Участь «беснования» определена: «Пролез в свет, не увяз прелюбодей при рождении и не задохся – не пролезет в будущую жизнь, но увязнет в муках вечных при втором рождении – при воскресении мёртвых» (Д 1: 384). Диавольский грех, и потому особенно страшен, – уныние. Святой Иоанн прямо заявляет, что оно «происходит от врага нашего бесплотного, который везде ищет нас поглотить, яко лев рыкающий, и нудит нас ко всякой неудаче, ко всякому греху» (Д: 419). Святой Пастырь видит два пути избавления от уныния: один – иллюзорный, второй – спасительный. «Есть, – говорит он, – средство избавиться от вражия уныния – пространный путь мира: только предайся удовольствиям света, и оставит тебя уныние, по крайней мере на время удовольствий; а потом повлечёт тебя к этим удовольствиям, и они сделаются для тебя потребностью, ты будешь находить в них и только в них одних отраду и веселье; но сохрани Бог всякого христианина от того, чтобы таким средством избавиться от диавольского уныния. Лучше идти тесным путём, терпеть уныние и искать частой помощи и избавления у Господа Иисуса Христа, веселящего трудящихся Его ради над спасением своим, нежели сойти на пространный и гладкий путь мира и там удовольствиями плоти купить свободу от духа уныния. Враг духом уныния многих согнал с тесного и спасительного пути на широкий и гладкий, но гибельный путь» (Д: 211). Случится неудача – не надо унывать, а надо постараться увидеть свой грех, свою немощь, смириться пред Богом, «отвергнуть своё самолюбие и, не стыдясь, признаться в своём грехе и в своей неосмотрительности, в лености или слабости; и грех свой повергнуть в бездну милосердия Божия, прося Его милости и помощи на будущее время к доброму и успешному совершению своего дела» (Д: 419). Оскорблением Бога и даже хулой на Него, ругательством – «дерзкой ложью сердца» – есть сомненье, маловерие и неверие (Д 1: 370). «Сердце, сомневающееся в том, что Бог может сделать просимое, наказывается за сомненье – оно болезненно томится» (Д 1:370). Нет ничего более безотрадного и мучительного «для сердца человеческого, как неверие» (Д 1: 580).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

2) Икона Божией Матери Владимирской – письма XVI века; убрус и ожерельице среднего жемчуга, – венец с короною, цата и оклад серебряные, вызолочены; на полях лики нескольких святых. 3) Икона Казанския Божия Матери; на ней риза, поля и венец с короною серебряные, чеканные, вызолочены; убрус жемчужный, запонка в нём золотая с алмазными искрами; ожерельице жемчужное с зелёными камешками. У Предвечного младенца ожерельице жемчужное с алмазными искрами. 4) Икона Знамения Божией Матери; на ней убрус и ожерельице низаны жемчугом; венец Божией Матери с короною и венчик Предвечного младенца с окладом серебряные, чеканные, позолочены. На полях иконы 22 изображения ангелов, пророков и иных святых. Письмо поновлено и относится к XVIII веку. 5) Икона Божией Матери Знамения; на ней риза серебряная, кованая, вызолочена; венец с короною гладкий золотой, низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запонками алмазные искры; убрус с алмазными искрами; зарукавье жемчужное с алмазными искрами; у Предвечного младенца венец гладкий золотой. Письмо на иконе XVII века. 6) Икона Владимирской Божией Матери; на ней венец и поля серебряные, чеканные, вызолочены, – убрус низан жемчугом с зелёными камнями. 7) Икона Владимирской Божией Матери; на ней венец и цаты серебряные, золочёны, – поля серебряные ж, золочёны. 8) Икона Владимирской Божией Матери; на ней риза и поля серебряные, вызолочены, – венец вышит жемчугом. 9) Икона Знамения Божией Матери; на ней риза, венцы и поля серебряные, чеканные; венец Спасителя низан жемчугом. 10) Икона Живоносного Источника; на ней поля и венчик серебряные. Особенно замечательны и хороши на венчике финифтяные украшения. IV. Колокольня каменная, особо от церкви. В переписных книгах 1653 года пишется о ней так: «колокольница каменная о 4 столпех выбелена, связи брусяныя, на столпех два ряда брусяных, да 4 ряда осмерику брусянаго с подпорами, на осмерике шатёр, на шатре глава обита чешуёю. На колокольнице колокол благовестный большой, под ним средних колоколов 3, да зазвонных 2; во всех весу 38 пудов 6 гривенок, кг] да в прошлом 7161 (1652) году куплен большой колокол благовестной, весу в нём 52 пуда». кг] В 1701 году слит колокол во 105 пудов, а в 1770 году старанием игуменьи Арсении слит колокол в 111 пудов. 818 кг] Каменная же колокольня, которая существует ныне, построена в 1681 году, причём связного железа куплено было 20 пудов. В 1701 году по указу императора Петра ¼ доля из весу колоколов была отвезена на пушечный двор в Москву, и отвезён был колокол в 52 пуда, а на лишние в нём 7 пудов было сдано с пушечного двора в монастырь два колокола. В 1868 году старанием игуменьи Максимиллы и вкладом московского купца и почётного гражданина Бориса В. Глинского слит был колокол в 309 пудов. 062 кг] Прочие здания в монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Духовная жизнь есть постоянное, вечное искание. Если этого нет, то случается то же, что случилось с апостолами, которые спали и на горе Фаворской (см.: Мф. 17:1–6 ; Мк. 9:1–8 ; Лк. 9:28–36 ), и в саду Гефсиманском (см.: Мф. 26:36–46 ; Мк. 14:33–42 ; Лк. 22:40–46 ). Святые отцы учат, что полученная человеком в начале его духовного пути благодать потом как бы отходит от него, для того чтобы он сам шёл к ней. И тогда она вновь возвращается к нему в ещё большем изобилии, чем раньше. Мы должны это помнить. Церковь призывает нас всегда искать изобилия благодати, а не к тому, чтобы, получив малую благодать, успокоиться. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Некоторые, имея намерение пуститься в дальнейший путь и вопросивши людей, знающих путь сей, услышали от них, что это путь прямой, гладкий и безопасный; и, услышав это, скоро расслабели в путешествии своём и на середине пути потерпели бедствие; а другие возвратились назад, оттого что не приготовили себя к скорбям» 370 . Приходится и нам часто слышать: в Церкви все легко, в Церкви безопасно. Говорящие так забывают о том, что Тот, Кто сказал: Бремя Мое легко есть ( Мф. 11:30 ), – сказал также: Входите тесными вратами, потому что... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь ( Мф. 7:13–14 ), и в мире скорбни будете ( Ин. 16:33 ). Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, с другой же стороны, это тесный и тернистый путь, который только по мере делания становится лёгким и прямым для христианина. Нам нужно помнить, что люди, идущие этим путём, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорби. Вспомним об апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение (см.: Мф. 26:69–75 ; Мк. 14:66–72 ; Лк. 22:55–62 ; Ин. 18:15–18, 18:25–27 ). И сегодня, если мы пришли сюда не только для того, чтобы послушать те или иные песнопения, но чтобы прикоснуться к горе Фаворской, мы должны помнить: многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иоанн Постник 371 . Но теми, кто неуклонно шёл претрудным путем духовного делания, все эти опасности были преодолеваемы, и они снова восходили на гору духовного преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Вспомните, что переживали вы, когда в первый раз получили ответ на ваши искания и молитвы. Вы почувствовали, что вам легко-легко и ничего больше не надо. Это радостное, но вместе с тем и опасное состояние. Святые отцы говорят, что сокровище духовное открывается по мере искания. Господь не сказал " постучите, и вам откроют " , но сказал: стучите, просите. Духовная жизнь есть постоянное, вечное искание. Если этого нет, то случается то же, что случилось с апостолами, которые спали и на горе Фаворской, и в саду Гефсиманском. Святые отцы учат, что полученная человеком в начале его духовного пути благодать потом как бы отходит от него для того, чтобы он сам шел к ней. И тогда она вновь возвращается к нему в еще большем изобилии, чем раньше. Мы должны это помнить. Церковь призывает нас всегда искать изобилия благодати, а не к тому, чтобы, получив малую благодать, успокоиться. Святой Иоанн Лествичник говорит: " Некоторые, имея намерение пуститься в дальнейший путь и вопросивши людей, знающих путь сей, услышали от них, что это путь прямой, гладкий и безопасный; и услышав это, скоро расслабели в путешествии своем и на середине пути потерпели бедствие; а другие возвратились назад от того, что не приготовили себя к скорбям " . Приходится и нам часто слышать: в Церкви все легко, в Церкви безопасно. Говорящие так забывают о том, что Тот, Кто сказал: Бремя Мое легко есть (Мф. 11:30), сказал также: Входите тесными вратами... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:13-14) и в мире скорбни будете (Ин. 16:33). Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, с другой же стороны, это тесный и тернистый путь, который только по мере делания становится легким и прямым для христианина. Нам нужно помнить, что люди, идущие этим путем, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорби. Вспомним об апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение. И сегодня, если мы пришли сюда не только для того, чтобы послушать те или иные песнопения, но чтобы прикоснуться к горе Фаворской, мы должны помнить: многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иоанн Постник.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Т. IV; грамоты Досифея относительно подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху в «Архиве Юго-Западной России». Т. V; две грамоты к государям, и одна из них очень важная, содержащая обвинения против Лихудов, в: Туманский Ф.О. Собрание записок о Петре Великом. Т. X; выдержки из трех грамот Досифея к Петру Великому напечатаны в приложении к XV тому «Истории России с древнейших времен» СМ. Соловьева; грамота Досифея к Стефану Яворскому с обличением его в латинстве и четыре грамоты Петра Великого к Досифею напечатаны в Приложении к нашей книге, «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях». Из множества других грамот Досифея к нашим государям, патриархам, канцлерам Головину и Головкину, к нашим константинопольским послам и другим лицам более важные и характерные мы печатаем в приложении, а из тех грамот, которых мы не имеем возможности напечатать, в самом тексте нашего исследования делаем возможно подробные выписки. 2 Подробности о приездах в Москву с православного Востока различных просителей милостыни и о службе некоторых из них русскому правительству изложены в нашей книге «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях». 6 В приказных записях о милостыне Феофану значится: «Во 127 году был в Москве Иерусалимский патриарх Феофан, и ему дано на приезде от государя: кубок серебряный золоченый с кровлею, весом 8 гривенок (гривенка полфунта) 47 золотников, портище бархату чернаго, гладкаго, добраго, портище бархату рытаго, вишневаго, добраго, два портища камок добрых, да вишневой добрыя же; сорок соболей в 70 рублей, сорок соболей в 30 рублей, денег 200 рублей и всего на 400 рублей. Да ему ж на поставление Филарета Никитича дано от государя после стола: кубок серебряный золоченый с покрышкою в 7 гривенок – 35 рублей, стопа серебряная в 4 гривенки 20 рублей, бархат гладкий, черный 15 рублей, бархат гладкий, зеленый 15 рублей, камка черная – 10 рублей, камка багровая, чешуйчатая – 10 рублей, объяри багровы – 10 рублей, сорок соболей в 80 рублей, денег 200 рублей, всего на 400 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Начало русской церковной жизни во Флориде было положено Архиепископом Виталием во исполнение постановления в 1937 году Американского Собора Епископов, входившего тогда в состав Русской Зарубежной Церкви. В 1944 году владыка Виталий посетил Майями. В это время был получен чартер для прихода и организована приходская корпорация, видным деятелем которой был архитектор г. Майями М. М. Вавилов и его жена Елизавета Никифоровна, пожертвовавшие участок земли для церкви. Для совершения богослужений в праздники Рождества Христова и Пасхи владыкой Виталием посылались иеромонах Антоний (Медведев) и архимандрит Никон. В 1948 году была начата постройка церкви, при чем на постройку церкви пожертвовал американец Меткалф 5 тысяч долларов при посредстве Т. Н. Смит-Сусаниной. В 1948 году архимандрит Никон был посвящен в епископа Флоридского с пребыванием его в Нью-Иорке при Епархиальном Управлении и был назначен настоятелем церкви прот. Ф. Раевский, прибывший из Европы, который вместе со своей покойной, матушкой Персидой много потрудился по организации прихода и сооружении церкви и парка при ней. В 1953 году прот. Ф. Раевский был избран епископом Мельбурнским в Австралию и вскоре возведен в сан архиепископа Сиднейского и Австралийско – Ново-Зеландского. Настоятелем церкви был назначен протоиерей П. Шамильский, который 21 февраля 1954 года скоропостижно скончался при совершении божественной литургии. 1 апреля 1954 года настоятелем церкви был назначен прот. Евг. Селецкий при котором было завершено все церковно-приходское строительство. 5 июня 1960 года был рукоположен в сан священника – молодой американец из карпаторосов – Г. А. Гладкий, которому была поручена организация богослужений на английском языке для православных американцев и дело развития прихода имело большой успех. Но в июле месяце 1961 года обнаружилось полное расхождение церковных властей с о. Гладким, в результате которого он был отчислен от прихода с запрещением в священнослужении. Пренебрегая этим запрещением, о. Гладкий перешел в Русско-Американскую Митрополию, развил энергичную церковную деятельность и основал во Флориде несколько приходов в составе Американской Митрополии. Это вызвало ослабление Св. Владимирского прихода, как в составе его прихожан, так и во влиянии на развитие церковной жизни во Флориде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

СВ. КРЕСТЫ: 1) Напрестольный крест, с частями св. мощей 136 . На нем верхняя доска с изображением Распятия, золотая, над головой Спасителя свиток; по концам на накладках изображения Господа Саваофа, Пресв. Богородицы, Иоанна Богослова и Адамовой головы; на кресте три голубые яхонта да два изумруда; в подножии алая яхонтовая корка; кругом верхней доски обнизано крупным, средним и мелким жемчугом; в возглавии шесть зерен бурмицких. У креста серебряная витая ручка; весу в нем золота, серебра, жемчуга и камней 1 ф. 18 зол. 2) Крест напрестольный, серебряный вызолоченный, с частями св. мощей 137 ; верхняя доска обнизана средним жемчугом; весу в нем 1 ф. 12 зол.; дан вкладу по дьяке Венедикте Махове 7144 (l636) года. 3) Крест небольшой четырехконечный, без ручки, с частями св. мощей 138 . На верхней доске изображено Распятие Господне, на верхнем конце – Св. Троица, на боковых концах: на одном – Божия Матерь и две жены мироносицы, на другом – св. Иоанн и Лонгин, на нижнем конце – преподобные Зосима, Сергий и Савватий. 4) Крест напр., с частицами св. мощей, серебр. вызолоч., гладкий с ручкой, весом 48 зол. 5) Крест напр., большой, серебр. вызолоч., с 6 финифтяными, осыпанными стразами, накладками. 6) Крест напр., серебр. вызолоч., с 6 таковыми же черневой работы, накладками, весом в 1 ф. 30 зол. 7) Крест напр., серебряный вызолоч,, с таковыми же рельефными изображениями, пожертвов. наследниками пот. поч. граж. М. П, Шевелкина в 1858 г., весом в 1 ф. 34 зол. 8) Крест напр., серебряный, с резным узором, с 5 финифтяными накладками, пожертв. наслед. М. П. Шевелкина в 1858 году, весом в 89 зол. 9) Крест небольшой серебряный, гладкий, с ручкой, с частицами св. мощей, 10) Небольшой наперсный крест, с частицами св, мощей, серебряный вызолоченный. ЕВАНГЕЛИЯ: 1) Евангелие напрестольное, печатанное в Москве в 1657 году. На нижней серебряной вызолоченной доске наугольники гладкие; на верхней доске по углам изображения евангелистов, а в средине Деисус, – накладные, чеканной работы, трубы кругом верхней доски обведены гладкие; на верхней серебряной вызолоченной доске около труб и изображений обнизано средним жемчугом; около средней накладки гранатный яхонт, четыре изумруда, два яхонта голубых сверленых и яхонт алый. Евангелие поступило от княгини Прасковьи Ромодановской лета 7173 (1665), августа 15 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

2 В начале декабря 1959 года сообщил о своем разрыве с Церковью. 30 декабря 1959 года извергнут из сана и лишён церковного общения. Подробнее: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М, 1999. С. 370; Фирсов С.Л. Апостасия: «Атеист Александр Осипов» и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь . СПб, 2004. С. 120. 7 А.И. Новое издание греческого текста Нового Завета//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 12. С. 69. 8 Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 2. С. 76. 10 О нем см.: Бронский В. Профессор Алексей Иванович Иванов (некролог)//Журнал Московской Патриархии. М., 1977. С. 25–26; Максимова И.Д. Первый директор Владимирского музея//Рождественский сборник. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 108–111. 28 Алексеев И. К вопросу о новом переводе на русский язык Евангелия от Матфея//Журнал Московской Патриархии. М., 1954. 2. С. 77. 30 Доктусов Н. Защита магистерской диссертации [доцент А. И. Иванов «Критические издания новозаветного текста и принятый Православною Церковью текст»]//Журнал Московской Патриархии. М., 1956. 6. С. 16–17. 35 Иванов А. О новооткрытом памятнике священной новозаветной письменности//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. С.79–80; Его же. Новое апокрифическое «Евангелие Фомы»//Журнал Московской Патриархии. М., 1959. 9. С. 72–74. 46 Уржумцев П. Свящ.–проф. Вл. Прелипчану. Новое издание Библии на русском языке. Из журнала «Ortodoxia» 1, январь – март 1957 г.//Журнал Московской Патриархии. М., 1957. 9. С. 80. 47 Один из старейших сотрудников Издательства Московской Патриархии и Издательского Совета Русской Православной Церкви, начав трудится в них еще в 1955 году. О нем: Отошел к Господу П. В. Уржумцев//Московская епархия. URL: http://old.moseparh.ru/news/text/13695.html (Дата обращения: 11.09.2017). 50 Ваконья И. Бесценное богатство русских переводов слова Божия и церковной литературы (мысли старообрядца)//Журнал Московской Патриархии. М., 1955. 6. С. 65–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Весь начальный период гражданской войны — от октября-ноября 1917 года до лета 1918 года — стал этапом импровизации, организации и становления российской контрреволюции. Разрозненные силы белых в совокупности исчислялись тысячами человек, и они вели совершенно неравную борьбу на Юге России. Правда, основатель Белого движения и Добровольческой армии генерал от инфантерии М. В. Алексеев, находившийся на Дону, а затем с армией, скитавшейся в кубанских степях, беспокоился о судьбе Царской семьи. Белые генералы знали, что она находится где-то в Тобольске, более чем за две тысячи верст от Дона и Кубани. В середине января 1918 года Алексеев командировал в Москву Генерального штаба полковника Д. А. Лебедева. В частности, он должен был установить контакт с монархическим подпольем с задачей добыть средства для организации спасения Царской семьи. Но «подполья», не говоря уже о средствах, Лебедев в советской столице не нашел и в марте он отправился в Сибирь на свой страх и риск, приняв участие в подготовке свержения большевистской власти в мае-июне 1918 года. Во второй половине июля, когда Дон узнал о расстреле Николая II — о судьбе его семьи еще ничего не сообщалось — ни Атаман Войска Донского, убежденный монархист генерал-майор П. Н. Краснов, ни Донское правительство должным образом никак не отреагировали. Первую панихиду в Вознесенском Войсковом соборе в Новочеркасске по убиенному императору заказал сам Алексеев и члены его семьи, причем заупокойное богослужение совершил не архиерей, а служащий священник. Алексеев просил о панихиде архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича), но тот уклонился от выполнения просьбы генерала. «Нет слов, чтобы говорить о том, какое тяжелое чувство было у всех присутствующих, а их было мало, только те, кого предупредил и позвал отец, и кто посчитал своим долгом прийти. У меня в памяти остался полутемный, огромный, почти пустой Войсковой собор и эти, столь тогда необычные заупокойные молитвы об убиенном Государе Императоре», — вспоминала в эмиграции дочь Алексеева, Вера Михайловна.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Кусочек щепы – уж вовсе лишний, поклонение Аликс Григорию просто культ, – но слава Богу душа её мирна, и мир обнимал Николая. Распечатывая письмо жены, он всегда мог ждать и строгости, и упрёков, и выговора – и растеснялась его душа, когда ничего этого не было. Даром ответным сейчас же хотелось и поблагодарить. И – тотчас же, отчётливо, крупно на телеграфном бланке: сердечно благодарю за письмо! Выезжаю завтра днём в 2.30. (Теперь уже скоро свидимся, недолго ждать! Но чтоб ещё успокоить). Конная гвардия получила приказание немедленно выступить из Новгорода в Петроград. Бог даст, беспорядки в войсках скоро будут прекращены. Всегда с тобой… Но телеграмма так мало выражает! А если тотчас отправить и письмо с вечерним поездом – оно почти на сутки опередит самого. Моё сокровище! Нежно благодарю тебя за твоё милое письмо. Как я счастлив при мысли, что через два дня мы увидимся! После вчерашних известий из Петрограда я видел здесь много испуганных лиц. К счастью, Алексеев спокоен. Он полагает, необходимо назначить очень энергичного человека, чтобы заставить всех министров работать. (Хотя и отвергнутая, мысль зависла в Николае). Беспорядки в войсках – удивляюсь, что делает Павел, он должен был бы держать гвардию в руках. Благослови тебя Бог, моё дорогое Солнышко, крепко целую тебя и детей… Едва отправил – а вот и опять Алексеев. А вид-то больной, один сплошной сохмур, глаз совсем не видно, плечи поджаты, на щеках красные пятна. – Ах, достаётся вам, Михал Васильич! Зря, наверно, вы приехали, ещё бы в Крыму пожили. Хотя, конечно, ко времени, для подготовки весеннего наступления. А пришёл Алексеев, опять держав руках голубые бланки телеграмм, две. И обе – от военного министра. Совсем свежие, поданные 20 минут назад. И, странно: между их подачей был перерыв всего в семь минут – за 7 минут происходило новое событие? И Алексеев, на этот раз, поспешил с ними тотчас. – Ну, сядьте, ради Бога! В первой докладывал Беляев, в противоречие со своей сегодняшней дневной телеграммой, что военный мятеж погасить пока не удаётся, напротив – многие части присоединяются к мятежникам. Ещё начались пожары, и нет средств борьбы с ними. И, чего не просил за семь часов до того: что необходимо спешное прибытие действительно надёжных частей – и притом в достаточном количестве, для одновременных действий в разных частях города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010