Кипрская обитель святой Феклы HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Кипрская обитель святой Феклы «В юном возрасте я заболел тяжелым кожным заболеванием — сыпью на ногах, от которой при ходьбе испытывал сильнейшие боли. Я ходил по врачам, они прописывали мне мази, ничего не помогало. Однажды, когда я возвращался из Ставровуни со своим братом Василием — а путешествие из Лиси в Ставровуни мы всегда совершали пешком — сделали остановку в святом монастыре святой Феклы, чтобы поклониться ее святым мощам. Там мы набрали глину из источника святой Феклы, и я смазал ей свои ноги. Когда мы пришли в Ласпи, вся сыпь на ногах бесследно исчезла». Монастырь святой Феклы в Мосфилоти на Кипре / Остров Кипр с древних времен называют «островом святых». По сей день со всего мира стекаются православные паломники, чтобы поклониться гробу Лазаря Четверодневного в Ларнаке и Кресту Господа в монастыре Ставровуни, помолиться перед чудотворной, по преданию написанной самим апостолом Лукой, иконой Божией Матери в Киккском монастыре, облобызать мощи мучеников Киприана и Иустины в храме святого Киприана в Менико. Но немногим из паломников известно о том, что на Кипре, по сей день чудесным образом сохраняются мощи первомученицы Феклы, ученицы апостола Павла, пострадавшей в I веке и почитавшейся более всех святых жен в древней Церкви. Святая Фекла происходила «из рода знатного и славного» и жила в малоазийском городе Икония. В восемнадцать лет, когда она уже была обручена юноше Фамиру, в Иконию пришел с евангельской проповедью апостол Павел и учил о Христе. На добрую почву пало семя слова Божия. Действием Святого Духа оно глубоко укоренилось в сердце Феклы, которая, не раздумывая, оставила все земное и обратила свой взор к Небесному Жениху Христу. Фамир, лишившись невесты, перед местным правителем обличил Павла в волховании и чародействе. Апостол был заточен в темницу. Узнав об этом, Фекла подкупила стражника и пробралась к узнику, который, видя ее преуспеяние в вере, назвал ее своей «первой духовной дочерью».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Известно, что в это же время великий святой из Малой Азии Николай, архиепископ Мир Ликийских, в течение недолгого периода жил отшельником на Пафосе. С ним был преподобный Евтихий, с которым он основал монастырь Иареону, ныне являющийся частью Киккского монастыря. Сведения о строительстве монастыря Иареону преподобным Евтихием и святителем Николаем Чудотворцем были обнаружены Ефремом Афинским в древней пергаментной рукописи, которая в то время находилась в ризнице монастыря. Известно также, что церковь была построена из камней храма «языческой богини» (то есть храма богини Геры, возведенного последним правителем Пафоса Никоклисом). Святитель Епифаний, другой ученик святого Илариона, взял на себя управление Архиепископией Констанции (Саламина). Одной из главных забот Епифания стало основание и усиление монашества в епархии. На сегодняшний день мы не располагаем достаточной информацией о том, когда и какие монастыри прежде других были основаны на острове. Существуют, однако, различные церковные предания, связанные с жизнью и подвигами святых на Кипре, причастных к основанию монастырей. Кошачий монастырь Так, во времена святого Константина Великого было построено два крупных монастыря. Кошачий монастырь святого Николая Чудотворца в Акротири был основан первым византийским наместником Кипра Калокером в 327 году по Р.Х. по приказу Константина Великого. Если верить этой информации (опубликованной Дж. Джакеттом в «Истории Кипрской Православной Церкви»), то монашество появилось на Кипре до прибытия святого Илариона на остров. Согласно тому же источнику, вся территория вокруг монастыря была наводнена ядовитыми змеями, число которых катастрофически умножалось из-за продолжительной засухи. Пытаясь справиться с этой напастью, Калокер приказал выпустить на полуостров кошек, чтобы те покончили со змеями, – отсюда название мыса Гата на Акротири (то есть «Кошка»). Кошачий монастырь святого Николая Чудотворца, один из самых древних, действует и по сей день. Игумен монастыря Ставровуни перед главной монастырской святыней Второй монастырь того же периода (IV век) – Ставровуни. Он стоит на одноименной горе в окрестностях Ларнаки и посвящен святому Кресту. Церковное предание считает, что он был основан святой Еленой, матерью Константина Великого, когда та останавливалась на Кипре, возвращаясь из Святой Земли, где ею был обретен честной Крест Христов. На Кипре Крест таинственно исчез, но чудесным образом был обнаружен на вершине Олимпа (как тогда называлась гора Ставровуни), где располагался языческий храм. После этого чуда святая Елена построила там церковь и посвятила ее этой святой реликвии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В начале XX века один афонский старец, Дионисий Христидис, приехал на Кипр и поселился в монастыре Ставровуни. Не в самом монастыре, который тогда был разрушен, а чуть поодаль от него он построил себе келью и жил в ней, предаваясь умной молитве. Рукодельным занятием этого приснопамятного старца Дионисия была иконопись. Праведность его была так прославлена, что считалось великим благословением иметь иконы, написанные им. И действительно, удивительным образом эти иконы до сего дня, где бы они ни находились, источают чудесное благоухание, свидетельствующее, быть может, о святости иконописца. Подле этого великого старца, постоянно пребывавшего в молитве, уединении, непрерывном труде духовной жизни, находились три родных брата, уроженцы Кипра. Они монашествовали на Святой Горе и пришли к старцу в послушание. Они вчетвером и составили первую братию монастыря Ставровуни, Фиваиды кипрского монашества, откуда вышло множество святых людей. Пришедшие звались монах Варнава, монах Каллиник и иеромонах Григорий. Эта братия в 1910 году выбрала себе игуменом монаха Варнаву. Он был великим подвижником, кротким и смиренным сердцем, «подлинно израильтянином, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47 ), точнейшим исполнителем всех монашеских обязанностей и противником имений. Этот старец был игуменом монастыря в течение многих лет, до конца своей земной жизни, хотя в монастыре со временем появилось много иеромонахов, в том числе и духовников. Но он так сиял добродетелью и святостью, что продолжал оставаться отцом и игуменом монастыря. При нем численность братии монастыря Ставровуни достигла примерно семидесяти монахов. Одно простое обстоятельство свидетельствует о кротости и мире души этого человека: никто никогда не видел, чтобы он сердился, гневался, возмущался, кричал – чтобы душевный мир покидал его. Но, как рассказывают отцы, знавшие его при жизни, он неизменно с миром воспринимал все происходившее, полагаясь на Промысл Всеблагого Бога. Этот приснопамятный старец никогда не оставлял своих монашеских обязанностей. Как нам рассказывал старец Иосиф Ватопедский , старец Варнава до последнего дня своей жизни, хотя ему было уже за восемьдесят лет и у него была грыжа и другие болезни, клал по триста земных поклонов, не оставлял своих духовных обязанностей и не пропускал ни одного богослужения. У старца Варнавы учились все остальные старцы, о которых мы будем говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

В 1833 г. митр. Леонтий и франц. консул выступили посредниками между восставшими жителями Ларнаки и тур. наместником города. Леонтий II покровительствовал учебным заведениям: в 1822 г. в Ларнаке была открыта «Греческая школа», а в 1824 г.- «Гимназия греческого образования» (в 1826 переведена в Никосию), в 1830 г. и между 1830 и 1837 гг.- школы взаимного обучения в Скале и Ларнаке. В 1830 г. он пожертвовал крупную сумму для «Греческой школы» в Никосии. В 1833-1834 гг. по инициативе Леонтия II была отстроена церковь пригородного мон-ря вмч. Георгия Победоносца Кондоса (в последние десятилетия XVIII в. мон-рь остался без насельников и храм стал приходским). После смерти митр. Леонтия Китийскую кафедру в 1837-1846 гг. занимал бывш. Кипрский архиеп. Дамаскин , также заботившийся о развитии образования. Посетившая Кипр в 1840 г. рус. мон. Варвара (Катаева) впосл. осуществила сбор пожертвований в России и передала мон-рю Ставровуни 50 тыс. грошей. При Китийском митр. Мелетии III (Модиносе; 1846-1864) при храме прав. Лазаря была открыта начальная школа с бесплатным обучением, учреждены жен. гимназии в Скале и в Ларнаке. На содержание этих школ и др. учебных заведений Ларнаки и Скалы Мелетий III передал доходы мон-ря вмч. Георгия Победоносца Кондоса, а для финансирования школ Лимасола - доходы мон-ря свт. Николая Чудотворца «Кошачьего». Из личных средств он выплачивал стипендии учащимся. Для организации семинарии «Евангельская школа» в Ставровуни или в Ларнаке Мелетий III обращался с просьбами о материальной помощи к семье российского императора и Синоду РПЦ. Точная сумма, полученная в 1851-1852 гг. из России, неизвестна: по одним сведениям, она составила 55 тыс. грошей, по другим - 12,5 тыс. грошей. Эти деньги были использованы на ремонт мон-ря Ставровуни. После своего низложения Мелетий III устроил начальную школу в с. Монагри для детей греков-криптохристиан (он и его преемник Варфоломей (1864-1866) были вынуждены оставить кафедру из-за конфликта с жителями Ларнаки и Скалы, что было связано с усилением роли мирян в управлении экономическими делами митрополии).

http://pravenc.ru/text/1841149.html

Епископ Солийский в глазах греков являлся реальным главой правосл. Церкви, которого они называли архиепископом. Роспись Латинской капеллы в мон-ре прп. Иоанна Лампадиста. Нач. XVI в. или между 1555 и 1571 гг. Роспись Латинской капеллы в мон-ре прп. Иоанна Лампадиста. Нач. XVI в. или между 1555 и 1571 гг. В 1472 г. папа Римский Сикст IV повторно запретил греч. епископам, в первую очередь епископу Солийскому, находиться в крупных городах и отправлять там правосудие. Однако этот запрет не был введен в действие. Синтез культур в кипрском обществе сер. XV в. был столь велик, что лат. и греч. священники нередко служили в одних и тех же храмах, что производило сильное впечатление на прибывавших из Европы на Кипр католиков (напр., в одном из селений близ мон-ря Ставровуни, о чем сообщил в 1483 путешественник Феликс Фабри). Для отправления лат. обряда с сев. стороны к правосл. собору прп. Иоанна Лампадиста монастыря в Калопанайотисе была пристроена т. н. Латинская капелла. Ее фрески отражают сильное влияние живописи раннего Возрождения. В XV в. двухнефные храмы для совершения богослужения православными и католиками не были редкостью на Кипре, так же как и на островах Эгейского м., находившихся под властью латинян. Видимо, обострение соперничества между французами и венецианцами после смерти Иакова II Лузиньяна привело к тому, что в 1474 г. игумен мон-ря Ставровуни Симон де Санкто-Андреа был схвачен и заключен в тюрьму в Фамагусте, а затем отправлен в Венецию. В Ставровуни, принадлежавшем с 1-й пол. XIII в. бенедиктинцам, снова поселились правосл. монахи. В венецианский период (1489-1570/71) формально мало что изменилось в положении КПЦ: греч. епископы по-прежнему должны были проживать в сельской местности, но реально пребывали в городах; их, как и при Лузиньянах, было 4; основной доход поступал в пользу Зап. Церкви. Однако начавшиеся еще в XV в. такие политические изменения в кипрской истории, как принятие унии на Ферраро-Флорентийском Соборе, угроза османского завоевания, массовый отъезд лат. населения в Европу, аноблирование греч. и сир. семей и эллинизация лат. знати, внесли серьезные коррективы в положение КПЦ. Мн. иерархи Зап. Церкви предпочитали большую часть времени проводить в Риме, изредка наведываясь в свои епархии. Так, в нач. XV в. лат. Фамагустский епископ постоянно проживал в Риме, а в Фамагусте для совершения мессы находилось небольшое число священников. В школу при лат. кафедральном соборе свт. Николая Чудотворца в Фамагусте принимали не только католиков, но и православных. КПЦ начала играть значительно более заметную и активную роль в политике Кипра.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Этой историей митрополит Лимасольский Афанасий поделился на встрече с прихожанами 13 сентября 2023 года. Преподобный Паисий Святогорец (в центре), схимонах Иосиф Ватопедский (слева) и митрополит Афанасий (справа) Сегодня у меня юбилей. Нет, не день рождения, но очень важная дата в моей жизни, связанная с событием, которое произошло почти 50 лет назад. Сейчас мне 64 года, а это произошло, когда мне было 18. Я тогда поехал учиться в университет в Салоники и узнал Святую Гору Афон. Конечно, я слышал про Афон и раньше из рассказов разных людей, но эти знания были весьма незначительны. И вот, слушая их свидетельства, у меня возникло желание посетить Святую Гору самому. Кроме того, где-то лет с 15-ти я вел переписку со старцем Иосифом , который тогда жил в Новом Скиту, и это был мой единственный контакт со Святой Горой. Правда, я тогда не особо понимал в духовных вещах, но мне сильно помогло общение с монастырем Ставровуни . Тогда монастыри Ставровуни и Троодитисса были киновийными и имели афонский уклад жизни. Ставровуни был очень строгий монастырь, каким, впрочем, остается и по сегодняшний день. Я ездил в этот монастырь и исповедовался у старца Афанасия . Мой первый визит был катастрофой. Афон мне вообще не понравился. Я сразу захотел оттуда уехать На Афон же в первый раз я поехал, когда стал студентом университета в Салониках. Я приехал в Грецию в конце сентября и через 6–7 дней поехал на Афон. Мой первый визит был катастрофой. Афон мне вообще не понравился. Я сразу захотел уехать оттуда. Это было некое бесовское наваждение. Все шло наперекосяк. Сначала я упустил автобус, на котором хотел поехать в монастырь Филофей. Затем я встретил старца Иосифа у Протата на тракторе, и мне не хотелось говорить ему, что я и есть тот самый Андрей Николау, который писал ему письма. Кстати, когда меня рукоположили, то я не сообщил ему об этом, и, когда он меня встретил, то спросил: «Как тебя зовут?» – Я говорю: «Антоний». – А он мне: «Не знаком ли ты с Андреем Николау?» – Я говорю ему: «Нет, не знаю такого». – А старец: «Странно».

http://pravoslavie.ru/157202.html

V.8. Старостильный раскол в Кипрской православной церкви V.8.1. Архиепископство Новой Юстинианы и всего Кипра юрисдикции «матфеевского» синода церкви ИПХ Греции На Всеправославном Совещании 1923 года, принявшем постановление о допустимости использования в церковной жизни новоюлианского календаря, от лица Кипрской Православной Церкви присутствовал иерарх Константинопольского Патриархата митрополит Никейский Василий, поставивший свою подпись под календарным решением 1000 . После того, как проект реформы был разослан для ознакомления предстоятелям Поместных Церквей архиепископ Кипрский Кирилл III в своём ответном письме, датированном 23 августа/05 сентября 1923 года, заявил Вселенскому патриарху о готовности перейти на новый стиль. Кроме того, в письме высказывалось опасение относительно возможности возникновения церковных нестроений в том случае, если календарная реформа в Поместных Православных Церквях не будет проведена единовременно 1001 . Непосредственно сам переход на новый стиль Кипрская Православная Церковь совершила совместно с Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью 10/23 марта 1924 года 1002 . Большинством церковного народа реформа была воспринята безболезненно, тем не менее, возникла незначительная по численности старостильническая группировка. Спустя некоторое время сторонники юлианского календаря распространили слух о том, что архиепископу Кипрскому Кириллу на смертном одре якобы было видение ангелов, возвестивших ему о том, что календарное преобразование было ошибкой 1003 . Основным центром сопротивления проведению календарной реформы в Кипрской Православной Церкви стал древний монастырь Ставровуни. Несмотря на то, что игумен обители согласился с введением нового стиля, часть братии монастыря, подстрекаемая иеромонахом Киприаном, заявила о намерении продолжать богослужения по юлианскому времяисчислению. Монастырское руководство долго попускало существование в обители старостильной оппозиции, однако в 1944 году непокорные монахи были изгнаны за пределы Ставровуни 1004 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По состоянию на 2007 г. в ведении Автономной Болгарской Церкви ИПХ, входящей на правах автономии в Экзархат Балканских стран «каллиникитского» Синода ЦИПХ Греции, находятся 4 священника и 4 приходских храма, расположенных в Пловдиве, Филиппуполе, Разнграде и Ивеловграде 1054 .   V.8. Старостильный раскол в Кипрской Православной Церкви На Всеправославном Совещании 1923 г., принявшем постановление о допустимости использования в церковной жизни новоюлианского календаря, от лица Кипрской Православной Церкви присутствовал митрополит Никейский Василий, поставивший свою подпись под календарным решением 1055 . После того, как проект реформы был разослан для ознакомления Предстоятелям Поместных Церквей архиепископ Кипрский Кирилл III в своем ответном письме, датированном 23 августа/5 сентября 1923 г., заявил Вселенскому патриарху о готовности перейти на новый стиль. Кроме того, в письме высказывалось опасение относительно возможности возникновения церковных нестроений в том случае, если календарная реформа в Поместных Православных Церквях не будет проведена единовременно 1056 . Непосредственно сам переход на новый стиль Кипрская Православная Церковь совершила совместно с Константинопольским Патриархатом и Элладской Православной Церковью 10/23 марта 1924 г. 1057 Большинством церковного народа реформа была воспринята безболезненно, тем не менее, возникла незначительная по численности старостильническая группировка. Спустя которое время сторонники юлианского календаря распространили слух о том, что архиепископу Кипрскому Кириллу на смертном одре якобы было видение ангелов, возвестивших ему о том, что календарное преобразование было ошибкой 1058 . Основным центром сопротивления проведению календарной реформы в Кипрской Церкви стал древний монастырь Ставровуни. Несмотря на то, что игумен обители согласился с введением нового стиля, часть братии монастыря, воодушевляемая иеромонахом Киприаном, заявила о намерении продолжать богослужения по юлианскому времяисчислению. Монастырское руководство долго попускало существование в обители старостильной оппозиции, однако в 1944 г. непокорные монахи были изгнаны за пределы Ставровуни 1059 . Данное обстоятельство послужило импульсом к формированию на Кипре самостоятельной старостильнической псевдоцерковной структуры. Изгнанные монахи образовали в разных частях острова свои скиты и установили контакт с «матфеевским» Синодом Церкви ИПХ Греции. В 1946 г. епископом Матфеем (Карпафакисом) были посланы на Кипр пять монахов, вслед за которыми остров посетил Секретарь «матфеевского» Синода протоиерей Евгений Томброс. Вскоре кипрскими старостильниками в окрестностях Ларнаки был основан первый монастырь, освященный в честь иконы Божией Матери Галактофилусы (Млекопитательницы). Он возник на месте, якобы бывшего явления Богородицы бродячему монаху-старокалендаристу. Возглавил монастырь архимандрит Хризостом, пребывавший на этой должности вплоть до 1980 гг. 1060

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Она не могла себе этого представить, чтобы здесь существовал такой Рай . В другом своем письме она продолжает: «Православное монашество напоминает древнюю Элладу. В наших монастырях нет узких или темных проходов, как в западных средневековых монастырях. Наши монастыри имеют светлые келии, построенные всегда около цветочных клумб». Ангелы сделали ей просто «передышку», и это ощутили и другие монахини. В глубине они знали, что она была с ними временно. Прошли месяцы, прежде чем на горизонте показалось хотя бы одно Приглашение! Она вела большую переписку, но, поскольку почтальон не приходил в монастырь, ее получали по адресу своих сестер в Маруси. Мы нашли открытку, которую ей прислал о. Лазарь из монастыря Ставровуниу на Кипре. Он писал: «Преподобнейшая во Христе сестра Гавриилия. Возмогай во благодати Господа нашего Иисуса Христа. Получил Ваше послание на днях, и прошу извинения за мою медлительность. Очень рад за Ваш приезд в исихастирий и желаю Вам мирной в нем жизни... Передайте мое благословение почтенной игуменье и остальным сестрам, и особенно сестре Фомаиде. С любовью Христовой, отец Лазарь, иеромонах обители Ставровуниу, Кипр». Много народа приезжало и приходило в монастырь. Друзья и бесчисленные знакомые. Приходили на день-два покоя и тишины и снова уезжали. Приезжали и архиереи из Америки. Приезжал отец Лев Жиле и отец Лазарь Мур. Приезжал отец Фотис Контоглу, который очень хотел с ней познакомиться. Он многое слышал о ней от их общей подруги Ка Кириакопулу. Еще приезжал монах-индуист Чивананда, теперешний игумен в ашраме Шивананда. «Добротолюбие», которое она ему порекомендовала в Индии, вызвало в нем горячее желание познакомиться с аскетами на Святой Горе! Геронтисса помогла ему поехать. В письме, посланном 2 октября 1968г., он говорит: «Всегда живет во мне воспоминание о последних наших встречах в Афинах и Найроби. Буду с благодарностью вспоминать то, что Вы сделали, чтобы я смог посетить священные монастыри Афона и познакомиться с великими и святыми теми монахами, которые живут жизнью покаяния и молитвы... Прошу Вашего благословения и молитвы, как и молитв насельниц, монахинь Вашего священного монастыря Нового Иерусалима. Прошу Вас передать им мои братские приветствия и мои благословения, да имеют они всякое духовное благословение в своей жизни. Пусть свет Божий излучается от Вас самой и от сестер Ваших, монахинь. Да живете вы всегда прославляя Его Пришествие каждое мгновение вашей жизни. Пусть Божественная Река безостановочного воспоминания Его безостановочно течет среди вас...»

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriiliya/pod...

«От юности восприял еси Христа» – Я сам неграмотный, из одной деревни возле Спарты на Пелопоннесе. Стал монахом с малых лет. Когда мне было 11 лет, я ушел в зилотский, старостильный, строгий монастырь Панагулаки в Каламате. Среднюю школу окончить мне не дали. Игумен сказал: «Ты уже умеешь читать Псалтирь, Октоих, и довольно!» Родители тогда развелись, я жил с матерью (отец был человеком немного беспорядочных нравов), семья бедствовала. – Как ваш уход в монастырь восприняла мама? Все-таки единственный сын… – Моя мать была святая женщина. Всегда с четками, в платочке, вся погружена в молитву. Она постоянно пребывала в состоянии душевного равновесия, выдержанно относилась ко всем людям. Так вот, в 11 лет я ушел в монастырь Панагулаки. В нем жили аскеты, люди высокой духовной жизни. Когда в 1924 году в Греции произошел переход на новый стиль, то они остались на старом. В этой обители подвизались отцы Иоиль (Янакопулос, 1901–1966), исследователь и истолкователь книг Священного Писания; Агафангел (Вурдулас), Хризостом (Папасарантопулос, 1903–1972), выдающийся первопросветитель Африки XX столетия; Иоаким (Яннанитис). Кстати, зилотом был и наш святой Филумен . Он уроженец Кипра, воспитанник Ставровуни (который тогда был на старом стиле) . При смене календаря Ставровуни не сразу принял новый, а только с 1935 года. Тогда семь отцов из монастыря ушли – Аркадий, Григорий, Дионисий, Матфий… среди них и Филумен. Как-то раз (я тогда служил диаконом в Вифлееме) я накрыл на стол для трапезы. Присутствовали архимандриты Григорий, Николай, Клавдий, Аркадий. Читаю молитву. «Слава Отцу и Сыну… отче святый, благослови», – обращаюсь к игумену (игуменом был Григорий). Григорий в свою очередь обращается к архимандриту Николаю с Кипра: «Отче, благослови!» «Христе Боже…» Святой Филумен убирает тарелку: «Ваши пусть благословляет, раз он служит и по старому, и по новому стилю ». А в те времена уже много было таких случаев. Допустим, батюшка на праздник святого Константина служит в Греции и 13 дней спустя приезжает сюда и снова служит на праздник святого Константина в Иерусалиме. А Кормчая книга запрещает священнику совершать одну и ту же литургию дважды! Вот до такой степени зилотом был святой Филумен. Человек категоричный, но отличался большим смирением. Святой!

http://pravoslavie.ru/62374.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010