В крупнейшем российском текстильном центре Иваново-Вознесенске прославились фабриканты из династий Бурылиных и Гарелиных; они жертвовали на муниципальные больницы, приюты, богадельни, учебные заведения. В частности, на деньги миллионера Николая Бурылина была построена городская больница имени Куваевых в Иваново-Вознесенске. На средства Марии Гарелиной был устроен родильный дом. Крупнейшими сибирскими благотворителями были купцы Кухтерины, владевшие торговым домом " Евграф Кухтерин и сыновья " . Им принадлежала значительная недвижимость (дома и лавки) в Иркутске, Тюмени, Томске, Мариинске. Представитель этой династии коммерции советник Алексей Кухтерин был крупным благотворителем. Он осуществил финансирование экспедиции профессора Томского университета Залесского по обследованию целебных свойств сибирских озер. Несколько лет спустя пожертвовал трехэтажный каменный дом в Томске для устройства родильного дома. Жертвовал он также приюту для детей переселенцев, Православному Палестинскому обществу, Обществу Красного Креста. Под эгидой Воронежской Николаевской общины сестер милосердия был создан в специально купленной усадьбе приют для хронических больных имени благотворительницы Ягуповой (пожертвовавшей на эти цели около 50 тысяч рублей). О том, какое значение придавалось помощи больным в глазах общества, говорит тот факт, что попечительницей приюта являлась супруга воронежского губернатора Голикова. В Уфе имелось специализированное лечебное заведение - приют-лечебница для алкоголиков, на 35 кроватей (30 мужских и 5 женских). В Нижнем Новгороде действовало несколько благотворительных обществ, в том числе местное отделение Всероссийского общества Красного Креста, Общество взаимного вспоможения частному служебному труду, Общество вспоможения бедным Нижнего Новгорода, Общество взаимопомощи на случай смерти, общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для малолетних преступников. Помимо заведений для престарелых (богаделен) и детских приютов, под эгидой муниципальной власти действовал целый ряд учреждений здравоохранения, созданных на благотворительные пожертвования и переданных затем городу. На средства благотворительницы, купчихи Рукавишниковой, оставившей по духовному завещанию более 100 тысяч рублей, была открыта детская больница. Отделение для неизлечимо-больных на 42 человека было устроено при Николаевско-Мининской богадельне. На это пожертвовали капиталы многие зажиточные граждане Нижнего Новгорода, в частности, Рубцова, Бударина, Зайцев, Иванов, Рахманов, Рукавишниковы, Лельков. Деньги передавались в Городскую думу, которая осуществляла финансирование благотворительного учреждения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Что касается Царицына (ныне Волгоград, а тогда уездный город Саратовской губернии), там было решено строить копию роскошного оренбургского Казанского собора. Ещё в 1899 году Юрий Терликов в составе группы купцов - членов подготовительно-попечительной комиссии, побывал в командировке в Оренбурге, где осмотрел и зарисовал местный собор, построенный по проекту архитектора Александра Ященко. По возвращении он адаптирует оренбургский проект для Царицына, сделав несколько изменений, и в 1901 году начинается строительство главного храма города. Оно закончится лишь после революции. Грандиозный храм сооружался на протяжении 17 лет (с 1901 по 1918 гг.) и стал одним из последних произведений византийского стиля в Российской империи. Освящённый в 1918 году, он будет взорван в марте 1932 года. Сегодня в Волгограде ведётся восстановление собора по старому проекту на новом месте - рядом с площадью Павших борцов. Снова перенесёмся в Саратов и поговорим о другом храме, что " на горах " . На улице Большой Горной между Соборной и Гимназической (ныне Некрасова) в 1904 году был построен ещё один внушительных размеров храм по проекту того же Юрия Терликова. Он напоминал Николаевскую церковь женского Крестовоздвиженского монастыря. Главные отличия заключались в отсутствии колокольни, в разном количестве и частоте чередования окон центрального купола. Строился храм на деньги Духосошественской церкви - главного храма Заовражья. Новый храм имел три престола: главный во имя святителя Николая чудотворца, в приделах - в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Архистратига Божия Михаила и прочих бесплотных сил и священномученика Игнатия Богоносца. Для того, чтобы не возникало путаницы с существовавшей Николаевско-Александрийской церковью-школой, новый храм как правило именовался с приставкой " новый " или " Ново-Никольский " , в народном обиходе: " церковь на горах " . Внутри был установлен иконостас из белого и голубого фарфора, аналог которого имелся только в Ново-Казанской церкви на Улешах.

http://sobory.ru/article/?object=47901

Воспоминания. София, 1922. Лит.: Прот. А. Рождественский (некролог). Последние Новости. 4.1.1931. 3574 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Рождественский Арсений Васильевич (11.10.1846, Самарск. губ. – нач. 1923, Лозанна, Швейцария), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил Самарскую Духовную семинарию (1868) и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1882), священник (1868), законоучитель в Немецком училище Св. Петра и в гимназии 1урьевича в С.-Петербурге (18821890), магистр богословия после защиты диссертации на тему штундизма на юге России (1889), определен на церковную службу за границей с назначением на должность помощника настоятеля Св.-Александро-Невского собора в Париже (189026.11.1913), протоиерей (1893), доктор богословия после защиты диссертации на тему «Приходская жизнь Римско-Католической Церкви во Франции» (1908), настоятель Св.-Николаевско го посольского храма в Вене (26.11.191319.7.1914), за месяц до начала 1-й мировой войны поехал на лечение в Лозанну (2.7.1914) и не смог вернуться в Вену в связи с объявлением войны между Австро-Венгрией и Россией, остался в Лозанне, где провел всю 1-ю мировую войну и послевоенное время, скончался, не вернувшись на место прежнего служения, несмотря на то, что архиеп. Евлогий (Георгиевский) продолжал считать его настоятелем храма в Вене. Специалист по истории западного христианства. Соч.: Южнорусский штундизм. СПб., 1889 О приходской жизни во Франции. Прага, 1908. Архив: Приходы – Вена – Баден (19211924). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Розанов Алексий Алексеевич (1872, с. Мшаги Новгородск. губ. – 26.5.1936, Гаага, Нидерланды), протоиерей. Из семьи духовенства, сын сельского священника, старший брат следующего. Окончил Новгородскую Духовную семинарию (1893), псаломщик собора г. Боровичи (18931894), диакон церкви в станице Окуновке (18941895), определен на церковную службу за границей с назначением на должность диакона Св.-Елизаветинского храма в Висбадене (1.4.18951902), священник (27.6.1902), настоятель русской посольской церкви в Гааге (19021923), а затем церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Особенное предубеждение было против Родного Слова г. Ушинского. «Что это за книга (говорили многие), в которой вместе со сказками, шутками и прибаутками перемешаны молитвы и заповеди. Слышишь – читают: «Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках», «Чти отца своего и матерь твою», – и тут же загадка: «Стоит бычище, проклеваны бочища, два сидят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет» (стр.12,13,17,20, часть, 2. Изд.5). Много и другого в том же роде приходилось выслушивать от крестьян, при собеседованиях с ними. Слушая своих детей, читавших подобные фразы, и не умея отличить приемов педагогических от условий жизни практической, крестьяне соблазнялись этим сопоставлением истин религиозных с обыденными предметами, вызывавшими шутку и смех. Такое сильное предубеждение против учебников гражданской печати побудило вытегорский уездный училищный совет постановить, «чтобы выбор методы преподавания и учебных книг был предоставлен самим наставникам и чтобы сии последние сообразовывались, при обучении, между прочим и с убеждениями родителей учеников». Как сильно было предубеждение против книг гражданской печати, можно было судить и потому, что крестьяне, являясь в книжную лавку при архиерейском доме, покупали только книги церковной печати азбуки, часословы, псалтирп, святцы, молитвословы и начатки христианскаго учения и отвергали те же самые книги, напечатанные гражданским шрифтом, напр. сокращенные молитвословы и начатки христианского учения. 10 Так, известно: крестьяне деревни Кунас-озера николаевско-ладожского (скита) прихода просили о распечатании часовни их; они писали, что предки их были раскольники и часовня, находившаяся в деревне их, была раскольническая, а потому и запечатана. Ныне же (1858 г.), за обращением двух последних раскольников в православие, жители этой деревни все состоят в православии, а потому они и просят о распечатании часовни, чтобы в ней можно было совершать православное богослужение». (Дело Ол. дух. консист., под 76, об уничтожении раск.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

Дионисия решением Синода от 3 дек. 1919 г. было возложено временное управление Стерлитамакским и др. ближайшими к Оренбургской епархии уездами на территории Уфимской епархии (Там же. Д. 13. Л. 113-114). 11 марта 1920 г. в Москве состоялось наречение настоятеля московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря и члена Московского епархиального совета архим. Аристарха (Николаевского) во епископа Кустанайского, викария Оренбургской епархии (Там же. Д. 3. Л. 167), хиротония была совершена 14 марта. В Кустанай новый архиерей не поехал, вскоре в документах стал именоваться как епископ Оренбургский. 19 окт. 1923 г. патриарх Тихон постановил возобновить в Кустанае Челябинской епархии викарную епископскую кафедру и назначить на нее предложенного уездным собранием духовенства настоятеля Никольского собора Кустаная прот. Антония Русанова после пострижения его в монашество. В связи с невозможностью для прот. Антония выехать из города хиротонию было предписано совершить в Кустанае (Там же. Д. 218. Л. 158). Из-за противодействия местных властей хиротония не состоялась, прот. Антоний принял монашеский постриг с именем Тимон. 21 янв. 1924 г. патриарх постановил назначить на К. в. Челябинской епархии Николаевско-Пугачёвского еп. Николая (Амасийского) , вик. Уральской епархии. Об этом ранее просил еп. Николай, указывая на невозможность служения в Уральске вслед. частых вызовов в ГПУ (Там же. Д. 272. Л. 30). По просьбе еп. Николая местом его пребывания был назначен не Кустанай, но г. Троицк (постановление кон. янв. 1924). 28 февр. 1924 г. Кустанайский еп. Николай стал в. у. Челябинской епархией в связи с высылкой Челябинского еп. Дионисия (Прозоровского) (Там же. Д. 257. Л. 17). 12 апр. 1924 г. еп. Николай в телеграмме патриарху объявил о своем переходе в обновленчество (Там же. Д. 273. Л. 24). Он стал обновленческим «епископом Троицким». 10 авг. 1925 г. во епископа Кустанайского был хиротонисан архим. Тимон (Русанов), бывш. настоятель Никольского собора в Кустанае. Еп. Тимон занимал кафедру до своей кончины в 1930 г.

http://pravenc.ru/text/2462335.html

8 Толычова Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1912. С. 39–40. 9 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 627. Л. 15; см. также: Мельникова Л.В. Указ. соч. С. 303–305. 10 Державин Г.Р. Гимн лиро-эпический на прогнание французов из Отечества//Державин Г.Р. Сочинения: В 9 т. СПб., 1866. Т. 3. С. 137–164. 11 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 1031. Л. 1–529; Ф. 796. Оп. 93. Д. 634. Л. 94–123; Ф. 797. Оп. 1. Д. 4499. Л. 3; Московское дворянство в 1812 году. М., 1912. С. 391–401; 434–435. 12 Заиконоспасского, Богоявленского, Новоспасского, Данилова, Донского, Златоустова, Знаменского, Новодевичьего, Покровского, Симонова, Крестовоздвиженского, Высокопетровского и Ивановского. 13 Николо-Перервинского, Саввино-Сторожевского и Николаевско-Угрешского. 14 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 128 (об.); Ф. 832. Оп. 1. Д. 19. Л. 1 (об.), 3, 4 (об.), 6–6 (об.), 8, 9 (об.), 10 (об.), 11 (об.), 12 (об.), 13 (об.), 14, 15, 18 (об.). 15 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 7 (об.). 16 РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 4908. Л. 1–2. 17 Там же. Л. 8–10; РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 25. 18 Капнист В.В. Видение плачущего над Москвою россиянина, 1812 года октября 28 дня//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 21–29. 19 Шатров Н.М. Пожар Москвы в 1812 году//1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников. С. 32–35. 20 Собрание Высочайших Манифестов, грамот, указов, рескриптов, приказов войскам и разных извещений, последовавших в течение 1812, 1813, 1814, 1815 и 1816 годов. СПб., 1816. С. 50–57. 21 РГВИА. Ф. ВУА. Оп. 1. Д. 3465. Ч. 10. Л. 18–19. 22 Василий Григорьевич Рагузин, причетник-герой 1812 года//Душеполезное чтение. 1868. 8. С. 100. 23 РГИА. Ф. 796. Оп. 93. Д. 635. Л. 131. Любовь Мельникова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН   Читайте также: Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года Музейный гид 1812 - 2012: юбилейные экспозиции и выставки, которые нельзя пропустит Молитва на Бородинском поле Смоленская икона Божией Матери в Отечественной войне 1812 года

http://e-vestnik.ru/history/moskovskaya_...

В кладбищенской церкви св. Онуфрия после литургии была совершена панихида с поминовением всех почивших лиц Дома Романовых и некоторых близких Ее Высочеству покойных . В тот же день Великая княгиня вторично посетила Филиппову пустынь. А в 8 часов вечера уже была на пароходе «Вера», где отслужили молебен, и Ее Высочество отправилась в Архангельск. Торжественным звоном колоколов и пушечным салютом провожала Соловецкая обитель высокую паломницу. На море был штиль. Утром на палубе по случаю дня рождения наследника цесаревича по желанию Ее Высочества служили молебен св. Алексию, митрополиту Московскому и Иоанну Воину. Ее Высочество выразила желание остановиться в Соломбале, чтобы посетить Соловецкое подворье. Затем она на лошадях отправилась в город. На пути ею были сделаны остановки у городских церквей: у Успенской (XVIII века), Михайло-Архангельской (тоже XVIII века), в Михайло-Архангельском монастыре (XIV века) и на подворьях монастырей: Сурского, Красногорского и Николаевско-Корельского. Останавливаясь в этих обителях, Великая княгиня с чувством глубокого благоговения осматривала святыни храмов и внимательно слушала разъяснения Преосвященного Нафанаила. Вскоре после прибытия в Архангельск Ее Высочество в сопровождении огромного количества народа отправляется поездом в обратный путь. 31 июля, еще будучи в дороге, из Семигороднего монастыря Вологодской епархии Великая княгиня направляет Преосвященному Нафанаилу телеграмму: «Переживая с умилением чудные молитвенные дни в Соловецкой святой обители и посещение Архангельских святынь, сердечно благодарю Вас, Владыко, за сопутствие и радушный прием в Вашей епархии. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета» . Разумеется, множество обителей, которые в течение жизни посетила Великая княгиня, занимает свое, вполне определенное место в ее православной эволюции и укреплении. И все же соловецкому паломничеству принадлежит особое место, определяемое масштабностью духовного воздействия всех святынь монастыря на мироощущение Елисаветы Феодоровны.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Каково же было внутреннее состояние обители в течение рассматриваемого времени, соответствовала ли жизнь иноков обетам евангельского совершенства, сказать определенно не позволяет скудость исторических данных, а делать предположения о протекших веках жизни монахов, значит подвергаться опасности смешать истину с вымыслом и выдать последний за первую. Много, конечно, было занесено любопытного на страницах монастырских летописей, но пожары 1419, 1620 и 1798 г. безжалостно истребили монастырский архив и многое осталось покрытым мглою неизвестности. В виду скудости сведений о прожитом монастырем, являются ценными и интересными и те краткие указания о состоянии его, какие мы находим у бывшего на севере английского путешественника Томаса Рандольфа (1568–1569 г.). От него мы узнаем, что во второй половине XVI века в монастыре было 20 монахов, монастырь деревянный, церковь красива; дома низки с маленькими окнами. Живут монахи отдельно, едят вместе; в церкви торжественны, молятся долго. Жилищ около монастыря нет, а только 4 дома, да здание, построенное английскою компанией для собственных нужд 21 . Несомненно, что жизнь монахов Николаевско-Корельского монастыря проходила в нелегкой борьбе с суровой природой, борьбе, которой не ведал инок монастыря средней и южной части нашего обширного отечества. Открытая болотистая местность давала простор морскому ветру, наводившему ужас даже на привыкших к суровым условиям жизни монахов. В «Памятной книжке» Никольского монастыря, в отделе о достопамятностях, нет страницы, в которой не было бы записи о бури, свирепствовавшей в то или другое время в монастыре. Под 1734 г. записано: «ноября 15 дня Божиим произволением учинилась ветреная чрезмерная от севера морская буря и продолжалась двое сутки непрестанно, так что едва можно было людям по земле ходить. От сей великой бури с церкви Успения Пресвятыя Богородицы кровлю снесло. И пришла с моря столь великая вода, что таковая никогда не бывала и лед принесло в ограду монастырскую и в монастыре водою кельи потопило 16 числу в ночи, в 7 часу: братие монашествующие из келий утекли; мосты в кельях все сняло и страх велик учинился; кладязи морскою водою наполнились; находившуюся за монастырем для проезжающих келью большую льдом изломало и разнесло врознь; суда большие мореходные по берегам разметало и сена, ставленные по пожням, водою и льдом разнесло; около монастыря вода по полям разлилась и не можно было людям ходить, отчего такою неслыханною погодою в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Соучастник в юбилейном академическом торжестве, досточтимый архипастырь Черниговский, архиепископ Филарет, познакомившись со мною в первый раз при этом торжестве, по возвращении домой, почтил меня учено-литературным даром. Он прислал мне лишь только напечатанное им тогда Православное Догматическое Богословие при следующем кратком послании от 30-го октября за 419: —184— 1864 г. «Ваше Преосвященство, Возлюбленный о Господе брат! В знак братской любви моей препровождаю к вашему преосвященству Догматику мою. Вашего преосвященства покорнейший слуга Филарет архиепископ Черниговский». Получив это письмо и при нем книгу 21-го ноября, я благодарил его высокопреосвященство письмом от 28-го того же ноября. 1-го ноября, ровно через месяц после юбилейного торжества Моск. д. академии, совершилось такое же торжество, хотя и не в таких размерах, в Московской дух. семинарии. В этот день исполнилось 50 лет с тех пор, как была открыта Московская семинария первоначально в Николаевско-Перервинском монастыре. Юбилейное торжество началось с вечера всенощным бдением, которое совершено было в Семинарской церкви, при моем участии: я выходил на литию и величание. В самый день праздника литургию совершал митрополит Филарет с преосвящ. Леонидом, епископом Дмитровским, а на молебен облачались – преосвящ. Евгений, бывший архиепископ Ярославский и первый ректор Московской семинарии, и я – предпоследний тогда ректор той же семинарии (в год юбилея ректором был архимандрит Игнатий 294 , после епископ Костромский). По окончании литургии, после краткого промежутка, последовал торжественный акт, на котором, между прочим, читана была составленная профессором семинарии И. Беляевым историческая записка о Московской семинарии за прошлое пятидесятилетие. Затем было объявлено о наградах начальникам и наставникам семинарии, а также о пожертвованиях от разных лиц по случаю юбилея. Праздник заключен был обычною трапезою в ректорских покоях. Но с светлым семинарским празднеством совпало событие прискорбного свойства: скончался в этот день известный Московский библиофил, библиогност, библиограф и отчасти библиотаф – Вукол Михайлович Ундольский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пр. Антоний Краснохолмский, основатель Николаевско-Антониева монастыря, находящегося в 4 вёрстах от заштатного города Красного Холма Весьегонского уезда Тверской епархии, в старинных Святцах причислен к лику святых «не канонизованных» (см. И. Барсуков, стр. 45. Архимандрит Леонид, стр. 120, Архимандрит Сергий т. II, стр. 17. П. Савваитов и др.). И хотя Антоний не канонизован, но имя его внесено в полный Христианский Месяцеслов, напечатанный с благословения св. Синода, под 17 января (Киев, 1875). Жизнь этого преподобного неизвестна: где родился, кто были его родители, где пострижен в монашество и как проводил своё житие, всё это остаётся неизвестным. Антоний в 1641 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег р. Мологи и здесь (при слиянии рек Неледицы и Могочи, впадающих в Мологу, приток Волги) владелец этой местности Краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной, Антоний испросил у доброго помещика участок земли, на котором построил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, стали к нему приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволения и жить при его келье. Почитатели пр. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма. Однажды ночью пр. Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошёл на то место, где видел чудное зрелище, нашёл здесь икону святителя Николая и решился начатый (деревянный) храм построить в честь его. Благосклонное внимание А. В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили пр. старцу вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нём монастырь. Вскоре было положено основание ныне существующему каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, пр. Антоний вскоре (в 1482 г.) скончался. Остался неизвестен день кончины пр. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 января, вероятно, по тезоименитству его с пр. Антонием Великим (египетским).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010