контрразведывательные мероприятия в Черкасской, Волынской, Уманской и Звенигородской, Владимир-Волынской и Херсонской епархиях УПЦ. В частности, СБУ провела обыски при участии сотрудников полиции и Нацгвардии в Крестовоздвиженском Чарторыйском мужском монастыре Волынской епархии, Николаевском Милецком мужском монастыре Владимир-Волынской епархии, Успенском соборе (г. Херсон), Управлении Черкасской епархии, Свято-Михайловском кафедральном соборе (г. Черкассы), воскресной школе и библиотеке Черкасской епархии (г. Черкассы), Управлении Уманско-Звенигородской епархии (г. Умань), Георгиевском женском монастыре (Уманский район), храме Андрея Первозванного (г. Черкассы), Свято-Троицком Матронинском женском монастыре (Черкасский район), Красногорском Свято-Покровском женском монастыре (Золотоношский район), религиозной общине «Приход Святителя Софрония, епископа Иркутского» (г. Черкассы), Каневском Успенском соборе (г. Канев Черкасского района). Комментируя обыски в Черкасской епархии, митрополит Феодосий призвал к совести сотрудников СБУ, которые подбрасывают «агитационный мусор», добавив, что от Божьего суда не уйдет никто. Впереди будет Суд Божий, от которого не уйдет никто, чьи бы приказы он ни исполнял «Конечно, сестры Золотоношской обители, со средним возрастом монахинь 70 лет, физически не могли проконтролировать каждого из вас во время облавы”. Но ведь совесть должна была вас контролировать? Они же вам в матери годятся… Не знаю, захотят ли сестры в суде защищать монастырь от нападок, но знаю одно: впереди будет Суд Божий, от которого не уйдет никто, какими бы патриотическими лозунгами он ни прикрывался и чьи бы приказы ни исполнял», – отметил митрополит Феодосий. А 8 декабря СБУ пришла с обысками в монастыри Коростенского района Овручской епархии – Чоповичский женский монастырь, мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери и скит этого монастыря в честь Силуана Афонского. Также СБУ проводит обыски в кафедральных соборах и храмах Харьковской и Изюмской епархий, а ранее провела обыски в святынях Киевской и Херсонской епархий. СБУ проводит обыски в Свято-Покровском мужском монастыре, Свято-Благовещенском кафедральном соборе, Свято-Казанском храме, в храме иконы «Взыскание погибших», Свято-Успенском храме, Свято-Петро-Павловском храме, Свято-Николаевском храме, Свято-Валентиновском храме, Ольгинском храме, в храме Святой Царицы Тамары; Свято-Архангело-Михайловском храме, в храме Георгия Победоносца, Свято-Владимирском храме Харьковской епархии, а также в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Изюмской епархии.

http://pravoslavie.ru/149958.html

Временно управляющим Таврическо-Николаевской епархией УАПЦ в 1997-2015 гг. являлся «епископ Львовский и Волынско-Ровенский» Макарий Малетич, его заместителем по управлению епархией был свящ. Леонид Сливканич из г. Цюрупинска Херсонской обл. После перехода Сливканича в 2005 г. в «УАПЦ обновленную» большинство приходов осталось в УАПЦ под рук. Мефодия Кудрякова. После избрания Малетича главой УАПЦ во «епископа Херсонского и Николаевского» был поставлен 23 авг. 2015 г. Борис Харко, получивший также должность управляющего Таврической епархией. С тех пор кафедральным собором Таврической епархии УАПЦ является Трехсвятительский храм в Херсоне. В ведении Таврической епархии УАПЦ находятся 5 приходов в Николаевской обл. и 15 приходов в Херсонской обл. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 9 общин УАПЦ и приход «УАПЦ обновленной». Украинская православная церковь (Киевский патриархат) (УПЦ КП). В июле 1992 г. была образована Николаевско-Херсонская епархия УПЦ КП, в 1992-1993 гг. ее возглавлял «епископ» Варсонофий Мазурак, в 1993-1994 гг.- «епископ» Алексий Царук. В янв. 1994 г. Николаевскую кафедру занял «епископ» Владимир Ладыка. Большинство приходов епархии были сосредоточены в Николаевской обл. 12 нояб. 1993 г. в ведение УПЦ КП был передан собор Касперовской иконы Божией Матери, ставший кафедральным (община УПЦ КП арендовала часть здания с 1992). В сент. 1997 г. была образована Херсонская епархия УПЦ КП. В кон. 90-х гг. XX в. в Николаевской обл. появились жен. монашеские общины УПЦ КП: св. Захария и Елисаветы в Николаеве, Владимирская в с. Матиясово Березанского р-на. Однако монашеская жизнь в них не сложилась. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 148 общин УПЦ КП. Иные расколы Под видом катакомбной правосл. общины в Николаеве 17 июня 1994 г. был зарегистрирован филиал российской тоталитарной секты Богородичный центр (совр. название - «Православна церква Божоï Mamepi, що (Православная церковь Божией Матери Преображающейся)). В ведении др. катакомбных юрисдикций состояли приход св.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

2. Волковское православное кладбище 1. Местоположение кладбища Волковское православное кладбище расположено на восточной окраине Петербурга, во 2 уч. Александро-невской части, в конце Расстанной улицы. С церквами и церковными домами оно занимает пространство в 84,538 квадр. саж., между Расстанным переулком, Монастырскою (прежде Черною) речкою, соединительною линиею Николаевско-Варшавской жел. дороги и северо-восточною стороною Волкова поля. 2. Наименование кладбища Кладбище получило свое имя от находящейся против него, за Монастырской речкой, деревни Волковой и от прилегающего к нему сзади Волкова поля. В древнейших документах кладбище имеет следующие названия: «Кладбище Адмиралтейской стороны, по сю сторону деревни Волковой» (указ Сената 11 мая 1756 г., II. С. 3. 10,553); «Кладбище Московской стороны, что у деревни Волковой» (консистор. дела 1765 г. марта 9, 5,960 и 1771 г. октября 21 8,186) или короче: «Что в Волкове» (Дело 1771 г. октября 4 8,111). Название деревни и кладбища Волковым производят от множества волков, которые «зимою бродили там целыми стадами, в 30 и более штук и часто нападали на людей и запряженных лошадей». («Петербургская старина» Пекарского, «Современник» 1860 г. и «Ледяной дом» Лажечникова, ч. 1, стр. 164). 3. Местность кладбища и его окрестностей в древнейшее время Деревня Водково существовала задолго до основания Петербурга. Она упоминается уже под 1640 г. в Писцовых книгах Ижорской земли 70 , в описании Спасского погоста, причем носит и чухонское название Сутилла иля, по другому произношению, Сютила (т. е. Волково) 71 . Этой деревне принадлежала лежавшая по речке земля, поступившая потом под кладбище. Остальное, занимаемое теперь кладбищем и церковными домами, пространство, с заложением Александро-Невского монастыря, в 1710 г., в числе прочих свободных земель, на 10 верст вверх по Неве, отдано было Петром Вел. во владение этому монастырю 72 . В 1714 г. вызваны были в Петербург крестьяне разных губерний для отправления почтовой гоньбы. Занявши местность вдоль большой московской дороги, проходившей к Неве, на месте нынешнего Лигова канала, они образовали «Московскую Ямскую Слободу».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Решение местных властей о высылке Иустинова и Бобровского повергло верующих в шок, из Костромы в Собор шли телеграммы с криками о помощи . Всего в 1918–1920 гг. в стране были убиты 28 епископов, тысячи священников арестованы или убиты, 12 тыс. мирян заплатили жизнью за веру и защиту церковных интересов .  С красным террором вошла в практику внесудебная расправа с «классовыми врагами». 21 ноября в Верхне-Нейскую волость для подавления крестьянских волнений, вызванных продразверсткой, прибыл карательный отряд и занялся ликвидацией восстания. Были расстреляны руководители восстания Кузнецов и Беляев, а также священник Пиняев, служивший молебен. .  Следственная комиссия ревтрибунала, проанализировав здешние события, пришла к заключению, что справедливого отношения к восставшим и запутавшимся крестьянам не было. В докладе комиссии отмечается, что со стороны карательного отряда «наказание часто превращалось в настоящее глумление и издевательство над всем населением с применением самых жестоких приемов чисто николаевско-полицейского режима, не укреплявших, но совершенно дискредитировавших советскую власть в глазах населения» . Вина этих людей была лишь в том, что они пытались остановить безумие тех, кто забыл свои христианские ценности. Святейший Патриарх Тихон в Слове, сказанном в Храме Христа Спасителя перед началом новогоднего молебна 1 января 1918 г., обращался к русскому народу: «И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. […] Забыли мы Господа! Бросились за новым счастьем, стали бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы» . В начале 1918 года обстановка как в целом по стране, так и в Костромской губернии значительно обострилась. В феврале вспыхнул мятеж в Солигаличе, во время которого был убит председатель совета В.А. Вылузгин. Прибывший из Каргополя карательный отряд расстрелял в Солигаличе 21-го человека из числа «классовых врагов» – бывшей элиты города: офицеров, представителей интеллигенции, духовенства. Были расстреляны причисленные к лику святых солигаличские новомученики: протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и Иоанн Перебаскин. Поводом к народному возмущению, названного «мятежом», послужила назначенная на 13 (26) февраля Вылузгиным «реквизиция хлебных излишков» в Богородице-Феодоровском монастыре близ Солигалича. Мирные выступления жителей Солигалича, вставших на защиту своих святынь, были подавлены прибывшим карательным отрядом . С олигаличский расстрел получил широкую огласку, было принято решение приостановить расстрел «врагов » до выяснения обстоятельств. Желая успокоить людей, даже большевик П.А. Бляхин на митинге в губернском центре заявил, что «социализм не может опираться на насилие, штыки, смертную казнь и самосуд» . Однако расследование этого вопиющего беззакония замяли, виновные в расстреле безвинных людей, ставших жертвами произвола «строителей счастья», наказаны не были .

http://bogoslov.ru/article/5350471

В виду справедливости жалобы, Николаевскому монастырю было разрешено «на тех тонях рыбу ловить на монастырь, и розпать пахать, и лес сечь» 10 . Особенно милостиво относился к Николаевской Корельской обители царь Иоанн Васильевич Грозный, как свидетельствуют об этом сохранившиеся грамоты. Так, жалованной грамотой 1542 г. Николаевско-Корельский монастырь с принадлежавшими ему крестьянами, вследствие жалоб игумена Ефрема, что на монастырских крестьян «ябедники и поклепцы клеплют и продажи им с наместничьими людьми и чинят великие и от того деи те крестьяне из тех деревень (в Кехте, Неноксе и друг.) бежат розно, да и дворником деи в тех монастырских дворех прожити и немочно», – освобождался от подсудности двинским тиунам. «Наместники Двинские и волостели и их тиуны», говорится в грамоте, «тех их людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя с поличным; а ведает и судит тех своих людей игумен с братией». Право разбирать иски, обращенные к самому игумену, великий князь предоставлял себе. Вместе с этим приказывалось: наместникам, волостелям и тиунам во время проезда по монастырским селам корма даром не брать; с десяти возов соли или рыбы, отправляемой в Вологду или Каргополь, или с судна «против десять возов» и с припасов, купленных для монастыря в названных городах, никаких пошлин, «мыта, тамги, мостовщины и перевозу» не брать. Наконец, в силу той же грамоты в монастырских владениях новгородский Владыка не имел право производить никаких сборов; ему предоставлялась только власть судить игумена по духовным делам 11 . Второй грамотой великого князя Иоанна Васильевича, данной в 1545 году на имя того же игумена Ефрема, монастырю предоставлялось право завести соляные варницы и сечь лес в Сюзьме и Ижме. Если бы кто пожелал поселиться в названных соляных варницах, тот освобождался от всяких податей на десять лет 12 . Третьей грамотой (дана в 1551 г. на имя строителя Кириака) Николаевскому монастырю было дозволено провозить беспошлинно 4000 пудов соли в Вологду и столько же пудов разного рода запасов для монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010