В 34 верстах от Архангельска, на левой стороне Подуженского устья Северной Двины, под 65° северной широты, стоит одиноко небогатый третьеклассный Николаевский Корельский монастырь. В летописях нашего отечества этот монастырь достопамятен тем, что сюда в 1553 году случайно пристал на корабле, спасшемся от бури, англичанин Ченслер, начальник английской морской экспедиции, отыскивавший путь в Индию и нашедший у царя Иоанна Васильевича Грозного гостеприимный прием и получивший потом право на беспошлинную торговлю с Россией. Так неожиданно был открыт новый путь для сношений с западной Европой и положено основание заграничной торговле России морским путем, чрез Белое море. Подле монастырских стен существовала и корабельная пристань для английских и других иностранных судов. Когда, спустя 31 год после первого появления иностранного корабля на северных водах России, на севере возник новый торговый пункт – город Архангельск, то англичане долгое время называли его портом св. Николая. С 1584 года, – времени основания Архангельска, – иностранные суда стали приставать к вновь возникшему порту, как наиболее удобному торговому пункту, и временное оживление вокруг монастыря прекратилось; обезлюдело и место под монастырем. Безлюдьем смотрит оно и теперь на пустынный монастырский берег и на монастырские здания, от которых веет глубокой стариной. Не одно столетие было безмолвным свидетелем протекшей, не особенно богатой событиями, жизни монахов Николаевско-Корельского монастыря. Восстановить в настоящее время первоначальную историю возникновения монастыря нет возможности, за неимением фактических данных, а посему к встречающимся указаниям о времени основания монастыря нужно относиться с крайней осторожностью 1 . Попытка, предпринятая в прошлом столетии, извлечь из монастырского архива данные, которые пролили бы свет на возникновение монастыря, не дала никаких результатов. Если монастырский архив и хранил какие-нибудь документальные указания о времени основания Николаевско-Корельского монастыря, то они сделались жертвою пожара, которому подверглась обитель в первый раз в 1419 году. Можно с несомненностью только утверждать, что монастырь существовал «с давних лет», как утверждал архимандрит Николаевского Корельского монастыря Порфирий с братией в своем донесении в 1722 г. Варнаве, архиеп. Холмогорскому и Важскому 2 . Некоторые данные могут привести к определению, хотя приблизительно, времени основания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

В советское время почти все старообрядческие храмы края были закрыты, большая часть из них разрушена. Были ликвидированы муж. и жен. мон-ри в с. Зыбкове (совр. Онуфриевский р-н Кировоградской обл.). Во время Великой Отечественной войны возобновили деятельность отдельные старообрядческие приходы, единоверческий приход в с. Злынка. Начиная с 1949 г. старообрядческие храмы закрывались. В 90-х гг. XX в. возобновились богослужения в церквах в селах Клинцы, Красный Яр, Никольское, Зыбково, Золотарёвка, однако приходы здесь небольшие. В 2013 г. в Кировоградской обл. действовали 4 зарегистрированные общины Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ). Есть община поморцев в с. Ровном Новоукраинского р-на. С. В. Таранец Расколы на территории Кировоградской епархии В 1991 г. была образована епархия УАПЦ с центром в Николаеве, с 21 июля 1991 г. «епископом» Николаевским и Херсонским УАПЦ являлся Пантелеимон (Романовский; впосл. занимал Кировоградскую кафедру УПЦ). В авг. того же года его назначили «епископом» Винницким и Кировоградским, «епископом» Николаевским и Херсонским стал Роман Балащук. 12 авг. 1991 г. Балащук зарегистрировал устав Николаевско-Херсонской епархии УАПЦ в Совете по делам религий при СМ Украинской ССР. УАПЦ удалось укрепить свои позиции только в Николаевской обл., где к нач. 1992 г. насчитывалось 7 зарегистрированных автокефалистских общин. 13 окт. 1992 г. Николаевско-Херсонская епархия УАПЦ зарегистрировала изменения в уставе, к-рые утвердили ее вхождение в Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В Кировоградской обл. существовала единственная зарегистрированная община УАПЦ - в Кировограде, к-рую в 1991 г. организовали активисты партии «Рух», община была малочисленной и не имела священника. Весной 1992 г. «епископом» Винницким и Кировоградским УАПЦ стал Софроний Власов, в июне того же года он перешел в УПЦ КП и получил др. кафедру. В июне 1992 г. в УПЦ КП в границах Кировоградской обл. была образована Кировоградско-Знаменская епархия. В нее вошли присоединившийся к УПЦ КП бывш. автокефалистский приход Кировограда и епархиальное управление, зарегистрированное как отдельная религ. орг-ция (в 1994 в Кировоградской обл. числились 2 общины УПЦ КП). «Епископом» Кировоградским и Знаменским был назначен неугодный «местоблюстителю» УПЦ КП Филарету Денисенко бывш. иерарх УАПЦ Михаил Дуткевич, фактически высланный Денисенко из Киева. В нач. 1993 г. Дуткевич вернулся в УАПЦ и переехал в Киевскую обл.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

В первый раз упоминается Николаевский Корельский монастырь в 1419 г. в сказании двинского летописца, который под 1419 годом делает такое замечание о монастыре: «пришедше мурманы войною 500 человек с моря в бусах и шняках и повоеваша в Варзуге погост Корельской… и Корельской монастырь святаго Николы… церкви сожгли, а христиан и чернцев посекли» 3 . Это краткое замечание летописца дает нам право отодвинуть время основания монастыря ко второй половине XIV в. и вот почему. История возникновения монашеских общин, в особенности на крайнем севере, показывает, что основателем монашеской жизни в каком-либо месте являлся обыкновенно ревностный искатель безмолвия и уединения, избиравший для своих подвигов пустынные и глухие места. С течением времени слава подвигов пустынножителя привлекала к нему таких же любителей иноческого жития, устраивалась часовня или небольшая деревянная церковь ; опытнейший из среды братии избирался руководителем духовной жизни иноков и устроителем их материального быта, – и таким образом возникал новый монастырь, если не вполне благоустроенный и материально обеспеченный, то зато крепкий духовной мощью его созидателей. Но понятно, что от появления в каком-нибудь месте первого подвижника и до возникновения монашеской общины должно пройти более или менее продолжительное время. Если сопоставим это соображение, имеющее значение и по отношению к Николаевскому Корельскому монастырю, с показанием летописца, что шведы «монастырь пожгли и чернецов посекли», следовательно, нашли монастырскую общину уже несколько устроенною, с достаточным числом братии, – а для возникновения обители в таком виде 18 лет недостаточно, – то не будет ошибочно отнести основание Николо-Корельского монастыря по крайней мере ко второй половине XIV века. После сказанного, никак нельзя согласиться с мнением тех, которые относят основание Николаевско-Корельского монастыря к 1418 г. 4 , или к 1471 г. 5 Сожженный в 1419 году, Николаевско-Корельский монастырь скоро, как можно предположить, оправился от разорения и даже обогатился значительными вкладами и вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

      К 16 июня в Церкви беженцев приняли на проживание в церковный приют в станице Манычской, приют в Воронежской епархии, Свято-Иверский женский монастырь Ростовской епархии, Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской епархии, Марфо-Мариинский монастырь Белгородской епархии, епархиальный центр матери и ребенка в Белгороде, Ковалевский детский дом в Костромской епархии, епархиальный приют в Ставрополе, Крымский дом для мамы Симферопольской епархии, Святогорская лавра Донецкой епархии, Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Луганской епархии в Чугинке, Сергиевский женский монастырь Горловской епархии в Сергеевке, Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь, Иоанно-Богословский мужской монастырь и Крестовоздвиженский храм Винницкой епархии, Троицкий кафедральный собор и Успенский Елецкий монастырь Черниговской епархии, Галайковский Свято-Преображенский монастырь Могилев-Подольской епархии, Банченский монастырь Черновицко-Буковинской епархии, Кирилло-Мефодиевский Свалявский, Николаевский, Покровский Ракошинский и Успенский Домбокский монастыри Мукачевской епархии, Свято-Успенская Почаевская Лавра, Ольшанский женский монастырь и Нещеровский Свято-Преображенский монастырь Киевской епархии, храм мученицы Татианы в селе Выгода и Свято-Никольский храм Первомайского Одесской епархии, Архангельско-Михайловский монастырь и Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь в Одесской епархии, Свято-Елизаветинский монастырь и Свято-Успенский храм Кировоградской епархии, Городокский, Дерманский, Беловский и Гощанский монастыри Ровенской епархии, Киево-Печерская Лавра, Свято-Покровская Голосеевская пустынь, Свято-Введенский монастырь, Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь, Свято-Пантелеимоновский монастырь в Киеве, Киевская духовная академия и семинария, Свято-Благовещенский храм Краснограда, Свято-Владимирский храм Харькова, Свято-Духовский храм Богодухова Харьковской епархии, Полтавская миссионерская духовная семинария, Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь, Свято-Покровский храм в Днепре Святогорский Зимненский женский монастырь Владимир-Волынской епархии.  Также при поддержке Церкви беженцы размещены в Новочеркасске Ростовской епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

5  Троице-Сергиева лавра (1993 г.); Смольный институт и монастырь, Санкт-Петербург (1994 г.); Свято-Введенский монастырь, Ярославль, монастырь Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни, Соловецкий монастырь (1997 г.); Нило-Столобенская пустынь, Саввино-Сторожевский монастырь (1998 г.); Юрьев монастырь, Новгород (1999 г.); Николо-Угрешский монастырь (2000 г.); Свято-Иоанновский женский монастырь в Санкт-Петербурге, Иверский монастырь на Валдае (2002 г.); Свято-Данилов монастырь, Москва, Ипатьевский монастырь, Кострома, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (2003 г.); Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, Спасо-Преображенский монастырь, о. Валаам (2004 г.); Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан (2005 г.); Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Коневский Рождество-Богородичный монастырь (2006 г.); Веркольский Артемиев монастырь, Архангельская обл., Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, Печоры, Вятский Успенский Трифонов монастырь, Киров (2007 г.); Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, Псков, Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, Липецкая область (2008 г.); Свято-Троицкий Сканов монастырь, Пензенская обл., Никольский монастырь, с. Старая Ладога, Ленинградская область (2009 г.); Александро-Свирский монастырь, Ленинградская обл., Санаксарский монастырь, Мордовия, Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская обл. (2010 г.); Казанский Богородицкий монастырь, Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», Калужская обл., Свято-Троицкий монастырь, Муром, Владимирской обл. (2011 г.); Успенский Колоцкий монастырь, Можайский район Московской обл., Ферапонтов Лужецкий монастырь, г. Можайск, Алексеево-Акатов монастырь, Воронеж (2012 г.); Иосифо-Волоцкий монастырь, с. Теряево Московской обл., Свято-Успенский монастырь, г. Старица Тверской обл., Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, г. С.-Петербург (2013 г.); Спасо-Елизаровский монастырь Псковская обл., Старо-Голутвинский монастырь, г. Коломна Московской обл. (2014 г.); Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край, Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость Свято-Успенского Далматовского монастыря, Курганская обл. (2015 г.); Свято-Иоанно-Богословский монастырь, с. Пощупово Рязанской обл. (2016 г.); Монастырь Сурб Хач, Республика Крым, Новоспасский монастырь, г. Москва, Церковь Спаса Преображения Свенского монастыря, с. Супонево Брянского района Брянской обл., Житенный монастырь, г. Осташков Тверской области (2017 г.); Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь,  с. Макарьево   Нижегородской обл.  (2019 г.); Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, Архангельская обл. (2020 г.); Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь, Московская обл. (2021 г.); Свято-Троицкий Холковский монастырь, Белгородская обл. (2022 г.).

http://pravoslavie.ru/155352.html

-------- 2934. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 18 февраля 1992 года: 1. Благословит открытие в Новосибирской епархии Могочинского Свято-Никольского женского монастыря. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Ирину (Селиверстову) . – 1992, 4, VIII. -------- 2935. ИГУМЕНИЯ Феофания – настоятельница Свято-Николаевского монастыря в г. Мукачево. – 1985, 5, 21. 2936. МАКАРОВ А. Праздник на Чернечей горе. – 1986, 3, 17. 2937. ВАСИЛИЙ, архим. Праздник в Мукачевском монастыре. – 1988, 3, 23. -------- 2938. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1993 года: Благословить открытие в г. Переславле-Залесском Никитского мужского монастыря. – 1994, 2, 41. 2939. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1998 года: Освободить от должности наместника монастыря еп. Переславль-Залесского Анатолия в связи с назначением на Магаданскую кафедру. – 1999, 1, 13. 2940. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 1 апреля 1999 года: Утвердить архим. Димитрия (Храмцова) наместником обители. – 1999, 5, 13. -------- 2941. ОБИТЕЛЬ просит помощи. (Николаевско-Георгиевский женский монастырь в с. Абабкове, Нижегородская область). – 1996, 4–5, 87. -------- 2942. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить открытие Никольского женского монастыря в г. Арзамасе. – 1994, 7–8, 4. -------- 2943. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 6 октября 1998 года: 1. Благословить открытие Свято-Никольского женского монастыря в г. Ашхабаде, Республика Туркменистан. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Епистимию (Ельменову) с освобождением ее от должности настоятельницы Свято-Покровского женского монастыря в г. Солдатский. – 1998, 11, 7. -------- 2944. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1995 года: 1. Благословить открытие Никольского мужского монастыря в с. Большекулачье Омской епархии. 2. Утвердить иером. Виталия (Кларитского) настоятелем обители, с возложением наперсного креста. – 1995, 6–8, 10. -------- 2945. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 1999 года: 1. Благословить преобразование Никольского прихода в одноименный женский монастырь в с.Венев Монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между ними возникали партии приверженцев частной собственности и сторонников общежития, партии, которые вели между собою сильную борьбу по вопросу о дальнейшем соблюдении общежития. Да и не во всех монастырях, которые приняли теперь общежитие, оно утвердилось надолго; по крайней мере, о Сковородском известно, что в 1582 г. в нем было только три келии и жило три старца. Тогда же последовала полная эмансипация и женских монастырей от мужских. В это время из общей массы монашествовавших выделились и женские монастыри с игумениями во главе и с попами бельцами. Архиепископ Макарий и «черницам вдасть монастыри: монастырь на Десятине, монастырь Петровский, Ильинский, Спаский на Вотцкой дороге, на Сокольницы, Богословский на Витке, на Скнятине; преже бо сего в тех монастырех жили игумены и черницы, архиепископ же повеле отвести игуменов в мужския монастыри, а черницам вдаст игуменьи, благочиния ради». Однако и после этого мы еще в 1582 г. встречаем два мужско-женских монастыря в Обонежской пятине. Вводя общежитие в монастырях своей епархии, архиепископ Макарий давал им в то же время от себя и уставные грамоты. Одна из таковых грамот, данная Свято-Духову монастырю, помещена в актах исторических. Здесь святитель заповедывал: иметь игумену в своем монастыре одного иеромонаха, одного иеродиакона да девять братов, так чтобы всех с игуменом было двенадцать. Совершать в монастыре все церковные службы не только в воскресные и праздничные дни, но и ежедневно, а в понедельники, среды и пятки, а равно в воскресенья и праздники петь еще молебны о государе великом князе и его княгине, об устроении земском и обо всем православном христианстве и поминать преставльшихся великих князей, архиепископов и создателей обители. В трапезу ходить игумену всякий день и есть вместе с братиею; а трапезу иметь не во все дни одну и ту же; иначе устроять ее в дни воскресные и праздничные, иначе во вторники, четвертки и субботы и иначе в понедельники, среды и пятки. Игумену в келии у себя не есть и гостей не кормить и не пировать с ними, а кормить ему и потчевать гостей в трапезе или в келарской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между ними возникали партии приверженцев частной собственности и сторонников общежития, партии, которые вели между собою сильную борьбу по вопросу о дальнейшем соблюдении общежития 203 . Да и не во всех монастырях, которые приняли теперь общежитие, оно утвердилось надолго; по крайней мере, о Сковородском известно, что в 1582 г. в нем было только три келлии и жило три старца 204 . Тогда же последовала полная эмансипация и женских монастырей от мужских. В это время из общей массы монашествовавших выделились и женские монастыри с игуменьями во главе и с попами бельцами. Архиеп. Макарий и «черницам вдасть монастыри: монастырь на Десятине, монастырь Петровский, Ильинский, Спаский на Вотцкой дороге, на Сокольницы, Богословский на Витке, на Скнятине; преже бо сего в тех монастырех жили игумены и черницы, архиепископ же повеле отвести игуменов в мужския монастыри, а черницам вдаст игуменьи, благочиния ради» 205 . Однако и после этого мы еще в 1582 г. встречаем два мужско-женских монастыря в Обонежской пятине 206 . Вводя общежитие в монастырях своей епархии, архиеп. Макарий давал им, в то же время, от себя и уставные грамоты. Одна из таковых грамот, данная Свято-Духову монастырю, помещена в актах исторических. Здесь святитель заповедовал: иметь игумену в своем монастыре одного иеромонаха, одного иеродиакона, да девять братов, так, чтобы всех с игуменом было двенадцать. Совершать в монастыре все церковные службы не только в воскресные и праздничные дни, но и ежедневно, а в понедельники, среды и пятки, а, равно, в воскресенья и праздники петь еще молебны о государе великом князе и его княгине, о устроении земском и о всем православном христианстве, и поминать преставльшихся великих князей, архиепископов и создателей обители. В трапезу ходить игумену всякий день и есть вместе с братией; а трапезу иметь не во все дни одну и ту же: иначе устроять ее в дни воскресные и праздничные, иначе во вторники, четвертки и субботы и иначе в понедельники, среды и пятки. Игумену в келлии у себя не есть и гостей не кормить, и не пировать с ними, а кормить ему и потчивать гостей в трапезе или в келарской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Великой, против Снетогорского м-ря. В Псков­ской летописи под 1395 г. сказано: «То­го же лета свершивше церковь святое Воскресенье каменну за Дамантовою сте­ною, а другую церковь постави Захарья посадник Костроминич святого Николу, монастырь на Волке.» В 1558 г. разо­рен ливонцами; 1651 г. приписан к Саввину-Сторожев. мон. С 1630 г. упра­влялся строителями м-ря Стефановского в Лугу. “Полн. Собр. Летоп.”, IV, 194, 266; “Истор. Рос. Иерар.”, III, 502 (с Ватку Николаев.); Смирнов, “Истор. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 107, LII, примеч. 206; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 401, 21; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Акты юридич.”, 367 (Отписка 1659 г. Псков. архиеп. Маркелла властям Саввино-Сторож. м-ря о строителе Леонтие, управлявшем и Стефанов­ским м-рем с 1658 по 1659 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 205; Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова”, 51, 5 (неправильно назван Волковским). 1785 . Николаевский на Валухе, женский, ныне село Коровничье или Выпрягово, Вологодской губ. и уезда, в 5 вер. от Вологды и близ Спасо-Прилуцкого м-ря, при р. Вологде, на Архангельском почтов. тракте. Известен в период 1623–1678 г., зависел в своем суще­ствовании и управлении от Спасо-Прилуцкого м-ря, но для внутреннего бли­жайшего надзора имел свою настоятель­ницу игуменью. В списках приказных дел 1666 г., между прочим, говорится: «Спаса-Прилуц. м-ря власти поят и кор­мят и одевают и запасы годовые дают, как и прочих стариц, которые живут в Николаевском девиче м-ре». “Архив ист. и практ. свед. относ. до Росс., 1860–61 г.”, IV, 38 (Суворов, “Заметки о мужско-женск. м-рях в древней России”); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1854 г., XX, Материалы, III (Списки с приказн. дел Спас. Прилуц. м-ря). 1786 . Николаевский – Варлаамиев, мужской, совсем уничтоженный, находился где-то около Новгорода. Исто­рия его неизвестна; в 1692 г. значился приписным к Новгород. архиер. дому. Не одно ли и тоже, что и Варлаамиев (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Здесь мы встречаем вопросы, которые уже были затронуты Макарием в Новгороде, например, в 9 вопросе (об игуменах) недостатки игуменов указываются те же, что и в уставной грамоте св. Духову монастырю, в 18 – о пьянстве монахов, в 37 – о мужско-женских монастырях, во втором 12-м о духовниках монахах в женских монастырях и т. п. Ответы на царские вопросы от лица всего собора составлены, как можно заключать по изложению, несколькими лицами, но главная редакция всего Стоглава и большая часть ответов бесспорно принадлежат митрополиту Макарию. Он был не только по своему сану первоприсутствующим на соборе, но и действительно по образованию и начитанности стоял выше всех других членов, более всех был знаком с церковными законами, и потому естественно имел преимущественное влияние при составлении и формулировании соборных решений. Кроме того, в этом убеждает нас сличение многих мест Стоглава с сочинениями Макария, явившимися раньше собора. Так 3 и 33 главы часто представляют выдержки из послания Макария в Свияжск 105 , 52 глава – из послания к царю в Казань 106 , постановления собора о церковных имуществах основываются на тех же данных, какие мы находим в «Ответе» Иоанну, писанном раньше соборного постановления 107 . В 35 главе, в которой помещен «указ поповским старостам», постоянно встречаются указания на Московский Успенский собор (Пречистая соборная), вместо общего указания на «святителя» встречается «митрополит», так что вполне естественно предположить, что указ был сначала составлен для московских старост Макарием и затем на соборе принят был за общее руководство и помещен в постановлениях в первоначальном виде 108 . Даже современники признавали Макария главным составителем Стоглава, что видно из того, что многие отдельные главы из Стоглава в рукописях приписываются ему 109 . Даже весь Стоглав носил название Соборного Уложения царя Ивана Васильевича и митрополита Макария, как это видно из одной грамоты Троицкого монастыря 1555 года 110 . Стоглав имел целью указать те нравственные язвы, которыми страдало Русское государство, и дал средства к уврачеванию этих язв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010