Увы, исторически этого чуда с Израилем, с северным десятиколенным царством не произойдет. Неверная жена (Израиль) не воротится к своему мужу (YHWH). Но пройдут поколения, и о необходимости обновления завета, восстановления отношений с Богом начнут твердить пророки южного, Иудейского царства. Заключение нового союза, Нового Завета будет уже не метафорически, как у Осии, а прямо предсказано через полторы сотни лет после него иудейским пророком Иеремией: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской: тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» (Иер 31:31-32).  А еще через несколько веков этот завет будет заключен, причем уже не только с израильским народом, но со всем человечеством, когда на Тайной вечере Посланник Завета (ср. Мал 3:1) и Мессия произнесет: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14:24.Ср. параллельные места у Мф и Лк); «Сия чаша есть новый завет в Моей крови» (1Кор 11:25). Новый завет – новая кровь, ибо нет завета без пролития крови. …Я увлеку ее… Неверная жена должна быть выгнана навсегда, с полным лишением всех прав. Но муж по-прежнему любит ее сильной, безрассудной, первой любовью, и посему у него возникает план, как вернуть себе возлюбленную. Русский Синодальный перевод здесь смягчает: увлеку ее, хотя в еврейском тексте говорится: соблазняю ее. Именно это означает глагол в биньяне piel (впрочем, как и в других биньянах): «Если соблазнит () кто девицу необрученную и переспит с нею…» (Исх 22:16); «Сын мой! если будут склонять тебя () грешники, не соглашайся» (Притч 1:10); «Если сердце мое прельщалось () женщиною…» (Иов 31:9) и др. Ср. также Суд 14:15; 16:5 и Иер 20:7. LXX: πλαν, заставлю блуждать, или собью с пути. Vulgata: lactabo,  приманю. Церковнославянский перевод: соблажню. Архимандрит Макарий (Глухарев): убежду; Андрей Десницкий: очарую; перевод РБО: выманю.

http://bogoslov.ru/article/4784932

Человекообразие (антропоморфность) ветхозаветных изречений о Господе принимает иногда крайне яркие формы. Господь то раскаивается, то скорбит в сердце Своем ( Быт. 6:6 ), то терпеть не может и тяжело Ему нести ( Ис. 1:13–14 ). А здесь, взирая на возлюбленную Свою, на народ Свой, Ягве говорит: Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют меня . Красота истинного народа Божия покоряет и волнует Его. В Нем «волнение любви»! Макарий (Глухарев) переводит даже: «Отклони от Меня очи твои, ибо они поборают Меня», как некогда Иаков в ночной борьбе «Бога победил». Святые покоряют Господа, Он не может противиться им. Так Господь сказал Аврааму: «Утаю ли Я от Авраама, раба Моего, что хочу делать!» ( Быт. 18:17 ). Нет! Не утаит! Господь «покорен и взволнован» верой Авраама! А в славянском переводе – яко тии воскрилиша Мя. Господь «окрылен» от взгляда очей святых Своих. Далее следует описание Невесты (ст. 6:6–7), вполне соответствующее 4:1–3 и нами уже изъясненное. Упоминаются ее волосы, зубы и ланиты. А вот новое сравнение. Царственный Жених восклицает: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Здесь имеется явно указание на царство Соломона в великолепии его в начальный период царствования его, так как число жен и наложниц еще намного меньше того, которое будет у него впоследствии. Иносказательно под царицами, наложницами и множеством девиц можно разуметь языческие народы. Много у этих народов царственного ( царицы ), вожделенного ( наложницы ) и по естеству природы прекрасного ( девицы ), но единственная – она, голубица Моя, чистая Моя – один только народ избрал Ягве. Только в нем, во святом Израиле, был Дух Его, посему и народ сей – голубица Его . Только от сего народа, подобно голубю, воскрылялась чистая молитва Богу, очищая тем народ. Чистая Моя – говорит о нем, взирая на него, Господь. Народ Израильский, по сравнению с другими, был очищен Божественным Законом. «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, – ибо вы малочисленнее всех народов, – но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» ( Втор. 7:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

что благо­словляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небес­ные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих... 600 . О земле Ханаанской и городах ее сказал Ягве праотцу Исааку: Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии, и исполню клятву Мою, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему 601 . И вот настало время дать народу Божьему землю по клятвенному обетованию, данному коленам. Иисус Навин с воинством Израилевым всту­пил в землю Ханаанскую. И Господь потоками силы Своей рассек перед ним землю. Или, как точнее переводится этот текст: Реки источила земля (перевод прп. Макария Глухарева). И еще ярче в переводе Jerusalemer-Bibel: Du spaltest die Erde, u es brechen Ströme hervor. По-русски, буквально: «Ты раскалываешь землю, и вырываются потоки». Земля хананейского нечестия трещит, раскалы­вается на двенадцать частей, по числу колен Израилевых, и из нее вырываются потоки Божии. Пришло время правды Божией и исполнения божественных клятв, данных чрез отцов народу Божию. Божьи потоки рассекли землю Хана­анскую. Завершились брани Ягве Бога, состарился Иисус Навин, и сказал ему Господь: Раздели же ее (Землю Обетованную) в удел Израилю, как Я пове­лел тебе 602 . Это и стало последним деянием вождя Израилева. Прошли века. Над просторами Халдейской империи разливаются звуки песни иудейского пророка Аввакума. Когда грубая сила халдеев и нечестие их не знали сопротивления себе, пророк видел, как обнажает лук Свой Бог Израиля и как, по клятвенным обещаниям Его, взбухает земля, полоненная нечестивыми, и уже вырываются наружу потоки правды Божией. И еще пройдут века. Вскроется первая печать судеб домостроительства Божия, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он победоносный, и чтобы победить 603 . Христос-Всадник на белом коне, и в руках Его лук Евангельской пропо­веди. Время прийти правде Царствия Божия на земле. Он вышел в терно­вом венце победоносный, и чтобы победить всякую неправду и всякое зло на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После грубой, хотя и обычной в то время выходки вяземского педагога, отец М. Глухарева отдал сына 1 сентября 1800 г. в смоленскую духовную семинарию, и он таким образом вышел из непосредственного влияния семьи. Нет нужды говорить, как далеки были от педагогического идеала духовные школы того времени. В частности, о смоленской семинарии можно найти любопытные страницы в книге г. И. Сперанскаго 9 . Можно, однако думать, что М. Глухарев был помещен не в общежитии, а на частной квартире в доме какого-нибудь благочестивого семейства, которое могло умерить всю силу вредного влияния на мальчика дурного товарищества и школьной обстановки. В Смоленске М. Глухарев учился до 1813 г., когда должен был закончить полный семинарский курс. В сущности, учение прервалось раньше: по случаю наполеоновского нашествия семинаристов распустили по домам 11 июля 1812 г. 10 Вновь началось учение только в первых числах сентября 1813 г., но уже 16 числа М. Глухарев был назначен учителем латинской информатории, т. е. того класса, в котором изучались этимология латинского языка, правописание и чистописание. Из семинарии М. Глухаров вынес знание языков латинского, французского, немецкого и еврейского, богословия, истории, географии, арифметики, латинского и российского красноречия. Вступая в должность учителя, М. Глухарев имел уже за собой и некоторый педагогический опыт. По закрытии семинарии в 1812 г., он в Тверской губернии обучал детей одного помещика, вероятно из вяземских, причем, вращаясь в светской среде, перенял те светские манеры и ту благовоспитанность, которыми после выделялся из толпы товарищей-студентов петербургской академии. Учителем информаторского класса М. Глухарев был недолго, и, по свидетельству аттестата, «в сей должности находясь, исправлял оную препохвально и вел себя по жизни честно»; вместе с другими учителями сказывал положенные проповеди . Когда, по синодальному указу 22 мая 1814 г., потребовались и из Смоленской семинарии студенты для образования второго курса Петербургской академии, то 4 августа, по резолюции смоленского преосвященного, вместе с студентом Захарией Смирягиным был отправлен и учитель Глухарев, причем правление семинарии на экипировку их и путевые расходы издержало 565 р. 30 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Так это или нет, взаимные отношения ректора архим. Филарета и студента М. Глухарева заставляют остановиться на них подольше, потому что они глубоко отразились на последнем и прошли красной нитью чрез всю его жизнь. Благочестивый, скромный и благовоспитанный и в то же время крайне живой, подвижный и несколько восторженный 16 , М. Глухарев сразу привлек к себе внимание ректора Филарета, который с своей стороны произвел такое сильное впечатление на юношу, что всецело покорил его себе. Сам Глухарев после сознавался, что с поступления своего в академию отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы. Как-то, нуждаясь в деньгах, М. Глухарев вздумал продать бывший у него редкий и дорогой экземпляр еврейской Библии с немецким переводом, с тем, чтобы купить издание подешевле. Но, спрошенный о совете, Филарет не благословил этой операции. Тем не менее Глухарев, спустя некоторое время, уже пред самым выходом из академии, продал Библию на базаре. Но этот поступок подверг его таким мучениям совести, не дававшим ему покоя ни днем, ни ночью, – что он отправился искать свою книгу. Не найдя ее, купил Библию другого, не менее редкого издания, с которой уже никогда не разлучался 17 . Ректор Филарет старался не только обуздать в М. Глухареве своеволие, но и смягчить и сгладить некоторые недостатки его характера – вспыльчивость, раздражительность, нетерпеливость и развить противоположные им качества – терпение, кротость, смирение. Этого ректор достигал строгим, даже жестким отношением к разным промахам и оплошностям Глухарева, – суровыми взысканиями, сильными выговорами, отказами и намеренной медлительностью в исполнении его желаний. – Полагают, что М. Глухарев, благодаря Филарету, не увлекся тем мистицизмом, который тогда был модным направлением в Петербурге и проник даже в стены духовной академии. Мистические идеи об озарении от св. Духа, о возрождении и преобразовании по внутреннему человеку до обожествления или точнее до полного слияния с Божеством, не чужды были благочестивой душе М.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

1) Archimandrite Spiridon, Mes missions en Sibérie. Souvenirs d’un moine orthodoxe russe. Paris, 1950. Качества характера Глухарева – подвижность и восторженность –повредили ему отчасти при окончании академии: строгий ректор не поставил его в число первых учеников, а отодвинул его пониже, для развития в Глухареве «смирения», как выразился Филарет. Однако это не помешало тому, что Глухарев в своей дальнейшей жизни сохранил лучшие чувства к Филарету и всегда обращался к нему за советом при тех или иных трудностях своей миссионерской карьеры. Еще на студенческой скамье Михаил интересовался мистической литературой александровского времени. Однажды он был даже на собрании кружка Татариновой, но вынес оттуда самые отрицательные впечатления. Из писем позднего времени можно заключить, что Глухарев в эти годы познакомился с книгой Арндта «Об истинном христианстве», которую он очень ценил и советовал другим ее читать. Известно, что эта книга имела в конце XVIII и начале XIX вв. большое распространение среди русского духовенства. Ее очень ценил, например, св. Тихон Задонский , и в некоторых его сочинениях можно заметить влияние Арндта. В те же годы, еще студентом, Глухарев часто думал о принятии монашества, как средства обуздания своего подвижного и восторженного характера. Летом 1817 года Михаил окончил академию и был назначен инспектором и преподавателем Екатеринославской духовной семинарии. Служба здесь принесла ему много трудностей, так как у него возникли столкновения с епархиальным архиереем Иовом Потемкиным. Это был в полном смысле слова «епархиальный владыка»: строгий, требовательный, властный в отношении подчиненного ему духовенства, резкий на словах и вспыльчивый в делах. Иов требовал безусловного подчинения своим требованиям и епархией правил он по стародавним обычаям. Но и Глухарев не склонен был преступать некоторые законные требования по управлению семинарией, стоя на точной букве закона. В частности, из-за денежных отчетностей приходилось ему спорить с Иовом, который чувствовал себя этим оскорбленным в своей «епископской чести».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Глухарев придавал обыкновенно большое значение, повлияли на него так, что 29 янв. 1818 г. он подал местному преосвященному прошение о пострижении. Екатеринославскую кафедру занимал тогда (с 1812 г.) архиеп. Иов Потемкин 18 , двоюродный внук знаменитого временщика, обладавший характером властным и суровым. По изображению прот. И. Герболинского, «вид и взгляд его был суров, глаза затенялись густыми черными бровями, голос был сильный и резкий, характер от природы чрезвычайно горячий и вспыльчивый, а потому при малейшей неисправности или сопротивлении ему, он выходил из себя и делал поступки самые неприличные, несмотря ни на какое время и место». И по свидетельству о. Макария, «в епископском служении Иова господствовала сила яростная (термин святоотеческий), отсекающая и отметающая всякую нечистоту, разрушающая всякое бесчиние и истребляющая всякое зло. – Отличительным свойством преосвященного в управлении и действии на подчиненных была строгость. К чему он ни прикасался по должности, все начинало гореть, и горело, доколе не сгорало что-нибудь своевольное и беспорядочное. Гордость, которую иные уважают в других, дабы и в них ее уважали, и которой начальствующие иногда не беспокоят в подчиненных, боясь сами беспокоиться, гордость в церковниках была первым врагом его, с которым он боролся всею крепостию своего духа. – Гневом Божиим вооружаем был преосв. Иов против гордости своих подчиненных» 19 . Тяжесть ударов архиеп. Иова М. Глухарев испытал лично на себе, ибо, по собственному сознанию, грешен был гордостью вообще и гордостью ученой... Вероятно, задатки этого порока лежали в природе его и затем пустили ростки под влиянием учебных его успехов и успехов в борьбе с плотскими похотениями. В Екатеринославе же это чувство самоправедности и довольства собой возросло еще больше, благодаря служебному положению и отношениям. Когда М. Глухарев окончил академию, совершалось преобразование по новому плану (1808 г.) части духовных школ, в том числе екатеринославской семинарии. Обновлялись штаты и на упразднившиеся в последней места были назначены преподавателями четыре вновь окончившие студента петербургской академии: Глухарев, Кутузов, Наумов и Цветков.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С. 212. Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальником Алтайской духовной миссии. М., 1860. Ч. 1. С. 94–95. Цит. по: Нестеров. С. 156. Макарий (Глухарев) . Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры... С. 239. Кочетков Г., свящ. Крещение Руси и развитие русской миссии//Вестник  РСХД . 1989. 156. С. 33. Нестеров С.В. Словом и житием наставляя: Жизнь и труды преподобного Макария Алтайского. М., 2005. С. Макарий (Глухарев) . Мысли... С. 254. Макарий (Глухарев) . Мысли... С. 239. Макарий (Глухарев) . Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры... С. 356–358. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 191. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 4 мая 2020 10 10 января 2020 10 4 мая 2020 10 10 января 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.

http://bogoslov.ru/article/6171242

К концу августа съехалось в Петербургскую академию 47 человек и все они после экзамена, произведенного 1–2 сентября, были приняты, хотя некоторые из них оказались недостаточно подготовленными. В деле внутреннего правления академии за 25 (1814 г.) имеются записи студентов, желавших изучать специальные предметы. М. Глухарев записался на еврейский язык (в числе 18) и на историю с географией (в числе 34). Французского с немецким он не пожелал изучать, – вероятно потому, что основательно знал их; не записался он также на математику и физику, в чем после раскаивался. Поселен он был в «камаре» 13. В академии М. Глухарев с самого же начала занял одно из видных мест иго благонравию и прилежанию. В ежемесячных списках, представлявшихся инспектором академии правлению, он фигурирует то на 7 месте (считая 6 «старших») – в числе студентов «поведения и нравов очень хороших»; то на 9 (считая 5 «старших»), как человек «отлично прилежный, чистосердечный, молчаливый и кроткий» (так аттестованы только двое); то 11, как «весьма кроткий и прилежный»; то 1-ое. С января 1815 г. по август он аттестуется как «отлично благонравный» и в годичной ведомости занимает первое место 11 . Благодаря же своему прилежанию и дарованиям, Глухарев признается и со стороны преподавателей отлично успевающим и отмечается высшим баллом. Только по греческому языку успехи его обозначены термином mediocriter и он поставлен седьмым от конца 12 , быть может потому, что греческого языка в семинарии он не изучал. Особенно хороши были письменные работы М. Глухарева, вызывавшие одобрение даже со стороны такого строгого критика, каким был ректор архим. Филарет (Дроздов) : его «прекрасно», «превосходно» очень часто встречаются на академических сочинениях Глухарева, хранящихся доныне в библиотеке московской дух. академии 13 . Общий же итог занятий М. Глухарева за все три года академической жизни 14 выразился в том, что он окончил курс (18 июля 1817 г.) 10-м магистром. Правда, существует предание, по которому за М. Глухаревым профессорами было признано первое место, но в конференции превозмогла мысль ректора Филарета, который, развивая в нем смирение, полагал за лучшее понизить его в списке студентов 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

31]. Михаил не скрывал своей готовности жениться, и ему даже сватали одну «достойнейшую девицу» 13. С. 788]. Но его не занимало светское общество, к тому же два вещих сновидения, которые он воспринял как указание свыше, так повлияли на него, что он подал прошение о пострижении 8 . Вместе с Михаилом в Екатеринославскую семинарию были направлены еще три выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, однако Глухарев, в отличие от них, кроме преподавательской должности (профессора церковной истории и немецкого языка) получил еще и инспекторскую. Именно ему, по всей видимости, было поручено ввести в семинарии новый устав, и он говорил речь при открытии преобразованной семинарии. Кроме того, архиепископ Екатеринославский Иов (Потемкин) вскоре назначил его ректором уездного и приходского духовных училищ. Приступив к своим обязанностям, Михаил Глухарев сразу же энергично принялся за дело. Но уже первые шаги на пути ответственного служения Церкви показали ему, насколько тернист этот путь. Вскоре он убедился, что реформа мало изменила сам дух заведения и нисколько не улучшила положения ни преподавателей, получавших крайне скудное, почти нищенское содержание, ни учащихся, которые по-прежнему жили на квартирах, разбросанных по всему довольно большому городу, что создавало немало неудобств в надзоре за ними. «Тогдашние начальники семинарии, – сообщали «Екатеринославские Епархиальные Ведомости», – своим личным отношением... как будто нарочно старались держать в черном теле подчиненную им учительскую корпорацию» 8. С. 116]. Получая за свои труды несоизмеримо малое вознаграждение, многие из преподавателей совершенно охладевали к своему делу и доходили до унизительных отношений с начальствующими и родителями учеников. Всякого рода дары и подношения учителям были делом обычным и не считались грехом. В такую среду попал магистр Михаил Глухарев. Бескорыстный, исполнительный и честный, Михаил Глухарев мало был похож на сослуживцев. Мягкий по натуре, он чуждался всякой грубости и в общении с воспитанниками придерживался тона самого дружелюбного и сердечного – при том что в отношении их обязанностей был строг и взыскателен.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010