Закрыть itemscope itemtype="" > Великий пост — время аскезы, а не маниакального шопинга Публицист Николай Черных о духовном осмыслении Кемеровской трагедии 27.03.2018 2252 Страшное событие потрясло Россию. В воскресенье в Кемерово в пожаре погибло почти 70 человек, в основном из дети. Скорбим со всей страной. Но мне все-таки хотелось несколько дистанцироваться от всевозможных криков о наказании виновных, от бесконечных вопросов «кто виноват», хотя это, конечно же, важно, и постараться осмыслить происшедшее с духовных позиций. Нужно время для детального расследования трагедии, чтобы установить меру ответственности всех лиц, призванных к обеспечению безопасности. И задать вопрос – почему? До переворота 17 года в Российской империи на время Великого Поста закрывались все увеселительные учреждения, рюмочные, трактиры, театры, торжища и пр. Наши благочестивые предки понимали , что время поста — это должно быть время сугубой молитвы и духовного делания, внутреннего глубоко анализа своих поступков и мыслей, изживания из себя ветхого падшего и преображение в обновленного, живущего по Заповедям Творца, человека. Великий Пост — это так же время служения Богу и людям. Воскресенье, когда случилась кемеровская трагедия, — это день, когда Церковь вспоминает святую преподобную Марию Египетскую. которая пала на самое отвратительное дно блудной порочной человеческой жизни, но смогла путем осмысления, поста, молитвы, аскезы и духовной практики стать одной из самых известных святых Вселенской Православной Церкви, полностью преобразившись в нового человека во Христе. Современной России, к сожалению, еще ох как далеко до такого состояния! А ведь в недавней нашей истории уже была похожая трагедия, которая уже тогда должна была заставить задуматься наших граждан. Во время Рождественского поста в Перми в 2009 г. в баре Хромая лошадь погибли 156 молодых людей. Смерть забрала 156 молодых жизней, которые только начинали жить. Тогда тоже было гора криков про виновных, про нарушения пожарной безопасности, халатность и пр., но только духоносные старцы говорили: «Россия, остановись. Люди задумайтесь. Это грозное знамение». И правильно говорит Александр Проханов в своих статьях, что современная идеология большинства наших людей, увы, - это римское «хлеба и зрелищ», сопровождающееся алчностью, жадностью, чревоугодием и сребролюбием, когда оценкой уровня жизни в стране является количество торгово-развлекательных центров.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/27/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Народ устал удивляться очередным кульбитам наших новых миссионеров Известный ученый прокомментировал отдельные высказывания устроителей и сторонников выставки «Двоесловие/Диалог» 08.06.2010 2731 Время на чтение 8 минут «Прочитав статью досточтимого иерея Сергия Круглова, я, честно говоря, пришел в недоумение, кому она принадлежит – православному ли священнослужителю или практикующему дзен-буддисту, потому что, опять-таки никакого коана в предании святых отцов, в предании благочестивых преподобных старцев, православных подвижников благочестия, да и вообще в христианской традиции – «не обретохом», этого мы никогда не находили, и если кто-либо желает практиковать коаны, то пусть ступает в буддийские дацаны. В Православной Церкви для этого места нет», - заявил в интервью " Русской народной линии " доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик , комментируя статью священника Сергия Круглова «Попытка коана», которая опубликована на портале «Татьянин день». Статья отца Сергия Круглова посвящена выставке " Двоесловие/Диалог " , развернутой в притворе храма Святой Татианы при МГУ . Священник, в частности, утверждает: «Выставка при МГУ мне видится вовсе не попыткой приватизировать искусство, объявив «воцерковленным», и не либеральничаньем, не заигрыванием с интеллигенцией: мол, мы тоже как вы, - да не будет. Икона - должна оставаться иконой, инсталляция Гора Чахала - инсталляцией. Здесь важно показать: смотрите, и там и там - звучат на разных языках, но одни и те же вопросы: о смысле жизни, о познании себя, о поиске пути к Небу, о любви и свободе, о добре и зле. Это - наши общие человеческие вопросы, давайте попробуем побеседовать о них и поищем для этого общий язык, тот язык, говоря на котором, мы начнем понимать друг друга и помогать друг другу...» Кроме того, отец Сергий утверждает, что устроители выставки ставили перед собой еще одну цель – «совершить православный коан». «Тем, кто интересовался дзеном, известно, что это такое: на вопрос ученика учитель не отвечает прямо, но или говорит притчу, порой загадочную, или совершает такой поступок, который приводит ученика сперва к недоумению своей якобы нелепостью, но потом - к просветлению. Почему? Потому что выворачивает его сознание так, что ломает стереотипы, в которых оно закоснело - а сколько таких стереотипов в наших православных душах и головах...» - пишет священник, который также утверждает, что один его друг, прошедший через увлечение дзен-буддизмом, «говорил, что дзен помог ему очистить мышление - и прийти к великой антиномичности и глубине Евангелия, а впоследствии тот же дух нонконформизма и трудного подвижнического поиска истины, который был в коанах, но уже не падший, а преображенный, он встретил в Патериках, у великих отцов-пустынников».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/8/dia...

и Казанского памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани вождей и воинов на общей их могиле, с рисунками. § 1. Зилантов, Казанский Успенский, 2 класса, мужеский монастырь Первоначально построен Царем Иоанном Васильевичем Грозным, на последнем уступе Зилантовской горы, в двух верстах к северо-западу от городской крепости, на левом берегу реки Казанки, там, где была последняя ставка и церковь Государя и где погребены убиенные при взятии Казани воины. Отсель веден был подкоп к крепости Казанской и отсель Государь со знамением в руках с крестным ходом торжественно вступил в побежденный им город 2 октября 1552 г., на память святых мучеников Киприана и Иустины и в тот же день воздвиг там деревянную церковь , во имя сих мучеников, в которой, по благословению Гурия, первого Архиепископа Казанского, до состояния штатов исправляли священнослужение Зилантова монастыря священнослужители, а потом во время штатов оная церковь приписана, по удобности, к Спасо-Преображенскому монастырю. Почему монастырь сей в Грамотах Царских называется первоначальным и Русским кладбищем. Сама же гора названа Илантовой, – или от ила в разлитие весенней воды, к ней наносимого, – или от того, что до взятия Казани жил на ней Зилант, славный тогдашнего времени наездник, – или, наконец, и от того, что в горе сей, по преданию Татар, находился больший змий, выходивший из пещеры к озеру, доселе называемому змеиным, для утоления своей жажды. 1559 года весенняя вода разнесла монастырскую ограду, келий и повредила Государеву церковь ; Царь Иоанн Васильевич, узнав о неудобности места, весеннею водою потопляемого, по просьбе Игумена Иоакима с братиею, велел перенести обитель на самую вершину горы, где была предпоследняя ставка и церковь Государева, отпустив на строение 300 руб.; к сей сумме Царица Анастасия присовокупила еще 100 рублей и пожертвовала в Соборную Церковь иконостас. Впоследствии времени, место, где погребены Русские воины, называлось убогим домом и вязком или потому, что там росли вязы, или от вязкого места, окружающего гору. Над могилою воинов, из коих особенно Воеводы похоронены в иноческом чине, постоянно находилась часовня, в коей пели панихиды Настоятели Зилантова монастыря с братиею. § 2. Местоположение Зилантова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

И.П. Ювачев XIX. Фавор Поездка на Фавор. – Выбор осла. – Проделки арабских проводников – Встреча с русскими паломниками. – Рассказ о Преображении Господнем. – Поворотный пункт в ходе евангельских событий. – Ермон, как гора Преображения. – Схема шествия Христа. – В греческом монастыре. – Военное значение Фавора. – Обзор вершины горы. Вечером мы стали собираться на гору Фавор и на Тивериадское озеро. Кампания наша разделилась. Одни, отягощенные тучным телом, боялись тронуться в тяжелый путь, где нельзя пользоваться тарантасом, другие, в видах экономии, отправились заранее пешком, третьи, к которым принадлежали я, мой товарищ в бедуинском костюме и купец-старообрядец, решили ехать на ослах. Для того, чтобы не связывать друг друга в дороге, я предложил своим спутникам каждому взять себе отдельного проводника и для скорости тоже на осле. Узнав о нашем желании, арабы привели множество ослов к русскому дому. Все они были очень мелки, сильно потерты по бокам, с кровавыми подтеками от уколов на шее. Я выбирал себе осла пободрее с виду, да хоть немного с сносной сбруей из веревок. Арабы кругом меня кричат, что-то толкуют непонятное. Наконец, в первый раз в жизни я взобрался с камня на белого осла и не успел еще оправиться в седле, как он сразу рванулся в сторону и бросился бежать со всех ног. Я едва удержался на нем. Арабы сзади бегут и кричат: «хорош! хорош!..» Оказывается, они нарочно кольнули осла шилом сзади, чтобы он проявил такую прыть. Наша кавалькада выехала часа в три пополудни, с расчетом к вечеру быть на Фаворе и там переночевать до утра. Лишь только миновали город, как один из погонщиков тихонько отстал и исчез. Я остановился и стал говорить другому провожатому, что мы не поедем без двух проводников-мукари, а потому пусть он вернет скорей своего товарища. Нас предупреждали, что за арабами проводниками надо следить внимательно и не спускать им на первых порах ни малейшего проступка, иначе они будут обманывать потом на каждом шагу. Мы настояли на своем, и проводник вернулся в город за своим товарищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в крепости. Карта и ближайшие объекты Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-ro. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы. Смотри также: Николая Чудотворца в крепости, церковь . Ивангородская крепость находится на берегу реки Наровы, на холме, называемом «Девичья гора», и названа так по имени основателя великого князя Иоанна Васильевича III. Церковь имеет два престола: холодный – во имя Успения и теплый на правой стороне - во имя Покрова. В теплом приделе антиминс новый. Освященный епископом Никанором 1830 г. сентября 19 и полписанный митроп. Серафимом. О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы». Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.

http://sobory.ru/article/?object=00522

Н.Д. Горчаков В 1785 году Митрополит Платон собственным иждивением основал монастырь Спасо-Вифанский, в 5 верстах от Троицкой Лавры, или от дома Преподобного Сергия, как называют эту знаменитую Обитель древние летописцы. В 1787 году монастырь Вифанский совсем отстроен, но не был самостоятельный, а принадлежал Лавре – до 1797 года, когда Император Павел I-й, посетив его после своей Коронации; повелел числить во втором классе и при нем устроить Семинарию, для содержания которой назначена, по тогдашнему времени, значительная сумма. Наместнику Лавры Троицкой велено быть и Архимандритом Вифанским; из них первый был Назарий. К основанию монастыря Вифанского Платон приступил, когда последовало дозволение от Екатерины II – й , иметь ему по своей воле пребывание и в Троицкой Лавре, поруча Епархиальное правление назначенному Викарию, Крутицкому Епископу Амвросию, в последствии бывшему Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому: – Архипастырь Московский желал в построенной им Обители окончить жизнь свою, назначив тут и место для своего погребения. Монастырь имеет каменную ограду с башнями; к большей Московской дороге вид его отрыт и хотя не представляет великолепия и огромности, но привлекает зрение воспоминанием о незабвенном его основателе и близости к Лавре величественной, часто посещаемой Особами Августейшего Императорского Дома, усердствующими богомольцами из всех стран Государства Российского и Иностранными путешественниками. – В Монастыре соборная церковь Преображения Господня, по внутреннему устройству, может назваться единственною: другой подобной нигде нет. Она стоит против св. ворот, над которыми колокольня имеет фигуру кругло-продолговатую. При первом входе в нее, она поражает удивлением. На месте, где по обыкновению должно быть иконостасу, представляется искусственная гора, на которой виден позлащенный иконостас и Престол. Эта мысль принадлежала самому Митрополиту Платону и она показывает, какой гениальный дар имел в изобретении этот достойно славимый Иерарх, которого известный Киевский Проповедник Леванда называет отцом отцов. – В самой горе придел Воскресения Лазаря, а в стороне хранится деревянный гроб, в котором обретены мощи Св. Сергия Радонежского. Тут же погребен и сам Основатель этой церкви и обители, Митрополит Платон. Над гробом его многие посетители совершают панихиды, испрашивая блаженства душе Святителя, которого имя и теперь еще произносится с уважением и воспоминанием важных заслуг его Церкви, Отечеству и Просвещению оказанных. – На крышке гробовой следующая самим Платоном сочиненная надпись: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкой Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель».

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Павел Троицкий Чем важен для нас Афон? Павел Троицкий Чем важен для нас Афон?   Во-первых, это место, где не прекращается молитва. На Афоне живут только православные и к тому же монахи, поэтому можно с уверенностью сказать, что здесь возносится к Богу больше всего молитв в мире, (если брать на единицу площади). Во-вторых, это место, где пытаются сохранять древние монашеские традиции. В-третьих, на Афоне собрано больше всего православных святынь. В-четвертых, здесь, на Святой Горе живет больше всего опытных подвижников, к которым люди приходят за советом и помощью. В-пятых, Святая Гора первая откликается своей богословской мыслью на сложные вопросы, которые ставит современность перед православием. И, наконец, в-шестых, как это говорилось, это Удел Божией Матери. Место, о котором Она проявляет особое попечение. Исповедники афонские Афон место не только преображения человека, места подвигов в посте и молитве преподобных, но и место исповедничества, где испокон веков православные отстаивали свою веру. А так как вера всегда у православных стоит на первом месте, потому что без истинной веры в Бога, - любые подвиги оказываются тщетными, то надо в первую очередь сказать о том, как Афон отстаивал православие. Тому имеем немало примеров. Самый яркий пример – страдания мучеников во время нашествия на Святую Гору католиков. В Афонском патерике мы может прочитать повествование о страданиях мучеников зографских. На месте их страдания стоит памятник в виде часовни. Так же в Карее у стены протатского собора находится плита, на которой были усечены мечом мученики карейские. Есть предание, что это плита всегда остается теплый и даже редкий здесь снег, попав на нее, - тут же тает. Хорошо известны случаи мученичества во время турецкого пленения Афона. Турецкие власти использовали своеобразные «ножницы» для обращения в мусульманство, которые чаще всего применяли к молодым неопытным, но перспективным юношам. Если христианин обвинялся в каком-то преступлении, за которое должен был подвергнут смертной казни, то он мог ожидать помилования в случае, если он принимал мусульманство. Соответственно, при шаткой законности того времени, легко было подвести какого-нибудь юношу под суровой приговор. И после этого, часто, уговоры делали свое дело. Но существовал и другой закон, который запрещал мусульманам под страхом смерти переходить в христианство. Некоторые юноши, осознав весь ужас своего падения, приходили в себя и шли каяться на Афон… Были старцы, которые считали, что до конца очиститься от страшного греха отречения от веры православной можно было только кровью мученичества. И так как подвиг этот был весьма нелегок, то готовили их специально в течение долгого времени, молитвой и постом, в монашеской Афонской келье. Когда старцы таких юношей понимали, что они готовы к мученичеству, то те шли в города, называли себя православными христианами и принимали мученический венец…

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=17...

П.В. Безобразов Тому же от 19 марта 1841 г. 3 Наконец я в Петербурге; сижу у моря и жду погоды. Ладья моя пойдет в ход после праздников. А до той поры мне нечего делать. Досуг у меня большой. Посвящаю его вам, добрый и незабвенный друг мой, и высказываю свои воспоминания о Вифании и Москве. Как-то хочется поделиться с другом свежими понятиями, как плодами, только что сорванными с хороших дерев. Вифания Платона не выходит у меня из головы. Люблю рассматривать эту небольшую, но знаменательную картину. На первом плане стоит храм, в виде корабля, и напоминает о плавании к небесному пристанищу по житейскому морю, воздвизаемому напастей бурею. В нем вместо иконостаса высится гора Фавор. Она покрыта мохом и посохшим быльем. Из нее как бы струится вода. В небольших норках прежде стояли искусственные зайчики, но преосвященный Филарет приказал их вынести вон. По левой стороне этой горы извивается узкая и кривая лесенка, как бы высеченная из скалы. С детскою радостью я взошел по ней на Фавор, на котором устроен малый алтарь Преображения Господня. Меня уверяли, что по правую и левую сторону его прежде стояли две сени, одна для Моисея, а другая для Илии. Но теперь их нет. Жаль, что их сняли. Как поразителен должен быть вид святителя в белых ризах, служащего в этом алтаре. Народ, стоя внизу (вверху на хорах тесно), невольно видел в нем преображающегося Господа, в двух священниках – Моисея и Илию, а в прочих церковниках – апостолов. Для сильнейшего впечатления в верхних окнах храма прежде вставлены были разноцветные стекла. Угадываю, что отражение и отливы радужного цвета на священнодействовавшем архипастыре живо напоминали молящимся о свете Фаворском. Внизу искусственной горы сделано узкое отверстие, ведущее в Вифанию, т. е. в храм воскресения Лазаря. Это святилище весьма мало, но обширна идея. Какая богатая мысль создать церковь так, что она устройством своим напоминает три важнейшие перемены нашей жизни, смерть, воскресение и преображение, сообразно телу славы Господа! На левой стороне Лазарева придела стоит деревянный гроб чудотворца Сергия, и тут же вблизи погребен Платон.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Подвижники Благочестия Вступление Известно, что при Синайской горе есть монастырь во имя Преображения Господня, существующий с половины шестаго столетия христианства. Известно также из сочинений церковных писателей, что еще раньше основания Синайскаго монастыря иночество уже процветало на Синае: в пятом и даже в четвертом веках было там много отшельников, из которых одни подвизались у подножия священных гор Синая и Хорива, другие рассеяны были по пустыне Синайской, и жили в долинах, пещерах, ущельях и в самых диких и пустынных местах, оглашая их своими псалмопениями и славословиями Богу. Между бесчисленным множеством душ, созревавших здесь для небесной жизни и отходивших к Господу, было много дивных мужей, которые необыкновенными подвигами христианскаго самоотвержения и самоумерщвления достигали Ангельской чистоты и бесстрастия и исполнены были всеми дарами Благодати. Изумительны их подвиги, дивны дары Благодати, в них действовавшей, высоки добродетели их, назидательны и душеспасительны их духовные советы и наставления. Это – духовные крины, которые произрастила Синайская гора, прекраснейшие и драгоценнейшие не только самых прекрасных цветов и произрастений земли, но их не бе достоин и весь мир по Апостолу ( Евр.11:38 ). Рукою Всевышняго они перенесены в небесный Эдем: но и доселе не перестают разливать благоухание и производить сладость в христианах, благоговейно чтущих их необыкновенное самоотвержение, их подвиги, молитвы, посты, благодатные дары, возбуждая и усиливая в этих почитателях благоговение и любовь к Богу, дивному во Святых своих, ощущение сладости благочестивой жизни и стремление к нравственному совершенству. Во славу Божию, в честь и память подвижников Синайских и в назидание благочестивых христиан предлагаются в настоящей книге сказания о знаменитых подвижниках, процветавших на Синае и в окрестностях сей горы. В Четьи-Минеи и в Месяцословах Святых не много находим имен знаменитых мужей, подвизавшихся на Синае; но много имен подвижников синайских, славных необыкновенными подвигами иноческой жизни и высокими добродетелями, встречается в древних собраниях житий отеческих, в сочинениях историков церковных, в Богослужебных книгах и др. Предлагаемыя Сказания о святых мужах и великих подвижниках благочестия, процветавших на Синае, заимствованы из всех этих источников. Взгляд на состояние иночества на Синае

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие к «Лествице» прп. Иоанна Лествичника Скачать epub pdf I. Об авторе Синай и Фавор После Библии и богослужебных книг нет книги, которую в Восточном христианстве переводят, изучают и издают чаще, чем «Лествица, возводящая на небеса» прп. Иоанна Лествичника . Каждый Великий пост в православных монастырях ее читают вслух за богослужением или в трапезной с тем, чтобы монашествующие в течение своей жизни слушали ее пятьдесят или шестьдесят раз. Вне стен монастырей «Лествица» – излюбленное чтение огромного числа мирян в России, Греции, Болгарии, Сербии и во всем православном мире. «Лествица» на Востоке столь же популярна, как «О подражании Христу» на Западе, хотя по своему характеру эти книги совершенно различны. Автор «Лествицы» жил в Синайской пустыне у подножия Джебель-Мусы, горы Моисея, отвесные скалы которой вздымаются на высоту почти две с половиной тысячи метров. Когда он взирал на местные ландшафты, в его воображении, должно быть, часто возникали картины Исхода: гром и молнии, вершина горы, окутанная густыми облаками, Моисей, в одиночестве уходящий во мрак, чтобы говорить с Богом лицом к лицу ( Исх 20:18–21 ). Но святой Иоанн Лествичник постоянно вспоминал также другую горную вершину, относящуюся к Новому Завету, – Фавор, «гора высокая отдельно от других» ( Мф 17:1 , пер. еп. Кассиана (Безобразова)) , где Господь наш преобразился на глазах у трех учеников Своих, потому что когда он молился у церкви, построенной для монахов Синайской пустыни императором Юстинианом в 556–557 гг., всякий раз, когда он поднимал взор, то видел в апсиде на восточной стороне мозаику, сохранившуюся до наших дней, на которой изображено Преображение Христа 1 . Таким образом, Иоанн Лествичник взирал духовными и телесными очами на эти две горы, Синай и Фавор, и обе они отражены в написанной им книге. Своим строгим аскетизмом, призывом полностью отдать себя Богу, своей бескомпромиссностью Лествица вызывает в воображении безводную пустыню, скалы и мрак горы Синай. Но стоит лишь взглянуть немного глубже, и окажется, что книга эта не только о покаянии, но о радости; не только о самоотречении, но о том, как войти в Божью Славу. Кроме тьмы Синая есть также и огонь Неопалимой Купины и Фаворский свет. Три монашеских пути

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010