Преподобномученик архимандрит Герман (Полянский) октября/4 ноября 1937 Прославлен Юбилейным собором 2000 г. Память празднуется 22 октября/4 ноября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В Деянии Юбилейного Собора о прославлении новомучеников и исповедников Российских в списке прославляемых клириков Московской епархии находится имя священника Бориса Полянского 41 . Между тем опрос свидетелей и дальнейшие архивные изыскания доказали, что под этим (своим светским) именем был прославлен архимандрит Герман, духовник Высоко-Петровского монастыря 42 . Сейчас затруднительно вынести суждение о том, почему преподобномученик Герман в следственном деле (послужившем основным документом при подготовке списка новомучеников) назывался своим мирским именем; это могло произойти как потому, что его постриг не был проведен через канцелярию Московской епархии, так и потому, что следственные органы иногда “пренебрегали” постригом и не считали имя, нареченное постриженнику, “правильным”. Борис Иванович Полянский родился в 1901 г. (точная дата неизвестна; в деле отсутствует) в г. Тирасполе Херсонской губернии, в семье известного священника-миссионера. В 1920–1924 гг. (последняя дата сомнительна) служил в красной армии. В середине 20-х гг. был увлечен идеями обновленчества. В это время его мать, которая была прихожанкой Высоко-Петровского монастыря, познакомила сына с владыкой Варфоломеем (Ремо­вым), что и определило его дальнейший путь: под влиянием Владыки Борис Полянский порывает с обновленчеством. С 1924 г. он — прихожанин Высоко-Петровского монастыря; очевидно, с того же времени он обучается в тайном духовном учебном заведении при монастыре. 17 марта 1926 г. пострижен Владыкой в мантию, а 17 апреля рукоположен во иеромонаха (даты малого пострига и диаконского рукоположения неизвестны). Имя в постриге он получает в честь зосимовского старца Германа (Гомзина), который в свое время был духовником всех отцов Высоко-Петровского монастыря, в том числе и самого Владыки 43 . Иеромонах Герман становится ближайшим духовным сыном и помощником владыки Варфоломея; очевидно, он нес послушание по организации учебного процесса в тайной “акаде­мии”. По воспоминаниям прихожан, отец Герман отличался особой духовной преданностью своему духовному отцу и с великим прилежанием нес подобающее послушание.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

образования и катехизации Московского Патриархата. Был одним из основателей и первым ректором (в февр.-мае 1991) православных курсов катехизаторов (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ). В авг. 1991 г. К. был переведен на служение в храм во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивенском пер., а с окт. 1992 г. служил в Высокопетровском во имя свт. Петра, митр. Московского, муж. монастыре (здесь с 1991 размещался Отдел религ. образования и катехизации). Был назначен ключарем трапезного монастырского храма во имя прп. Сергия Радонежского. По его благословению начался сбор материалов по истории Высокопетровского мон-ря в ХХ в., были установлены связи с последними прихожанами и тайными монахинями высокопетровской общины 1923-1935 гг., в т. ч. с схим. Игнатией (Пузик) . Результатом этой деятельности стало прославление в 2000-х гг. высокопетровских преподобномучеников Игнатия (Лебедева) , Германа (Полянского) и Феодора (Богоявленского) . Одним из первых среди священников К. начал работать в тюрьмах. 6 окт. 1993 г. он был назначен настоятелем возрожденного по его инициативе храма в честь Покрова Пресв. Богородицы при Бутырской тюрьме. 8 июня 1994 г. К. был возведен в сан протоиерея. Скончался после тяжелой болезни в московской Боткинской больнице. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Важнейшей составляющей христ. служения К. было его церковно-лит. творчество, разнообразное по тематике и жанровому составу; ему принадлежат проповеди и проповеди-эссе, работы по правосл. апологетике в естественнонаучном аспекте, по христ. семейной педагогике, по миссионерской деятельности среди заключенных, церковно-исторические размышления, мемуары. В СССР работы К. получили распространение в правосл. самиздате и были опубликованы после 1991 г. Апологетика Главным апологетическим произведением К. является «Библия и наука о сотворении мира: Опыт естественно-научного толкования книги Бытия», работа над к-рой началась еще в 1961 г. (опубл. в 1996-1997 в ж. «Альфа и Омега»).

http://pravenc.ru/text/1319945.html

Устав Московского Братства - Союза ревнителей и проповедников православия. Российская государственная библиотека (РГБ). 52208. С.1. Прокопий (Титов) (1877-1937), архиепископ Одесский и Херсонский, священномученик. В январе 1918 года при неудавшейся попытке захвата Лавры красноармейцами был объявлен арестованным, но по требованию верующих был освобождён. Указом от 26 января 1918 года был освобожден от настоятельства Лавры. Осенью 1925 года, когда ни митрополита Петра, ни его окружение ОГПУ так и не удалось склонить к капитуляции перед обновленцами и полному подчинению богоборческой власти. В результате были арестованы Патриарший Местоблюститель митр. Петр (Полянский) и многие выдающиеся архиереи, священнослужители и миряне. В обвинении архиепископов Прокопия (Титова), Пахомия (Кедрова) и Николая (Добронравова), епископов Дамаскина (Цедрика), Амвросия (Полянского), Парфения (Брянских), Германа (Ряшенцева) и Гурия (Степанова) говорилось: «Составили так называемый «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших обер-прокуроров — Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения самарино-саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким, для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра как например, декларации, и в придании этим документам антисоветского характера, для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачистки контрреволюционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных самарино-саблеровской указке, как например, о воздействии на митрополита Михаила и т.п., проделывая всё это для отвода глаз или за обедом, или тотчас после него». ЦА ФСБ РФ. Арх Н-3677, т.5, л.254-255; ЦА ФСБ РФ. Арх. Н-3677, т.2, л.158; т.3, л.473-а, т.4, л. 82. Цыпин В., прот. Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-1918 (Актовая речь). Журнал Московской Патриархии. 1994. С.26.

http://bogoslov.ru/article/5467078

754 «А тяж епископлих, – пишет князь, – не судити никому же, судить их сам епископ», т. е. тех тяж или дел судебных, которые подлежат суду епископов. 756 Напечатана в Дополнениях к Актам Истории, т. I, стр. 5; нужное нам место в грамоте стр. 7, col. 1 нач. 757 Ещё об одной тяже сказано так, что, может быть, разумеются две тяжи, причём речь об одной непонятная: «шестая (тяжа) вопрос, а то епископу, зелья и душегубства – тяжа (та же шестая, ибо седьмая далее) епископля». 758 Новелла Алексея Комнина у Ралли и П. V, 281, самый конец новеллы (дела брачные имеют две стороны – церковную и гражданскую. Что по церковной стороне они подлежали суду церкви, это само собой разумеется, но император, как кажется, предоставляет их суду церкви и по гражданской стороне, cfr послание Константинопольского патриарха Германа II к нашему митрополиту Кириллу II, в Памятниках канонического права Павлова col. 83 нач.). 759 Техническое название законной жены в древней Руси было „водимая” (Летопись о жёнах Владимира под 980г.), т. е. ставшая сожительницей по брачному обряду Киевскому или Полянскому, о котором летописец говорит: „не хожаше зять (жених) по невесту, но привожаху вечер, а заутра приношаху по ней что вдадуче”. 760 «Суды церковные даны законом Божиим и прежними цари и великими нашими князи; князю и боярам и судиям в те суды нельзе вступатися..., то дано клирошаном на потребу, и старости и немощи и в недуг впадших чад мног кормление, нищих кормление, обидимых помогание»... и пр., Памятники канонического права Павлова, col. 118. 761 Стоглавник гл. 68, соборные статьи 28 Мая 1667г., – в Акт. Экспед. т. IV, стр. 205, статьи о святительских судах патриарха Адриана, – в приложении к диссертации Калачова о Кормчей, в Чтениях Общества Истории и Древностей 1847г. стр. 11, докладные пункты Синода 12 Апреля 1722г., – в Собрании Законов т. VI, [См. «Дополнения и поправки " ] . 762 Имеем, однако, некоторые указания, что расширение суда церковного совершилось не без борьбы между властью церковной и государственной: В житии преподобного Аврамия Смоленского говорится о епископе Смоленском Лазаре, занимавшем кафедру в первой четверти XIII века и оставившем её в 1225г. или перед этим годом: «сей бо беяше ради Бога оставил епископью свою и за многие обидения святих церквей, иже обидят властели, отъимающе чюжая без правды», – Православный Собеседник 1858г., ч. 3, стр. 376 начало. Патриарх Константинопольский Герман в своём послании к митрополиту Кириллу 2 приказывает всем нашим князьям, под угрозой неразрешимого отлучения, огребаться отнюдь от святительских судов, – в Памятниках Павлова col. 82 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1996. 2/3 (9/10). С. 368. Руководителем подпольной Академии его называют различные свидетельства. В частности, об этом говорит в своих неопубликованных воспоминаниях митрополит Чилийский Русской Православной Церкви Заграницей Леонтий (Филиппович); см. Поспеловский Д. В. Из истории русского церковного зарубежья//Церковь и время. 1991. 2. С. 57; Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 462, прим. 67. Затем информацию о руководстве епископом Варфоломеем тайным учебным заведением подтвердил протоиерей Глеб Каледа: Протоиерей Глеб Каледа. Очерки жизни православного народа в годы гонений. (Неопубликованные фрагменты)//Личный архив Л. В. Каледы. Свидетельства митрополита Леонтия и отца Глеба очевидно опираются на устные предания, имеющие под собой почву: члены монашеских общин Высоко-Петровского монастыря подтверждают факт учёбы некоторых их духовных братьев и даже написания ими диссертаций. В частности, как на студентов епископа Варфоломея указывают на преподобномучеников Германа (Полянского) и Феодора (Богоявленского). Но ничего более конкретного петровские прихожане сказать не могут: тайный монастырь и тайная Академия были совершенно независимы друг от друга. 17 В перечне, составленном Е. А. Тучковым, под номером 15 значится “ПОПОВСКАЯ АКАДЕМИЯ. Содержание видно из заглавия. Академия нелегальна. В настоящее время перерыв в работе. Разрабатывается”. — Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 166. 18 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. С. 109–112. 19 Ранее время существования подпольной Академии оценивалось по-разному: то как 1919–1928 гг., то как 1919–1938 гг.; см. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. С. 112, 175. 21 Мы предполагаем, что именно так следует прочитать эту подпись на дипломе священника Василия Надеждина. Ср. опубликованный автограф отца Павла Флоренского: Ныне и Присно. Русский журнал для чтения.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

Людей-то ведь жалко. Чтобы выяснившиеся в беседах мнения кому бы то ни было передавались в качестве руководства не знаю, во всяком случае через меня никогда ничего подобного не производилось. Показание мне прочитано и с моих слов записано правильно. Подпись: Степанов А.И. (архиепископ Гурий). Добавление: Цель моих посещений Даниловского монастыря — исповедь у епископа Федора; бывал часа по полтора; после ареста Федора был в Даниловом монастыре, раза два к старцу Симеону заходил и к братии. Подпись: Степанов А.И. (архиепископ Гурий). Добавление: Все беседы в Даниловом монастыре, на которых я участвовал, носили характер не обсуждений, а разговоров. Подпись: Степанов А.И. (архиепископ Гурий)» . В ходе следствия была выявлена и деятельность владыки Гурия по борьбе с обновленчеством. Митрополит Петр (Полянский) в показаниях от 28.01.1926 писал: «С миссионерской целью печатали брошюры религиозного содержания, между прочим брошюру Гурия «Об обновленчестве» . 5 мая 1926 года было вынесено обвинительное заключение по делу 36033): «Считать доказанной преступную деятельность всех перечисленных лиц: Полянского А.А.(Амвросия), Добронравова Н.П.(Николая), Брянских П.А. (Парфения), Цедрика Д.Д. (Дамаскина), Ряшенцева Н.С. (Германа), Титова П.С. (Прокопия) и Степанова А.И. (Гурия) в том, что …все перечисленные лица составили так называемый «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших оберпрокуроров – Самарина и Саблера, устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения Самарино-Саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким; для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра, как например декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачитки контр-революционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных Самарино-Саблеровской указке, как например о воздействии на митрополита Михаила и т.д., проделывая все это для отвода глаз или за обедом или тотчас после него» . Владыка Гурий был приговорен к ссылке в Сибирь в Якутию.

http://pravoslavie.ru/61450.html

В ходе следствия была выявлена и деятельность владыки Гурия по борьбе с обновленчеством . Митрополит Петр (Полянский) в показаниях от 28.01.1926 писал: «С миссионерской целью печатали брошюры религиозного содержания, между прочим брошюру Гурия «Об обновленчестве». 5 мая 1926 года было вынесено обвинительное заключение по делу 36033): «Считать доказанной преступную деятельность всех перечисленных лиц: Полянского А.А.(Амвросия) , Добронравова Н.П.(Николая) , Брянских П.А. (Парфения) , Цедрика Д.Д. (Дамаскина) , Ряшенцева Н.С. (Германа) , Титова П.С. (Прокопия) и Степанова А.И. (Гурия) в том, что …все перечисленные лица составили так называемый «Даниловский синод» и служили в качестве такового проводниками всех указаний двух бывших оберпрокуроров – Самарина и Саблера , устраивая совещания и советы между собой для обсуждения вопросов практического проведения Самарино-Саблеровской линии, как например, в вопросе об оставлении Киевской митрополичьей кафедры за белогвардейским эмигрантом Антонием Храповицким ; для обсуждения и корректирования готовящихся к выпуску документов митрополита Петра, как например декларации, и в придании этим документам антисоветского характера; для сообщения и распространения сведений о движении эмигрантской части церкви, зачитки контр-революционных документов, для обсуждения вопросов о воздействии на непокорных Самарино-Саблеровской указке, как например о воздействии на митрополита Михаила и т.д., проделывая все это для отвода глаз или за обедом или тотчас после него» 21 мая 1926 г. осужден особым совещанием при Коллегии ОГПУ вместе с большой группой архиереев, приговорен к трем годам ссылки в г. Якутск . Отправлен по этапу вместе с бывш. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным . Когда по дороге к месту ссылки архиеп. Гурий прибыл в свою епархию, в Иркутске его, шедшего в колонне заключенных, у каждого храма встречали как правящего архиерея колокольным звоном. В Якутске работал внештатным сотрудником якутского научно-исследовательского общества «Саха Кэскилэ». Перевел с немецкого языка классический труд акад. О. Н. Бётлингка «Якутская грамматика» (совм. с Самариным), подготовил двухтомник « Чукчи и их занятия» и «Духовная культура чукотского народа» по материалам книги В. Богораза «Чукчи» (не опубл.). Печатал статьи в сборниках трудов общества «Саха Кэскилэ».

http://drevo-info.ru/articles/26274.html

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны 184 . 10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден 185 . 12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. 13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка 186 . 14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны 187 . 15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь 188 . 166 По сообщению св. Димитрия Ростовского , Тит происходил из царского Критского рода. Как человек любознательный, он был в Иудее, видел Иисуса Христа и св. Апостолов и присутствовал в числе Критян, бывших в Иерусалиме в день сошествия Святого Духа на Апостолов ( Деян. 2:11 ). В числе других Критян называются Зина и Аполлос, которые и были первыми благовестниками Христа на острове Крите. 167 Послание к Титу приблизительно написано около 66-го года; но есть предположения о более раннем его происхождении, до первых уз Ап. Павла в Риме. Эти предположения основываются главным образом на отрицании освобождения Ап. Павла из первых уз. Но несправедливость этого отрицания с великою полнотою свидетельств доказывается многими учеными (см. о сем подробно в исследовании о посланиях к Тимофею и Титу М. Троицкого, изд. в Казани в 1884 году, стр. 15–29, а также и у П. Полянского, в местах, указанных в объяснении на послание к Тимофею). Достойно замечания, что св. Иоанн Златоуст сказал: «мне кажется, что это послание предшествует посланию к Тимофею, и Апостол написал его в такое время, когда был отпущен, освобожден от уз» (беседа на послание к Титу, стр. 5). 168 Указание назначения послания – очень пространное. Это объясняется отчасти тем, что назначение послания Титу было указано в надписании, как видно это из одного из древнейших кодексов (С), чего в других посланиях не было, как свидетельствует о сем Тертуллиан и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Архив Пн Слово архимандрита Евгения (Кульберга) при наречении во епископа Среднеуральского 17 июля 2016 г. 20:51 17 июля 2016 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Евгения (Кульберга) во епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской епархии . При наречении архимандрит Евгений обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри, святители Церкви Христовой! В этот великий и священнейший для меня день предстою перед вами как перед лицом Божиим со страхом и трепетом. Божественное провидение избирает меня на священное служение Святой Матери-Церкви в звании епископа. Ныне, находясь во святой обители преподобного аввы Сергия, умом переношусь на берег озера Галилейского и вспоминаю призвание Господом Иисусом Христом святых апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Отзываясь на Божий призыв, принимаю непомерную, по человеческому рассуждению, ношу. Но верую и утверждающему слову Пастыреначальника: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). Путь моей жизни до сего дня, и люди, которые вели по нему, являют ярчайшее свидетельство действенной Божией силы и Божией премудрости. Первым моим духовным наставником стал протоиерей Александр Шаргунов, который в течение 12-ти лет наставлял меня в служении на ниве церковной. Для меня памятны его трепетная любовь к преподобному Сергию, а также почитание им святых Царственных страстотерпцев, которое батюшка год за годом бережно передавал и мне. В дальнейшем, посещая вместе с детским и педагогическим коллективом православной школы «Образ» Николо-Сольбинский женский монастырь, мне посчастливилось стать свидетелем подвижнических трудов игумении Еротииды с сестрами и иеромонаха Феодосия , ныне епископа Исилькульского и Русско-Полянского. Здесь Господь впервые свел меня с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, поставившим мое недостоинство на священническое служение в этой святой обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4564122.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010