Лавров прислал Непряхиной Лествицу напечатанную в русском переводе 218 , но не видно, в Макариевском ли. Из ее писем знаем, что труд о. Макария после его смерти попал к А. П. Жедринской. Дальнейшая судьба его перевода раскрывается в письмах другого Макария, подвижника оптина-козельского монастыря. 20 февр. 1850 г. он писал кому-то о работах ученой братии монастыря: «Книгу св. Иоанна Лествичника мы теперь пересматриваем в переводе о. Макария, бывшего болховского архимандрита, с Паисиевскою, дошли до половины 15-й степени; а что мы с тобою просмотрели, то надобно вновь пересмотреть: мы теперь держимся, как можно ближе, старца Паисия и уже не чистим, а просто карандашом зачерняем и пишем»... В том же году он сообщил: «Не имею времени сам заняться и прочитанием книги св. Иоанна Лествичника , Макариева перевода. Теперь Лествицу прочли, но не всю; начало и конец еще не прочтены, а только одна Лествица. 30 степеней, которую H. А. переписывает, а ту 219 неудобно было исправить, очень много было перемен, соображаясь с переводом старца Паисия. Мы прежде было чистили кое-что, так как и с тобою делали, но после всего вновь перечитали и карандашем, где марали, где писали. По переписке карандаш может вычиститься, и книга останется так, как была у о. Макария, кроме первых степеней, которые почищены. Но у нас еще родилась мысль: так как печатная Лествица 220 имеет слог литературный, весьма приятный и полуславянский, к которому наши слухи привыкли и сроднились, но только нет правильности в переводе ни с Паисиевою, ни с Макариевою, ни с Игнатиевою, ни со старинною 221 : то мы хотим, соображаясь с правильными переводами, исправить смысл тем же слогом, каким она и напечатана. Нам не для издания, но для себя»... 222 – Из «Писем» архим. Макария Глухарева видно также, что он в Сибири продолжал заниматься и словами Феодора Студита и с ними, равно как с Исповедью блаж. Августина, не расставался и в своей поездке в Петербург в 1839–40 гг. 177 и стр. 399). Перевод слов Феодора Студита , посланный оттуда архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Эта запись относится к эпохе самого начала издательского дела Скита, и, прочтя ее, понимаешь, что вот и эта сторона скитской жизни была необходима для успеха предпринятого начинания. О сестре Ивана Васильевича Марии Васильевне Киреевской (f 1859) нет прямых указаний относительно участия в издательстве. Но она лично знала и очень высоко ставила отца Макария, а в описании некоторых комплектов рукописей елагинского архива (Рукописный отдел Ленинской библиотеки) сказано, что в них имеется громадное количество записей и выписок из святоотеческой литературы, произведенных рукою или Марии Васильевны Киреевской, или Авдотьи Петровны Елагиной, а также отдельных святоотеческих книг, переписанных ими же (Максим Исповедник, Иоанн Лествичник, авва Фалассий)[ 56 ]. Очень возможно, что эти выписки и эта переписка книг были использованы через Ивана Васильевича в издательстве. Мария Васильевна была необыкновенным человеком, как и ее братья. Недаром Герцен в ноябре 1842 года писал в своем дневнике: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских»[ 57 ]. Мария Васильевна оставалась девушкой всю свою недолгую жизнь, не уходя в монастырь, хотя всю жизнь стремилась к нему. В «Дневнике» 40–х годов Поповой есть такая запись: «Боюсь, не думает ли Марья Васильевна в нынешнем году идти в монастырь. Давно она уже стремится туда»[ 58 ]. В воспоминаниях Марии Васильевны Елагиной (дочери В.А. Елагина – брата М.В. Киреевской по матери) о ней говорится, что она была очень богомольная, кроткая, похожая на княжну Марью в «Войне и мире». Бартенев о ней пишет, что она была отлично образованная, окончившая чистую жизнь в трудах и духовных подвигах. «Она собственноручно, – добавляет он, – переписала два раза весь перевод Библии, сделанный с еврейского алтайским миссионером (а позднее архимандритом Волховского монастыря) Макарием (Глухаревым), – перевод, ныне напечатанный, но в то время запрещенный цензурой»[ 59 ]. Архимандрит Макарий переводил не только Библию. В одном письме 1850 года старец Макарий Оптинский пишет: «Книгу святого Иоанна Лествичника мы теперь пересматриваем, перевод отца Макария (бывш[его] архимандр[ита] Болхов[ского]) с Паисиевым, дошли до половины 26 степени (ступени. – С. Ф.)… Мы теперь держимся как можно ближе старца Паисия»[ 60 ]. Переписчица Библии в переводе болховского Макария, наверное, переписывала и его перевод Лествичника и других Отцов, что способствовало работе оптинского издательства.

http://bogoslov.ru/article/6192466

Макарий – архимандрит, настоятель Волховского Троицкого монастыря, миссионер, основатель и первый начальник Алтайской духовной миссии. 8 ноября 1792 † 18 мая 1847. В мире Михаил Яковлевич Глухарев. Родился в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника. Окончил Вяземское духовное училище, Смоленскую семинарию и Петербургскую духовную академию, когда ректором там был митрополит Филарет, взявший Михаила под свое духовное водительство. В 1817–1821 гг. служил в Екатеринославе и Костромской духовной семинарии. В 1821 г. пострижен в монашество и посвящен в иеродиакона и иеромонаха. В 1824 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В 1825 г. уволился на покой в Киево-Печерскую лавру, а оттуда перешел в Глинскую пустынь. В 1829 г. стал во главе новоучрежденной Сибирской миссии, которой управлял 15 лет, просвещая Алтай. В 1844 г. назначен настоятелем Троицкого Болховского монастыря. О. Макарий всю жизнь трудился над русским переводом Библии , который вышел в свет уже после его кончины. – 68, 134, 258. Макарий – схимонах Оптиной пустыни. 1795 † 5 мая 1869. В мире Матфей Яковлевич Грузинов. Из петербургских купцов. Мать его, принявшая постриг с именем схимонахини Мелании, была благотворительницей Оптиной Пустыни. В монашество (в схиму) пострижен в Александро-Свирском монастыре 24 октября 1826 г. В братство Оптиной Пустыни определен по прошению 12 августа 1829 г. Ученик старца Льва, вместе с ним перешел в Оптинский скит в 1829 г., был келейником старца до его кончины. О. Макарий был хорошим чтецом, всегда читал канон на келейных бдениях у старца. По благословению о. Льва писал портреты, правда, не очень искусно владел кистью. 16 января 1849 г. отправился без благословения старца в Козельск, из-за вьюги сбился с дороги, потерял сапог и сильно обморозил ногу, после чего долго болел. В болезни отказывался от медицинской помощи и благодушно терпел страдания, считая их наказанием за самочиние. 14 августа 1850 г. по неизлечимой болезни исключен из штата монастыря. – 99.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вскорости после того родители мои решились отпустить меня, хотя и с великою скорбью, и взяли для меня увольнительное свидетельство. Собираясь выбыть из Болхова, я обратился к подвизавшейся там схимнице м. Глафире, старице высокой духовной жизни, и просил у нее рекомендательного письма к кому-либо из старшей братии в Богородичной Площанской пустыни. Она написала для меня письмо тамошнему старцу о. иеросхимонаху Иосифу. И тогда я отправился туда в сопровождении моего товарища и был там принят в июле 1850 года. Там я проходил разные предварительные послушания в течение двух лет. Потом поставили меня на правый клирос, и я был канонархом. Также был я посылаем из монастыря с чудотворной Иконой Казанской Богоматери в г. Севск и окрестные села. На 30-м году жизни я был пострижен в монашество в 1858 году, посвящен в иеродиакона в 1861 году, в иеромонаха, Преосвящ. Епископом Поликарпом. в 1864 году. В 1865 году я был утвержден в должности Благочинного монастыря. В 1868 г. я был перемещен в Болховский Троицкий монастырь и в 1869 г. был утвержден там в должности казначея. В 1871 г. я был перемещен в Карачевский Одрин монастырь настоятелем, в 1872 году возведен в сан игумена, в 1873 году награжден золотым наперсным крестом. Моим старанием, при помощи Божией, в этом монастыре выстроены новая колокольня, трех-престольная церковь и церковь трапезная, возобновлены прежние и поделаны новые серебряные ризы на чудотворные Иконы Святителя Николая Чудотворца, Божией Матери Споручницы грешных и Утоления печали, и вообще монастырские храмы Божии изящно благоукрашены. Трапезную церковь освящал Преосвященнейший Епископ Макарий, а большую – Преосвящ. Епископ Ювеналий в 1880 г. Произведены были мною по монастырю и другие постройки. В 1880 г. я был Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3-й степени. В том же году я был перемещен Настоятелем в Мценский Петропавловский монастырь. В 1885 году Преосвящ. Епископом Симеоном возведен в сан архимандрита и в том же году назначен Благочинным монастырей Орловской епархии, от каковой должности по собственной просьбе был уволен в 1891 году и получил благословение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Николая I. В Западной Сибири первая правильно организованная миссия открыта была в 1828 г. по почину тобольского архиепископа Евгения (Казанцева), правившего с 1825 по 1831 г. Во главе миссии был поставлен архимандрит Макарий (Глухарев), бывший ректор костромской семинарии, весьма верующий и беззаветно преданный просветительной работе. Местом миссии был избран Алтай, страна еще не початая христианством. Населен был Алтай татарами, калмыками и др. дикими инородцами, большею частью язычниками. Макарий явился туда в 1830 г. и основался в Улале, но отсюда каждогодно делал, не зная устали, разъезды по всей стране. Быстро ознакомившись с алтайским наречием татарского языка, он составил его словарь и много необходимых для просвещения инородцев переводов. Сердечный и любящий, он был для своих духовных чад и учителем, и врачем и воспитателем детей, и ходатаем пред властями, и общим благодетелем. Оклад миссии был небольшой, но он сумел найти для нее богатых жертвователей в Тобольске и Москве, и все денежные средства свои, даже полагавшийся ему особый магистерский (ученый) оклад употреблял на вспомоществование новым христианам. В 14 лет им приобретено было для Церкви 675 душ, устроено три миссионерских стана с 2 церквами и 1 часовней. В деле миссии Макарий более всего рассчитывал на могущественное действие православного богослужения. Им устроены были также улалинское училище, женская благотворительная община, больница и созданы для новообращенных несколько оседлых поселений. В 1844 г., по совершенному расстройству здоровья, он удалился в Болховский мон. на покой, успевши дать устройством своей миссии прекрасный образец для других миссий. Скончался арх. Макарий в 1850 г. (Знаменский). Дело его было успешно продолжено его сотрудником и преемником, прот. Стефаном Ландышевым, окончившим нижегородскую семинарию, и последующими начальниками миссии, в особенности архим. Владимиром (Петровым), одним из выдающихся русских миссионеров (1828-1897). Сын простого донского казака, он окончил Киевскую дух.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

молдаво-влахийских иноков. Старец Василий жил в скиту Пояна-Мэрулуй, или Мерлорполянах («Яблоневая поляна»), в Валахии. Сам отец Василий (Кишкин) на протяжении 10 лет пребывал в Глинской пустыни, подвизался в устроении обители и братии, непрестанно простирал свои моления к Владычице, прося послать в настоятели того, кого Сама благоволит избрать, Которая, услышав «моление раба своего, послала им в настоятели старца из Софрониевой пустыни о. Филарета, мужа достойного и по жизни опытного». Назовем наиболее известных подвижников этой линии: монах- старец Феодот ( 1890), прозорливец; Макарий ( 1864), иеросхимонах, прозорливый старец, достигший высокого духовного совершенства; Мартирий ( 1865), великий постник, по неделе не вкушавший пищи и любивший уединение и безмолвие; схимонах Квфимий ( 1866), келейник отца Филарета; Пантелеймон ( 1831). Из отдельных лиц, не принадлежащих к братии Глинской пустыни, но пользовавшихся ее духовным руководством, нам известны: Филарета – игумения уфимского Благовещенского монастыря, ученица Филарета Глинского ; Макарий, архимандрит Алтайской миссии, впоследствии настоятель Волховского Троицкого монастыря, переводчик Библии , прозорливец; Феодосий, духовник Святогорской пустыни Харьковской епархии, ученик отца Филарета; иеросхимонах Иоанн, затворник Святогорской пустыни, ученик отца Филарета; Иоанникий, духовник Святогорской пустыни, целитель бесноватых; архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Николаевской пустыни, ученик отца Филарета, которому преподобный Серафим Саровский за 24 года до назначения предсказал начальствование над иноками; Макария, прозорливая схимонахиня Гамалеевского монастыря Черниговской епархии, духовная дочь старца Глинской пустыни Анатолия; Клеопатра, неумения Севского монастыря, старец Глинской пустыни Анатолий благословил се идти в монастырь и предсказал ей, что она будет игуменией. В настоящее время уже канонизованы духовные чада и воспитанники преподобного Филарета Глинского – преподобные отцы Святогорские: 1 . Преподобный Арсений, архимандрит Святогорский ( 1859); 2 . Преподобный Герман, архимандрит Святогорский (1890); 3 . Преподобный Феодосий, иеромонах Святогорский ( 1850); 4 . Преподобный Киприан, иеромонах Святогорский ( 1874); 5 . Преподобный Иоанн, затворник Святогорский ( 24 августа 1867 года, также в составе Собора Курских святых). Они прославлены в составе Собора святых, «иже во Святых Горах на Донце просиявших», 12 июля 2008 года в Свято-Успенском соборе Святогорской лавры. Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, прославлен ранее, в 1995 году. Память Собора Святогорских святых совершается 11 (ст.ст.)/24 сентября (н.ст.). Также к лику святых был причислен преподобный Макарий Алтайский (Глухарев), который пребывал в Глинской пустыни под духовным руководством игумена Филарета с декабря 1825 года по июнь 1829 года. Его память было установлено совершать 18 (ст.ст.)/31 мая (н.ст.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Живу я здесь единственно для Отечества» Отец Иакинф (Бичурин). Портрет выполнен в 1888 г. художником Н.Янш с литографии В.Теребенева 11 мая 1853 года, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, в Александро-Невской лавре скончался замечательный русский ученый-востоковед, основоположник отечественной синологии монах Иакинф (Бичурин), 14 лет проведший в Пекине, возглавляя Русскую духовную миссию в Китае. Миссионерство Русской Православной Церкви имеет многовековую историю, и на этой ниве потрудилось немало великих подвижников земли русской. При этом русские миссионеры были не только самоотверженными, иногда даже ценою собственной жизни, свидетелями своей веры, но и нередко подлинными создателями культуры целых народов. Вспоминаются имена святителя Стефана, епископа Пермского († 1396), архимандрита Макария (Глухарева;1850), святителя Иннокентия (Вениаминова; † 1879), митрополита Московского, просветителя Алеутских островов, Аляски, Камчатки, Якутии и Приамурья. Миссионерское дело в России чаще всего было подвигом отдельных личностей. Освоение Сибири, выход русских промышленных людей на побережье Тихого океана приблизили территории Русского государства к Китаю. Интерес к огромной соседней стране, к развитию с ней торговых связей привел к тому, что уже в 1618 году по приказу тобольского воеводы томский казак Иван Петлин с товарищами первыми из русских людей побывали в Пекине. Они привезли от китайского императора грамоту, которая разрешала русским присылать посольства и вести торговлю в Китае. После этого в течение XVII века из Русского государства в Китай был отправлен целый ряд официальных посольств: Ф.И. Байкова (1654–1658), И. Перфильева (1658), Н.Г. Спафария (Милеску) (1675–1677), Ф.А. Головина (1686–1690). Посольство Ф.И. Байкова было уполномочено добиться торговых связей и упрочения добрососедских отношений между двумя государствами. Но Ф.И. Байков не смог решить поставленных перед ним задач, и основная причина неудачи была не в нем: захватившие в 1644 году китайский престол маньчжуры взяли курс на проведение политики внешней изоляции Китая.

http://pravoslavie.ru/30477.html

Эта запись относится к эпохе самого начала издательского дела Скита, и, прочтя ее, понимаешь, что вот и эта сторона скитской жизни была необходима для успеха предпринятого начинания. О сестре Ивана Васильевича Марии Васильевне Киреевской (f 1859) нет прямых указаний относительно участия в издательстве. Но она лично знала и очень высоко ставила отца Макария, а в описании некоторых комплектов рукописей елагинского архива (Рукописный отдел Ленинской библиотеки) сказано, что в них имеется громадное количество записей и выписок из святоотеческой литературы, произведенных рукою или Марии Васильевны Киреевской, или Авдотьи Петровны Елагиной, а также отдельных святоотеческих книг, переписанных ими же ( Максим Исповедник , Иоанн Лествичник , авва Фалассий ) 326 . Очень возможно, что эти выписки и эта переписка книг были использованы через Ивана Васильевича в издательстве. Мария Васильевна была необыкновенным человеком, как и ее братья. Недаром Герцен в ноябре 1842 года писал в своем дневнике: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских» 327 . Мария Васильевна оставалась девушкой всю свою недолгую жизнь, не уходя в монастырь, хотя всю жизнь стремилась к нему. В «Дневнике» 40-х годов Поповой есть такая запись: «Боюсь, не думает ли Марья Васильевна в нынешнем году идти в монастырь. Давно она уже стремится туда» 328 . В воспоминаниях Марии Васильевны Елагиной (дочери В.А. Елагина – брата М.В. Киреевской по матери) о ней говорится, что она была очень богомольная, кроткая, похожая на княжну Марью в «Войне и мире». Бартенев о ней пишет, что она была отлично образованная, окончившая чистую жизнь в трудах и духовных подвигах. «Она собственноручно, – добавляет он, – переписала два раза весь перевод Библии , сделанный с еврейского алтайским миссионером (а позднее архимандритом Волховского монастыря) Макарием (Глухаревым), – перевод, ныне напечатанный, но в то время запрещенный цензурой» 329 . Архимандрит Макарий переводил не только Библию . В одном письме 1850 года старец Макарий Оптинский пишет: «Книгу святого Иоанна Лествичника мы теперь пересматриваем, перевод отца Макария (бывш[его] архимандр[ита] Болхов[ского]) с Паисиевым, дошли до половины 26 степени (ступени. – С. Ф.)… Мы теперь держимся как можно ближе старца Паисия» 330 . Переписчица Библии в переводе болховского Макария, наверное, переписывала и его перевод Лествичника и других Отцов, что способствовало работе оптинского издательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как и Александр I, он знал неприглядные стороны нашего общественного и государственного быта того временя, воровство, кляузничество, лихоимство, и, как Александр же, полон был мечты о водворений правды, правосудия, честности, довольства: только шел в осуществлении своей мечты другим путем 76 . Глава II. Распространение православия среди инородцев Дело миссионерства в царствование Николая I. – Новые миссии среди инородцев. – Изучение инородческих языков духовенством. – Инструкции миссионерам. – Льготы новокрещенным. – Деятели миссионерства: архимандрит Вениамин Смирнов, архимандрит Макарий Глухарев, преосвященный Нил Исакович , протоиерей Иоанн Вениаминов. – Миссионерские успехи на Кавказе. – Льготы новокрещенным евреям. – Дела заграничных миссий. Из общих распоряжений высшей власти по этому предмету обращают на себя внимание следующие. В 1828 году, когда обнаружились массовые отпадения инородцев от православной Церкви, высочайше утвержденным определением святейшего синода постановлено, чтобы «в тех частях государства», где живут народы, не познавшие христианства», или и обращение, но не достаточно утвержденные в правой вере, были учреждаемы особые миссионеры. После этого и стали появляться особые миссии: в 1830 году в казанской епархия, затем и в других епархиях по Волге: в вятской, пермской, самарской, оренбургской; в Сибири: в 1830 году алтайская, в 1832 году обдорская, в 1833 году бурятская, в 1844 году кондинская – для проповеди среди кондинских остяков, в 1850 году – туруханская в енисейской епархии. А в 1829 и в 1830 году синод обратил внимание на важное значение того, чтобы к новокрещенным инородцам были назначаемы священники, знающие местные языки, причем только собственно говоря и получалась для пастырей возможность наставлять и утверждать свою паству в христианской вере и жизни. Как результат последнего, во многих семинариях заведено было обучение инородческим языкам, а впоследствии, в 1854 году, при казанской академии учреждено даже особое противомусульманское отделение, необходимое для нужд казанского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010