И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки. О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого , датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И. В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие». Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το καθολικο τς μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Σ . 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo//ЗЛУ.

http://pravenc.ru/text/164611.html

п. С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об      урожае и погоде: «На Егорья мороз – будет просо и овес»; «На Егорья мороз – под кустом овес»; «На Егорья мороз – гречи хороши»; «Яровое сей на Егорья»; «Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает» и др. В народных приметах и пословицах, как весной, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным (см.: Никола Вешний, Никола Зимний). Так, напр., крестьяне говорили: «Егорий с летом, а Никола с кормом»; «Егорий с водой, а Никола с травой»; «Егорий с кормом, а Никола с комарами» и т. п. Память вмч. Георгию отмечается 23 апр./6 мая, 3/16 нояб., 10/23 нояб. и 26 нояб./9дек. Герасим Болдинский Преподобный (1490 – 1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, 13 лет от роду поступил в Свято-Троице-Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима – он желал безмолвия и одиночества. В 26 лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо, по особенному видению, пришел на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С того времени имя св. старца снискало уважение, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще 4 монастыря. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью 12 старцев. Прп. Герасим служил всем примером своей жизни: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая. Герасим грачевник Народное название дня прп. Герасима, 4/17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А скаску писал Иосифова монастыря Осташковской слободы крестьянин Якимка Струнников. г). Донесение иосифовскаго архимандрита о болезни старца Терасима. 1667 г. 909 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белые Росии самодержцу, богомолцы твои, Волоколамскаго Успения Пресвятые Богородицы Иосифова монастыря архимарит Саватей з братьею челом бьем. В прошлом, государь, в 174-м году, по твоему, великаго государя, указу и по грамоте ис патриарша разряду прислан к нам, богомолцам твоим, выосифов монастырь Соловецкаго монастыря старец Герасим Фирсов под начал, и тот старец Герасим заскорбел, – лежит болен, опух весь, а желает он исповедатца и причаститца тела и крови Христа Бога нашего: и я, богомолец твой, без твоево, великого государя, указу исповедать и причастить ево не смею; а будет, государь, тот старец Герасим преставитца, и ево выосифове ль монастыре погрести, или где ты, великий государь, укажешь. д). Ответная грамота иосифовскому архимандриту на донесение его о болезни Герасима, 21 сентября 1667 г. 910 От царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Волок Ламской, Иосифова монастыря архимариту Саватею з братьею. Писали вы к нам, великому государю, что выосифове монастыре подначалной старец Соловецкаго монастыря Герасим Фирсов заскорбел, – лежит болен, опух весь, и желает де он исповедатца и причаститца тела и крови Христа Бога нашего: и по нашему, великаго государя, указу, богомолцы наши, преосвященный собор, велели того подначалнаго старца Герасима допросить, истинное ль и неложное покаяние к церкви Божией и к священному собору приносит; и будет он, старец Герасим, в допросе скажет, что он истинное и неложное покаяние к церкви Божией и к освященному собору приносит, и Символ крепко держит и вся церковная и келейная исправляет, как напечатаны в новосправных печатных книгах, и ево велели исповедать, и по исповеди отца ево духовнаго будет достоин, и при смерти тела и крови Христа Бога нашего причастить, и как смерть ему случитца, и ево погребсти выосифове монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1430 году князем Литовским стал Свидригайло Ольгердович (1370-1452), который исповедовал католичество. Именно он, воспользовавшись паузой при избрании преемника на митрополичий Киевский престол в Москве, отправляет епископа Смоленского Герасима в Константинополь для поставления последнего в митрополита Киевского и всея Руси в 1432 году (о чем говорит известный церковный историк Е.Е. Голубинский со ссылкой на литовские летописи ). Не стоит упускать из виду сказанное выше предположение, что Герасиму обещали митрополичий престол после смерти святителя Фотия. По мнению историка Аркадия Евгеньевича Тарасова, возведение в митрополичий сан состоялось между 1 сентября 1432-го и началом 1433 г. в Константинополе, его совершил Патриарх Иосиф II. Именно к этому времени относится надпись-граффити на Соборе Святой Софии: «Господи, помози рабу Своему Иакову Григорьевичу, писарю Герасима, митрополита Киевского» . Осенью 1433 года уже митрополит Герасим вернулся в Смоленск. В Москву же владыка не торопился. Вторая Псковская летопись утверждает, что он не отправился в Москву только потому, что там были междоусобные войны , о которых мы уже упоминали выше. Архимандрит Макарий (Веретенников) утверждает, что причина заключалась вовсе не в этом: «Для Москвы же поставление главы Русской Церкви из рук Литовского князя было необычным, и последующая его судьба свидетельствует о его непризнании Москвой» . Это мнение намного больше похоже на правду, чем то, что нам предлагает Вторая Псковская летопись. Перед историками до сих пор стоит вопрос, каким именно митрополитом был Герасим. Историк Е.Е. Голубинский (1834-1912) приводит мнения разных летописей: Вторая Псковская летопись именует архиерея «митрополитом русской земли», Третья Новгородская летопись дважды называет его «митрополитом Московским» (хотя в Москве после возведения в сан митрополита Герасим так и не был). Однако В.И. Петрушко не доверяет Новгородской летописи, так как сам Новгород был обязан Герасиму рукоположением для него архиепископа: «Это могла быть и намеренная фальсификация, связанная с тем, что новгородцы использовали нового митрополита в своем противостоянии с Москвой» . Также известно, что Западнорусская «Кормчая» и смоленский «Требник» именуют Герасима именно «митрополитом Киевским и всея Руси», а в Толковом Евангелии, переписанном в 1434 году в Киево-Печерском монастыре неким иеродиаконом Иосифом, владыка вообще назван «архиепископом Киевским» . Однако следует заметить, что в Толковом Евангелии Герасим мог быть назван архиепископом не в качестве сана, а в смысле старшего епископа града Киева.

http://bogoslov.ru/article/6167235

верхнем углу за высокими каменными стенами с входными воротами - обитель Г. И. с одноглавым храмом в центре и 3 палатами. Ко 2-й пол. XVII в. относится икона сев. писем «Герасим иже на Иордане» с 12 житийными сценами» (ГТГ)- в среднике на фоне арки изображен Г. И. с развернутым свитком в руке, у его ног - лев. В клеймах подробно проиллюстрирована история Г. И.: 1. «Преподобный Герасим обвязал ногу льву»; 2. «…лев ведет осла»; 3. «Пояде лев осла преподобного Герасима»; 4. «Мужи аравийские отведоша осла ото льва»; 5. «Герасим дал льву хлеб и сочиво»; 6. «Лев погуби осла, пришед смирен, зрит долу»; 7. «Лев узна своего осла, приведе преподобному Герасиму»; 8. «Приведе лев к Герасиму осла и верблюды»; 9. «Приде преподобный Изосим преподобному Герасиму, лев паде к ногам его»; 10. «Преподобный Герасим благослови льва, он же отиде от Герасима»; 11. «Прииде лев к Изосиму, не виде преподобного Герасима и возрыда»; 12. «Преподобный Изосим показа гроб преподобного Герасима, лев паде на гроб, возрыда и умре». На иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМЗК), как следует из названия на верхнем поле, представлена «Обитель пр[е]подобного Герасима иже на Иордане ему же лев поработа». Икона имеет вытянутую по горизонтали форму и включает неск. эпизодов жития Г. И., расположенных в пределах одной композиции: на 1-м плане показан святой, исцеляющий льва,- изображение построено по традиц. схеме (у Г. И. ноги полусогнуты в коленях, как у сидящего, но скамья и подножие отсутствуют); на 2-м плане в меньшем масштабе еще 2 эпизода: прп. Зосима показывает льву гроб Г. И., и лев умирает на гробе святого («Умре же и лев над гробом Герасима и закопаша (Зосима) льва подле гроба преподобнаго»). Верхний регистр занят далеким от палестинской топографии изображением обители Г. И.: белокаменные постройки с кокошниками, луковичными вызолоченными главами, красными кровлями крыш за каменной, красного кирпича оградой. Из коллекции Н. П. Лихачёва происходит сборник кон. XVII в., в составе к-рого на первых 14 листах представлено «Слово о святем Герасиме, емуже лев поработа», проиллюстрированное 12 миниатюрами,- это единственный известный сегодня иллюстрированный рукописный список повести о Г.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Господи Иисусе Христе, прости меня - иначе не удержать. Матушка Иоанна, узнав, что я с севера, передала благословение жителям земли северной русской. После восхождения в гору немного отдохнули. В тра-пезной записала в к книгу гостей молитву ко Господу: Господи, благос-лови жителей земли северной Мурманской, людей русских и всех правос-лавных христиан. Иерихон. Какое древнее название. В детстве слышала о трубах Иерихонских. А теперь могу рассказать о его Ветхозаветной ис-тории. Древние евреи боялись и почитали Господа, не нарушали Его заве-та. Когда они возвращались из плена Египетского, то после смерти Мои-сея над народом был поставлен Иисус Навин. И было ему сказано, чтобы он вел народ за Иордан, в землю Ханаанскую. Господь повелел, чтобы впереди народа шли священники с Ковчегом Завета Как только их стопы ступили в воду Иордана, водарасступилась в обе стороны, а текущая сверху встала стеной. И весь народ перешел Иордан посуху против Иери-хона, По солову Божию 12 камней по числу колен Израилевых было поднято и вынесено со дна на берег. Из них потом был сделан памятник, напоми-нающий опомощи Божией Богоизбранному народ: И было сказано Иисусу На-вину Господом, чтобы в течение 6 дней обносили Ковчег Завета вокруг стен Иерихона, а впереди Ковчега шли бы 7 священников с семью трубами. Чтобы на 7-ой день сделали семь кругов вокруг города и трубили бы в трубы, а весь народ, чтобы громко восклицал. Так и было: во время гла-са труб и восклицания народа стены Иерихона рухнули, и город был взят. В тот же день посетили монастырь Святого Герасима Иорданского. Он основан в 455 году на месте остановки Святого Семейства по пути в Еги-пет. Этот монастырь отделен от Иордана расстоянием в одну милю и выг-лядит маленькой каменной крепостью. Раньше в нем жили более 70 мона-хов. В середине Лавры находилась киновия - общежитие для новоначалъ-ных монахов, были кельи для старцев. 5 дней в неделю монахи не вкушали ничего, кроме воды, фиников и хлеба. В субботу и воскресенье они соби-рались в общей трапезной и вкушали немного вареной пищи и вина после принятия Святых Тайн. Святой Герасим был родом из Мир Ликийских. Он был монахом особо строгой - аскетической жизни. Память Святого празд-нуется 4 марта - этот день всегда приходится на Великий пост - время скорби и покаяния, которое особенно любил Святой Герасим. Предание до-несло до нас свидетельство того, что в Великий пост Святой Герасим во-обще обходился без пищи, только причащаясь Святых Тайн. Преподобного изображают на иконе со львом. Этот лев, после того, как Святой Герасим исцелил его, стал неразлучным и преданным послушником, он помогал Преподобному на монастырских работах. Почил Святой Герасим в 475 году. Место его погребения не извеетйо. И мощи его до сих пор не обретены.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Эти сведения могут, также, относиться только к новой церкви, построенной в начале ХХ века, однако, если распространять их на весь скит, то они безусловно противоречат более убедительному отчетам арх. Серафима (Иванова) и еп. Мефодия (Кульмана), описывающим состояние обители осенью 1952 г и в 1961 г. соответственно. Согласно этим отчетам, о. Герасим в одиночестве прожил в скиту два десятка лет (т.е., если считать с 1918 г., то, надо полагать, где-то до 1928-1930 г.). При этом арх. Серафим упоминает только одно сожжение монастыря, не указывая даты, а еп. Мефодий датирует его временем «перед последней войной». Наблюдающим монахом, наезжавшим с Елеона в Фаранскую лавру, оказался, по Серафиму, всё тот же о. Герасим (который оставил лавру незадолго до посещения её арх. Серафимом в 1952 г., – противоречие налицо, так что можно предположить, что о. Герасим отнюдь не был в числе первых афонских монахов, а прибыл в обитель в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века). Новую русскую церковь начала ХХ века Серафим не упоминает, однако Старая (пещерная) церковь осенью 1952 г. действовала и отнюдь не была поругана. Однако судите сами: «От тех иноков (возобновивших обитель в 1903 г. – С.) в настоящее время остался один единственный монах Герасим. Больше двух десятков лет прожил он в ней одиноким пустынником. Собственными руками возобновил церковь и несколько келий после поджога монастыря неизвестными злоумышленниками, даже материал для постройки он подносил на своих плечах из Иерусалима, от которого Фаранская Лавра находится в 2 часах пути (60.000 шагов). Старость и болезни заставили о. Герасима в недавнее время переселиться на Елеон, но он по 2-3 раза в месяц наведывается в дорогую ему Обитель». И далее: «Отец Герасим легкой, привычной походкой быстро опередил нас, затеплил лампады и свечи в церкви и встретил с честью колокольным звоном не то в один, не то в два маленьких колокольчика. В церковь можно подняться только по приставной деревянной лесенке, так ведется от времен препод. Харитона.

http://sobory.ru/article/?object=18570

И ушел преподобный Герасим от старца Даниила, не видя дороги от многих слез. И стал он обходить пустынные места, где бы ему можно было поселиться безмолвствовать. Сколько же времени преподобный Герасим ходил по пустыням, я не смог узнать, только обрел, когда пришел он в пустынь, где ныне лежат его честные целительные мощи и где он множество иноков собрал и наставил на путь спасения. Мы же к прежнему возвратимся. О приходе преподобного старца Герасима в лесную пустынь Пришел преподобный отец наш Герасим в пустынь, в лес, в Дорогобужский уезд в год 7036 (1528) в 25 й день месяца марта, как один из нищих, не имея с собою никого, и стал поселяться при большой дороге. Прежде же было тут жилище разбойников, которые проливали много человеческой крови и беды причиняли людям, проходившим по той дороге, – грабили, били и до смерти убивали. Старец Герасим не знал о случавшихся здесь разбоях, поставил себе хижинку малую и стал жить в безмолвии, как один из убогих. Не желающий же добра роду человеческому враг дьявол, вознамерясь изгнать святого из пустыни, устрашал его то невидимо, то видимо, нападал на него всякими бедами колдовскими и привидениями, а иногда зверями и гадами и разными наваждениями. Преподобный же Герасим вспоминал пророчество старца Даниила, как говорил он о многих должных быть ему искушениях; и возлагал он надежду на Бога и на Пречистую Богородицу, и на молитвы преподобных отцов Сергия и Пафнутия чудотворцев, старца своего преподобного Даниила призывая, – и тотчас исчезали вражьи наваждения. Тогда старый губитель враг дьявол поднимает на преподобного злых людей, которые стали причинять ему лютые беды. Разбойники, приходя к нему, били его безжалостно, другие же выпытывали у него сокровища. Иногда проходившие мимо злые люди, не боясь Бога, издевались над преподобным, жестоко избивая и влача его. Еще же более вредили преподобному близ той пустыни жившие люди, которые ненавидели его и, считая это место своим, говорили: «Уходи, старец, отсюда. Чего ты хочешь на этом месте? Место это – наша вотчина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Белоруссии Герасим помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. В 1951 году Герасим присоединился к Церкви через миропомазание и поступил в семинарию, которую окончил в 1954 году. В семейной жизни будущий пастырь хранил всё тот же патриархальный московский уклад, к которому привык у родителей. Свою дочь воспитывал в строгости, считал, что родительское воспитание — самое важное и никакая воскресная школа его не заменит. Со своей супругой они прожили вместе 50 лет. Как только Герасим в молодости увлекся росписью храмов, с тех пор постоянно напряженно работал, не мог и дня прожить без новых дел. Тут ему очень пригодилась спортивная подготовка, которую он получил в детстве, играя в футбол: до самых преклонных лет он с необыкновенной ловкостью умел лазить по строительным лесам. Сначала его пригласили расписать Богоявленский собор в Елохове, затем, в конце 1950-х годов, кафедральный собор в Перми. Там тогда служил отец Михаил Луканян, очень образованный и тонкий человек, он эмигрировал после революции во Францию, но потом не смог жить на чужбине и вернулся. Его опыт и знания помогли Герасиму Петровичу. Роспись собора должна была быть в стиле Васнецова, и художник даже специально ездил в Киев, чтобы изучать фрески Владимирского собора. Следующей масштабной работой живописца, которая дала ему также ценный духовный опыт, стала роспись храмов Псково-Печерского монастыря. В обитель Герасим Петрович любил приезжать на протяжении всей жизни, жил там подолгу. Помимо храмов самого монастыря он расписал приходскую церковь Сорока мучеников Севастийских в Печорах. В дальнейшем художнику довелось расписывать храмы Новодевичьего монастыря, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя, патриаршую резиденцию в Переделкине. Его работы украшают также православные храмы Сербии и Чехии. Трудился он и в домовом храме Академии Генерального штаба, и во многих других московских церквях. Например, одной из его любимых работ был храм Преображения Господня в Богородском, где он и венчался, и крестил дочь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Все это Старец сохранял в тайне, а мне рассказал как своему чаду. Отец Герасим, как и Старец, хранил тайну о видении. Жившие в скиту Святого Василия решили, что отца Герасима исцелил хороший климат. Старец избегал афишировать себя, раскрывать, что это его молитва исцелила отца Герасима. Ведь смысл видения был таков: голубь, убивший змея, спустился не непосредственно с неба, а из рук Старца. Это значит, что отца Герасима исцелила молитва Старца. Но мы никому не говорили об этом. Ведь отец Герасим был человеком грамотным, образованным, ученым. А кроме этого, он очень нам помог в Катунаках. Во время немецкой оккупации ему удавалось посредничать в переговорах с немцами. Помог отец Герасим и катунакским отцам, когда те чуть не умерли от голода. Он связался с немецким комендантом в Карее, а тот уведомил коменданта Салоник, и во время сильного голода нам прислали около четырех тонн пшеницы, которая и была поделена между всеми отцами. Позже отец Герасим ушел от Старца и заболел снова. Он сразу вернулся к Старцу и сказал ему: – Старче, одна из моих болезней вернулась. – Да? А какой у тебя был помысл перед тем, как она вернулась? – Такой: «Теперь, когда ты выбросил все свои лекарства, что ты будешь делать, если заболеешь снова, здесь, в пустыне, где нет лекарств?» – Вот это и есть причина. Из-за твоего неверия болезнь к тебе возвратилась. – Старче, пожалуйста, исцели меня, и я буду внимательным, чтобы в другой раз не поддаться неверию. – Нет. Видно, это воля Божия – иметь тебе этот крест. Довольно с тебя, что ты выздоровел от двух других болезней. Теперь терпи, чтобы приобрести награду. Из-за болезни отцу Герасиму пришлось выйти в мир. Но он вернулся и продолжил жить в суровой пустыне, с самоотречением и верностью монашеским правилам. Прошли годы. Я был уже диаконом в Новом Скиту, мне было тогда двадцать три года, когда Старец узнал, что отец Герасим пришел в монастырь Святого Павла и был при кончине. Старец сказал мне: – Возьми сухарь, отнеси его отцу Герасиму и скажи, что это я посылаю ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010