права (Collegium doctorum legum), преподавателей канонического права (Collegium doctorum decretorum) и преподавателей медицины и «др. свободных искусств». Преподаватели из коллегии юристов считались «корпорированными преподавателями» (doctores corporati). Они имели право читать главные, ординарные лекции, принимать экзамены на звание доктора (с 1219, согласно постановлению Гонория III, по результатам этого экзамена архидиакон Б. выдавал разрешение преподавать (licentia docendi)). В компетенцию коллегий входило право принимать экзамен у желающих получить право на преподавание, только член коллегии мог представить кандидата на получение степени доктора. Коллегии докторов также имели свои статуты (утверждены в 1397 и 1460), согласно к-рым членами коллегии могли стать только граждане Б. Количество членов было ограничено 16 у преподавателей рим. права и 12 у преподавателей канонического. Ок. 1300 г. имела место попытка закрепить членство в коллегиях по наследству. Проч. преподаватели права в Б., не являвшиеся членами коллегий, именовались доцентами (от лат. docens - учащий). В 1291 г. папа Николай IV подтвердил действительность выдаваемого архидиаконом Б. разрешения на преподавание в любом месте (licentia ubique docendi). Это разрешение выдавалось архидиаконом после выдержанного экзамена и до принятия в коллегию докторов. С ограничением допуска в коллегию докторов происходит разделение licentia и допуска в collegium. Церемония вручения licentia сопровождалась торжественным присуждением докторской степени (doctor legum) в рим., каноническом или обоих правах, но это не означало включения в коллегию докторов. Папа Гонорий III пытался ввести систематическое преподавание теологии в ун-те, но курс не стал постоянным, тем не менее в XV в. из числа болонских теологов вышел такой богослов, как Римский папа Николай V . В 1360 г. папа Иннокентий VI закрепил за епископами Б. право утверждать докторов и выдавать разрешения на преподавание теологии. Расцвет школы глоссаторов приходится на 1-ю пол.- сер.

http://pravenc.ru/text/149693.html

Ночью донатисты сбросили полумертвого М. с башни, но тот упал на кучу нечистот (subter cinere stercoris) и благодаря этому остался жив. «Его случайно обнаружил один бедняк, который зашел в то место, чтобы справить нужду». Узнав М., этот человек позвал жену и отнес епископа к себе домой «из жалости, а может быть, надеясь на небольшое вознаграждение» и затем передал его кафоликам. По словам блж. Августина, епископ чудом выжил; он оправился от ран, но его тело было покрыто шрамами. Августин впервые описал эти события в соч. «Против грамматика Крескония, сторонника Доната» (405/6 - Idem. Contr. Cresc. III 43 (47)). Ок. 417 г. в письме трибуну Бонифацию блж. Августин смягчил нек-рые детали (напр., упоминание о том, что епископа бросили в отхожее место - Idem. Ep. 185. 27). Возможно, вопреки мнению блж. Августина донатисты стремились не убить М., но лишь подвергнуть его побоям и унижению ( Hermanowicz. 2008. P. 142). Кафолические епископы Африки ссылались на происшествие с М., чтобы добиться от имп. Гонория принятия суровых мер против донатистов. Считая себя членами гонимой «Церкви мучеников», донатисты указывали на деятелей схизмы (напр., еп. Маркула († 347), Доната, еп. Багаи, и др.), убитых по приказу светских властей с одобрения кафолических иерархов. Однако к нач. V в. положение изменилось: донатисты, ранее подвергавшиеся гонениям, при поддержке циркумцеллионов стали прибегать к террору против сторонников кафолической Церкви. Так, в 403 г. Криспин, донатистский еп. Каламы, организовал нападение на кафолического еп. Поссидия, друга блж. Августина ( Aug. Contr. Cresc. III 46-47 (50-51)). По свидетельству Поссидия, однажды сам Августин едва не попал в засаду, устроенную циркумцеллионами ( Possid. Vita Augustini. 12). Причиной таких нападений нередко были судебные процессы между кафолическими и донатистскими клириками. Когда Сервус Деи, кафолический еп. г. Тубурсику-Буре (ныне Тебурсук, Тунис), подал в суд на донатистов, отнявших у него храм, он подвергся нападению вместе с одним из пресвитеров; пресвитер погиб, а епископ выжил и отправился в Италию, чтобы дать показания против раскольников. Т. о., происшествие в Багаи было не единственным подобным случаем: по словам блж. Августина, мн. кафолические клирики страдали от агрессии донатистов ( Aug. Ep. 185. 26).

http://pravenc.ru/text/2561652.html

В Южной Италии политическое положение складывалось неблагоприятно для папства. С целью осуществления своих сюзеренных прав папы стремились воспрепятствовать формированию крупного и единого норманнского государства. Однако в начале XII века норманны, опираясь на прочные позиции в Сицилии, приступили к фактическому захвату папских владений в Южной Италии и к созданию своего государства. Поэтому ставленник Франгепанов папа Гонорий II (1124-1130) начал войну против норманнского герцога Роже II, владевшего Сицилией. В ходе боев папа попал в плен к норманнам, и из-за отсутствия вооруженной силы, а также поддержки со стороны императора он не смог воспрепятствовать созданию единого норманнского государства, опирающегося на Сицилию. Укреплению норманнского государства в значительной степени способствовало то, что в Риме григорианское папство оказалось во временном кризисе. Город стал ареной новых партийных боев. После смерти Гонория II партия Франгепанов избрала папой Иннокентия II (1130-1143), а другая, противостоящая ей аристократическая партия Пьерлеонов - выходца из своей семьи Анаклета II (1130-1138). Норманны поняли, что из этого раскола они могут извлечь выгоду. В обмен на вооруженную поддержку Анаклет II в Беневентском соглашении сделал герцога Роже II королем Сицилии, Калабрии и Апулии, а норманнское королевство признало сюзеренные права папы. В то же время Иннокентий II получил поддержку со стороны германского короля Лотаря III, за что папа в 1133 году короновал его в императоры. Затем в течение десяти лет шла борьба между императором и норманнским королем, в которой североитадьянские торговые города принимали участие на стороне папы и императора (так как южные торговые города являлись их конкурентами). В 1137 году скончался поддерживавший папу император Лотарь III, и Роже вновь одержал верх. Иннокентий же попал в плен к норманнам; после смерти антипапы он был вынужден признать норманнское королевство и благодаря этому смог вернуться в Рим. Для преодоления раскола Иннокентий II в 1139 году созвал II Латеранский (10-й вселенский) собор. На соборе норманны и их ставленник - папа были преданы анафеме, и, таким образом, было восстановлено единство и осуществлен возврат к григорианским идеям. Однако покой был недолгим, Рим вновь и вновь восставал против правления пап.

http://sedmitza.ru/lib/text/441608/

Этот закон издан в 398 году. Немного спустя Гонорий снова издал закон следующего содержания: «Епископский суд должен почитать всякий, кто изберет для выслушания своего дела священника, и его суждению мы повелеваем оказывать такое же уважение, какое необходимо оказывается тем властям, на которые не дозволяется апелляции, и, дабы не оставалось тщетным епископское исследование, на обязанности гражданских судей должно лежать приведение в исполнение решения епископа». Этот закон издан в 408 году 157 . Нетрудно усмотреть, что этими законами утверждаются следующие три положения: а) епископы (и клирики) могут судить гражданские дела не иначе, как в качестве обеими сторонами избранных посредников; b) на решение их посреднического суда апелляция не допускается; с) светские судьи должны приводить в исполнение решение этого посреднического суда. Позднее Валентиниан III несколько ограничил применение вышеозначенных законов для епископского посреднического суда, постановив необходимым для него условием, чтобы стороны, желавшие решить дело у епископа, представляли письменное удостоверение их желания, которое обязывало бы их вполне подчиняться постановленному затем решению под угрозой, в противном случае, штрафа для нарушителя. Вот текст этого закона, известного под именем новеллы Валентиниана III: «Часто возникают несогласия по поводу епископского суда; поэтому, в предупреждение дальнейших жалоб, необходимо в настоящее время сделать о нем законное постановление. Итак, когда между клириками возникает распря и самим враждующим будет это угодно, епископ да имеет позволение судить, имея в виду, однако же, их взаимное на то согласие (praeeunte tamen vinculo compromissi). Это допускает наша власть и для мирян, если они будут выражать на то свое согласие. Но мы не допустим им быть судьями иначе, как если только будет наперёд изъявлена на то воля тяжущихся с представленным налицо условием», поскольку известно, что епископы и пресвитеры не имеют права суда по законам (т. е. гражданского, основывающегося на гражданских законах) и на основании постановлений Аркадия и Гонория, содержащихся в Феодосиевом кодексе, не могут производить судебных исследований о других предметах, кроме касающихся религии 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Католическую тенденцию автор обнаруживает не в столь наивной, так сказать, форме, как Мёллер, не желающий знать ничего более, кроме Фомы Аквината и папских булл, изложение у него обставлено большей эрудицей, но суждения об Эригене являются даже более жесткими по форме выражения, нежели у Мёллера. Он не хочет отрицать глубокой и выдающейся для времени жизни Эригены учености еш даже в богословском отношении 40 , но с тем большей резкостью, можно сказать нетерпимостью, нападает на философа, подыскивая для характеристики его учения выражения в духе буллы Гонория III 41 . Излагая это учение собственными словами Эригены, чтобы воочию показать, что в нем скрывается «horrendum pantheismi monstrum» 42 он направляет свой разбор именно против похвалы ему со стороны Шлитера 43 . По решительному заявлению его, будто бы «в книгах о разделении природы совершенно ничего (nihil omnino) нельзя найти, что могло бы послужить к оправданию их от обвинения в эманативном пантеизме 44 . В местах, имеющих по-видимому теистический смысл, философ лишь применяется к обычному способу выражения и они, будто бы, вполне могут быть объяснены с его пантеистической точки зрения 45 . «Весьма многие места Св. Писания, весьма многие положения христианского учения он, по словам автора, столь жалким образом исказил, урезал, обезобразил, что едва ли, думаем, может ктолибо перенести один вид всего этого» 46 . Общее заключение о сочинении философа, в совершенную противоположность Шлитеру, делается такое, что «если иметь в виду его содержание, его учение и особенности в целом, оно ни в чем не согласно ни с здравым разумом, ни с учением христианским, и потому вполне справедливо осуждено папой Гонорием III, как scatens vermibus haereticae pravitatis. Ибо всюду оно, и кстати и некстати, яснейшим образом проповедует эманативный пантеизм и, сверх того, извращает применительно к пантеистическим положениям многие и притом самые важные отделы христианского учения, так что является весьма опасным в практическом отношении» 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

О времени издания этой новеллы см. ibid, р. 61. Ввиду таких колебаний законодательства нисколько не удивительно, что в частных сборниках византийского права, принадлежащих IX веку (напр., в Ecloga privata aucta, t. II. c. 18), взаимное согласие супругов все еще продолжает упоминаться в числе законных оснований к расторжению брака (см. Zachariae, Jus graeco-rom., t. IV, р. 14). 186 Неволин К. А. История российских гражданских законов, ч. I (полн. собр. соч. т. III), стр. 243. СПБ. 1857. 187 Почин в этом направлении принадлежит имп. Константину В., ограничившему вышеупомянутым (стр. 438, примеч.) законом 331 г. право каждого из супругов требовать развода без невыгодных для себя последствий – следующими немногими поводами: для жены – если будет доказана виновность ее мужа в убийстве, составлении вредных снадобьев и разрытии могил (si homicidam vel medicamentarium vel sepuichrorum dissolutorem maritum suum probaverit); для мужа – если жена окажется виновной в прелюбодеянии, составлении вредных снадобьев и сводничестве (si moecham vel medicamentariam vel conciliatricem repudiare voluerit). О смысле терминов, употребленных здесь для обозначения преступных действий той и другой стороны, см. примеч. Готофреда в цит. издании феодосиева кодекса, t. 1, р. 354. 188 Таким расширением нужно признать известный уже нам закон имп. Гонория, Феодосия и Констанция, признавший всякое grave (magnum) crimen мужа или жены достаточным основанием для другой стороны порвать брачный союз, не навлекая на себя законной ответственности: по замечанию Готофреда, omnia crimina publica, quae publicis legibus vindicabantur, his verbis contineri putant viri docti (ibid., t. 1, p. 357). Этот закон, принятый сперва Феодосием II в изданный им кодекс (lib. III tit. 16, l. 2), был после (в 449 г.) отменен названным императором, признавшим за лучшее, подобно Константину В., определенно указать основания для развода sine damno, но значительно увеличившим их число. Муж и жена были признаны теперь одинаково правомочными порвать брачный союз, когда поводом к этому являлось одно из следующих преступлений другой стороны: прелюбодеяние, убийство, составление ядов (veneficium), разрытие могил, святотатство, укрывание разбойников, кража раба или продажа в рабство свободного человека (plagium), покушение на жизнь другого супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

" Орден кармелитов " Этот орден был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии, Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине 12 в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образу древних восточных подвижников. В начале 13 в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на востоке, переселились на запад. Так как здесь подвижничество прививалось туго, то кармелиты, с разрешения папы, оставили свой палестинский устав и приняли устав одного из нищенских орденов — францисканского. Впоследствии, в 16-м веке, орден кармелитов прославился особенно в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезии. " Францисканский орден " Основателем его был Франциск (род. 1182 г.), сын купца в г. Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве Апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 г. странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов (их первоначальное наименование). Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, этот орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем они получили право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. После смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

О времени издания этой новеллы см. ibid., р. 61. Ввиду таких колебаний законодательства нисколько не удивительно, что в частных сборниках византийского права, принадлежащих IX веку (напр., в Ecloga privata aucta, t. II, с 18), взаимное согласие супругов всё ещё продолжает упоминаться в числе законных оснований к расторжению брака (см Zachariae, Jus graeco-rom, t. IV, p. 14). 244 Неволин К. А. История российских гражданских законов, ч. I (полн. собр. соч. т. III), стр. 243. СПБ 1857. 245 Почин в этом направлении принадлежит имп. Константину В., ограничившему вышеупомянутым (стр. 138, примеч.) законом 331 г. право каждого из супругов требовать развода без невыгодных для себя последствий – следующими немногими поводами: для жены – если будет доказана виновность её мужа в убийстве, составлении вредных снадобьев и разрытии могил (si homicidam vel medicamentarium vel sepulchrorum dissolutorem maritum suum probaverit); для мужа – если жена окажется виновной в прелюбодеянии, составлении вредных снадобьев и сводничестве (si moecham vel medicamentariam vel conciliatricem repudiare voluerit). О смысле терминов, употреблённых здесь для обозначения преступных действий той и другой стороны, см. примеч. Готофреда в цит. издании Феодосиева кодекса, t. 1, р. 354. 246 Таким расширением нужно признать известный уже нам закон имп. Гонория, Феодосия и Констанция, признавший всякое grave (magnum) crimen мужа или жены достаточным основанием для другой стороны порвать брачный союз, не навлекая на себя законной ответственности: по замечанию Готофреда, omnia crimina publica, quae publicis legibus vin-dicabanmur, his verbis contineri putant viri docti (ibid., t. 1, p. 357). Этот закон, принятый сперва Феодосием II в изданный им кодекс (lib. III tit. 16, 1. 2), был после (в 449 г) отменён названным императором признавшим за лучшее, подобно Константину В., определённо указать основания для развода sine damno, но значительно увеличившим их число. Муж и жена были признаны теперь одинаково правомочными порвать брачный союз, когда поводом к этому являлось одно из следующих преступлений другой стороны: прелюбодеяние, убийство, составление ядов (veneficium), разрытие могил, святотатство, укрывание разбойников, кража раба или продажа в рабство свободного человека (plagium), покушение на жизнь другого супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Когда произошло такое разграничение приходских титулов, явилась необходимость отличить, как находившиеся в непосредственных отношениях к римскому cardo, городские титулы особым термином «кардинальские титулы» (cardinales tituli), и таким образом название кардинал усвоено было собственно городскими пресвитерами, как они обозначены и в 13 каноне Неокесарийского собора, предписывающем подчиненность сельских пресвитеров городским (presbyteri cardinales, πρεσβυtεροι πολες). В упомянутом смысле разумеются кардинальские титулы и в известии понтификальной книги о том, что папа Стефан VI (897 г.) разослал по ним св. реликвии; также о них упоминается в актах Мелденского собора (в 845 г.54 прав.). Само собой разумеется, что в связи с такой организацией приходских титулов постепенно расширилась сфера прав пресвитеров кардинальских титулов или просто пресвитеров кардиналов, в зависимое отношение к которым и были поставлены те приходские титулы 10 . В VIII веке кардинальские титулы обнимали довольно значительный округ церквей к ним принадлежавших; позднее при п. Александре III вошел в употребление специальный для них термин «кардиналии» (cardinaliae), которые в каноническом отношении весьма правильно было бы обозначить термином п. Марцелла «quasi-дuoцeзы». В своих округах пресвитеры кардиналы получили такую широкую юрисдикцию, что она близко подходила к епископской и потому с большею точностью ее можно назвать quasi-enuckonckoй юрисдикции. Что действительно такую юрисдикцию имели эти пресвитеры в своих кардиналиях, мы можем здесь сослаться на важную в этом отношении конституцию (His quae..) папы Гонория III (1216г.), которая хотя и позднего времени бесспорно опирается на древние исторические основы. Решая в ней спор между кардиналами титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей, Гонорий между прочим обязывал последних не только к послушанию на словах и на деле, но и к тому, чтобы они в назначенное время являлись на экзамен оглашенных, для совершения таинства крещения и на соборы капитула, равно должны подчиняться всем исправительным и карательным мерам, налагаемым на них самих и их церкви пресвитерами кардинальского титула.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Активно поддерживая григорианскую реформу , Г. стремился уладить конфликт своего крестника имп. Генриха IV с папой Григорием VII , но добился лишь временного примирения сторон. На Соборах в Реймсе (1049) и Риме (1050, 1063) Г. выступил против светской инвеституры , симонии и безнравственности клира; был близким и деятельным сподвижником папы Григория VII, который высоко ценил его поддержку в проведении реформы на территории Франции. Однако по мере обострения конфликта между папой и императором приверженность Г. реформе вступила в противоречие с его лояльностью к имп. дому. Уже при Г. аббатство Клюни из инициатора и вдохновителя церковной реформы постепенно превращалось в умеренного и непоследовательного ее сторонника, готового на компромисс со светской властью. В письме папа Григорий VII упрекал Г., что тот поддерживает реформу более на словах, чем на деле. Широкая дипломатическая деятельность Г. была направлена на урегулирование конфликтов в разных частях Европы: он способствовал примирению кор. Леона и Кастилии Альфонсо VI с имп. Генрихом IV и венг. кор. Белой I. По просьбе англ. кор. Вильгельма I Завоевателя в Англии были основаны первые клюнийские монастыри. Г. содействовал Реконкисте в Испании и замене в литургии испано-мосарабского обряда римским. Проповедовал 1-й крестовый поход. Г. умер на Страстной неделе. На могиле Г. стали происходить чудеса, что сделало ее объектом паломничества. В 1119 г. папа Геласий II отправился к месту упокоения Г., но по дороге скончался в аббатстве Сен-Жиль (похоронен в Клюни). 6 янв. 1120 г. папа Каллист II канонизировал Г. Канонизации святого, начатой по инициативе аббата Клюни Понтия де Бургейя, впервые предшествовал опрос свидетелей чудес и исцелений, а также тщательное изучение документов. С разрешения папы Гонория III в 1220 г. реликварий с мощами Г. был выставлен для публичного поклонения. В 1562 г. мощи Г. были захвачены гугенотами и развеяны по ветру. С XII в. в знак особого почтения к Г. аббатам Клюни даруется сан кардинала.

http://pravenc.ru/text/168247.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010