234 Hertzberg. Oeschichte der Byzantiner und des Osmamschen Ileiches bis Ende 16 Iahrh. Berlin 1883. S. 110. 236 Биографы Феофана молчат об этих столкновениях потому, ко­нечно, что их не было. Если бы было что-либо в подобном роде, то без сомнения они не замедлили бы сообщить о его подвиге. 237 Утверждать положительно что-либо об этой дружбе нет данных, но догадываться об этом можно на основании тех симпатий к Никифору, которые мы находим в его летописи (об этом ниже в очерке жизни Никифора) и на основании явной неприязни его к Феодору и Пла­тону Студитам, противникам Никифора. 238 Theophanis Chronographia Vol. I p. 3–4. Постоянно будем цитиро­вать Феофана по изданию De-Boor " a. 241 Первый тщательно обнаружил эти недостатки Гоар в своем издании летописи Феофана. Его Notae ad Theophanis Chronographiam можно читать в Боннском издании Феофана Vol. 2. За ним жалуются: Каве, llistoria literaria t. 1 p. 641–642; Уден. Oudin. Commentarius de Scriptoribus ecclisiasticis. Lipsiae 1772, t. 2 p. 20–21; Гасс. Gass. Herzog – Hauck Real – Encyklopadie. B. 15. s. 537 и другие. 242 Догадки о том, как шла порча хронологической сети Феофановой летописи переписчиками и читателями, подробно представлены De-Boor " ом. К его суждениям, как человека, специально изучавшего рукописи хронографии Феофана, прибавить что-либо новое трудно, а повторять сказан­ное им считаем излишним. См. его Ueber die kritisohen Hiilfsmitteln zu einer Ausgabe des Theophanis. S. 466–468. Theophanis Chronographia t. 2. 243 В этом смысле значения перевода Анастасия для критики текста хронографии Феофана De-Boor почти совсем не признает. А а. О. осо­бенно S. 403–406. 249 Anastasii Chronographia tripertita p. 130. Подразумевая издание De-Boor " a, мы будем для краткости и ясности везде цитировать перевод Анастасия только под этим заглавием «Chronographia tripertita». 252 Так как последующие наши замечания мы будем делать приме­нительно к воззрениям De-Boor " a, то считаем не лишним изложить здесь эти воззрения. «Значение перевода для критики текста оригинала не совсем велико; хотя в предисловии Анастасия и говорит, что от Юстиниана он выпускал немногое; но этим же и дает понять, что он переводил не абсолютно все.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Глава третья. Тритекти Чин тритекти, или, как он точнее называется в подлиннике, «чин тритекти в посты» (ταξις γινομνης τς τριτοκτης ν τας νηστεαις) является одним из любопытнейших чинов в системе так называемого «песненного последования» (σματικ κολουϑα) 80 . 1. Название чина Самое название чина, – по-гречески τριτοκτη или τριϑκτη, т. e. τρτη κα κτη, – объясняется различно. Гоар, на основании позднейшего употребления этого слова в греческих богослужебных книгах, полагал, что при числительных, образующих данное слово, подразумевается δ, песнь, и что τριτοκτη или τριϑκτη обозначает третью и шестую песни утреннего канона, положенные по уставу перед малым входом на литургии 81 . Согласно с Гоаром объясняют это слово Дю – Канж 82 , Рейске 83 и другие (Свицер, Алляций, Тоскани). Но такое объяснение страдает односторонностью и не приложимо ко всем тем случаям, когда употребляется термин τριϑκτη. Ближе к истине проф. Д. Ф. Беляев, отожествляющий τριϑκτη (подразумевая ρα) со службою часов. В таком именно смысле, по его мнению, употребляется это слово в сочинении Константина Багрянородного «De cerimoniis» 84 . – Однако и здесь видна односторонность. Правда, словом τριϑκτη обозначаются как 3-я и 6-я песни канона, так и 3-й и 6-й часы. В древних Уставах, действительно, говорится о пении на литургии «от канона третьей и шестой песни»; и это называется τριτοκτη. Такие замечания встречаются нередко, напр., в известном синодальном Уставе 330/380 и в позднейших – иерусалимской отрасли; хотя выбор песней здесь, по справедливому замечанию проф. Мансветова, не всегда падает на третью и шестую песни канона, так как указываются иногда и какие-нибудь другие две 85 . Справедливо, далее, и то, что τριϑκτη употребляется часто для обозначения службы третьего и шестого часа. – Но этим отнюдь не исчерпываются все случаи употребления названия τριϑκτη в смысле особого литургического термина. Прежде всего и главным образом этим термином обозначается особое церковно-богослужебное последование, приурочивавшееся в древности к дням поста. Такой именно взгляд, но с весьма существенной оговоркой высказывает проф. Мансветов. Он видит в τριϑκτη (т. е. ρα) особую службу, развившуюся на основе службы третьего и шестого часа, хотя и не настолько самостоятельно, чтобы все ее последование нельзя было целиком уложить в рамки часов 86 . – Однако нельзя согласиться с подобной оговоркой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

757 Чиновник Новгородского Софийского собора, стр. 203. Чиновник Холмогорского Преображенского собора, стр. 106. 761 Нельзя, следовательно, согласиться с тем, будто обряд выноса плащаницы в великую пятницу пояаился в практике нашей церкви гораздо позже окончательной редакции нашего церковного устава в 1682 и 1695 гг. А. Дмитриевский . Руководство для сельских пастырей, 1885, т. I, стр. 254. С. Данилевский. Православный Собеседник, 1896, т. I, стр. 364. 768 Чиновник Холмогорского Преображенского собора, стр. 107–108. Чиновник Нижегородского Преображенского собора, стр. 53. Чиновник Новгородского Софийского собора, стр. 260. Чиновник Московского Успенского собора, стр. 224. 770 Чиновник Успенского собора, стр. 120. Чиновник Холмогорского Преображенского собора, стр. 109. Чиновник Нижегородского Преображенского собора, стр. 54. Чиновник Новгородского Софийского собора, стр. 205. В последнем чиновнике между прочим немного раньше замечено, что плащаницы и судари в алтаре готовят ключари до прихода святителя перед великим славословием (стр. 204). Нужно думать, что плащаницы и воздухи готовились другие, не те, что были на гробе Господнем среди храма. Вероятно эти другие плащаницы нужны были для большей торжественности следующего за великим славословием хода. 771 Чиновник Нижегородского Преображенского собора, стр. 54. Чиновник Новгородского Софийского собора, стр. 205–206, 260. Чиновник Холмогорского Преображенского собора, стр. 109. Чиновник Успенского собора, стр. 120, 224. Не об этом ли ходе у греков пишет Гоар, когда говорит, что у греков носят πιτφιον in processione nocturna et vigiliis magnae. Parasceves? Du Cange. G0lossarium graecitatis, col. 429. Нельзя, как видим, утверждать, будто о ходе вокруг храма нет никаких указаний в памятниках 17 века, и будто ход этот появился в 18 и даже в начале 19 века. См. Руководство для сельских пастырей. 1885, т. 1, стр. 273–275. Срвн. Православный Собеседник, 1896, т. 1, стр. 372. 775 Чиновник Успенского собора, стр. 120. Плащаница полагается на престол и по книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе, л. 13 об.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Головы их были посланы Гонорию, который отправил затем голову Константина в Тарракон. 737 Претендентство Константина имело важные последствия для римской власти в Британии и северной Галлии. Лишенная военной охраны Британия и галльская область Арморика отложились от империи, изгнали находившихся там римских чиновников и организовались как самостоятельные политические целые. Борьбу с варварами они продолжали уже самостоятельно. 738 Так началось разложение Западной империи. Максим, ставший императором в Испании по воле Геронтия, был низложен после его смерти и остался, однако, в живых, так как во время своей власти никому не причинил никаких обид. 739 Когда вестготы с Атаульфом во главе появились за Альпами, в Галлии был новый претендент на императорскую диадему, Иовин, префект претория при Гонории в 408 году, затем магистр оффиций Аттала, интриговавший против него у Алариха. Провозглашение Иовина императором состоялось в Могонциаке (Майнц); поддержку ему оказали царь аланов, живших в Галлии, Гоар, и бургунды, проникшие в эту пору на территорию Галлии. Сар, враг Алариха и Атаульфа, отступился от Гонория, оскорбившись на него за казнь одного из своих людей. Он вступил в сношения с Иовином и с малым отрядом таких же храбрых людей, как он сам, перешел через Альпы, чтобы присоединиться к Иовину. Но по пути он наткнулся в Галлии на готов Атаульфа и погиб со своим отрядом, дорого продав свою жизнь. 740 Когда Атаульф решился покинуть Италию, он имел в виду поддержать Иовина. Этот план внушил ему Аттал, бывший император, которого готы держали в своем лагере, как и Плацидию, сестру Гонория. Но вскоре Атаульф оказался во вражде с Иовином. Грабежи и опустошения, которые производили готы, вовсе не входили в интересы Иовина, а гибель Сара была прямой ему обидой. Когда же Иовин, вопреки желанию Атаульфа, провозгласил соправителем своего брата Себастиана, то между недавними союзниками началась война. Этому содействовал префект Дардан, сохранявший верность Гонорию. При его посредстве Атаульф предложил императору свою службу на условии доставки провианта готам. В ожидании благоприятного ответа он выступил против Иовина и разбил его. Себастиан пал в этой битве, а Иовин укрылся в город Валенцию, где и был осажден. Вскоре он был принужден сдаться Атаульфу, и префект Дардан казнил его. Головы Иовина и Себастиана были отосланы в Равенну к Гонорию. Так как провиант, о котором просил Атаульф, не был ему доставлен, то готы продолжали свои грабежи и захватили город Нарбонну. Попытка овладеть Массилией была неудачна, и Атаульф был при этом ранен. Изложенные события относятся к 413 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

сах взаимной борьбы старались тогда ближе познакомиться с вероучением и устройством восточной церкви. Вместе с тем, предусматривая и для западной Европы опасность со стороны турок, утвердившихся на развалинах Константинополя, западные историки из изучения причин падения византийской империи хотели извлечь полезные уроки, для своих сограждан. Из западных учёных, интересовавшихся Византией, прославились Иерон. Вольф, Леунклавий, Меурсий, Монфокон, Гоар, Фабро, Бандури, Лекен, Фабриций, Рейске, а особенно Дюканж. Однако и они занимались преимущественно изданием одних материалов по византийской истории, накопленных веками в книгохранилищах Европы, и, по-видимому, ещё не считали византийскую историю за самостоятельный и связный отдел науки. Притом, и эти труды почтенных учёных тоже почти никем не читались и были опять лишь достоянием пыльных библиотечных полок. Только за последнее время в западной исторической науке совершился радикальный поворот в отношении Византии. Тогда как прежде от выхода одного труда по обработке византийской истории до появления другого проходили целые десятилетия, теперь за границей ежегодно издаётся по нескольку книг, а в исторических журналах печатается множество монографий и заметок, посвящённых этому предмету. В недавнее время в Афинах для всестороннего изучения Византии было основано историко-этнологическое общество, издающее свои записки (Δλτιον), в которых помещаются труды и природных греков, и немцев, и французов, и русских. Подобный же интернациональный и чрезвычайно любопытный орган Byzantinische Zeitschrift с прошедшего года стал издаваться в Мюнхене. Запад как будто хочет загладить свой учёный грех пред Византией. Целый ряд историков, юристов, палеографов, археологов: Миклошич, Ягич, Гирш, Куртц, Де-Боор, Рамбо, Крумбахер, Гельцер, Диль и мн. др. своими талантами и энергией сильно оживили изучение Византии и, хотя ещё не выработали здесь себе систематической программы, во всяком случае, поставили этот предмет на твёрдую научную почву.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

153 Благодаря Серене Стилихон, вандал по происхождению, оказался приближенным к императорскому дому, т. к. Серена была племянницей Феодосия I. 156 В вв. федератами называли варварские племена, служившие по договору (foedus) Империи. Они подчинялись своим вождям, имели свое оружие, получая жалование и охраняя границы Империи. 157 Родогайс или Радагайс – вождь («rex») значительной группы варварских, главным образом готских, племен, которые в конце 405 г. вторглись в Италию. Потерпел поражение у Фьезоле в августе 406 г. от Стилихона. 160 Король визиготов (410–415), выведший их из Италии в Южную Галлию. Женился на Галле Плацидии, дочери Феодосия I. 165 Гоар – аланский вождь в 410–412 гг., не ушедший вместе с вандалами и другими аланами в Галлию и Испанию, а оставшийся со своими единоплеменниками в Рейнской области. 167 Один из узурпаторов императорской власти при Гонории (395–423). Орозий (VII, 42) характеризует его как игрушку в руках Алариха, который был выдвинут готским вождем в противовес Гонорию. 168 Уже упоминавшийся выше начальник готского отряда, приглашенный Стилихоном в византийское войско, когда в Италию вторгся Радагайс (406 г.). Иордан называет его «королем» («rex») готов. Противник Алариха, неоднократно помогавший Гонорию. 169 Одно из самых ранних известий о гуннах в Центральной Европе. По изложению патриарха Фотия очевидно, что сам автор (в 412 г.) отправился во главе посольства к гуннам (из Равенны или Константинополя), которые находились тогда на левобережье Дуная (ближе к Тисе или к северо-западному Причерноморью). Посольство Олимпиодора видимо, ставило задачей склонить кого-нибудь из гуннского союза племен во главе с Харатоном на свою сторону и вмешаться во внутригуннскую политику. 172 Клавдий Постум Дардан – префект претория Галлии в 401–404 (или 406–407) гг. и в 412–413 гг. Собственноручно убил Иовина в Нарбонне в 413 г. 173 Провозглашен императором армией в Британии в конце правления императора Западной Римской Империи Грациана (375–383). Казнил в 383 г. после победоносной битвы при Лионе Грациана и изгнал из Медиолана (Милана) императора Валентиниада II (383–392) в 386 г. Но византийский василевс Феодосий I низложил узурпатора и восстановил Валентиниана II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

340 К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники в отчественных книгохранилищах, Тифлис 1908, с. 144–147, 118–119, 133–136. 341 Единственные службы, постоянно содержащиеся в этих рукописях помимо «Паннухис» – это Вечерня и Утреня; кроме сверхгодичных служб: «Тритоекти» (редко), Вечерня Пятидесятницы, а также Великого Поста (наиболее часто после двух чинов Литургии). Утреня по этим рукописям наиболее часто принадлежит к группе D). которую в гл. III, с. 104 мы приписали константинопольским Студитам : первые, которые попробовали создать синтез палестинского Часослова и константинопольского Евхология. Полунощница, I, Ш, VI и IX Час исчезли из Евхология; Вечерня и Утреня садаптировались в Часослове; Паннухис оставалась некоторое время, возможно, по причине своей популярности, как торжественное нощное бдение. Мало- помалу поэтические элементы (канон в особенности) заглушили священническую часть (молитвы) и Паннухис стала вроде приложения к монастырскому Повечерию. 352 Рядом с молитвами Паннухис в русских рукописях появились другие молитвы для усопших, которые или образуют новую службу, или соединяются с предыдущей; иногда они без заглавия, иногда называются также Паннухис: «Панихида», славянизм, который будет служить нам отныне для различения этой заупокойной службы от другой древней службы. Панихида называется иногда «канон» или «канун». 353 Эти три молитвы с многочисленными вариантами появились в рукописях или печатных книгах с различными предназначениями: молитва [I] Д находится в Барб. 336, с. 503 225) как молитва главопреклонения: Κριε, Κριε, τν θλιβομενων πα ραμυθα (ср. вариант Гоара. 433: Κριε τν δυνμεων τν θλιβομνων παραμυθα); Потребник. Москва 1623, л. 360: молитва главопреклонная: Господи, Господи, иже скорбящим прохлаждение... ; Требник, Москва 1956, л. 161: молитва 3-го антифона погребения священника: Господи сил, скорбящих радосте... Молитва отсутств. в Барб. 336; она находится в Гротт. Г βI, л. 115 об.; молитва для усопшего священника: Е χαριοτομν σοι Κριε Θες μν τι σου (Гоар, 452); Потребник, Москва 1623.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

в) Заупокойная служба для священников 406 :   1b Пс. 118 . 4е. Благословен еси Господи. 4а. Ектения за усопших. Возглас молитвы 4f. Тропари: Покой. Степенны (три антифона, согласно Лфинск. Евхологию, 328). 6 . Прокимен. Апостол. (Аллилуиа). Евангелие. 2b. Молитва (1 антифона): ср. Барб. 336 «за монаха». Седалсн. 2с. (1 антифон, согласно Афин. Евх.): Пс. 22 . 2d. Припев: 2 Аллилуиа (к каждому стиху). 2dd. Тропарь. 6 . Прокимен. Апостол. Евангелие. 3b. Молитва (2 антифона): ср. Гротт. Г β I «за священника». 3с. (2 антифон: Афин. Евх.): Пс. 23 . 3d. Припев: 2 Аллилуиа. 3dd. Тропарь. Седален. 6 . Прокимен. Апостол. Аллилуиа. Евангелие. 4b. Молитва (3 антифона): Барб. 336: главопреклонения. 4с. 3 антифон (Гоар и Афины): Пс. 83 . 4d. Припев: 2 Аллилуиа. 4dd. Тропари. 5bb. Припев Пс. 50 : Помилуй нас, Господи. 3d. Припев (2 антифона Паннухис): Милосердия. 6 . Прокимен. Апостол. Аллилуиа. Евангелие. 6 . Блаженны (с тропарями). Прокимен. Апостол. Аллилуиа. Евангелие. 5а. Пс. 50 . 7 . Канон (После 3-ей песни): Седален. (После 6-ой песни): Ектения. Молитва 10 . Полный кондак (24 икоса). (После 9-ой песни): Ектения. Молитва Ексапостилларий. Хвалите ( Пс. 148–149–150 ). 8 . Стихиры. Слава в вышних Богу. Стихиры Дамаскина с псалмовыми стихами. Пс. 91,2 . Трисвятое. Отче наш. Тропари. 11 . Ектения. Молитва Стихиры прощальные, целование и т.д. 13 . Отпуст ? Процессия под пение стихир. Примеч.: Общая структура этой службы довольно сложная. Последняя часть такая же, как в конце Утрени будних дней в Часослове. Чтения пяти апостолов и евангелий загромождают службу. Если это считать прибавочной частью, остается служба с тремя антифонами с молитвами, уже имеющимися в русских евхологиях (нн. 24, 26,28,30). Пс. 90 заменен Пс. 118 , Пс. 50 остается на своем месте. Кондак полный и канон сосуществуют. Эта служба, в особенности, если принять во внимание также службы а) и б), может считаться в своей совокупности, как настоящая Паннухис. 2) Славянский Требник г. Парастас или Панихида за усопших в пятницу вечером после Вечерни 407 :

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) V. Пресвитерские молитвые «Паннухис» ( Παννυχς) древнего Византийского Евхология и Панихида по умершим (1974–75) Буквальный смысл слова «Паннухис» ( Παννυχς) – нечто, продолжающееся всю ночь; таким образом, это синоним слова γρυπνα или также русского «всенощное бдение». Это наводит на мысль о традиции древних христианских бдений, которые должны были продолжаться всю ночь. Однако вопреки всякой этимологии, наиболее древние кодексы Византийского Евхология, следовательно кодексы, начиная с Барберини гр. 336 (VIII-IX вв.), называют «Паннухис» короткую службу, состоящую из трех антифонов и пяти пресвитерских молитв и соответствующих им ектений или литаний. Начиная с X века, слово «Паннихис» будет появляться иногда в уставах для службы, отправляемой по монастырскому Часослову, но здесь речь не идет о той же самой службе, несмотря на то, что эта последняя, как кажется, если и не была под прямым влиянием Паннухис Евхология приходских и соборных церквей, то, по крайней мере, подверглась его косвенному влиянию. Русские совершают в настоящее время заупокойное богослужение помимо Часов Часослова, называемое также «Паннухис» или «панихида». В Триоди есть чин Панихиды по умершим между Вечерней и Утреней субботы перед Пятидесятницей 302 ; другая Панихида по умершим указана в субботу Мясопустную 303 . Настоящая глава является продолжением и дополнением предыдущих трудов 304 , посвященных вопросу соотношения между службами палестинского монастырского Часослова, принятого в настоящее время во всех Церквах византийской традиции, и древним соборным богослужением, называемым σματικ κολουθα или Пессненное последование. исчезнувшим с XV века, но оставившим следы, и весьма важные, в современном Евхологии, который является приспособлением древнего Евхология суточному циклу Часослова. Итак, мы начнем с изучения Паннухис по древнему Евхологию. Как Гоар в своем E χολγιον sive Rituale Graecorum 305 упоминал еще о Паннухис, а также о Полунощнице, не приводя тексты молитв 306 ; мы, следовательно, начнем с тою, что дадим этот текст по Варб. 336, сравнивая его с текстом, опубликованным А.А. Дмитриевским по Син. гр. 956 (X в.) 307 . Профессор Фессалоникийского Университета И. Фунтулис 308 опубликовал эти молитвы со всеми другими элементами Паннухис по рукописям, которые мы сами стремимся здесь изучить, надеясь, однако, не дублировать его работу. Ленинградский профессор Н.Д. Успенский посвятил всю III главу своей докторской диссертации 309 теме Паннихис. Недавно вышедшая книга отца Бруни о византийских погребальных обрядах также касается нашего предмета, как мы увидим ниже 310 . Мы сами в перечисленных статьях уже коснулись темы Паннухис. Мы позволим себе повторить некоторые положения и предложить новые 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гоар , Ф. Комбефис, Ш. А. Фабро, Ш. Дюканж . Выпуск 42 томов был завершен в 1711 г. и до появления более совершенных изданий в XIX в. «Парижский корпус» сохранял значение главного свода византийских источников. В трактате «О создателях византийской истории» (De Byzantinae historiae scriptoribus. P., 1648) Л. обобщил различные взгляды на визант. историографию и хронистику. Важнейшим достижением в исследовании истории Церкви стало предпринятое им. 18-томное издание древнегреч. и лат. документов Вселенских и Поместных Соборов древней и средневек. Церкви (Sacrosancta concilia ad regiam editionem exacta. P., 1671-1672). В ходе работы над этим сводом Л. в числе проч. материалов впервые опубликовал сведения почти о 30 ранее не исследовавшихся Соборах Западной Церкви. После смерти Л. издание завершил его сотрудник ученый-иезуит Г. Коссар. Свод документов Соборов Л. наряду с изданием Ж. Ардуэна ( Hardouin J. Conciliorum collectio regia maxima. P., 1714-1715) лег в основу единственного полного рус. перевода Деяний Вселенских Соборов, к-рый публиковался в КазДА с 1859 г. Отдельный труд Л. посвятил Тридентскому Собору Римско-католической Церкви (Sacrosancti et oecumenici Tridentini concilii… canones et decreta. P., 1667). Признан и вклад Л. в классическую филологию; кн. «Основы греческого языка» (Tirocinium Linguae Graecae. P., 1648) выдержала более 10 переизданий. Л. посвятил ряд трудов хронологии мировой истории, стремясь согласовать сведения из Свящ. Писания с данными из истории античного мира (Concordia sacrae et profanae chronologiae annorum 5691 ab orbe condito ad hunc Christi annum 1638. P., 1638; Les tableaux methodologiques de la geographie royalle: Historiae sacrae prodromus. P., 1646; Concordia chronologica: Technica et historica. P., 1670). Л. составил ряд указателей древних рукописей, библиографических каталогов (Nova bibliotheca manuscriptorum. P., 1653; Bibliotheca anti-Ianseniana. P., 1654; Sanctorum Patrum theologorum scriptorumque ecclesiasticorum utriusque testamenti bibliotheca chronologica.

http://pravenc.ru/text/2462399.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010