Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2018 20 мин., 19.08.2018 1-я страница обложки. На белом фоне маленький беспомощный котенок висит, зацепившись передними лапами за толстую крученую веревку (Lori.ru) и надпись: НЕ СРЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ УПАСТЬ. Как справиться собственным гневом, не вымещая его на других. См. рубрику «Вопрос номера. Управление гневом» (С.18-28).   Пролог : (на заставке фото Владимира Бормотова)   Анна Ахматова. Летний сад («Я к розам хочу, в тот единственный сад … »). Стихотворение, 1959//Фома. - – август 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца:  август //Фома. - – август 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены:   6 августа.   День памяти Бориса и Глеба. Ил.: Святые Борис и Глеб.          Олег Мелехов. 1989. – С.4; 29 августа. 120 лет назад, в 1898 году, в Москве был заложен Музей изящных искусств имени Александра III , ныне Государственный          музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Ил.:         «Торжественная закладка музея. 1898». Фото. – С.4; 3 августа. 10 лет назад умер Александр Солженицын . Отрывки из Гарвардской речи, произнесенной А. И. Солженицыным на ассамблее выпускников университета в 1978 году. Ил.: А.  И. Солженицын работает над рукописью за столом в саду. Фото. – С.5; 19 августа. Преображение Господне. Ил.: Гора Фавор. Фото. – С.5; 28 августа. Успение Богородицы. Ил.: Икона праздника. – С.5.   Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда .   Шумы и сигналы .  Фото//Фома. - – август 2018. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   Интервью номера: Бог есть? А если найду? Какие ошибки чаще всего допускают атеисты и верующие во время спора . Беседа с доктором философских наук, профессором МПГУ, РАНХиГС, Московского университета им. С. Ю. Витте Дмитрием Гусевым . Беседовал Тихон Сысоев . Фото//Фома. - – август 2018. – С.8-17. – (рубрика « Интервью номера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-184-...

Святаго мученика и архидиакона Евпла НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Иже с Моисеом глаголавый древле/на горе Синайстей образы, глаголя:/Аз есмь Бог Сый;/ днесь же на горе Фаворстей преобразися,/началообразное показуя, лучами облистаяся./Темже, Христе, величаю Твою силу. Поемь особь Твоя, Христе, ученики,/Петра, Иакова и Иоанна,/волею на гору сих возвел еси,/чудо страшное показав/и нестерпимое Божественнаго пришествия Твоего издалеча/присносущное благолепие. Твоего, Христе, пришествия непостижимаго/трепетни бывше апостоли древле,/ниц на землю падше,/Божественней Твоей дивляхуся силе:/солнца просияв светлее, Блаже,/неизреченною силою Твоею. Ины стихиры святаго, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Добре прешел еси страдания пучину,/благоплавав, пребогате, дыхании Духа,/и в тихое пристанище устремился еси Царствия Божия,/в немже болезней твоих возмездие богатно восприял еси/и со Ангелы предстоиши Владыце твари,/венценосче блаженне. В порфиру, от крове обагрену твоея, одеян, славне,/и победы венцем живоначальною рукою увязен,/на Небесех живеши, сцарствуя Всещедрому./Темже тя ублажаем,/яко истинна мученика, и Слова служителя,/и веры утверждение. Евпл чудный,/таин служитель Владычних быв,/яко овча незлобиво, себе самаго приведе,/посечен быв мечем,/благовонно приношение/и агня Божественное быв./того убо ублажаем,/священное его страдание священно празднующе,/мучениколюбцы, днесь. Слава, и ныне, глас тойже: Гора, яже иногда мрачна и дымна,/ныне же честна и свята есть,/на нейже нозе Твои стоясте, Господи,/превечное бо сокровенное таинство/напоследок явлено сотвори,/страшное Твое преображение,/Петру, и Иоанну, и Иакову./иже, такова сияния лица Твоего не терпяще/и светлости риз Твоих,/ниц на лице земли покрывахуся,/иже и ужасом одержими, дивляхуся,/видяще Моисея и Илию, глаголюща с Тобою,/хотящая приключитися Тебе;/и глас от Отца свидетельствоваше, глаголя:/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоизволих,/Того послушайте,/Иже и дарует мирови велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Соловки – славянская «Голгофа». Памяти всех пострадавших от гонений посвящается 7 февраля по новому стилю будет поминаться Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Иерей Андрей Чиженко Источник: Портал «Православная жизнь»      Соловки. В XVIII преподобным Иовом Анзерским на одном из Соловецких островов – Анзер – был основан Голгофо-Распятский скит. По преданию, святому явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Слова Девы Марии оказались пророческими. Соловки стали воистину славянской «Голгофой» XX века. В данной статье мы не ставили задачу описать историю Соловецкого монастыря или подробности житий мучеников и исповедников, томившихся в многотысячной северной тюрьме. Наша цель – передать атмосферу Соловецкой тюрьмы особого назначения, обозначавшейся в советских бюрократических документах аббревиатурой «СТОН». Воистину «СТОН» Святой Руси… Соловки – это архипелаг, состоящий из шести островов, общей площадью до 350 километров. Они находятся на севере России – в Белом море. Климатические условия там сложные. Лето короткое, тучи комариного гнуса грызут человека до крови. Зимы длинные – морозы за тридцать градусов. Монахам Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря было очень непросто молиться и трудиться в условиях русского Севера на благо родной обители и во спасение собственной души. В мае 1920 года монастырь закрыли. В течение нескольких лет богатства, накопленные веками, грабили. Выковыривали драгоценные камни из окладов икон, митр. Позже над Спасо-Преображенским собором – главным храмом обители – повесили красный флаг. В церквях и других помещениях монастыря устроили арестантские палаты. Изо всех концов Советского Союза начали свозить в лагерь архиереев, священников, монахов, дворян, бывших заводчиков, купцов, крестьян, политических оппонентов и всех тех, кто стал неугоден режиму.

http://pravoslavie.ru/90410.html

Только с духовной высоты все становится ясно и просто Еще до революции писали, что соблюдение постов тогда уже было исповеданием веры 24 июля, 2016 Еще до революции писали, что соблюдение постов тогда уже было исповеданием веры Проповедь протоиерея Валериана Кречетова в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали два чтения. Одно — памяти равноапостольной Ольги и великомученицы Евфимии. Второе, евангельское чтение к сегодняшнему дню об исцелении хромых, слепых и прочих больных, повествует о том, как Господь, перебравшись в Галилею, взошел на гору. Очень часто Господь в Евангелии поднимается на гору. Почему? В заповедях Блаженства тоже восходит на гору высокую. В Преображении — Господь взошел на гору. И Господь входил на гору, когда с учениками уже прощался, вознесся, опять — на гору Елеонскую. Восхождение на гору символизирует возвышение, уход от мира земного — к горнему. «Горе имеем сердца», «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя», «Сущие во Иудее да бегут в горы!», – это всё слова евангельские, которые говорят о том, что спасение духовное, обновление, возрождение, вообще путь духовный требует труда. Для того, чтобы подняться на гору, особенно если гора не очень низкая, нужно усилие. Преподобный Серафим, сравнивая духовную жизнь с рассуждениями на духовную тему, говорит: «Других учить — это с колокольни камушки бросать, а самому исполнять то, чему учишь, — это на колокольню камушки таскать». Видите, опять образ один и тот же везде — куда-то нужно подняться. Вообще, для того, чтобы увидеть, окинуть оком большое пространство, увидеть картину того, что происходит, более наглядно, нужно подняться, возвыситься. Когда человек идет по земле, то он обычно видит в пределах своего роста, сколько ему видно. И вот он идет, дорожка эта ведет его. Особенно, если дорожки-то нет, если лесочек. Идет он, идет, иногда на месте кружится. Вертится, крутится. И есть выражение такое: в трех соснах заблудился. А когда поднимется — видит, что нужно было-то идти вот так — и всё ясно, оказывается. Всё ясно, куда идти и как идти.

http://pravmir.ru/tolko-s-duhovnoy-vyiso...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Кирилл (Павлов). " Царство Божие не в слове, а в силе " . В силе чего?       Архим. Кирилл (Павлов). " Царство Божие не в слове, а в силе " . В силе чего?     Эти воспоминания  о легендарном старце о. Кирилле записал монах Симеон Афонский   . Кто бы мог подумать, что почитатели старца Кирилла услышат эти изречения с Афона?! - Святая Гора Афон Ищущий свет, сам просвещается светом, обретая внутреннюю сокровенную жизнь и входя в вечное возрастание души, преображенной светом благодати. Убиваемые неумолимым временем, мы пытаемся жить вечно среди тленных преходящих вещей. Но, преодолев тленность вещей нетварной благодатью, мы уничтожаем время вечностью преображенной во Христе души. Сладостен Господь невыразимой сладостью, обретаемой в невозмутимой радости просвещенного благодатью сердца, смирившего себя в трудах послушания. Бог нам ничего не должен, но отдает безкорыстно Свою жизнь всему живому, мы же полностью обязаны жизнью Ему одному. Даже если мы отдаем Ему свою жизнь, мы ничего не добавляем в Боге. Наоборот, Он добавляет Самого Себя нашей жизни, делая ее всецело Своей вечной жизнью. От нас не требуется ничего иного, как стяжание душевной чистоты, присущей детям. Не находя ее в себе и в окружающих людях, мы вынуждены искать носителей такой чистоты в святых старцах, умеющих разъяснить нам ее суть.     То, что отец Кирилл необыкновенный человек и редкостная, чрезвычайно одаренная личность, было понятно и вызывало у всех, включая Святейшего Патриарха Алексия, глубокое уважение к мудрой рассудительности Лаврского духовника. Но меня привлекал в нем и другой благодатный дар: способность мгновенно устранять тяжесть в душе и отгонять изощренные нападения дурных помыслов. Кроме исповеди я часто прибегал к духовному отцу за советом, умоляя объяснить, как правильно поступать в том или ином случае. А когда мной овладевали сильные помыслы обиды, ропота или уныния, то я бежал к старцу, не чуя под собой ног. " В любое время дня и ночи, если тебе тяжело, всегда приходи ко мне! " - благословил меня батюшка еще в начале моего послушничества, и я всегда и во всем искал его помощи и вразумления.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Глава IX 1 . Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заорданскую страну, Галилею языческую. Пророк в первых семи стихах этой главы, как и выше, продолжает говорить о событиях еще отдаленных. Он отрешился мыслию от современных ему исторических событий; он живет во дни пришествия „Ожидаемого“, Мессии. Его пророчество ясно для нас; оно, конечно, не могло исполниться в дни могущества Ассирии и Вавилона и Персии и Македонского нашествия и временного Египетского владычества, ни во время Римлян, ни в том человеческом узком смысле, в котором понимали его Иудеи. Галилея с страной за-Иорданской и прибрежьем озера Генисаретского всегда была первой добычей завоевателя, а с точки зрения культуры и образования всегда была презираема в Иерусалиме 540 . К какому же времени и событию относится пророчество Исаии? Есть ли другой исторический факт, который бы отвечал этому пророчеству, кроме начала проповеди Господа нашего Иисуса Христа? Здесь начинается свет: „свете тихий святые славы“, распространявшийся на мир и осиявший чистотою, правдою и любовию сердца человеков, погруженных во мрак страстей, и лжи и злобы. Первый стих главы IX, продолжая мысль последнего стиха главы VIII 541 , указывает, где именно начнет рассееваться впервые мрак, огустевший на земле; во 2-м стихе пророк скажет, как рассеется этот мрак. До Господа нашего Иисуса Христа, как мы говорили, никогда земля Завулонова и земля Неффалимова и страна за Иорданом и за морем (озером Генисаретским) не пользовалась ни почетом, ни свободою, ни спокойствием. Всегда земли эти подвергались первые нашествиям и кочевых народов и подданных Сирии и Месопотамии; 542 всегда были они в унижении и рабстве; но: – „всякий дол да наполнится и гора да понизится?“ 543 , и здесь именно впервые узрело человечество спасение Божие. Хотя Спаситель мира родился в Вифлееме, но в Назарете, лежавшем в уделе колена Завулонова 544 , протекло детство и отрочество Господа нашего Иисуса Христа; на Иордане Он крестился, в Галилее начал свою проповедь и чудеса; здесь Он воскресил из мертвых сына вдовицы, кроме явления других многих чудес; здесь-в Галилее Он явил в преображении Своем трем ученикам грядущую славу Свою в образе человеческом, освящая тем и бренную плоть, в которую облечено человечество 545 . Сюда в Галилею посылаются в день славного воскресения жены муроносицы и Апостолы словами: „там Его увидите“; „там они увидят Меня“ 546 . Здесь-в Галилее дает Он и повеление ученикам Своим: „идите научите все народы“, и прибавляет утешение: „Аз с вами есмь во вся дни до скончания века“ 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фавор гора Фавор гора ( Hab. XIX, 22 ). На восток, неподалеку от Назарета, в коем Искупитель наш пребывал до вступления в дело нашего спасения, на север от Наина, где Он, милосердый, воскресил сына бедной вдовицы, на запад от моря Генисаретского, столько раз ознаменованного Его чудотворениями, с северной оконечности обширной, цветущей долины Ездрилонской, возвышается почти в виде правильного конуса гора; высота ее по отвесной линии составляет до 500 саженей, вершина в окружности около трех верст – это священный Фавор. Прославленная преображением Господа, гора Фавор, по своему местоположению и великолепию, есть одна из самых примечательных гор не только в Палестине, но и на всем земном шаре. В гористой Палестине все горы идут непрерывными цепями; Фавор возвышается уединенно от всех прочих как бы для того, чтобы и другие горы не разделяли с ним славы, предопределенной ему свыше. Крутые и высокие горы везде представляют возвышенности сухие, скалы каменистые; но Фавор от подошвы до вершины покрыт плодоносной почвой; ароматические травы и цветы, тенистые рощи и плодоносные дерева, поляны, покрытые тучными нивами, – вот та великолепная риза, коей облекается священный Фавор и в наше время, когда вся Обетованная Земля представляет вид бедной пустынной страны. Местоположение и великолепие Фавора дали ему известность в самой глубокой древности времен ветхозаветных. Историческая его известность начинается почти вместе с историей народа Божия, именно со времени переселения Израиля из Египта в Землю Обетованную. Преемник боговидца Моисея, Иисус Навин, исполняя грозную волю Господню об истреблении потомства злополучного сына Хамова, шел с победоносным воинством мимо Фавора; у подошвы его располагал свой стан, с вершины горы, вероятно, обозревал города и веси, которые предавал Господь в руки его. При разделе завоеванной земли Фавор назначается пределом племен Завулонова и Иссахарова. Когда предал Господь Израиля за нарушение завета в руки врагов и скорби порабощения обратили грешников к покаянию, Фавор озарился славой милости и спасения свыше: на скале его к долине Ездрилонской и ныне есть селение, носящее имя пророчицы Девворы: это памятник того, что на сем месте священного Фавора воздвиг Господь спасительницу Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Преставился ко Господу иеродиакон Феодосий Агиорит Преставился ко Господу иеродиакон Феодосий Агиорит Монах Феодосий был старцем Иверской кельи Святой Анны недалеко от Кареи. Это один из старейших насельников Святой Горы. Он прибыл на Афон в 1939-м году! Так, 73 года старец невыходно провел в келье Агиа Анны в столице Святой Горы Карее, разделив эти годы поровну между тремя составляющими своего счастья, которые он особенно возлюбил: Богородицей, Святой Анной, и Афоном. Монах Феодосий так и остался светлым и постоянно улыбающимся в памяти святогорцев, видевших его на каждом панигере в Кутлумуше на Преображение. Это один из представителей Старого Афон, уходящего в Вечность. Всем таким старым монахам присуще странноприимство, доброта, простота, радостность и какая-то особенная несгибаемость перед скорбями... - Святая Гора Афон Комментарии Всего комментариев: 17 2012/09/16, 06:22:14 Упокой , Господи, душу р.б. монаха Феодосия.Прости ему все грехи вольные и невольные и поставь одесную Отца.Помолись, батюшка о грешных р.б. Юрии, Валентине, Андрее,Александре. валентина 2012/09/03, 10:57:11 Со Святыми упокой!! Светлана 2012/08/30, 22:40:55 Упокой, Господи, душу усопшего рабаТвоего - новопреставленного Феодосия и учини душу его в раю идеже лица праведных сияют. Дорогой отец Феодосий,если ты предстоишь пред лицем Божиим и дерзаешь взывати ко Господу, молись о грешных рабах Божиих Ирине, Алле, Валерии. р.Б. Ирина 2012/08/28, 10:11:32 Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иеродьякона Феодосия и даруй ему Царствие Твое. р.Б.Ирина 2012/08/27, 23:04:14 Упокой Господи душу раба твоего иеродьякона Феодосия и сотвори ему вечную память. 2012/08/27, 21:50:53 Вечная память! р.Б.Раиса 2012/08/27, 21:42:32 Господи, приими душу почившего раба Твоего и даруй ему Царствие Твое.Помолись за меня грешную.Аминь 2012/08/27, 18:45:10 Со Святыми упокой Тамара 2012/08/27, 15:29:44 Царство Небесное и со святыми упокоение новопреставленному рабу Божию иеродиакону Феодосию! Помолись за нас, дорогой наш батюшка, пред Престолом Божиим!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1193

Кесова Гора. Церковь Николая Чудотворца. Николо-Грачи Карта и ближайшие объекты Построена в 1799 г. Престола три: в холодной Святителя Николая, в теплой: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Источник: сайт Тверской епархии  В посёлке прежде существовали две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в 1778 г. В 1779 г. на месте Никольской была поставлена ветхая церковь, перевезённая из с. Дёмшино и первоначально предназначавшаяся для растопки в Кашинский Клобуков монастырь. Каменный трёхпрестольный храм построен вместо неё на средства прихожан. Холодный придел - Святителя Николая. Тёплые приделы в трапезной: правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (вторая половина XIX в.). Основной объём имеет кубическую форму, трапезная – в одной связи с ярусной колокольней. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг., вновь открыта в 1943 г. Храм ремонтировался в конце 1940-х годов, в 1966-1967 годах, в 1975 году и  1999 году. По материалам официального сайта Тверской епархии Православный храм в сельской местности на протяжении веков выступал как общественный и духовный центр поселения. На Кесовогорской земле в нач. ХХ века проходили богослужения в 31-м храме и функционировали 11 часовен. Важно отметить, что храм всегда строили на самом обозримом месте, будь это берег реки, либо на возвышенности, либо в перспективе улицы. Церкви Кесовой Горы - Рождества Иоанна Предтечи, Спаса Преображения и Николая Чудотворца не были исключением. Но не только природно-географический фактор определял статус села, зачастую селом становился тот населённый пункт, в котором находилось помещичье имение или усадьба. В этом случае храм почти всегда сооружался при деятельном участии владельца этой земли. Кесова гора - вотчина дворян Прозоровских, не мало средств вложивших в строительство церквей этого села. Все каменные храмы возводились исключительно из местного кирпича, произведённого на небольшом заводике. Сам населённый пункт - ныне посёлок городского типа Кесова гора - образованный некогда из объединившихся посадов Красный, Заячий и Грачи, впервые упоминается в источниках под 1238 годом. В XVI-XVII вв. Кесовогорские земли относились к Городецкому стану Бежецкого Верха, в 1776 году Екатерина II передала их в образованный Кашинский уезд. С конца XVIII века Кесова Гора получила известность как крупный торовый центр, место проведения Ивановской, Никольской и Покровской ярмарок и еженедельных базаров. Сюда приезжали купцы из Кашина, Бежецка, Углича, совершались сделки по закупкам льна, мяса, ржи и других сельскохозяйственных культур. Особенно много содействовали становлению Кесовой Горы как торгового села дворяне Прозоровские, родовой вотчиной которых долгое время были эти земли. В 1898 году через Кесовогорскую волость прошла железная дорога, соединившая Сонково с Кашиным.

http://sobory.ru/article/?object=06089

Кесова Гора. Церковь Спаса Преображения в Разсудово. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кашинскнй уезд, Кесовская волость. Кесовогорский район, пгт Кесова Гора. Церковь Преображения Господня. 5 престолов: Преображения Господня (освящ. в 1801 г.), Божией Матери Казанской, мц. Параскевы Пятницы, Божией Матери Всех Скорбящих Радости (освящ. в 1836 г.), свт. Николая Чудотворца. Освящена в разное время: " ... в 1801 г. Кашинского Клобукова монастыря строителем и иеромонахом Авраамом, придел в трапезной... освящён в 1836 г. Кашинского Воскресенского Собора протоиереем Стефаном Колеровым " . 1800 г. Каменная. Выстроена на средства прихожан. Здание частично сохранилось. Дело о построении Кашинского уезда в приселке Разсудово вместо деревянной вновь каменной церкви 1788 год Святейшего Правительствующего Синода Члену Великому Господину Высокопреосвященному Иоасафу Архиепископу Тверскому и Кашинскому Епархии Вашего Высокопреосвященства Кашинского уезда приселка Разсудова церкви Преображения Господня от священно церковнослужителей этой церкви и приходских людей ПОКОРНЕЙШЕЕ ПРОШЕНИЕ Означенная церковь Преображения Господня деревянная с пределами построена 1713 года, которая и не очень ветха в средине, но по елику строена была без всякого крепкого фундамента и посему от земли много весьма погнила, и стала быть неблагонадёжна; А оная наша приходская церковь Преображения Господня в расстоянии от села Кесова Горы обстоит менее полуверсты ибо и погребаются онаго села Кесова умершие телеса при оной же нашей церкви издревле: чего ради мы нижеподписавшиеся всеусердно желаем построить впредь во имя того же Преображения Господня с пределами Казанской Пресвятой Богородицы и мученицы Параскевы каменную. Того ради Ваше Высокопреосвященство милостивого отца и Архипастыря высокопокорнейше просим для построения каменной церкви дать Благоразсмотрение грамату, и для удобнейшаго созидания зборную шнуровую книгу, ибо мы сего всеусерднейше заступить желаем и о сем учинить милостивую вашу Архипастырскую резолюцию сентября 30 дня 1788 года. К сему прошению приселка Разсудова священник Макарий Прохоров руку приложил...

http://sobory.ru/article/?object=19983

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010