«Исследуйте Писания» ( Ин. 5:39 ). Писанию учили катехуменов, в нем поучались день и ночь, его истолковывали в проповедях и апологиях, лишь им решали «межрелигиозные» и «межконфессиональные» споры, им аргументировали догматические позиции. А когда возникло монашество, монахи изучали его день и ночь. Даже еще в начале V века преп. Кассиан Римлянин , один из первых организаторов монашества на Западе, устанавливает в качестве монашеского «правила» ежедневное шестичасовое (!) изучение Писания 84 . Преп. Кассиан не вводит этим новизны – этому он научился за долгие годы жизни среди египетских монахов. Еще и еще раз Иисус Навин слышит повеление Божие и Его обещание: Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь (1:9). Все дальнейшее повествование книги будет исполнением обетования: никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей… Ты народу сему передашь во владение землю… (1:5–6). Сам Господь будет сражаться за Израиля, Сам Всевышний будет вести Свои войны ( Втор. 9:3 . Нав. 23:3,9. 24:12,18 ). От Израиля требуется только, чтобы «любил Господа Бога.., слушал глас Его и прилеплялся к Нему.., чтобы пребывать… на земле, которую Господь с клятвою обещал… Аврааму, Исааку и Иакову, дать им» ( Втор. 30:20 ). На пороге земли обетованной. Приготовления (1:10–18) Приготовления к переходу Иордана начинаются с указания Иисуса Навина надзирателям: И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал (1:10). Этими надзирателями народа (,ih yruw), уже упоминавшиеся во Втор. 16:18 с судьями (,yupw) и во Втор. 1:15. 20:5,8,9 без упоминания о судьях, были, видимо, писарями, обязанными, среди прочего, производить набор рекрутов в народное ополчение. Возможно, в их задачу входила также инспекция и поддержание дисциплины в войсках 85 . Однако, на основе библейских текстов нет возможности четко очертить функции этих чиновников. ruw (иногда – ruvw) – тип чиновника с не совсем ясным статусом; это слово можно перевести как «сторож», «руководитель», «надсмотрщик» 86 . (LXX: grammate‹j; Vulgata: scribas; Церковнослав.: книгочии). Bibbia Piemme переводит это слово как «писарь», Bibbia Paoline как «полководец». Архимандрит Макарий (Глухарев) переводит это слово как «надзиратель» 87 . Этот перевод переходит затем в Синодальный текст 1876 года. Протоиерей Порфирий Владимирский считает этих чиновников (на основании перевода LXX) предшественниками книжников: «Мы видим этих надзирателей в качестве главных писцов (при Моисее и Иисусе Навине. – Арс.). В этих должностях они находились и после, при старейшинах-судьях по городам; но так в основании суда… у евреев полагался закон Моисеев и прочие священные книги, то они назывались после учителями закона и книжниками» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

К Елисавете Николаевне Т. Ниже помещаемое письмо было напечатано в I томе издания 1860 г., стр. 256−257, под титулом «К E. H. Т». Сохранившийся в библиотеке Казанской дух. семинарии оригинал с конвертом, позволил раскрыть имя и отчество этой особы, бывшей в Москве учительницей. Даты нет, и знакомство о. Макария с E. H. Т., как и письмо к ней, только· предположительно можно отнести к 1839−40 гг. 268 Возвращаю записки Ваши, достопочтенная сестра во Христе Иисусе, и усердно желаю, чтобы Вы, причастившись святых Его, Божественных, животворящих тайн, и утвердившись в союзе и общении с Ним, явственно познали волю Его, и видели путь, которым Он хочет вести Вас, и звание, в котором Вы предназначены прославлять имя Его, и служить спасению человеков, как и Сам Он приходил к нам на землю не для того, чтобы они служили Ему, но чтобы послужить им, и искупить их драгоценною Своею кровью от злосчастия. Сегодня, после утреннего молитвословия, я читал в Евангелии от Луки следующие, без выбора моего, открывшиеся изречения Господа: «Сыну человеческому много должно пострадать, и быть отвержену старцами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ко всем же сказал Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и каждый день бери крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою для Меня, тот спасет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или причинить себе вред. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын человеческий постыдится. когда приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов» ( Лк.9:22 −26). Прочтите и вы, достопочтенная сестра во Христе, сообразные сии словеса Господа вашего и святых Его Апостолов, по следующим указаниям: Ин.12:20 −26; Лк.12:49 −50, 24:25−26; Евр.13:12 −15; 1Пет.2:21, 5:7 −11, 2:1−9; Мф.5:16 ; Ин.15:1 −8; Мф.11:28 −30. Утешитель же Дух Святой, да слагает сии слова Иисуса Христовы, и Божественных учеников Его, в сердце вашем по воле Своей, чтобы Вы уразумели и обрели сию волю Божию в рассуждении Вас, в сердце Вашем, как вожделеннейшее благо. Он да соделает сии слова Спасителя и Его проповедников живыми, действеннейшими и плодоносными, как в мыслях и чувствованиях, так в словах и деяниях Ваших, где бы Вы Господу Вашему ни служили. Ибо Господня земля и все, что наполняет ее. И Господь Иисус Христос, вчера и сегодня, и там и здесь, везде и всегда – един и тот же. Вы Ему принадлежите, вы Его собственность. Предаю вас Ему, как и сестру Матрону, и себя самого, и дело службы вашей. Преданный Вам А. Макарий. Адрес: в приходе Рождества в Кудрине в Трубниковом переулке в доме Ляпуновой, учительницы, девицы Елисаветы Николаевны. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Молю благость Его, да возвратит Вам здравие, по человеческим соображениям, весьма благопотребное для детей. Но кто познал ум Господень? Или кто был Ему советником? Предадим сами себя и друг друга Отцу небесному, и покорим желания наши святейшей воле Его по примеру Гефсиманского Страдальца, в молении о чаше смерти лютейшей вещавшего: «Но, не как Я хочу, а как Ты, буди воля Твоя»! С искренним чувством живейшей благодарности уведомляю вас, достопочтеннейший Дмитрий Тимофеевич, что и деньги в пользу миссии, и бедных между новокрещенными, и преизящные изображения Иисуса Христа, и превосходные стихотворения Степана Дмитриевича, 150 получены мной в совершенной целости. Как принесу вам достойное благодарение? Помолюсь Господу Богу, да воспримет в Свое всемогущее покровительство искренние желания недостоинства моего, относящиеся к болезненному состоянию Вашему, и да приидет на Вас благословение Божие! С того времени, как по водительству Провидения Божия, вошел я в близкие соотношения с Григорием Тимофеевичем, никогда не отделял Вас и чад, Вам дарованных Богом, от брата Вашего, в моих воспоминаниях, помышлениях, желаниях. Милостивые государи Николай и Георгий Дмитриевичи! Милостивая государыня Надежда Дмитриевна! Душа моя исполнена приятнейшими чувствами благодарности в отношении к Вам, и всегда радуется, вспоминая о Вас. Я желаю писать к Вам в другое время досуга, а теперь скажу кратко: помните, что Вы ученики Иисуса Христа единородного Сына Божия, и дети Божии. Помните, что Вы облеклись в Иисуса Христа, когда крестились во имя Его. Помните, что Господь Иисус Христос невидимо с Вами во все дни до скончания века. Да ополчатся Ангелы Божии окрест Вас, мои Господни, и возлюбленные во Христе други и братия! Да сохранят Вас невредимыми от соблазнов мира, и наставят Вас радовать сердце родителя Вашего прекрасными успехами в науках и благонравием. Будьте благополучны. Преданный Вам Архимандрит Макарий. 1836 г. Июня 20 д. Бийск. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Одним из важных аспектов миссии примирения является «миссия примирения в памяти», когда примирение происходит в социально-политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, разрываемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» ( 2Кор. 5.19 ). Все виды миссионерского служения основываются на принципе Божественной любви. Поэтому, непременно оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных убеждений. В то же время наше мирное сосуществование с людьми иных вероисповеданий не должно пониматься как возможность смешения различных религиозных традиций». Слова Господа «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28.19 ) показывают, что Евангелие адресовано всему человечеству, и никакая нация не может быть лишена права услышать о Христе. Понимая это, Православная Церковь издревле стремилась распространить благую весть среди многих народов и племен. Среди святых Православной Церкви есть немало таких, которые до своего крещения исповедовали иные религии; данное обстоятельство показывает, что никакая другая религия или идеология, распространенная среди того или иного народа, не может быть помехой для тех его представителей, которые захотят откликнуться на призыв Божий и прийти в Церковь . Многие православные святые говорили, что на России лежит долг просвещать светом веры Христовой живущих в ней инородцев-нехристиан. В частности, прп. Макарий (Глухарев) писал: «Поскольку Христианская Церковь в России есть Церковь Апостольская, то сделаться и явиться таковою для стольких народов, не знающих Иисуса Христа, но покоренных Державе Российской Вседержителем Иисусом Христом, есть священнейший подвиг и венец чести, который ей принадлежит; просветить сии народы, сидящие во тьме и тени смерти, верою в Иисуса Христа, есть высокое назначение народа Российского; и племена сии преданы ему Провидением для того, чтобы он передал им тот же дар Божий, который самому ему передан от народа, предварившего нас в Царствии Божием».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Опять: «Отвергнем дела тьмы», как змии скидают старую кожу свою в теснинах, и «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.13:12 ), и знайте, что нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» ( Рим.7:25 ). Опять: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь защититель живота моего, от кого устрашусь» ( Пс.26:1 ). Опять: «Живый в помощи Вышнего в крове Бога небесного водворится; речет Господен: Заступник мой еси Ты, слава моя и возноси главу мою, Бог мой и уповаю на Него» ( Пс.90:1 ). Опять: «Всяк рожденный от Бога побеждает мир, и победа, которою побежден мир, есть вера ваша. Кто победитель мира, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» ( 1Ин.5:5 ). Опять: «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует вам и всего с Ним? Кто может обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их. Кто дерзнет осуждать? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он одесную Бога и ходатайствует о вас» ( Рим.8:31 −39). Сии и другие премногие изречения слова Божия, приемлемые благочестивыми душами, в скорби и огорчении сущими, без сомнения могут услаждать горести их, врачевать и питать их. И потому Апостол Павел, прощаясь с пресвитерами Ефесской Церкви, весьма хорошее наставление преподал им, сказав: «Ныне, братия, поручаю я вас Богу и Его благодатному слову» ( Деян.20:32 ). И вы, достопочтенный муж, всегда имеете у себя источник сладчайших утешений, врачеваний и чистейших учений в св. Писании, могущем умудрить вас во спасение верою во Христа Иисуса. Если же по временам имеете нужду и в помощи ближнего, который бы вам почерпнул и подал живой воды из сего источника, или составил для вас полезное врачевство из сих спасительных слов, то ее имеете ли святителя, право правящего слово Божией истины? Когда уже были написаны эти строки, узнаю, что десница Господня произвела изменения в обстоятельствах ваших, и что вы восторжествовали в Боге Спасителе вашем над всеми сомнениями и опасностями, которым вас подвергнуть думали. Будем предавать себя самих и друг друга со всеми немощами нашими Божию милосердию и водительству. Будьте все благополучны в Господе. 4 Февраля 1838 г. Бийск. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf 27. Призывает ли Библия к геноциду? В прошлой главе мы обсуждали вопрос о том, жесток ли Ветхозаветный Закон. Но Закон – это еще не самое шокирующее место Священного Писания… Гораздо труднее современному человеку принять и понять повествования о том, как израильтяне истребляли мирное население, причем Библия утверждает, что делали они это по прямому приказу Бога. Неужели это правда? И как это можно объяснить? Иисус Навин, Илия, Ииуй… Стоит для начала посмотреть – а где именно в Ветхом Завете мы читаем о таких событиях? Прежде всего, разумеется, в книге Иисуса Навина. Наверное, если бы среди современных христиан провели голосование: какую книгу убрать из Библии – подавляющее большинство голосов набрала бы именно она. «В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом… никого не оставил, кто бы уцелел и избежал; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и взяли ее и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней» (10:28–30). На современном языке это называется геноцидом. Но тогда, оказывается, Иисус Навин действовал в полном соответствии с Божьей волей: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души» ( Втор 20:16 ). Нечто подобное мы встречаем и на страницах других книг Ветхого Завета… Пророк Илия состязается со жрецами языческого божества Ваала и после победы над ними убивает их всех ( 3Цар 18 ). Впрочем, не приходится сомневаться, что и они поступили бы с ним точно так же, если бы оказались победителями – религиозная терпимость тогда просто отсутствовала. А царь Ииуя вообще собрал всех пророков Ваала и перебил их безо всяких состязаний ( 4Цар 10 ). Хорошо, допустим, язычники проливали реки крови – но почему то же самое делали пророки Единого Бога? Зачем столько крови? С одной стороны, не стоит забывать, что для язычника самым истинным будет не тот бог, который говорит о милосердии, а тот, который окажется сильнее. Вот характерный рассказ о соперничестве язычества и христианства на Алтае, переданный немецким этнографом XIX в. В.В. Радловом: «Мой хозяин рассказал мне, что однажды он ночевал в юрте, где шаман проделывал свои фокусы. Обведя вокруг юрты магический круг, он вошел в нее, но тотчас же выскочил обратно, как бы влекомый невидимой силой; на улице он тотчас впал в исступление, непрерывно крича: “В юрте лежит чужой человек, а на груди его – раскаленный уголь, он обжег меня”. А рассказчик носил на груди образок, подаренный ему отцом Макарием» (речь идет о преп. Макарии Глухареве, просветителе Алтая).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Спасение верой, говорит отец Андрей, но неужели всё равно какой? Почему блудник не спасется, если в блуде не покается, а извращающий Божественные догматы(в ереси пребывающий) может не каясь в ереси спастись? Ведь блуд - это грех против 7 заповеди, а ересь - против 1ой! Вот что говорили святые об этом вопросе: " Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства " свт.Игнатий Брянчанинов Собрание сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова). Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб., 1905. С. 471 «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21).  «Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть путь, истина и жизнь; и св. Апостол Павел провозглашает, что пред Именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».    Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви [Мысли о способах к успешнейшему распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе, 1]. Об этом свидетельствуют и слова Христовы, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись... и нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11-12).    Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. провозглашает: «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5)... И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются».

http://pravoslavie.ru/97966.html

Так преподобный Макарий (Глухарев) выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе. Об этом свидетельствуют и слова Самого Христа, сказанные Им о проповеди Евангелия, которой «кто будет веровать и креститься, спасён будет» а кто не будет веровать, осуждён будет» ( Мк.16:16 ), и слова о том, что «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин.3:5 ), и слова апостола Петра, свидетельствующего, что кроме имени Иисуса Христа «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись… и нет ни в ком ином спасения» ( Деян.4:11–12 ). Эту истину подтверждают и официальные церковные постановления. В частности, постановление Иерусалимского собора 1672 года, воспроизведённое в Послании патриархов о православной вере 1723 года, провозглашает: «Веруем, что Свято Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как Говорит Господь: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» ( Ин.3:5 )… И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится…» то есть, по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться… А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех , и следовательно, не спасаются». Более того, чин в неделю Торжества Православия, текст которого был принят Святейшим Синодом в 1764 г., ясно провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом – Анафема!» То есть, официально заявлено церковное осуждение тех, кто не принимает евангельского учения о том, что спастись можно только искупительным подвигом Господа Иисуса Христа. А о том, кто может быть спасён, хорошо говорит другой знаменитый алтайский миссионер святитель Макарий (Невский) : «Несмотря на то, что искупительная жертва принесена Христом-Спасителем за всех людей, плодами её могут пользоваться только те, кто веруют во Христа, принадлежат к созданному Им Телу – единой, святой, соборной и апостольской Церкви, которые вошли в общение со Христом через причащение Его Тела и Крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Творения. Кн. 1–2. М., 1993. Кн. 1. Главы о любви: первая сотница, 28. С. 99. 79 Святитель Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. М., 1999. Книга 3. Гл. 18, п. 102. 81 У преподобного Макария (Глухарева) в переводе этой пророческой книги читаем: Я как пьяный, как человек, которого одолело вино, от Иеговы, и от слов святости Его. В переводе Л. В. Маневича: Стал я словно пьяный, как человек, которого вино одолело, — перед лицом Господа, из-за слова Его святого! В прочтении церковнославянской Библии: Бых якомуж пиян и яко человек, егоже одоле вино, от лица Господня и от лица благолепия славы Его. 83 Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя, или о совершенстве в добродетели. М., 1999. С. 85. 89 В пер. Л. В. Маневича читаем: Тут я проснулся, открыл глаза. Сладок был мой сон. В церковнославянском переводе: Того ради востах от сна и видех, и сон ми сладок бысть. 98 См.: Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:1–4). 102 Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. Огласительное поучение двенадцатое. С. 168. 105 Святитель Григорий Римский Великий Двоеслов. Творения. М., 1999. Беседы на Евангелия. Кн. 2. Бес. 22. С. 192. 106 Пассия от лат. passio — ‘страдание’, ‘мучение’ (ср. гл. pamior, passus sum, pami — ‘терпеть’, ‘претерпевать’, ‘переносить’). 109 Святитель Киприан Карфагенский. Творения. М., 1999. Три книги свидетельств против иудеев. Кн. 2. П. 15, 20. С. 117, 122. 113 Святитель Феодорит Кирский. Творения. Ч. 6. Толкование на пророчество божественного Иеремии. М., 1859. На гл. 11. Ст. 19. 114 Преподобный Ефрем Сирин. Книга пророка Исаии. Книга пророка Иеремии.

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

тогда захотелось мне узнать о четвертом оном звере (Синодальный перевод: ...тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере). В то же время некоторые места у архимандрита Макария переведены более точно, чем у его наставника. Например, Притч.17:17 : Во всякое время друг любит, а во время нужды будет как брат новорожденный; у Павского: Друг любит во всякое время, а брат рожден на случай нужды (Синодальный перевод: Друг любит во всякое время, и, как брат, явится во время несчастья); Иер.23:33 : И когда спросит тебя народ сей, или Пророк, или священник, говоря: какое бремя Иеговы, то скажи им: какое бремя, то есть: отвергаю вас, говорит Иегова; у Павского: И когда спросит у тебя народ сей, или Пророк, или священник, говоря: что произнес Иегова, то скажи им, что произнес, то есть отвергаю вас (говорит Иегова) (Синодальный перевод: Если спросит у тебя народ сей или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь») С. 330–331]. Исследователи – современники преподобного Макария: и официальный рецензент протоиерей И. Иванов , и архиепископ Филарет (Гумилевский) – в целом оценивали его перевод достаточно высоко. Преосвященнейший Филарет писал: «Перевод его верен еврейскому тексту, и язык перевода чистый и приличный предмету. Остается жалеть только о том, что переводчик мало употреблял в пособие перевод LXX» С. 470]. Нельзя с этим не согласиться, следует лишь уточнить, что на самом деле архимандрит Макарий совсем не «употреблял в пособие перевод LXX», ибо ставил задачу сделать перевод с одного только еврейского текста. Оценивая значение проделанной преподобным Макарием работы, один из его биографов писал: «Его... переводы... вместе с переводами протоиерея Г. П. Павского, которому он следовал, служили немалым подспорьем для последовавшего издания Библии в русском переводе по благословению Св. Синода» С. 41]. 71 Один из биографов преподобного Макария высказывает предположение, что архимандрит Филарет, деятельнейший член Российского библейского общества, привлекал студента Михаила Глухарева к работам по переводу Священного Писания на русский язык, которые осуществлялись в те годы под эгидой Общества (см.: Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010