Информационный доклад уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по УССР П. С. Ходченко в Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о работе за II квартал 1945 г. 177. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «По вопросам, относящимся к православной церкви и монастырям» 178. Постановление СНК СССР «О порядке обложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях» 179. Доклад Г. Г. Карпова начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александрову о состоянии и деятельности Русской Православной Церкви в СССР (по данным на 1 июля 1945 г.) 180. Докладная записка председателя Совета по делам религиозных культов при СНК СССР И. В. Полянского Г. Ф. Александрову об активизации религиозной деятельности в стране 181. Из доклада уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Курской области Ефремова о состоянии патриотической работы духовенства в области 182. Справка Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР о действующих и недействующих храмах по областям и республикам СССР и об открытии новых церквей 183. Докладная записка заместителя председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С. К. Белышева И. В. Сталину о результатах поездки в Финляндию митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) по вопросу воссоединения Финляндской Православной Церкви с Русской 184. Докладная записка С. К. Белышева И. В. Сталину о результатах поездки представителей Московской Патриархии в Германию, Австрию и Чехословакию 185. Из информации уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Курской области Ефремова – О количестве действующих и недействующих церквей по состоянию на 1 декабря 1945 г. 186. Докладная записка Г. Г. Карпова В. М. Молотову с просьбой разрешить колокольный звон в г. Москве 187. Из отчета о работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР – о разрушении и ограблении зданий религиозных культов Раздел 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В железном веке (VII в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) на территории М. и прилегающих земель расселились племена городецкой культуры, сформировавшейся на основе местных культур бронзового века. Поселениями этой культуры являлись городища и селища Каргашинское (около с. Каргашина Зубово-Полянского р-на), Нароватовское (вблизи с. Нароватова Теньгушевского р-на), Самозлейское (рядом с с. Самозлейка Ковылкинского р-на), Теньгушевское (возле дер. Дудниково Теньгушевского р-на) и др. Хозяйство носителей городецкой культуры базировалось на сочетании подсечного земледелия, животноводства, охоты и рыболовства. Железные орудия труда изготовляли из местных болотных и дерновых руд. Племена городецкой культуры являлись предками древней мордвы, а также марийцев и муромы. К наиболее раннему периоду формирования древнемордов. культуры относится Андреевский курган в Большеигнатовском р-не (I-II вв. по Р. Х.). В результате археологического исследования кургана были найдены мн. мордов. украшения и отмечены этнокультурные связи с жителями Прикамья и с юж. сарматами. Основные признаки древнемордов. культуры сложились в кон. I тыс. до Р. Х.- нач. I тыс. по Р. Х. С этого времени можно говорить о мордов. этносе, истоки к-рого восходят к древнемордов. семье племен, возникшей в Ср. Поволжье в результате распада прамордовско-прамарийской этнической общности. Каждое из этих племен возглавлял тюштя (от мордов. «текш» - верх, верхушка, «атя» - старик, старейший). Племена, составлявшие древнемордовскую группу (семью) племен, характеризовались, вероятно, не столько этническим единством, сколько сходством. Они, по-видимому, говорили на родственных диалектах, легших позднее в основу эрзянского и мокшанского наречий, а затем и языков, которым до сих пор присущи большие диалектные различия. Племенная мозаичность древнемордов. этничности прослеживается отчасти и по материалам традиционного народного костюма. Исследователи неоднократно обращали внимание на его локальное многообразие, определяемое не только различными условиями исторического развития отдельных групп мордвы, особенностями их расселения и этнического соседства, но, видимо, и разноплеменностью. В то же время имеется и ряд общих черт, свойственных всем вариантам мордов. одежды.

http://pravenc.ru/text/2564160.html

Сибирские лагеря: – полевые работы: август – сентябрь 1944 года; – ассенизатор: сентябрь 1944 года – август 1946 года. Арестован 30 августа 1946 года. Мариинский пересыльный пункт. Московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская: август – ноябрь 1946 года. Темниковские лагеря – плетение лаптей. Дубравлаг – инвалид, безработный. В заключении: – по приговору: 9 ноября 1943 года – 9 ноября 1951 года; – без приговора, сверх срока в лагерях: 9 ноября 1951 года – 18 мая 1954 года. В Зубово-Полянском доме инвалидов: 18 мая 1954 года – неизвестно, до каких пор. Сверх срока в заключении 40 месяцев (3 года 4 месяца 22 дня). 27 июня [ст. ст.] 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: – на епархиальном служении: 33 месяца (2 года 9 месяцев и 2 дня); – на свободе не у дел: 32 месяца 2 дня; – в изгнании: 76 месяцев 6 дней; – в узах и «горьких» работах: 254 месяца (21 год 2 месяца, 20 дней). [Всего] 33 года. Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовью, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года и 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний, 1954 год, их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: Приидите, благословенные Отца Моего... В темнице был Я, и вы посетили Меня ( Мф. 25, 34, 36 ). Август 1944–1946 год – 72 посылки. 1947–1948 год – 108 посылок. 1949 год – 87 посылок. 1950 год – 141 посылка. 1951 год – 146 посылок. 1952 год – 161 посылка. 1953 год – 169 посылок. 1954 год – 200 посылок. Итого: 1084 посылки. «Этапы и даты моей жизни» 199 Родился 2 июля 1887 года. Скончался отец 23 февраля 1889 года. Шуйское духовное училище: 1896–1902 годы. Начал прислуживать в алтаре в августе 1899 года. Владимирская духовная семинария: 1902–1908 годы. Прислуживал при архиерейском богослужении сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем в 1902–1906 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Уволен от этой должности 2 января 1920 (по представлению временно управлявшего Олонецкой епархией митрополита Вениамина от 17 октября 1919) «за выездом из Олонецкой епархии». В отчете П. Ф. Полянского, ревизовавшего Олонецкую ДС в 1914–1915 говорится: «М. Смирнов наставник способный и добросовестно относящийся к делу. Эти трудные и ответственные предметы он преподает авторитетно и с постоянными ссылками на Св. Писание и отеческие творения. Оживляются уроки чтением кратких отрывков из светских богословов – Хомякова, Вл. Соловьева и Достоевского. На уроке напр[имер] нравственного богословия преподаватель прочитал то место из Достоевского, в котором выясняется христианский взгляд на блага мира. Обширный запас знаний преподавателя и ясность изложения делают его уроки интересными. Видно его благотворное влияние на учащихся». (РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 549. Л. 11 об.) 127, 133, 135, 165, 172 Смирнов Петр Семенович; (17 или 25 ноября 1861 – не ранее 1933). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1887), к. б. С 16 августа 1888 – преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект, с 27 октября 1894 – и. д. доцента кафедры истории и обличения русского раскола. 6 марта 1899 – магистр богословия («Внутренние вопросы в расколе в XVII веке». Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным». СПб. 1898). С 24 марта 1899 – доцент, с 30 января 1900 – экстраординарный профессор. 13 ноября 1909 – доктор церковной истории («Споры и разделения в расколе в первой четверти XVIII века». СПб. 1909). С 9 декабря 1909 – сверхштатный ординарный, с 9 июня 1910 – ординарный профессор С.-Петербургской ДА. 1 января 1903 – 31 декабря 1911 – редактор «Христианского чтения». 1 декабря 1918 – 1 февраля 1922 – сотрудник 2-го отделения 6-й секции Единого государственного архивного фонда. 194 Смирнова Зоя Александровна; (ок. 1907 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Смоклов И. Д. – представитель от прихожан церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Бессрочная высылка в Омскую область. Совхоз Голышманово — ночной сторож на огороде июль—ноябрь 1942 г.    Г. Ишим декабрь 1942 г.—ноябрь 1943 г.    Арестован 7 ноября 1943 г.    Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская — ноябрь 1943 г. — июль 1944 г.    Сибирские лагеря: полевые работы — август — сентябрь 1944 год.    Ассенизатор сентябрь 1944 г. — август 1946 г.    Арестован 30 августа 1946 г.    Мариинский пересыльный пункт, Московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август — сентябрь 1946 г.    Темниковские лагеря — плетение лаптей.    Дубров, лаг. — инвалид безработ.    В заключении по приговору — 9 января 1943 г. — 9 ноября 1951 г.    Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. — 18 мая 1954 г.    В Зубово-Полянском доме инвалидов — 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор.    Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня.    27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства.    За это время: на епархиальном служении 33 месяца.    На свободе не у дела 32 месяца.    В изгнании 76 месяцев.    В узах и горьких работах 254 месяца.    Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: «приидите, благословеннии Отца Моего... В темнице был Я и вы посетили Меня» (Мф.25:34, 36).     еп. Афанасий. ЕПИСКОП АФАНАСИЙ    (НЕКРОЛОГ)     Из «Журнала Московской Патриархии», No 12, 1962 г.    28 октября 1962 года в г. Петушки, Владимирской области, на 76-м году жизни скончался проживавший там на покое епископ Афанасий (бывший Ковровский), викарий Владимирской епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Грешны ли мы в этом? О, да! Каждый грешен в тайных грехах и помыслах. – Прости, Господи, за мою раздвоенность, расколотость, расслабленность и внутреннюю скрытость и тайную греховность! Господи! Грехи наши неисчислимы, явные и тайные, сознательные и несознательные... Ты веси немощь естества нашего: помилуй нас, Господи, помилуй! Прости все наши грехи и беззакония! Не помяни, Господи, множество грехов наших и в час праведного Суда Твоего. Не отвержи нас, Господи, от лица Твоего! Но человеколюбием Твоим помилуй нас, прости и спаси нас! Аминь. Далее читается молитва по Требнику: Господи Боже спасения рабов Твоих... (см.: с. 23–24). Если после исповеди и даже разрешительной молитвы вспомните грехи, в которых сейчас не покаялись, то кайтесь и в них, и это делайте вплоть до времени святого Причастия. Исповедь кающегося грешника по сочинениям епископа Иустина (Полянского) – О Боже, милостив буди мне грешному и приими мое искреннее раскаяние в моих тяжких грехах. Человеколюбие, хотяй всем спастися, Ты воззови мя и приими, яко благ, кающегося! Христианин всегда должен проводить покаянную жизнь. Истинное покаяние есть строгое осуждение себя пред Богом, сокрушение и посильное заменение проступков своих противоположными добрыми делами. – О, Боже, милостив буди мне грешному, и подаждь мне дар истинного покаяния! Христианин всегда должен помнить, что Бог все видит... А я, что ни делаю, помышляю не о Всеведущем Боге, а о людском мнении обо мне и о собственной пользе. – О, Боже, милостив буди мне грешному, прости мое забвение о Тебе и скажи мне: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен ( Быт. 17:1 ). Христианин постоянно помнит «последняя своя», то есть смерть и страшный суд, и, таким образом, обуздывает свои страсти и удерживается от грехов, особенно смертельных, каковы: гордость, ненависть, чревоугодие, блуд, убийство, беспечность о спасении души и отчаяние. – О, Боже, милостив буди мне грешному! Сам разбуди меня от сна греховного и, хочу ли, не хочу ли, – веди меня путем спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Гостем Марка был Илья Сергеевич Старков, бывший офицер русской Добровольческой армии, а ныне лидер боевого крыла белоэмигрантской монархической организации «Дружина». — Постараюсь быть кратким: наш бывший глава, полковник Радзевич, учинил заговор с целью покушения на лидеров Совдепии, втянув в него через свою агентуру не меньше ста пятидесяти человек, живущих в России. Я, разумеется, ничего не знал об этой идиотской, провальной авантюре… И вот — секретарь Радзевича, поручик Алексей Полянский, неожиданно выкрал списки участников заговора и сбежал в Парагвай. Незадолго до этого он уже побывал там, и вернувшись, похвастался своей любовнице, что скоро получит в Южной Америке кучу денег… Похоже, что в Парагвае Полянский вступил в контакт с агентом ОГПУ, и договорился с ним о продаже этих списков. Кстати, там сейчас осело немало русских эмигрантов, многие из которых участвуют в войне против Боливии. — Понятно, — без всякого энтузиазма кивнул Марк. — В общем, — продолжил Илья, — Радзевича мы сместили, а мои люди настигли Полянского на четвертый день после его прибытия в парагвайский городок Санта-Маргарита. Допросить его не удалось: завязалась перестрелка, и он был убит, а ребятам пришлось срочно возвращаться. Хуже всего то, что украденные бумаги так и не нашлись. На Лубянке эти документы тоже пока не появлялись, это мне известно из надежного источника. Да и не стал бы Полянский сидеть в Санта-Маргарите, если бы он их уже успел продать. Ясно, что в ожидании денег он их где-то там и спрятал, и агентура ОГПУ их сейчас усиленно ищет… и рано или поздно найдет. А у меня там, в Парагвае, нет никого из своих людей. Любых наших там моментально вычислят, а уж тем более меня самого… — …и ты хочешь, чтобы туда поехал я и поискал эти бумаги, опередив ОГПУ? — Да, я приехал просить тебя об этом. Я и так долго «ждал у моря погоды»: изыскивал какие-то возможности, дожидался известий из России… А потом вспомнил о тебе — и другой надежды у меня уже нет… Так что ты скажешь? — Илья, но ведь дело-то практически безнадежное…

http://azbyka.ru/fiction/bratskij-zamok-...

По ее словам, у них это принято - они за семью, за созидание, за рождение и " это прекрасно " . И именно на это они нацеливают молодых людей в своих реабилитационных центрах. С ее точки зрения, боятся пускать представителей органов государственной власти, специалистов-наркологов, сотрудников ФСКН России, иных соответствующих служб в составе экспертных групп, потому что к ним нет доверия. Ее подопечные видят в этом все время желание " нагнуть " , истребить. Входящие в возглавляемый ей Союз реабилитационные учреждения (прим. ред. - Елена Александровна Полянская является президентом так называемого " Союза гражданских инициатив " , объединившего в себе 42 некоммерческие организации, относящиеся к Российскому союзу христиан веры евангельской, подавляющее большинство из которых представлено участниками неопятидесятнического нетрадиционного религиозного движения, председатель правления Союза - Матевосян Сергей Асатурович), а их около 40, со слов Е.А. Полянской открыты для всех. Она их приучает к этому, потому что считает, что главный критерий государственности и соблюдение Конституции - законопослушный гражданин и законопослушные организации, как религиозные, так и нерелигиозные, государственные, частные и так далее. И если мы будем эту проблему воспринимать и делить ее на " своих " и " чужих " , утверждает эксперт комиссии по развитию институтов гражданского общества Совета Федерации, мы с ней не справимся. Именно из-за этого у нас в России, на ее взгляд, 20 лет такая проблема с наркоманией. Е.А. Полянская согласилась со многим сказанным на заседании. Согласна с тем, что должна быть выстроена грамотная профессиональная система с включенностью законопослушных религиозных общественных некоммерческих организаций как субъекта антинаркотической государственной политики и социальной деятельности, в первую очередь. Члены ее Союза оказывают социальные услуги, это прописано в уставе и Минюст присваивает им соответствующие коды ОКВЭД. Включенность в систему медико-социальной реабилитации некоммерческих реабилитационных центров, любых реабилитационных центров, по мнению Е.А.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

4528 Архимандрит; из клириков Спасо-Преображенского собора в Ленинграде; секретарь Ленинградского епархиального управления. 4531 «Архиепископ». По некоторым данным, Константин (Булычев), ранее (1923–1925 гг.) успевший побывать и в рядах обновленческих раскольников (в чем приносил всенародное покаяние Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому) и сонму архиереев, при гробнице Святейшего Патриарха Тихона), преставился на этой кафедре в сер. 1930-х гг. Точная дата неизвестна. В связи с тем, что почивший был еще 16(29)01.1926 Заместителем Местоблюстителя запрещен в священнослужении и предан соборному суду архиереев (за двукратное нарушение архиерейской присяги и отпадения в раскол), при отпевании его останков возник ряд канонических затруднений, за разрешением которых пришлось обратиться в Москву, к митрополиту Сергию (Страгородскому) . Ответная резолюция гласила: «Запрещенный архиепископ Константин Булычев скончался вне общения со Св. Церковию, по церковным правилам не может быть удостоен Православного погребения. Поэтому Православное духовенство участвовать в погребении его не может. Совершение же служения в Православном храме духовенством неправославным есть поругание святости храма, а также оскорбление религиозного чувства Православных. Мне кажется, долг приходского совета – выяснить подлежащей гражданской власти религиозную сторону дела и просить об отмене данного распоряжения. Если же хлопотать об отмене уже поздно, или хлопоты не увенчаются успехом, нужно всячески предохранить от поругания Св. Антиминс (например, убрав его на время со Св. Престола и т.д.). Если предотвратить от поругания Св. Антиминс не будет возможности, – Антиминс надлежит заменить новым. Митрополит Сергий.» (Текст приводится по собственноручной записи епископа Тихона (Шарапова)). 4541 «...09(22)08.1935 уволен от управления Тамбовской епархией за неустойчивость в принципиальных вопросах, непонимание своего положения и задач своего служения. 27.02(12.03)1937, согласно заявлению, Синод снял с него епископский сан и исключил из рядов обновленческого духовенства. Один из наиболее неудачных опытов поставления в архиереи лиц без всякой церковной и пастырской подготовки и почти без всякого общего образования. Был выдвинут ошибочно митрополитом Александром Введенским по его инициативе...» (ММЛ Каталог...).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кратковременному удалению должна была подвергнуться графиня Елисавета Романовна Воронцова по тому значению, какое она имела в бывшее царствование. 29 июня она возвратилась в дом к отцу своему, который, по словам другой своей дочери, княгини Дашковой, вовсе не рад был этому возвращению, во-первых, потому, что никогда очень не любил Елисаветы, а во-вторых, потому, что Елисавета, будучи во времени, не подчинялась его влиянию в той степени, в какой бы он хотел. До нас дошла записка Екатерины Елагину насчет Елисаветы Воронцовой: «Перфильевич, сказывал ли ты кому из Лизаветиных родственников, чтоб она во дворец не размахнулась, а то боюсь, к общему соблазну, завтра прилетит». Для предотвращения этого соблазна Елисавету отправили в отцовскую подмосковную, а после коронации, когда двор уехал из Москвы, Елисавета поселилась в этом городе, где и жила до своего выхода замуж за бригадира Полянского, после чего переехала в Петербург. На Елисавету сердились родственники за то, что при Петре III она ничего для них не сделала; теперь сердились за то же на Екатерину Романовну (Дашкову). Канцлер Воронцов в августе писал в Лондон племяннику своему графу Александру Романовичу: «О сестре вашей княгине Дашковой уведомить имею, что мы от нее столько же ласковости и пользы имеем, как и от Елисаветы Романовны, и только что под именем ближнего свойства слывем, а никакой искренности, ни откровенности и еще менее какого-либо вспомоществования или надежды, чтоб в пользу нашу старания прилагала, отнюдь не имеем; и она, сколько мне кажется, имеет нрав развращенный и тщеславный, больше в суетах и мнимом высоком разуме, в науках и пустоте время свое проводит. Я опасаюсь, чтоб она капризами своими и неумеренным поведением и отзывами столько не прогневала государыню императрицу, чтоб от двора отдалена не была, а чрез то наша фамилия в ее падении напрасного порока от публики не имела. Правда, она имела многое участие в благополучном восшествии на престол всемилостивейшей нашей государыни, и в том мы ее должны весьма прославлять и почитать; да когда поведение и добродетели не соответствуют заслугам, то не иное что последовать имеет, как презрение и уничтожение. Я истинно на нее сердца или досады не имею и желаю ей иметь всякое благополучие, только индифферентность ее к нам чувствительна и по свойству несносна, тем более что от благополучия ее не имеем пользы, а от падения ее можем претерпеть напрасное неудовольствие. Вы, сие знав, должны иметь в переписке с нею всякую осторожность. Что же касается до мужа ее, то он нам непременно прежнюю ласковость и учтивость оказывает и ведет себя скромно и разумно. Господин Одар имел также участие в счастливой перемене и, как весьма разумный человек, поведение свое осторожно имеет и к нам преданность и благодарность свою оказывает. Он получил позволение отъехать в Италию для привезения сюды своей фамилии, уже с месяц времени как отъехал, поныне он не получил еще награждения, как токмо 1000 рублев для проезду своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010