165 Назначена была коммисия из лиц всех сословий для исследования причин пожаров и для открытия способов помощи пострадавшим от них. 167 Там же, стр. 235–238. При этом святитель указал на особенное чудо милости Божией к храму Стефановскому в Тамбове, где имеется чудотворная икона Богоматери, бывшему в большой опасности во время пожара, но спасенному предстательством Царицы небесной после того, как, по совершении молебна с водосвятием, совершен был с Ее чудотворной иконой крестный ход вокруг церкви и ветер, дувший на храм, поворотил на погорелые места, где огню не было новой пищи. < 252–255. > 174 Об этом Особом Высочайшем повелении и о времени отправления преосв. Феофана в Задонск см. Тамбовских Епархиальных Ведомостей за 1861–1862 год. Срав. там же, Срав. Также «Воспоминания А.Г. Говорова в Душепол. Чтении за 1894 год 5–6, стр. 63. А.Г. Говоров, родной племянник преосв Феофана, также был с последним, в качесгве носителя посоха его, на открытии мощей святителя Тихона. 175 См. это слово в Христианском Чтении за 1861 г., ч. II, стр. 43–48. Это же слово потом напечатано было к в Собрании слов и речей владыки митрополита Исидора. 176 См. Православное Обозрение за 1861 год, т. VI, стр. 130–134. Срав. ВоронежскияГубернския Ведомости за то же время, Тамбовския Епархиальныя Ведомости за 1861–1862 г. и др. 178 Там же, стр. 306. Срав. Прав. Обозр. за 1861 г. т. VI, стр. 134–135 и др. О чудесах см. еще в Христ. Чтении аа, 1861 г. ч. II, стр. 425–439. 179 См. напр. преосв Феофана, Письма о Христианской жизни, вып. 3, стр. 10 и дал., 325 и дал. и др. СПб. 1860. – Вып. 4, стр. 30. СПб. 1860 и другие. 183 Имевно здесь заключаются проповеди, произнесенные преосв. Феофаном в Тамбове во дни приготовительные к дням покаяния, начиная с недели мытаря и фарисея, и в самые дни покаяния и причащения, кончая субботой первой недели Великого поста. 185 Уже из этой обширности настоящих писем, по сравнению с письмами 1 и 3 выпусков можно видеть, что они писаны и обработываемы были с нарочитой целью, не как обыкновенные письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Епископ инициировал открытие в Тамбове епархиального уч-ща для девиц из духовного сословия и составил его проект. В послании от 30 марта 1849 г. Н. призывал духовенство «позаботиться об образовании дочерей своих, чтобы приготовить их к почтенному званию достойных священнослужительских жен, благоразумных матерей и сведущих домоправительниц». Отметив, что средств для учреждения уч-ща недостаточно, епископ предложил «отделить хотя небольшую долю из сумм духовного попечительства», а также «обратиться к скромным единовременным пожертвованиям от самого белого духовенства» ( Дубасов. 1993. С. 99). Н. предложил разместить уч-ще в загородном архиерейском доме; и только в 1863 г. епископ Тамбовский и Шацкий свт. Феофан Затворник (Говоров) освятил место на ул. Приютской (ныне Ф. Энгельса), где было построено здание Тамбовского епархиального жен. уч-ща. Н. призывал приходских клириков к катехизации паствы. «Для положительного наставления безграмотного народа» архиерей предлагал священникам «учить прихожан молитвам и заповедям Господним, читая их так, чтобы прихожане следили за словами читающего и повторяли их». За «успехи обучения по этому методу» 7 июня 1849 г. Синод изъявил Н. благодарность ( Хитров. 1861. С. 232). Епископ стремился привлечь к служению в епархии талантливых ярких пастырей и ученых. При нем в течение 5 лет Тамбовскую ДС возглавлял архим. Платон (Фивейский) , автор «Исторического описания Троицкого Козловского монастыря» (1849) и др. сочинений. При Н. началась активная исследовательская работа 1-го тамбовского краеведа прот. С. А. Березнеговского (1797-1868). В 1850 г. в епархии был открыт Церковно-исторический комитет, издавший впосл. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Н. почитал прп. Троекуровского старца Илариона , много общался с настоятелем Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Исаией II (Путиловым) , возвел его в сан игумена. Проповеди Н., к-рого называли тамбовским златоустом, отличались простотой, ясностью мысли и доступностью изложения.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

209 См.: «Мысль добровольного изгнанника часто возвращалась к месту и свидетелям его подвигов и любила приветствовать из дальнего уединения знакомые местности, дорогие лица и памятные сердцу сцены. В этих воспоминаниях часто изливается вся скорбь наболевшего чувства благородной, любящей души, незаслуженно оскорбленной в самых лучших своих привязанностях. Эта скорбь восходит до высокой поэзии в его знаменитом сне о храме Анастасии, который был для него дороже всего на свете. Жгучее чувство скорби по оставленным друзьям, дорогим местам и сценам не покидало св. Григория до конца жизни, хотя своим недругам и завистникам он давно простил в своей душе нанесенную ему обиду» ( Троицкий И. Е. Последние годы св. Григория Богослова //Христианское чтение. 1863. Ч. 2. С. 150). 211 Ср.: «Для настоящего времени не совсем понятно, как о таких высоких предметах, какова тайна Св. Троицы, мог говорить св. Григорий с церковной кафедры, и говорить так, как он говорил. Но надобно послушать св. Григория, чтобы узнать, с каким жаром о таких предметах говорили тогда везде, – не только в домах, но и на площадях. При всеобщем внимании к великому догмату, слова св. Григория о нем могли быть доступны для всех, или, по крайней мере, они были необходимы для всех, особенно в том виде, в каком говорено в них о догмате. Неумеренный жар, с каким вступали тогда в споры о таинствах веры люди, призванные совсем не к тому, люди, унижавшие истину спорами о ней, – был неразумен. И сей-то жар охлаждал Григорий, его-то вводил он в свои границы, вместо него-то он возбуждал живительную теплоту любви деятельной» ( Филарет (Гумилевский) , архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2. М., 1996. С. 128). 217 Ср. характеристику догматических стихотворений св. Григория: «Сила чувства, преобладающая над спокойным размышлением, обращения к самому себе, к своему сердцу, живость и по местам драматизм изображений ярко отличают эти богословские стихотворения от богословских проповедей того же автора, хотя предметом тех и других служат одни и те же отвлеченно-догматические вопросы. При сличении «Таинственных песнопений» Григория с его пятью «Словами о богословии» оказывается разница настолько же в самих произведениях, насколько и в психических средствах, имевшихся в распоряжении автора в том и другом случаях. В догматических проповедях его читателя поражает гибкий и проницательный ум; в догматических стихотворениях нас трогает своей непосредственностью и теплотой глубокая душа; там царство богословской мысли поделено между неумолимой логикой и ее неизменной спутницей – диалектикой; здесь в области тайн веры простая истина является об руку со своей родной сестрой – красотой» ( Говоров А. В. Святой Григорий Богослов как христианский поэт//Свт. Григорий Богослов . Творения. Т. 2. (ПСТСО; т. 2). С. 652).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Святые отцы семенем жизни называли дело домостроительства спасения рода человеческого, совершенного Христом, и то, что с ним связано. Семя даётся в Крещении. Плод семени – спасение. Образ собирается как картинка в калейдоскопе. В своих трудах преосвященный владыка раскрывает этот образ последовательно, со всей глубиной. «Семя жизни» становится богословским основанием педагогики в системе святителя Феофана. Сохранить благодать, дарованную в таинстве Крещения, развить через труд человека, чтобы он смог воспринять свободно плод спасения – путь воспитания в Боге. Список литературы 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Паломник, 1990. 2 . Basilius Caesariensis. De baptismo libri duo//J.-P. Migne, Patrologiae cursus completus (series Graeca) (MPG) 31, Paris: Migne, 1857:1848 р. 3 . Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem//P. E. Pusey. Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium. 3 vols. V. 2 Oxford: Clarendon Press, 1872:737 p. 4 . Gregorius Palamas. Homiliae XLIII–LXIII//P.K. Chrestou, Γρηγορου το Παλαμ παντα τ ργα, vol. 11 [λληνες Πατρες τς κκλησας 79. Θεσσαλονκη: Πατερικα κδσεις Γρηγριος Παλαμς, 1986]: 608 ρ. 5 . Joannes Chrysostomus. In illud: Simile est regnum caelorum grano sinapis//J.-P. Migne, Patrologiae cursus completus (series Graeca) (MPG) 64, Paris: Migne, 1863:1428 p. 6 . Тихон Задонский, свт. Собрание сочинений. Т. 1 М.: Директ-Медиа. 2015. 916 с. 7 . Феофан (Говоров), свт. Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном. М.: Правило Веры. 2004. 646 с. 8 . Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. М.: Дар, 2005, 544 с. 9 . Феофан (Говоров), свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться: письма М.: Отчий дом, 2006, 302 с. Читать далее Источник: Кретов Андрей, иерей. «Семя жизни»: таинства в деле воспитания человека//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2021. 4 (8). С. 31–36. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

< В. > < В. > < В. > 110 В рук. А объектный суффикс согласован со словом м. р. «кровь», в рук. В – с именем «Иезавель». 119 Сир. (pardays drwez) значит также и «ликующий рай». В Ис.58:10 (Пешитта) стоит причастие (rwê) «напоенный водой», и из-за схожести написания букв le и zayin здесь можно предположить lapsus calami. < А. > < А. > < А. > < А. > 209 В Деян.1:23 упомянут Матфий. Ж. Паризо предположил, что в тексте тахвиты имела место описка переписчика: вместо (mattay) – (tôlmay) (Parisot 1894. P. xlvii). С. Брок высказал мнение, что в раннесирийской традиции именно Толмай выступает заместителем Иуды, но, к сожалению, не привел иных примеров, подтверждающих это (Brock 1987. Р. 27). М.-Ж. Пьер заявила, что, кроме текста тахвиты Афраата, только в сирийской версии «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вместо Матфия назван Толмай (Pierre 1988. Р. 301). 232 Ср.: 2Пар.14:11 : «помоги народу Твоему, предав войско великое в руку малых; и тогда узнают все обитатели земли, что мы достойно уповаем на Тебя...» (Пешитта); «не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем...» (Синод.). < В. > < В. > < А. > 284 Ср.: Мф.5:2324 : «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Пешитта=Синод.). < А. > < А. > 321 Общие справочные сведения во вступительной статье взяты из статьи: Musurillo 1970. См. также: Успенский 1863; Говоров 1886; Pellegrino М. La poesia di S. Gregorio Nazianzeno. Milan, 1932; Routher R. Gregory of Nazianzus: Rhetor and Philosopher. Oxford, 1969. 322 S. Patris nostri Gregorii Theologi opera omnia, quae extant post operam et studium monachorum ordinis S. Benedicti edente et accurante_A. B. Caillau. T. II. Paris, 1842. (Издание А. Б. Кайо является II томом, в который вошли стихотворные сочинения свт. Григория; I том с прозаическими произведениями был издан значительно ранее Д. Клемансетом. [Paris, 1778].) Перечень стихотворений этого малодоступного издания с указанием страниц, стихотворных размеров, числа стихов и имени предшествующего издателя (Биллия, Муратори или Толля) можно найти в качестве отдельного приложения в: Говоров 1886. С. IXII. О более ранних изданиях см.: Говоров 1886. С. 929.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все творчество В. Н. Крупина приводит читателя к магистральному пушкинскому пути Спасения: «Веленью Божию, о муза, будь послушна». Это путь Жизни вечной, словесный антивирус среди завалов мифологической лжи. Слово – это основа всей нашей жизни. Святитель Василий Великий сформулировал: «Тело питается яствами, а душа – словом». Река времени, в которой мы живем, образуется слиянием речек наших речений. В последние два века на человечество обрушился девятый вал из обилия антиевангельских клеветнических слов, и русский народ вырождается и вымирают, подобно тому, как вымирали люди, отделенные от источника питания в блокадном Ленинг раде. Древний мудрец печалился: «И смешались с иными народами, и навыкли делам их, и принесли в жертву сынов и дочерей своих бесам» (пс. 15, 35). Родниковой чистоты русская речь В.Н. Крупина и других русских писателей продолжает питать порядком обмелевшую и загрязненную реку нашей жизни. Поэт в России больше, чем поэт, В нем должен быть пророческий полет. А, если в нем пророческого нет, То это не поэт, а рифмоплет». Коснемся только некоторых навязанных нам мифов. Миф первый: до революции все в России было хорошо, а потом взбунто-валась чернь и наступило «царство тьмы». Но российская аристократия уже к 1837 году, по слову М. Ю. Лермонтова, стала «жадной толпой, стоящей у трона», палачами «свободы, гения и славы». К началу ХХ века отношение ведущих сословий России к государственной власти и их взаимные отношения вошли в состояние полного разлада, что и привело к падению Царства. Общей болезнью для всех было оскудение веры, порождавшее нежелание служить Богу, Царю и ближнему. Весь народ, и особенно интеллигенция, горячо аплодировали Федору Шаляпину, грозно возвещавшему со сцены: «И на бар и Царя, на попов и господ он отыщет покрепче дубину!» По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского «правды нигде не стало, и Отечество на краю гибели». Еще в XIX веке ушедший в затвор владыка Феофан (Говоров) предупреждал, что если в России все пойдет таким же образом, то через поколение или два иссякнет наше православие. Член Святейшего Синода протопресвитер Георгий Шавельский отмечал, что главный интерес архиереев издавна состоял в сборе денег с духовенства. Очевидно, что к ХХ веку горячий и животворящий внутренний дух веры и любви перелился в тяжелое великолепие внешних форм, застыл в них, и у Церкви остались силы только на претерпевание мученичества. Все произошло по Писанию: «…Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»» (Откр. 3, 15 – 17). Образованные люди страстно хотели «новой жизни», но для лучшей жизни надо реализовывать лучшие родные евангельские слова.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/06/...

Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 57. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. 1858. Слово 55. С. 372-373. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. I, 244. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Соч. Т. 2. С. 53, 55. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 389. Преп. Исаак Сирин. Слово 55. С. 371-372. Свят. Тихон Задонский. Твор. Т. 2. М., 1899. С. 99. См. об этом, например: свт. Игнатий (Брянчанинов). Соч. СПб. 1905. Т. 1. С. 253-257; Т. 2. С. 124-125; свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М. 1980. Письма 11, 21. 7. Плоды Духа Священное Писание и творения святоотеческие постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом. Можно было бы без конца приводить слова Писания и Отцов, литургические тексты, подтверждающие это и свидетельствующие о важнейшем, возможно, для человека факте - о том, что человек по богозданной природе своей, по глубине доступных ему переживаний является существом подобным Тому, Кто есть совершенная Любовь, совершенная Радость и Всеблаженство. Господь говорит апостолам: все это " сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна " (Ин. 15:11); " Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна " (Ин. 16:24). И ученики действительно " исполнялись радости и Духа Святого " (Ден. 13:52). Иоанн Богослов обращается к своим духовным детям: " Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими…. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему " (1 Ин. 3:1-2). Апостол Павел " любовь, радость, мир " (Гал.5:22) называет в качестве первых плодов Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Заострим благочестивое наше внимание на двух пунктах, по Апостолу, не дающих прийти (открыться) человеку беззакония, т. е. антихристу. 1) Ещё не взят от среды «Держай»; 2) не пришло ещё отступление. «Держай» означает: удерживающий отступление. Но что разумеет Апостол под словом «Держай», под удерживающим? И что это за «отступление»? Чьё отступление? От чего или от кого «отступление»? Разве не было отступлений много раз в течение всей истории христианства? Отступление Апостол разумеет от Господа нашего Иисуса Христа, как и апостол Пётр говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель, и многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами: суд их давно готов и погибель их не дремлет» ( 2Пет. 2:13 ). Отступление не магометан, не язычников, которым не от кого отступать, ибо они и не принимали христианскую религию; отступление не каких-нибудь сектантов или еретиков имеет в виду апостол Павел; отступление от веры в Бога не одной страны или народности, но, как говорит еп. Феофан Затворник (Говоров), – отступление всемирное. Но каким образом может произойти всемирное отступление? Очевидно – под обольщением сатаны, под лестью бесовской. Итак, «отступление» св. ап. Павел имел в виду не евреев, распявших Христа, не явных атеистов, не признающих Божества, но уверовавших во Христа православных христиан всего мира – всеобщее отступление от Искупителя, которое совершится под действием «обольщения погибающих». Отступление произойдёт по всем странам мира не всех исключительно православных христиан, а только «погибающих», которым Бог попустит «дух обольщения» за то, что они не примут «любы истины», т. е. Искупления для своего спасения. Но как именующие себя православными христианами могут не принять Искупления? А вот тут и воздействует «тайна беззакония», которая в действии от времён Апостола, но совершится, когда «будет взят от среды Держай», т. е. удерживающий отступление.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Пятый член символа веры (Верую в Господа Иисуса Христа) „воскресшего в третий день по писанием». Тексты „Ты не оставишь души Моей во аде и не дашь святому увидеть тление». ( Пс. 15:10 ). „Он (Иисус) начал говорить: род сей лукав; он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» ( Лк. 11:29 ). (Ангелы) „сказали (женам): что вы ищете живого между мертвыми? Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть». ( Лк. 24:5–7 ). „Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потомучто увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». ( Ин. 20:29 ). „Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти». ( Рим. 6:9 ). „А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна». ( 1Кор. 15:17 ). „Он (Сын Человеческий) положил на меня (Иоанна) десницу Свою и сказал мне: не бойся! Я есмь Первый и Последний, и Живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. ( Откр. 1:17–18 ). Изречения „Чудо – ручательство, что Учитель пришел с неба. Но цель чуда этим не исчерпывается: чудо уверяет нас, что Господь природы есть в то же время Господь совести. Оно удостоверяет моральный характер Творца». (Лейтон). „Чудесное на земле – естественно на небе». „Разумети силу воскресения Его». ( Флп. 3:10 ). „Сила воскресения Христова еще не явлена. Акт воскресения мы знаем, но значение его в системе бытия сокрыто от нас. Если воскресший есть Бог, и человеческое естество, воскрешенное в Нем, есть центр всего тварного, то сила воскресения Христова, падая ближайшим образом на человечество, чрез него должно снисходить и во все области бытия. Как все сие есть, – сокрыто; ибо и человечество еще чает воскресения, а не причастилось его. Когда совершится сие воскресение, тогда во всем величии явится значение воскресения Христова и во всей твари; а дотоле и она чает и воздыхает о свободе от тления». (Еп. Феофан Говоров). „Смерти празднуем умерщвление, иного живота вечного начало». (Из пасхальных песнопений).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Такое значение праздника и послужило причиной того, что Господь этот именно день избрал временем исполнения Своего обетования о Святом Духе, имевшем даровать Его церкви новый закон благодати. В виду такой важности праздника иудеи стекались на него в Иерусалим в таком же множестве, как и на Пасху. Каждый из них считал своим священным долгом побывать в священном городе, чтобы принести в благодарность Богу за собранную жатву установленную законом жертву, и это считали для себя обязательным не только палестинские, но и внепалестинские иудеи, жившие почти во всех странах известного тогда мира. Поэтому в Иерусалиме около этого времени можно было встретить иудеев — строгих ревнителей закона, прибывших из Рима, Египта, Крита, Аравии, Месопотамии, из всех областей Малой и Западной Азии, — из “всякого народа под небесами,” а также прозелитов из разных языческих народов. И без того многолюдный и шумный, Иерусалим представлял в это время вид волнующегося моря людей, переполнявших и улицы, и дома, и окрестные возвышенности. Гул разноязычных говоров стоном стоял над городом. Но вот настал и сам праздник Пятидесятницы. Одной из замечательных особенностей его было то, что предшествующая ему ночь проводилась в бдении. “Когда Бог хотел открыть закон,” толковали книжники, “то Он повелел поднять народ от сна; во избежание этой преступной сонливости, мы в бдении проводим всю эту ночь.” Собравшись в синагоги или в частных домах, иудеи действительно проводили эту ночь в священных песнопениях и в чтении священных книг, повествовавших о даровании синайского закона, а также и тех мест из них, где говорится о любви Всевышнего к своему избранному народу. И можно представить себе настроение собравшихся, когда они под впечатлением мысли о событиях синайского законодательства выслушивали величественное чтение из пророков, огненными чертами изображавших величие Сущего, как напр. чтение из пророка Аввакума: “ Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010