Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иисус Христос. Камея. X-XI вв. (ГММК) [лат. gemma - почка, драгоценный камень, перстень с печатью; греч. λφος]. 1. Произведение глиптики (камнерезного искусства), полу- либо драгоценный камень, как правило цветной, обработанный (отшлифованный или ограненный) для дальнейшего использования; различные минералы, ценимые за редкость, твердость и красоту, напр. агат, сардоникс, яшма, лазурит (ляпис-лазурь), реже сапфир, изумруд и др.; нек-рые материалы некристаллического происхождения, напр. жемчуг, красный коралл, янтарь. 2. Общее наименование резных полудрагоценных либо драгоценных камней. Г. различаются техникой исполнения изображения: высокий рельеф - камея и углубленная резьба - инталия, последние использовались гл. обр. в качестве знаков собственности, печатей . С Г. соединялось представление о магических и лечебных свойствах камней: «Сила камня… смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предвидение» ( Епифаний Кипрский, свт. О 12 камнях, бывших на одеждах Аарона//ТСОРП. Т. 52. Ч. 6. С. 271); «...[агат] предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных» (Там же. С. 276). Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Вмч. Феодор Тирон, пронзающий дракона. Инталия. Ок. 1300 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Г. известны в искусстве Др. Востока и эгейского мира с IV-III тыс. до Р. Х., как правило одноцветные. В эпоху эллинизма, с ростом бюрократии и как следствие - потребности в печатях, производство Г. возросло; в одном из крупнейших центров, Александрии, мастера исполняли полихромные Г. преимущественно из сардоникса, имевшего слои разной окраски, что позволяло создавать живописное изображение, в к-ром светлый слой контрастировал с темным и наоборот («камея Гонзага» с портретами Птолемея II и Арсинои II, III в. до Р. Х., ГЭ). В имп. период Др. Рима Г., прежде всего с портретами императоров и членов их семей, достигали большого размера - ок. 20 см в высоту («гемма Аугустеа» с изображением триумфа имп. Августа, I в., Художественно-исторический музей, Вена). В III - IV вв., особенно в правление имп. Константина и его преемников, искусство резьбы Г. пережило новый подъем, свидетельствуя о преемственности древних императоров, а также о мощи гос-ва, напр. «камея Ротшильда» с портретами имп. Гонория и его супруги Марии (Лувр, Париж; долгое время считались портретами имп. Констанция II и его супруги) . Известны Г., созданные в связи с учреждением новой имп. резиденции на Востоке - К-поля, напр. Г. большого размера из сардоникса с изображением имп. Константина, к-рого венчает Тихе (богиня судьбы; IV в., переработана в нач. XIX в., ГЭ). С переездом имп. двора на Восток коллекции Г., собранные в Др. Риме, оказались в К-поле.

http://pravenc.ru/text/161997.html

В 1207г. присылал или намерен был прислать в Россию посольство папа Иннокентий III. О намерении свидетельствует сохранившееся доселе в Ватиканском архиве послание 1097 . А было ли исполнено намерение, об этом ничего нельзя сказать, потому что о посольстве нет никаких известий в наших летописях. Папа Иннокентий III был чрезвычайно ревностным и вместе чрезвычайно счастливым папой относительно подчинения св. седалищу православных народов. В 1199г. он вступил в сношения с Болгарами и привёл их к тому концу, что последние признали его власть. Вслед за Болгарами то же сделали Сербы. (Те и другие притворно и весьма недолгое время 1098 ). Наконец, в 1204 году крестоносцы взяли Константинополь и, хотя вместе с этим Греки не подчинились Римской церкви, но всё-таки у них водворена была латинская иерархия. После всего этого Иннокентий, конечно, не мог забыть и нас, Русских. В своём послании, адресованном archiepiscopis, episcopis et universis tam clericis quam laicis per Rutheniam constitutis, папа настоятельно убеждает нас возвратиться с распутья на путь истины, от которого мы упорно отклоняемся. Церковь , говорит он, едина; власть над этой единой церковью вручена апостолу Петру, которого я есмь преемник, следовательно... и прочее; наконец, говорит он, разумея взятие Константинополя крестоносцами, «греческая империя и почти вся греческая церковь возвратилась к почитанию апостольского престола, и смиренно приемлет его повеления». Вы часть греческой церкви: «не нелепо ли то, что часть будет разногласить со своим целым, и что один член будет отделяться от всего тела?» Послание было или имело быть послано с одним кардиналом-пресвитером (G... по имени, tituli S. Vitalis), на которого была возложена обязанность, по приведению заблудшей дочери к её матери, искоренять и разрушать, строить и насаждать, что найдёт требующим искоренения и разрушения, строения и насаждения 1099 . От 1227 года сохранилось любопытное послание в Россию папы Гонория III 1100 . Оно адресовано ко всем королям Русским, – ad universos reges Russiae.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

После Пасхи 1217 г. Д. отбыл в Тулузу, откуда были направлены проповеднические миссии в испан. земли и в Париж. Д. отправился в Рим и Болонью. В Риме папа Гонорий III передал в распоряжение Д. храм во имя св. Сикста с пристроенными кельями. К этому времени относятся неск. чудес, к-рые орденская традиция приписывает Д.: воскрешение рабочего, погибшего под рухнувшим сводом строившегося монастыря св. Сикста; воскрешение умершего ребенка; исцеление смертельно больного келаря мон-ря; умножение хлеба и вина. По предложению Гонория III в восстановленный мон-рь св. Сикста было решено собрать разбросанных по рим. мон-рям монахинь, чтобы те жили по одному уставу. Ордену братьев-проповедников взамен мон-ря св. Сикста папа предоставил церковь и мон-рь св. Сабины на Авентинском холме. Гробница св. Доминика в базилике Сан-Доменико в Болонье Гробница св. Доминика в базилике Сан-Доменико в Болонье В 1218-1219 гг. Д. совершил 1-ю визитацию доминиканских мон-рей во Франции, в Испании и в Италии. Побывав в тулузском мон-ре св. Романа и в мон-ре Пресв. Богородицы в Пруе, Д. прибыл в Кастилию. В Сеговии он совершил чудо, вызвав дождь во время засухи, препятствовавшей началу сева. В память об этом была воздвигнута часовня. Из Сеговии Д. отправился в Мадрид, где Петром Мадридским, членом ордена братьев-проповедников, уже был заложен мон-рь. Д. посетил Паленсию, где основал мон-рь св. Павла. После возвращения в Тулузу Д. потом отправился в Париж, где провел неск. дней в мон-ре св. Иакова, основанном посланными ранее братьями-проповедниками. Из этого мон-ря, насчитывавшего 30 монахов, он направил братьев для основания орденских мон-рей в Лиможе, Реймсе, Меце, Пуатье и Орлеане. В июле 1219 г. Д. прибыл в Болонью, в основанный там весной того же года мон-рь св. Николая, откуда отправил неск. членов ордена по городам Сев. Италии - в Милан, во Флоренцию, в Бергамо, Асти, Верону, Брешию и Фаэнцу. В кон. окт. из Болоньи Д. отправился во Флоренцию, а оттуда в Витербо, где в нояб. встретился с папой Гонорием III. В 1220 г., к празднику Пятидесятницы, Д. прибыл в Болонью, где состоялось 1-е общее собрание (капитул) ордена, когда руководство орденом было возложено на Д. монахами. Летом Д. отправился с проповедями по городам Сев. Италии (Милан, Кремона, где Д. встретился с католич. св. Франциском Ассизским , Модена, Парма). К этому времени относится основание им 3-й ветви ордена братьев-проповедников, объединившей мирян, не связанных обетами нищеты и целомудрия, но находившихся под духовным руководством священников из доминиканского ордена. Первоначальное название объединения мирян - «Воинство Иисуса Христа» (впосл. терциарии ). 30 мая 1221 г. в Болонье состоялся 2-й капитул ордена, закрепивший структуру ордена братьев-проповедников, к-рый был разделен на 8 провинций - Испанию, Прованс, Францию, Ломбардию, Рим, Тевтонию, Венгрию и Англию.

http://pravenc.ru/text/178842.html

По свидетельству Никоновской летописи, приходили в Россию от папы послы в 1169 г. «того же лета придоша послы от римского папы». Возможно предполагать, что дошедшие до папы слухи о неудовольствиях Андрея Боголюбского на патриарха Константинопольского, каковые князь мог иметь на патриарха за несогласие последнего учредить во Владимире особую митрополию, послужили причиной посольства. В 1207 г. присылал, или намерен был прислать, в Россию посольство папа Иннокентий III. Папа Иннокентий III был чрезвычайно ревностным и, вместе с тем, чрезвычайно счастливым относительно подчинения св. престолу православных народов. В 1199 г. он вступил в сношения с Болгарами, и они признали его власть; вслед за Болгарами то же сделали Сербы (те и другие весьма недолгое время); наконец, в 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь и там водворена была латинская иерархия. После этого папа не забыл и о русских. Папа убеждает в послании, возвратиться с распутья на путь истины. Церковь , говорит он, едина; «власть над единою церковью вручена апостолу Петру, которого я есмь преемник»... «греческая империя и почти вся греческая церковь возвратилась к почитанию апостольского престола и смиренно приемлет его повеления»; вы часть греческой церкви: «не нелепо ли то, что часть будет разногласить с своим целым и что один член будет отделяться от всего тела?» От 1227 года сохранилось любопытное послание в Россию папы Гонория III. Оно адресовано ко всем королям Русским. Читается так: «Радуемся о Господе, что послы ваши, как дошел до нас слух, посланные к почтенному брату нашему епископу Моденскому, смиренно пригласили его, чтобы он лично посетил ваши страны, поскольку, желая быть спасительно наставлены в здравом учении, вы готовы совершенно отказаться от всех заблуждений, в которые впали, как говорите вы, по причине недостатка проповедников». Далее папа предлагает им, если они желают, чтобы к ним прибыл легат Римский, прислать к нему – папе – грамоты и верных послов. Оказывается, что это – не что иное, как слишком неумеренное употребление довольно обычного папам приема. Вступая в сношения с православными, с целью привлечь их к себе, папы нередко начинали тем, что дошло де до нашего слуха, что вы желаете воссоединиться со святою матерью... В 1224 г. Новгородцы заключили мир с Ливонским орденом, для чего их послы приходили в Ригу, мир утвержден был от имени папы, находившимся в Риге его легатом епископом Моденским, и вот, послы Новгородские и превращаются у Папы во всех королей Русских. Так как при заключении мира Новгородцы были стороной побежденной и искавшей мира, то весьма возможно, что дипломатическим образом они изъявляли легату свою готовность соединиться с Римской церковью. В дальнейшем папы делали попытки подчинить Русскую Церковь своей власти. Средневековые папы представляли собою великую силу, к которой все обращались за помощью. Возможно было покупать эту помощь у пап и государям православным, ценою изъявления искренней или примерной готовности подчиниться им.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

схоластов Руперта Дойцского , Гонория Отёнского , Александра Гэльского , Альберта Великого и др. (см.: Cross. 1999. P. 127-128; Флоровский. 1998. С. 153-154), однако именно И. Д. С. предложил последовательное богословское обоснование этой концепции ( Флоровский. 1998. С. 154). Несмотря на существовавшую, хотя и довольно слабую в средневек. зап. схоластике, традицию понимания Боговоплощения как высшего проявления Божественной благости и Божественного Промысла, не связанного напрямую с грехопадением человека, ко времени И. Д. С. практически общепринятым стал иной взгляд, впервые четко изложенный на Западе Ансельмом Кентерберийским в трактате «Почему Бог стал человеком?» (Cur Deus homo?), где целью Боговоплощения называется искупление человека, а причиной - человеческое грехопадение и желание Бога освободить человека от греха. Позиция Ансельма была принята большинством средневек. теологов: так, напр., Фома Аквинский, подробно рассматривавший в «Сумме теологии» вопрос о причине Боговоплощения, в своем ответе отмечал: «Хотя Господь мог воплотиться и без появления греха, все-таки более вероятным представляется то, что если бы человек не согрешил, Господь бы не воплотился» ( Thom. Aquin. Sum. th. III 1. 3). Сходную позицию занимал Бонавентура и мн. др. схоласты ( Флоровский. 1998). Согласно И. Д. С., Боговоплощение есть наиболее совершенное и благое из всех Божественных дел. Будучи таковым, оно не может быть следствием человеческого грехопадения: «Я утверждаю, что грехопадение не есть причина предопределения Христа; ведь даже если бы не пал ни один ангел и ни один человек, Христос все равно был бы так предопределен; [так было бы], даже если ничто иное не было бы сотворено, но только Христос» ( Ioan. D. Scot. Rep. Paris. III 7. 4//EdWad. Vol. 11. P. 451); «если бы род человеческий не пал, все же было бы предопределение Христа и [человеческая] природа [все равно] соединилась бы со Словом» (Lectura. III 7. 1//Ed Vat. Vol. 20. P. 213). Для обоснования этого тезиса И. Д. С. предлагает собственное учение о внутренней упорядоченности Божественного воления.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ IV Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий IV, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (ок. 1210, Рим - 3.04.1287, там же; мирское имя Джакомо Савелли), папа Римский (со 2 апр. 1285). Происходил из знатной рим. семьи, внучатый племянник папы Римского Гонория III . Отец и брат Джакомо неск. раз занимали должности рим. сенаторов; мать принадлежала к влиятельной семье Альдобрандеска; дядя, кард. Томмазо, по прозвищу дель Весково, был известным поэтом и дипломатом. Савелли учился в Парижском ун-те. До принятия сана был женат, но рано овдовел. Двое его сыновей достигли значительных светских должностей: один был подеста в г. Урбино, второй - рим. сенатор. Избрав духовную карьеру, Савелли получил в качестве бенефициев должности каноника в Шалон-сюр-Марн (ныне Шалон-ан-Шампань) в Барселоне и ректора в Бертоне (еп-ство Норидж). 24 дек. 1261 г. папой Римским Урбаном IV возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Cosmedin). Долгое время был легатом в Витербо. В 1276 г. папой Римским Адрианом V назначен легатом к герм. кор. Рудольфу I Габсбургу для решения вопроса о его имп. коронации и урегулирования споров между ним и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским. В 1277 г. возведен в достоинство кардинала-перводиакона. 21 окт. 1282 г. кард. Дж. Савелли основал в Альбано и затем построил на собственные средства бенедиктинский мон-рь, посвященный Пресв. Богородице и св. ап. Павлу. После смерти папы Римского Мартина IV коллегией кардиналов 2 апр. 1285 г. в Перудже Савелли был избран папой и принял имя Гонорий в память о своем родственнике папе Гонории III. 14 мая 1285 г. в Риме Г. был рукоположен во пресвитера, 15 мая - во епископа, и 20 мая в соборе св. Петра состоялась его интронизация. Г. продолжил политику своих предшественников относительно борьбы между Арагонской и Анжуйской династиями за Сицилию, к-рая в 1282 г.

http://pravenc.ru/text/166151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАТАРИЯ АПОСТОЛЬСКАЯ [лат. Dataria apostolica], одна из дикастерий (служб) при Папском престоле, в ведение которой входили составление и отправка папских посланий, касающихся бенефициев, диспенсаций, а также рассмотрение спорных дел по этим вопросам. Существовала с XV в., упразднена в 1968 г. Согласно Кодексу канонического права католич. Церкви 1917 г., Д. а. относилась к разряду особых служб Римской курии, не являвшихся конгрегациями или трибуналами (как, напр., Апостольская канцелярия, Апостольская палата, Гос. секретариат, Секретариаты бреве и лат. посланий - CIC (1917). Can. 261). Первые упоминания о Д. а. относятся к нач. XIII в., к понтификату Гонория III . Имена сотрудников ведомства известны со времени авиньонского пленения пап . Изначально это был один человек, состоявший на службе в Апостольской канцелярии, но уже в XIV в. в связи с возросшим числом направляемых папе прошений при Апостольской канцелярии появилось особое отделение. При антипапе Бенедикте XIII в 1406 г. упоминается сотрудник, «qui datam ponit» (кто ставит дату), в 1410 г. такой человек уже называется datator. При папе Мартине V в отношении службы употребляли термин dataria, начали вести список датариев при Папском престоле. Постепенно датарии приобрели влияние в курии, по решению папы Каллиста III получили епископское рукоположение, а с сер. XVII в.- сан кардинала. В 1484 г. по распоряжению папы Иннокентия VIII на Ватиканском холме в Риме было построено специальное здание для размещения Д. а. При строительстве собора св. Петра в сер. XVI в. оно было снесено, а Д. а. перемещена во дворец, примыкающий к папской резиденции на Квиринале. Папа Бенедикт XIV буллой «Gravissimum Ecclesiae universae» от 8 дек. 1745 г. определил порядок работы Д. а. Во главе ведомства находился кардинал-продатарий, которому помогал прелат в должности субдатария. Последний подписывал бреве и офиц. копии документов. Д. а. состояла из 4 отд-ний. По распоряжению папы Бенедикта XIV от 13 июня 1755 г. Д. а. должна была приостанавливать деятельность в связи со смертью папы и могла возобновить работу лишь после выборов следующего, к-рый или сохранял прежнего кардинала-продатария, или назначал нового.

http://pravenc.ru/text/171420.html

В Храме Христа Спасителя в Москве будет исполнена оратория «Сохранивший веру» 15 мая 2023 г. 18:54 17 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы состоится концертное исполнение оратории «Сохранивший веру» в рамках литературно-музыкального духовно-просветительского проекта «Русь великая моя!». Мероприятие, организаторами которого являются  Санкт-Петербургская духовная академия и ФГБУК «Росконцерт», проводится при поддержке Министерства культуры РФ. Оратория «Сохранивший веру» посвящена подвигу благоверного великого князя Александра Невского. Автор музыки — современный российский композитор, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Андрей Микита, автор текста оратории —  епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев) . В либретто также включены фрагменты русских летописей, исторические документы (отрывок буллы Папы Гонория III), богослужебные и поэтические тексты. Оратория включает пять частей: I. «Kopehь», II. «Блarocлobehue», III. «Coxpahubшuй веру», IV. «Hacлeдcmbo», V. «Heбechый покров». Во время исполнения будет демонстрироваться видеоряд — масштабная художественно-изобразительная композиция. Вокально-хоровое произведение представят известные солисты и коллективы: лауреаты всероссийских и международных конкурсов Борис Степанов (тенор), Ярослав Петряник (баритон), Елена Поповская (сопрано), Денис Беганский (бас), а также оркестр Государственной академической симфонической капеллы России, хор Санкт-Петербургской духовной академии, Московский синодальный хор, Камерный хор Московской консерватории, Концертный хор МГИМ им. А.Г. Шнитке. Художественный руководитель и автор проекта — заслуженный деятель искусств РФ проректор Санкт-Петербургской духовной академии Елена Гундяева. Дирижер — лауреат международных конкурсов, преподаватель СПбДА Раиса Гундяева.  Ведущий —  Юлиан Макаров. Главный режиссер — Сергей Цветков. В числе почетных гостей на концерте будут присутствовать архиереи Русской Православной Церкви и представители Министерства культуры РФ. Информационная служба мероприятия: +7 (495) 225-43-45 (доб. 132 или 202), e-mail: pr@rosconcert.ru. По материалам сайта СПбДА и ФГБУК «Росконцерт» Патриархия.ru Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6026965.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАЛЕНТИНИАН III Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Валентиниан III, Галла Плацидия и Гонория (?). Миниатюра на позолоченном стекле. Редакция текста от: 27.12.2011 15:11:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19320.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010