У причисленного к лику святых Иерусалимской и Русской Православной Церквами преподобномученика Филумена был родной брат-близнец, старец Елпидий. Сегодня мы публикуем фрагменты воспоминаний о братьях Хасаписах их родных и близких. Преподобномученик Филумен (Хасапис) У Георгия и Магдалины Хасаписов из Орунды родилось тринадцать детей. Десять из них выжили, двое, братья-близнецы Софоклис и Александр, стали монахами. Один из них, Елпидий, окончил свой путь на Афоне в Неа Скити, а другой, Филумен, был ритуально убит иудеями-фанатиками на Святой Земле и причислен к лику святых. На их родном острове Кипре о них помнят все эти годы, особенно в Орунде и Никосии, в монастырях Ставровуни и Махерасе. В начале 1980-х годов кипрский журналист Клитос Иоаннидис собрал воспоминания родственников преподобномученика Филумена и иеромонаха Елпидия. О них всегда говорят вместе. Из беседы Клитоса Иоаннидиса с двоюродной сестрой преподобномученика Филумена Пенелопой Илиаду: – Вы – двоюродная сестра старца Елпидия и преподобномученика Филумена, имели возможность близко общаться с ними. Скажите нам несколько слов о каждом. – Мы росли вместе до их 14-летнего возраста. Я была шестью годами младше. – Александр и Софоклис их имена… – Да. Летом моя тетя отвозила меня в деревню. Там у нас была бабушка, очень преданная Церкви. Вечерами она поручала нам по очереди читать Четьи-Минеи. На Филумена и Елпидия бабушка оказала сильное влияние. Они больше всех нас прислушивались к ней. И были самыми примерными, может, потому что старшие. Мои два брата происходили из многодетной семьи. Из 13-ти человек детей трое умерли, а 10 выжили. Поэтому им не уделяли особого внимания. Однажды тайком они ушли в монастырь Ставровуни, сами, пешком. Тогда им было по 14 лет. Нам сказали, что Алекос и Софокл убежали из дома в монастырь. Их родители были людьми Божиими и восприняли это легко. – Как звали Вашу тетю, мать братьев? – Магдалина, а дядю – Йоргис. Когда они узнали об уходе детей в монастырь, то сочли греховным пойти забрать мальчиков домой, раз те захотели посвятить себя Богу. И братья сами, когда им предложили вернуться в Никосию, отказались. В монастыре они провели около пяти лет. Они не возвращались в город. Они думали, что мир полон греха.

http://pravoslavie.ru/38156.html

Я хотел бы подчеркнуть, что отец Евстафий был очень видным служителем в Кипрской Церкви, известным всему Кипру. Он пользовался громадным уважением. Его присутствие, его высказывания создавали особую атмосферу на различных церковных собраниях. В епархии Аммохосту он исполнял обязанности епископа, потому что приснопамятный архиепископ Макарий III со всеми своими обязанностями не мог часто бывать в находившейся в его подчинении Аммохосту, а различные викарные епископы в то время вдобавок окормляли архиепископию в Никосии. Так, епархией Аммохосту управлял отец Евстафий, то есть он занимался всеми административными и духовными вопросами, будучи представителем архиепископа и архиепископии. Он всегда решал все возникающие проблемы с большой мудростью и кротостью, которые были его отличительной чертой. Я был школьником, когда познакомился с отцом Евстафием в монастыре Ставровуни, куда ходил исповедоваться. Выходя из кельи моего духовника, я увидел отца Евстафия, о котором очень много слышал. Он исповедовался у духовника монастыря Ставровуни. Позднее я учился в университете и уже был знаком с жизнью на Святой Горе. Господь так устроил, что я познакомился с отцом Евстафием ближе. После того как на архиепископскую кафедру Кипра был возведен нынешний архиепископ блаженнейший Хризостом, я как раз ненадолго приехал в архиепископию. Отец Евстафий тогда начал ощущать в себе желание удалиться в монастырь и жить монашеской жизнью. И вот он подошел ко мне (мне тогда было всего лишь двадцать лет, и у меня не было никакого духовного опыта) и стал расспрашивать меня о Святой Горе, как новичок, как ребенок в воскресной школе, о том, как там живут отцы, как они молятся, какую одежду носят, что и когда едят, когда и сколько спят. Он задавал мне вопросы один за другим, как маленький ребенок, который первый раз услышал про Афон и, пораженный, хочет побольше узнать. А я с юношеским воодушевлением и простотой отвечал на его вопросы и описывал ему жизнь на Святой Горе. Господь так устроил, как сам отец Евстафий мне позднее признался, что эти наши разговоры сильно повлияли на его решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На Кипре готовится проведение православного фестиваля " Единство " 04.04.2006 В 2006 - 2007 гг. исполняется 900 лет установления духовных контактов между Киевской Русью и Кипром . В 1106 году посланец Древней Руси игумен Даниил побывал на Кипре, совершая паломничество на Святую Землю. Он оставил потомкам уникальный труд " Хождение " , страницы которого посвящены и Святой Кипрской Земле. Русский Православный Образовательный Центр по Благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при духовной поддержке священноначалия Кипрской Православной Церкви и содействии Посольства России предлагает отметить этот знаменательный юбилей Православным фестивалем " Единство " , который пройдет на Кипре с мая по октябрь 2006 года. Важно отметить, что идея родилась среди российской общины, явилась народной инициативой и была одобрена уважаемым на Кипре священнослужителем, настоятелем обители Ставровуни игуменом Афанасием, сообщает пресс-служба Русского православного образовательного центра. В феврале - марте 2006 г в ходе подготовки к Православному фестивалю, более 120 представителей Русской общины Кипра посетили монастырь Ставровуни и кипрские храмы во имя русских святых. И всюду их исключительно тепло встречали кипрские братья по вере. Отрадно, что на инициативу РПОЦ уже откликнулось несколько российских организаций на Кипре: посольство РФ, педагогические коллективы школ: при посольстве РФ; " Ученики Пифагора " , школа искусств " Ангара " , Международный женский клуб. 21 марта состоялась встреча представителей РПОЦ с директором Российского культурного центра на Кипре Романом Викторовичем Вавиловым. Директор РКЦ выразил большую заинтересованность в проведении юбилейных мероприятий, посвященных 900-летию духовных связей братских народов, выразил поддержку, готовность принять участие. Были обсуждены организационные вопросы подготовки к православному фестивалю. Русская линия Редакция текста от: 04.04.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/401.html

В 1938 г. Л. снова был вызван в суд «за возмущение общественного спокойствия» и приговорен к ограничению передвижения в пределах района Ктима в Пафосе сроком на год. Из Пафоса Л. управлял Церковью, назначив своих представителей в Никосии, Пафосе, Ларнаке и Киринии. Поскольку Л. произносил патриотические речи, то новый суд, состоявшийся в мае 1939 г., приговорил его к еще одному году ограничения передвижения. В 1939 г. Л. преобразовал в киновию мон-рь Пресв. Богородицы Троодитиссы и переселил туда часть братии из мон-ря Ставровуни , к-рый местоблюститель часто любил посещать. У Л. была тесная духовная связь с подвизавшимся в Ставровуни иером. Киприаном (Хадзигеоргаллисом; † 1955). В условиях второй мировой войны чрезвычайный режим на Кипре был отменен, англичане и киприоты вместе сражались «ради общей победы», у киприотов появились надежды на послевоенное изменение политического строя. В те годы соответствующим образом изменилась и позиция Л. по отношению к брит. властям. В 1941 г. Л. учредил Народный Совет Кипрской Церкви из представителей 6 округов - совещательный орган при местоблюстителе. В период местоблюстительства Л. большую роль в церковной жизни играли епархиальные комиссии, в к-рых участвовали миряне. Л. считал, что Церковь должна оставаться вне партийной борьбы. В речи от 15 нояб. 1944 г. он заявил, что Церковь не имеет права предать анафеме кипрскую коммунистическую партию АКЕЛ, потому что коммунизм является социально-политической системой, а не ересью, и он не был осужден ни одним из Вселенских Соборов. Л. упомянул, что греч. король поддерживает отношения с правительством СССР, а правосл. Патриархаты - с РПЦ, к-рая сотрудничает с советской властью ( Κοκκινφτας. 2015. Σ. 145). Однако после вооруженных столкновений в Греции в дек. 1944 г. правых и левых сил Л. вынужден был оставить свое намерение сотрудничать с АКЕЛ в рамках созданного им в янв. 1945 г. Бюро этнархии Кипра, целью к-рого было освобождение острова. Местоблюститель испытывал все более сильное давление со стороны правых сил, требовавших анафематствования коммунистов. 11 нояб. 1945 г. он обратился с письмами к Синоду Элладской Православной Церкви, чтобы узнать, осуждалась ли им официально коммунистическая идеология (отрицательный ответ был получен 29 нояб. 1945), и к профессору канонического права Аливизатосу относительно того, можно ли ее осудить с канонической т. зр. В подробной записке Аливизатос изложил, что церковное осуждение политической теории антиканонично, но если через нее распространяются антирелиг. идеи, то пастырям необходимо вести просветительскую работу в данном направлении. 12 февр. 1946 г. Л. обратился к киприотам с посланием, в к-ром заявил, что «некоторые крайние проявления коммунистической теории достигли пределов антихристианской пропаганды», и призвал их быть бдительными (Ibid. Σ. 149).

http://pravenc.ru/text/2463537.html

– Не можешь ты еще, чадо, понять их значение. Конечно, духоносный старец не открыл тогда тайн созерцания молодому своему преемнику, но и не лишил его вовсе духовного наследства, которое оставляет истинный отец и наставник законному сыну и ученику, поскольку далее мы убедимся в том, что молодой Дионисий во всем стал подражать своему истинному отцу и учителю. Богодухновенный, духоносный и преподобный старец Дионисий, как добрый домоправитель, наставлял собравшихся вокруг него братьев в подлинном святоотеческом и афонскомдухе. Достигнув глубокой старости и предвидя свою кончину, он преселился в мир иной. Этот святой жизни человек не только восстановил Ставровунийскую обитель на Кипре, но и стал родоначальником ее монашеского братства. О святости корня свидетельствуют прекрасные плоды, ибо, по слову Господа: «дерево познается по плодам» ( Мф.7:20 ). ИГУМЕН ВАРНАВА Что достойного этой священной главы можем сказать мы, недостойные и негодные? Однако описать то, хотя и немногое, что узнали, мы просто должны и обязаны. Этот замечательный и благодатный подвижник, а затем настоятель Ставровунийского монастыря отец Варнава родился в 1864 году, а в монастырь пришел в 1890 году. Как мы уже упоминали ранее, азам монашеской жизни он был обучен на Афоне строгим и в высшей степени укорененным в святоотеческом предании старцем Каракалльского монастыря Кодратом. В 1892 году он был избран начальствующим в монастыре, а в 1910 году, в Воскресение Самаряныни, не достигнув еще старческого возраста, был поставлен игуменом над братией вновь образовавшегося Ставровунийского монастыря. В этом сане отец Варнава пробыл и последующие сорок лет, когда уже количество братии значительно увеличилось. Всегда деятельный и рассудительный он строго следил за соблюдением устава общежительного монастыря, так что ни разу не дал и малейшего повода для упрека в его нарушении. Через всю жизнь отец Варнава пронес первоначальную ревность по Богу и всегда отличался добродетелями, особенно кротостью и беззлобием. Никто и никогда не видел отца игумена возмущенным или обезпокоенным чем-то, несмотря на множество причин для этого, поскольку число братии постоянно росло. К благословенному этому старцу с полным основанием можно было отнести слова Священного Писания : «вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

В настоящее время Кипрская Церковь состоит из архиепископии и пяти митрополий. Имеет 450.000-ную паству, более 570 приходов, около 650 священнослужителей, 11 древних монастырей . Все монастыри на Кипре как мужские, так и женские — киновийные (общежительные). Насельники их проводят жизнь в подвиге молитвы и труда, сами себе добывая средства к существованию. Монастыри располагают земельными угодьями, на которых иноки выращивают маслины, миндаль, фруктовые деревья. Отдельные участки земли отводятся под огороды. Занимаются насельники обителей и рукоделием. Свою продукцию они сдают в магазины для продажи. Игумены монастырей избираются самой братией монастыря. «Поставленный однажды на этот пост игумен остается на нем пожизненно» . При игумене имеются советники, избранные также братией монастыря на четыре года. Принятие монашества разрешается лишь после трехлетнего искуса лицам не моложе 25 лет. Послушником можно поступить в монастырь в возрасте 15 лет. «Всякое имущество, которое монах приобрел после пострига, принадлежит монастырю» . Из монастырей следует упомянуть: Ставровуни — монастырь Святого Креста (IV в.), расположенный на вершине горы, на высоте более тысячи метров. История его возникновения такова. Святая царица Елена, проплывая мимо острова Кипр на обратном пути из Палестины в Византию, получила в сонном видении указание сойти на остров и основать там монастырь на скале, где стоял языческий храм Афродиты. По приказанию царицы колоссальная статуя Афродиты была низвергнута со скалы, а на ее месте, в 327 г. воздвигнут монастырь. В иконостасе древнего храма, построенного святой Еленой, хранится вделанная в большой деревянный крест в серебряном окладе главная святыня храма — часть. Животворящего Древа Креста Господня, привезенная сюда самой царицей. Возле стен монастыря находятся руины языческого капища Афродиты. В монастыре, как и в других мужских обителях, немного иноков, и они в свободное от молитвы время занимаются пчеловодством, овощеводством и иконописанием. Подворьем монастыря Ставровуни является монастырь святой Варвары. Основан русской монахиней, прибывшей на Кипр в XIII столетии. Вначале это был женский монастырь, в настоящее время мужской. Известен тем, что насельники его занимаются по преимуществу иконописанием. Их работы поступают во вновь строящиеся храмы на Кипре. Монастырь святой Варвары — это своего рода художественная школа иноков-иконописцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/441213/

Прошлое и настоящее монастыря Ставровуни Один из старейших существующих монастырей Кипра – мужской православный монастырь Ставровуни, который по стечению обстоятельств, находится в невероятно живописном месте, на самой настоящей - вершине горы Святого Креста, возвышаясь над уровнем моря на высоте 690 м. Русские народные промыслы. Федоскинская миниатюра и Жостовская роспись Несколько столетий назад в деревнях и селах Московского уезда, ныне Мытищинский район в Московской области, зародились народные промыслы Руси, со временем разросшиеся из мастерских и артелей в фабрики. Город креста и история его имени Крепостная гора является одной из основных исторических достопримечательностей города Ставрополя. Она находится почти в самом центре краевой столицы. На этой возвышенности находилась Ставропольская крепость, которая являлась одной из крепостей укрепленной линии от Азова до Моздока. Абрамцево: дух российской глубинки Примерно в 60 км от Москвы в окружении спокойствия и живописных окрестностей природного парка и долины реки Вори расположилась знаменитая, прежде всего своими владельцами и гостями усадьба-музей «Абрамцево». Христианские памятники архитектуры в Киеве Немного городов могут похвастаться тем, что христианство было туда принесено одним из апостолов Христа. Киев именно такой город. Согласно историческим справкам учение о христианстве в этих местах проповедовал апостол Андрей Первозванный. Средневековье в Чехии Быстро наступит весна – пора обаяния и любви. Многие пары станут задумываться о поездке в романтическое путешествие по странам мира. Чехия станет великолепным местом для проведения отдыха с любимым человеком или семьей. Живописная Италия Италия считается одной из самых посещаемых туристами стран. Её называют страной-музеем. Туда едут художники, чтобы писать великолепные пейзажи, поэты, музыканты. Попадая в эту страну, человек забывает о современности и попадает туда, где сохранились следы Римской империи, культурные традиции. Столичные достопримечательности

http://zavet.ru/obs/mx/mest/

Закрыть itemscope itemtype="" > Честной крест православного Кипра 12.07.2005 442 Время на чтение 6 минут Монастырь Ставровуни расположен в стороне от главной дороги Ларнака-Лимассол, на самой вершине горы Креста, высотой около семисот метров. Асфальт, электричество, телефон, водопровод и прочие блага цивилизации дошли и сюда, но это мало изменило главную цель насельников обители - ежедневно и ежечасно предстоять в молитве перед Честным Крестом. " Креста Твоего древу поклоняемся, Человеколюбче, яко на нем пригвоздился еси, Животе всех " . Через год после I Вселенского Собора в Никее совершилось важное для всех христиан событие. В 326 году святая равноапостольная Елена, царица Константинопольская, после долгих поисков обрела в Иерусалиме величайшие святыни: Честной Крест и Священные Гвозди, которыми был прибит к Кресту Спаситель, и кресты двух разбойников - раскаявшегося и нераскаявшегося. Святитель Макарий, архиепископ Иерусалимский, прикладывал все три креста к телу умершей женщины. И когда она воскресла от прикосновения Честного Креста, все возрадовались произошедшему чуду. Святая Елена не могла сразу различить оставшиеся кресты и повелела поменять на них перекладины. Каждый крест стал содержать часть креста раскаявшегося разбойника. Оставив в Иерусалиме большую часть Честного Креста, взяв другую часть и остальные кресты, в 327 году святая Елена отправилась из Палестины в обратный путь в Константинополь. Сохранившееся на Кипре предание именно с этим путешествием и связывает историю основания монастыря Ставровуни. Из-за разразившейся на море бури царица Елена приказала бросить якорь у южного побережья острова Кипр, в устье реки Тетиос, впоследствии переименованной в Василопотамос (Царская река). В ту ночь явившийся святой Елене Ангел Господень повелел ей воздвигнуть на острове христианские храмы и оставить в них частицы Честного Креста. Проснувшись, свита и воины, сопровождавшие царицу, не обнаружили в лагере великой святыни - Креста Господня. В результате долгих поисков его нашли парящим и светящимся над одной из горных вершин, в окрестностях Китиона (нынешней Ларнаки).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Достойно внимания еще немного остановиться на братстве ананеев. Это братство было духовно связано с братством святого Иосифа Исихаста. Когда позже, после откровения, святой Иосиф и святой Ефрем Катунакский, оставив зилотство, перешли в каноническую Христову Церковь, поминая Вселенского Патриарха, братство ананеев также захотело оставить зилотство. Вышеупомянутый иеромонах Анания, придя в кириакон (главный храм в идиоритмичных скитах) скита Святой Анны, как говорил сам, обильно почувствовал Божественную Благодать, как только взял кадило. Это было что-то, что он не чувствовал, находясь вдали от канонической Церкви. Однако некоторые отцы засомневались в каноничности его хиротонии, поэтому он сам обратился к проистамену Великой Лавры, к которой принадлежит скит Святой Анны, геронде Платону, чтобы тот сказал ему, что подобает сделать. Последний, в свою очередь, обратился во Вселенскую Патриархию, и Патриарх Афинагор ответил ему: «Принимаем брата, как есть». Приведенное выше рассказывал сам святой Ефрем Катунакский. Святой Ефрем, хотя сам не сомневался в собственном священстве, согласился на то, к чему склонял его старец Иосиф Ватопедский, т. е. чтобы после прекращения принадлежности к зилотским течениям над ним была прочитана молитва находящимся на тот момент в монастыре Ставроникиты блаженной памяти епископом Сидирокастрийским Иоанном. Тот прочитал над ним не что иное, как разрешительную молитву. Остается фактом то, что святой Ефрем Катунакский видел много чудесных событий в своей священнической жизни, когда принадлежал к зилотам, однако он их видел, как сам говорил, мутно. При переходе же в каноническую Церковь он видел все уже чисто. Святой Иосиф Исихаст, прежде чем вернуться в каноническую Церковь, принял в качестве послушников старца Ефрема, известного более как Ефрем Аризонский, он же проигумен монастыря Филофей, старца Харалампия, впоследствии игумена монастыря Дионисиат (отметим, что хиротония обоих в священники была совершена архиереем Вселенского Патриархата), старца Иосифа, в дальнейшем Ватопедского, который приехал из монастыря Ставровуни на Кипре и на Святой Горе носил имя монах Софроний. Насколько нам известно, монашеские постриги трех этих отцов совершил святой Ефрем Катунакский, который, будучи священником, много лет причащал их Святых Таин.

http://bogoslov.ru/article/6171932

   Мы могли бы многое написать об этом блаженном старце, «истинном Израильтянине, в котором не было лукавства» (Ин.1: 47) по свидетельству всех отцов, кто его знал. Все считали его человеком Божиим и избранным сосудом Божественной благодати. Подвизаясь с этой священной ревностью, неутомимый делатель правды принял великий и ангельский образ, подтверждая слова Писания: «Скончався вмале исполни лета долга. Угодна бо бе Господеви душа его» (Прем.4:13—14). Терпеливо снося подвиг послушания и исполняя прочие монашеские свои обязанности, кроткий и смиренный старец Евстафий закончил свой путь, поболев немного, и присоединился к сонму наших отцов, примеру и традициям которых он неукоснительно следовал. Старец Елпидий    Достопамятный старец Елпидий был братом-близнецом священномученика Филумена, не так давно пострадавшего в Палестине от евреев. От его нетленных мощей, обретающихся в Иерусалиме, сверхъестественным образом исходит благоухание и совершаются чудеса, чем явно подтверждается его святость.    С самого юного возраста эти блаженные души воспылали стремлением к Богу, и потому не имели никакого другого занятия, кроме чтения святоотеческих книг и молитвы. Однажды, читая житие преподобного отца нашего Иоанна Каливита, они настолько пленились героическим примером этого земного ангела, что немедленно, по взаимной договоренности, тайно оставили родителей и ушли в Ставровунийский монастырь. Им было тогда по четырнадцать лет.    Эта обитель в то время находилась в цветущем состоянии и жизнь была в ней устроена по примеру общежительных Афонских монастырей. В ней среди других отцов сиял, подобно светочу, неутомимый отец Киприан — духовный гигант, чей пример и учение освещали и украшали духовный горизонт всей Кипрской Церкви. Искренняя приверженность святым отцам, свойственная всему укладу жизни в монастыре, раз и навсегда оставила в душах юных тогда послушников неизгладимое впечатление.    В этой священной палестре они провели шесть лет, а потом уехали в Палестину по той причине, что из-за суровых условий жизни в обители здоровье обоих серьезно пошатнулось. Там они вступили в Святогорское братство. Около 1937 года отца Елпидия рукоположили в диаконы, а в 1940 году — в пресвитеры. Кстати, там ему была предоставлена возможность закончить гимназию. Затем он проходил послушания на различных должностях в Патриархии: был настоятелем монастыря Иоанна Предтечи, потом служил в Тивериаде и после того был Патриаршим экзархом в Назарете. Там он был возведен в сан архимандрита, и там же мы его и встретили в 1946 году во время нашей поездки по Палестине. Никогда не забыть нам, как ласково и с любовью объясняя, он водил нас по святым местам. Но наше умиление достигло предела, когда при восхождении на гору Фавор он проникновенно пел соответствующие тропари и в особенности тот удивительный по своей красоте: «Се, восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем...» .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010