Слава. Вострубим, празднолюбцы... И ныне, Воскресения день... Христос воскресе... 1и еще Христос воскресе.,. 3. (ср. послед. св. и вел. нед. Пасхи вечера, Тип., л. 354 на об.). На утрени Канон Пасхи: Воскресения день.... с ирмосом на 8, ирмосы по 2, тропари на 6, и канон Богородицы на 6; последний канон – с припевом: Пресвятая Богородице, спаси нас (изд. Киевоп. лавры 1889 г. «Послед. во св. и вел. нед. Пасхи и во всю Светл. седм.», л. 100 на об. Ср. мр. гл. 23 апр., Тип., л. 225). Катавасия – Пасхи (ср. мр. гл. 23 апр.). По 3 песни и ектении – кондак Пасхи: Аще и во гроб... и седален: Приснотекущий источник... По 6 песни и ектении – кондак: От неистощимыя ты, источниче... Икос: Нескверная Богородице... Синаксарь Живоприемного источника. Воскресение Христово видевше... 3. Воскрес Иисус... 3. По 9 песни и ектении – светилен: Плотию уснув... 2 и подобен Источнику: Источник еси воистину... 1. Всякое дыхание..., хвалитные псалмы и хвалитные стихиры воскресны 6 гл. на 4 со стиха: Сотворити в них суд... и Богородицы 2 гл:. со стиха: Хвалите его в тимпане..., последние две – с особыми припевами: Освятил есть... Речная устремления... Затем – стихиры Пасхи с их припевами: Да воскреснет Бог... и т. д. На литургии св. Златоуста Пред апостолом – прокимен: Во всю землю изыде..., стих: Небеса поведают... и Богородицы: Величит душа моя Господа... Апостол – Деяний зач. 7 и Богородицы – к Филипп, зач. 204. Аллилуиарий: Исповедят небеса.. , стих: Бог прославляем..., стих: Слыши, дщи... Евангелие – дне и Богородицы – Лук. зач. 54 Причастен: Тело Христово... и Богородицы: Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Благовещение есть единственный праздник, который с первого дня Пасхи не переносится ни на какой другой день. В этом случае ему усвояется наименование «Кириопасха» (Тип., л. 215, мр. гл. 18, марта 26). На вечерни Великой субботы, отправляемой пред литургией Василия В., в стихирах на Господи, воззвах поется 10 стихов: сначала стихиры воскресны Октоиха 1 гл. 3-ды, потом Великой субботы 3-ды и праздника Благовещения 4-ды. Слава, Днешний день тайно... И ныне – праздника: Послан бысть... После входа и Свете тихий – диакон: Премудрость. Чтец: Бытия чтение 839 . Диакон: Вонмем. Чтец – 1 паремию Великой субботы, затем – 5 паремий праздника и, наконец, 14 паремий Великой субботы. Литургия Василия В., совершаемая в этот день, отправляется по уставу Великой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На панихиде канон октоиха гласа и праздника на 6 (как на Успение, но там 2-й на 4; на Рождество Богородицы оба канона праздничные); по 3 песни седален гласа умилительный (на Рождество Богородицы – праздника), по 6 песни кондак «Предстательство христиан». На утрени по рядовых кафизмах седальны праздника, первый – певец, второй – народ, Слава и ныне тот же; пред полиелеем кафизма 6 «Господи, да не яростию твоею обличиши мя» (как на Рождество Б-цы); чтение: слово кир-Георгия на даяния два, которого начало: «Прекрасныя для нас основания»; прокимен «Приведутся Царю»; стих «Слыши дщи»; стихов по 50 пс. нет; каноны гл. 1 «Песнь победную» с ирмосом на 8, оставляются троичные тропари, и гл. 4 «Отверзу» на 8 (на Р.Б. и Успение 2-й канон на 6); катавасия «Отверзу»; по 3 песни нынешний 2-й седален дважды; по 6 песни чтение 2 малых слов Прокла и Германа; «ексапостиларий «Свят Господь», если же праздник имеет (ексапостиларий), говорим его»; на хвалитех стихиры на 6 нынешние 4–6 с Господи воззвах, Слава и ныне такая же из нынешних стиховных. На литургии на блаженных песнь 3-я 4 гл. с ирмосом; входное: «Приведутся царю»; причастен «Приведутся». Отдание 23 ноября 1011 . По Студийскому уставу употреблявшейся в России редакции его (патр. Констант. Алексия) служба Введения отличалась от нынешней: на вечерне на Господи воззвах стихиры на 6 – сначала нынешние 4–6 гл. 4, затем нынешние стиховны гл. 5. Слава и ныне первая из второй группы; паремии общие Богородичные; на стиховне (литии не было) нынешние с Господи воззвах 1–3 гл. 1. На утрени по кафизме ипакои гл. 4 «Днесь боговместимый храм» (ныне по 50 пс.); чтение из слов Георгия; прокимен «Величит»; каноны на 12, в первом (гл. 4) «стихи по 2»; светилен «Свят Господь»; на хвалитех Слава и ныне «едину от тех»; на стиховне гл. 2 подобен «Доме Евфрафов», «Слава и ныне от тех едину». На литургии причастен; «Приведутся цареви» 1012 . По древним памятникам Иерусалимского устава (греч. и славянск. рукописям и печатному греч. изданию): на стиховне 2-й стих: «Искренния ея приведутся тебе» (печатное издание); кафизмы 3 (древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   Кн. V, гл. 42; кн. VIII, гл. 33.    Stromat., lib. I, XXI, pag. 407.    Кн. V, гл. 12.    2 января. Стих, на Господи воззвах.    В молитве на водоосвящение св. Богоявления в требнике Петра Могилы.    О Царских часах см. выше.    Об этом соединении см. выше.    Ими заменяются два последние псалма, обыкновенно произносимые на 1 часе.    Ими заменяются первые два псалма 3 часа.    Ими заменяются первые два псалма 6 часа.    Ими заменяются первые два псалма, обыкновенно читаемые на 9 часе.    См. выше, стр. 31.    Устав. Церков. в навечерие Богоявления.    Т. е. " Святый Боже».    Пролог. Слово св. Прокла, 6 января.    Древле в русских летописях оно называлось водокрестием, напр., в I Псковск. лет. под 7019 годом.    См. о нем 1 августа, том 1.    Пост. Апост., кн. V, гл. 13. Феодорит. Истор., гл. 11. Никиф. Каллист., гл. XI, 23.    Поэтому о водосвятии в праздник упоминается только в уставе Иерусалимском.    Кн. VIII, гл. 29; кн. VII, гл. 42, 43.    О Крещении, гл. 4.    Письмо 70 к яннуарию.    В 91 прав.    В XXXVII беседе на Крещение, 2. Также в Церковном Уставе в навечерие Богоявления.    Под именем Собора разумеется Богослужение, совершаемое собором священнослужителей и. преимущественно всенощное бдение как первое дневное Богослужение, при котором собор священнослужителей собирается и исходит на литию. Такое понятие о Соборе можно составить на основании Церковного Устава. Если в Уставе постановлено священнослужителям исходить при Богослужении на литию и на полуелей, т. е. с полною торжественностью совершать всенощное бдение: Богослужение называется в Уставе Собор, или всенощное бдение. Если же назначено всенощное бдение с исхождением священнослужителей только на иолуелее — это Богослужение называется в Уставе не Собором, а полуелеем. Так напр., в Церковном Уставе 20 мая в день обретения мощей св. Алексия Митрополита сказано: " бдение в обители его, повсюду же полуелей»; а 9 сентября о преподобном Иосифе говорится: " совершается Собор в обители его и идеже храм его»; 25 сентября о преподобном Сергии говорится: " совершается Собор его во обители и во храмах его, в прочих же полуелеи»; то же говорится 3 мая о св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

д., вследствие чего в 48 гл. Типикона начальные их слова не указываются, а у святых со славословием на все седмичные дни назначаются одни и те же, напр., 23 сент.: Никтоже притекаяй (это есть седмичный богородичен 6 гл ; см. в понедел. вечера), 23 окт.: Владычице, приими (это есть субботний Богородичен 8гл.; см. в субботу утра). Поэтому в 48 гл. Типикона указываются начальные их слова. Но если шестеричный святой или святой со славословием случатся в неделю, то, по указанию 5 гл. Типикона, подобно петь не этот богородичен, а воскресный по гласу Славы святого, заимствуя оный, конечно, из стиховвых богородичных. После Ныне отпущаеши... и трисвятого тропарь: Богородице Дево... 2. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево... 3. Так же, как при полиелейном святом. Тропарь святого 1. Благословение хлебов. Буди имя Господне... 3. Псалом: Благословлю Господа... до: Не лишатся всякого блага. Чтение. На Бог Господь (поется в настоящий глас). Тропарь воскресный 2. Слава, тропарь святого 1. Стихословится 2-я кафизма Псалтири. Малая ектения. Седальны воскресны: Первый просто. Пред вторым стих: Воскресни, Господи... Слава, и ныне, богородичен 1, или воскресный, настоящего гласа. Чтение из Толкового Евангелия. Стихословится 3-я кафизма Псалтири. Малая ектения. Седальны воскресны: Первый просто. Пред вторым стих: Исповемся тебе, Господи... Слава, и ныне, богородичен наряду. Чтение (из Толкового Евангелия). Полиелейные псалмы: Иногда 17 каф., иногда полиелейные псламы (чит. От этом ниже в 1 ч., отд. 4. Гл. 30 о чтении кафизм).Так же 134 пс.: Хвалите имя Господне... 135 пс.: Исповедайтеся Господеви... Ни величания, ни избранных стихов не полагается После величания и избранных стихов – тропари: Ангельский собор... с припевом: Благословен еси, Господи... (кроме 3 гл., см. об этом 17 гл. Типикона). После тропарей – малая ектения. (О малой ектении см. 17 и 48 гл. Типик., напр., 20 ноября, мр. гл., л. 103). После малой ектении – ипакои гласа из Октоиха. После ипакои – седальны оба святого. Не полагается Слава, полиелейный седален. И ныне, богородичен его. Примеч. Под двумя седальнами разумеются те, которые в Минее указаны по 1 и 2 стихословии, а под полиелейным седальном – тот, который надписывается: «По полиелеи седален»; за ним напечатан богородичен, который и поется, тогда как богородичны Минеи после 1 и 2 седальна в данном случае оставляются. После седальнов–чтение святого. Чтение. После чтения – степенна гласа. Прокимен гласа, и т. д. (см. выше – в воскр. сл.). Всякое дыхание, и т. д. (см. выше – в воскр. сл). Рядовое воскресное евангелие. Воскресение Христово... Псалом 50. Слава, Молитвами апостолов...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Отдел из 30 – 33 глав заключает в себе пророчества утешительные, предвозвещающие будущее спасение еврейского народа, восстановление Сиона (30 гл.), дарование нового завета и построение нового Иерусалима (31 гл.), возвращение Евреев в Палестину (32 гл), утверждение дома Давида в теократически мессианском служении (33 гл.). Из такого пророчественного, явно богодухновенного, содержания этого отдела понятны усилия критиков 70 заподозрить его подлинность и неизменность. Вторым поводом для критических сомнений служит сходство этого отдела с так называемыми у критиков «псевдо-Исаиевыми» речами, особ. с 40–66 гл. 71 Оба эти повода и довода, кажется, не заслуживают с нашей стороны опровержения. Критики, далее, находят «очень странным» пророчество об умножении левитов (33:18, 21); находят якобы речь о Самарянах (33:24) и сходство с пророчествами Захарии ( Иер.31:7, 32 =3ах.8:7). Из всех этих доводов несколько сносным можно бы счесть второй, если бы действительно говорилось о Самарянах. Но стих читается так: не видишь ли, что народ этот говорит: «те два племени (или колена), которые избрал Господь, Он отверг» и чрез это они презирают народ Мой (33:24). Очевидно, речь о Самарянах может здесь видеть только человек, желающий это видеть, не соображаясь с текстом. Против приведенных н имеющих быть приведенными доводов, нужно указать на сходство этого отдела по мыслям и языку с речами Иеремии. Так, основная утешительная мысль этих пророчеств, о возвращении из плена и спасении еврейского народа и прославлении Иерусалима, раскрывается Иеремией в 3 главе (особ. 12–19); обетования о доме Давида (30:3, 33:21–22) в 23 главе (5–6) 72 . Множество сравнений, картин, образов, сходны в этих главах с употребительными у Иеремии: от страха люди уподобятся родильнице, руки опустятся. колена задрожат (30:6=6:24); Господь возлюбил Израиля вечною любовию, как свою невесту (31:3=2:2); осквернение дома Господня «мерзостями» языческими (32:34=7:11–30). Замечательна упоминаемая здесь поговорка: «отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомина» (31:29). Она, за этот же период, упоминается Иезекиилем ( Иез.18:2 ). Стало быть эти мнимо-спорные главы носят ясные следы эпохи Иеремии. Такие же несомненные следы носят 30:14–16, 31:21, 32:1–5, 7–16, 33:1–5, так как содержат прямые указания на события в жизни Иеремии. 31:15 цитует евангелист Матфей (2:17), как «пророчество Иеремии». По плану сходны обозреваемые пророчества с 3-й главой и с пророчествами 23:5–6. В речи Ездры ( Неем.9:6–38 ) видят знакомство с 32:17–41.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

С. 307. …на седьмую версту, милости просим! — На седьмой версте от Петербурга, в Удельной, находилась больница для умалишенных. 125 С. 308. «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — Начало гл. 11 Евангелия от Иоанна (до стиха 46). В Евангелии, принадлежавшем Достоевскому, текст этой главы размечен его рукой, цитируемые отрывки помечены римскими цифрами: II, III, IV, V. Текст Евангелия здесь и далее Достоевский цитирует неточно. 126 С. 308. « И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии — даст тебе бог». — Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 19–22. В принадлежавшем Достоевскому экземпляре Евангелия этот текст отчеркнут им черными чернилами. 127 С. 308–309. «Иисус говорит ей — сын божий, грядущий в мир». — Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 23–28. Стих «Я есмь воскресение и жизнь» подчеркнут Достоевским в его экземпляре Евангелия карандашом и выделен особо в тексте романа. Стих «Веришь ли сему?» отчеркнут Достоевским черными чернилами, стихи 25–27 отмечены знаком NB. 128 С. 309. Дочли до 32-го стиха. — До текста Евангелия: «Мария же пришедши…». Весь отрывок от 32-го до 38-го стиха помечен Достоевским в его экземпляре Евангелия цифрой III. 129 С. 309. «Иисус же, опять скорбя — ибо четыре дни, как он во гробе» . — Стихи 38–40. В Евангелии, принадлежавшем писателю, подчеркнуты слова: «как он во гробе». Весь текст от стиха 38 до 41 отмечен римской цифрой IV; дальнейший текст, от слов «Иисус же возвел очи…» (ст. 42–44), — римской цифрой V и на полях отмечен знаком NB. Слова «четыре дни» в рассказе о мертвом Лазаре, подчеркнутые Достоевским, символизируют также и состояние Раскольникова: чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства ростовщицы. Но надо отметить и другое: Достоевский, вспоминая о годах каторги, писал: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу» (письмо к M. M. Достоевскому, 6 ноября 1854 г.). Нравственное воскресение, подобное воскресению Лазаря из мертвых, должно совершиться и с Раскольниковым. 130 С. 310 …за чтением вечной книги. — Это определение перекликается с эпитетом «вечное Евангелие», встречающимся в тексте Нового завета (см.: Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 14, ст. 6). В книге, принадлежавшей Достоевскому, указанные слова отмечены знаком NB и подчеркнуты. 131

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Хотя обычно Павел связывает наше оправдание со смертью Христа, этот стих показывает, что Христово воскресение также играет роль в восстановлении наших отношений с Богом. 5:1 – 8:39 Благовестив и сила Божья ко спасению Если слова «правда Божия чрез веру… во всех и на всех верующих» подводят итог теме, разрабатываемой в 1:18 – 4:25, то утверждение «сила Божия ко спасению» охватывает основную идею отрывка 5:1 – 8:39. Благовествование, в котором открывается сила Божья, твердо обещает, что Бог принимает грешника не только ныне, но и окончательно освобождает его в день Суда. «Если оправданы, значит уверены в окончательном спасении» – вот общая тема этих глав, наиболее ярко выраженная в начале (гл. 5) и конце (гл. 8) этого отрывка. В промежуточных главах Павел рассматривает две «силы», угрожающие вечному спасению, а именно грех (гл. 6) и закон (гл. 7), показывая в каждом случае, что христиане освобождены от рабского подчинения этим силам. Гл. 5–8 построены так, что если разбить их на смысловые части, то можно выявить определенные соответствия между первой и последней, второй от начала и второй от конца и так далее (такую композицию одни называют кольцевой, другие – перекрестной, или хиазмом): 5:1–11 Уверенность в будущей славе 5:12–21 Основа этой уверенности в подвиге Христа 6:1–23 Освобожденные от власти греха 7:1–25 Освобожденные от власти закона 8:1–17 Основа уверенности в подвиге Христа при водительстве Святого Духа 8:18–39 Уверенность в будущей славе 5:1–11 Надежда на славу Новый фрагмент послания Павла начинается с 5:1 (а не, напр., с 6:1). Это отмечено переходным характером ст. 1 (итак, оправдавшись верою), переносом акцента со слова «вера» (тридцать три случая употребления в 1:18 – 4:25 и только три в гл. 5–8) на слово «жизнь» (в гл. 5–8 оно употреблено двадцать четыре раза и только два раза в 1:18–4:24) и ясностью темы и построения, описанным выше. В этих главах (5–8) звучит эхо одного вопроса, возникающего из некоего несогласия между учением Павла о том, что человек оправдывается перед Богом, как только обретает веру в Иисуса Христа, и библейской истиной, что нас все равно ждет день Божьего суда. Как же две эти истины соотносятся друг с другом? Могу ли я быть уверен, что если я уже оправдан верой, то это как–то поможет мне в день суда? На этот вопрос Павел со всей определенностью отвечает «Да!»: Мы… хвалимся надеждою славы Божией» (2б), а надежда не постыжает (5а). В этой убежденности заключена суть данного отрывка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

См. прим. 8 и 9 к Слову о смерти. 59 Добротолюбие, ч. 2. Преподобного Исихия, гл. 1, Преподобного Филофея Синайского, гл. 16. [Ссылки везде приведены по церковнославянскому Добротолюбию.] Это учение встречается у весьма многих Святых Отцов. В некоторых русских переводах сила твердости названа раздражительностию; но раздражительность, как и ожесточение, и малодушие, суть болезненныя состояния этой силы, или характера. 60 Точное изложение Православной веры, книга 3, гл. 18 61 Иеросхимонах Серафим Саровский. 62 Молитва архиерея во время Херувимской песни. 63 Очевидно, что при атмосферных наблюдениях человек-наблюдатель служит центром наблюдений, а центр наблюдений всего человечества — земля. Область наблюдений всего человечества имеет вид шара. Пространства, чем ближе к центру, тем более стесняются и умаляются, а чем более удаляются от него, тем более расширяются и увеличиваются. 64 Точное изложение Православной веры, кн. IV, гл. XII. 65 Там же. 66 Четьи Минеи 24 мая. 67 Определение места на земле для земного рая поставляет защитников этого мнения в такое затруднение, что они принуждены прибегать к другой ложной мысли, именно, что земной рай уничтожен всемирным потопом, Distionnaire Theologique par Bergier, Paradis. 68 Изложение Православной Веры, кн. II, гл. VI. 69 Четьи Минеи 2 октября. 70 Сочинения прп. Григория Синайского по рукописи Молдавского Нямецкаго монастыря. См. прим. 12 к Слову о смерти. 71 Толкование на 23 главу, 43 стих Евангелия от Луки. 72 Рукопись Нямецкого монастыря, гл. 10. 73 Vita 3anctorum Barlaam Eremitae et losaphat Indiae Redis, caput XXX. Partologia tomus LXXIII. 74 Пролог, декабря 7-го дня. 75 Пролог, сентября 11-го дня, и Отечник, буква Е. 76 Четьи Минеи 6 февраля. 77 По этой причине святой Архангел Гавриил изображается с пальмовою ветвию в руке. 78 Четьи Минеи 15 августа. 79 В приведенных здесь повестях мы видим, что райские произрастения, перенесенныя на землю, переходили, по мановению Божию, из тонкого состояния в состояние более грубое, чтоб соделаться способными к действию на наши чувства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3184...

62 Начиная с 4-й главы и до конца 8-й Стифат вольно цитирует 47-ю главу («О двух природах») «Изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Гл. 4 ср. с: Jo. Dam. Exp. fi d. 47:2–10 (ed. B. Kotter, TLG 2934/4); гл. 5=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:10–16, 25–28; гл. 6=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:30–36; гл. 7 ср. с: Jo. Dam. Exp. fi d. 47:36–49; гл. 8=Jo. Dam. Exp. fi d. 47:50–70 (ср. рус. пер.: Бронзов 1894 (r1992). С. 195–200). 65 У Стифата опущено окончание фразы Дамаскина: «ибо она не сложена из Божества и человечества» (рус. пер. цит. по: Бронзов 1894 (r1992). С. 196). 68 Конец данного предложения, более полный у Дамаскина: «не ипостаси Его имя, но единой природы», – был восстановлен грузинским переводчиком (ср.: «постижение не ипостаси Его, а единой Его природы» G). 69 Стифат, свободно цитируя «Изложение веры», привел в качестве примера апостолов Петра и Павла, которые неоднократно упоминались Дамаскиным для уяснения различия между ипостасью и природой в разных сочинениях. Ср.: Jo. Dam. Exp. fi d. 8:223–230; 52:10–12; De haer. 83:104–106 etc. < BV > 75 Прп. Никита более точно повторяет уже цитировавшийся (§ 6) отрывок из «Изложения веры» (Jo. Dam. Exp. fi d. 47:70–74), который заканчивается известной богословской формулой св. Льва Великого : «Одна из них [sc. природ] сияет чудесами, другая подпадает поруганиям» (Leo M. Leo M. Tractatus 54:35//Series Latina 138A. A. Chavasse, 1973). 80 Выражение «в шкуре овцы» – как показывает расширенный поиск по TLG on line – в святоотеческой письменности (включая поздних авторов XIV и XV вв.) чаще всего использовалось в отрицательном смысле с аллюзией на евангельский стих ( Мф. 7:15 ), в котором обличалось фарисейское лицемерие. Единственное место, где «шкура овцы», как и у Стифата, обозначает человеческое естество, воспринятое Спасителем, удалось найти у прп. Неофита Затворника, известного кипрского духовного писателя XIII в. (Neoph. Incl. Lib. catechesium 2, 33:16. Ed. P. Sotiroudis. TLG 3085/7). 82 В «Гимнах», а также в других сочинениях прп. Симеона Нового Богослова при описании явлений Божественного света неоднократно говорится об «умопостигаемом солнце» и об испускаемых им «лучах» (например, Sym. Neoth. Hymn. 12:59–60; 15:48–52; 21:8. Ed. A. B. Kambyles. TLG 3116/2, см. особо Hymn. 23). Наиболее близкая параллель содержится в шестом нравственном слове Симеона, где упомянуто о сиянии солнца в связи с бесстрастностью Божественной природы, а также тех святых, которые достигли обожения (Sym. Neoth. Eth. 6, 1:192–216. Ed. J. Darrouzès. TLG 3116/8). Впоследствии Андрей Ливадинос (XIV в.), хартофилакс Трапезундской митрополии, в «Исповедании веры» для доказательства бесстрастности Божественной природы, соединившейся с человеческой, использовал аналогию с солнечным «лучом» и «растением» (Andr. Libad. Professio religionis L. 112–116. Ed. Lampsides. TLG 4379/2). Так же как и Стифат, он ссылался на прп. Иоанна Дамаскина и свт. Григория Богослова (L. 123–134 passim).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

    Отдел из 30—33 глав заключает в себе пророчества утешительные, предвозвещающие будущее спасение еврейского народа, восстановление Сиона (30 гл.), дарование нового завета и построение нового Иерусалима (31 гл.), возвращение евреев в Палестину (32 гл.), утверждение дома Давида в теократически-мессианском служении (33 гл.). Из такого пророчественного, явно богодухновенного, содержания этого отдела понятны усилия критиков заподозрить его подлинность и неизменность. Вторым поводом для критических сомнений служит сходство этого отдела с так называемыми у критиков «псевдо-Исаиевыми» речами, особенно с 40—66 главы. Оба эти повода и довода, кажется, не заслуживают с нашей стороны опровержения.    Критики, далее, находят «очень странным» пророчество об умножении левитов (Иер.33:18, 21); находят якобы речь о самарянах (33:24) и сходство с пророчествами Захарии (Иер.31:7, 33 ­­ Зах.8:7). Из всех этих доводов несколько сносным можно бы счесть второй, если бы действительно говорилось о самарянах. Но стих читается так: не видишь ли, что народ этот говорит: «те два племени (или колена), которые избрал Господь, Он отверг» и через это они презирают народ Мой (Иер.33:24). Очевидно, речь о самарянах может здесь видеть только человек, желающий это видеть, не соображаясь с текстом. Против приведенных и имеющих быть приведенными доводов, нужно указать на сходство этого отдела по мыслям и языку с речами Иеремии. Так, основная утешительная мысль этих пророчеств, о возвращении из плена и спасении еврейского народа и прославлении Иерусалима, раскрывается Иеремией в 3 главе (особ. 12—19 стт.); обетования о доме Давида (Иер.30:3; 33:21—22) в 23 главе (5—6 стт.). Множество сравнений, картин, образов, сходны в этих главах с употребительными у Иеремии: от страха люди уподобятся родильнице, руки опустятся, колена задрожат (Иер.30­­ 6:24); Господь возлюбил Израиля вечною любовию, как свою невесту (31­­ 2:2); осквернение дома Господня «мерзостями» языческими (32­­ 7:11—30). Замечательна упоминаемая здесь поговорка: «отцы ели кислое, а у детей на зубах оскомина» (Иер.31:29). Она, за этот же период, упоминается Иезекиилем (Иез.18:2). Стало быть эти мнимо-спорные главы носят ясные следы эпохи Иеремии. Такие же несомненные следы носят Иер.30:14—16; 31:21; 32:1—5:7—16; 33:1—5, так как содержат прямые указания на события в жизни Иеремии. Иер.31цитирует евангелист Матфей (2:17), как «пророчество Иеремии.» По плану сходны обозреваемые пророчества с 3-й главой и с пророчествами 23:5—6. В речи Ездры (Неем.9:6—36) видят знакомство с 32:17—41.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010