30 Панайотис Трембелас (1886–1977), греческий богослов и профессор Богословского факультета Афинского университета. Один из самых плодовитых богословов XX века в Греции. 31 Многострадальный Иов по попущению Божию был предан испытанию от диавола с тем, чтобы явилась его праведность. Он был всеми оставлен и страдал от невыносимых болей, всё его тело на протяжении многих лет было покрыто проказой. Но надежду на Бога Спустя годы, когда казалось, что надежды уже не будут оправданы, диавол напал на праведника через жену (Дину, дочь Иакова). Как некогда Ева совратила Адама, так и теперь жена своими сетованиями принуждала Иова похулить Бога. Так диавол выставлял Бог лжецом, ведь Он называл Иова праведным, непорочным, богобоязненным, причём таким, какого больше не найти по всей земле. Но Иов не согрешил, так как принимал от Бога всё находящее на него с покорностью и радостью. 33 Прп. Нил родился в Кинурии и поначалу со своим дядей, Макарием, монашествовал в мон-ре Малевы (Успенском), а потом уже на Афоне, недалеко от пещеры св. Петра Афонского. Преставился 12 ноября 1651 года. Полностью его пророчество издано в книге «Евангельский Сад» м-ря Ставровуни на Кипре. 35 Когда вылавливают осьминога и вытаскивают из воды, то он сразу сжимается, и поэтому, его много раз отбивают о землю или о камни, чтобы он расслабил мышцы, иначе мясо потом будет трудно проварить. 37 Творения прп. Симеона Нового Богослова , Т.2, Сл. 63: «Таким образом, если хочешь похвалить или почтить Павла, надлежит тебе подражать ему и стать подобным ему в вере. Вот когда ты истинно почтишь его! И он примет тебя и будет хвалиться тобою, вменяя себе в славу, что ты склонился на слова его и последовал ему, и стал, как и он. Если же, – говоря, что было бы бесчестием для Павла – думать, что другой кто может стать, как и он, – ты презираешь спасение своё и нерадишь о нём, то знай, что насколько ты прельщаешь себя таким образом, настолько отвращается от тебя святой Павел и недоволен тобою». 40 Манолакис – уменьшительно-ласкательное от Манолис, Эммануил, – самое распространенное мужское имя на Крите.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

монах Диодор (Ларионов) Скачать epub pdf Часть 1: путь опытного богопознания Какие препятствия и подводные камни ожидают подвижника – монаха и мирянина – на пути духовного совершенствования? Каковы этапы этого пути? О «маршруте» духовной жизни, предлагаемом современным Афоном, рассказывается в четырехчастной статье, посвященной творчеству одного из отцов возрождения святогорского монашества – старца Иосифа Ватопедского . Старец Иосиф уже много лет является духовным наставником братии Ватопедского монастыря. Его монашеский путь начался на о. Кипр, где старец родился и где, в монастыре Ставровуни, принял монашеский постриг. Пробыв в этом монастыре несколько лет, о. Иосиф, по благословению старцев Обители, отправился на Святую Гору. Там он встретился с великим подвижником нашего времени старцем Иосифом Исихастом (1898–1959), знакомство с которым превратилось в многолетнее ученичество и принесло обильный духовный плод. Старец Иосиф Исихаст , будучи человеком высокой духовной жизни, имел, кроме всего прочего, и дар учительства: без преувеличения можно сказать, что несколько монахов, его учеников, стали у истоков духовного возрождения всего святогорского монашества. Старец Иосиф Ватопедский – это один из немногих духовных наставников, кто цепью преемственной связи соединяет поколение нынешнего монашества с уже отшедшими великими подвижниками, достигшими высот святости. Вот уже в течение многих лет Ватопедский монастырь издает духовные книги в общей серии: Ψυ­χω­φε­λ Βα­το­παιδιν – «Ватопедская душеполезная библиотека». Эта библиотека (в ней издано уже 18 книг, старец Иосиф является автором 15-ти из них) представляет собой изложение святогорского духовного опыта, который освящен многими поколениями монашествующих, подвизавшихся в Ватопедской Обители. Достаточно упомянуть, что в «Ватопедский Синаксарь» вошли жизнеописания 66-ти святых, живших в Ватопеде 1 . Начало этой серии было положено старцем Иосифом, книги которого вдохновлены самой атмосферой святогорского монашеского государства с его многовековой традицией смиренного жития в послушании и ученичестве у богоносных наставников, которыми никогда не оскудевал Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОФОТЫ [греч. Ηλιφωτοι] († ранее XI в.), кипрские святые (преподобномученики или преподобные), получившие название по имени старшего из них - иерея Илиофота (пам. кипр. 13 июля). От визант. периода не сохранилось Житий И., однако в служебной Минее XI в. (Sinait. gr. 627) содержатся 2 канона, составленные в честь этих святых. Из них явствует, что И. происходили из Финикии, были аскетами и претерпели мученическую кончину на Кипре (Ταμεον. Σ. 244. N 753, 754). Сподвижники Илиофота именуются Авксуфений, Епафродит и Евфений; в «Хронике» Леонтия Махераса (XV в.) они названы Авксуфений, Памфродит, Паммегист и Пафнутий ( Leont. Makhair. Chronicle. § 32); в поздней агиографической традиции их имена значительно трансформировались: Евсфений, Епафродит, Аммоний и Хулелай (Χουλλαιος). Предание относит И. к числу 300 святых, прибывших на Кипр в VII в. после араб. завоевания Св. земли. Они поселились в пещерах на горе Корони, близ сел. Като-Мони. Илиофот был их духовным наставником. Подвижники пасли овец и коз. Они делились молочными продуктами с приходящими к ним за советом крестьянами. Мон. Власий (Ставровуниот) предполагает, что они могли претерпеть мученическую кончину во время араб. набегов на Кипр. В службе им, изданной в 1926 г. в Никосии по рукописи 1836 г. из мон-ря И., они упоминаются как преподобномученики. В поствизант. период появилась версия, что И. преставились преподобнически и были похоронены в пещерах, в к-рых подвизались. К. П. Киррис отрицает историчность этих агиографических персонажей ( Kyrris. 1993. P. 216-218, 220). Спустя мн. лет после кончины И. рядом с их пещерами была построена церковь во имя этих святых и возникла одноименная деревня. Некоторое время при церкви И. действовал мон-рь, в наст. время она снова является приходским храмом. В службе, изданной в 1926 г., упоминаются чудеса И., в т. ч. исцеление иерея Христодула из сел. Малунда, женщины из Никосии и мальчика из сел. Клиру. Считается, что особенно И. помогают страдающим болезнями ног.

http://pravenc.ru/text/389297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЛАМПАДИСТ [греч. Ιωννης Λαμπαδιστς] († X-XI вв.), прп. (пам. кипр. 4 окт.). Первоначальное Житие И. Л., составленное в визант. период, не сохранилось (нек-рое представление о нем дают иконы святого с житийными сценами в клеймах). Различные версии Жития И. Л. известны по источникам не ранее XVII в. Предполагают, что наиболее близкое к первоначальному Житие И. Л. содержится в Cod. 4 из мон-ря Ставровуни - копии рукописи 1640 г., сделанной в 1903 г. Служба И. Л. с синаксарным Житием составлена иером. Герасимом Киприотом (Венеция, 1667). Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Прп. Иоанн Лампадист. Икона. XX в. Оклад. 1778 г. (ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста) Согласно Житию, И. Л. жил в правление визант. имп. Никифора, т. е. или при Никифоре II Фоке (963-969), или, вероятнее, при Никифоре III Вотаниате (1078-1081). Он происходил из дер. Лампада в горном массиве Троодос. Его родители, иерей Кириак и Анна, долгое время были бездетными. После того как они дали обет посвятить своего ребенка Богу, род. И. Л. Он с детства отличался благочестием и проявил удивительные способности в учении. Кириак и Анна, мечтавшие о продолжении рода, забыли данный Богу обет и решили женить сына. Однако, предпочитая браку монашество, И. Л. расторг помолвку. Оскорбленные родители невесты решили отомстить ему и с помощью колдовства лишили юношу зрения. И. Л. переносил это испытание с христ. смирением. Родители приставили к нему слугу, также носившего имя Иоанн. И. Л. поселился в аскитирии близ монастыря свт. Ираклидия (ныне Иоанна Лампадиста монастырь ), где провел в воздержании и молитве 12 лет (или, по др. версии, 4 года). Господь наделил И. Л. даром чудотворения: по его молитве из скалы забил источник, сорванная виноградная гроздь снова приросла к лозе и т. д. Перед смертью к нему возвратилось зрение. И. Л. увидел над собой златокрылого орла (или, согласно более поздней версии Жития, 3 орлов).

http://pravenc.ru/text/471341.html

После смерти преподобного Варнавы, уступая оказываемому на него давлению, отец Дионисий восприял игуменство, но жить ему оставалось уже недолго. Неусыпные заботы, связанные с тяжелым пастырским трудом, еще более стали утомлять находящегося уже в глубокой старости отца Дионисия и, таким образом, исполненный днями и добродетелями, он преселился в вечность. В воскресенье святых отцов Первого Вселенского Собора старец был на всенощном бдении, затем причастился Святых Тайн и, изнемогая от усталости, удалился в келью. Чуть позже его пособоровали и во второй половине дня он мирно предал душу Господу. Это случилось в 1951 году. РОДНЫЕ БРАТЬЯ СТАРЦЫ ПАИСИЙ И ДАМАСКИН Достойный для подражания пример строго монашеского жития нам оставили боголю-бивые родные братья Паисий и Дамаскин, которые никогда не были на Афоне, но учились со всей ревностью у ног бывших афонских отцов. Родом они происходили из Арадиппа, небольшого городка близ Ларнаки на Кипре. Их отец, священник, оставил после себя у прихожан светлую память как замечательный духовник и служитель Господень. Он отличался строгостью жизни и даром духовного рассуждения. Если древо познается «по плодам» ( Мф.7:20 ), то мы не ошибемся, полагая эти добрые ростки близ корня. Паисий был старше не только по возрасту, но и также предшествовал своему брату Дамаскину добрым почином. Первым оставив дом, по слову Писания, устремившись «во дворы Господни» ( Пс.83:3 ), Паисий рано присоединился к малочисленной тогда братии Ставровунийской обители, и, как мне кажется, застал еще ее первого строителя. За то, что Паисий скрыл от Дамаскина свое намерение стать монахом, тот разгневался на него и долгое время с ним совсем не общался. Позднее их отец, предвидя духовное преуспеяние братьев, стал уговаривать Дамаскина посетить своего брата в монастыре и снова соединиться с ним. Мягкий по характеру Дамаскин послушался отца и пошел в монастырь, откуда уже более никогда не возвращался в мир, но пребывал там до конца жизни, имея один и тот же помысл с единодушным ему братом Паисием, и вместе с ним славил святой своей жизнью Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Превосходный певчий, знаток византийского пения и устава монастыря, он всегда пел в хоре во время долгих монастырских служб. Неся послушание эконома и потому часто выезжая из монастыря, будучи уже старым и больным, из-за транспортных средств того времени он испытывал в дороге множество неудобств и мучений, что сказывалось на его здоровье. Этот преподобный старец отличался кротким и тихим нравом и всегда старался утешить верующих, за что к нему относились с симпатией и очень любили. Как настоящий отец он с особенной любовью старался поддержать и утешить монахинь. Во время своего последнего посещения женской обители Святого Георгия, предчувствуя смерть, он наказал бывшим с ним следующее: «Сейчас, когда я нахожусь здесь, меня призовет Господь, как и всех призывает, и я оставлю этот мир. Поэтому прошу вас перенести мое тело в монастырь, где я подвизался, и похоронить там с прочими братиями». Все исполнилось с точностью, как он и предсказал. Как старший брат, Макарий, так и младший, Феодосии, подверглись испытаниям продолжительных болезней, которые сносили безропотно. Сей иеромонах Феодосий, когда произошла календарная реформа, был послан в Иерусалимскую и Александрийскую Патриархию, чтобы просить совета относительно позиции монастыря по этому вопросу, поскольку Кипрская Церковь следом за Элладской ввела у себя исправленный календарь. Решение обеих Патриархий было таково: для максимальной пользы монастырь должен безо всякого сопротивления подчиниться Церкви. ИЕРОМОНАХ И ДУХОВНИК КИПРИАН К избранному сему сонму отцов-подвижников принадлежал просвещенный Божественной Благодатью, всегда помышлявший о Небесном, выдающийся аскет иеромонах Киприан. Удивительной жизнью и проповедями прославив церковь острова и способствовав возрождению монашеской традиции в святоотеческом духе, он оставил неизгладимый след в истории своей родины. Отец Киприан происходил из крестьянской семьи небольшого селения Идалия, что в провинции Никосия. С самого детства было уже ясно, кем он будет впоследствии. В семь лет он уже читал и толковал для своих соседей книгу Агапия Критского «Грешников спасение». Чрезвычайно одаренный и сообразительный от природы ребенок окончил начальную школу за три года, поскольку тогда дозволялось переводить ученика в следующий класс на основании его знаний и способностей, а не только лет учебы, а затем и неполную среднюю, что соответствует нынешней гимназии. В Ставровунийский монастырь он поступил послушником в 1905 году в возрасте двадцати пяти лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Содержание От переводчика    Всякий раз, когда узнаешь об уходе из этой жизни подвижника, испытываешь смешанное чувство. С одной стороны — это грусть, когда ты понимаешь, что исчезла последняя, хотя и почти несбыточная, надежда увидеть его, услышать его слово, хоть как-то прикоснуться к его святости. С другой стороны — это тихая радость, извещающая сердце о том, что еще один «мученик любви» — как называют монахов, упокоился от своих трудов и предстательствует теперь за нас в Церкви Торжествующей...    На рассвете 1 июля 2009 года отошел ко Господу достоблаженный старец Иосиф Ватопедский, чью книгу вы, дорогие читатели, держите сейчас в руках. На его погребении присутствовало 4 архиерея, более 20 игуменов монастырей, десятки священников и сотни верующих со всех частей Греции и Кипра. В надгробном слове игумен монастыря Симонопетр архимандрит Елисей отметил, что «старец Иосиф был мерилом, эталоном для Святой Горы, он был движим желанием видеть каждого монаха любящим Бога. Каждая встреча со старцем была духовным опытом...»    Монах Иосиф родился в 1920 году на Кипре в простой крестьянской семье. В ранней юности принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей острова — Ставровуни. В 1945 году молодой киприот, желая воочию увидеть афонских подвижников, прибыл на Святую Гору и в каливах Малой Анны нашел своего будущего старца — Иосифа Исихаста (Пещерника), подобно пустыннолюбивой горлице пребывающего в крайнем уединении и безмолвии. Со слезами он упросил великого подвижника принять его в братство, ибо увидел в нем то, что превзошло все его чаяния и надежды. По причине гражданской войны и всеобщего голода первым послушанием Иосифа стало добывание средств на поддержание братства. До 1953 года он ходил по монастырям и трудился в садах, на сборе оливок, на различных подсобных работах, только на краткие перерывы возвращаясь в Малую Анну, чтобы получить наставления духовного отца.    После смерти старца в 1959 году монах Иосиф стал духовником монашеского братства в Новом Скиту и обители Кутлумуш. В 1989 году он с учениками переселился в Ватопед, который находился в состоянии сильного упадка, для духовного окормления братии. Вот как пишет об этом монах Иосиф Дионисиатис: «В последние годы благодаря ему наполнился монахами и превратился в духовную оранжерею монастырь Ватопед...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прп. Неофит Затворник. Икона. XVI в. (Музей мон-ря прп. Неофита Затворника) [Греч. Νεφυτος Εγκλειστος] (ок. 1134 - † вскоре после 1214 (?), Кипр), прп. (пам. греч. 12 апр., 27 и 28 сент., пам. кипрская 24 янв.), церковный писатель, богослов, агиограф, хронист, основатель мон-ря (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь ). Один из главных источников сведений о жизни Н. З.- написанное преподобным в 1214 г. «Уставное завещание» (Τυπικ Διαθκη) (в лит-ре встречаются др. датировки), в котором он сообщает важнейшие биографические данные (BHG, N 1325m). Согласно «Завещанию», Н. З. род. в дер. Като-Дрис около Лефкары (Кипр) в бедной многодетной (8 детей) крестьянской семье. Когда ему исполнилось 17 лет, родители Афанасий и Евдоксия решили женить его и по договоренностью с семьей невесты совершили помолвку молодых людей. Однако буд. подвижник с детства чувствовал призвание к монашескому служению. Узнав о помолвке, он бежал из дома в мон-рь во имя свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (см. ст. Иоанна Златоуста монастырь близ Куцовендиса) . Там неграмотный крестьянский юноша в течение 5 лет исполнял послушание виноградаря. В обители он научился читать и писать, выучил наизусть Псалтирь и настоятель назначил его помощником экклесиарха (пономаря, церковного служащего). Со временем Н. З. понял, что его духовный путь связан с отшельничеством. Он попросил у настоятеля разрешения удалиться из мон-ря в одну из близлежащих пещер, однако тот, ссылаясь на молодость инока, к-рому было только 24 года, отказал ему в благословении на этот подвиг. Тогда Н. З. попросил отпустить его в паломничество на Св. землю и получил согласие настоятеля. В Палестине, известной древнейшими монашескими традициями, молодой инок надеялся найти наставника, к-рый бы понял его духовные искания. Шесть месяцев он путешествовал по палестинским обителям, но так и не встретил духовного учителя. По возвращении на Кипр Н. З. вновь просил благословения на затвор и вновь получил отказ. Тогда он самовольно покинул мон-рь (1159), решив отправиться на поиски наставника на гору Латрос в М. Азии - известный монашеский центр. Но в порту Пафоса его задержали как подозрительную личность, отобрав 2 номисмы, к-рые Н. З. хотел отдать в качестве платы корабельщикам, и заточили на 2 месяца в крепость. Инок понял, что на его отъезд в дальние края нет Господней воли, и после того как его отпустили на свободу, он обосновался в окрестностях Пафоса в естественной пещере, к-рую назвал Енклистра (Εγκλεστρα), что значит «затвор» (ныне часть мон-ря во имя Н. З.). Со временем Н. З. в мягкой породе высек храм, к-рый посвятил Честному Кресту Господню, и келью. Постелью подвижнику служила каменная гробница, также высеченная из скалы. Через 5 лет Н. З. поместил в своем храме частицу Честного Древа Креста Господня, видимо, взятую из одного из кипрских мон-рей (возможно, из мон-ря Ставровуни).

http://pravenc.ru/text/2565024.html

Ставропигиальному монастырю Богородицы Махера предназначены образы святителя Крымского Луки, преподобного Серафима Саровского; ставропигиальному Киккскому монастырю — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской; ставропигиальному монастырю святого Неофита, храму Богородицы Хрисополитиссы, храму праведного Лазаря в Ларнаке — образа праведного Иоанна Кронштадтского; обители Ставровуни — икона преподобного Амвросия Оптинского, монастырям Лампадиста и Мавровуни — иконы собора Оптинских старцев. Образ преподобного Серафима Саровского также написан для монастыря Богородицы Троодитиссы, а для русского прихода святителя Николая в Лимасоле — икона блаженной Ксении Петербургской. «Прошу Ваше Блаженство принять этот дар Русской Православной Церкви», — сказал Патриарх Кирилл. После богослужения состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостомом и членами Священного Синода, в который входят все иерархи Кипрской Церкви. В ходе продолжительной беседы обсуждались вопросы развития двусторонних отношений, подходы Церквей к теме кипрского урегулирования, а также темы общеправославного значения. Патриархия.ru Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе Первосвятительский визит в Кипрскую Православную Церковь. Божественная литургия в храме св. апостола Варнавы в Дасуполисе

http://foto.patriarchia.ru/church/sinoda...

прав. Лазаря (1758), на месте храма периода франкократии построена ц. Пресв. Богородицы Хрисополитиссы (1765-1768). Он также восстановил мон-ри свт. Николая Чудотворца «Кошачьего» на п-ове Акротири и арх. Михаила в Монагри, реконструировал собор мон-ря св. Иоанна Предтечи (Меса-Потамос), оказывал материальную помощь мон-рю арх. Михаила в Като-Лефкаре и построил там кельи, завершил возведение ц. Агия-Напа в Лимасоле, отремонтировал церкви Пресв. Богородицы в с. Кивисили, вмц. Марины в с. Пирга и Пресв. Богородицы в Тримиклини, построил церкви вмч. Георгия Победоносца в Келаки, свт. Иоанна Милостивого в Викле, Пресв. Богородицы в с. Мелини и в с. Айос-Констандинос, вмц. Марины в с. Ора, сщмч. Ферапонта в с. Айос-Терапон, собор вмч. Мины в мон-ре Вавла . На средства митр. Макария I в 1771 г. в Венеции была издана служба сщмч. Ермогену. О богатой б-ке этого иерарха известно из описи, сделанной его преемником Мелетием I (1776-1797). Митр. Мелетий являлся племянником Кипрского архиеп. Хрисанфа . В 1783-1784 гг. в К-поле Мелетий I приложил огромные усилия, чтобы убедить османские власти сместить наместника Кипра Хаджи Бакки. В 1794 г. митр. Мелетий добился отмены права католиков служить в сев. парекклисионе храма прав. Лазаря, которое те получили в 1589 г. Как и его предшественники, Мелетий I заботился о ремонте храмов. Он собственноручно переписывал книги. После него Китийскую кафедру занял его младший брат Хрисанф (1797-1810). Митр. Мелетий II (1810-1821) в 1818 г. устроил парадный двор перед кафедральным собором, в 1819 г. предоставил «Греческой школе» в Лимасоле принадлежащее митрополии здание. После казни 9 июля 1821 г. митр. Мелетия вместе с другими кипрскими архиереями на Китийскую кафедру был поставлен Леонтий II (1821-1837) . В 1820 г., будучи в сане архимандрита, Леонтий отстроил ставровунийское подворье Варвары великомученицы мон-ря . Возможно, Леонтий II и Леонтий Мирианфевс, преподаватель «Греческой школы» в Никосии, основанной архиеп. Киприаном,- одно и то же лицо.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010