610 Песнь эта, которою начинается литургия у армяно-григориан, у армяно-католиков заменяется часто другими, присвоенными известным дням и праздникам. Текст этих других песней приводится в переводе Штека по Венецианскому изданию 1823 г. (в итальянском переводе Аведихиана их нет), но мы назовем лишь дни, не приводя самих песнопений за их множеством. Вот эти дни: дни поста, среда и пятница, праздники в честь мучеников, пустынников, св. Стефана (два песнопения), Рождество Богородицы, Рождество Христово (два песнопения), в память св. Симеона, Сретение Господа, св. Стратилатов, сорока мучеников, св. Лазаря (два песнопения), Вербное Воскресенье, Пасха, пятьдесят дней с Пасхи до Пятидесятницы (два песнопения), Вознесение (два песнопения), Сошествие Святого Духа, суббота, четверг, день памяти Грипсимеаны, Гаэаны, святых дев, Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, патриархов, праздник церкви, Преображение, Воздвижение Святого Креста, в честь сынов громовых, Ангелов, св. Григория – просветителя Армении, трех отроков. 611 Во французском и немецком к этому еще прибавлено: Господи, благослови нас. У Залеева и Даниеля этой прибавки нет. Ектения эта имеет сходство с Ектенией нынешних литургий свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста : заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоей благодатью (Гоар. С. 64, 71 и 159). Венецианское издание 1823 г., по словам Штека, имеет здесь следующую особенность сравнительно с изданием Аведихиана: Диакон: снова в мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: спаси и помилуй. Хор: спаси, Господи. Диакон: Господи, благослови. 612 Во французском: священник, обращаясь к народу, благословляет его рукой и говорит. Примечание: Если служит архиепископ или епископ, то до пения Трисвятого он благословляет крестом. 614 Во французском: клирики поют псалмы и песнопения, приличные дню, равно как и следующие гимны (те же, которые приводятся в нашем тексте). 615 И эта молитва заимствована из литургии свт. Василия Великого , где она называется «молитвою второго антифона». Текст ее напечатан выше на с. 217. Замечательно, что текст ее в армянской литургии совершенно совпадает с текстом современных нам литургий свтт. Василия и Иоанна Златоуста , а не с теми вариантами, какие встречаются в древнейших списках и которые отмечены в 1, 2 и 3 примеч. на указанной странице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Король немедленно дал на это согласие и приказал, чтобы святой Гоар через двадцать дней пришел к нему в город Медиоматрик, который ныне зовется Меттис. Святой Гоар отправился в келью, решив, без сомнения, сделать тем временем иное, с помощью чего можно было бы отклонить предложение короля. Придя в келью, святой муж простерся в молитве и начал усердно и со вздохами просить Господа, чтобы Он милосердно изволил освободить его от столь великого бремени пастырского попечения, говоря, что ему достаточно, если он будет тайно и в сокровенных глубинах своей совести служить Ему в течение оставшихся дней своей жизни, что он не может нести бремя, которое хочет на него возложить король. И в то время как святой Гоар так наедине с собой скорбел, упорствуя в молитвах, по воле Божией он, охваченный сильной лихорадкой, заболел и долгое время томился телесной тяготой. Чего же больше? Так приключилось, что муж Божий избежал епископства, и король, полагая, что увидит его через двадцать дней, не увидел его и через семь лет. Божественное Провидение устроило так по отношению к рабу Своему, что святой Гоар и отклонил настойчивость короля, желавшего возвести его в сан епископа, и исполнил то, что обещал епископу Рустику, а именно: семь лет молился за него, хотя находился в немощи. Ибо как всю свою жизнь, так в особенности эти семь лет святой Гоар посвятил молитве, молясь, как предписал Апостол, за всех людей, за королей и за всех, кто занимал высокое положение, чтобы они проводили тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (см. 1 Тим 2:2). По прошествии этих семи лет он, не прекращая, проливал слезы и постоянно просил Господа, помня Его речение: кто сеет в слезах, пожинает в радости (ср. Пс 125:5). Зная, что конец его жизни совсем недалек, он желал разрешиться и быть со Христом (ср. Флп 1:23). 26. О том, как святой Гоар не смог отправиться в королю Сиги­бер­ту перед болезнью. Когда прошло семь лет, король Сигиберт вспомнил то, что ему самому, народу и придворным хотелось относительно святого Гоара; и тут же, отправив к святому мужу гонцов, сказал, что тот должен прийти к нему.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Святой Гоар побуждал епископа к покаянию этими и подобными словами; по любви, которой пылал ко всем, святой муж, сострадающий несчастью епископа, выпрашивал для него у Бога милости, помня речение апостольское: Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак 5:20). 23. О том, как святой Гоар из послушания ответил королю Си­гиберту о себе и о преступлении епископа. После того как произошли эти события, молва о них быстро дошла до короля Сигиберта; тотчас же направив к блаженному Гоару своих посланников, король позаботился пригласить его к себе. И вскоре, узнав, что приглашенный прибыл, король спросил его о тех событиях, молва о которых была донесена до него, а именно: о послах епископа и о животных, которых подоил святой муж, а также о самом епископе и о младенце, который заговорил прежде времени своего возраста. Так как святой Гоар ничего не отвечал на это, считая, что это распространяют о нем без разбора, король в раздражении повелел, чтобы из послушания, которое сам муж Божий должен был оказывать королям, властителям и святителям, святой Гоар по порядку открыл то, о чем его спросили. Только тогда, вынужденный необходимостью, святой муж попросил расспрашивающего его короля, что же тот хочет от него услышать. Когда король ответил, что он спрашивал о посланниках епископа и животных, и о епископе, святой муж попросил, чтобы тот сам назвал деяния таким образом, как он о них услышал. В таком же порядке, как это сделал король, святой муж изложил события так, как они происходили, и добавил: “Я не должен пренебрегать послушанием, однако ты не услышишь от меня ничего, кроме того, что сказал сам, ибо в рассказе обо мне передается сделанное другими”. 24. О том, как святой Гоар отказался от епископства. Тогда король, исполнившись восхищения, начал при всех рассказывать то, что он узнал о деяниях святого мужа. Вслед за этим все возгласили, что святой Гоар достоин, по изгнании Рустика, стать епископом тревиров, что это совершилось не без Божественного определения, что должно возглавить Церковь тому, кто может во всем украсить достоинство пастырского служения чудесами и знамениями, а равно и заслугами жизни.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Поскольку не может укрыться город, построенный на горе 13 , слава этого святого мужа и известия о его жизни распространились повсюду, так что он, приняв сан священнослужителя и честь пресвитерства, стал стражем Христовых Тайн и распространителем в народе Божественного слова. Затем, когда дух святого Гоара возрос во все более сильном стремлении к вышним благам, его переполнило влечение к невидимому и презрение ко всему видимому. Святой Гоар оставил родителей и отечество и удалился как странник мира сего и гражданин небесной отчизны к крайним пределам Галлии. Итак, придя в провинцию, соседствующую с берегами реки Рейн, которая называлась Трикория 14 и принадлежала к диоцезе тревиров 15 , он избрал отшельническое служение Богу в пределах Васалиенских 16 . Там в некоем месте, над рекой, которая ныне называется Вокара, с согласия и по воле епископа, который тогда возглавлял город и народ тревиров, по имени Феликс 17 , построив церковь, он собрал в ней множество реликвий святых, а именно: Пресвятой Богородицы и Блаженного Крестителя Иоанна, и других святых, которых я не счел необходимым перечислять. 5. О том, что святой Гоар отличался странноприимством 18 . Итак, святой Гоар служил Богу в этом месте много лет, посвящая дни и ночи бдениям, молитвам и постам и усердно подвизаясь в терпении и особенно в странноприимстве. Он так во всякое время по силам своим упражнялся в этой добродетели, что странноприимство считалось особенно свойственным только ему, хотя он отличался всеми добродетелями души. 6. О том, как святой Гоар приводил к вере язычников. Тем временем святой Гоар начал возвещать слово спасения язычникам, по причине заблуждения преданным поклонению кумирам и обманутым лживыми суевериями идолопоклонства, и, будучи благим возвестителем Евангелия, оставившим все свое, он стал учителем многих в познании вечной жизни. Совершилось так, что многие язычники из соседних областей, которые до того времени упорствовали в ложной вере, наученные его словом и побуждаемые его примером, отвергли языческие суеверия и обратились на путь христианской жизни. И сила его проповеди не лишена была также и знамений, чтобы неверующие умы, которые не могли быть убеждены доводами разума, были бы подвигнуты к вере чудесами. Святой Гоар не раз силой имени Христова совершал благодетельные исцеления среди больных и претерпевающих телесную слабость. И сегодня мы видим, что святой муж различными способами благотворит обращающимся к нему, когда наблюдаем, как при воспоминании его имени и слепые обретают зрение, хромые — способность ходить, одержимые нечистыми духами — неповрежденность души, а иные, угнетенные болезнями, — здоровье, как это исполнилось у святого мужа Псалмописца: Весьма почитаемы друзья Твои, Боже, весьма крепко первенство их (Пс 138:17) 19 . 7. О том, каковы были усердие святого Гоара в молитве и любовь к бедным.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Говоря это, святой Гоар увидел вдали трех ланей замечательной красоты, своим числом словно знаменующих Таинство Святой Троицы. Тотчас же, призвав силу Святой Троицы в молитве, святой муж велел ланям подойти, куда он пожелал. Лани тотчас же послушались и подчинились Божественному Имени, и, хотя и бессмысленные умом, молча обвиняли черствость и непослушание. Святой Гоар взял небольшой сосуд и, подойдя к ланям, подоил их 22 . Затем, разрешив им отойти, он помазал члены своих спутников, лежавших, словно бездыханные, молоком, которое он надоил, и тотчас же восстановил их в прежней силе и здравии. Потом он велел Альбину и Адальвину вернуться к речке, почерпнуть воды и подкрепить голодные тела, взяв пищу из мешочков. Так было сделано, чтобы те, кто прежде, обидев святого мужа, нашли сосуды пустыми и речку пересохшей, затем, вымолив его милость, обрели достаточно и воду в реке, и еду, положенную в свои сосуды. 16. О том, как святой Гоар ясно показал, что должно слушаться предстоятеля. Когда завистники жевали, удивляясь и поражаясь тому, какие они видели деяния по отношению к себе, блаженный Гоар начал выспрашивать, по какой причине епископ задумал призвать его к себе; святому мужу казалось удивительным, что у владыки к нему какое-то дело. “Ибо мы должны выказывать послушание предстоятелю, — сказал святой Гоар, — не без причины случилось то, что Божественная сила изволила явить по отношению к нам сегодня через животных, но для того, чтобы показать, как Бог заботится о Своих рабах и как не презирает надеющихся на Него, ибо Господь имеет власть приготовить трапезу в пустыне, и для того, чтобы мы увидели, сколь возвеличены дела Твои, Господи”. Угнетенные страхом и трепетом, обидчики ничего не ответили, но решили, что они скоро погибнут, потому что они узрели в служителе Христовом столь великую действенность силы, которую они до некоторой степени дерзнули оскорбить. После этого они, отправившись в путь, ближе к вечеру достигли города тревиров. Когда они приехали в город, святой муж, как это у него было в обычае, вошел в церковь, чтобы поручить себя и свое дело Господу.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Как если бы Царство Божие есть еда и питье, а не праведность, мир и любовь; или в принятии пищи промедление имеет большую силу, чем мера и воздержность; или будто бы святой муж делал это ради желудка, а не по причине радушия! Ведь святой Гоар именно потому непременно приказал приготовить еду, думая, что его гости хотят выехать в более удобное время; он хотел ради трудного пути покормить их пораньше и не позволить им уехать голодными; он радовался, что в них, хотя и недостойных, он принимает Христа 20 . Когда святой Гоар увидел, что Альбин и Адальвин несдержанно и упрямо противоречат ему, он, будучи всегда спокоен духом, сказал: “Плох тот дом, где не боятся Господа. Вы же, если бы истинно боялись Бога, не отвергли бы любви”. В то время как он говорил это, пришел его отрок и указал на странника, стоящего у дверей. Услышав это, святой Гоар возрадовался и, приняв странника в доме, сказал: “Вот, сколь хорошо и сколь приятно жить братиям в единстве!”. И, накрыв на стол, и сам приступил к еде вместе со странником. 13. О том, как блаженный Гоар снабдил дорожными припасами своих завистников. Видя это, завистники с великой поспешностью и проворством оседлали своих лошадей, говоря в это время, что они точно нашли, в чем обвинить Гоара, и смогут возвести на него явную клевету у того, кем они посланы. Однако они попросили святого Гоара, чтобы он ради трудностей пути и нужд дороги уделил им что-нибудь из еды и питья, что они могли бы съесть по пути. Святой муж, всегда исполненный любви и готовый благотворить всем, даже неблагодарным, весело принял их просьбу и приказал положить своим завистникам в сосуды то, что они попросили. Так, попросив на дорогу то, чем всегда питался святой Гоар, они вместе отправились в город тревиров. 14. О том, как по воле Божией завистники томились от голода и жажды. Пока путники ехали, уже приблизилась середина дня, солнце взошло высоко в небе, и, вот, в отмщение за Своего слугу наступило Божественное наказание: те, кто незадолго до этого отвергли изобилие предложенных им из любви еды и питья, весьма сильно захотели есть и пить, и вдобавок их начала изнурять столь великая усталость, какой они никогда не испытывали.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

(4-ая в Служебнике; см. с. 38 и 34 ). Молитва 5-го антифона [Барб.: 5-ая вечерняя молитва] (Гоар 44/35): [V] Благословен еси Господи Боже Вседержителю, сведый ум человеческий, сведый ихже требуем, и много множае паче нежели просим, или разумением: Сам человеколюбче Царю, во всем благий, удовли нас множеством щедрот Твоих, еже непостыдною совестию призывати святое имя Твое: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго, и смотрением Твоим все еже ко пользе нашей устрой. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу... (5-ая в Украинском Служебнике. Отсутствует в Греческом и в Московском Служебниках. См. греческий текст в с. 44 и 34 ). Молитва 6-го антифона [Барб.; 6-ая вечерняя молитва] (Гоар 36/29): Господи, Господи, пречистою Твоею дланию [силою]... (5-ая в Моск. Служебнике, 6-ая в Украинском; см. с. 38 и 34 ). Молитва 7-го антифона [Барб.: 7-ая вечерняя молитва] (Гоар 36/29): Боже великий и дивный, неисповедимою благостию... (6-ая в Моск. Служебнике, 7-ая в Украинском; см. с. 39 и 34 ). Молитва 8-го антифсиа перед « Господи воззвах » [Барб.: 8-ая вечерняя молитва на «Господи воззвах» 549 33] (Гоар 38/31): Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим... (Молитва входа в Служебнике; см. с. 42 и 34 ).   9. После прокимна и « Господи помилуй» читается иереем молитва 1-го антифона, в котором поется [«Возлюбил яко услышит Господь » 550 ] «молитвами Богородицы» (Гоар 44/35 и 756/598; см. с. 34 ): [IX]   Благословен еси, Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную прейти нам сподобивый, и приблизитися начатком нощи. Услыши моления наша и всех людей Твоих, и всем нам простив вольным и невольныя грехи, приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея и щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми Ангелы Твоими, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякого обстояния, всякого навета сопротиволежащаго; подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию, совершен, свят, мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: Молитвами Святыя Богородицы, и всех Святых от века Тебе благоугодивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У святого Гоара был заведен обычай, чтобы во всякий день он, торжественно совершая миссу, приносил Жертву Тела и Крови сообразно с установлениями Церкви, и, молясь со вниманием, полностью прочитывал Псалтирь, затем принимал на себя служение любви по отношению к странникам и беднякам, без которых почти никогда не обходилась трапеза; препоручая их Богу в молитве, он тем не менее подкреплял их вещественной пищей, чтобы зашедший к нему случайно странник вместе со словом спасения и помощью молитвенного заступничества получил также и пищу для плоти. Святой муж делал это, помня апостольское речение: ибо дающего с радостью любит Бог (ср. 2 Кор 9:7), и желал принять Христа в лице бедняков и странников, чтобы удостоиться от Него слов: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). 8. О том, как святой Гоар возбудил зависть диавола. Так как древний враг, завидуя избранным, всеми силами стремится противодействовать их преуспеянию, все, кто желает благочестиво жить во Христе, терпят гонения. Диавол весьма скорбел, что святой муж совершает такие дела проповеди и любви. Он начал то тайно, то явно готовить святому Гоару коварные соблазны и трудился, чтобы отвратить его разными способами от его цели. Однако святой муж переносил все со спокойным расположением духа, зная, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие. По этой причине святой Гоар не мог удержаться от проповеди, заботясь всегда о приобретении душ Богу и от дел любви, которые, как он знал, наиболее угодны Богу, и никак не желал, чтобы ему препятствовали; так что ежедневно к нему приходили многие люди, которые или прибегали к истинности веры от языческого тщеславия, или, по его примеру, стремились вступить в добровольное служение Христу. 9. О том, что святой Гоар терпел притеснения завистников. Как добрым людям свойственно радоваться чужим делам, которые им кажутся достойными похвалы, и обращать их к своему духовному преуспеянию, так, напротив, умы дурных людей всегда стараются очернить дела избранных и усердно поносить устами вредоносными те дела, которым не могут или не желают подражать. Потому случилось так, что однажды к блаженному Гоару пришли под ложным видом благочестия двое приближенных епископа по имени Рустик, который возглавлял тогда Церковь тревиров. Одного из них звали Альбин, другого Альдавин. Они сказали, что пришли приобрести то, что необходимо для освещения церкви святого Петра уже упомянутого города. В то время как они искали средства для вещественного света или скорее делали вид, что они их ищут, они не могли скрыть, каким мраком завистливости они были ослеплены. 10. О том, как святой Гоар был обвинен перед епископом.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Слава, и ныне: повторяем то же. По 3 стихословии седален, глас 3 Подобен: Красоте девства Твоего: В сей день все творение радуется,/ибо «Радуйся!» Тебе возглашает Архангел:/«Благословенна Ты, священна и чиста, Всенепорочная!»/В сей день гордыня змия помрачается,/ибо разрешены узы проклятия праотца./Потому и мы всячески взываем Тебе:/«Радуйся, Благодатная!» Слава, и ныне: повторяем то же. Величание Словами Архангела/возглашаем Тебе, Чистая:/«Радуйся Благодатная,/Господь с Тобою!» Псалом избранный Боже, дай суд Твой царю,/и правду Твою – сыну царя. Пс 71:1 Чтобы судить народ Твой по правде/и нищих Твоих – в суде. Пс 71:2 Он будет судить нищих из народа, и спасёт сынов бедных. Пс 71:4а Благовествуйте день за днем спасение Бога нашего. Пс 95:2б Господь даст благовествующим слово с силою многою. Пс 67:12 Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:11а От плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Пс 131:11б Он сойдёт, как дождь на руно. Пс 71:6а И как капля, падающая на землю. Пс 71:6б И наклонил Он небеса, и сошёл, и мрак под ногами Его. Пс 17:10 Ибо избрал Господь Сион, выбрал его в жилище Себе. Пс 131:13 Освятил обитель Свою Всевышний. Пс 45:5б Бог посреди него, и он не поколеблется. Пс 45:6а Пожалеет Он нищего и бедного, и души бедных спасёт. Пс 71:13 Все народы рабски послужат Ему. Пс 71:11б Весь день будут благословлять Его. Пс 71:15в Будет Он утверждением на земле, на вершинах гор. Пс 71:16а Да будет имя Его благословенно вовеки. Пс 71:17а И благословятся в Нём все племена земные. Пс 71:17в Благословен Господь, Бог Израилев, Один творящий чудеса. Пс 71:18 И благословенно имя славы Его вовек и во век века. Пс 71:19а И будет наполнена славою Его вся земля. Пс 71:19б Да будет, да будет! Пс 71:19в После полиелея седален, глас 4 Подобен: Поражен был Иосиф: Гавриил с небес взывает: «Радуйся!» Священной,/ибо Ты зачнешь во чреве Предвечного Бога,/словом мира концы создавшего!»/На это отвечала Мариам:/«Я мужа не имею и как Мне родить Сына?/Рождение без семени кто видел?»/И, объясняя, говорил Ангел Богородице и Деве:/«Найдет на Тебя Дух Святой/и сила Всевышнего осенит Тебя!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Южное побережье Галлии, в отличие от внутренних ее областей, тяготело к Египту (монастырь Лерин, монастыри святого Иоанна Кассиана Римлянина). При всей строгости личной аскезы египетские отцы считали, что “Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним”. Известны многочисленные поучения египетских отцов о высоте странноприимства, о необходимости оставить даже личный пост ради пришедших братий. Смысл этого выражен неким старцем в следующих словах: “ядущий по любви исполняет две заповеди: потому что он оставляет и собственную волю и исполняет заповедь, успокоив (то есть доставив удовольствие пищей — М. Н.) братий”. В Сирии такой взгляд был менее принят. Египетские патерики сохранили рассказ о сирийском старце, который, хотя и в гораздо меньшей степени, претерпел неприятности того же рода, что и святой Гоар. Подобно святому Гоару, построившему свою Келлию у старой римской дороги, этот сириец жил “при пути пустыни” и кормил всех, кто приходил к нему. Как и святому Гоару, этому старцу пришлось доказывать при помощи чуда, что его делание не греховно. Различие египетского и сирийского взглядов на странноприимство в случае святого Гоара дало основание обвинить святого в весьма тяжелом с точки зрения сирийской традиции грехе — в чревоугодии. Тот факт, что святой Гоар придерживался иной церковной традиции, чем его собратия, косвенно подтверждается тем, что клеветники называют его чужеземцем перед епископом, хотя святой Гоар прожил в окрестностях Трира много лет. Клевета оказалась живуча. Обвинения, выдвинутые против святого Гоара, повторяются теперь как истина в научной литературе (Б. С. Бахрах и — более деликатно — Ф. Х. Гутнов). При закрытии Троице-Сергиевой Лавры красноармейцы глумились над мощами преподобного Сергия. Видя это, один престарелый монах сказал: “Сколь велик Преподобный, что до сих пор его мощи не дают покоя врагу!”. Жизнь показывает, что эти же слова можно отнести и к святому Гоару. 19 Перевод Пс 138:17 наш. — М. Н. Данный перевод близок к церковнославянскому: …зело честни быша друзи, Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их; Синод. перевод: Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! — Ред.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010